Что такое биоэтика кратко

Обновлено: 04.07.2024

БИОЭТИКА – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения.

Содержание биоэтики.

Предпосылки возникновения биоэтики.

Экологическое движение.

Научно-технический прогресс представляет собой не только источник цивилизационных благ, но и зачастую угрожает существованию человека, разрушая природную среду его обитания. Исторически первой и наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики является идеология экологического движения, которое возникает как ответ на угрозу для физического (природного) благополучия человека. Влияние экологического мышления на сферу биомедицины особенно усилилось после талидамидовой катастрофы 1966 (рождение детей без конечностей у матерей, принимавших во время беременности лекарственное средство талидамид в качестве снотворного). Эта трагедия способствовала радикальному изменению структуры взаимоотношений между наукой и практической медициной. Целью биомедицинской науки стала не только разработка новых терапевтически эффективных лекарственных средств или медицинских технологий, но и предотвращение их побочных негативных воздействий. Достижению последней цели уделяется не меньше, а подчас и значительно больше времени и средств. В результате, резко возросло время между синтезом новой терапевтически активной субстанции и началом ее клинического использования. Если в начале 60-х оно составляло несколько недель, то в начале 80-х подскочило до 10 лет. Одновременно цена разработки увеличилась в 20 и более раз. Безопасность, т.е. предотвращение негативных эффектов действия лекарства, превратилась в одно из быстро развивающихся направлений развития медицинской науки.

Правозащитное движение.

Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) 1964 года дала первый международный этический стандарт проведения научных исследований на человеке, в основе которого лежал принцип автономии личности пациентов и испытуемых. Публикация Хельсинкской декларации стимулировала интенсивное теоретическое исследование этических проблем экспериментирования на человеке, которое представляет собой одно из важнейших направлений современной биоэтики. Результаты этой работы аккумулирует Хельсинкская декларация ВМА 2000 года, являющаяся современным международно признанным стандартом проведения научных исследований на человеке. Существенное значение в этом стандарте занимает требование независимой этической экспертизы научных проектов специально создаваемыми исследовательскими этическими комитетами, которые работают на основе междисциплинарного подхода.

Понимание необходимости междисциплинарного подхода в осмыслении и практическом решении проблем, порождаемых научно техническим прогрессом, можно рассматривать в качестве третьей идеологической предпосылки формирования биоэтики.

Возникновение биоэтики.

Достижения научно-технического прогресса в биомедицине не только практически расширили возможности в области биомедицины, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе пациента, представления о начале и конце жизни человека, и соответственно, дали еще один дополнительный стимул развитию биоэтики.

Ответом на эту сложную ситуацию стало создание этического комитета – совещательного органа при медицинском центре, на заседаниях которого медики, богословы, юристы, психологи, представители общественности совместно искали наиболее морально обоснованный подход к разрешению конкретных ситуаций. Кого подключить к аппарату – стареющую голливудскую звезду или подростка? Успешного бизнесмена или добропорядочную домохозяйку? Местного политика или богатого иностранца? На подобные вопросы не может быть дано универсального ответа. Каждый случай уникален, и, чтобы разобраться в нем, необходимо принять в расчет и медицинские, и этические, и психологические, и правовые, и финансовые и многие другие аспекты возникшей ситуации, которые можно учесть только в совместном обсуждении.

Сложные биоэтические проблемы затрагивают многие стороны развития современных сообществ. Поэтому для их решения создан особого рода социальный институт этических комитетов, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских организациях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

С исторической точки зрения биоэтика и началась как широкая общественная дискуссия по поводу сложнейшего морального выбора на границе между жизнью и смертью в парадоксальных ситуациях, постоянно порождаемых прогрессом современных биомедицинских технологий.

БИОЭТИКА — область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения. Вместе с тем в современном обществе биоэтика выступает и как формирующийся специфический социальный институт, призванный регулировать конфликты и напряжения, возникающие во взаимоотношениях между сферой выработки и применения новых биомедицинских знаний и технологий, с одной стороны, и индивидом и обществом—с другой.

Термин “биоэтика” был впервые использован в 1970 американским медиком Ван Ренсселером Поттером, который под биоэтикой понимал область исследований, призванную соединить биологические науки с этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как биологического вида при обеспечении достойного качества его жизни. В то же время в США возникают две структуры— Гастингский центр (The Hastings Center) и Институт этики им. Кеннеди (The Kennedy Institute for Ethics) Джорджтаунского университета, деятельность которых была направлена на изучение проблем биоэтики, которая, однако, понималась при этом существенно иначе, чем у Поттера, соотносясь не столько с биологией, сколько с биомедицинскими науками и практикой здравоохранения. Первое десятилетие своего существования биоэтика развивалась в основном в США, затем постепенно стала укореняться также в Западной Европе и других регионах мира. Ныне стремительно развивающаяся биоэтика стала явлением глобального масштаба, о чем, в частности, свидетельствует создание в 1992 Международной ассоциации биоэтики, которая каждые два года организует Всемирные конгрессы по биоэтике.

В известном смысле биоэтика может пониматься как продолжение и современная форма традиционной медицинской (или врачебной) этики, восходящей к Гиппократу; основное ее отличие от последней, однако, состоит в том, что традиционная медицинская этика носила корпоративный характер (так, в знаменитой клятве Гиппократа на первом месте стоят обязательства врача по отношению к своему учителю и своей профессии и лишь затем говорится об обязательствах по отношению к пациентам) и исходила из того, что во взаимодействии врача и пациента морально ответственным агентом по сути дела является только врач. Для биоэтики же, напротив, характерна установка на то, что в принятии морально значимых и жизненно важных решений участвуют как врач, так и пациент, а значит, и бремя ответственности распределяется между обоими партнерами. Более того, во многих случаях в выработке таких решений участвует и третья сторона. Так, некоторые специалисты считают, что истоком биоэтики явилось событие, происшедшее в одной из больниц Сиэтла (штат Вашингтон) в начале 1970-х гг. Когда в больнице появился первый аппарат “искусственная почка”, встал вопрос о том, кому из пациентов он должен быть подключен в первую очередь, т. е. кому следует спасать жизнь, а кто будет обречен. Врачи больницы сочли, что они не вправе брать на себя ответственность за эти решения, и предложили для установления очередности создать комитет из уважаемых граждан соответствующего округа. Этот пример демонстрирует и еще одно важное отличие биоэтики от традиционной медицинской этики: многие проблемы биоэтики возникают как рефлексия относительно моральных дилемм, порождаемых научно-техническими достижениями биомедицины. К примеру, исторически одной из первых проблем биоэтики стал, в связи с появлением эффективных жизнеподдерживающих технологий (аппараты “искусственные легкие”, “искусственное сердце” и т. п.), вопрос о том, до каких пор следует продлевать жизнь пациента, в частности, если его сознание безвозвратно утеряно. Эта ситуация нередко порождает конфликт интересов между врачами, с одной стороны, и больными или их родственниками—с другой. В отдельных случаях представители пациента могут настаивать на продолжении жизнеподдерживающего лечения, которое, по мнению врачей, является бесполезным; в иных же случаях, напротив, пациенты (их представители) требуют прекращения медицинских манипуляций, которые они считают унижающими достоинство умирающего. Это поставило вопрос о модификации принятых ранее критериев, которыми следует руководствоваться при определении момента смерти. Помимо традиционных критериев—необратимой остановки дыхания или кровообращения (которые теперь могут поддерживаться искусственно)—стал применяться критерий смерти мозга.

Острота этой проблемы усилилась с успехами трансплантологии: пересадка таких органов, как сердце, печень, легкие, предполагает их изъятие у донора, у которого констатирована смерть мозга; в то же время вероятность успешной трансплантации тем выше, чем меньше времени прошло после момента смерти. В обществе стали возникать опасения, что продление жизни реципиента может обеспечиваться ценой ускорения (или поспешной констатации) смерти донора. Как реакция на эти опасения была принята норма, согласно которой смерть мозга должна констатироваться бригадой медиков, независимой от тех, кто занимается заготовкой и пересадкой органов. Еще одним источником трудных моральных дилемм стало развитие начиная с сер. 1970-х гг. технологий искусственной репродукции человека. Эти технологии, с одной стороны, вызывают сложности в установлении родственных отношений—вплоть до того, что у одного ребенка может быть пять родителей, а женщина, выносившая его (“суррогатная мать”), может быть одновременно и его же бабушкой, если ребенок был зачат яйцеклеткой ее дочери. С другой стороны, технологии искусственного оплодотворения нередко включают манипуляции с человеческими эмбрионами, вплоть до так называемой редукции эмбрионов, когда часть развивающихся (и жизнеспособных) эмбрионов приходится умерщвлять в пробирке либо даже в утробе матери. В результате актуальной становится и проблема установления критериев для точного определения момента начала человеческой жизни, что налагает определенные моральные обязательства на окружающих. Основная сфера интересов биоэтики—моральное содержание взаимоотношений между врачом и пациентом либо, в контексте биомедицинских исследований, проводимых на людях, межау исследователем и испытуемым. При этом признается, что интересы (а в современном плюралистическом обществе — и ценности) сторон далеко не всегда и не во всем совпадают. Более того, это несовпадение вовсе не обязательно определяется злой волей участников взаимодействия. Так, конфликт интересов между исследователем и испытуемым носит институциональный характер: для первого важно прежде всего получение новых научных знаний, тогда как для второго—улучшение или сохранение собственного здоровья. Отношения сторон при этом существенно несимметричны: врач или исследователь обладает специальными знаниями и умениями, которых обычно нет у пациента (испытуемого); вместе с тем именно на долю последнего приходится тот риск, с которым неизбежно связано любое (а особенно экспериментальное) медицинское вмешательство.

Бурное развитие и беспрецедентное могущество биомедицинских технологий в последние десятилетия ведут к тому, что естественный жизненный процесс индивида от рождения (и даже от зачатия) до самой смерти становится все более опосредуемым и контролируемым, т. е. организуемым и управляемым социально и технологически. При этом по отношению к пациенту (испытуемому) медицинские вмешательства приобретают все более инвазивный, глубокий, а нередко и агрессивный характер, а их стоимость, как и совокупные затраты индивида и общества на поддержание и улучшение здоровья, неуклонно возрастают. В этих условиях задачей биоэтики является защита жизни, здоровья, телесной и личностной целостности, прав и достоинства пациента (испытуемого). Иными словами, вся сфера медицинской практики и биомедицинских исследований рассматривается в биоэтике как одна из областей, в которой реализуются (или нарушаются) в буквальном смысле слова жизненно важные права человека — вплоть до вызывающего особенно острые дискуссии права самостоятельно принимать решение об уходе из жизни, когда болезнь неизлечима и сопряжена с тяжелыми физическими и душевными страданиями (см. Эвтаназия).

Наиболее разработанный механизм защиты прав ^достоинства пациента представляет собой концепция информированного согласия, в соответствии с которой всякое медицинское вмешательство должно осуществляться только на основе компетентного, добровольного, осознанного и явно выраженного согласия пациента (испытуемого); последнему должна быть в понятной для него форме представлена вся необходимая информация о целях вмешательства, связанном с ним риске и возможных альтернативах. Первоначально норма информированного согласия применялась в практике биомедицинского эксперимента; в настоящее время в большинстве стран, включая Россию, эта норма институционализирована, т. е. закреплена не только этически, но и юридически как для исследовательских, так и дня терапевтических вмешательств. Все отступления от этой нормы (согласие не самого пациента, а его представителей, когда пациент некомпетентен; вмешательство без согласия в чрезвычайной ситуации и пр.) также закрепляются юридически.

Еще один институциональный механизм, развитый и обоснованный в рамках биоэтики, предназначен для защиты испытуемых — участников биомедицинских исследований. Суть его состоит в обязательной этической экспертизе каждой заявки на биомедицинское исследование, предполагающее проведение экспериментов на людях. Такую экспертизу проводит этический комитет, статус которого должен гарантировать ее независимость от администрации лаборатории, в которой будет проводиться исследование, от самих исследователей и от тех, кто финансирует исследовательский проект. Проведение исследования без одобрения этического комитета не допускается; дополнением этого механизма является политика большинства ведущих биомедицинских журналов, не принимающих к публикации статьи об исследованиях, не прошедших этическую экспертизу. Характерно, что в ходе экспертизы оценивается не только собственно этическая сторона проекта (напр., соразмерность риска, которому подвергаются испытуемые, ожидаемым для них выгодам), но и его научная обоснованность—поскольку считается недопустимым подвергать испытуемых какому бы то ни было риску, коль скоро реализация- проекта не даст значимого научного результата. Стоит также отметить, что система этической экспертизы, действующая в США, распространяется не только на биомедицинские, но и вообще на любые исследования (социологические, антропологические, психологические и пр.) с участием человека.

В целом биоэтика в настоящее время существует и функционирует скорее в качестве непрестанно расширяющегося и усложняющегося поля проблем, имеющих как когнитивное и техническое, так и этическое и ценностное содержание, а потому, как правило, не имеющих простых и однозначных решений, чем в качестве научной дисциплины со строгим и общепринятым концептуальным аппаратом. Существует множество версий биоэтики, принципиально отличающихся друг от друга по самым существенным моментам. В этом смысле биоэтика сходна с целым рядом других современных областей знания, для которых интерес к строгому теоретическому обоснованию и оформлению массива вырабатываемых и используемых в их рамках знаний не является первостепенным.

Из числа теоретических концепций биоэтики наибольшую популярность (а вместе с тем и наиболее острую критику) получила схема, предложенная американскими философами Т. Бичампом и Дж. Чилдрессом. Она включает четыре принципа и ряд правил, обосновываемых с помощью принципов. Правила, в свою очередь, служат для морального обоснования решений и действий в конкретных ситуациях. Основные принципы биоэтики, согласно Бичампу и Чилдрессу.—этО принцип уважения автономии пациента, которым обосновывается, в частности, концепция информированного согласия; восходящий к Гиппократу принцип “не навреди”, который требует минимизации ущерба, наносимого пациенту при медицинском вмешательстве; принцип “делай благо” (beneficence), подчеркивающий обязанность врача предпринимать позитивные шаги для улучшения состояния пациента; наконец, принцип справедливости, подчеркивающий необходимость как справедливого и равного отношения к пациентам, так и справедливого распределения ресурсов (которые всегда ограничены) при оказании медицинской помощи.

По мере глобализации биоэтики начинает ставиться под сомнение универсальность того акцента на автономию и самоопределение индивида, который характерен для биоэтики в западных странах, особенно в США. Утверждается, что он отражает те традиции индивидуализма, которые присущи культуре этих стран, и не уделяет достаточного внимания ценностям совместной жизни, началам солидарности. Подчеркивание именно этих ценностей особенно характерно для биоэтики, развивающейся в странах Востока.

Лит.: Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992; Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998; Введение в биоэтику. М 1998; Коновалова Л В. Прикладная этика (по материалам западной литературы). Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. М., 1998. Beauchamp Т. L, ChildressJ. F. Principles of Biomédical Etics. N.Y., 1994; The Birth of Bioethics.—“Hastings Center Report”, Special Supplement, 1993, v. 23, ¹6; Callahan D. Bioethics as a Discipline.— “Hastings Center Studies”, v. 1, ¹ 1, p. 66—73; Idem. Bioethies.—The Encyclopedia of Bioethics, v. 1. N.Y., 1995, p. 247—256; Darner ClouserK. Bioethics.—The Encyclopedia of Bioethics, v. 1, 1978, р. 115—127; Encyclopedia ofBioethics, f. Revised edition, 5 v. N.Y., 1995; Wstram E. H. Jr. The Foundations ofBioethics. Oxf., 1986; Potter fail. Renssclaer Bioethics: Bridge to the Future. En^lwood Cliffs—N.J., 1971; Kothman D. J. Strangers at the Bedside: A History of How Law and Bioethics Transformed Medical Decision Making. N.Y., 1991.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Чем глубже ученые погружаются в изучение и изменение законов природы, тем с бОльшими морально-этическими рисками сталкивается общество. И тем влиятельнее становится биоэтика, которая, в идеале, должна иметь возможности затормозить или наложить вето на развитие тех или иных технологий, если они будут признаны аморальными или опасными для человечества.

Впрочем, тут возникает еще один вопрос: есть ли у биоэтиков ресурсы и компетенции для качественной экспертизы технологий? И не окажутся ли они в позиции все тех же средневековых священнослужителей, которые в искренней убежденности противодействия злу, тормозили развитие знаний и умений, которые в итоге спасли множество людей от гибели в эпидемиях.

В ответах на эти вопросы мы разбирались вместе с Еленой Брызгалиной, завкафедрой философского факультета МГУ, преподаватель Университета 20.35.

брызгалина.jpg

Что такое биоэтика?

Определение биоэтики в Новой философской энциклопедии выглядит так:

- Это область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения. Вместе с тем в современном обществе биоэтика выступает и как формирующийся специфический социальный институт, призванный регулировать конфликты и напряжения, возникающие во взаимоотношениях между сферой выработки и применения новых биомедицинских знаний и технологий, с одной стороны, и индивидом и обществом—с другой.

Современная задача биоэтики

Как подчеркнула Елена Брызгалина, регулирование научных исследований должно, с одной стороны, не ограничивать свободу науки, и одновременно должно обеспечить защиту прав и интересов граждан. Это очень важная задача для современного этапа развития науки и технологий.

Когда и для чего возникла?

В то же время в США возникают две структуры— Гастингский центр (The Hastings Center) и Институт этики им. Кеннеди (The Kennedy Institute for Ethics) Джорджтаунского университета, деятельность которых была направлена на изучение проблем биоэтики, которая, однако, понималась при этом существенно иначе, чем у Поттера, соотносясь не столько с биологией, сколько с биомедицинскими науками и практикой здравоохранения.

Первое десятилетие своего существования биоэтика развивалась в основном в США, затем постепенно стала укореняться также в Западной Европе и других регионах мира. Ныне стремительно развивающаяся биоэтика стала явлением глобального масштаба, о чем, в частности, свидетельствует создание в 1992 Международной ассоциации биоэтики, которая каждые два года организует Всемирные конгрессы по биоэтике.

Тем не менее, как уточняет Елена Брызгалина, биоэтические вопросы стали широко обсуждаться уже после второй мировой войны, в том числе, после осознания страшных последствий ядерной бомбардировки японских городов и антигуманных экспериментов нацистских медиков, стало ясно, что нарастающее этическое напряжение связано с самой сущностью получения знаний и их применением.

Тогда же по поводу этической ответственности ученого развернулась жаркие споры. Возникли попытки сформулировать для научного сообщества неких принципов, следование которым было бы способно предотвратить пессимистические сценарии противостояния науки и морали.

Кто такой биоэтик?

Биоэтик – это специалист в области прикладной этики, который работает ради защиты достоинства и прав человека в таких областях как повседневная практика здравоохранения и биомедицинские исследования. Он является организатором коммуникации с одной стороны между специалистами из разных областей (врачами, исследователями, генетиками, юристами), и с другой стороны, с обычными гражданами и их семьями.

Такая коммуникация важна в ситуациях, когда люди должны выбрать вариант поведения при медико-биологических вмешательствах в начало и конец человеческой жизни, в физическую и психическую целостность человека, то есть в биоэтических ситуациях.

Какие инструменты регулирования есть у биоэтиков?

Развитие современной технонауки определяется скорее не внутринаучной логикой, когда решение определенной проблемы обуславливает постановку новых задач, или позицией ученых, а внешними факторами – заказом рынка, политическими решениями, социальным запросом.

Право и этика становятся важными, взаимодополняющими регулятивами научно-технологического продвижения, актуализируя формирование специальных социальных институтов и профессиональных сообществ.

Наиболее распространенной формой коммуникации специалистов и граждан являются биоэтические комитеты (комиссии), они существуют при всех медико­-биологических научных и лечебных центрах. Биоэтические комитеты дают разрешение на проведение научных экспериментов при условии соблюдения биоэтических принципов и норм закона, за соблюдение процедур такого решения тоже отвечает биоэтик.

Как правило, на таких комитетах биоэтик выступает посредником между специалистом-исследователем и обычным человеком - потенциальным участником эксперимента. Биоэтик помогает на доступном языке объяснить цели, методы, побочные эффекты, возможные риски, ожидаемые результаты исследования. При этом объяснение должно быть персональным, ориентированным на индивидуальный уровень понимания и знаний, должно учитывать эмоции человека, именно его систему ценностей. В итоге, биоэтик помогает участнику эксперимента принять осознанное решение об участии или неучастии в эксперименте.

Какие проблемы входят в сферу исследований и практик биоэтики?

Биоэтики во всех странах мира, помимо организации социальных практик принятия решения в биоэтических ситуациях, ведут научные исследования, направленные на то, чтобы описать нравственные параметры достижений биологических и медицинских наук и минимизировать проблемы, возникающие при появлении новых знаний и технологий в биомедицине. Биоэтики ведут исследования с привлечением разнообразных этических методологий в междисциплинарной формулировке.

Проблемы начала и конца человеческой жизни

Первый блок проблем, с которыми имеет дело биоэтик – проблемы начала и конца человеческой жизни. Рождение и смерть все больше оказываются зависимыми от решения какого-либо субъекта и активного вмешательства в естественные процессы репродукции (например, медицинского работника, самого человека). Так, использование технологий суррогатного материнства или экстракорпорального оплодотворения делают возможным появление новой жизни в таких ситуациях, когда естественным путем зачатие и рождение не состоялись бы, при этом субъекты, вовлеченные в этот процесс оказываются в сложных ситуациях принятия этических решений.

КЕЙС САРЫ П.
В Германии в 2012 году в суде было доказано право ребенка, родившегося на свет от анонимного донора спермы, узнать имя биологического отца. Достигшая совершеннолетия девушка Сара, рожденная в 1990 году посредством использования технологий искусственной инсеминации, посчитала, что имеет право знать имя своего биологического отца. Это создало прецедент отказа от анонимности донорства в новых репродуктивных технологиях, возможного приравнивания прав и обязанностей доноров к биологическим родителям.


С развитием реаниматологии между состоянием “определенно жив” и “определенно мертв” возникает некая “зона неопределенности”, в которой необходимо принять окончательное решение о продлении жизни или констатации смерти пациента. Пределы жизни человека (рождение и смерть) утрачивают естественный характер, становятся контролируемым процессом, ходом которого можно манипулировать, используя для этого современную медицинскую технику и технологии. При этом сделанный человеком выбор может повлечь за собой чувство вины и ответственность, вплоть до юридической ответственности

Второй блок биоэтических проблем касается отношения к живым организмам (животным и людям) как к объектам биомедицинских и исследовательских манипуляций . Например, перспективы ксенотрансплантации связаны с задачей преодоления дефицита человеческих донорских органов через использование донорских органов животных, генетической их модификации, выращивания органов внутри животных организмов. Возникает фундаментальная эти­ческая проблема: является ли человек высшей моральной ценностью, во имя которой можно причинять страдания и боль, а также вызывать смерть других живых существ? Допустимо ли разрушение границ между биологическим видами такими методами?

Третий блок биоэтических проблем касается вмешательств в физическую и психическую целостность человека, например, при трансплантологии или в психиатрии. Биоэтик является специалистом в вопросах этических и правовых оснований такой организации забора органов для трансплантации, чтобы были обеспечены не только права отдельных граждан, и справедливый доступ к научным достижениям, технологиям диагностики и терапии.

КЕЙС ДЭВИДА РОКФЕЛЛЕРА

Не представляется возможным достоверно проверить информацию о количестве операций по трансплантации сердца (по некоторым данным в его теле в разные годы билось 7 донорских сердец) и двух трансплантациях почек у умершего в 2017 году в возрасте 101 год миллиардера. Даже если трансплантаций было меньше, крайне сомнительно, что Рокфеллер получал транпслантанты в общем порядке с соблюдением принципов справедливости при распределении столь дефицитного ресурса как донорские органы.

Четвертый блок биоэтических проблем - это вопрос о соотношении прав человека и обязанностей государства в сфере охраны здоровья граждан. Так, биоэтик должен быть экспертом в сфере распределения ограниченных ресурсов, выделяемых на здравоохранение, между отраслями медицины, с целью реализации ценностей благ и справедливости. Биоэтик должен быть экспертом в сфере конфликтов между правами граждан и обязанностями государства. Например, в сфере вакцинации.


Биоэтик ориентируется в своей деятельности на принципы: автономии пациента и участника эксперимента, добровольного информированного согласия, правдивости, конфиденциальности. При этом принципы не задают жесткую нормативность, в отличие от правовых норм, они являются своего рода коридором для принятия внутри них конкретных решений. Право неизбежно будет отставать от темпов развития науки, появлений новых объектов, конфликтов и затруднений.

Где учат на специалистов по биоэтике?

Зарубежные вузы тоже обучают таких бакалавров и магистров. Топ лучших программ по биоэтике возглавляют: Columbia University in New York City, University of Pennsylvania in Philadelphia, Brown University in Providence.

Каждой сфере профессиональной деятельности человека соответствуют свои виды профессиональной этики. При этом все они имеют определенные специфические особенности.

Этика – это дисциплина, рассматривающая моральные стороны человеческого поведения. Ее изучение знакомит нас со всем многообразием норм и отношений между людьми. Все виды профессиональной этики являются определенными правилами. Они рассматривают порядок и образцы внутренней регуляции человека. За основу при этом принимаются этические идеалы. Один из видов данной дисциплины касается медицинской сферы.

Врачебная этика

Биоэтика

Жизнь не стоит на месте. На современном этапе развития общества возникла необходимость в создании определенной формы профессиональной врачебной этики. Данное учение призвано очертить допустимые границы, в которых разрешено манипулирование человеческой жизнью и смертью. Все эти действия непременно должны блюсти нравственность и здоровье пациента. И здесь на защиту жизни человека приходит биоэтика.

История развития

биоэтика это

В семидесятые годы прошлого столетия в Америке были созданы первые образовательные и исследовательские центры, где изучалась биоэтика. Это привлекло внимание к изучаемым данной дисциплиной проблемам религиозных деятелей, журналистов, политиков. Заинтересовали некоторые вопросы и широкую публику.

Развитие биоэтики в следующем десятилетии позволило ей получить признание в странах Западной Европы. В девяностых годах изучению данной дисциплины уделялось большое внимание в Восточной Европе (в том числе и в России), а также в Азии (в первую очередь в Китае и Японии).

Основная задача

Биоэтика – это учение, призванное выявлять различие позиций в отношении сложнейших моральных проблем, возникающих в связи с развитием прогресса биомедицинской практики и науки. Данная дисциплина призвана ответить на такие вопросы:

Задачей биоэтики является поиск социально приемлемых и морально обоснованных решений подобных вопросов. Разумеется, возникает правомерное сомнение в том, а нужна ли медицинская биоэтика вообще? Ведь существует клятва Гиппократа. Она уже много столетий преподносит уроки нравственности врачам. В сохранении жизни на нашей планете активную роль играют и многие ведущие физики. Они организовывают движение, призывающее запретить испытания ядерного оружия. Уроки нравственности преподносят человечеству и биологи, борясь за охрану окружающей нас среды.
Однако гиппократовская этика и биоэтика имеют определенные различия. Первое из этих двух учений носит чисто корпоративный характер. На протяжении многих столетий оно рассматривает врача в роли морального субъекта, призванного выполнить свой долг перед пациентом. Больной же считается страдающим индивидом. Он пассивен и не участвует в принятии важного для его жизни решения. Предмет биоэтики – пациент как активный моральный субъект. При этом он способен вступать в диалогические или даже конкурентные отношения с учеными и врачами.

Особенности

Новой дисциплиной не отменяются традиционные ценности, среди которых милосердие и благотворительность, нравственная ответственность врачей и принцип ненанесенения вреда больному. Только в сегодняшней культурной и социальной ситуации все эти моменты получают новое звучание и значение.

Предмет биоэтики – это неповторимость и уникальность личности каждого индивида. Данная дисциплина признает право каждого человека самостоятельно принимать самые важные решения, которые касаются его жизни.

предмет биоэтики

Стоит отметить, что биологи или врачи в качестве экспертов имеют знания о способе клонирования человека. Однако допустить подобные действия они не могут. Это находится за границей их профессиональной компетенции. Именно поэтому одной из особенностей биоэтики является ее развитие с участием специалистов различных дисциплин. В этом перечне находятся биологи и психологи, врачи и философы, политики и юристы и т.д. И не удивительно, ведь проблемы, которые возникают в связи с развитием медицины и биологии, настолько многообразны и сложны, что их решение возможно только при совместных усилиях людей, обладающих определенными знаниями и опытом.

Биоэтика имеет еще одну важную особенность: историей уже давно доказано, что навязывание обществу одной системы национальных, идеологических и иных ценностей – действие весьма опасное. Именно поэтому биоэтикой не просто изучаются моральные проблемы, возникающие при развитии общества. С ее участием создаются различные институты, характерные для плюралистических обществ. Примером тому могут служить этические комитеты, работающие при больницах, научно-исследовательских центрах.

Чему уделяет внимание биоэтика?

Нравственность и здоровье – вот та основа, которая служит для выработки соответствующих рекомендаций современной наукой о моральных отношениях. Она рассматривает такие основные проблемы:

- эвтаназию;
- самоубийство;
- трансплантологию;
- определение факта смерти;
- проведение экспериментов на человеке и животных;
- отношения между врачом и пациентом;
- организацию хосписов;
- отношение к людям, являющимся психически неполноценными;
- деторождение (суррогатное материнство, генную инженерию и т.д.).

принципы биоэтики

Проблемы биоэтики касаются этической стороны таких действий, как стерилизация и контрацепция, а также искусственное прерывание беременности. Все они представляют собой современные формы вмешательства медицины в репродуктивную функцию.

Проблемы биоэтики касаются и искусственного оплодотворения. С одной стороны, новейшие репродуктивные технологии затрагивают природу самого брака, которая является важнейшей человеческой ценностью. С другой – для некоторых супругов это единственная возможность иметь ребенка. Биоэтика в данном случае призывает придерживаться той грани, когда искусственное оплодотворение помогает отчаявшейся женщине, не превращая данную манипуляцию в вид определенного эксперимента.

биоэтика понятие

Спорным вопросом, рассматриваемым биоэтикой, является суррогатное материнство. При этом методе оплодотворенную яйцеклетку от биологических родителей вносят в матку совершенно другой женщины. Эта суррогатная мать нужна для вынашивания ребенка. После родов она отдает младенца биологическим родителям. С одной стороны, это манипуляции, производимые над телесной природой ребенка, с другой – единственный шанс для некоторых пар создать полноценную семью.

Ожесточенные споры продолжают вестись вокруг такой проблемы, как клонирование человека, возможное с применением новейших разработок генной инженерии. В обсуждении моральной стороны этого вопроса принимают участие биологи и врачи, политики и философы. Не обходят стороной данную проблему и священнослужители. В настоящее время существует две совершенно противоположных точки зрения. Одна из них исходит из того, что клонирование вполне этично и является безопасным для человека и общества. Сторонники этой точки зрения полагают, что клонирование является путем к бессмертию и устранению болезней. Но существует и противоположное мнение. Его сторонники считают, что подобная манипуляция аморальна. Кроме того, она несет в себе потенциальную опасность, так как наука пока еще не может предсказать все возможные последствия данного эксперимента.

Очень сложные правовые и этические проблемы порождены трансплантологией. На сегодняшний день пересаживаются сердце и печень, легкое и костный мозг и т.д. Проблемы в данной области касаются обязанностей и прав донора, а также его родственников, медицинских работников, констатации факта необратимой гибели.

Одна из наиболее горячо обсуждаемых этических проблем на сегодняшний день касается эвтаназии. Это намеренное ускорение смерти больного, считающегося неизлечимым. Эвтаназия призвана прекратить страдания пациента. Это действие противоречит взглядам всех религиозных конфессий, а также клятве Гиппократа. Но в то же время окончательно решенным данный вопрос не считается.

нравственность и здоровье

Основные принципы дисциплины

В биоэтике существуют основные понятия. На них опирается наука при решении наболевших проблем современности. Основные принципы биоэтики:

- уважение человеческого достоинства;
- непричинение зла и сотворение добра;
- автономия личности;
- соблюдение справедливости.

Наука придерживается четырех правил. Это конфиденциальность и правдивость, информированное добровольное согласие и неприкосновенность в отношении частной жизни. Принципы биоэтики в совокупности с правилами образуют своеобразные этические координаты, которые характеризуют отношение к больному как к личности.

Развитие биоэтики в России

Предпосылки развития рассматриваемой дисциплины проявились в нашей стране в начале девяностых годов. Однако это не означает, что биоэтика в России возникла только в конце прошлого столетия. Напротив, большинство биомедицинских технологий впервые были созданы именно в нашей стране. Примером тому может служить аппарат, позволяющий осуществлять искусственное кровообращение. Он был создан С.С. Брюхоненко еще в 1926 г. В том же году состоялось открытие первого в мире Института переливания крови. Кроме того, в 1931 г. Ю.Ю. Вороным в клинических условиях была осуществлена аллотрансплантация почки. Примечательным явился и 1937 г. Тогда провели первую в мире операцию по имплантированию искусственной сердечной мышцы. Руководил данным экспериментом В.П. Демихов, а у него на стажировке был Кристиан Бернар.

биоэтика в россии

Именно в России впервые в мире в 1920 г. были сняты все ограничения законодательных актов по искусственному прерыванию беременности. В двадцатых годах прошлого столетия российскими учеными школы А.С. Серебровского был проведен ряд принципиальных исследований, в результате которых удалось доказать сложную структуру гена.

Широкий спектр работ по различным направлениям медицинских технологий в СССР велся постоянно и очень успешно. Однако этика научных исследований в России в годы правления советской власти сформированной быть попросту не могла. Одной из причин этому являлась идеология государства. Науку в СССР считали не только производительной силой общества, но и высшей человекообразующей ценностью культуры.

Однако, несмотря на это, биоэтика в России постепенно стала завоевывать свои позиции. Так, советским философом И.Т.Фроловым был поставлен вопрос о ценности научных достижений с точки зрения человеческого блага. В 1995 г. впервые опубликовали рукописи М.К.Перова. Этот российский методолог еще в 60-е годы сформулировал мысль о том, что наука слепа ко всему человеческому.

Новый этап в развитии биоэтики

В конце прошлого столетия Россия пошла по пути демократизации общества. Это стало основной предпосылкой того, что интенсивно начала развиваться биоэтика. Понятие указанной дисциплины постоянно закреплялось не только на научно-исследовательском, но и на издательском, теоретическом и учебно-образовательном уровнях.

виды профессиональной этики

Философские аспекты

В настоящее время дисциплина, изучающая моральную сторону взаимоотношений современной медицины и человека, охватывает многочисленные проблемы. Благодаря биоэтике углубляется и кардинально расширяется понимание индивида в его этических и природно-биологических аспектах. Вопросы, рассматриваемые этим учением, находятся на грани двух наук. Это антропология и биология. В качестве ключевого момента данной науки выступают моменты поиска истинной сущности человека.

В последнее время все более активно происходит процесс формирования биоэтического мировоззрения общества. Этому способствуют две причины – глобальная и локальная. Первая из них связана с вероятностью опасных последствий научно-технического прогресса в медицине и биологии, которые сопровождаются постоянным появлением новых проблемных ситуаций морально-этического характера. Данная ситуация в определенной степени затрагивает интересы всего человеческого общества. Динамичность указанного процесса постоянно возрастает. Это происходит в связи с нарастающей демократизацией общественных отношений. При этом одним из основополагающих считается право человека на жизнь, на здоровье, на смерть и на получение информации.

уроки нравственности

Вторая причина развития биоэтики, локальная, определена специфическим характером развития данной науки. Здесь свое влияние оказывает гуманизация жизни всего общества и отдельного человека, процесс, вызывающий трансформацию медицинской и традиционной этики, технологизация медицины и т.д. Все эти факторы воздействуют на развитие биоэтики как в положительном, так и в отрицательном плане.

На сегодняшний день в нашей стране нет однозначного отношения к актуализации данной дисциплины. Однако даже тот, кто осознает гуманистическое значение биоэтических проблем, признает начавшийся процесс формирования соответствующего мировоззрения. Иногда подобное воспринимается как образ жизни, навязанный нам Западом. При этом считается, что данный процесс способен подорвать традиции и устои нашего общества.

Существует и вовсе противоположное мнение. Некоторые полагают, что биоэтика в России просто не приживется, а соответствующее этому учению мировоззрение вряд ли сформируется. Объясняется все тем, что в нашей стране иные культурные, религиозные и социальные традиции, иной менталитет и психология.

Однако процесс формирования биоэтического мировоззрения идет. Он требует философского осмысления некоторых традиционных проблем. Среди них определение сущности человека, его жизни и смерти, лечения и выздоровления, болезни и здоровья и т.д.

Биомедицина в настоящее время развивается неимоверно стремительными темпами. Ее противоречивые во многом успехи вызывают у некоторых людей желание каким-то образом упорядочить достижения медицины и биологии, расставив их по степени риска. Это позволит обществу быть максимально готовым ко всем возможным для него последствиям.

В каждой сфере профессиональной деятельности существуют свои виды этики. Это касается и такой области, как медицина. Благодаря науке биоэтика рассматриваются моральные стороны человеческого поведения во время того, как специалист выполняет свои обязанности. За основу в этом случае принимаются определенные образцы внутренней регуляции личности.

  • Определение понятия
  • История возникновения
  • Основные задачи
  • Рассматриваемые проблемы
  • Принципы науки
  • Биоэтика в России
  • Новые этапы развития
  • Философские аспекты

Биоэтика

Определение понятия

Так как от сотрудников больниц в большинстве случаев зависят жизнь и здоровье человека, нередко корыстные специалисты манипулировали этим. Роль биоэтики заключается в установлении допустимых границ действий доктора. Все правила направлены на то, чтобы соблюдать нравственность и здоровье пациента.

В системе здравоохранения современная биоэтика необходима для защиты жизни человека.

История возникновения

Биомедицинская этика — это сложный феномен, который заслужил особое место в современной культуре. Его появление связано с американским онкологом Поттером. В 1970-х годах в США именно он призвал биологов и врачей объединить свои усилия для того, чтобы обеспечить достойные условия пациентам в больницах. Основатель термина считает, что биоэтика — это не только наука о выживании, это новое понятие, объединившее в себе знания из биологии и общечеловеческие ценности.

Ван Ренсселер Поттер

Но со временем это понятие изменилось. Сегодня большое значение уделяется исследованию политических, социальных, моральных юридических проблем, на основе которых возникли новые медицинские технологии.

В 70-х годах в Америке были созданы первые исследовательские и образовательные центры. И именно эти специалисты изучают предмет биоэтики. Они сумели привлечь внимание журналистов, политиков и религиозных деятелей к своей деятельности. В течение следующего десятилетия эта наука появилась в разных странах Западной Европы. А в 90-х она привлекла внимание Азии и Восточноевропейских стран.

Основные задачи

Если говорить кратко, биоэтикой называется учение, позволяющее выявить разные позиции сложных моральных проблем, которые возникают с развитием прогресса медицинской науки и практики. Сначала доктора не понимали, зачем нужна вообще эта дисциплина, ведь уже существует клятва Гиппократа. Она уже обязывает докторов бороться за жизнь и здоровье пациента любыми силами.

Но на самом деле биоэтика имеет определенные отличия. Клятва Гиппократа несколько столетий рассматривала врача как морального субъекта, который должен выполнить свой долг перед пациентами. Больные ещё оставались только страдающим, пассивным индивидом. Но в биоэтике именно пациент является предметом исследования. Он может вступать в конкурентные или диалогические отношения с докторами.

Наука решает несколько важных задач:

Пересадка органов

  • возможность клонирования человека;
  • пересадка органов от умершего пациента больному;
  • реальность искусственно выведенных генов;
  • необходимость информирования о неизлечимых болезнях.

Именно в биоэтике поднимаются такие вопросы, как возможность создавать клон человека, а также реальность выведения генов, придающих личности высокие физические и интеллектуальные способности.

В рамках науки решаются вопросы о том, стоит ли спрашивать родственников умершего пациента о пересадке его органов. А также имеет ли право человек знать о том, что он неизлечимо болен.

Рассматриваемые проблемы

Самое главное в современной медицинской науки и моральных отношениях — это нравственность и здоровье.

В реферате или презентации на тему биоэтики нужно рассказать о том, какие проблемы она рассматривает:

Эвтаназия

  • эвтаназия;
  • самоубийство;
  • трансплантация органов;
  • проведение экспериментов на животных и человеке;
  • отношения между пациентом и доктором;
  • деторождение;
  • организация хосписов.

Биоэтика касается всех сфер медицины. Если доктора вмешиваются в репродуктивную функцию человека, им приходится сталкиваться с моральными принципами.

Прерывание беременности

До сих пор врачи не имеют общего мнения по поводу искусственного прерывания беременности. Ведь с одной стороны, аборт нарушает главный принцип — клятва Гиппократа, а с другой — отказ проводить эту операцию может навредить самому пациенту. Проблемы биоэтики затрагивают искусственное оплодотворение. Ведь они вмешиваются в саму природу брака, хотя безнадёжным родителям это дает возможность завести ребенка.

Практически вокруг каждой проблемы — трансплантация органов, возможность эвтаназии, эксперименты на человеке, клонирование — ведутся ожесточенные и довольно долгие споры.

Именно биоэтика помогает находить тонкую грань между вредом для пациента и пользой для всего общества.

Принципы науки

Согласно Википедии, в биоэтике существует несколько видов понятий и принципов. Наука опирается на них во время решения важных вопросов современности.

Самые важные принципы:

Принципы биоэтики

  • сотворение добра и непричинение зла;
  • уважение прав и достоинств человека;
  • соблюдение справедливости;
  • автономия личности.

В этой науке существует всего четыре основных правила: правдивость, конфиденциальность, неприкосновенность и добровольное согласие.

То есть все доктора должны быть предельно справедливыми и честными со своими пациентами и соблюдать субординацию. А больной человек должен давать согласие на проведение операций и требовать неприкосновенности своей личной жизни. В совокупности с этими правилами принципы биоэтики образуют особые этические координаты, они позволяют охарактеризовать отношение врача к пациенту как отдельной личности.

Биоэтика в России

Первые предпосылки развития биоэтики в России появились ещё в 1990-х годах. Об этом стоит рассказать в докладе на медицинскую тему. Хотя на самом деле первые этические отношения между докторами и пациентами возникли гораздо раньше.

В Российской Федерации было несколько значимых событий, которые стали причинами улучшения жизни больных людей:

Аппарат искусственного кровообращения

  • 1920 — сняты ограничения по искусственному прерыванию беременности;
  • 1926 — создан аппарат искусственного кровообращения;
  • 1931 — прошла операция по трансплантации почки;
  • 1937 — имплантировали искусственную сердечную мышцу.

Развитие разных медицинских технологий в Советском Союзе происходило довольно часто, хотя этика научных исследований ещё не была сформирована. Этому мешала структура и идеология государства.

В то время не отдельный человек был главным для страны, а все общество. Но именно советский философ Фролов поставил вопрос о ценности научных достижений для личностного блага. Хотя только в 1995 опубликовали рукописи Перова, который считал, что наука недостаточно хорошо относится к человеку.

Новые этапы развития

В ХХ веке Россия начала превращаться в демократическую страну. Благодаря этому активнее стала развиваться биоэтика. Теперь она основывалась не только на науке и исследованиях, но затрагивала и издательские, учебно-образовательные и теоретические уровни. Во многих университетах и академиях появились соответствующие кафедры и факультеты.

Студенты медики

В 2000 году в Российской Федерации приняли государственный образовательный стандарт. Теперь каждый специалист, который хочет в будущем стать медиком, должен изучать такую дисциплину, как биоэтика. А в 1995 в Институте переподготовки и повышения квалификации при МГУ была создана специальная программа для преподавательского состава.

Философские аспекты

Биоэтика изучает моральную сторону взаимоотношений между докторами и пациентами. Хотя она базируется на основе двух наук — антропологии и биологии, её развитие было бы невозможно без философии. Ведь ключевым моментом дисциплины выступает поиск истинной сущности человека.

Научно-технический прогресс

По двум причинам — глобальной и локальной — сегодня формирование теоретического мировоззрения социума проходит более активно. Развитие научно-технического прогресса сопровождается появлением новых морально-этических проблем: права человека на здоровье, на получение правдивой информации, на жизнь и смерть стали основополагающими.

А гуманизация социума и отдельной личности приводит к тому, что биоэтика развивается и в положительным, и в отрицательном направлении. На самом деле эта дисциплина не подрывает устои и традиции стран бывшего Советского союза, как считают многие их жители. Ее нельзя называть копированием образа жизни западных государств.

Развитие медицины

На самом деле достаточно осмыслить современные медицинские проблемы с философской точки зрения. Человек должен знать всё о своём здоровье, он имеет право требовать справедливого к себе отношения, претендовать на лечение и восстановление после тяжелых процедур.

Сегодня сфера медицины развивается стремительными темпами. Хотя её успехи некоторые специалисты считают противоречивыми, из-за этого у них возникает желание упорядочить и контролировать эти достижения.

Благодаря установленным этическим нормам общество будет лучше подготовленным к последствиям и рискам, связанным с разными заболеваниями и медицинскими процедурами.

Читайте также: