Анализ психологической безопасности в школе

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме психологической безопасности образовательной среды и ее оценки глазами субьектов образовательного процесса: учителей, учащихся и родителей в современной школе. В эмпирическом исследовании проводился сравнительный анализ уровней отношения к образовательной среде, удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды школы и защищенности от насилия в школе у субъектов образовательной среды. Значимые различия выявились в оценки психологической безопасности образовательной среды у учителей и учащихся, а так же их родителей.
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, психологическая безопасность образовательной среды, субьекты образовательного процесса, уровни психологической безопасности.

Corparative analysis of the assessment of psychological safety of the educationalenvironment by subjcts of the educational process.

Dronova Elena Ivanovna.
Course 1. Master student KHSU named after N. F. Katanov, Russian Federation, Abakan
Scientific adviser Yaparova O.G.
Candidate of Psychological Sciances Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, INPO KHSU named after N. F. Katanov, RF, Abakan

Abstract: The article is devoted to the actual problem of psychological safety the educational environment and its assessment through the eyes of the subjects of the educational process: teachers, students and parents in a modern school. In empirical research conducted a comparative analysis of the levels of attitudes towards the educational environment was carried out, satisfaction with significant characteristics of the educational environment of the school and protection from violence at school among subjects of the educational environment. Significant differences were found in the assessment of the psychological safety of the educational environment for teachers and students, as well as their parents.
Keywords: educational environment, psychological safety, psychological safety of the educational environment, subjects of educational process, levels of psychological safety.

Результаты анализа современных исследований психологической безопасности образовательной среды показали, уровень психологической безопасности образовательной среды в различных образовательных учреждениях различается[1]. В образовательных учреждениях с высоким уровнем психологической безопасности, для педагогов обучающиеся отличаются более стабильным эмоциональным состоянием с преобладанием позитивно окрашенных эмоций и чувств, большим интересом к социальному окружению, уверенностью в собственных силах и возможности менять сложившуюся ситуацию. Психологическая безопасность образовательной среды различных образовательных учреждений в оценках педагогов имеет, в отличие от данных обучающихся, более выраженную дифференциацию и различия в зависимости от конкретного учреждения[2].

В меньшей степени в различных исследованиях анализируются запросы родителей к системе школьного образования и степени их удовлетворенности психологической безопасности образовательной среды. Между тем, родители учащихся – полноправные участники образовательного процесса и их взгляд относительно различных аспектов деятельности школы должно являться одним из индикаторов ее эффективности [4].

В ряде научных публикаций последних лет затрагиваются вопросы, связанные с отношением родителей к различным аспектам школьного образования. Спектр проблем, волнующих родителей учащихся и, соответственно, вызывающих исследовательский интерес, весьма широк.

Родители заинтересованы в психологически безопасной образовательной среде школы, угроза которой возникает в связи с изменением педагогического и ученического контингента школы. Таким образом, создается почва для конфликтов. В зону конфликтов втягиваются педагоги, родители, ученики.

В последнее десятилетие проведено и описано большое количество исследований, касающихся проблемы психологической безопасности образовательной среды. Однако недостаточно данных, позволяющих сравнить, как оценивают все субъекты образовательного процесса (учащиеся, их родители, учителя) психологическую безопасность в их школах.

Методологической основой исследования послужила концепция И.А. Баевой о том, что психологическая безопасность образовательной среды – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия; положение В.А. Ясвина о том, что под образовательной средой (или средой образования) понимают систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении; положение А.А. Реана, Н.Л. Московичевой о том, что неудовлетворенная потребность в доверительном общении с взрослыми в подростковом возрасте мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях.

Целью нашего исследования было изучить и провести сравнительный анализ оценки психологической безопасности образовательной среды субъектами образовательного процесса.

Мы предположили, что существуют различия в оценке психологической безопасности субъектами образовательного процесса, а именно: уровень отношения к образовательной среде, удовлетворенности характеристиками среды и уровнем защищенности у учителей выше, чем у учащихся и их родителей.

Для сравнения исследуемых нами групп был проведен анализ сравнения средних t-критерия для независимых выборок. Статистическая значимость t-критерия Стьюдента была подсчитана с помощью программы IBM SPSS Statistic 23.0. Для сравнения исследуемых нами групп мы использовали значимые различия (p ≤ 0,05).

Аналитическая справка

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Аналитическая справка

Исследование психологической безопасности образовательной среды

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Характеристики психологической безопасности образовательной среды:

• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

• укрепление психического здоровья;

• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной среды в ОУ

1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния её психологической безопасности;

2. выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья учащихся и педагогов путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;

Средства достижения поставленных задач:

Объекты изучения:

Анализ результатов исследования показал, что для педагога характерно позитивное отношение к МБОУ СОШ № 2 (100%) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде МБОУ СОШ № 2. Также выявлено, что в позитивном отношении педагогов превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Эти данные представлены в таблице №1.

Как видно из таблицы, эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения педагога к образовательной среде школы преобладает над поведенческим, что может свидетельствовать о том, что данному педагогу по отношению к своей работе больше свойственно постоянное совершенствование и развитие их профессионального мастерства и способностей. Почти всегда работа вызывает у него хорошее настроение.

Следующим этапом анализа методики является определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.

Для педагогов характерна удовлетворенность в большой степени:

• взаимоотношениями с педагогами и специалистами,

• взаимоотношениями с обучающимися,

•возможность высказать свою точку зрения,

•сохранение личного достоинства,

• возможность проявлять инициативу, активность.

Таблица № 1. Отношение педагога к образовательной среде.

Компоненты отношения к образовательной среде школы

Когнитивный и эмоциональный

Эмоциональный и поведенческий

Все три компонента

В большей степени педагога удовлетворен следующими показателями, представленными в таблице 2:

Степень удовлетворенности педагога характеристиками образовательной среды

Характеристика школьной среды

Степень удовлетворенности педагога (%)

В очень большой степени

Взаимоотношения с педагогами и специалистами

Взаимоотношения с обучающимися

Возможность высказать свою точку зрения

Уважительное к себе

Сохранение личного достоинства

Возможность обратиться за помощью

Возможность проявлять инициативу, активность

Учет личных проблем и затруднений

Таким образом, мы видим высокую степень удовлетворенности педагогом важнейшими характеристиками образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.

Следующий этап анализа - оценка уровня увлекательности работы для педагогов.

Педагог отмечает, что считает свою работу увлекательной. (Таблица 3)

Степень увлекательности работы для педагога образовательного учреждения.

В очень большой степени

В большой степени

Заключительный этап анализа исследования - это оценка степени защищенности педагога по их самоанализу.

Так, полностью защищенными по отношению к обучающимся, коллегам и администрации чувствует себя педагог по следующим показателям:

• От публичного унижения/ от оскорбления

• От принуждения делать что либо против желания

• От недоброжелательного отношения

Дальнейший анализ результатов исследования опросника обучающегося показал, что для ребенка характерно позитивное отношение к МБОУ СОШ № 2 (100%) и, также, высокий уровень отношения к образовательной среде МБОУ СОШ № 2. Также выявлено, что в отношение к школе превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Эти данные представлены в таблице №1.

Как видно из таблицы, эмоциональный и когнитивный компонент позитивного отношения обучающегося к образовательной среде МБОУ СОШ № 2 равно соотносится с поведенческим, что может свидетельствовать о том, что положительное отношение к УДО по всем компонентам.

Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды показывает удовлетворенность в следующих параметрах :

• взаимоотношениями с педаогами,

• взаимоотношениями с обучающимис,

•возможность высказать свою точку зрения, и обратиться за помощью,

•уважительное отношение к себе,

• возможность проявлять инициативу, активность.

Таблица № 1. Отношение обучающегося к образовательной среде.

Компоненты отношения к образовательной среде школы

Когнитивный и эмоциональный

Эмоциональный и поведенческий

Все три компонента

Степень удовлетворенности обучающихся характеристиками образовательной среды

Характеристика образовательной среды

Степень удовлетворенности обучающихся (%)

В очень большой степени

Взаимоотношения с педагогом

Взаимоотношения с обучающимися

Возможность обратиться за помощью

Уважительное отношение к себе

Возможность проявлять инициативу, активность

Очевидна очень высокая степень удовлетворенности важнейшими характеристиками образовательной среды, лежащими в основе психологической безопасности.

Таблица 3 .

Степень увлекательности работы для обучающихся образовательного учреждения.

В очень большой степени

В большой степени

Еще одним важным моментом является показатель защищенности обучающихся по показателям.

• От публичного унижения/ от оскорбления

• От принуждения делать что либо против желания

• От недоброжелательного отношения, в большей степени, что может предполагать некоторый психологический дискомфорт (в общение со сверстниками)

Следующим этапом исследования является опросник для родителя. Его ответы показали, что считает обучение и воспитание в данной организации на высоком уровне. Преобладает позитивное отношение к Центру детского творчества (100%) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде. Также выявлено, что в позитивном отношении к МБОУ СОШ № 2 превалирует когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.


Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности

Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологического здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Большинство родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнуют конфликты детей между собой и школьников с педагогами, беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Именно поэтому школа должна стать не только местом, где учат и воспитывают, но и психологически безопасным, комфортным пространством.

Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формировании в детстве. Современный учитель должен обращать внимание на базовые факторы, определяющие и обеспечивающие психологическую безопасность образовательного процесса. [2]

Очевидно, что психологическая безопасность — важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Баева И. А. дает определение психологической безопасности в следующих аспектах:

‒ как система межличностных отношений, вызывающих у участников ощущение принадлежности (референтной значимости среды);

‒ как состояние образовательной среды, в котором отсутствует психологическое насилие во взаимодействии, которое способствует удовлетворению потребностей в общении личностно-доверительного плана, и создает референтную значимость среды, а также обеспечивает психическое здоровье всех участников;

‒ как системы мер, которые направлены на предотвращение угроз для устойчивого развития личности.

Исходя из этого, источником психологического комфорта выступает организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса. Основной угрозой при этом является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, нарушается базовое удовлетворение основных потребностей. Как правило, основным источником психотравмы является психологическое насилие в процессе взаимодействия. Анализ работ по проблемам психологического насилия дает основание выделить следующие его проявления: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение сделать что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение, недоброжелательное отношение. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности является также непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. [1]

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психологического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования, одной из задач которой является осуществление мониторинга психологической безопасности.

Основными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают:

  1. Качество межличностных отношений.
  2. Комфортность образовательной среды.
  3. Защищенность от психологического насилия.
  4. Удовлетворенность образовательной средой.

Качество межличностных отношений раскрывается через позитивные факторы (доверие, доброжелательность, принятие, толерантность) и негативные факторы (агрессивность, конфликтность, враждебность, манипулятивность). Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности, укрепляют психическое здоровье.

Защищенность в образовательной среде рассматривается через оценку отсутствия психологического насилия во всех его видах и формах для всех участников образовательного пространства.

Удовлетворенность образовательной средой анализируется через возможности удовлетворения базовых потребностей ребенка: в помощи и поддержке, в сохранении и повышении его самооценки, в познании и в преобразующей деятельности, в развитии способностей.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в группе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Для определения качества межличностных отношений используется социометрическая техника, разработанная Дж. Морено. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. С помощью диагностики выявлено, что психологический климат в классах положительный, но есть ребята, на которых стоит обратить внимание. Ребенок, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в психологической поддержке, и мы должны помочь ему укрепить психологическое здоровье.

По результатам проведенной нами диагностики самым благоприятным предметом является математика, на втором месте — музыка и физкультура, английский язык, затем окружающий мир, литературное чтение, технология и изобразительное искусство; русский язык занимает последнее место.

Сравнивая эти показатели со средним значением качества обученности по предметам можно заметить, что предмет русский язык имеет качество обученности сравнительно ниже других предметов. Это говорит о том, что на уроке русского языка ребята чувствуют себя тревожно, у них не все получается, скорее всего, это связано с высокими требованиями к изучению предмета.

В ходе диагностики ребята поместили на последние места такие предметы как изобразительное искусство, технология, физическая культура, но при этом качество обученности по этим предметам остается высоким. Исходя из специфики предмета, отметка выставляется с учетом творческих или физических способностей, поэтому качество обученности может отличаться от психологического состояния ребенка на уроке.

Еще одним компонентом психологической безопасности является защищенность от психологического насилия, которая определяется уровнем тревожности и напряженности на уроке, уровнем самооценки ребенка.

Уровень тревожности и напряженности учащихся начальной школы на уроке помог определить тест школьной тревожности Филлипса, целью которого является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Результаты проведенных нами исследований показали, что у 18 % детей на уроках проявляется тревожное, напряженное состояние. В ходе диагностики выявлено, что это состояние в большей степени связано с общей тревожностью в школе, страха самовыражения, переживаниями социального стресса, что характерно для первоклассников, которые принимают на себя новую социальную роль школьника.

По мнению И. А. Баевой моделирование психологической безопасности образовательной среды должно исходить из следующих принципов: принцип опоры на развивающее образование; принцип психологической защиты личности; помощь в формировании социально-психологической умелости.

Основными методически-организационными условиями осуществления сопровождения участников образовательного процесса в контексте психологической безопасности являются следующие:

  1. Проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.
  2. Программа психологического сопровождения для каждого субъекта учебно-воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.
  3. Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.
  4. В каждой из программ, помимо содержательных задач, отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются вышеназванные аспекты.
  5. В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно-ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих.
  6. Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года. [3]

Психологическая безопасность учащихся может рассматриваться в рамках концепции национальной безопасности страны, тогда это защищенность их здоровья, жизни, чести и достоинства; прав и свобод. Психологическая безопасность образовательной среды может рассматриваться как прямое продолжение безопасности личности учителей, родителей, учащихся, а также как защита спокойствия и общественного порядка, прав и свобод, духовных ценностей, и нормальной деятельности учебных учреждений.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое здоровье, психологическое насилие, школа, образовательный процесс, психическое здоровье, референтная значимость среды, русский язык, учебная деятельность.

ВЕБИНАР: Методы психологической коррекции психосоматических кожных заболеваний (нервный зуд, акне, атопический дерматит, псориаз и др.)

Основы гештальт-терапии в практике психологического консультирования

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Психологическая безопасность образовательной среды

/module/item/name

«. 1. Психологическая безопасность во взаимодействии участников образовательной среды

Большинство определений подтверждают, что безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования. Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни, тем более, государство.

Основную угрозу представляет именно психологическое насилие, выявление уровня психологического насилия во взаимодействии должно выступать основным направлением по созданию психологической безопасности образовательной среды.

Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становления личности. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются однозначно осуждаемыми, и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном сознании, так и в научных исследованиях.

Все перечисленные жалобы имеют отношение к проявлениям психологического насилия, которое мы определяем как такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие имеет очень серьезные последствия. При грубых формах социальной дезадаптации, в том числе и школьной, практически всегда выявляется психологическое насилие.

Эмоциональное длительное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уход из среды, где ты подвергаешься насилию. Снижение психологического насилия в образовательной среде может являться одним из подходов к профилактике зависимостей (прежде всего, самой опасной – наркотической). Среда, пораженная насилием, создает желание уйти, избавиться от деструктивного воздействия, и как следствие порождает безнадзорность - одну из важнейших социальных проблем современного общества. Или другой печальный исход - трансляция условий этой среды на другие сферы жизни.

Таким образом, основная угроза психологической безопасности в образовательной среде - наличие психологического насилия, также угрозами психологической безопасности является неудовлетворенность потребности в личностно - доверительном общении и отсутствием референтной значимости образовательной среды.

Итак, психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

2. Проблема защищенности в психологии. Психологическая самозащита от деструктивного влияния

В педагогической психологии имеются работы, затрагивающие понятие защищенности. Можно уверенно утверждать, что понятие защищенности тесно связано с понятием безопасности, а безопасные условия необходимы для личностного развития. Особенно актуален данный вопрос в психологическом аспекте, в соотнесенности с условиями межличностного взаимодействия в образовательной среде.

Защита, в широком смысле, – любое действие, которое любой организм совершает, чтобы защитить себя. Исходя из этого определения психологическая защита подразумевает использование психологического действия (т. е. воздействия). Данный вывод справедлив далеко не всегда. Это зависит от того, в каком контексте рассматривается понятие: во внутриличностном, межличностном или массовом. В психологию понятие психологической защиты было введено З. Фрейдом для обозначения исключительно внутриличностного механизма, специфического изменения содержания сознания, возникающего в ситуации внутреннего конфликта; защитного механизма, направленного на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. В последние десятилетия понятие психологической защиты вышло за пределы отдельной личности, став межличностным, а затем и межгрупповым явлением.

В своем современном значении психологическая защита включает в себя несколько основных сторон, или признаков:
1) предмет защиты,
2) угрозу,
3) ущерб,
4) средства защиты,
5) субъект защиты.

Рассмотрим каждую из перечисленных сторон.

1. Предмет защиты (что именно защищается). Это может быть любая целостность: государство, общество, большая или малая социальная группа, отдельный человек, его психика, какая–либо структура психики. Чаще всего под предметом психологической защиты подразумевается психика человека или какая-либо психическая структура: Я-концепция, самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе,
индивидуальность, мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие проявления (привычки, умения, стиль общения, поведения или деятельности). Защищая любую из этих структур, человек защищает целостность всей своей психики.

2. Угроза (внешний по отношению к предмету защиты фактор, воздействующий на него). Это могут быть, во–первых, внешние факторы, в качестве которых, в первую очередь, выступают представляющие опасность для личности действия отдельных лиц (оказывающих воздействие на психику человека), организаций, объединений людей, социальных институтов, общества и государства; во–вторых, внутренние, в качестве которых выступают разнообразные травмирующие эмоциональные переживания человека, например, тревога, которая может быть вызвана внутренним конфликтом, фрустрацией какой–либо потребности, неопределенностью ситуации.

3. Ущерб (чего именно нужно избежать). Он зависит от предмета защиты. В общем случае можно выделить следующие виды возможного ущерба: полное разрушение, подавление или подчинение, расчленение, отчуждение части, качественные изменения (ведущие к утрате целостности и индивидуальной уникальности, потере способности нормального функционирования и возможностей развития). Если предметом защиты
является психика человека, то ущерб может заключаться в нарушении самооценки или адекватности представлений человека об окружающем мире и своем месте в нем, дезориентации в окружающей обстановке, снижении самоуважения или чувства уверенности, крушении планов, намерений, попадании в психологическую зависимость от других субъектов воздействия, духовной деградации, нарушениях психического здоровья вплоть до необратимых патологических изменений психики и т. д.

4. Средства защиты (каким образом и чем осуществляется защита). Если речь идет о внутриличностной защите, то имеются в виду механизмы внутриличностной защиты, описанные в психоанализе (сублимация, отрицание, вытеснение, замещение, рационализация и т. д.). В межличностном или межгрупповом общении средствами защиты являются способы поведения, позволяющие нейтрализовать или снизить разрушающее воздействие другого человека или группы лиц. Такое поведение включает в себя обнаружение угрожающих факторов и обучение защите от них – формирование определенных образований, необходимых для реализации защитного поведения человека.

5. Субъект защиты (кто защищает или защищается). Это может быть, во–первых, конкретный человек, сама личность и внутриличностные целостные психологические структуры; во–вторых, другие люди, оказывающие личную поддержку и помощь психологическими средствами, различные группы и социальные общности; в–третьих, общество и государство (посредством воздействия через деятельность определенных
социальных институтов).

Алгоритм психологической защиты

Избегание потенциальных источников угрозы

Актуальной для школьников (особенно подросткового возраста) является проблема их объединения в неформальные группы, легко поддающиеся влиянию (в том числе деструктивному) лидера либо использующие приемы группового давления (в том числе деструктивные). Очевидно, что негативных последствий пребывания в ряде таких групп (асоциальных, криминальных, нарко– и алкозависимых и т. д.) можно избежать, не вступая в них (Д. Писаренко, Д. Снайдер, С. Хассен).

Выявление деструктивного воздействия

Существуют различные способы выявления попыток деструктивного воздействия. Они могут быть основаны на анализе сигналов собственного организма (Р. Чалдини) или эмоций (Е. В. Сидоренко, В. П. Шейнов), сопоставлении вербальных сигналов собеседника с невербальными (А. Пиз), выявлении типичных фраз и поступков (С. Г. Кара–Мурза, Д. Устинов), логическом анализе ситуации (Е. Л. Доценко) и т. д.

В результате анализа способов выявления попыток деструктивного воздействия, предложенных данными авторами, было выявлено, что при попытке применения любых из них неизбежно столкновение субъекта защиты (особенно если это ребенок) с рядом трудностей: невозможностью использования их в состоянии эмоционального возбуждения; неоднозначностью многих признаков деструктивного воздействия и т. д.
Обнаружить попытку оказания влияния можно либо на основе богатого жизненного опыта (который не свойственен школьникам), либо в результате специальной подготовки. Причем для учащихся важны не столько знания обо всех существующих способах обнаружения воздействий, сколько навыки использования некоторых из них, наиболее однозначных и простых в применении.

Под гибкостью в ситуации деструктивного воздействия мы понимаем свободу от стереотипов и конформизма. Гибкость поведения при этом предполагает умение креативно мыслить, наличие высокой степени ответственности за свое поведение (интернализм) и ассертивность.

Внутренний контроль, склонность человека считать ответственным за свои успехи или неудачи себя самого, а не других людей или обстоятельства называется интернализмом. Человек, считающий себя ответственным за собственное благополучие, в ситуации деструктивного воздействия приложит максимум усилий для обеспечения своей психологической безопасности. Кроме того, данное качество помогает правильно оценить последствия деструктивного воздействия, если субъект все же стал его жертвой, а значит – более эффективно сопротивляться в будущем.

Ассертивность – это умение отстаивать свои интересы, защищать себя, не ущемляя при этом интересов окружающих; уверенность в себе. Ассертивность в ситуации деструктивного воздействия проявляется в том, что субъект защиты обладает навыками защиты от нежелательного воздействия, имеет высокую мотивацию уберечь себя от него, но в то же время обладает достаточно высоким уровнем психологической культуры, который не позволяет ему опуститься до агрессивности или ответного
деструктивного воздействия.

Ряд исследователей отмечает, что развитие указанных качеств происходит на протяжении всей жизни человека. Следовательно, поведение детей (в том числе - школьников) отличается от поведения взрослых меньшей гибкостью.

Владение способами защиты от психологического деструктивного воздействия

Известно множество классификаций приемов психологической защиты от деструктивного воздействия. Хотелось бы отметить, что знание этих приемов само по себе не может обеспечить психологической безопасности. Важно умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Эти умения можно приобрести путем анализа ситуаций, содержащих деструктивные воздействия в реальной жизни, либо в процессе тренировки.

Получение и актуализация жизненного опыта

На этом этапе формируется опыт, полученный от общения с агрессором, позволяющий повысить уровень сопротивляемости деструктивному влиянию. Защищенностью – результат психологической защиты. Высокий уровень защищенности достигается в случае успешного применения приемов обнаружения и нейтрализации психологических угроз и опасностей.

Читайте также: