Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся

Обновлено: 06.07.2024

Роль школьного краеведения в познавательной деятельности учащихся.

Школьное краеведение включает не только приобретение учащимися готовых знаний на уроках или из учебных пособий, интернета, но и самостоятельную работу, поисково- исследовательскую под руководством учителя. Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и ученика в положение исследователей. Поэтому обязательной ее частью является участие в поисково-исследовательской деятельности как учеников, так и учителя. При этом я преследую две цели: научную – исследование краеведческого объекта и, педагогическую – приобщение учащихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе.

Отмечу, что историко-краеведческая тематика ученических исследований имеет рад особенностей. Во-первых, краеведческие объекты или темы мало изучены. Особенно истории сел. небольших городов, школ, зданий, повседневная жизнь людей, их национального костюма, традиций и т.д., что создает большие возможности для успешной исследовательской деятельности работы как учителя, так и учащихся.

Во-вторых, ученик в своей работе учится раскрывать дидактическую взаимосвязь местного и общеисторического материала. Что всегда вызывает у школьников повышенный интерес к изучаемому материалу.

Например, ученица 9 класса нашей школы объектом своего исследования выбрала изучение русского народного костюма Острогожского района, Воронежской области конца 18, начала 19 века. Она встречалась со сторожилами сел, слушала рассказы бабушек о костюмах. Узнавала такие факты, о которых даже не знала. Некоторые жители показывали старые фотографии своих родственников в костюмах того времени, доставали из сундука дорогие им реликвии. Вместе с ней мы посещали краеведческий музей имени И.Крамского в городе Острогожске. В музее русскому народному костюму Острогожского района посвящена целая экспозиция.

И в завершение своей исследовательской работы мы воссоздали костюм русской женщины прошлого времени , используя конечно современные ткани. Костюм вызвал такой интерес у младших школьников, что Анастасия проводила экскурсии об ознакомлении с народным костюмом, рассказывала, из каких тканей какая деталь шилась, какая вышивка должна быть на рубахе. Что служило оберегом, а что украшением. Значение каждой детали в костюме. Костюмы каждого села отличались немного друг от друга. Проект дал нам новый материал для размышления о судьбах и жизни наших односельчан, родных, в различные эпохи. С этой работой мы участвовали в областном конкурсе, где заняли призовое место.

Самое главное в краеведческой работе – самостоятельная работа детей. У них возникает чувство сопричастности к истории Отечества. Школьник ощущает себя объектом истории, непосредственным участником событий.

В – четвертых, в своей краеведческой работе учащиеся встречают широкую поддержку среди населения, которым не безразлична даже мелкая деталь уходящей эпохи, местных общественных организаций.

Немаловажное значение для ученических исследований имеет доступность и близость историко-краеведческих источников.

Определяя краеведческую тематику ученических исследований, я исхожу из следующего: предлагаю несколько тем на выбор, которые более специфические для нашего села, учитываю интересы школьников, их уровень развития.

Проводя краеведческую работу со школьниками, убеждаюсь, что школьные краеведческие исследования пробуждают познавательный интерес учащихся, потребность в знаниях, повышают интерес к учению, делают его смысл более понятным для детей и являются сферой применения знаний, приобретают жизненность и действенный характер. Кроме того, здесь достигаются воспитательные и образовательные задачи. Воспитывается патриотизм, обучение умению работать с источниками информации.

З.Я. Королькова. Современные подходы к дошкольному и начальному образованию. Воронеж 2009

Организатор - Всероссийское СМИ "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре. изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становятся актуальным и ведущим фактором воспитания патриотизма.

При наличии адаптированной системы обучения краеведению, когда учитываются все аспекты, возрастные особенности, условия. интересы, возможности привить ребенку:

  • творческое отношение к жизни;
  • мысли о взаимосвязи собственного развития родного края;
  • знания, основанные на традициях, истории, культуре родного края, послужат опорой для воспитания бережного отношения к историческим памятникам родного края.
  • знаний о родном крае, о традициях, культуре, истории народа;
  • умении и навыков бережного отношения к окружающему миру;
  • творческого подхода к полученным знаниям;
  • любви и преданности родным местам

Задачами школьного краеведения в познавательной деятельности учащихся являются:

  • углубить и расширить знания о родном крае;
  • привить навыки исследовательской работы;
  • создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;
  • воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к открытому восприятию мира;

Краеведение прочно вошло в образовательную школу; оно стало одним из эффективных средств совершенствования учебно-воспитательной работы в школе.

Школьное краеведение находится в тесной взаимосвязи с научным.

  • Во-первых, как школьное, так и научное краеведение, используют одни и те же источники, а именно: документальные материалы местных архивов / областных, городских, районных, текущих архивов предприятий, колхозов, совхозов, учреждений/, архивы частных лиц, материалы и документы краеведческих музеев, этнографических и исторических экспедиций, местные археологические памятники, краеведческую литературу, местную периодическую печать, воспоминания очевидцев исторических событий.
  • Во-вторых, научное и школьное краеведение занимаются одними и теми же объектами исследования; историй предприятий, сел, городов, колхозов, совхозов и.т.д.
  • В-третьих, многие методы познания в научном и школьном краеведении тождественны. К ним относятся методы исторического исследования, непосредственного наблюдения, сравнительно-исторический, описательный методы.
  • В-четвертых, школьное краеведение опирается на данные научного краеведения, в основе которого лежит исследовательский метод, заключающийся в самостоятельном поиске нового. Однако нельзя отождествлять исследовательскую работу ученых и учащихся. Различие ее состоит в том, что в школе центром внимания являются, прежде всего, учебные цели; в научном исследовании центром внимания является объект изучения. Обучение путем открытий - актуальная проблема нашего времени. Ею занимаются как в нашей стране, так и за ее пределами. Назмиева Рузия Мидхатовна вместе со своими учениками ведет исследовательскую работу. Они изучают историю родной деревни, Сибирского тракта, историю происхождения могилы Святого, которая находится недалеко от деревни. А также изучают жизнь и деятельность знаменитых односельчан, их вклад в развитие родного края. Учащиеся внимательно знакомятся с материалами музея, расспрашивают односельчан, сравнивают, обобщают собранный материал.

Школьное краеведение включает в себя не только приобретение учащимися готовых знаний на уроках или из учебных пособий, но и самостоятельную работу, поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Следовательно, особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителей и учащихся в положение исследователей. Поэтому обязательной ее частью является участие в поисково - исследовательской деятельности как учителя, так и учащихся. При этом преследуются цели: научное исследование краеведческого объекта, педагогическая - приобщение учащихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, используемый в школе исследовательский метод выдвигает краеведение, которое без поиска немыслимо.

Исследовательский метод в обучении:



Исследовательский метод воспитывает у учащихся доверие уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску и критическому отношению к собранному материалу. Исходя из высказанного, Назмиева Рузия Мидхатовна подготовлена к проведению исследовательской работы владеет методикой руководства по приобщению к ней учащихся. Когда она работала в школьном музее, в 1995 году обучалась в национальном музее работе с музейным фондом.

При обучении любого краеведческого объекта необходимо соблюдать определенную последовательность.

  1. Выбор темы, определение целей и задач исследования.
  2. Разработка и принятие общего плана работы.
  3. Подготовка программы сбора материала.
  4. Определение форм, методов и приемов работы.
  5. Определение итогов работы по каждому разделу плана / выпуск рукописной книги, журнала, альбома, написание летописи, подготовка очерка, доклада, реферата, проведение вечера, конференции, викторины, олимпиады, оформление витрины, краеведческого уголка, музея.
  6. Изучение опубликованной литературы и других источников по теме исследования.
  7. Выявление и изучение документальных источников, хранящихся в местных архивах и музеях.
  8. Выявление участников исторических событий, их очевидцев и ветеранов, старожилов.
  9. Консультация, координация и контроль учителя за работой учащихся.
  10. Сбор, описание и изучение предметов материальной и духовной культуры.
  11. Проверка достоверности собранного материала.
  12. Обработка, систематизация оформление собранного материала.

Собранный в процессе историко - краеведческой работы материал необходимо тщательно проверять на предмет его достоверности. Записанные воспоминания, кроме их истинности, необходимо оформлять. Для этой цели краеведами поддерживается связь с работниками архивов, музеев, научных учреждений, учеными. Наша школа уже много лет работает над составлением родословных. Работая с архивными материалами, помогает учащимся найти своих предков. Потом ученики составляют свои родословные.

Исследовательская работа по краеведению выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относится к явлениям жизни. Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.

Нельзя не согласиться с тем, что в школе в учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение самого исследовательского метода как пути активного познания действительности.

Одна из особенностей исследовательского метода в краеведении заключается в том, что ученик в итоге своей работы должен раскрыть диалектическую взаимосвязь местного и общеисторического материала.

Результаты апробации, воздействие инновационной деятельности.
Исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную проблему, мы учим учеников самостоятельно намечать план поиска, строить гипотезу , определить способ их проверки, проводить наблюдения, фиксировать факты, сравнивать их, классифицировать, обобщать, доказать, делать выводы. Здесь достигается наибольшая самостоятельность мысли учащихся. Познавательная деятельность школьников по своей структуре приближается к исследовательской деятельности ученого .
Естественно, что исследовательский метод требует от учащихся серьёзной работы по его овладению под руководством учителя.

Используя исследовательский метод историко-краеведческой работы, учитель решает следующие задачи:

  1. Пробуждает у учащихся интерес к открытиям, исследованиям, создаст творческий подъём, активизируют их познавательную деятельность.
  2. Развивает у учащихся умения и навыки исследовательской работы, приобщает их к науке.

Применение исследовательского метода в историка - краеведческой работе обычно осуществляется в процессе проведения школьных экспедиций, туристских походов, экскурсий, а также при изучения истории краеведческих объектов и создания школьных историко-краеведческих музеев.

Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учебы в вузе и научной карьера. Опыт такой работы также пригодится всем, чья деятельность будет связана написанием текстов аналитического характера (резюме, отчетов, обзоров и т. д.), что сегодня очень востребовано на любом интеллектуальном поприще. Ученик не только занимается получением и освоением новой информации, но и имеет возможность применить свои знания и способности так, что это выходит за рамки учебного процесса. Еще будучи учениками, ребята получают возможность убедиться в том, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность.

Учащиеся, сталкиваясь с разным пониманием прошлого, знакомятся с разными историческими концепциями, способами интерпретации источников, с разным построением причинно-следственных связей. Процесс постижения прошлого может быть бесконечным, он всегда неполон и зависит от вопросов, которые задаются прошлому. А вопросы диктуются настоящим.

Специфика истории как науки предполагает, что исследователь должен понимать и основы экономики, и специфику разных религий, разбираться в политической жизни, основных вопросах философии, понимать особенности социального развития, стремиться узнать черты этнического облика изучаемых народов. Поскольку современные науки об обществе выросли ,прежде всего, из разных исторических концепций. Поэтому исследовательская работа по истории дает возможность старшекласснику выработать целостный взгляд на мир, соединить в процессе создания работы сведения о мире и обществе.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

  1. Мы принципиально отказываемся от работ описательного характера, нацеливая учеников на проблемные, историографические исследования. Мы не видим никакой особой пользы в компилятивных работах учеников – эту работу они могут делать, готовясь к докладу на уроке, но не на конференции.
  2. Нет ни одной исторической проблемы, которая в современной науке может рассматриваться лишь как сугубо историческая: она обязательно соприкасается и описывается политологическими, экономическими, социологическими и другими понятиями и категориями.
    Написание исследовательской работы по истории дает ученику возможность представить историю как многогранный процесс, который можно изучать с разных точек зрение и нельзя постичь без знание современных наук об обществе .
  3. Самостоятельная исследовательская работа формирует понятийный аппарат ученика , готовит к более осознанному изучению других наук об обществе, таких, как культурология, политология, социология, экономика, проведение и формирует целостное представление о мире.
  4. Написание исследовательской работы даёт старшекласснику возможность убедиться в том, что знания, полученные на уроках -это мёртвый груз, с которым непонятно что надо делать, а средство для понимания событий и явлений, которые происходят в современном мире.

Методика использования национально-регионального содержания в наших условиях базировалась на личностно - деятельностном подходе к обучению как методологической основе. Разграничив индивидуально-дифференцированное обучение на этапы дифференциации и, применения каждом из них модели оптимальных сочетаний форм учебной деятельности, мы добивались повышения уровня возможностей и способностей учащихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель Жиенбаева А.В

отдела образования акимата

Алтынсаринского района

«Роль школьного краеведения

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становятся актуальным и ведущим фактором воспитания патриотизма.

При наличии адаптированной системы обучения краеведению, когда учитываются все аспекты, возрастные особенности, условия, интересы, возможности привить ребенку:

творческое отношение к жизни;

мысли о взаимосвязи собственного развития родного края;

знания, основанные на традициях, истории, культуре родного края, послужат опорой для воспитания бережного отношения к историческим памятникам родного края.

Задачами школьного краеведения в познавательной деятельности учащихся являются:

углубить и расширить знания о родном крае;

привить навыки исследовательской работы;

создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;

воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к открытому восприятию мира;

Краеведение прочно вошло в образовательную школу, оно стало одним из эффективных средств совершенствования учебно-воспитательной работы в школе.

Школьное краеведение включает в себя не только приобретение учащимися готовых знаний на уроках или из учебных пособий, но и самостоятельную работу, поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Следовательно, особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителей и учащихся в положение исследователей.

Поэтому обязательной ее частью является участие в поисково - исследовательской деятельности как учителя, так и учащихся. При этом преследуются цели: научное исследование краеведческого объекта, педагогическая - приобщение учащихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, используемый в школе исследовательский метод выдвигает краеведение, которое без поиска немыслимо.

Исследовательский метод в обучении:

hello_html_m37cb9d44.jpg

hello_html_48516eab.jpg

Исследовательская работа по краеведению выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относится к явлениям жизни. Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.

Нельзя не согласиться с тем, что в школе в учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение самого исследовательского метода как пути активного познания действительности.

Одна из особенностей исследовательского метода в краеведении заключается в том, что ученик в итоге своей работы должен раскрыть диалектическую взаимосвязь местного и общеисторического материала.

Цель проекта:Формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями; приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно –воспитательном процессе; Воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за историю родного края Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы

Актуальность • • • • • Современная российская педагогика рассматривает образование как процесс в центре которого стоит личность ученика. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Важнейшая черта современного обучения ­ направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Эта проблема имеет две черты: исследовательскую активность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний. Исследовательская работа по краеведению выводит обучающихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.

Школьное краеведение в познавательной активности обучающихся Развитие интереса к предмету Развитие информацио нно- вных коммуникати способностей Развитие самостоя- тельнсти Развитие творчески способност х ей

Цель проекта • Формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями; • приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно –воспитательном процессе; • Воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за историю родного края

Задачи проекта 1. Создание условий для реализации каждым учащихся собственной гражданской позиции через урочную и внеклассную деятельность 2. Учить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории края; 3. Развивать коммуникативные способности обучающихся.

Гипотеза • Целенаправленная работа школьного краеведения способствует повышению мотивации учения, социальной адаптации и профессиональному самоопределению ребенка

Проблема Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы

Ожидаемые результаты: • • • • • • • • Повышение мотивации и качества знаний по истории России и обществознанию; развитие творческой активности обучающихся; приобретение обучающимися умений: выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать; выбирать рациональное решение; обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций; продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность; Умение красиво, грамотно и правильно представить свою работу. выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать; выбирать рациональное решение; обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций; продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность;

Дидактические задачи проекта: • формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; • развитие мотивации к самостоятельному научному поиску.

Методические задачи • Совершенствование процесса преподавания истории, обществознания и исторического краеведения; • Развитие личности ученика средствами предмета истории, обществознания и исторического краеведения; • Формирование предметных компетенций как системы знаний о многообразии и особенностях прошлого и современного общества; • Соблюдение определенной последовательности при изучении любого краеведческого объекта.

Из опыта работы руковоиетлем краеведческого кружка в школе.

ВложениеРазмер
kraevedenie_kak_odno_iz_napravleniy.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34 г. Иркутска

664020 г. Иркутск, ул. Макаренко, 4

тел. (3952) 387108

Краеведение как одно из направлений повышения познавательной деятельности учащихся.

Краеведение как одно из направлений повышения познавательной деятельности учащихся.

Борзина А.Е., учитель

истории и краеведения,

Преподавание истории требует обновления, особенно в связи с переходом к профильному обучению. Основные компоненты учебной деятельности – цель, содержание и способы являются постоянным предметом споров педагогов.

Как повысить интерес к предмету? Эта проблема волнует многих учителей в последнее время. Решению задачи в определенной мере способствует краеведческая работа в школе. Так ли эта работа необходима в системе школьного образования? Изучение самостоятельной научно-поисковой работы школьников позволит проследить динамику их мотивационной сферы в связи с историческим краеведением. Учение – процесс чаще всего малоинтересный в силу объективных и субъективных причин, но увлекательное и интересное наполнение способно радикально его изменить.

Имея общую цель с урочной системой, краеведение относится в большей степени к внеклассной работе и отличается от нее организационными, методическими формами, сущность и характер которых заключается в следующем:

  1. Осуществляется во внеурочное время;
  2. Базируется на добровольном участии школьников;
  3. Краеведческая работа осуществляется благодаря исследовательской работе самих учеников;
  4. Краеведение способствует формированию мировоззрения учеников, их национальному воспитанию;
  5. Мероприятия чаще всего посвящены актуальным событиям отечественной истории;
  6. Способствуют повышению познавательного интереса учащихся к предмету.
    Я считаю, что школьное историческое краеведение является неотъемлемой частью преподавания истории, поскольку его содержание соответствует общепедагогическим и дидактическим требованиям, предъявляемым к современному школьному образованию.

Конструктивная работа школьников начинается с повышения познавательного процесса и осознании потребности в новых знаниях. Оптимальным способом развития учебных умений я считаю вовлечение учащимися в поисковую деятельность краеведческого направления.

Читайте также: