Создание мини музея в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями

Обновлено: 05.07.2024

В статье представлен материал из опыта работы по организации мини-музея в детьми старшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ДОУ с семьей является одной из эффективных.

Содержимое публикации

Мини-музей в ДОУ как форма работы с родителями

(Из опыта работы)

Семья и детский сад - одни из важных социальных институтов, каждый из которых по-своему формирует у ребенка социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного образования и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по образованию и воспитанию ребенка. Это важное условие реализации образовательной программы определяет ФГОС ДО.

Организация образовательной среды не просто создает условия для общения с родителями, но и способствует проявлению их творческой активности, инициативы. Мини-музей как один из объектов предметно- развивающей среды является трудоемкой, но увлекательной формой взаимодействия ДОУ с семьей. Создание музея способствует установлению эмоциональной близости детско-родительских отношений.

Привлекая родителей к сбору экспонатов для музея необходимо учитывать принципы:

партнерство родителей и педагогов ДОУ;

единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

помощь, уважение и доверие со стороны родителей;

При организации мини-музея следует учитывать, что внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность работы зависит от удачного расположения экспонатов, степени привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: горизонтальных и вертикальных.

В рамках данного опыта организация мини-музея является эффективной формой взаимодействия ДОУ с семьей.

1. Князева, О.И., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О.А. Князева, М.Д. Маханева; Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2008. – 60с.

2. Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова; М.: Линка-Пресс, 2008. – 75с.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия.

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Цель работы ДОУ с родителями: создание единого образовательного пространства: детский сад - семья. При этом решаются приоритетные задачи: повышение педагогической культуры родителей, профилактика детско-родительских отношений, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, приобщении родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по взаимодействию с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют “мини-музеями”.

- Что такое мини-музей?

Часть слова “мини” в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

При создании мини-музея используется метод системного подхода, подробно описанный А.М. Страунингом в пособии “Методы активизации мышления дошкольников”

Принцип системного подхода легко и доступно изложен в стихотворной форме (М.С. Гафитулин):

Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то – для чего-то,
Это Что-то – из чего-то,
Это Что-то – часть чего-то.
Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то…
Что-то ты теперь возьми,
И в музее рассмотри.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями.

    привлечь внимание родителей к музеям;
  • создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
  • обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
  • использование новых форм работы с детьми и их родителями;
    формирование у дошкольников представления о музее;
  • формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • развитие креативного и логического мышления;
  • вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.
    участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;
  • ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;
  • мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по работе с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания через пректную деятельность организацию мини-музея.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

ВложениеРазмер
mini-muzey_proekt.docx 883.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №27 г.Ейска

Автор : Манака Л.Н.

Воспитатель старшей группы.

Проект: «Мини-музей в детском саду,

как форма партнерского взаимодействия

Участники проекта : дети , родители, воспитатели: Манака Л.Н., Торкай А.Н..

Актуальность: Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива , по работе с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания через проектную деятельность организацию мини-музея.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Постановка проблемы: Создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания является главной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

Цель проекта: Создание условий и выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности. Для реализации цели проекта я наметила задачи, представленные на экране.

- расширять представления и обогащать знания родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;

- гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя технологию сотрудничества детей и взрослых;

- обогащать предметно-развивающую среду для оформления образовательного пространства.

Этапы осуществления проекта:

1. Подготовительный этап:

· разработка анкет и проведение анкетирования;

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, я опиралась на следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

- подбор необходимых экспонатов для музея;

- изготовление поделок из разных материалов;

Для определения эффективности взаимодействия с родителями было проведено анкетирование родителей , цель которого определить заинтересованное отношение родителей к мини-музею в ДОУ. Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что родительская общественность является важным звеном, способствующим усиленной социализации ребенка. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности создание мини-музея.

2. Реализация проекта:

· индивидуальная работа с родителями;

· проведение экскурсий, занятий, развлечений, досугов;

· организация тематической выставки;

· проведение познавательных бесед

· совместная деятельность по схеме: педагог – ребенок; ребенок – родитель; родитель – педагог.

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

Экспонаты в мини-музей были собраны при поддержке и помощи родителей и собственными силами воспитателей. В мини-музей принималось все, что было связано с праздником 23 февраля (календари, книги, открытки, рисунки, игрушки , фотографии пап и дедушек).

Мною разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность , продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного села, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям: о том какие посылки отправляли на фронт или о трудностях санитарок на передовой. Дети по желанию сами становились экскурсоводами.

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир , приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка , способствующие его успешной социализации. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогло объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Стало традицией проводить праздники , семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки.

Используя разнообразные формы работы, вовлекла родителей в совместные с детьми творческие виды деятельности , помогла установить партнерские взаимоотношения , поощряющие активность и самостоятельность детей. В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми, повысилась педагогическая компетентность в вопросах эстетического воспитания и творческого развития дошкольников посредством музейной коммуникации.

Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

В процессе реализации данного проекта мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды ДОУ.

3. Заключительный этап:

· обобщение фотоматериалов в альбомы;

Предварительный анализ проектной деятельности в форме организации мини-музея в ДОУ показал необходимость продолжать работу в данном направлении, используя формы эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.

1. Сотрудничество с родителями:

· создание экспозиции «Мини-музея: ;

· продуктивное творческое взаимодействие.

2. Взаимодействие с детьми:

· формирование у детей ценностного отношения к истории, проявление интереса к музеям и выставкам;

· развитие познавательных способностей детей;

3. Совершенствование воспитателей:

· повышение профессиональной компетентности воспитателя;

Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнерские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.


В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мини-музеев в целостном образовательном процессе ДОУ.

Музейная педагогика — это словосочетание на слуху у всех, кто имеет отношение к воспитанию и образованию детей. На сегодняшний день существует несколько подходов к этому направлению. Одни утверждают, что это область деятельности музея, организуемая в условиях музейной среды. Другие отводят музею иную роль в воспитательно-образовательном процессе и, в этом случае, его деятельность направлена на формирование у ребёнка целостного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве [1, с.46].

Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

– образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

– развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

– просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

– воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

В то же время, данная тема остаётся недостаточно изученной, что подчеркивает ее актуальность и стимулирует для дальнейшей работы по поиску инновационных форм работы по созданию музейной среды в образовательном пространстве ДОУ, вовлечению детей и родителей в целостный образовательный процесс.

Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к истории, культуре, искусству. Главной задачей для мини-музея детского сада является решение проблемы социализации подрастающего поколения. Музей выступает как часть образовательного процесса:

– является действительным модулем развивающей предметно — пространственной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

– способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

– помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

Создание мини-музея — трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как родительские гостиные, консультации, индивидуальная работа.
  2. При выборе помещения необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
  3. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
  4. Оформление мини-музея.
  5. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей и родителей с экспонатами.
  6. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
  7. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

При создании мини-музея необходимо придерживаться следующих принципов:

– Принцип деятельности и интерактивности. Мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

– Принцип природосообразности. Мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

– Принцип научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и, в то же время, доступным для ребенка языком.

– Принцип культуросообразности. Мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве.

– Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

– Принцип регионального компонента. Мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Выбор темы мини-музея осуществляется исходя из интересов детей, инициативы педагогов, умеющих увлечь и заинтересовать всех участников, выстроить перспективу работы мини — музея. Исходя из опыта создания мини-музеев можно сказать, что эффективность работы зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка.

Для расположения мини — музея можно использовать различные части групповых комнат. Наиболее оптимальным размещением экспонатов в мини-музее является размещение их на разных уровнях. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полки, ширмы, стенды, мебель разной величины. Сбором и созданием экспонатов для мини-музеев могут заниматься и дети, и родители, и педагоги. Важное место в работе мини-музея занимают, конечно, экскурсии. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини-музея разнообразные. Это проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.

В настоящее время в детском саду функционирует три мини-музея:

C:\Users\Сергей и Ира\Desktop\DSCN5469.JPG

E:\статьи в журнал\музей 1\DSC00152.JPG


Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, создание мини-музея, дошкольное учреждение, музей, музейная среда, создание экспонатов, экспонат, детская деятельность.

Похожие статьи

Система работы с детьми и родителями по организации.

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования.

«Принципы создания мини-музея

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные

Например, при составлении описательного рассказа также можно использовать музейные экспонаты музея ДОУ или мини-музея любой группы.

Создание условий для формирования краеведческой культуры.

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок, дошкольное образование, малая Родина, родитель, образовательный процесс, дошкольное учреждение, Российская Федерация.

- Создание детьми совместно с воспитателями музейных дневников. Охотно включились в работу по созданию мини-музея родители наших воспитанников, они внесли большой вклад по сбору экспонатов.

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника.

Идея создания мини-музеев в группе возникла после того, как дети, посещающие городской музей и выставочный зал, стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности.

Проектирование психологически безопасной образовательной.

Создание мини-музея состояло из нескольких этапов.

Экспонаты нашего музея используются не только на занятиях познавательного цикла, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Распространены в детских садах мини-музеи.

Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Развитие художественного восприятия детей старшего.

Музей детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музею, усвоить правила поведения в музее и умение понимать образный язык предметов. Вместе с тем и взрослые (педагоги ГБДОУ).

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников.

Ключевые слова: музейная педагогика, музейная культура, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, культурные ценности, мини-музеи. На стыке двух тысячелетий музей стал наиболее популярным в нашей стране не только как институт искусства и.

Система работы с детьми и родителями по организации.

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования.

«Принципы создания мини-музея

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные

Например, при составлении описательного рассказа также можно использовать музейные экспонаты музея ДОУ или мини-музея любой группы.

Создание условий для формирования краеведческой культуры.

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок, дошкольное образование, малая Родина, родитель, образовательный процесс, дошкольное учреждение, Российская Федерация.

- Создание детьми совместно с воспитателями музейных дневников. Охотно включились в работу по созданию мини-музея родители наших воспитанников, они внесли большой вклад по сбору экспонатов.

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника.

Идея создания мини-музеев в группе возникла после того, как дети, посещающие городской музей и выставочный зал, стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности.

Проектирование психологически безопасной образовательной.

Создание мини-музея состояло из нескольких этапов.

Экспонаты нашего музея используются не только на занятиях познавательного цикла, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Распространены в детских садах мини-музеи.

Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Развитие художественного восприятия детей старшего.

Музей детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музею, усвоить правила поведения в музее и умение понимать образный язык предметов. Вместе с тем и взрослые (педагоги ГБДОУ).

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников.

Ключевые слова: музейная педагогика, музейная культура, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, культурные ценности, мини-музеи. На стыке двух тысячелетий музей стал наиболее популярным в нашей стране не только как институт искусства и.

Читайте также: