Анализ преемственности детского сада и школы

Обновлено: 02.07.2024

Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Оценить 2448 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Аналитическая справка

работы по преемственности

Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям:

методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы);

работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Стратегическая идея:

обеспечить высокий уровень развития личности;

Приоритетные направления для начальной школы:

формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребёнка благом, основной формой самовыражения;

Приоритетные направления для дошкольного учреждения:

развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;

создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Результат: последующая успешная адаптация дошкольников к школе. Организация работы по преемственности между детским садом и школой включала в себя несколько этапов:

2. составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;

3. реализация намеченного плана, т. е. организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.

Вся работа проводилась по трём основным направлениям:

 организационная работа с детьми и родителями;

 психологическая и коррекционно - развивающая работа.

ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СО ШКОЛОЙ № 27 города Якутска

Старший воспитатель, Завуч начальной школы

Старший воспитатель, Завуч начальной школы Воспитатели.

Учителя начальных классов

Воспитанники и выпускники

Обследование уровня психологической готовности к школе

Наблюдение учителями начальных классов занятий по развитию речи, математике в подготовительных группах.

Старший воспитатель, Завуч начальной школы Воспитатели.

Экскурсия в начальную школу родителей и детей подготовительной группы

Старший воспитатель, Завуч начальной школы Воспитатели.

Привлечение старшеклассников к проведению Новогодних утренников в ДОУ

Старший воспитатель, Завуч начальной школы Воспитатели

Знакомство с учителями будущих первоклассников (проведение открытых НОД с детьми под.групп)

Подготовка пакета документов для продолжения образовательного маршрута в начальной школе

Дети узнали: что такое школа? Зачем надо ходить в школу? Кто это – учитель? Что такое урок, перемена? и т. д.

Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы:

1. Организованная образовательная деятельность.

2. Беседы о школе.

4. Экскурсии в школу.

Данные экскурсии вызывают у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.

5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.

6. Ознакомление с пословицами и поговорками.

7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

II. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

 Специально для родителей были оформлены папки "Скоро в школу" в группах, где они могли найти полезную информацию.

 Были проведены два родительских собрания

Педагог-психолог Кузьмина Алена Петровна составила памятки для родителей и раздала на родительском собрании в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

2. Показ ООД по развитию речи в рамках месячника логопедов округа. Учителя –логопеды округа в отзыве рекомендовали включать побольше игровых моментов, отметили положительные моменты занятия: отличное общение педагога с детьми, хорошо поставлена речь воспитателя, высокая активность и заинтересованность детей, умение педагога корректировать ход НОД .

Анализ образовательной деятельности провели воспитатели и учителя, где определены точки соприкосновения в решении проблем. Коллеги пришли к общему выводу, что такие мероприятия способствуют перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Выразили благодарность за представленные занятия, увидели много общего, единство требований в обучении и подготовке детей. Очень понравилась активность детей, выполнение ими заданий, чередование устной работы с практическими заданиями. По их мнению, дети показали хороший уровень готовности детей к школе в образовательной деятельности.

3. Ознакомительные уроки и экскурсии для воспитанников подготовительных групп в СОШ №2.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.

Работа по преемственности со школой №12 осуществлялось на основании договора от 29 августа 2009 года по плану совместной работы на 2010 – 2011 учебный год.

В 2010-2011 году в дошкольном учреждении функционировало 5 групп для детей от 3 до 7 лет, 1 группа татарская - №5. Количество групп по проекту – 6, в детском саду в настоящее время – 5 групп, которые посещает 112 детей от 3 до 7 лет.

II младшая группа

Подготовительная к школе группа

Режим работы дошкольного учреждения – 12 часов с 6.00 до 18.00, рабочая неделя – 5 дней.

- с высшей квалификационной категорией - 1 педагог /7%,

- с первой квалификационной категорией – 8/57%,

- со второй квалификационной категорией – 5/36 .

Таким образом, детский сад обладает необходимым квалифицированным кадровым потенциалом для осуществления образовательной, инновационной и экспериментальной деятельности. Педагогический коллектив детского сада ежегодно повышает профессиональный уровень, тем самым, доказывая высокую мотивацию на качественный труд.

За последний год отмечается активность педагогов при повышении профессионального уровня.

Социальная активность учреждения и его внешние связи

Анализ готовности детей к школьному обучению

По окончании подготовительной к школе группы организуется психолого-педагогическая диагностика детей, определяющей уровень школьной готовности каждого выпускника детского сада.

Представленные в диаграмме данные отражают позитивные изменения в подготовке детей к школьному обучению. У детей достаточно развиты мышление, память, математические представления, волевая регуляция, фонематический слух, мотивация, общие умения и представления.

Таким образом, анализируя диагностические данные готовности детей седьмого года жизни к школьному обучению, отмечаются устойчивые положительные показатели по все компонентам психологической готовности.

Результаты готовности детей к обучению в школе по МЭДИС:

Результаты готовности детей к обучению в школе по Керну-Иерасеку:

Результаты мотивационной готовности детей к школе:

Таким образом, мониторинг диагностики выпускников детского сада за последние годы показал стабильные показатели высокого уровня развития дошкольников.

Сравнительные результаты исследования по мотивационно – волевой готовности по методике А.Л.Венгеру на начало и конец учебного года с другими дошкольными образовательными учреждениями:

Начало 2009 – 2010 учебного года Конец 2009 – 2010 учебного года

В группах функционируют развивающие центры по различным видам деятельности воспитанников. Усилиями воспитателей и специалистов оформлены развивающие пространства, уголки для театрализованной деятельности различных направлений, тематические коллекции и макеты климатических зон. Уголки живой природы включают в себя растения (в соответствии с требованием программы по данному возрасту), оборудованы исследовательские мини-лаборатория.

Перспективы развития МБДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы по преемственности между детским садиком и школой с целью реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ШАХТЕРСКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-II СТУПЕНЕЙ № 21

Анализ организации работы

по преемственности

I-II ступеней № 21

в 2015-2016 уч. г.

Цель работы: реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; воспитание положительного отношения дошкольников к школе.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Вся работа проводилась по трём основным направлениям:

организационная работа с детьми и родителями;

психологическая и коррекционно - развивающая работа.

Согласно плана совместной работы в 2015-2016 учебном году были запланированы и проведены следующие мероприятия:

Мероприятие

Срок выполнения

Ответственный

Совместное составление банка данных будущих первоклассников

Администрация школы и ДОУ

Взаимное посещение школы и детского сада

Воспитатели подготовительной группы и учителя начальных классов

Воспитателя и учитель начальных классов

Администрация школы и ДОУ

Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу для подготовительной группы

Подготовительная группа ДОУ

Воспитатели подготовительной группы и учителя начальных классов

Подготовительные занятия с будущими первоклассниками

Подготовительная группа ДОУ

Учитель начальных классов

Подготовительная группа ДОУ, 4 класс ОШ № 21

Учитель начальных классов, библиотекарь.

Ознакомление с помещением школы, школьным музеем, библиотекой, спортивным залом

Подготовительная группа ДОУ

Учитель начальных классов, библиотекарь.

Педагог-психолог, социальный педагог.

Администация школы и ДОУ, педагог-психолог, социальный педагог

Педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов

Диагностика процессов адаптации и обучения выпускников детского сада в 1-х классах

Подготовительная группа ДОУ, учащиеся 1-х классов

Педагоги-психологи школы и ДОУ

Проведенная работа была направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Учителя школы имели возможность:

ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду;

узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ;

увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.


Проблема преемственности между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением была всегда. Переход от дошкольного к школьному детству считается сложным. На дошкольной ступени обучения формируются личностные качества, социальные умения и навыки будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе и основой успешного обучения.

Применение федеральных государственных стандартов дошкольного и начального школьного образования предполагает преемственность в работе детского сада и школы. Целостность образовательной среды — это важный приоритет развития образования в России.

Преемственность подразумевает непрерывный процесс развития, воспитания, обучения детей. Выделяют следующие параметры преемственности:

− преемственность в содержании обучения и воспитания;

− преемственность в формах и методах работы;

− преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Главной задачей преемственности является построение единой содержательной линии между детским садом и школой, которая будет обеспечивать эффективное развитие, обучение и воспитание, сохранять связь и согласованность всех компонентов методической работы, а также обеспечит наименьшие для детей психологические трудности при переходе из детского сада в школу.

Преемственность — это процесс двусторонний. Преподавание в школе базируется на тех знаниях, умениях и навыках, которые имеются у детей, работа происходит с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка, осмысление происходит на более высоком уровне.

Дошкольные образовательные организации ориентируются, в свою очередь, на требования школы, воспитатели и специалисты формируют у будущих первоклассников те знания, умения и навыки, которые необходимы для школьного обучения.

Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие детей, углубление их знаний, усложнениетребований к их умственной деятельности, формирование личного, а также общественного поведения.

При выборе образовательного учреждения, образовательной программы и учителя начальной школы необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка, зону его ближайшего развития, специфику предлагаемых программ, личностные качества учителя и многое другое. Взаимодействие педагогов-психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими учителями начальной школы, знакомство с образовательными программами школы до поступления ребёнка в первый класс, помогут определиться и с выбором школы, и предотвратить возможные негативные последствия.

Многочисленные привычки, навыки, знания, сформировавшиеся в детском саду, составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.

С какими же трудностями сталкиваются воспитатель детского сада и учитель начальной школы? Прежде всего, это разные уровни физического и психического здоровья детей, разный уровень знаний и сформированность универсальных учебных действий обучающихся, разная степень мотивации к обучению. Чтобы у детей к учебной деятельности развивался интерес, педагоги следуют единым требованиям федеральных государственных образовательных стандартов образования. Образовательную деятельность организуют так, чтобы ребенок активно вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, сам действовал, сам решал вопросы проблемного характера. Образовательная деятельность должна быть увлекательной и разнообразной для детей, ребенок должен понимать важность изучаемого материала для дальнейшего применения в жизни. Чтобы новый материал хорошо усвоился, необходимо, чтобы он был связан с тем, что дети усвоили ранее, задания должны быть по силам ребенку, важно создавать у детей ситуацию успеха, т. к. положительная оценка стимулирует их познавательную активность.

Чтобы избежать трудностей в преемственности необходимо, чтобы у воспитателей и учителей было единство взглядов на воспитательно-образовательный процесс, должно быть взаимодействие всех участников образовательной деятельности — ребенка, родителей, воспитателей и учителей, выработаны единые цели, задачи и способы достижения намеченных результатов.

Чтобы скоординировать деятельность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы необходимо заключить договор между образовательными учреждениями и составить проект совместной деятельности по обеспечению преемственности между детским садом и школой.

Педагоги могут разработать пакет документов по диагностике и коррекции развития детей по обеспечению готовности будущих первоклассников к обучению в школе, а также планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе. Результаты итоговой диагностики будущих первоклассников необходимо передавать в школы, они должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов.

Работа по преемственности даёт возможность разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду. Также целесообразно проводить мониторинг уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода. Это позволит отразить особенности развития детей в период перехода от игровой к учебной деятельности, осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением, зафиксировать точку отчета в оценке динамики достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы начальной школы.

Педагоги начальной школы и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывать специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекать родителей (законных представителей) детей, учитывать мнение детей.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, ребенок, школа, образовательная деятельность, преемственность, дошкольное образовательное учреждение, образовательная программа, совместная деятельность, учебная деятельность.

Похожие статьи

Преемственность в работе детского сада и школы как условие.

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие

детский сад, начальная школа, школа, ребенок, преемственность, образовательная деятельность, познавательное развитие.

Современные подходы к организации совместных действий.

детский сад, начальная школа, школа, дошкольное учреждение, дошкольное образование, образовательный процесс, формирование предпосылок, система работы, начальное общее образование, действие.

Преемственность между дошкольным уровнем и уровнем.

Примерная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением

Всюду предусматривается совместная образовательная деятельность обучающихся, педагогов и

школа, учебная деятельность, ребенок, детский сад, дошкольно-школьная.

Преемственность в использовании. | Молодой ученый

Школа и детский сад — два неразрывно взаимосвязанных звена в системе образования. Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность и.

Преемственность в дошкольном и школьном образовании как.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны передачу детей в школу с таким уровнем общего образования и

детский сад, начальная школа, школа, ребенок, преемственность, образовательная деятельность, познавательное развитие.

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных.

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание, задача

Преемственность в работе детского сада и школы как условие. О преемственности дошкольного образования и начальной ступени.

Сетевое взаимодействие детского сада и школы по социальной.

детский сад, начальная школа, школа, ребенок, преемственность, образовательная деятельность, познавательное развитие, учебная

Преемственность в работе детского сада и школы как условие. О преемственности дошкольного образования и начальной ступени.

Особенности развития преемственности детского сада и школы

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию

Одной из основных целей интеграции деятельности детского сада и школы — это развить в ребенке добрые

Основными задачи преемственности между детским садом и школой являются

Преемственность уровней дошкольного и начального общего.

Проблема преемственности между детским садом и школой существует уже давно, но в

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального

школа, учебная деятельность, ребенок, детский сад, дошкольно-школьная.

Соблюдение преемственности в рамках реализации.

детский сад, школа , ребенок , учебная деятельность, подготовка детей , подготовка ребенка , образовательная деятельность, знание, задача, школьная. О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в.

Читайте также: