Чем икона отличается от картины кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для преды­ду­щих поко­ле­ний, рож­дав­шихся и живших в пра­во­слав­ной среде, был вполне досту­пен язык иконы, ибо этот язык поня­тен только для людей, зна­ю­щих Свя­щен­ное Писа­ние, чино­по­сле­до­ва­ние бого­слу­же­ния и участ­ву­ю­щих в Таин­ствах. Совре­мен­ному же чело­веку, осо­бенно недавно при­шед­шему в Цер­ковь, этого достиг­нуть зна­чи­тельно слож­нее.

И, в этом случае, пра­во­моч­ным явля­ется поста­новка вопроса: что такое икона и что такое кар­тина? Воз­можно ли духов­ное пере­рож­де­ние от созер­ца­ния живо­пис­ного полотна или это может быть только след­ствием молит­вен­ного пред­сто­я­ния перед иконой?

Не послу­жит ли это неким аргу­мен­том в защиту при­ми­тив­ного пред­став­ле­ния, что у древ­них ико­но­пис­цев просто не было эле­мен­тар­ных навы­ков в рисо­ва­нии? И не лучше ли, в таком случае, иметь в церк­вах доб­ротно напи­сан­ные кар­тины?

Ведь в XIX–XX‑м веках поз­во­ли­тельно было выпол­нять и рос­писи в храмах и молель­ные иконы в тра­ди­циях ака­де­ми­че­ской живо­писи? И при­меры тому – Иса­а­ки­ев­ский собор в Санкт-Петер­бурге или Вла­ди­мир­ский собор в Киеве.

С наи­боль­шей сте­пе­нью нагляд­но­сти отве­тить на эти вопросы можно при помощи срав­ни­тель­ного ана­лиза иконы и живо­пис­ного про­из­ве­де­ния – кар­тины, у кото­рых сле­дует выде­лить основ­ные внеш­ние – сти­ли­сти­че­ские, и внут­рен­ние – бого­слов­ские отли­чия.

Вна­чале о внут­рен­них

Кар­тина (а под кар­ти­ной сле­дует пони­мать не только про­из­ве­де­ния свет­ского харак­тера, но и живо­пись на рели­ги­оз­ные темы) пред­став­ляет собой худо­же­ствен­ный образ, создан­ный твор­че­ской фан­та­зией худож­ника и явля­ю­щийся формой пере­дачи его соб­ствен­ного миро­ощу­ще­ния. Миро­ощу­ще­ние же, в свою оче­редь, зави­сит от объ­ек­тив­ных причин: исто­ри­че­ской ситу­а­ции, поли­ти­че­ской системы, от типа и харак­тера самой лич­но­сти худож­ника, от образа его жизни. Все выда­ю­щи­еся худож­ники умели чув­ство­вать то, что вол­нует их совре­мен­ни­ков и, пре­лом­ляя обще­ствен­ный нерв эпохи через себя, остав­ляли на полотне скон­цен­три­ро­ван­ный худо­же­ствен­ный образ своего вре­мени.

Икона – откро­ве­ние Божие, выска­зан­ное языком линий и красок, кото­рое дано и всей Церкви, и отдель­ному чело­веку. Миро­воз­зре­ние ико­но­писца – миро­воз­зре­ние Церкви. Икона – вне вре­мени, она – отоб­ра­же­ние ино­бы­тия в нашем мире.

В иконе, как и в кар­тине, про­ис­хо­дит обоб­ще­ние по вполне опре­де­лен­ному прин­ципу – общее выра­жено через част­ное. Но в кар­тине это част­ное носит сугубо личные, непо­вто­ри­мые черты. Поэтому, кар­тине при­суща ярко выра­жен­ная инди­ви­ду­аль­ность автора. Она нахо­дит свое выра­же­ние в свое­об­раз­ной живо­пис­ной манере, спе­ци­фи­че­ских при­е­мах ком­по­зи­ции, в коло­ри­сти­че­ском цве­то­вом реше­нии.

Автор­ство ико­но­писца наме­рено скры­ва­ется, так как икона – тво­ре­ние собор­ное; ико­но­пи­са­ние – не само­вы­ра­же­ние, а слу­же­ние и аске­ти­че­ское дела­ние. Если на закон­чен­ной кар­тине худож­ник ставит свою под­пись, что озна­чает не только автор­ство, но и меру ответ­ствен­но­сти за про­из­ве­де­ние, то на иконе над­пи­сы­ва­ется имя того, чей лик явлен на икон­ной доске. В онто­ло­ги­че­ском смысле здесь про­ис­хо­дит соеди­не­ние имени и образа.

Кар­тина должна быть эмо­ци­о­нальна, так как искус­ство – форма позна­ния и отра­же­ния окру­жа­ю­щего мира через чув­ства. Кар­тина при­над­ле­жит миру душев­ному.

Кисть ико­но­писца бес­страстна: личные эмоции не должны иметь места. В литур­ги­че­ской жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв пса­лом­щи­ком, наме­ренно лишена внеш­них эмоций; сопе­ре­жи­ва­ние про­из­но­си­мым словам и вос­при­я­тие ико­но­гра­фи­че­ских сим­во­лов про­ис­хо­дят на духов­ном уровне.

Кар­тина – сред­ство для обще­ния с авто­ром, с его идеями и пере­жи­ва­ни­ями, кото­рые могут быть как сугубо инди­ви­ду­аль­ными, так и выра­жать харак­тер­ные обще­ствен­ные умо­на­стро­е­ния.

Икона – сред­ство для обще­ния с Богом и свя­тыми Его.

Прежде чем при­сту­пить к срав­не­нию сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стей ико­но­писи и живо­писи, сле­дует ска­зать, что изоб­ра­зи­тель­ный язык хри­сти­ан­ских свя­щен­ных изоб­ра­же­ний скла­ды­вался поэтапно и синер­гизм внут­рен­него – сакраль­ного, и внеш­него – образно-эмо­ци­о­наль­ного, фор­ми­ро­вав­шийся на про­тя­же­нии сто­ле­тий полу­чил свое закон­чен­ное выра­же­ние в пра­ви­лах и уста­нов­ках ико­но­пис­ного канона. Икона – не иллю­стра­ция Свя­щен­ного Писа­ния и цер­ков­ной исто­рии, не порт­рет свя­того, хотя позна­ва­тель­ная и про­све­ти­тель­ская функ­ция свя­щен­ных изоб­ра­же­ний всегда учи­ты­ва­лась Цер­ко­вью. Икона для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина служит свое­об­раз­ным посред­ни­ком между ося­за­е­мым чув­ствен­ным миром и миром недо­ступ­ным для обы­ден­ного вос­при­я­тия, миром, кото­рый позна­ется только верой. Говоря по дру­гому, икона при­звана являть утра­чен­ную кра­соту и непо­хо­жесть мира, кото­рый был до гре­хо­па­де­ния, и воз­ве­щать и мире гря­ду­щем, изме­нен­ном и пре­об­ра­жен­ном. И канон, как остро регла­мен­ти­ро­ван­ный способ пере­дачи этой непо­хо­же­сти, не поз­во­ляет иконе нис­хо­дить до уровня свет­ской живо­писи.

Поскольку теперь речь пойдет о кон­кре­тике, то нужно усло­виться, что под иконой будут под­ра­зу­ме­ваться не только соб­ственно иконы, но и сте­но­пись, а под кар­ти­ной – про­из­ве­де­ния, выпол­нен­ные в тра­ди­циях реа­ли­сти­че­ской изоб­ра­зи­тель­ной гра­мот­но­сти, то есть в такой живо­пис­ной манере, кото­рая сло­жи­лась в эпоху ита­льян­ского Воз­рож­де­ния.

Отли­чие первое

Или можно про­сле­дить, как изоб­ра­жают одежды на кано­ни­че­ских иконах: вместо мягких и плав­ных линий скла­док ткани – жест­кие, гра­фич­ные изломы, кото­рые по-осо­бому кон­тра­сти­руют с мягкой живо­пи­сью ликов. Но линии скла­док не хао­тичны, они под­чи­нены общему ком­по­зи­ци­он­ному ритму иконы. В таком под­ходе к изоб­ра­же­нию про­сле­жи­ва­ется идея освя­ще­ния и чело­века, и физи­че­ских пред­ме­тов, окру­жа­ю­щих его.

ikona_i_kartina_03


Пример изоб­ра­же­ния скла­док одежды на иконе (слева) и на кар­тине (справа)

Другой пример: изоб­ра­же­ние гор на пра­во­слав­ных иконах. Это не синие рери­хов­ские вер­шины – на иконах это сим­волы духов­ного вос­хож­де­ния, вос­хож­де­ния к лич­ност­ному и Еди­ному Богу. Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода сти­ли­зо­ван­ные сту­пени, бла­го­даря кото­рым гора при­об­ре­тает смысл лест­ницы.

ikona_i_kartina_04


Горки на иконе (слева) и горы на кар­тине (справа)

Отли­чие второе

Отли­чие сти­ли­стики иконы от реа­ли­сти­че­ской кар­тины – это прин­цип изоб­ра­же­ния про­стран­ства. Кар­тина постро­ена по зако­нам прямой пер­спек­тивы. Что это такое, можно выяс­нить, если пред­ста­вить рису­нок или фото­гра­фию желез­но­до­рож­ного полотна. Нетрудно заме­тить, что рельсы схо­дятся в одной точке, рас­по­ло­жен­ной на линии гори­зонта.

Для иконы харак­терна обрат­ная пер­спек­тива, где точка схода рас­по­ла­га­ется не в глу­бине кар­тин­ной плос­ко­сти, а в пред­сто­я­щем перед иконой чело­веке – идея изли­ва­ния мира гор­него в наш мир, мир доль­ний. И парал­лель­ные линии на иконе не схо­дятся, а наобо­рот, рас­ши­ря­ются в про­стран­стве иконы. Да и самого про­стран­ства как тако­вого нет. Перед­ний и задний планы имеют не пер­спек­тив­ное – изоб­ра­зи­тель­ное, а смыс­ло­вое зна­че­ние. На иконах отда­лен­ные пред­меты не скрыты за легкой, воз­душ­ной пеле­ной, как их изоб­ра­жают на реа­ли­сти­че­ских кар­ти­нах, – нет, эти пред­меты и детали пей­зажа вклю­чены в общую ком­по­зи­цию как пер­во­пла­но­вые. Конечно, необ­хо­димо заме­тить, что ико­но­пис­ный канон – не жест­кая схема, и нельзя пре­вра­щать его в ГОСТ, а икону в чертеж. Поэтому за ико­но­пис­цем оста­ются неко­то­рые права видо­из­ме­нять уста­нов­лен­ный обра­зец, в зави­си­мо­сти от того, какой бого­слов­ский смысл он хочет под­черк­нуть в данной ико­но­гра­фии. И поэтому на иконе иногда можно уви­деть изоб­ра­же­ние эле­мен­тов ико­но­гра­фии, выпол­нен­ные как в обрат­ной, так и в прямой пер­спек­тиве.


Прин­цип изоб­ра­же­ния пред­мета в обрат­ной пер­спек­тиве (слева) и в прямой (справа)

ikona_i_kartina_06


Прямая пер­спек­тива в кар­тине

Отли­чие третье

Отсут­ствие внеш­него источ­ника света. Свет исхо­дит от ликов и фигур, из глу­бины их, как символ свя­то­сти. Есть пре­крас­ное срав­не­ние ико­но­писи со све­то­пи­сью. Дей­стви­тельно, если вни­ма­тельно погля­деть на икону древ­него письма, то невоз­можно опре­де­лить, где нахо­дится источ­ник света, не видно, сле­до­ва­тельно, и пада­ю­щих от фигур теней. Икона – све­то­носна, и моде­ли­ровка ликов про­ис­хо­дит за счет света, изли­ва­ю­ще­гося изнутри самих ликов. Тех­ни­че­ски это осу­ществ­ля­ется особым спо­со­бом письма, при кото­ром белый грун­то­вый слой – левкас – про­све­чи­вает сквозь кра­соч­ный слой. Подоб­ная соткан­ность изоб­ра­же­ний из света застав­ляет нас обра­титься к таким бого­слов­ским поня­тиям, как иси­хазм и гума­низм, кото­рые, в свою оче­редь, выросли из еван­гель­ского сви­де­тель­ства о Пре­об­ра­же­нии Гос­пода нашего на горе Фавор.

ikona_i_kartina_07


Обрат­ная пер­спек­тива в иконе

По про­ше­ствии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высо­кую одних, и пре­об­ра­зился пред ними: и про­си­яло лице Его, как солнце, одежды же Его сде­ла­лись белыми, как свет ( Мф. 17:1-2 ).

Конечно, иси­хазм, как целост­ное хри­сти­ан­ское миро­воз­зре­ние, особый путь узкими вра­тами пра­во­слав­ной аскезы к обо­же­нию, путь непре­стан­ной молитвы – умного дела­ния, не имеет пря­мого отно­ше­ния к свя­щен­ным изоб­ра­же­ниям. Хотя суще­ствует рас­про­стра­нен­ное мнение, что именно иси­хазм поз­во­лил сохра­ниться ико­но­пи­са­нию во всей пол­ноте, поз­во­лил осо­знать икону как пред­мет, кото­рый в своей сакраль­ной сути досту­пен не обы­ден­ному, а про­свет­лен­ному зрению, тогда как гума­низм спо­соб­ство­вал пере­рож­де­нию иконы в свет­скую живо­пись.

Говоря о свете на иконах, необ­хо­димо кос­нуться и такой харак­тер­ной детали ико­но­гра­фии как нимбы. Нимбы, как символ свя­то­сти, напо­ен­но­сти Боже­ствен­ным светом – важ­ней­шая осо­бен­ность хри­сти­ан­ских свя­щен­ных изоб­ра­же­ний. На пра­во­слав­ных иконах нимб пред­став­ляет собой окру­жие, состав­ля­ю­щее единое целое с фигу­рой свя­того. Для запад­ных, като­ли­че­ских свя­щен­ных изоб­ра­же­ний и картин, харак­терно другое рас­по­ло­же­ние: нимб в виде круга висит над голо­вой свя­того. Можно сде­лать вывод, что като­ли­че­ский вари­ант нимба – это награда, данная свя­тому извне, а пра­во­слав­ный – венец свя­то­сти рож­ден­ный изнутри. Пра­во­слав­ная тра­ди­ция изоб­ра­же­ния нимба пред­по­ла­гает соеди­не­ние двух воль: воли чело­века, стре­мя­ще­гося к свя­то­сти и воли Бога, откли­ка­ю­ще­гося на это стрем­ле­ние и воз­рож­да­ю­щего в чело­веке тот нега­си­мый свет, кото­рый дан каж­дому.

ikona_i_kartina_09


Нимб пра­во­слав­ный (слева) и като­ли­че­ский (справа)

Отли­чие чет­вер­тое

Цвет не явля­ется сред­ством коло­ри­сти­че­ского постро­е­ния иконы, он несет сим­во­ли­че­скую функ­цию.

Напри­мер, крас­ный цвет на иконах муче­ни­ков может сим­во­ли­зи­ро­вать жерт­во­ва­ние собой ради Христа, а на других иконах – это цвет цар­ского досто­ин­ства.

Особо хочется ска­зать о золоте на иконах. Золото – символ Боже­ствен­ного света, и чтобы пре­дать на иконах сияние этого нетвар­ного света, тре­бо­ва­лись не краски, а особый мате­риал. Таким мате­ри­а­лом стало золото как металл, не под­вер­жен­ный кор­ро­зии. Золото на иконах – анти­теза функ­ции золота как сим­вола зем­ного богат­ства. Золо­тые нимбы святых. Золо­тые блестки на их ризах – асси­сты или ина­копь – знак при­част­но­сти к Боже­ству по бла­го­дати.

Цве­то­вые сино­нимы золоту – это золо­ти­сто-желтая охра, крас­ный (то есть пре­крас­ный) и белый цвета. Белый цвет – это цвет жерт­вен­ных живот­ных. К при­меру, – агнца.

Глухой черный цвет, цвет, через кото­рый не про­све­чи­вает левкас, на иконах исполь­зу­ется только в тех слу­чаях, когда надо пока­зать силы зла или пре­ис­под­нюю.

Отли­чие пятое

Кано­ни­че­ская икона не имеет слу­чай­ных дета­лей или укра­ше­ний, лишен­ных смыс­ло­вого зна­че­ния. Даже оклад – укра­ше­ние лице­вой поверх­но­сти икон­ной доски – имеет свое обос­но­ва­ние. Это свое­об­раз­ная пелена, обе­ре­га­ю­щая свя­тыню, сокры­ва­ю­щая ее от недо­стой­ных взгля­дов.

Таковы, в общих чертах, основ­ные отли­чия иконы от кар­тины.

В данном ана­лизе были рас­смот­рены только две пози­ции – бого­слов­ская и сти­ли­сти­че­ская. Но есть еще и третья – это вос­при­я­тие иконы и кар­тины чело­ве­ком и, глав­ное, его отно­ше­ние к ним.

Пред­ста­вим себе двух кол­лек­ци­о­не­ров, к кото­рым попа­дает уни­каль­ный, сде­лан­ный выда­ю­щимся масте­ром, кинжал. Первый кол­лек­ци­о­нер – чело­век без­ре­ли­ги­оз­ный – с радо­стью примет такой пред­мет в свою кол­лек­цию. Несмотря на то, что этот кинжал явля­ется ору­дием сата­нин­ского культа и служил для чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний. Пожа­луй, подоб­ное знание о пред­мете в созна­нии этого соби­ра­теля только при­даст еще боль­ший статус дан­ному экс­по­нату. Он поме­стит кинжал на видное место и будет вос­тор­гаться вир­ту­оз­но­стью его отделки.

Другой же кол­лек­ци­о­нер, пусть и не глу­боко веру­ю­щий, а хотя бы стре­мя­щийся к хри­сти­ан­ским цен­но­стям, содрог­нется от подоб­ного при­об­ре­те­ния.

Этот пример – сви­де­тель­ство того, что знание о пред­на­зна­че­нии пред­мета, оценка его функ­ци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти, впря­мую зави­сит от того, какие чув­ства и эмоции вызо­вет у чело­века этот пред­мет. Кар­тина, коло­рит кото­рой пора­жает утон­чен­но­стью красок, а ком­по­зи­ция сораз­мер­но­стью и гар­мо­нич­но­стью всех эле­мен­тов, вряд ли найдет истин­ный отклик в сердце хри­сти­а­нина, если ее идея – оправ­да­ние миро­вого зла.

Конечно, внеш­ней кра­соты пред­мета без ярко выра­жен­ного его пред­на­зна­че­ния, просто не может быть. Внут­рен­нее в пред­мете активно влияет на внеш­нее, и орудие риту­аль­ного убий­ства, на лезвии кото­рого под­спудно ощу­ща­ются следы крови, нельзя назвать истинно кра­си­вым.

Кра­сота истин­ная – это един­ство формы и содер­жа­ния, причем такого содер­жа­ния, кото­рое нераз­рывно свя­зано с Твор­цом кра­соты. При­ме­ром может слу­жить изоб­ра­же­ние Креста или изоб­ра­же­ние Рас­пя­тия. В суть позор­ной и страш­ной казни было при­вне­сено новое содер­жа­ние и это содер­жа­ние настолько пре­об­ра­зило ее суть, что и орудие казни и сама казнь послу­жили про­об­ра­зом и для икон, и для живо­пис­ных поло­тен, а изоб­ра­же­ние орудия казни стало почи­таться как свя­щен­ное.

Почи­та­ние. Это слово явля­ется клю­че­вым для пони­ма­ния роли иконы в духов­ном ста­нов­ле­нии чело­века и роли изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства в душевно-эмо­ци­о­наль­ном вос­пи­та­нии лич­но­сти. Может ли кар­тина стать пред­ме­том почи­та­е­мым? Несо­мненно. Лучшие образцы живо­писи имеют огром­ную эсте­ти­че­скую и мате­ри­аль­ную цен­ность. Почи­та­ется не только худо­же­ствен­ное досто­ин­ство полотна, но и про­яв­ле­ние твор­че­ской силы чело­века, причем не обя­за­тельно кон­крет­ного автора, а чело­века вообще, чело­века как тво­ре­ние Божие, как подо­бие Творца, наде­лен­ное спо­соб­но­стью тво­рить.

Итак, каза­лось бы, все просто: кар­тину – про­из­ве­де­ние искус­ства – мы созер­цаем, а перед свя­щен­ным изоб­ра­же­нием – иконой – пред­стоим в молитве. Но эта про­стота кажу­ща­яся. Раз­ница между пред­ме­том, пред­на­зна­чен­ным для целей рели­ги­оз­ных и пред­ме­том, назна­че­ние кото­рого – эсте­ти­че­ское насла­жде­ние не всегда одно­значно выра­жена в обла­сти чело­ве­че­ского вос­при­я­тия. Живо­пись, осо­бенно живо­пись на рели­ги­оз­ные сюжеты, также может вызвать пре­об­ра­же­ние души чело­ве­че­ской, как и икона.

Ико­но­по­чи­та­ние – это не только дог­ма­ти­че­ский прин­цип. Это и мисти­че­ский опыт пере­жи­ва­ния иной реаль­но­сти.

Цер­ко­вью почи­та­ются сотни чудо­твор­ных икон, созданы молитвы, ака­фи­сты, посвя­щен­ные им; в годо­вом бого­слу­жеб­ном круге суще­ствуют дни их чество­ва­ния.

Под­водя итог всему ска­зан­ному, можно сде­лать вывод, что глав­ная задача иконы – пока­зать реаль­ность мира духов­ного. В отли­чие от кар­тины, кото­рая пере­дает чув­ствен­ную, мате­ри­аль­ную сто­рону мира. Кар­тина – веха на пути эсте­ти­че­ского ста­нов­ле­ния чело­века; икона – веха на пути спа­се­ния.

Но в любом случае, икона – это всегда свя­тыня, в какой бы живо­пис­ной манере она ни была выпол­нена. Глав­ное, чтобы всегда ощу­ща­лась сте­пень ответ­ствен­но­сти ико­но­писца за свою работу перед тем, кого он изоб­ра­жает: образ должен быть достоин пер­во­об­раза.

Иконы и картины: в чем разница, по каким признакам их можно отличить?

В широком понимании икона – это написанное на доске изображение Бога, ликов святых, событий библейской тематики. Однако уже давно на досках пишут не только иконы, но и обычные картины, портреты. В то же время библейские сюжеты с соблюдением иконописных канонов сегодня изображают на холсте и других материалах. Может ли неспециалист отличить икону от картины, по каким критериям это можно сделать?

Художественные отличия иконы от картины

Главное отличие иконы от картины заключается в том, что иконописец не привносит в изображение своего личного мировосприятия. Икона пишется по определенным иконописным канонам и отражает мировоззрение Церкви. В картине же отражается личность автора, его собственное, свойственное ему одному восприятие окружающего мира, явлений, событий.

Художественными отличиями этих полотен являются:

- Символизм икон и реализм картин. Фигуры и лица персонажей, изображенных на иконах, не соответствуют пропорциям реальных людей, как и окружающая их обстановка, предметы. Зачастую изображения людей на иконах слегка вытянутые, что предает им легкости и воздушности, несвойственным натуральному миру.

- Прямая и обратная перспективы. Картинам свойственна прямая перспектива, когда изображенные на полотне люди и предметы сводятся (уменьшаются) к линии горизонта. В иконах, где действует обратная перспектива, линии не сходятся в глубине, а расширяются в пространстве.

- Наличие и отсутствие источника света. Изображение на картинах имеет естественную или искусственную подсветку: от солнца или луны, от лампы или другого прибора. В иконах невидимый свет идет как бы изнутри, от лика и фигуры Бога или святого. Поэтому в отличие от картин в иконах нет теней и полутеней.

- Отсутствие в иконе временных ограничений. Если картина изображает конкретный момент времени, то сюжет иконы может растянуться от рождения до смерти человека или от сотворения мира до его окончания.

Что же касается цветовых решений, то в иконе цвета выполняют по большей части символическую функцию.

Смысловые и эмоциональные отличия

Картина передает чувственное восприятие художником окружающего мира. Она отражает эмоции человека и предназначена для удовлетворения душевных, эстетических потребностей. Автор полотна выражает себя через свое произведение. Поэтому картины всегда подписываются художником, как правило, для своего прославления.

Иконы прославляют Бога и святых, поэтому авторство зачастую не раскрывается. Иконопись призвана спасать человеческие души, обращать существо человека к высшей духовной ценности – к Господу. Икона бесстрастна и не вызывает душевных эмоций, но помогает отойти от мирской суеты, рождает покаяние и искреннюю молитву.

Во времена, когда общество во главу угла ставило христианские ценности, язык канонической иконы был понятен каждому человеку, знакомому со Священным Писанием. Начиная с XVIII века в России кроме икон древнерусской и византийской школы стали появляться иконы академического письма, которые по своей сути являлись живописными картинами на библейскую тематику. Этот стиль написания пришел с Запада в послепетровский период. С тех пор многие иконы западного письма стали почитаемы в православии. Но большинство все же осталось живописью. Определим, что же такое икона и чем она отличается от картины на религиозную тему.

Определение

Икона – это Божественное откровение, воплощенное на полотне или доске языком красок и линий. Священное изображение находится вне времени и является отображением инобытия в реальном мире.


Сравнение

Есть две категории различий между картиной и иконой: стилистические или видимые и богословские или внутренние.

Богословские различия

Эмоциональность. И написание иконы, и создание картины происходит по принципу выражения общего через частное.

В картине всегда ощущается присутствие мастера, его индивидуальность как человека, и как художника. Передача им своих чувств и эмоций происходит на душевном уровне.

Рука иконописца бесстрастна. В жизни Церкви очень многое лишено внешних личных эмоций. Передача иконографических символов происходит на более высоком, духовном уровне.

Авторство. Картина – это самовыражение художника, поэтому она всегда имеет своего автора. Полотно обязательно подписывается им.

Авторство иконописца всегда сокрыто, оно не является самовыражением. Написание образа – это аскетическое делание в деле служения Богу. Подписывается икона именем святого, который на ней изображен.

Цель. Картина – это средство общения на уровне чувств созерцателя изображения с его автором, переживаниями и идеями мастера.

Икона служит цели общения верующего человека с Богом.

Стилистические различия

Картина – это иллюстрация библейского события. Она написана в манере светской живописи, ничем не регламентируется и ограничена только фантазией художника.

Икона ничего не иллюстрирует. Она – посредник между миром реальным, осязуемым, и тем миром, который недоступен осязанию и может быть постигнут только верой. Ее написание строго регламентируемо каноном, не позволяющим образу снисходить до уровня обычной светской живописи.

Реальность и условность изображения. Для иконы характерна условность изображения. То есть, изображается не сам предмет, а идея, которую он несет. Все подчинено цели раскрытия внутреннего смысла. Именно отсюда деформированные (удлиненные) фигуры святых, что символизирует преображение земной плоти в мире горнем, жесткие графические изломы линий одежды, контрастирующие с мягким изображением ликов.

Для картины характерна реальность изображения, подчеркнутая пышность и декоративность, любование красотой и правильностью форм. Линии одежды мягкие и плавные, гармонирующие с реальным изображением лиц.

Принцип изображения пространства. Для картины характерна прямая перспектива, что хорошо объясняется изображением железнодорожного полотна – параллельные линии у горизонта сходятся в одной точке.

Для иконы характерен принцип обратной перспективы: точкой схождения является сам человек, стоящий перед образом. Это – символ того, что все изливается нам оттуда, из мира высшего. То есть, параллельные линии в глубине пространства иконы расширяются.

Но пространства как такового на иконе нет. И близлежащие предметы, и отдаленные являются первоплановыми. На картине строго разграничены предметы переднего и заднего плана.

Источник света. Свет на иконе как бы исходит от самого изображения, как символ святости. Нет теней, падающих от предметов. На картине источник света внешний, как бы посланный извне человеку за его святость.

Нимбы – важнейшая особенность священных христианских изображений. Они символизируют святость и полноту Божественного света. На иконах окружие составляет одно целое с изображением святого. На картинах божественной тематики нимб находится над головой святого, как символ посланной свыше награды.

Цвет. При написании иконы цвет имеет символическое значение. Для картины цветовая гамма также символична, но имеет значение и подчиненная законам живописи колористика полотна.

Единовременность изображения. Для иконы характерен принцип отсутствия временно-пространственных рамок. Несколько событий, отдаленных во времени, изображены на иконе в композиционном единстве. Этот прием соответствует христианскому понятию о том, что у Бога один день как тысяча, и тысяча дней как один. Картина же изображает событие, ограниченное временем и пространством.

  1. Икона – это реальность мира духовного, она боговдохновенна и символична, для нее характерна условность изображения. Картина – это реальность мира материального, она имеет своего автора, ее изображение соответствует представлениям человека о реальных предметах.
  2. Картина – веха на пути эстетического возрастания личности. Икона – веха на пути спасения.
  3. Икона – всегда святыня, перед ней мы предстоим в молитве. Картину мы созерцаем, восхищаясь талантом автора.
  4. Картина имеет авторство, имя же иконописца сокрыто.

Бог всегда велик, Он постоянно рядом. Эту правдивую и простую реальность стремится передать нам икона. Поэтому, в какой бы технике она ни была написана, будет оставаться святыней, если образ на ней соответствует первообразу.

Икона — будь то старинная фреска или работа современного мастера — всегда написана по четким изобразительным канонам.

Даже те, кто с этими канонами не знаком, чаще всего смогут отличить икону от картины — чисто интуитивно.

Чем икона отличается от картины?


Глядя на картину, мы видим личность художника, его эмоции — душевную скорбь о крестных страданиях Христа, гнев на Его гонителей, ликование от воскресения. Картина может быть красива, даже гениальна, может волновать наше сердце, но на молитву мы встаем перед иконой. Икона бесстрастна — мысли и чувства иконописца остаются за ее рамками, а его талант служит одной главной цели — общению с Богом и преображению души человека.

Читайте также: