В чем проявилось увлечение петра 1 военным делом какова была практическая польза для страны кратко

Обновлено: 04.07.2024

Император Петр I имел очень деятельный и увлекающийся характер. Поэтому список его увлечений довольно широк и разнообразен.

Не менее важными и всепоглощающими увлечениями юного Петра были кораблестроение и навигация. Впервые его интерес проявился, когда он увидел иностранный бот в одном из амбаров, где хранились остатки вещей Н. И. Романова.
При помощи голландского специалиста Бранта, будущий царь привел судно в надлежащий вид, и научился управлять им, ловко маневрируя в водах Яузы.
Эта страсть будущего императора также имела огромное значение для России, так как стала основой зарождения великого русского флота.

Помимо всего прочего Петр I, как и большинство царей из династии Романовых, увлекался коллекционированием. В частности, он собирал оружие, монеты. Ну а его знаменитая Кунсткамера, в которой были собраны всевозможные редкости со всего мира, была первым музеем страны.

причинами революции стали различия между и испанией в области религии, традиций, культуры, интересов. следует подчеркнуть, что еще более нетерпимыми, чем налоговый гнет, было обычное для испании высокомерное отношение к населению зависимых от нее территорий и проводившаяся религиозная политика, в основе которой лежал фанатичный католицизм.

в качестве примера для сравнения можно взять такие материки как африка и антарктида. на обоих материках есть равнины и есть гористая поверхность. например, в антарктиде есть вулканы. на территории африки также присутствуют вулканы, но их больше. оба материка имеют горы (гора элсуорт 5140 м в антарктиде и килиманджаро 5895 м в африке). равнинные территории антарктиды присутствуют, в основном, на западе материка. в африке равнинные участки располагаются практически по всему материку. различие между двумя этими материками в том, что африка находится в районе экватора, а антарктида - на одном из полюсов земли. поэтому разница в температуре воздуха большая.

когда князь умирал земля должна была переходить старшему из родства, но каждый отец хотел дать землю и своим детям

из ростова-на-дону, надо двигаться на север.

из нижнего новгорода - на запад.

Другие вопросы по Истории

Участники театрального представления, объединённые в группу; изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, а иногда животных.

Военная реформа Петра I — это комплекс мероприятий, которые были проведены в период 1698−1725 гг. для повышения эффективности армии и количества солдат, создания образовательных учреждений и перевооружения. Отдельно нужно отметить введение понятия регулярных войск и строительство флота. Успешность этих преобразований обеспечивалась наличием монополий и различных налогов.

Военная реформа Петра I

Причины и цели

Петр Первый был не только великим политиком, с детства он изучал военное ремесло. Положение будущего царя еще в юном возрасте позволяло использовать прислугу в своих военных игрищах: созданные им потешные Преображенский и Семеновский полки стали прообразом регулярных войск.

Значительная отсталость в армейской организации, плохое оснащение, отсутствие военных академий для офицеров, общих положений обеспечения армии и старое вооружение стали главными предпосылками к военной реформе Петра I. Укрепление российской государственности без постоянно восполняемых вооруженных сил было невыполнимой задачей.

Если кратко, военная реформа Петра I заключалась в следующем:

Петр 1 изучал военное ремесло

Ход военных реформ

Делом всей жизни Петра Первого стало усиление военной мощности России и стабильное положение на мировой арене.

Характеристика реформ в военной сфере включала в себя комплексные мероприятия по преобразованию военного управления и системы оснащения войск, организация регулярного флота, высокая боеспособность армии, создание и внедрение системы обучения военнослужащих, усовершенствование вооружения.

Ход военных реформ петра I

Петр Первый ввел новую систему комплектации регулярной армии. В 1698 г. была введена рекрутская повинность, которую царь узаконил в 1705 г. Смысл ее заключался в том, что государство каждый год в качестве рекрутов принудительно набирало в вооруженные силы определенное число крестьян из податных сословий. С 25 домов нужно было отдать 1 человека, неженатого, возрастом 15−20 лет (но во время Северной войны установленные сроки все время менялись из-за недостатка военных).

К концу правления Петра количество регулярных войск составляло по разным данным 195−215 тыс. солдат.

Строительство флота

Вместе с преобразованием сухопутных войск Петр начал создавать военно-морской флот. К началу XVII века на Азовском флоте находилось около 50 суден. Во время Северной войны создали Балтийский флот, он к окончанию правления Петра Первого насчитывал примерно 220 галерных кораблей, 12 фрегатов, 30 больших линейных суден и 30 тыс. матросов.

Строительство флота

Уделяя большое внимание техническому вооружению флота и сухопутных войск, Петр наладил создание и производство новых видов судов, артиллерийского оружия и боеприпасов к этим орудиям. Пехоту вооружили винтовками с ударно-кремневым механизмом, ввели штык российского образца.

На флоте и в армии создали стройную и общую систему организации, на флоте создавались отряды, дивизии, эскадры, в армии — дивизии, бригады, полки, создали единую драгунскую кавалерию. Для контроля флота ввели должность генерал-адмирала, для регулярной армии — главнокомандующего.

В процессе модернизации армии ввели общую систему чинов, полностью сформированную в 1722 г. Существовало 14 званий от рядового до фельдмаршала. В основе чинопроизводства была не родословная, а индивидуальные способности отдельного солдата.

Образовательные учреждения

Петр Первый придавал большое значение воспитанию офицерского состава. Начиная с возраста 15 лет, молодые дворяне должны были пройти службу в Семеновском и Преображенском национальных полках на протяжении 10 лет. После получения первого звания юноши отправлялись в армейские полки, в которых служили до конца жизни.

Но эта система подготовки офицерских кадров полностью не удовлетворила увеличивающуюся потребность в солдатах, и Петр создает несколько военных учебных заведений. В 1702 г. в Москве открывается школа артиллеристов, а в 1713 г. в Петербурге — еще одна артиллерийская школа. А также было организовано 2 инженерные школы.

Школа навигационных и математических дисциплин

Для обучения моряков Петр открывает в Москве в 1702 г. школу навигационных и математических дисциплин, а в 1716 г. в Северной столице — Морскую академию.

Заботясь о боевом духе, Петр Первый награждал показавших себя генералов орденом Св. Андрея Первозванного, солдат и матросов — наградами и повышением звания (иногда деньгами). При этом он ввел в армии жесткую дисциплину с наказаниями или казнью за тяжелые нарушения.

Военное устройство, которое создал Петр, было настолько устойчивым, что без значительных изменений держалось до начала XIX столетия. В последующие десятилетия после смерти царя армия развивалась, продолжали усовершенствоваться принципы и устав регулярных войск. Их продолжением были военные действия Суворова и Румянцева.

Результат и последствия:

  1. Основаны регулярные войска в количестве приблизительно 350 тысяч солдат.
  2. Создан военно-морской флот в количестве около 35 тысяч матросов.
  3. В период 1698−1726 гг. провели 54 набора рекрутов, что дало армии приблизительно 260 тыс. солдат.
  4. Улучшено вооружение, введена стандартная форма.
  5. Открыты военные школы, которые подготавливали узкоспециализированных офицеров.
  6. Созданы Морской и Воинский Уставы.
  7. Жители обложены различными налогами, уходящими на содержание и улучшение армии.
  8. Построены промышленные заводы, которые снабжали войска снаряжением и оружием.

Преимущества и недостатки

То, что хотел сделать Петр Первый, полностью осуществилось. После этого никто в мире не мог усомниться в мощи России и ее победе над любой армией. Но изменения имели как свои плюсы, так и минусы.

Преимущества реформы:

Выход в Балтийское море

  1. Выигранная Северная война открыла выход в Балтийское море, а также утвердила статус империи для России.
  2. Организация производства для самостоятельного обеспечения военных артиллерией, формой, вооружением, боеприпасами.
  3. Организация полноценных регулярных войск, которые могли не только воевать, но и доблестно побеждать.
  4. Создание нового образовательного направления, а именно введение в эксплуатацию новых учебных заведений для обучения современному ремеслу.
  5. Мощный морской флот, которого до этого момента никогда не было в России.

Значение реформы сложно недооценить: после выполненных модернизаций по снабжению и организации всех сухопутных и морских сил Россия получила в собственное распоряжение современный флот и армию, что в дальнейшем отразилось на успехе ведения различных кампаний и расширении территории страны.

Но реформа имела ряд недостатков:

  1. Значительные финансовые затраты, негативно влиявшие на жизнь простого русского народа.
  2. Полное закрепление крестьян на производственных предприятиях.
  3. Служба была обязательной для дворян и вначале подразумевалась как пожизненная, а через время стала 25-летней.

Таким был итог основных преобразований Петра, которые привели к организации и укреплению войск. Рядовой состав преимущественно состоял из крестьянского сословия, а офицерами были дворяне. Создание армии и способы ее обучения постоянно усовершенствовались с учетом огромного боевого опыта, который был получен во время Северной войны.

§ 1. Предпосылки и начало преобразований

§ 1. Предпосылки и начало преобразований

Вопросы и задания к § 1. Предпосылки и начало преобразований

1. Почему первые действия Петра I как самостоятельного правителя связывают с особенностями его воспитания?

Образование Петра I было вполне традиционным и даже уступало тому, что получили его старшие братья. Царь Алексей Михайлович расширил круг дисциплин, которые стали преподавать его сыновьям. Появились и новые учителя, такие как просветитель и поэт Симеон Полоцкий.

Однако дать подобное образование своему младшему сыну Алексей Михайлович не успел. Молодого государя принялись учить как прежде, без особых новаций. При этом Пётр не проявлял особого прилежания в учёбе, предпочитая проводить время в военных играх. Парадокс, однако, заключается в том, что, не получив традиционного образования, он оказался более восприимчив к новым, светским знаниям.

Здесь ему помогли такие свойства личности, как природная любознательность и огромное трудолюбие. Пётр учился практически всю жизнь, поражая учёных иностранцев цепкостью ума и глубиной суждений, а русских современников — упорством. Неустанные труды не пропали даром — царь стал образованным человеком, сумевшим поставить свои обширные знания на службу Отечеству.

2. Какие черты личности Петра I привлекают вас? Какие отталкивают? Почему?

Привлекают: решительность, стремления на пользу Отечества и государства, уверенность в себе, устремленность к новому, отсутствие боязни перед авторитетами. Это позитивные качества лидера, который всегда может овладеть изменчивой ситуацией.

Отталкивают: чрезмерная жестокость, неприятие чужого мнения, презрение к старине, морали, преклонение перед иностранцами, готовность ради государства пожертвовать сотнями тысяч неповинных людей.

3. Почему первые реформы Петра I могли вызвать негативную реакцию российского общества? Аргументируйте свой ответ.

Традиционное, патриархальное общество не могло позитивно принять радикальные реформы нового царя. Вводились иноземные порядки чуждые мышлению россиянина того времени. У царя не было четкого обдуманного плана реформ. От реформ многие пострадали.

Царь радикально расправился с церковью, сделав ее одним их орудий государства, тем самым возбудил неприязнь не только священников, но обычных верующих (церковь в то время обладала огромным авторитетом).

Часто нововведения просто бездумно копировались с институтов западных стран, например, в вопросах управления – в результате резко вырос бюрократический аппарат. Чиновников, как и армию (велись многочисленные войны) нужно кормить – налоги увеличились в три раза.

Были реформы вообще непонятные основной массе населения – вводилось европейское платье, ассамблеи, бритье бород (хочешь походить на нормального человека – носить бороду – плати налог), переплавлялись церковные колокола на пушки. Не случайно в народе Петра воспринимали как Антихриста.

4. Почему в первые годы своего правления Петра I больше интересовала внешняя, а не внутренняя политика?

Царь Петр воспитывался под влиянием иностранцев, в частности Лефорта. Он стремился вывести Россию из изоляции, приобщить ее к европейской культуре, развивать торговые и хозяйственные связи, но возможности сотрудничества ограничивались с севера Швецией, с юга – Турцией. Чтобы от них не зависеть нужен был выход к морю.

Только обладая мощным военным и торговым флотом Россия, могла встать вровень с другими государствами Европы.

Пётр избрал иное направление — открывающее путь к морю. В 1695 г. московское войско двинулось к Азовскому морю. Однако русские действовали несогласованно, и турки отстояли крепость Азов. Царю пришлось отступить.

Потерпев неудачу на южном направлении царь решил вести войну со Швецией за выход в Балтийское море. В ходе “Великого посольства” Петру удалось создать антишведский союз.

5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
  • 1) Стрелецкий бунт – 1698 г.
  • 2) Великое посольство – 1697—1698 гг.
  • 3) первый Азовский поход – 1695 г.
  • 4) второй Азовский поход – 1696 г.
  • 5) правление Петра I – 1682—1725 гг.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Можно ли утверждать, что предпосылки первых реформ Петра I сформировались в предшествующий период и были связаны с политической борьбой конца XVII в.?

В. Основой первых преобразований стали реформы отца и брата царя Петра I. Реформы первых лет правления Петра сохраняли направленность предшествующих десятилетий в новых условиях.

Предшественники Петра I (Алексей Михайлович и царь Федор) так же проводили реформы по европейским образцам, но действовали крайне осторожно и поступательно.

Например, полки нового строя с командирами иностранцами уже были в русской армии. Были сожжены разрядные книги – был предоставлен доступ к государственной службе безродным, но талантливым людям.

Развивалось образование – создана славяно-греко-латинская академия, приглашались образованные люди (Симеон Полоцкий и др.). Ордин-Нащокин создал Новоторговый устав – по которому русские купцы в торговле с иностранцами имели преимущества.

  • 1) Назовите три увлечения Петра I, которые выделяет автор. Какое из них было самым сильным? Что положило начало этому увлечению?
  • 2) Какое качество Петра I, по мнению автора, отличало царя от его предшественников? Какой факт использует автор для подтверждения своего мнения?
  • 3) В чём проявилось увлечение Петра I военным делом? Какова была практическая польза для страны от этого увлечения?

Ребенком Петр увлекался военными играми, для его развлечения были созданы потешные полки Преображенский и Семеновский из жителей одноименных деревень (в будущем станут первыми гвардейскими полками).

Став взрослым царь создал лучшие в мире армию и флот, которые принесли множество побед, расширение территории страны, выход в Балтийское море. Потешные, сначала предназначавшиеся для игр, или, как тогда говорили, потех, с годами превратились в подлинную военную силу…

7 thoughts on “ 1. Предпосылки и начало преобразований ”

Совершение проходящих или идущих вызовов, на различную город страны с единого помещения, очень практично специально для масштабных организаций

Вообще классная тема. Но отдохнуть то же необходимо. Онлайн телеканалы в последнее время становилась на место первого у релаксирующим отдыхе.

Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его: неплохие ответы а?

Если бы он меньше знал, он, возможно, стал бы поэтом. Лермонтов о Пушкине

Гнев по справедливости можно назвать народным бунтом души, который безрассудно отваживается на все. Это о Пушкине.

Внимание аграрным экономикой может находится вовсе не лишь душевным занятием, однако еще и доходным делом, что доносит прибыль собственно на ежедневной фундаменте, существенно понять, то же для Вас ближе именно по разума и сугубо практично к положении выращивания.

Сделать любой важный свидетельство по сокращенные сроки клиент имеет возможность непосредственно через разработчика, впрочем, человек вовсе не постоянно сумеет быть убежден в человеком предоставляющем сервис

Читайте также: