Актуальный педагогический опыт логопеда доу в сенсорной комнате

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

Игра – это искра, зажигающая

На базе МБДОУ детского сада № 171 г. Оренбург функционируют 12 групп: 6 групп общеразвивающей направленности, 3 группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 2 группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, 1 группа компенсирующей направленности для детей кратковременного пребывания .

Наш детский сад посещают дети с ТНР, с ЗПР, с СДВГ, с РДА, с умственной отсталостью и со множественными нарушениями в развитии. В последнее время количество таких детей увеличивается. Уровень двигательного, познавательного развития носит сугубо индивидуальный характер, но уровень речевого развития в основном у многих детей носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи. Речевые расстройства у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются стойкостью и устраняются с большим трудом.

Успешность физического, умственного, эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

С целью повышения эффективности проводимой коррекционно-логопедической работы я в своей деятельности активно использую для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития возможности сенсорной комнаты, оборудованной в нашем детском саду.

В зависимости от уровня речевого развития, а также от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний, занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих логопедических задач:

-стимуляция речевой активности;

-формирование грамматического строя речи;

-закрепление правильного произношения;

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

- достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

- развитие тактильной чувствительности, зрительного и слухового восприятия;

-развитие творческого воображения и др.

Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких принципах:

I принцип – индивидуальный подход.

Занятия в сенсорной комнате учитель-логопед разрабатывает с учётом основной патологии, степени нарушения, общего и эмоционального состояния. Педагог в своей работе опирается на рекомендации врача невролога. При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная или групповая) . В течение всей коррекционно-развивающей работы оценивается динамика усвоения того или иного навыка и в зависимости от этого учитель-логопед меняет (варьирует) степень сенсорной нагрузки (сложность заданий) .

II принцип – этапности.

На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, педагог должен уметь наладить эмоциональный контакт с ребёнком, продуктивное взаимодействие, в зависимости от общего, соматического и эмоционального состояния ребёнка. Учитель-логопед постепенно знакомит ребёнка с интерактивным оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребёнком различными навыками, педагог постепенно усложняет задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционно-логопедические и задачи.

III принцип – преемственности.

Учитель-логопед составляет занятия с учётом уровня речевого развития ребёнка, данные фиксируются в листе назначения, которые также заполняют педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, в соответствии с показателями подбираются развивающие, коррекционные занятия. Все специалисты (учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи) работают в тесной взаимосвязи друг с другом, отслеживая динамику развития ребёнка.

Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются:

Различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;

задержки психомоторного и речевого развития;

резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания,

энуреза, энкопреза, тиков и т.п.

аутизм (легкие формы);

адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);

трудности усвоения программного материала;

явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность)

нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость)

различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния

Противопоказаний к проведению в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения, которые определяет врач невролог:

при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку. Так же это касается групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей переживших психическую травму, детей с сочетанной патологией. Для этой категории детей свойственна индивидуальная непереносимость (избирательность) одного или нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к звукам или цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия, отказ от речи (мутизм) . Без учёта этих особенностей, при активном воздействии можно спровоцировать негативную реакцию (аффективную вспышку) и усугубить имеющиеся нарушения

при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции

при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Возрастные категории

Занятий в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей. Ранний возраст, дошкольный возраст (3-7 лет)

Важным преимуществом сенсорной комнаты в реабилитационном процессе является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение через рассматривание и описание фантастических узоров, а так же снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.

Какие же элементы сенсорной комнаты может использовать учитель-
логопед?

Упражнения, проводимые учителем-логопедом в сенсорной комнате:

Зеркальное панно:

- развитию визуального восприятия собственного тела;

- мимики и пантомимики;

- развитию умения выражать различные эмоциональные состояния;

- формированию уверенности в себе.

Зеркальный шар с мотором , профессиональный источник света к зеркальному шару - луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали.

Сухой бассейн

Развитию тонкой моторики рук способствуют упражнения на прокатывание шариков, собирание шариков по цвету и количеству, заданному взрослым, перекладывание шариков из одной руки в другую, сжимание шариков в руках, поглаживание шариков ладонями в сухом бассейне, доставание шариков со дна бассейна и т. п.

Безопасное настенное зеркало с фибероптическими волокнами – "Волшебные нити"

Фиброоптические волокна приятно брать в руки, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением.

Упражнения и занятия с настенным панно из фибероптических нитей:

- способствуют эмоциональному расслаблению;

- психологическому комфорту и мотивируют на дальнейшую работу;

- способствуют активизации кинестетических ощущений;

- развивают воображение, познавательные процессы;

- формирую представление о цвете.

Световой стол для рисования кварцевым песком рисование на данном столе способствуют развитию цветового восприятия, целостному восприятию предмета через зрительные и тактильно-двигательные ощущения. Развивает у детей не только мелкую моторику, художественное восприятие, память, но также и способствует развитию усидчивости и пространственного мышления.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, что очень благоприятно влияет на развитие речи ребенка. У детей развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями). Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить, а так же активно развивается речь и обогащается словарный запас.
Создание песочной истории не только в уме, но и руками — как никогда лучше развивает речь.

Качалка - балансир

Особенности конструкции качалки-балансира таковы, что даже при очень сильном раскачивании он а не может перевернуться.

Качалку-балансир можно использовать для развития вестибулярного аппарата, двигательной координации детей и просто для получения положительных эмоций.

С помощью балансира можно развивать различные группы мышц, координацию, ловкость, умение удерживать равновесие. Эффект раскачивания включает у ребенка механизмы саморегуляции и самобалансирования, в результате снимается напряжение во всей психоэмоциональной сфере. Таким образом, использование качалки-балансира стимулирует мозговые функции, развивает вестибулярный аппарат, координацию движений, чувство равновесия, общие и когнитивные способности, улучшает кровообращение и обмен веществ, успокаивает, повышает настроение, т.е. укрепляет здоровье.

Использование сенсорной комнаты позволяет разнообразить логопедические занятия. Сегодня вы увидели фрагмент занятия, где было использовано оборудование сенсорной комнаты, были использованы разнообразные задания, с которыми дети с увлечением справлялись. Применение оборудования СК способствовало повышению интереса у детей к обучению. Сюжет занятия явился дополнительной мотивацией к их выполнению.

Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР, СДВГ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;

каждое занятие с использованием СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность;

Считаю, что использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов, в т.ч. речевых.

В данной статье описываются методы и приемы работы учителя-логопеда в сенсорной комнате.

ВложениеРазмер
sensornaya_komnata_v_rabote_uchitelya-logopeda.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная комната в работе учителя-логопеда

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Возникновение любого речевого нарушения ограничивает реализацию всех функций речи, видоизменяет познавательную деятельность и сказывается на возможности социальной адаптации ребенка.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными, сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ, и т.д.), которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.

Как правило, традиционно организация обучения школьников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что “так надо”, “чтобы не ругали”, т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторы выключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёра является частью игры.

В процессе коррекционной работы учитель-логопед активно использует блоки релаксационного и активизирующего характера.

В релаксационный блок входит релаксационное музыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие подушки, набор тактильных шариков, мягкое напольное покрытие и др.

В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

Расслабляющая гимнастика для глаз.

  • Ребята ложатся на мягкие коврики, закрывают глазки, мягко поглаживают веки подушечками пальцев, затем вращают глазами влево, вправо, вверх, вниз и т.д.

Упражнения на мышечное расслабление.

  • Звучит спокойная мелодия, дети сидят на стульчиках.

Сели удобно, отдыхаем. Делаем глубокий вдох, выдох. Представьте, что мы сидим на теплом песке у реки, светит теплое солнышко. Нам хорошо, спокойно. Вот подул легкий ветерок, сделайте вдох и подуйте тихонечко. Ветер дотронулся своим дуновением до одуванчика и легкие пушинки полетели в разные стороны (дети дуют на легкие ватные шарики), на деревьях зашелестели листочки (спокойно дуют на листочки прикрепленного к длинной ниточке). Но вот ветер усилился, и листья зашелестели сильнее, (ребята дуют с большей силой). Мы рады этому теплому ветерку. Ветерок пошумел и утих (покажите дуновение слабого ветерка).

В зоне активизирующего блока используются различные игры с напольными сенсорными дорожками, с балансировочной дорожкой, со звуковыми коробочками, сенсорными дощечками и др.

Деятельность в активизирующем блоке направлена на развитие мелкой моторики рук, обогащение сенсорного опыта учащихся, позволяет формировать представление о цвете, форме, величине предметов, способствует развитию познавательной сферы: процессов памяти, внимания, мышления, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие активной речи.

Игры с сенсорными дорожками (дорожка, на которую прикреплены различные материалы: деревянные дощечки, линолеум, пенопласт, ткань и др.)

Сенсорные дорожки обеспечивают воздействие на рецепторы стопы, развивают координацию движений, развивают умение передавать ощущения, эмоции в речи, решают задачи конкретного занятия.

  • Ходьба по сенсорным дорожкам с проговариванием речевого материала по теме занятия.

Со-со-со- это колесо.

Си-си-си- еду на такси.

За-за-за- у меня коза.

  • Двигательные упражнения на сенсорной дорожке с одновременным произнесением текста с различной высотой, силой голоса.

В гости в лес мы идем,

Громко песенку поем:

В гости в лес мы идем,

Тихо песенку поем:

- Тра-ля-ля… (идут на носочках) и т.п.

Игры со звучащими коробочками (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, болты, крупа и др.)

Игры со звучащими коробочками способствуют развитию творческого воображения, совершенствуют умение дифференцировать неречевые звуки, развивают слуховые анализаторы, развивают произвольное внимание, память, помогают в автоматизации поставленного звука.

а) Логопед шумит коробочками, наполненными песком, бисером, болтиками, камешками и др.

- Запомни и по звуку найди коробочку с бисером (или с песком).

- найди коробочки звучащие тихо (громко).

б) Отгадай, чья это песенка и повтори ее:

З-з-з-з- песенка комара (коробочка наполнена мелким бисером)

Ж-ж-ж- жук жужжит (коробочка наполнена гречневой крупой)

ш-ш-ш- ветерок шумит (корочки наполнены сломанными пополам спичками).

Игры с массажными мячами (мячи разных размеров, имеющие на своей поверхности ямки, шипы).

Дети произносят слова, одновременно вращают мяч в ладонях, то, усиливая, то, уменьшая нажим, или катят мяч ладошкой по полу соседу, сидящему справа.

Ты катись веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Игры с тактильными шариками (шарики, выполненные из разных по текстуре материалов). Данные игры способствуют развитию умения подбирать прилагательные к существительному, учат образовывать относительные прилагательные от существительных, отвечать целым предложением, расширяют представления о свойствах различных материалов, расширяют сенсорный опыт, обогащают представления об окружающем мире.

а) Логопед бросает шарик ребенку и называет материал, из которого он сделан, а ребята по очереди добавляют к этому слову прилагательное, характеризующее этот шар:

б) Логопед называет материал, из которого изготовлен шарик, а ребенок называет предметы обихода, выполненные из этого же материала.

в) Логопед называет сочетание существительного и материал, из которого сделан шарик, а ребенок согласовывает эти два слова в словосочетании.

Игры с шершавыми дощечками (небольшие картонные дощечки, на которые наклеены разные по текстуре материалы: спички, бархат, фольга, манка и др.).

Игры с шершавыми дощечками помогают в уточнении и расширении словаря антонимов, синонимов, развивают тактильные анализаторы, расширяют словарный запас.

Игры на балансировочной дорожке (на картоне прикреплены отпечатки ступней, в виде петлистой дорожки). Игры на балансировочной дорожке развивают координацию движения, произвольное внимание, учат произносить фразы без искажения слогового состава слова.

Дети идут не спеша по дорожке, точно попадая на отпечатки ступней, при этом проговаривая по слогам небольшое предложение по теме занятия.

По-шли, по-шли, по-е-ха-ли

За спе-лы-ми о-ре-ха-ми.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “сухой дождь” и “Светящиеся нити”.

Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.

Игровые модули: “Сенсорная тропа”, набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей

Развитие зрительно-моторной координации осуществляется в играх с мелкими предметами, мозаикой, конструктором, различными наборами по шнуровке предметов. Наряду с традиционными приемами, интересной является игра с песком. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают “мануальный интеллект” ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на речевое развитие и эмоциональное самочувствие детей. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством “заземлять” негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ЗПР, ОНР имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

  • с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать школьников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
  • каждое занятие с использованием СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность.

Таким образом, использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении- М., АРКТИ, 2010г.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., ВЛАДОС, 1999г.

3. Логопедия/под ред. Волковой Л.С.- М., Просвещение,1989г.

4. Браудо Т.Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций". М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. -с. 47 - 57.

5. Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате: формы и методы.// В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. - с. 91-101.

6. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате // В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. -с. 58 - 64.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда

В статье говорится о возможностях использования сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической деятельности.


Конкурсная работа (мир-олимпиад.рф) от 25.03.2015 г.Презентация"Игровая деятельность в работе учителя-логопеда". Награждена дипломом Победителя 1 степени Всероссийского конкурса учителей с международным участием.

Тема занятия:дифференциация звуков р-л.


Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован.

Портфолио учителя - логопеда. 2. Результаты коррекционно-воспитательной работы (учитель-логопед, учитель-дефектолог)

2.1. Доля обучающихся, имеющих высокие результаты коррекционно-воспитательной работы (за три последовательных года, приходящихся на межаттестационный период)2.2. Доля обучающихся, имеющих средние резу.



Систематизация материала логопедических рекомендаций для закрепления дома полученных знаний и умений. Из опыта работы учителей-логопедов МДОУ д/с №3 г. Можайска (учитель-логопед Новосёлова Ю.И)

Рекомендации по ведению папок с домашними заданиями.


Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности.

Автор: Степанова Юлия Александровна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Заволжье

Автор: Елшина Ольга Алексеевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Заволжье

Введение.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, а также от того, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширять жизненный опыт детей, обогатить их внутренний мир. В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи), органов чувств, коррекции личностных особенностей, а также релаксации.

Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

Таким образом, основными целями занятий в сенсорной комнате являются стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Актуальность проекта.

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей его действительности. Также Федеральные государственные образовательные стандарты требуют уделять больше внимания познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.

Но вместе с тем, за последнее время отмечается увеличение количества детей с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитии. У таких детей, кроме различных нарушений речи, наблюдается общее снижение активности, некритичность к результатам своей деятельности. Дети быстро утомляются, может появиться импульсивность или выраженная вялость, потеря интереса. У некоторых развиваются невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость. Зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности: неустойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. Это приводит к трудностям общения с окружающими и налаживания контакта с ними.

При этом становится очень важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество друг с другом и с педагогическим коллективом.

В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста и в связи с открытием в детском саду группы компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия специалистов. Психические процессы и речь детей развивают на занятиях в детском саду и учитель-логопед, и педагог-психолог. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию психических процессов у детей с нарушениями речи:

- проведение и обсуждение результатов диагностики;

- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

- совместные консультации для педагогов ДОУ;

- консультации для родителей и проведение открытых мероприятий.

Именно данный проект является обобщением опыта практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с ОНР. Одним из современных подходов, обеспечивающих взаимодействие педагогов, является использование сенсорной комнаты в ДОУ.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание модели их взаимодействия в процессе образовательной работы по развитию психических процессов и речи у детей с ОНР с помощью интерактивной среды сенсорной комнаты.

Основные задачи взаимодействия:

  • Обеспечение корреционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка;
  • Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • Облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;
  • Развитие памяти, мышления, внимания, тонкой моторики, речи;
  • Развитие навыков позитивного общения детей, саморегуляции и самоконтроля.

Общие принципы организации занятий в сенсорной комнате:

  1. Основу коррекционно-образовательной работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со специалистами;
  2. Привлечение детей к разным видам деятельности в специально созданной полифункциональной интерактивной среде происходит без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка;
  3. Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:
  • при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей;
  • в использовании гибких форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах), соответствующих интересам и возможностям детей;
  • в индивидуальном выборе времени для разных видов совместных занятий в зависимости от режима основной деятельности занимающихся.

Участники проекта: дети с ОНР группы компенсирующей направленности, педагог-психолог, учитель-логопед.

Продолжительность занятия – 25 минут.

Структура занятия разработана с учетом возрастных особенностей детей, численность детей – 5 человек. Занятие проводится 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Повышение уровня эмоционального благополучия детей, их адаптированность к взаимодействию с внешней средой, обучению;
  2. Повышение интереса к познавательной деятельности, развитие общей и мелкой моторики, психических процессов, речи;
  3. Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
  4. Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
  5. Повышение уровня родительской компетентности и профессионального уровня педагогов.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный (декабрь 2017 года)
  2. Основной (январь-апрель 2018 года)
  3. Заключительный (май 2018 года)

Содержание этапов реализации проекта.

Организационно-подготовительный этап

Мониторинг психического и речевого развития дошкольников, обработка результатов

Разработка мероприятий по теме проекта

Анкетирование родителей по выявлению познавательных интересов детей

Основной этап

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками

(автор текста А.Грибачев)

- создание психологического комфорта;

- развитие детского сотрудничества;

- развитие воображения, образного мышления; произвольной памяти;

- развитие познавательной активности;

- развитие воображения, фантазии, ориентировки в пространстве;

- развитие кинестетической и тактильной чувствительности

- развитие навыков логико-смысловой организации высказывания;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- формирование связной речи;

- развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

- дифференциация понятий: звук, слог, слово;

- развитие связной речи

Взаимодействие с педагогами

В течение проекта

Взаимодействие с родителями

В течение проекта

Индивидуальные консультации по развитию психических процессов и речи детей

Заключительный этап

Обобщение материалов по результатам работы

Проведение итоговой диагностики

Подготовка мультимедийной презентации содержания проекта

Представление опыта работы по проектной деятельности на районном методическом объединении для учителей-логопедов и педагогов-психологов

Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. Сенсорная комната - это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

One of the modern methods for the correction of disorders of the psychoverbal development in children is the use of the concept of the Sensory Room. The sensory room is a multifunctional complex, the use of which is able to significantly optimize the development of a child in all speech therapy areas. The equipment of the sensory room contains a powerful developing, preventive and correctional potential.

Ключевые слова: интеграция, технология Сенсорной комнаты, мотивация, ОВЗ, профилактика.

Keywords: integration, Sensor room technology, motivation, limited health, prevention

Инклюзивная система в образовании предоставляет педагогам возможность свободного выбора эффективных путей использования коррекционно – развивающих технологий для работы с детьми с ОВЗ.

Актуальные задачи в работе коррекционной службы нашего ДОУ- это профилактическая деятельность и своевременная психоречевая коррекция.

*Выявление детей группы риска, отслеживание тенденции к системному недоразвитию речи, задержке речевого развития, моторной алалии, проявления патологического звукопроизношения.

*Организация психолого – медико – педагогического сопровождение детей группы риска;

*Разработка мониторинговых мероприятий в рамках коррекционной деятельности;

*Выработка правильных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребёнка с нарушениями в развитии;

* Создание специальных образовательных условия для детей раннего и старшего дошкольного возраста;

* Создание преемственности в работе учителя – логопеда и воспитателей общеобразовательных групп;

*Своевременное привлечение родителей в коррекционно – педагогический процесс. Повышение компетентности родителей. Информирование родителей о проблемах речевого развития ребёнка и определения совместных путей их решения, сохраняя конфиденциальность сведений;

*Разработка для каждого ребёнка программу индивидуального образовательного маршрута;

* Систематическое проведение педагогами коррекционно – развивающих занятий;

*Повышение и развитие у детей младшего и старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, посредством формирования и закрепления правильных артикуляционных укладов, формирования воздушной струи, развития речевого дыхания и мимических мышц, обучения элементам самомассажа, с помощью современных здоровьесберегающих технологий уровень коммуникативной компетенции ребёнка.

По определению коррекционной службы ДОУ субъектом её деятельности является ребенок с 2 до 5 и с 5 до 7 лет с речевой патологией.

- имеющие подтверждённое по нормативным шкалам отставание в развитии,

- входящие в группу биологического риска имеющие медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии,

а её объектом речь данного воспитанника.

На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. С.к. - это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.[1, с.80]

Целью моей работы является внедрение элементов технологии Сенсорной комнаты в логопедический процесс с детьми старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста для своевременного развития коммуникативных умений, речи (до возрастной нормы в пять лет или до уровня, не препятствующего полноценному освоению программы детского сада в старшем дошкольном возрасте), создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка.

Таким образом, главная цель нашей работы - развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты.

Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с педагогами учреждения, родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Для достижения этой цели стараюсь реализовать следующие задачи:

  1. Определение структуры интеллектуального и речевого дефекта.
  2. Нормализация психоэмоционального состояния.
  3. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  4. Развитие дыхательных и голосовых функций.
  5. Совершенствование общей и мелкой моторики
  6. Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно - активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.
  7. Совершенствование лексико - грамматического строя речи.

Мы интегрировали элементы оборудование сенсорной комнаты в пространство логопедического кабинета. Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксациооный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты, сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы - Монтессори - материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши); центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета): логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки…)

Использование возможностей оборудования сенсорной комнаты в сочетании с элементами игротерапии и традиционными методами и приёмами обучения повышает эффективность работы по реабилитации детей. [2, с. 70]

Внедрение элементов технологии Сенсорной комнаты в коррекционно – логопедическую работу.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату

Одной из самых серьезных проблем в работе логопеда является избирательные нарушения речевой системы, тяжёлые нарушения речи у детей, которые обусловлены органическим поражением мозга.

Такие дети отличаются резким снижением работоспособности, они, как правило, неактивны или малоактивны, недостаточно сосредоточены, очень сложно овладевают учебным материалом и требуют специальных педагогических воздействий.

Главная цель нашей работы - развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты.

Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с педагогами учреждения, родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Для достижения этой цели стараюсь реализовать следующие задачи:

1. Определение структуры интеллектуального и речевого дефекта.

2. Нормализация психоэмоционального состояния.

3. Развитие слухового и зрительного восприятия.

4. Развитие дыхательных и голосовых функций.

5. Совершенствование общей и мелкой моторики

6. Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно - активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.

7. Совершенствование лексико - грамматического строя речи.

На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. С. к. - это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

Мы интегрировали элементы оборудование сенсорной комнаты в пространство логопедического кабинета. Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксациооный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты, сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы - Монтессори - материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши); центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета) : логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки).

На детей составляем индивидуальную программу реабилитации. В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС ребёнка (активация или релаксация) используем соответствующие функциональные блоки Сенсорной комнаты.

Для снятия психо- эмоционального напряжения используем оборудование релаксационного блока: мягкий диван пуфик, набор дисков релаксационной музыки, профессиональный генератор запахов, зеркальные панели, мягкие терапевтические маты, тактильные дощечки, песочный планшет без освещения.

Для развития коммуникативных навыков и внутренней активности применяем активационный блок, который включает всё оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями (звуко – световая панель, пузырьковая колонна, песочный планшет с подсветкой, светящийся аквариум с рыбками, пучок фибро – оптических волокон.)

Различные виды работы на тренажёрах объединяю каким – либо игровым сказочным сюжетом. Так например, зайчиха учит своих зайчат пробираться незаметно по лесу (водопад из светооптических волокон, сидеть неподвижно и неслышно в домике (мягкие терапевтические маты, согреть тёплым огоньком от костра зайчат (интерактивная звуко - световая панель…

Мы отметили, что внедрение технологии Сенсорной комнаты (зонирование логопедического кабинета) позволяет с лёгкостью переключать детей с одного вида деятельности на другой, усиливает развитие познавательного интереса и влияет на гармоничное развитие личности наших детей.

2. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате М. 2010

3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении М. 2006.

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты Выступление педагога-психолога на семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений Заведующая детским садом №8 "Казачка" Алисова (Епифанова) Наталья Владимировна, занимающая свою должность с 1978 года, впервые в Апшеронском.

Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушениями.

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты Цель: создание условий для снятия состояния эмоционального дискомфорта. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Способствовать.

Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность

Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии.

Внедрение новых технологий в работу с младшими дошкольниками

Внедрение новых технологий в работу с младшими дошкольниками Внедрение обновленного содержания нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательного процесса работы.

Читайте также: