Краткий справочник по педагогической технологии под ред н е щурковой м новая школа 1997

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование образа жизни, достойной Человека - концепция Надежды Егоровны Щурковой , изложившей основные концептуальные положения в книгах:

Как справедливо отмечает Н.Е. Щуркова, образ жизниэто новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.

Что это за новообразование? Какова его структура? Как и благодаря чему происходит становление и дальнейшее развитие этого качества? Каковы функции и механизм формирования?

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель и принципы воспитания . По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле . Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным , обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).

Другим целевым блоком в концепции Н.Е. Щурковой является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Наконец, творческая составляющая. Человек — существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа (homocreatus — человек творческий или homo faber — человек созидающий).

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого . И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни, как уже отмечалось, есть три основания — истина, добро и красота.

Другими словами, жизнь, достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте . Она предоставляет человеку возможность обрести свою родовую человеческую сущность: реализовать себя как homo sapiens, осуществить в себе способность быть homo creatus, проявить себя как homo moralis.

1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения , предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию , обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности , предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни ;

3) принцип принятия ребенка как данности , означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Содержание воспитательного процесса . Его основу составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание .

Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого . Но оно возможно там и тогда, когда всей жизнедеятельности школьников удалось обеспечить философическую направленность. Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений , обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.

Первоеобнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Научать школьников искусству поиска смысла жизни — профессиональный долг истинного воспитателя. Массовик-затейник сделать это не в состоянии, зато мудрому наставнику это по плечу. У такого воспитателя любое дело носит философический характер. Оно всегда ставит воспитанника не только в ситуацию нравственного выбора, но выбора лучшего себя.

Так, в повседневной жизни в со-бытии со школьниками педагог использует все способы и поводы для акцентирования внимания детей на форме ценностного отношения к жизни, увлекая и обучая детей одновременно.

В воспитательной практике, в реальном со-бытии субъектов педагогического процесса все многочисленные методические направления (хотя вслед за автором концепции мы назвали лишь пять) сливаются в единый процесс и результат и становятся бытием — духовной жизнью всех взаимодействующих людей. Так происходит тогда, когда все направления имеют единый источник и решают задачу стимулирования школьников к ценностному осмыслению жизни.

А возможно это в том случае, если философическое дополняется и органично соединяется с диалогическим воспитанием.

Диалогическое воспитаниеэто стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стремление к диалогу — родовое, природное качество человека . Действительно, ребенок говорит и с неодушевленными предметами, часами беседует с плюшевым мишкой, отвечая и за него. Да это же философическая беседа, диалог с самим собой! Важно лишь сохранить и развивать эту способность! В этих диалогах нет правильного и неправильного — есть разные мнения, есть индивидуальное восприятие жизни. И это даже в том случае, если участниками диалога становятся учитель и ученик, именитый ученый и подросток.

Вспомним, как работал (а вернее, со-бытийствовал) с шестилетками, будущими учениками своей школы, ее директор Василий Александрович Сухомлинский . Он шел с детьми в лес, в поле, на берег речки и инициировал их рассказать о том, что они видят, слышат, чувствуют. Таким образом, он развивал в них способность смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать и находить слова, чтобы сказать об этом вслух.

На самом деле это принципиальная педагогическая позиция : человек (наш воспитанник) — всегда цель и никогда средство. Данная позиция высвечивает столько очевидностей, от которых захватывает педагогический дух. Например, нельзя кричать на воспитанника, потому что он человек; нельзя сорить, портить, ломать что-либо, потому что за всем этим — труд человека.

Этический характер воспитанию придают взаимоощущение и взаимодействие, выражающиеся в том, что педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность . Некоторые усматривают здесь противоречие: мол, если принимать воспитанника как данность, т.е. таким, какой он есть, то утрачивается всякий смысл воспитания, даже если оно понимается как создание условий для самоосуществления, для полной реализации сил и способностей, заложенных природой. Нет, — ответим мы, — не утрачивается, ибо понимание и принятие ребенка — уже факт воспитания. И это вовсе не попустительство грубости, распущенности, лености, неуважительности в адрес другого человека. В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного — всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.

Следуя логике и позиции Н.Е. Щурковой, определим основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников.

1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.

3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести , ведь не такой, как я, — не означает плохой.

Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника . В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.

Такими задачами являются следующие:

формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни ;

формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле ;

формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни ;

формирование образа жизни, достойной Человека ;

формирование жизненной позиции , развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека . Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Логика автора такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт .

Первый шаг , который делают учитель начальных классов и его воспитанники- первоклассники , — это формирование отношения к природе как общему дому человечества.

Учащиеся 2—4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку , чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единое основание — истина, добро и красота . Учащиеся 2—4-х классов уже в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.

Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5—6-х классов. Содержательное наполнение этой ступени довольно сложно и философично, ведь речь идет о формировании представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле . Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, видимо, необходимо уметь стимулировать школьников к ценностному осмыслению жизни человека, его предназначения.

Учителю может показаться, что говорить о столь сложных вещах с пятиклассниками преждевременно. На самом деле это не так, если учитель умеет (словами, делами, в (общении) создать ситуации, когда взрослеющие дети задумываются над смыслом собственной жизни, своего предназначения.

Не станем утверждать, что делать это легко. Это трудно, но это необходимо. ША. Амонашвили умеет говорить о смысле жизни и предназначении человека даже с учащимися начальной школы.

Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, другими людьми, происходит действительное формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, и подростки готовы подняться на пятую ступень (9—10-е классы ) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека.

Шестая ступень — это 10—11-е классы . Идет формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;

усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков , необходимых для жизни в современном обществе;

присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.

обустройство жизни ребенка в школе;

организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;

организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса . Для определения эффективности процесса воспитания, как полагает Н.Е. Щуркова, необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Если целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную Человека, то, следовательно, основания такой жизни — истина, добро и красота — могут выполнить роль показателей воспитанности школьника.

Для более целостного и детального анализа и оценки результативности воспитательного процесса Н.Е. Щуркова предлагает использовать и такие показатели, как:

внешний облик ребенка;

физическое и психическое развитие детей;

их поведение;

качественность разнообразной деятельности;

способности и самочувствие детей;

ценностные предпочтения;

отношение ребенка к своему Я.

Это касается и нас, воспитателей. Если мы видим смысл в том, чтобы наши воспитанники уже в школьные годы отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то эта концепция как система целей, содержания, методов и форм — НАША.

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

3. Баланюк Г.И. О педагогической технике // Советская педагогика. М., 1965, №1.

4. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

5. Бухвалова Э.О. О требованиях к речи педагога // Народное образование. 1982, №1.

6. Василенко Ю.С. О голосе педагога // Советская педагогика. 1971, №7.

7. Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.

8. Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. М., 1986.

9. Гордин В.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б. Т. Методика педагогического воздействия. М., 1967.

10. Добрович А.Б, Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

11. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.

12. Ежеленко В.Б. Новая педагогика. С-Пб., 1999.

13. Ершов П.М. Технология актерского искусства. Соч., Т.Г. М., 1992.

14. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М.,1978.

15. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

16. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982. История педагогической технологии. Сб. науч. тр. Ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. М., 1992.

17. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

18. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1976.

19. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.

20. Краткий справочник по педагогической технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997.

Педагогическая технология Н.Е.Щурковой Цель воспитания – Воспитать личность , способную строить жизнь, достойную Человека.

Щуркова Надежда Егоровна Доктор педагогических наук, профессор МПГУ им. В.И. Ленина. Автор многих исследований и монографий по проблемам педагогической технологии, ведущих принципов воспитания .

Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Триединство цели: Цель разум Духовность Творчество

Принципы воспитания принцип ориентации на социально-ценностные отношения , принцип субъектности принцип принятия ребенка как данности,

1.Содержание воспитания - Знание на уровне истины. Знания обеспечивают формирование отношений к миру. НО! В конкретном частном случае не имеет жизненного значения. Поэтому! Знание приобретает смысл лишь на уровне ИСТИНЫ.

2. Умения – через жизненный опыт. Умения как инструментальное содержание воспитательного процесса становится личностно значимым при условии включения их в жизненный опыт личности.

3. Отношения – на уровне идеи. Отношения составляют основную, центральную часть содержания образования. Для построения собственной жизни субъекту необходима постоянная ценностная ориентация.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах.

Основы технологии педагогического общения по Н.Е. Щурковой.

Краткое описание основ технологии педобщения по Н.Е.Щурковой. Общение на уроке и во внеурочной деятельности.

Использование образовательной методики Н.Е. Щурковой и Л.И. Маленковой в работе с классом.
Методическая копилка разработок по методике Н.Е.Щурковой

В копилку входят методические разработки по методике Н.Е.Щурковой.


Технологическая карта воспитания по технологии Н.Е Щурковой

Методика от "идеи к знанию".


Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)

Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн.


В данном мастер - классе представлен опыт использования технологии "Игры" ( по методике Щурковой Н.Е.) на классных часах, во внеурочной деятельности.

Педагогический тезаурус нашей книги
Амплификация педагогическая — яркая форма отношения, сознательно конструируемая педагогом с целью выпуклого предъявления для восприятия детей ценностного отношения; обеспечивается посредством лексических, интонационных, мимических, пластических форм проявления педагогом личностного отношения.
Взаимодействие педагогическое — совокупность или система взаимных воздействий субъектов (педагог - дети) как элемент совместной деятельности педагога с детьми.
Воздействие
деструктивное
- воздействие, оказывающее разрушительное влияние на личность: на ее отношения к миру либо на отношение к самому себе; в итоге формирует антиценности либо квазиценности в личностной структуре личности.
Воздействие конструктивное — воздействие, способствующее формированию ценностных отношений к миру и самому себе; содействует овладению субъектом достижениями культуры и обогащает личность жизненным опытом.
Воздействие педагогическое - отдельный акт целенаправленного деяния педагога в адрес ребенка или группы детей (другого субъекта) как момент организованного педагогом взаимодействия с ребенком или детьми; такой акт всегда субъект-объект-субъектный.
Воспитание — целенаправленный, профессионально организованный процесс вхождения ребенка вместе с педагогом в контекст современной культуры; организованная совместная деятельность педагога и детей по овладению достижениями культуры, проживание счастья жизни на уровне высокой культуры.
Воспитание вульгарное - организованная совместная деятельность и взаимодействие педагога с детьми на низком уровне культуры при грубой примитивной интерпретации научно-педагогических идей, цинично- конъюнктурная манипуляция разнообразными формами, лишенными сожержания.
Воспитание гуманистическое — воспитание, методология которого предполагает признание Человека наивысшей ценностью жизни на земле; целью которого является личность, способная строить жизнь, достойную
Человека; организуемое в социально-психологических условиях безусловного уважения человека в качестве наивысшей ценности.


Группа — совокупность людей (трое и более), объединенных общей целью, деятельностью по ее достижению, связанных определенными взаимоотношениями; в воспитательном процессе выступает совокупным субъектом, потенциальным или реальным.
Диагностика педагогическая — процесс выявления определения и оценивания характеристик личностного развития детей; способ определения такого рода характеристик; результат выявленных характеристик.
Климат социально-психологический — относительно устойчивое динамическое поле социальных отношений в группе, как интегральное образование, порождаемое актами проявления социальных отношений каждым членом группы; решительным образом влияет на самочувствие каждого члена группы, его активность, а значит, в итоге, его развитие; в одномоментном варианте предстает как атмосфера группы, чрезвычайно подвижная.
Конфликт — межличностное противоречие между субъектами, обнаруживаемое в результате случайного стечения обстоятельств
(конфликтной ситуации), принимающее форму столкновения интересов двух субъектов вокруг одного объекта.
Мизансцена педагогическая —расположение членов группы в физическом пространстве, символизирующее решенные взаимоотношения между членами группы, оформляющее личностные связи между членами группы и потому предстающее как социально-психологическая образная картинка этих связей.
Объект — то, что является предметом восприятия, воздействия, влияния и оценки субъекта, который вследствие произведенного выстраивает свои воздействия на предмет.
Операция — отдельный элемент педагогического воздействия, единица воздействия на детей, осуществляемая посредством психофизического аппарата педагога; в методике под операцией понимают акт сложной системы воздействий, кардинально меняющим отношение детей к чему-либо.
Опыт — реальная практическая деятельность человека по его взаимодействию с окружающим миром, психологическим следом которой становятся знания о способе взаимодействия, умения совершать необходимые действия при взаимодействии и отношение как к действию, так и самому процессу взаимодействия.
Ораторское искусство — интегральное умение взаимодействия с группой в роли слушателей при передаче субъектом в роли оратора определенной информации и совместном осмыслении ее.

общего взаимодействия с миром; описывает систему педагогических профессиональных операций.
Требование педагогическое - делегированное обществом педагогу- профессионалу предъявление норм культуры в процессе совместной деятельности педагога с детьми; организация всей жизнедеятельности детей на уровне данных культурных норм жизни.
Целостность — постоянство одновременного функционирования всех слагаемых личностной системы в одном акте взаимодействия с окружающим миром.
Ценностное отношение — а) отношение к ценности; б)отношение к определенному объекту жизни, выступающее для человека или человечества в роли ценности жизни;
Ценность — то, что значимо для человеческой жизни на земле, что обеспечивает счастье жизни как условие жизни; абстрагированное обобщенное явление жизни, содействующее развитию и процветаию общественной жизни; в индивидуальном проявлении, то, что человек считает лично для себя значимым настолько, что без этого он не мыслит себе собственной жизни.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
3. Баланюк Г.И. О педагогической технике // Советская педагогика.
М., 1965, №1.
4. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
5. Бухвалова Э.О. О требованиях к речи педагога // Народное образование. 1982, №1.
6. Василенко Ю.С. О голосе педагога // Советская педагогика. 1971,
№7.
7. Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.
8. Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. М., 1986.
9. Гордин В.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б. Т. Методика педагогического воздействия. М., 1967.


10. Добрович А.Б, Воспитателю о психологии и психогигиене общения.
М., 1987.
11. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.
12. Ежеленко В.Б. Новая педагогика. С-Пб., 1999.
13. Ершов П.М. Технология актерского искусства. Соч., Т.Г. М., 1992.
14. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М.,1978.
15. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
16. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982. История педагогической технологии. Сб. науч. тр. Ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. М., 1992.
17. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
18. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1976.
19. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.
20. Краткий справочник по педагогической технологии /Под ред. Н.Е.
Щурковой. М., 1997.
21. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
22. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М. 1998.
23. Львова. Ю.Л. Некоторые аспекты педагогической техники учителя в наследии А.С. Макаренко // Советская педагогика. 1981, №3.
24. Мироненко В.В. История и состояние проблемы психологии выразительных движений // Вопросы Психологии, 1975, №3.
25. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.
Немировский А. Пластическая выразительность актера. М., 1988. Николаев
В. Не повышать голоса // Народное образование. 1989, №1.
26. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. М.,
1988.
27. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989.


28. Основы педагогического мастерства / Под. ред. И.Я. Зязюна. Киев,
1996.
29. Павлова Е.П. Классное руководство: как воспитать счастливого. М,,
2001.
30. Педагогика и психология игры // Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1985.
31. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред.
С.А. Смирнова. М., 1998. С.104-105.
32. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.,1996.
33. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам:
Перевод с англ. М., 1992.
34. Потанина Л.Т. Символика поведения. М., 2001.
35. Рагозина Л.Д., Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта школьника. М., 2002.
36. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.
37. Розенштейн М. Театральное искусство в педагогической практике //
Путь просвещения. 1924, № И, 12.
38. Соловейчик С. Ату и буки // Новый мир. 1985, №3.
39. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.
40. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.,2000.
41. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса.
М., 1993.
42. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. М., 2001.
43. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.

Читайте также: