Какие страны являются крупнейшими экспортерами продукции машиностроения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Почти ¾ продукции машиностроения перераспределяется между раз­витыми странами. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназна­ченной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению ка­чества выпускаемой продукции.

Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределя­ются следующим образом:

Крупнейшими экспортёрами и импортёрами машиностроительной продукции являются экономически развитые страны и Китай (см. рису­нок 75).

Интересно, что США, Великобритания, Канада, Китай и Россия (не говоря уж о слаборазвитых странах) имеют отрицательное сальдо внеш­ней торговли продукцией машиностроения, а Япония, Германия и Фран­ция — положительное.

Крупнейшие экспортеры и импортеры продукции машиностроения

Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.

В каком ряду на­зва­ны во­е­на­чаль­ни­ки, ко­ман­до­вав­шие 1-ми 2-м Бе­ло­рус­ским и 1-м Укра­ин­ским фрон­та­ми в пе­ри­од Бер­лин­ской опе­ра­ции?


Машиностроение — главная отрасль мировой промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции. Среди отраслей промышленности машиностроение — наиболее трудоемкое производство. Особенно высокой трудоемкостью отличаются приборостроение, электротехническая и аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и другие отрасли, выпускающие сложную технику. В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифицированной рабочей силой, наличие определенного уровня производственной культуры, центров научных исследований и разработок.

Близость к сырьевой базе важна лишь для некоторых отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горношахтного оборудования, котлостроение и др.).

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран - США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония - 15%, ФРГ - около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В отличие от развитых стран, машиностроение которых базируется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, на технически несложных, невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны , прежде всего новые индустриальные - Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.

Машиностроение подразделяется на общее, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. отрасли, транспортное машиностроение и электротехнику, включая электронику. Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники - США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение . Ареал его пространственного распространения постоянно растет и включает в настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнительно новые для отрасли страны - Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся . Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы — США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.

В территориальной структуре мирового машиностроения выделяют четыре главных региона — Северную Америку, зарубежную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию и СНГ.

На Северную Америку (США, Канада, Мексика, Пуэрто-Рико) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В международном разделении труда регион выступает как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Так, в США, занимающих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и др.

На страны Европы (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион представлен машиностроением всех видов, но особо выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения ФРГ — крупнейший экспортер в регионе и мире продукции общего машиностроения.

Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона - относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона — Япония — вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер изделий наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок.

Особый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ . Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Особенно большое развитие получили здесь отрасли военно-промышленного комплекса, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную машиностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.

За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения — Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).

Машиностроение, возникшее как отдельная отрасль в Англии в 19 веке, считается одной из ведущих промышленных, экономических сфер в различных странах.


Для непрерывно развивающегося машиностроительного комплекса характерна замена устаревших производственных стандартов новыми, наукоемкими технологиями. Эта тенденция, наиболее ярко выраженная в Германии, Японии, США и других развитых странах, обусловлена переориентацией производств на средства автоматизации, электротехнику, наукоемкую продукцию.

Выделяют 4 ключевых машиностроительных центра:

  • Западноевропейский (массовое машиностроение);
  • Североамериканский (исчерпывающая промышленная номенклатура);
  • Юго-восточноазиатский, Японский (высокотехнологичное, массовое машиностроение);
  • СНГ (постсоветские страны отстают в наукоемких технологиях, но преуспевают в наращивании производственных мощностей).

Две третьих всего объема промышленного производства приходится на развитые страны, в том числе, 43% – на Францию, Германию и Соединенные Штаты.

Машиностроительная отрасль обеспечивает поставку разнообразной продукции для многих промышленных сфер. Согласно статистике объемов мирового экспорта, лидерство удерживают американское (экспортная доля – 30,5%), японское (11%), немецкое (10%) машиностроение.

Развивающиеся страны существенно отстают от развитых государств по показателям машинно-технической торговли, прочно удерживающих лидерство (в частности, по расходам на одного жителя). Одна из особенностей развитых стран заключается в том, что у местных потребителей присутствуют повышенные требования к характеристикам продукции.

Отдельно взятая страна не в состоянии удерживать лидерство по всему перечню направлений научно-технического прогресса (НТП). К примеру, капиталовложения США в развитие НТП существенно превышают экономический эффект от его достижений.

Несмотря на этот факт, ориентация на НТП обеспечивает развитым странам мировое лидерство в высококонкурентной среде.

Лидеры автомобилестроения

Стремительное развитие массового производства машин связано с активной инновационной деятельностью Генри Форда, которому удалось восьмикратно уменьшить период сборки выпускаемой продукции. Во многом благодаря этому Соединенные Штаты на десятилетия зафиксировали свое лидерство в сфере автомобильного машиностроения.

Ближе к концу 20 века западноевропейским странам и Японии удалось по многим показателям обойти Америку, в частности, по объему производства малолитражных транспортных средств. Также значительного улучшения своих рыночных позиций добились многие азиатские и латиноамериканские страны.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для государств, активно развивающих автомобилестроение, характерна двунаправленная деятельность: на внешний и внутренний рынки. Японская и европейская продукция успешно реализуется на территории Соединенных Штатов и наоборот.

Экономические показатели свидетельствуют о том, что лидерство по внутренним продажам удерживает США, недалеко отстают Япония и Европа. Бурный рост автомобилестроения зафиксирован в Китае.

Лидеры авиационной и ракетно-космической отрасли

В период до второй мировой войны общепризнанным лидером авиационной промышленности считалась Германия. Во второй половине 20 века ее оставили позади Советский Союз и США.

Соединенные Штаты в качестве приоритетов развития выбрали авиацию (военную и гражданскую), а СССР – оборону. Ввиду того, что для поддержания темпов прогресса требуется большое количество высококвалифицированных кадров, отраслевое лидерство остается за США. Наибольшая востребованность характерна для продукции компаний United Technologies, General Dynamics, Lockheed Martin Corporation, Boeing-McDonnell Douglas.

Лидеры судостроения и железнодорожного производства

В сфере разработки и производства судов отмечается спад, но при этом объемы выпуска некоторых разновидностей ледоколов, танкеров, специальных плавсредств увеличиваются. Европейские компании уступили пальму первенства азиатским и американским фирмам. Что касается производства морских судов, то лидирующие позиции удерживаются Кореей и Японией.

Железнодорожное машиностроение принадлежит к числу давно существующих мировых отраслей, при этом географическая производственная картина, равно как и ассортимент продукции, постоянно меняется. Лидерами являются азиатские (китайские, индийские, корейские, японские) предприятия. Европейские компании делают ставку на изготовление высокоскоростных поездов.

Лидеры в электронике

Электроника, представляющая собой быстроразвивающуюся наукоемкую отрасль, занимает первую строчку среди всех существующих сфер промышленности. Лидерами являются Корея, Япония, США, страны Евросоюза.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения

Реализация машиностроительной продукции позволяет странам, освоившим ее выпуск, неуклонно наращивать прибыль. К примеру, Америка реализует продукцию на сумму, составляющую 30% от общемирового рынка. Для Японии этот показатель составляет 15%, для Германии – порядка 10%.

Список основных машиностроительных экспортеров дополняется Кореей, Канадой,
Италией, Францией, Великобританией.

Лидеры в других отраслях

В станкостроении лидируют преимущественно развитые страны. Первенство удерживают США, Япония, Германия, за ними следуют швейцарские, итальянские, южнокорейские, индийские, бразильские компании.

Лидерами производства военно-промышленной электротехники являются Великобритания, Соединенные Штаты, Германия. Современный рынок поделен между развитыми странами.

Бытовая электроника, для развития которой требуется огромное количество недорогой рабочей силы, широко представлена в новых индустриальных и развивающихся странах. Наибольшего успеха добились компании, организовавшие производство на территории Китая, Тайваня, Южной Кореи.

Первые строчки судостроительного экономического рейтинга занимают Япония и Южная Корея. Экономике каждой из этих стран требуются огромные объемы сырья, транспортируемого по морю, что естественным образом ускоряет развитие. Эта отрасль также прогрессирует в Мексике, Индии, Аргентине, Бразилии.

Ключевой фактор отраслевого развития – дешевизна рабочей силы. С учетом этого, Великобритания и США, в прошлом считавшиеся ведущими судостроительными странами, переориентировались на изготовление яхт и судовой ремонт.

Читайте также: