Что является общим для всех типов специальных школ цель обучения и воспитания

Обновлено: 30.06.2024

В случаях, когда отсутствуют необходимые специальные до- школьные учреждения, в массовых детских садах или при специальных школах создаются группы, отделения для соответствующей категории детей с отклонениями слуха, зрения, речи. Одной из наиболее острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспеваемости и трудностей адаптирования ребенка к школьной среде.

Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии усвоить материал школьной программы за отведенное для этого время и в необходимом объеме, составляет от 20 до 30% от всего числа обучающихся. Подобное явление характерно и для современной мировой системы образования. Это неизбежное следствие развития цивилизации.

Физиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрому и адекватному адаптированию в условиях постоянно растущего потока информации, социализационных требований и норм. Лавина информации, необходимая для усвоения, увеличивается и усложняется с каждым новым поколением.

В России к их числу можно отнести организацию дифференцированного обучения учащихся общеобразовательной школы. Оно предусматривает усиление индивидуального подхода к ребенку и учета его индивидуальных особенностей и возможностей при выборе для него формы организации и методов образования: учитывается состояние здоровья, готовности к школьному обучению, психофизических и адаптационных возможностей. На практике это реализуется в развитии системы классов, в которых созданы щадящие условия образования и работает квалифицированный педагог, знающий особенности работы с такими детьми.

Традиционная школьная среда корректируется в соответствии с потребностями детей, испытывающих затруднения в обучении и адаптировании к школьной среде. В педагогике проблемами образования этой категории детей занимается новая отрасль — коррекционная педагогика.

Классы коррекции для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Переход в начале 70-х гг. к общему обязательному среднему образованию заставил педагогику обратить серьезное внимание на стойко неуспевающих учащихся. В результате большой научно- исследовательской и экспери ментально-организационной работы с 1981 г. в стране начинает действовать сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития [в настоящее время — специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида]. Помимо школ стали создаваться и отдельные классы при общеобразовательных школах для детей с ЗПР (коррекционные классы). Они получили впоследствии большее распространение, чем специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида (для детей с ЗПР).

Следует помнить, что к категории детей с ЗПР не относятся те дети, для которых кроме задержки психического развития характерно также наличие выраженных отклонений в развитии: умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения взаимодействия с окружающей ребенка средой в форме аутизма. В отличие от обычных школьников и учащихся классов компенсирующего обучения (педагогической поддержки) для обучающихся в коррекционных классах (или школах VII вида) предусмотрено освоение соответствующего стандарта специального образования в сроки более продолжительные, чем то время, которое отводится на усвоение соответствующего материала в обычных классах. Опыт нескольких десятилетий обучения детей с ЗПР в коррекционных классах показал, что при соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности и своевременного выявления затруднений, оперативной помощи в их преодолении, около половины детей с ЗПР после окончания начальной школы способны продолжить свое обучение в обычных классах, имея удовлетворительную успеваемость, вплоть до IХ класса. Вторая половина может продолжать образование только в условиях коррекционного класса, особенно тогда, когда задержка психического развития имеет более стойкие формы (церебрально-органического происхождения). После девяти лет обучения большинство детей продолжает учебу в техникумах, вечерних школах, профессионально-технических училищах либо устраиваются на работу (см. также раздел Ш, гл. 1, п. 1.1.1).

Вопросы и задания

1. Что такое интеграция? Каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе? Что такое включенное образование?

2. Как развивались интеграционные процессы за рубежом?

3. В чем особенность развития интеграционных процессов в России?

4. Охарактеризуйте процесс дифференциации в системе массового образования. Почему он возник?

5. Выделите общее и особенное в системе коррекционно-развивающего обучения и компенсирующего обучения.

6. Каковы перспективы развития дифференцированной педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в процессе образования?

Глава 3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

3.1 Педагогика Марии Монтессори

3.1.1 Как начиналась Монтессори педагогика

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 899509
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 0

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья, данная система является основой института специаль­ного образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. В мировой практике выделяют следующие виды учреждений: дома ребенка, детс­кие дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.

Более подробная типология выглядит следующим образом:

1. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для неслышащих детей (I вид) решают за­дачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

2. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобра­зовательную и трудовую подготовку, преодоление по­следствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.

3. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для незрячих детей (III вид). Вданных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное оста­точное зрение.

4. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для слабовидящих детей (IV вид). Кар­динальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстанов­ление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.

5. Специальные (коррекционные) образовательные учреж­дения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слу­хом и интеллектом. Наличие выраженной речевой па­тологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.

6. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями.

7. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с задержкой психического раз­вития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осу­ществляется в объеме восьмилетней массовой шко­лы. Существует подготовительный (диагностический) класс.

8. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защи­ты населения.

9. Специальное учреждение – детский дом для слепо­глухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской области.

10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здо­ровья.

11. Специальные группы при профессиональных учили­щах и техникумах для детейс умственной от­сталостью, нарушениями в области отдельных ана­лизаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.

Обучение, воспитание и коррекция детей и подростков с недостатками умственного или физического развития осу­ществляются в специальных образовательных учреждени­ях, содержащихся за счет государства. Специальные об­разовательные учреждения являются основным звеном в системе непрерывного образования и воспитания аномаль­ных детей и позволяют выпускникам начать трудовую де­ятельность или продолжить обучение в соответствии с пси­хофизическими возможностями и способностями. Основ­ные задачи специальных образовательных учреждений — коррекция дефектов и личности аномального ребенка че­рез обучение, воспитание, профессионально-трудовую под­готовку; формирование общечеловеческих ценностей, со­циальная адаптация и интеграция в обществе детей и под­ростков с отклонением в развитии.

Контингент учащихся специальных образовательных учреждений для детей с недостатками развития устанавливается правительством республики, областными, государственными администра­циями, органами местного самоуправления с обязатель­ным соблюдением санитарно-гигиенических норм для ка­тегорий:




- детей с нарушениями слуха, зрения, речи;

- детей с интеллектуальным недоразвитием;

- детей с задержкой темпа психического развития;

- детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- умственно отсталых детей-сирот.

Прием учащихся в специальные образовательные учреж­дения для детей с недостатками умственного и физического развития осуществляется по направлениям Министерства образования Республики Беларусь и органов государствен­ного управления образованием на местах, в ведении кото­рых находится данное учебное заведение, на основании за­ключений психолого-медико-педагогических комиссий с уче­том мнения родителей или лиц, их заменяющих.

Направление детей и подростков в специальные об­разовательные учреждения проводится в строгом со­ответствии с инструкцией о приеме детей в данный тип специального увчреждения, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь по со­гласованию с Министерством здравоохранения.

Зачисление детей в специальную образовательную шко­лу-интернат (школу) проводится до начала учебного года (по мере необходимости может осуществляться и в другие календарные сроки) и оформляется приказом по учебному заведению.

Перевод учащихся в массовую школу (по мере коррекции дефектов развития) или перевод в другие типы специаль­ных общеобразовательных учреждений (при уточнении и изменении диагноза) решается советом школы в течение первого (в отдельных случаях второго) года пребывания в данном учебном заведении на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Перевод учащихся из одного отделения в другое внутри школы осуществляется на основании решения педагоги­ческого совета специального общеобразовательного учреж­дения.

Государственно-общественное управление специальным учреж-дением осуществляется на основе принципов демократии, гласности и во взаимодействии коллектива учреждения с общественностью и родителями (или лицами, их заменяющими).

Общее управление специальным образовательным учреждением осуществляет совет школы, который организуется и действует в установленном порядке. Непосредственное руководство специальным образовательным учреждением осуществляет директор, который назначается на должность соответствующим органом государственного управления образованием из числа лиц, имеющих высшее дефектологическое образование и опыт работы по специ­альности не менее 5 лет.

Директор учреждения назначает заместителей директора по учебно-воспитательной работе из числа лиц, име­ющих дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет, по согласованию с органами управления образованием.

Директор несет персональную ответственность за ре­зультаты работы специального образовательного учреждения.

Специальное образовательное учреждение действует на основе Типового положения и разработанного в соответствии с ним индивидуального положения данного учреждения, утвержденного Министерством образования.

В индивидуальном положении определяются нормы и правила жизни коллектива специального образовательного учреждения с учетом его особенностей и перспектив раз­вития, а также права, обязанности и ответственность работников и воспитанников, иные вопросы, не противоре­чащие законодательству Беларуси и необхо­димые для осуществления деятельности учебно-воспита­тельного учреждения.

В целях развития и совершенствования процесса обу­чения и воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, повышения профессионального уровня и твор­ческого роста учителей и воспитателей создается методический совет школы – коллегиальный орган, объединяю­щий педагогических работников.

Обязательным членом совета образовательного учреж­дения и педагогического совета школы является врач.

Порядок работы и функции педагогического совета спе­циального образовательного учреждения определены По­ложением о специальных образовательных учреждениях Республики Беларусь.

Лечебно-консультативная и методическая помощь, ру­ководство организацией лечебно-профилактической рабо­ты в специальных образовательных заведениях осуществ­ляются местными органами здравоохранения и лечебны­ми учреждениями.

Два раза в год в специальных образовательных учреж­дениях проводится углубленный медицинский осмотр вос­питанников с привлечением врачей, узких специалистов из лечебных учреждений здравоохранения.

Дети с хроническими соматическими заболеваниями находятся под постоянным профилактическим наб­людением соответствующих учреждений.

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья, данная система является основой института специаль­ного образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. В мировой практике выделяют следующие виды учреждений: дома ребенка, детс­кие дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.

Более подробная типология выглядит следующим образом:

1. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для неслышащих детей (I вид) решают за­дачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

2. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобра­зовательную и трудовую подготовку, преодоление по­следствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.

3. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для незрячих детей (III вид). Вданных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное оста­точное зрение.

4. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для слабовидящих детей (IV вид). Кар­динальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстанов­ление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.

5. Специальные (коррекционные) образовательные учреж­дения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слу­хом и интеллектом. Наличие выраженной речевой па­тологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.

6. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями.

7. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с задержкой психического раз­вития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осу­ществляется в объеме восьмилетней массовой шко­лы. Существует подготовительный (диагностический) класс.

8. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защи­ты населения.

9. Специальное учреждение – детский дом для слепо­глухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской области.

10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здо­ровья.

11. Специальные группы при профессиональных учили­щах и техникумах для детейс умственной от­сталостью, нарушениями в области отдельных ана­лизаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.

Обучение, воспитание и коррекция детей и подростков с недостатками умственного или физического развития осу­ществляются в специальных образовательных учреждени­ях, содержащихся за счет государства. Специальные об­разовательные учреждения являются основным звеном в системе непрерывного образования и воспитания аномаль­ных детей и позволяют выпускникам начать трудовую де­ятельность или продолжить обучение в соответствии с пси­хофизическими возможностями и способностями. Основ­ные задачи специальных образовательных учреждений — коррекция дефектов и личности аномального ребенка че­рез обучение, воспитание, профессионально-трудовую под­готовку; формирование общечеловеческих ценностей, со­циальная адаптация и интеграция в обществе детей и под­ростков с отклонением в развитии.

Контингент учащихся специальных образовательных учреждений для детей с недостатками развития устанавливается правительством республики, областными, государственными администра­циями, органами местного самоуправления с обязатель­ным соблюдением санитарно-гигиенических норм для ка­тегорий:

- детей с нарушениями слуха, зрения, речи;

- детей с интеллектуальным недоразвитием;

- детей с задержкой темпа психического развития;

- детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- умственно отсталых детей-сирот.

Прием учащихся в специальные образовательные учреж­дения для детей с недостатками умственного и физического развития осуществляется по направлениям Министерства образования Республики Беларусь и органов государствен­ного управления образованием на местах, в ведении кото­рых находится данное учебное заведение, на основании за­ключений психолого-медико-педагогических комиссий с уче­том мнения родителей или лиц, их заменяющих.

Направление детей и подростков в специальные об­разовательные учреждения проводится в строгом со­ответствии с инструкцией о приеме детей в данный тип специального увчреждения, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь по со­гласованию с Министерством здравоохранения.

Зачисление детей в специальную образовательную шко­лу-интернат (школу) проводится до начала учебного года (по мере необходимости может осуществляться и в другие календарные сроки) и оформляется приказом по учебному заведению.

Перевод учащихся в массовую школу (по мере коррекции дефектов развития) или перевод в другие типы специаль­ных общеобразовательных учреждений (при уточнении и изменении диагноза) решается советом школы в течение первого (в отдельных случаях второго) года пребывания в данном учебном заведении на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Перевод учащихся из одного отделения в другое внутри школы осуществляется на основании решения педагоги­ческого совета специального общеобразовательного учреж­дения.

Государственно-общественное управление специальным учреж-дением осуществляется на основе принципов демократии, гласности и во взаимодействии коллектива учреждения с общественностью и родителями (или лицами, их заменяющими).

Общее управление специальным образовательным учреждением осуществляет совет школы, который организуется и действует в установленном порядке. Непосредственное руководство специальным образовательным учреждением осуществляет директор, который назначается на должность соответствующим органом государственного управления образованием из числа лиц, имеющих высшее дефектологическое образование и опыт работы по специ­альности не менее 5 лет.

Директор учреждения назначает заместителей директора по учебно-воспитательной работе из числа лиц, име­ющих дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет, по согласованию с органами управления образованием.

Директор несет персональную ответственность за ре­зультаты работы специального образовательного учреждения.

Специальное образовательное учреждение действует на основе Типового положения и разработанного в соответствии с ним индивидуального положения данного учреждения, утвержденного Министерством образования.

В индивидуальном положении определяются нормы и правила жизни коллектива специального образовательного учреждения с учетом его особенностей и перспектив раз­вития, а также права, обязанности и ответственность работников и воспитанников, иные вопросы, не противоре­чащие законодательству Беларуси и необхо­димые для осуществления деятельности учебно-воспита­тельного учреждения.

В целях развития и совершенствования процесса обу­чения и воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, повышения профессионального уровня и твор­ческого роста учителей и воспитателей создается методический совет школы – коллегиальный орган, объединяю­щий педагогических работников.

Обязательным членом совета образовательного учреж­дения и педагогического совета школы является врач.

Порядок работы и функции педагогического совета спе­циального образовательного учреждения определены По­ложением о специальных образовательных учреждениях Республики Беларусь.

Лечебно-консультативная и методическая помощь, ру­ководство организацией лечебно-профилактической рабо­ты в специальных образовательных заведениях осуществ­ляются местными органами здравоохранения и лечебны­ми учреждениями.

Два раза в год в специальных образовательных учреж­дениях проводится углубленный медицинский осмотр вос­питанников с привлечением врачей, узких специалистов из лечебных учреждений здравоохранения.

Дети с хроническими соматическими заболеваниями находятся под постоянным профилактическим наб­людением соответствующих учреждений.

Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Содержание

Объект и предмет специальной педагогики

Объект специальной педагогики — личность ребёнка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Предмет специальной педагогики — процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.

Структура специальной педагогики

  1. дошкольная;
  2. школьная;
  3. специальная педагогика взрослых.

Основные категории специальной педагогики

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.

Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..

Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.

Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.

Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

Основные направления специальной педагогики

  1. Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы;
  2. Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии;
  3. отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы;
  4. Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы;
  5. Совершенствование системы управления и организации коррекционно-педагогической работы в системе специального образования.

Основные принципы специальной педагогики как науки

  1. Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.
  2. Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
  3. Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.
  4. Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.
  5. Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.
  6. Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.

Цели и задачи специальной педагогики

Основная цель специальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

08. В отличие от западноевропейских советская система специального образования была:

Выберите один ответ:

b. более гуманной и открытой для всех заинтересованных граждан

c. лучше структурирована и специализирована на отдельных дефектах

Баллов: 1,00 из 1,00

09. Ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми потребностями, начиная с 70-х гг., является

Выберите один ответ:

a. переход к интегративным формам обучения

b. ранняя диагностика и специализация обучения

c. организация новых, крупных специализированных учебных заведений

Баллов: 1,00 из 1,00

10. Интегративное обучение — это

Выберите один ответ:

a. совместное обучении лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов

b. обучение, погруженное в общение, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии

c. передача обучаемым большого объема учебной информации на основе интенсивных технологий обучения, при неизменной продолжительности обучения и без снижения требований к качеству формируемых знаний

Особые образовательные потребности — это

Выберите один ответ:

a. термин, обозначающий специальные условия, которые необходимо создать для детей-инвалидов, чтобы дать им возможность расширить свой потенциал

b. термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал

c. термин, использующийся в отношении дефектов, физических или эмоциональных особенностей, которые требуют коррекции и развития, а также технологий и методов работы с данной категорией лиц

Баллов: 1,00 из 1,00

Ограничение возможностей не является чисто количественным фактором, это

Выберите один ответ:

b. интегральный, системный диагноз, приводящий к изменению личности в целом, нуждающийся в лечении и реабилитации в условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком

Баллов: 1,00 из 1,00

Содержание специального образования зависит от:

a. особенностей отклонений в развитии человека с ограниченными возможностями

b. возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями

c. материальной оснащенности образовательной организации, где проходит обучение человека с ограниченными возможностями

d. квалификации педагогов-дефектологов специальной образовательной организации

Баллов: 1,00 из 1,00

Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражает требования к:

a. общеобразовательной подготовке

b. коррекционно-развивающей работе

c. профилактической и оздоровительной работе

d. трудовой и начальной профессиональной подготовке

Баллов: 1,00 из 1,00

О каком из принципов специальной педагогики можно сказать: он утверждает, что необучаемых детей нет. Педагогическое искусство и современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить чудеса.

Выберите один ответ:

a. Принцип педагогического оптимизма

b. Принцип ранней педагогической помощи

c. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности

d. Принцип социально-адаптирующей направленности образования

Баллов: 1,00 из 1,00

О каком из принципов специальной педагогики можно сказать: он предполагает, что в специальном образовании необходимо распространять коллективную предметно-практическую деятельность под руководством педагога, которая создаст естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.

Выберите один ответ:

a. принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования

b. принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании

c. принцип дифференцированного и индивидуального подхода

d. Принцип необходимости специального педагогического руководства

Баллов: 1,00 из 1,00

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности являются:

Выберите один ответ:

a. информационные методы, практически-действенные методы, побудительно-оценочные методы

b. перцептивные методы, логические методы, гностические методы

c. все перечисленные методы

Баллов: 1,00 из 1,00

Методами воспитания, применяемыми в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании являются:

Выберите один ответ:

a. информационные методы, практически-действенные методы, побудительно-оценочные методы

b. перцептивные методы, логические методы, гностические методы

c. все перечисленные методы

Баллов: 1,00 из 1,00

К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся:

Выберите один ответ:

a. индивидуальные и индивидуально-групповые

b. экскурсии, дополнительные занятия, самоподготовка

c. факультативы, кружки и клубная работа

Баллов: 1,00 из 1,00

Ценность использования того или иного средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса определяется тем, что:

a. содействует творческому развитию

b. обеспечивает логическую основу освоения материала

c. содействует развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации

d. ведет не только к усвоению знаний и формированию способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности

Баллов: 1,00 из 1,00

В учебниках, используемых в специальных школах, необходимо

a. добавлять пропедевтические или дополнительные разделы

b. добавлять упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов

c. использовать крупный шрифт и яркие иллюстрации

Баллов: 1,00 из 1,00

В современной специальной педагогике применяются следующие формы организации обучения:

Выберите один ответ:

a. индивидуальные и индивидуально-групповые

b. экскурсии, дополнительные занятия, самоподготовка

c. факультативы, кружки и клубная работа

Современное педагогическое образование содержит широкий спектр соответствующих педагогических специальностей. Приведите в соответствие название области специальной педагогики с названием квалификации педагога


Педагог слепых и слабовидящих

Ответ 1

Педагог глухих и слабослышащих

Ответ 2

Педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития

Ответ 3

Логопед

Ответ 4

Педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии

Ответ 5

Вопрос 2

Баллов: 1,00 из 1,00

02. Медико-социально-педагогический патронаж представляет собой единство:

Выберите один ответ:

a. диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов

b. медицинской помощи, социальной поддержки и проектирования индивидуальных программ обучения и воспитания

c. постановки правильного диагноза, выявления индивидуальных дефектов, социализации инвалидов и определения специализированного образовательного учреждения

Баллов: 1,00 из 1,00

03. Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы медико-социально-педагогического патронажа являются следующие:

a. рост числа выявленных инвалидов в нашей стране

b. увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь

c. увеличение количества специализированных интернатов

d. качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности)

e. ранняя диагностика проблем внутрисемейных отношений

f. качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей

01. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только:

Выберите один ответ:

a. с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии

b. с согласия родителей (законных представителей)

c. на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии

Баллов: 1,00 из 1,00

02. Среди организационных принципов построения специального дошкольного образования можно выделить

a. комплектование учреждений по принципу компенсации отклонения в развитии

b. наполняемость групп до 15 человек

c. проведение отдельных видов занятий специалистами-дефекотологами

d. организации специальных видов занятий, таких, как интеллектуальное развитие, развитие творческого восприятия, спортивные занятия и др

Читайте также: