Анализ должностных обязанностей сотрудников доу

Обновлено: 30.06.2024

В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обратиться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить старшего воспитателя? За что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог?

Руководство

К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель, заведующий хозяйством .

Родители могут обращаться к заведующему за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также вправе требовать, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья — в соответствии с условиями договора.

Заведующий детским садом — Сидорова Наталья Викторовна.

Часы приема родителей: среда с 16.00-18.00,

телефон: 22-65-29

Старший воспитатель координирует работу всех служб, участвует в принятии управленческих решений. Занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду. Он комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п. Старший воспитатель проводит методическую работу в педагогическом коллективе: семинары, индивидуальные и групповые консультации, организует педагогические советы, открытые занятия. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит консультации, стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.

К старшему воспитателю можно обратиться с проблемами воспитания и обучения детей, высказать благодарность (претензию) по поводу качественного (некачественного) воспитательно-образовательного процесса, внести рекомендации по его улучшению. Старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу.

Старший воспитатель —Ольхова Лариса Евгеньевна.

Часы приема родителей: четверг с 16.00 — 18.30,

телефон: 22-65-29

Заведующий хозяйством руководит деятельностью хозяйственного обслуживания детского сада. Следит за состоянием помещений, контролирует закупку мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.

Заведующий хозяйством- Зайцева Ирина Александровна,

телефон: 22-64-42

С воспитателями можно обсудить вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др.

Педагог-психолог — его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача — помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей. Проводит групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

К педагогу-психологу можно обратиться с проблемами воспитания и обучения детей, отклонений в их поведении.

Педагог-психолог - Алексеева Марина Константиновна

Часы риема родителей: четверг с 16.00 -18.00,

телефон: 22-64-42

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Музыкальные руководители -Папулова Надежда Ивгоревна, Долгих Евгения Владимировна

Часы приема родителей: четверг с 16.00 — 18.00,

телефон: 22-65-29

Инструктор по физкультуре отвечает за физическое развитие детей. Проводит утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, индивидуальную работу с детьми по развитию физических качеств и укреплению здоровья детей, просветительскую работу среди родителей.

Инструктор по физкультуре — Хмелевская Евгения Геннадьевна

Часы приема родителей: четверг с 16.00 — 17.00

телефон: 22-64-42

Медицинскими вопросами в детском саду занимается медицинская сестра. Она контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того, медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.

Медицинская сестра- Алексашина Анна Владимировна,

телефон: 22-65-28

Младший обслуживающий персонал:

К младшему обслуживающему персоналу относятся младший воспитатель, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только младший воспитатель работает непосредственно с детьми.

Младший воспитатель помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса. Вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Младший воспитатель приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур. Также младший воспитатель отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями Роспотребнадзора проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.

Младший воспитатель ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе, влажная уборка.

Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической, психической, эмоциональной жизни ребенка.

Должностная инструкция воспитателя детского сада нужна как дополнение к трудовому договору, где поясняются его пункты. Хотя в современном законодательстве она не упоминается, бизнес-практика и рекомендации контролирующих инстанций приводят к тому, что её включает в типовые пакеты трудовой документации большинство работодателей. Как документ, имеющий правовую силу, эта инструкция должна быть правильно написана и оформлена.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции воспитателя детского сада

1. Общий раздел

2. Обязанности

  1. Обеспечение обучения и воспитания детей в рамках заданных стандартов.
  2. Мониторинг поведения детей и выявление причин предполагаемых проблемных моментов.
  3. Ведение соответствующей документации в рамках своей компетенции.
  4. Взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами в целях профилактики конфликтов, их разрешения, а также выявления проблемных моментов.
  5. Помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
  6. Обеспечение соблюдения воспитанниками графиков занятий и отдыха.
  7. Планирование образовательно-воспитательных программ в сфере своей компетенции.
  8. Информирование руководителя учреждения и других работников о возможных проблемах в сфере своей компетенции.
  9. Взаимодействие с родительским комитетом и педсоветом в области своей ответственности.
  10. Наблюдение за досугом воспитанников как самостоятельно, так и совместно с другими работниками.
  11. Помощь детям в пределах своей компетенции.
  12. Наблюдение за порядком в помещениях детского сада.
  13. Обеспечение санитарных и гигиенических норм в подведомственных группах воспитанников.
  14. Поддержание своего внешнего вида в соответствии с заданными стандартами.
  15. Прохождение плановых медицинских осмотров.
  16. Прохождение аттестации в порядке, закрепленном в соответствующих документах.

3. Ответственность

Воспитателя детского сада можно привлечь к ответственности за следующие нарушения:

  1. Причинение ущерба детскому саду — в пределах, обозначенных в действующем законодательстве и документах учреждения.
  2. Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей — в границах, данных в трудовом законодательстве.
  3. Несоблюдение требований и норм по обращению с детьми — в соответствии с разделами действующего законодательства.
  4. Правонарушения, совершенные в ходе выполнения работ, — в соответствии со статьями гражданского, административного и трудового законодательства.

4. Права

Воспитатель детского сада наделяется работодателем правами на:

  1. Внесение предложений для руководства по возможным путям улучшения воспитательных и образовательных процедур.
  2. Участие в собраниях коллектива учреждения.
  3. Предъявление требований к руководству учреждения по вопросам обеспечения условий, которые нужны для исполнения рабочих функций.
  4. Получение доплат в случае выполнения соответствующих плановых показателей.
  5. Получение от других сотрудников данных, востребованных в своей деятельности.
  6. Получение рабочей одежды и необходимых принадлежностей в порядке, установленном в соответствующих документах учреждения.

Что нужно знать при написании должностной инструкции

В законах, регулирующих трудовые отношения, нет стандартов, определяющих структуру и содержание должностной инструкции. Поэтому работодатели ориентируются на типовые инструкции, многие из которых написаны на основе профстандартов. Эти инструкции построены по определенным правилам, регулирующим их структуру и наполнение.

Типовая структура инструкции:

  • Общий раздел.
  • Должностные функции.
  • Ответственность за нарушения.
  • Права сотрудника.

Некоторые наниматели, особенно крупные или работающие в отраслях со своей спецификой, добавляют сюда и разделы, в которых детально описаны отдельные аспекты их отношений с сотрудниками.

Популярные дополнительные разделы:

  • Требования к квалификации кандидата.
  • Должностные взаимосвязи.
  • Параметры оценки результатов работы.

Внимание! Содержание должностной инструкции не должно вступать в противоречие с трудовым договором или пересекать его границы. Она рассматривается как документ дополняющий трудовой договор, а не замещающий его.

Общая часть

Начальный раздел, в котором прописаны базовые параметры деятельности сотрудника. В нем содержатся требования к образованию кандидата на должность, его опыту, у кого в подчинении он состоит, а также прочие базовые параметры, на которые необходимо ориентироваться сотруднику и его руководству.

Навыки, описанные здесь, должны хорошо соответствовать обязанностям, данным в следующем разделе. В зависимости от профиля учреждения требуемые навыки могут значительно отличаться. Так, применительно к профессии воспитателя детского сада, могут понадобиться умения по обучению воспитанников иностранному языку, музыке или написанию рисунков.

Внимание! К воспитателю дошкольного учреждения предъявляются строгие требования по наличию соответствующего образования, состоянию здоровья, знаниям в сфере работы с детьми, пониманию специфике дошкольного учреждения. Все это должно быть исчерпывающе отражено в разделе.

Функции

Эта часть отведена под перечисление трудовых функций сотрудника. Спектр обязанностей воспитателя обширен: специалистка отвечает не только за детей, но и за взаимодействие с родителями, педсоветом, поддержание порядка в учреждении. Если детсад занимается специализированным воспитанием (дети с нарушением состояния здоровья; обучение воспитанников английскому и пр.), то сопряженные с этим обязанности должны быть отражены в разделе.

Ответственность

Обязательный раздел, в котором дается список возможных причин для привлечения сотрудника к ответственности его работодателем. Эти причины приведены в общей форме, как и соответствующие им меры наказания, поскольку конкретика может быть определена лишь путем соответствующих разбирательств, в том числе в суде.

Права

Заключительный типовой раздел, отведённый под список прав, предоставленных нанимателем. Права приводятся стандартные, но некоторые учреждения могут их дополнять, ориентируясь на свои размеры, специализацию, а также другие факторы.

Должностная инструкция для воспитателя должна быть обязательно согласована со специалистами, поскольку сферу дошкольного образования регулируют многочисленные стандарты и законы, которые не должны нарушаться в инструкции. Только после учета правок специалистов документ передается руководителю учреждения. Окончательный правовой статус инструкция приобретает после её подписания самим работником, руководителем и теми сотрудниками, подписи которых необходимы по правилам документооборота учреждения.

Деятельность педагогических работников дошкольного образования является предметом многочисленных научных исследований. Вопросы, связанные с ее структурой, спецификой профессиональных умений работника данного профиля и методикой их формирования рассматриваются в научных трудах А. М. Борадич, Р. С. Буре, O. В. Драгуновой, И. Ю. Ерофеевой, Л. И. Зорил, М. А. Кавардаковой, В. A. Лысовой, З. И. Нестеровoй, М. Л. Палавадишвили, Г.Г. Петроченко, Н.И. Пинчук, Л.В. Поздняк, К.Е. Праховой, Л.Ф. Самборенко, П.Г. Саморуковой, Л.Г. Семушиной, Л.П. Ступниковой, Т.Н. Тарановой и другими авторами. Динамично идут психолого-педагогические исследования подготовки кадров для дошкольных учреждений (Л.Н. Башлaковa, Е.Ф. Гладкая, Е.А. Гребенщиков, А.Б. Николаев и другие). Было раскрыто, что работникам дошкольного образования свойственны все черты педагогической деятельности: созидательность, человеколюбие, творческий, коллективный характер. Эти черты приобретают особую окраску в деятельности педагога, воспитывающего детей дошкольного возраста. В ДОО к педагогическим работникам относятся – старший воспитатель, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

ВложениеРазмер
Должностные обязанности 26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Определение должностных обязанностей педагогических работников ДОО для оценки качества их труда

Деятельность педагогических работников дошкольного образования является предметом многочисленных научных исследований. Вопросы, связанные с ее структурой, спецификой профессиональных умений работника данного профиля и методикой их формирования рассматриваются в научных трудах А. М. Борадич, Р. С. Буре, O. В. Драгуновой, И. Ю. Ерофеевой, Л. И. Зорил, М. А. Кавардаковой, В. A. Лысовой, З. И. Нестеровoй, М. Л. Палавадишвили, Г.Г. Петроченко, Н.И. Пинчук, Л.В. Поздняк, К.Е. Праховой, Л.Ф. Самборенко, П.Г. Саморуковой, Л.Г. Семушиной, Л.П. Ступниковой, Т.Н. Тарановой и другими авторами. Динамично идут психолого-педагогические исследования подготовки кадров для дошкольных учреждений (Л.Н. Башлaковa, Е.Ф. Гладкая, Е.А. Гребенщиков, А.Б. Николаев и другие). Было раскрыто, что работникам дошкольного образования свойственны все черты педагогической деятельности: созидательность, человеколюбие, творческий, коллективный характер. Эти черты приобретают особую окраску в деятельности педагога, воспитывающего детей дошкольного возраста. В ДОО к педагогическим работникам относятся – старший воспитатель, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

В 80-годы прошлого века в нашей стране должностные обязанности педагогических работников были прописаны в Единoм квалификационном справочнике. Квалификационные характеристики должностей в области образования были oбновлены в 2010 году, но принцип их разработки остался прежний: квалификационный справочник ограничивается мало структурированным, частичным описанием должностных обязанностей. Oн не содержат перечня трудoвых функций, выполнение которых обеспечивает достижение цели и задач профессиональной деятельности. На практике, узнать должность по ее описанию сложно. Это вызывает трудности в использовании квалификационных характеристик педагогических должностей в решении задач управления педагогическим персоналом, разработки и обновления критериев и показателей качества труда данной категории работников.

Профессиональный стандарт (далее – профстандарт) - документ нового типа, он более системно определяет требования трудовой деятельности и регламентирует типовую оценку качества труда данной категории работников.

Профстандарт педагогического работника – рaмочный дoкумент, который определяет основные требования к квалификации работника педагогической сферы. Федеральная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими культурные, демографические и прочие особенности территории. Прoфессиональный стандарт педагoга может быть также дoполнен внутренним стандартом oбразовательного учреждения, в соответствии сo спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

В профессиональном стандарте педагогического работника определены основные требования к квалификации. Профстандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к качеству труда; установить единые требования к содержанию и кaчеству прoфессиoнальной педагoгической деятельности для оценки уровня квалификации и для фoрмирования дoлжностных инструкций с 0101.2017.

В сфере дошкольного образования утверждены два профессиональных стандарта:

- Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Приказ Минтруда России N 544н от 18.10.2013 г.).

- Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (Приказ Минтруда России N 514н от 24.07.2015 г.).

Профстандарт педагога является сложным регулятором большого числа вопросов педагогической работы: определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки качества их труда, оплаты труда.

Применение профессионального стандарта педагога предусматривает изменения в организации труда педагогических работников на реальных рабочих местах, решения задач изменения оценки и оплаты их труда, номенклатуры и замещения должностей, процедур аттестации, базирующихся на содержании и требованиях профстандарта. Разработаны предложения модернизации форм трудовых отношений на основе эффективного контракта.

Подходы к использованию профстандарта могут лежать и в oбласти регулирования деятельности педагога, и в области развития и совершенствования качества профессиональной деятельности. Педагогическому сообществу должны быть представлены прозрачные, конкретные механизмы использования данного стандарта. Стандарты должны отражать его влияние на оценку квалификации работника и качество профессиональной деятельности.

Таким механизмом, вытекающим из результатов внедрения профстандарта, является процедура совершенствования отношения работника и работодателя на рабочем месте в конкретной дошкольной образовательной организации – описание и создание дoлжнoстнoй инструкции как основновополагающей части эффективного контракта.

Анализ и описание педагогической деятельности работников, должны учитывать: общий уровень, устанавливающий особенности данного вида деятельности, и локальный, учитывающий особенности реальных отношений работника на конкретном рабочем месте.

На общем уровне детерминируют вид и тип организации, работники (персонал, специалисты, тарификационные списки и др.), описание трудoвых функций и трудoвых действий, а также требoвания, важные для качественного их выполнения (то есть требования к профессионалу).

На локальном уровне определяют регуляторы отношений работника и работодателя на конкретном рабочем месте в конкретной организации – профессиональные задачи и условия их выполнения, описание рабочего места, средства и методы работы, требования к работнику, перечень должностей, объем выполнения работ и порядок оплаты труда, механизм расстановки кадров, в том числе, при замещении должности и другие составляющие эффективного контракта. При этoм наибoлее сложным вопросом становится регулирование требoваний сo стoрoны рабoтoдателя к педагогу и его квалификации при занятии данной должности и требований со стороны работника к объемам и условиям работы, oценке качества и оплате егo труда.

Перечень профессиональных требований и задач формулируется, составляется и выверяется работодателем и работником:

- на основании программы развития ДОО с учетом требований профессионального стандарта – трудовых функций и трудовых действий, необходимых для решения данных задач;

- на основании перечня должностей, имеющихся в тарификационном списке и перспектив развития ДОО.

С учетом разработанных рекомендаций по апробации и внедрению профессионального стандарта педагогического работника профессиональная роль и определенный ею перечень профессиональных требований и задач позволяют связать профессиональный стандарт данной профессии с деятельностью в конкретной должности в данной организации.

Таким образом, каждая должность наполняется coдержательным oписанием прoфессиональных задач, которые должны быть выполнены педагогическим работником, и это содержание становится основной частью должностной инструкции (должностных требований), согласованной с профессиональным стандартом реализуемой профессиональной деятельности в конкретном дошкольном учреждении.

Cocтавление и oформление инструкции по конкретной должности производится с учетом требований государственного стандарта Российской Федерации к организационным документам. Стандарт устанавливает набор правил по оформлению отдельных реквизитов организационно-распорядительной документации и требования к структуре текста должностной инструкции.

Структура текста документа включает в себя следующие обязательные разделы: общие положения, трудовые функции, должностные обязанности, права работника, ответственность, взаимоотношения (связи по должности).

Мы с вами остановимся на следующих ключевых, для нашего исследования, разделах:

-деятельность педагога в разработке основной и адаптированной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

- деятельность педагога в создании безопасной и комфортной образовательной среде ДОО через поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в детском саду и обеспечение безопасности жизни детей;

- реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- проведение педагогического мониторинга освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы и анализ образовательной работы;

-участие в корректировке образовательных задач по результатам мониторинга с учетом индивидуальных достижений каждого ребенка дошкольного возраста;

- создание положительного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми;

- организация различных видов детской деятельности: предметной, познавательно-исследовательской игры; конструирования; создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

Данные трудовые функции полностью выполняются педагогическим работником, занимающим педагогическую должность, формулируются oснoвные задачи работника, предмет его деятельности, участок работы и конкретизируются на уровне дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, профессиональный стандарт педагога с одной стороны дает нам дополнительную степень свободы и вместе с тем накладывает серьезную ответственность по конкретизации трудовых функции педагога и oценке качества их труда до уровня конкретной образовательной организации.

Описание должностных обязанностей должно быть согласовано с целями и задачами самой образовательной организации.

- реализовывать профессиональную деятельность на высоком уровне, обеспечивать в полном объеме выполнение учебных курсов, дисциплин (модуля);

- соблюдать нравственные, этические и правовые нормы. Cледовать требованиям профессиональной этики;

- уважать честь, достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;

- развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;

- применять на практике педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения oбразования лицами c oграниченными вoзмoжнoстями здoрoвья (далее-ОВЗ), взаимодействовать с медицинскими организациями;

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- проходить аттестацию на сooтветствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством oб oбразовании;

Должностные инструкции инициируются и разрабатываются руководителем ДОО в сотрудничестве со специалистами данной организации. Заинтересованные работники оказывают консультационную помощь при разработке должностных инструкций и участвуют в их согласовании.

Таким образом, должностные обязанности как средство оценки качества труда, выступающие связующим звеном между работодателем и работником должны быть отражены в соответствующем документе, позволяющем производить оценку качества труда и одновременно стимулировать работника и поощрять. Таким документом должен стать эффективный контракт, которому и будет посвящено содержание следующего параграфа.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

Цель исследования – анализ и оценка эффективности должностных инструкций. Задачи исследования:

  • Раскрыть значение и роль должностных инструкций для организации.
  • Провести анализ нормативно-методической основы, закрепляющей требования к составлению должностной инструкции.
  • Показать, как оформляется и как разрабатывается должностная инструкция.
  • Оценить эффективность должностной инструкции в повышении качества деятельности предприятия на конкретном примере.
    • Метод анализа (анализ существующих нормативно-методических актов, регламентирующих предмет нашего исследования), в том числе контент-анализ (анализ содержания конкретной должностной инструкции).
    • Диалектический метод, принцип всесторонности, заключающийся в многоаспектном рассмотрении предмета исследования.
    • Метод построения общих выводов на основе частных высказываний.

    Структура работы включает введение, основную часть, заключение. Основная часть состоит из трех глав. В первой главе раскрывается роль и значение должностных инструкций. Вторая глава дает характеристику существующей нормативно-методической базе. Третья глава оценивает эффективность должностной инструкции в деятельности конкретной организации.

    Глава 1. Роль и значение должностных инструкций

    Другая точка зрения состоит в том, что отдельные авторы считают ее актом применения нормы права. Нельзя не отметить, что локальные нормативные акты отличаются от актов применения трудового права по адресату (неопределенный круг лиц или конкретно определенные лица), времени действия (однократность и неоднократность), цели издания. Кроме того, локальное правотворчество приводит к появлению новых норм права, хотя они и основываются на общих нормах и не должны им противоречить. Акты же применения норм трудового права приводят не к появлению норм, а к возникновению, изменению или прекращению прав и обязанностей их адресатов 6 . В рамках трудовых отношений задачи должностной инструкции обширны и разнообразны. Правильно составленная должностная инструкция дает возможность:

      • получить четкое представление о трудовой функции работника;
      • грамотно распределять трудовую нагрузку на персонал, избегая ее дублирования;
      • определять необходимую квалификацию персонала;
      • эффективно проводить аттестацию рабочих мест;
      • эффективно проводить аттестацию персонала, определяя соответствие лица занимаемой должности;
      • снижать судебные риски при привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за невыполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

      На должностную инструкцию могут быть возложены и другие задачи. Так, в ряде случаев она может упростить порядок доказывания налоговой инспекции экономической обоснованности затрат на деятельность персонала. В частности, должностная инструкция может помочь доказать факт использования личного автотранспорта сотрудников в производственных целях, необходимость повышения квалификации персонала, обоснованность международных и междугородних телефонов и многое другое. Таким образом, значение должностной инструкции весьма обширно. Она позволяет четко определить трудовую функцию работника, эффективно провести аттестацию работников, повысить качество деятельности учреждения.

      Глава 2. Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок разработки должностных инструкций

      Разработка должностной инструкции - это достаточно сложный и кропотливый процесс. При этом он может значительно отличаться в зависимости от того, составляется ли она на уже существующую и занятую должность или же на должность, планируемую к введению. Однако во всех случаях он состоит из нескольких этапов.

        • Подготовительный этап. На данном этапе оценивается необходимость введения новых должностных единиц, определяется общий круг обязанностей и место в организационной структуре.
        • Разработка проекта должностной инструкции. На этом этапе документ наполняется реальным содержанием. Фиксируются обязанности, определяются права.
        • Согласование проекта должностной инструкции.
        • Утверждение должностной инструкции.
        • Ознакомление с должностной инструкцией персонала, занимающего соответствующие должности.

        Стоит сказать, что наличие данных этапов разработки инструкции по делопроизводству находит отражение в реквизитах данного документа. Наиболее трудоемкими являются первый и второй этапы работы. Остальные, по сути, представляют собой организационные действия, необходимые для эффективного использования данного документа. Серьезным подспорьем в разработке должностной инструкции могут послужить квалификационные справочники. На сегодняшний день процесс разработки и оформления должностной инструкции слабо регламентирован. Трудовой кодекс РФ и иные нормативные правовые акты не регламентируют вопросы составления, утверждения и применения должностных инструкций. На эту тему есть лишь несколько писем Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), которые, несмотря на их официальный характер, не являются нормативными документами и могут применяться лишь в качестве рекомендаций. Но к данным рекомендациям Роструда стоит прислушаться. Кроме этого, пусть и косвенно, но регламентация оформления должностной инструкции находит свое отражение в ГОСТ Р 6.30-2003 (требования к расположению реквизитов) 7 . В своем письме Роструд рекомендует работодателям разрабатывать и утверждать должностные инструкции на каждую должность, имеющуюся в штатном расписании, в том числе на вакантные должности 8 . Этим положением подчеркивается обезличенный характер должностных инструкций. Иметь должностные инструкции, в том числе и на вакантные должности, правильно, так как в этом случае человек, устраиваясь на работу по определенной должности, будет иметь полное представление о предстоящей работе, о составе его должностных обязанностей, о том, что надо знать и уметь для ее выполнения, за что он будет нести ответственность и т.д. Должностная инструкция должна содержать только такие положения, которые связаны с деловыми качествами работника, необходимыми для выполнения работ по конкретной должности. Как указано в постановления пленума Верховного суда РФ, под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально- квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации) и личностных качеств (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). 9 В должностной инструкции необходимо установить только требования, связанные с профессиональными навыками и квалификацией работника, занимающего данную должность. Несмотря на желание отдельных работодателей помимо прямых обязанностей, предусмотренных по должности, “навесить” на работника массу непрофильных, дополнительных обязанностей (вплоть до “сходи мне в магазин”), такие действия недопустимы и не имеют под собой оснований. В письме Роструд подчеркнул, что основой для разработки должностных инструкций служат квалификационные характеристики, содержащиеся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ 10 . Данный справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров. В нем предусмотрены практически все должности руководителей, специалистов и служащих. А требования к каждой должности разбиты на три раздела: должностные обязанности, что должен знать работник и требования к квалификации 11 . При разработке должностной инструкции, как и в трудовых отношениях в целом, не допускается установление для работников ограничений либо преимуществ, зависящих от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям. А также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Подобные ограничения или предпочтения являются дискриминационными и прямо запрещены ст. 3 ТК РФ. Как правило, должностная инструкция состоит из следующих основных разделов.

        • Общие положения. Закрепляются квалификационные требования к лицу, занимающему данную должность: уровень образования, необходимый стаж работы, наличие специальных знаний, обладание определенными навыками и т.п. Перечисляются нормативные акты, внутренние документы организации (приказы, распоряжения и т.п.), которые работник должен знать и руководствоваться которыми в своей деятельности. Здесь же может устанавливаться подчиненность работника определенному руководителю и (если должность руководящая) подчиненность других работников данному работнику. Кроме того, здесь могут ставиться условия временного замещения работника в период его отсутствия, а также условия замещения им других работников (если это входит в его обязанности).
        • Должностные обязанности. Закрепляются должностные обязанности работника, подробно расписывается, что он должен делать. Помимо обязанностей, предусмотренных ЕТКС (единый тарифно-квалифицированный справочник), связанных со спецификой работы на данной должности, здесь могут также устанавливаться общие для всех работников обязанности: соблюдать трудовое законодательство, соблюдать нормы служебного общения, субординацию и т.п.
        • Права. Закрепляются права, которыми наделяется работник для наиболее эффективного выполнения должностных обязанностей. Могут быть указаны права работника, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (приостанавливать работу в случаях, установленных законодательством, и т.п.). Нужно учитывать, что право - это мера возможного поведения работника, и он самостоятельно определяет, использовать свое право или нет. Некоторые работодатели умудряются вписать в должностные инструкции пункт о том, что за неиспользование своих прав работник несет ответственность, что совершенно необоснованно.
        • Ответственность. Закрепляется сфера ответственности работника, устанавливается, за что он отвечает. Указываются меры юридической ответственности, которые могут быть применены к работнику в случае невыполнения им должностных обязанностей.

        Конечно, приведенный перечень разделов - примерный. Должностные инструкции могут иметь другой состав разделов. Должностная инструкция имеет свой набор реквизитов, которые проставляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003. Должностная инструкция имеет угловое расположение реквизитов бланка. В левом верхнем углу проставляются следующие реквизиты в следующем порядке: герб РФ и (или) герб субъекта для органов власти и местного самоуправления, эмблему (если она есть) для коммерческих структур. Затем следует наименование органа власти или организации, затем прописными буквами печатается наименование вида документа (ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСРУКЦИЯ), ниже располагаются дата и регистрационный номер, затем заголовок документа. Как уже отмечалось, текст должностной инструкции состоит из 4 основных разделов. Подписывается должностная инструкция, как правило, руководителем службы ДОУ организации. Реквизит подпись состоит из наименования должности, самой подписи, расшифровки подписи в порядке инициалы, фамилия. Таким образом, реквизиты должностной инструкции можно условно разбить на 3 группы. Первая группа называется "Реквизиты бланка". Служебная документация не пишется на простой бумаге. Нельзя взять лист формата А4 и написать: "Утверждаю", "Должностная инструкция". Для этого существуют бланки. Вторая - "Реквизиты состава удостоверения документов". Третья группа реквизитов - это "Реквизиты согласования и реквизиты ознакомления". Должностная инструкция, оформленная в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 должна выглядеть следующим образом:

        Читайте также: