Анализ перспектив развития альтернативы и риски школы

Обновлено: 04.07.2024

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

В городе Ивантеевка на сегодняшний день существует 7 общеобразовательных учреждений, каждое из которых реализует наряду с общими образовательными принципами свои специфические направления работы. Это продиктовано поиском своего места в образовательном пространстве города. Наша гимназия реализует программы начального, основного и среднего общего образования, дает обучающимся гуманитарное образование углубленного типа с изучением иностранных языков, истории, экономики, права, риторики, мировой художественной культуры.

Опыт последних лет доказал необходимость внесения изменений, расширения границ содержательной работы в рамках гимназии, поскольку разные возможности и способности детей в образовательном учреждении требуют быстрого реагирования на стремительно меняющуюся социально-педагогическую ситуацию.

В гимназии обучается смешанный контингент учащихся: дети, постоянно проживающие на территории города Ивантеевки, а также дети мигрантов из стран ближнего зарубежья, для которых русский язык не является родным. Сам этот факт создает предпосылки для воплощения в жизнь продуктивной идеи вариативности образования. В связи с этим гимназия стоит перед поиском и выбором оптимального, наилучшего для каждого конкретного класса, учащегося пути обучения на основе педагогической диагностики, учета реальных учебных возможностей, подбора методов и приемов обучения под реальных детей и реального учителя.

Важнейшим условием перевода школы из режима функционирования в режим развития является концепция развития школы.

Педагогический коллектив и администрация гимназии считают развитие образовательной организации одним из важнейших направлений своей деятельности, которое является эффективным средством для реализации главной цели образовательного и воспитательного процессов.

Цель - обеспечение непрерывного развития образовательной и воспитательной системы организации в инновационном режиме для достижения более высокого уровня образования.

Задачи:

- повышение качества знаний обучающихся;

- реализация концепции исторического образования;

- повышение цифровой грамотности участников образовательного процесса в условиях совершенствования информационной образовательной среды;

- развитие языковой личности, способной эффективно осуществлять межкультурное общение во всех его сферах;

- обеспечение поддержки одаренных детей;

- расширение социального партнерства с образовательными организациями высшего образования и учреждениями дополнительного образования.

К числу приоритетных направлений развития гимназии в период отнесены следующие:

- повышение качества школьного исторического образования;

- повышение цифровой грамотности;

- расширение функции иностранного языка как учебного предмета.

Концепция исторического образования направлена на воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся гимназии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Успешная реализация направления предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие исторического образования:

- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию данного направления;

- расширение социально-гуманитарного цикла дисциплин;

- организация и проведение на базе школьного историко-краеведческого музея лекций, семинаров, конкурсов, направленных на развитие интереса к истории;

- проведение межпредметных недель;

- организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению;

- использование инновационных технологий при изучении истории и обществознания;

- разработка и внедрение программ курсов внеурочной деятельности исторического содержания;

- проведение научно-практических конференций для школьников 1-4, 5-11 классов, направленных на развитие поисково-исследовательской деятельности, привлечение внимания обучающихся к актуальным историческим темам и исследованиям;

Вторым направлением развития гимназии является повышение цифровой грамотности участников образовательного процесса. Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета, включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции, цифровую безопасность. Развитию цифровой грамотности способствуют электронные средства обучения, которые позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, тем самым способствовать развитию личности в процессе собственной деятельности и развитию исследовательских умений обучающихся.

Рассматривая педагогический процесс как взаимодействие субъектов образования, мы исходим из того, что для формирования информационной грамотности учеников у учителя должна быть на высоком уровне сформирована информационная компетентность.

Для реализации данного направления необходимо осуществить следующие мероприятия:

- повышение информационной компетенции учителей через курсовую подготовку;

- увеличение количества обучающихся, изучающих курсы информационно-технической направленности;

- развитие сотрудничества с учреждениями высшего образования;

- совершенствование материально-технической базы гимназии.

Конечным результатом обучения должны стать навыки использования интернет-услуг для работы и жизни, эффективного пользования технологиями и знания основ безопасности в Сети.

Социально-экономические и культурные реалии в России и во всём мире, увеличение количества технологических достижений требуют расширения функций иностранного языка как учебного предмета.

В области лингвистического иноязычного образования администрация гимназии ставит своей целью приобщение учащихся к культурным ценностям народов – носителей изучаемых языков, формирование способности участвовать в непосредственном диалоге культур и использовать знание двух и более иностранных языков в различных областях науки, техники и общественной жизни.

Второй иностранный язык вводится в учебный план с 5 класса. Программы по иностранному языку будут составлены таким образом, чтобы максимально полно и качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА, к участию в олимпиадах, интеллектуальных марафонах и других творческих конкурсах. Активно используются электронные средства коммуникаций, электронные образовательные ресурсы.

Для наиболее эффективной реализации принципа полилингвизма необходимо организовать работу по следующим направлениям:

- связь с ВУЗами и языковыми центрами;

- научно-методическая и экспериментальная работа, а также проектная деятельность;

- развитие межпредметных связей;

- внеклассная работа с учащимися.

Полноценное полилингвистическое образование невозможно без междисциплинарного взаимодействия и организации внеклассной деятельности учащихся. Вся внеклассная работа преподавателей иностранных языков будет направлена на развитие познавательной активности, творческого потенциала учеников. При подготовке мероприятий необходимо задействовать все иностранные языки, изучаемые в гимназии.

Проектируемые изменения образовательной системы гимназии должны привести к достижению нового качества образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов. В связи с этим концепция развития гимназии разработана как программа управляемого, целенаправленного перехода гимназии к получению новых результатов образования обучающихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой.

Герберт Джордж Уэллс

Развитие образования – одна из самых спорных тем разных поколений. В разные века под властью прогресса и развития общества происходило изменение во всех сферах деятельности, таким образом подталкивая к изменениям в подготовке будущего поколения. На эту тему можно много рассуждать, поэтому хочется выделить несколько основных направлений: современные требования государства и общества, приоритеты развития образования, новшества в образовании.

Современная система образования в мире сегодня – это один из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры. Процесс глобализации стран и народов современного мира, размывание национальных границ в областях экономики, науки и культуры предъявляет новые требования к образовательным системам, развивающимся в условиях стремительных социально-экономических изменений, что, в свою очередь, оказывает огромное воздействие на методы, содержание, а, главное, на результаты образования. И от того, насколько быстро Россия будет реагировать на внешние вызовы, зависит ее конкурентоспособность в условиях мирового постиндустриального пространства.

Глобальной целью государственного аппарата РФ всегда было устойчивое положение на лидирующих позициях, в частности в сфере образования, и по результатам последних исследований мы идем к своей цели. Исследования Pisa , Timss , Pirls , которые больше похоже на гонку вооружений 70-х годов, без сомнения приносят свои плоды. Стратегия развития образования создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего поколения.

Современные требования к образованию отражены в ФГОС (с идеей системно-деятельностного подхода) и в противоречие ГИА (с шаблонным нарабатыванием на балльный результат). Таким образом, множество идей развития личности ребенка перекрывает стандартизация образования.

Решая задачи сегодняшнего дня, мы должны ориентироваться на будущее. В этом и состоит цель модернизации образования в России: достижение нового качества человеческого капитала через повышение качества образования и социализацию как ключевые факторы. К чему приведут изменения в системе образования, покажет время, но движение в положительную сторону уже просматривается.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование – это сложный и многогранный процесс, имеющий в качестве основного требования в своей реализации системность и целенаправленность. Результатом обучения в целом является усвоение ребёнком знаний, умений и навыков. Образованность формирует познавательные процессы, мировоззрение личности, ум и чувственные ощущения.

Образованный человек – это целостная личность, знающая принципы и методы, которые позволяют определить подход к рассмотрению и изучению фактов и явлений. Обучение в России должно стремиться к тому, чтобы воспитывать в детях высокий уровень способностей и навыков применения теоретических знаний на практике.

Образование – это одно из самых важных условий учебной и познавательной деятельности учащихся. Институт общего полного образования в России не только выражает потребности общества и государства в настоящем и будущем, но и является инструментом для осуществления человеком учебной деятельности. Наличие личностной потребности в обучении помогает глубже и качественнее освоить обязательную школьную программу. Для того, чтобы мотивировать личность к обучению, помимо основных дисциплин, обязательных к изучению, в содержание образования включены учебные предметы для свободного выбора. Это позволяет учащимся сделать выбор будущей профессии, и углублённо изучать и развивать именно те знания, которые необходимы.

Государство определяет стандарт в образовании и обеспечивает необходимый уровень усвоения заданных знаний.

Существуют критерии определения содержания школьного образования, основанные на общих принципах:

содержание образования должно соответствовать уровню научного познания в современном обществе, производственных мощностей и требованиям гуманистического демократического общества, не застывшего в своём развитии;

необходимо анализировать содержание обучения, прежде чем составлять учебные программы. Все предметы учебных планов должны быть взаимосвязаны с человеческой деятельностью всех видов;

содержание образования должно быть единым на различных уровнях своего развития и исходить из личностного роста обучающихся.

Современное образование изменяет внутренний мир ребёнка, формирует этические, моральные и нравственные качества, повышает культурный уровень, закладывает первые профессиональные понятия в сознание. Сегодняшнее образование влияет на различные течения в социуме, и должно подготавливать молодёжь к тому, что многие решения задач необходимо будет создавать самостоятельно.

В XVIII веке образование высшего уровня зарождалось при централизованности государственной власти. Различные виды высших учебных заведений состояли на балансе государства, всё их имущество принадлежало Российской Империи – именно поэтому они были государственными учреждениями.

В этот исторический период необходимо было усиливать военную и экономическую мощь Российского государства. Обучение в высшем учебном заведении при Петре I было государевой службой. Учащийся получал стипендию, а при невыполнении своих обязанностей, как студента, получал взыскания. Образование учило молодёжь только профессиональным навыкам. Студенты допускались к изучению каких-либо других наук только если это было необходимо в рамках профессии. Власть в России считала, что образование – это источник западноевропейского инакомыслия, демократии и вольнодумства. Авторитаризм, развивающийся в государстве, с демократией не уживался. Именно поэтому, первый российский университет, открытый на базе Петербургской академии наук в 1724 году указом Петра I, до 1753 года выпустил всего один поток обучившихся. А уже в 1766 году данный ВУЗ закрылся.

В 1755 году Елизавета открывает в Москве университет, который стал примером для других стран и был хорошо организованным культурным и учебным центром. Учебную программу разрабатывал М.В. Ломоносов. Он включил в список дисциплин трёхлетний общеобразовательный курс для всех факультетов, который являлся основой для обучения. Изучались математика, философия, физика, экономика, история, словесные науки. После этого курса дальше шло распределение по профильным дисциплинам каждого факультета.

Однако, в силу некоторых причин высшее образование имело весьма низкий рейтинг в обществе. С этими причинами пыталась разобраться Екатерина II. Профессоры московского университета, в ответ на её запрос в 1765 году, определили следующие задачи для развития высшего образования в России: нехватка бюджетных средств на нужды заведений и полная зависимость от государства. Меры, которые могли бы помочь, предлагались такие: должности деканов, ректора должны были стать выборными; власть в заведениях перепоручалась выборному совету; денежное довольствие профессоров должно было увеличиться. Кроме того, студентов предлагалось не забирать на военную службу до тех пор, пока они не закончат обучение в ВУЗе полностью.

В XIX веке высшее образование становится одним из важных этапов при подготовке чиновников к работе в различных ведомствах. Именно в этот период была введена обязательная государственная аттестация на чин.

Вне зависимости от того, как устроена государственная власть, общество одновременно с решением задач производства и своего развития всегда решало и задачи образования своих представителей. Для этого формировалась система образования на государственном уровне, в которой образовательные учреждения различных специализаций выстраивались в чёткую схему, образующую комплекс институтов образования.

В Российской Федерации образование начинается с дошкольного уровня, продолжается в школах, средне-специальных учебных заведениях, высших и послевузовских дополнительных учреждениях.

Основным институтом образования являются учреждения, в которых обеспечиваются функции и решаются задачи воспитания и обучения детей.

Образовательными учреждениями в России называются следующие типы учреждений:

общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования);

специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Целью современного содержания образования является формирование и развитие качеств личности ребёнка, благодаря которым он сможет осуществлять деятельность в социуме. Знания, умения, навыки, дающиеся образованием, являются способами равномерного и разностороннего развития личности.

федеральный (нормативы, которые обеспечивают единство педагогического пространства на территории всей Российской Федерации);

национально-региональный (нормативы, определяемые конкретными регионами и учреждениями области в таких дисциплинах как - родной язык и литература; география, искусство, трудовая подготовка и т.п.);

школьный (нормативы, определённые руководством отдельного образовательного учреждения).

Работа учителя в школе даёт возможность реализации развития тех предметов и дисциплин, которые необходимы, по его мнению, именно этому потоку учащихся в конкретный отрезок времени.

Среди многочисленных целей доктрины образования приоритетными являются следующие цели:

историческая преемственность поколений;

необходимость сбережения, передачи и развития культуры в масштабе нации;

воспитание сознательных граждан, уважительно относящихся к российскому культурному и историческому наследию всего населения;

патриотическое воспитание российских граждан;

формирование и развитие такой правовой и демократической позиции граждан, которая способствует хорошей социализации в обществе, уважению свобод, интересов и прав личностей;

своевременное и разностороннее развитие молодежи и детей, их самообразовательных способностей, навыков творчества и самореализации;

развитие российских традиций при работе с детьми, подростками и молодёжью, обладающими особыми умственными навыками, а также вовлечение работников педагогической сферы в научную деятельность;

воспитание принципов спортивного развития у детей и молодёжи и здорового образа жизни и т.п.

В современных реалиях общество должно оперативно реагировать на новинки в сфере развития образования. Потребности школьников заключаются в возможности ориентирования в огромном информационном потоке и получении таких навыков на практике. Для того, чтобы удовлетворить эти потребности учащихся, необходимо внедрять инновационные решения в процессе обучения.

В конце сентября 2019 года в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в сельской местности и малых городах России начали свою работу центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Основной целью создания этих центров является повышение качества подготовки школьников, сокращение разрыва, наблюдаемого между школами, расположенными в городах и селах. В первый год реализации в проекте участвовали 2049 общеобразовательных организаций в 50 субъектах Российской Федерации. На закупку оборудования для каждого центра "Точка роста" из федерального бюджета поступило по 1,6 млн рублей. За счёт софинансирования из местных бюджетов был проведён ремонт помещений и закуплена новая мебель.

Исходя, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что уровень образования в России постоянно повышается, перспективы развития имеются в большом количестве. Сегодняшнее сотрудничество власти и института образования благотворно влияет на результаты, но всегда есть – куда тянуться!

Я очень люблю детей, свою работу. Мне небезразлично, что будет с образованием в нашей стране. Именно качественное образование, лежащее в основе профессионализма, на мой взгляд – залог разумных решений, продуманного и обоснованного выбора во всех областях жизни. Жизнь нашего общества меняется очень стремительно и в политическом, и в социальном, и в техническом плане. Эти изменения в различных сферах диктуют необходимость модернизации образования, придают новый вектор его развитию. Каковы перспективы развития образования?

Сейчас мы наблюдаем процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация – это объективная тенденция, отражающая общую растущую взаимозависимость мира. Глобализация образования – часть общего процесса глобализации. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают со стороны государства и общества современные требования к образованию, требуют его модернизации. Ключевые направление изменений российского образования: стандартизация, информатизация, обновление финансово-экономических механизмов, инновационная активность, диверсификация образования.

Главное в текущий момент времени - воспитание конкурентоспособного, высокообразованного, высококвалифицированного, инициативного и компетентного гражданина России, нравственного и ответственного за свою жизнь и способного брать ответственность за жизнь окружающих, способного делать выбор и принимать решения в практической жизни. Запрос семьи, общества и государства - повышение качества образования, доступность образования, он-лайн образование.

Приоритетом развития развития образования до 2025 года является самообразование учащихся. Все три направления модернизации образования связаны эти приоритетом. Среди них: 1 направление - это функциональная грамотность. 2 направление - это ИУП. 3 направление - сетевая форма реализации программы (расширение образовательной среды).

На мой взгляд, благоприятными возможностями глобализации для развития российского образования являются:

1.Развитие образовательных информационных технологий.

2. Широкие возможности для получения образования (вариативность форм получения образования для людей с различными образовательными потребностями, финансовыми возможностями и возможностями здоровья), возможность непрерывного образования.

3. Рост профессионализма педагогов, интеллектуальное развитие.

Риски глобализации для развития российского образования:

1. Разрушение национальных приоритетов, национальной образовательной системы.

2. Потеря интеллектуальных резервов (уезжают, выбирают более экономически выгодные условия или условия для профессионального роста).

3. Быстрое устаревание результатов образовательной деятельности.

Таким образом, прогнозируемый положительный результат в российском образовании – человеческий ресурс станет новым параметром конкурентоспособности .

Читайте также: