Классификация социально педагогических технологий кратко

Обновлено: 06.07.2024

Разбор понятия социально-педагогической технологии в работе социального педагога. Классификация социально-педагогических технологий. Структура социально-педагогической технологии.

ВложениеРазмер
презентация к докладу 258.5 КБ
ponyatie_sotsped_tehn.docx 18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая технология и ее специфика

Технология — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его.

Понятие “социально-педагогическая технология” в научной литературе появилось в 1990-х гг. и связано с введением в 1991 г. института социальной педагогики. В теоретических работах А.С. Макаренко впервые были отражены различные социально-педагогические технологии работы с отдельными личностями и коллективами. Среди них такие как: формирование и развитие коллектива, управление воспитательной ролью коллектива, метод “взрыва”, система перспективных линий.

Социально-педагогическая технология — один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л. В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.

Рассмотрим основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности.

Метод – ( от methodos – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой0либо цели, совокупность приемов и операций познания действительности (например, методы воспитания, методы обучения, методы пед. реабилитации, коррекции и т.д.).

Метод в соц. педагогике - это способ решения определенной проблемы человека, группы. Особенность методов соц. педагогики направлена на то, чтобы включить человека в решение собственной проблемы.

Методика – совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи (например, методика обучения письму, методика формирования привычки). Методика состоит из следующих элементов:

- порядок их применения.

Средства – то, что ведет к достижению выбранной цели. Средства выступают инструментарием метода. Посредством их реализуется метод.

Техника – (искусство, мастерство, умение) – совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.

Социально-педагогическая технология – совокупность приемов и методов, применяемых соц. службами, соц. педагогами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения, и, во вторых, способ осуществления соц,-пед. деятельности конкретным соц. педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.

Достоинство технологии, актуальное для социально-педагогической деятельности, тиражируемость, воспроизводство, т.е. возможность ее осуществления другим человеком после специального обучения, освоения. Специалистами в области социальных технологий определены следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

- объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;

- должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;

- должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

- должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателей в новых условиях.

Разновидностью социальных технологий выступают педагогические, в том числе социально-педагогические, технологии. Социально-педагогическая технология — один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л. В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.

В какой мере можно сегодня говорить о технологизации социально- педагогической деятельности? Специалисты не пришли к единому мнению. Таким образом, технологизация социальных процессов, в том числе социально-педагогических, объективно неизбежна. Вместе с тем очевидно, что невозможно технологизировать всю социально- педагогическую деятельность. Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа в "открытой" среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и она не лишена некоторого технологического подкрепления (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т.п.). Скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом неповторимости объектов, уникальности их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания. Будучи по сути технологиями социального типа, социально- педагогические технологии подразделяются на: субъектные технологии — индивидуальные, групповые, сферные и массовидные.

К индивидуальным (персональным) технологиям относят технологии саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации и т. д.

Групповые технологии могут быть разделены в зависимости от половозрастных признаков, статусных, профессиональных и т.д. Например, для безработных это технологии трудоустройства, для бывших заключенных, беспризорных — технологии реадаптации, для подростков — технологии адаптации к условиям современного общества, для лиц с ограниченными физическими возможностями — трудотерапия, для семей — семейная психотерапия и т.д. Число социальных групп и слоев, требующих социальной помощи, все время возрастает, усложняются их проблемы, следовательно, растет и число социальных групповых технологий.

Массовидные технологии касаются большого массива населения, всего общества (например, пиаровские технологии); деятельностные технологии:

- направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности;

- направленные на улучшение деятельности организационных структур социально-педагогической работы (техники управления, прогнозирования, моделирования, проектирования);

- оптимизирующие деятельность социального педагога (консультирование, корректировка, установление проблемы и т.п.);

- улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т.д.).

Средовые технологии, например, технологии оздоровления окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (коррекция процессов общения, техники профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нарушений адаптации и т.п.). Кроме того, можно выделить следующие группы технологий:

- "кабинетные", "лабораторные" (искусственно созданные во временных условиях), "полевые" (в реальной среде);

- разработанные, адаптированные, внедренные и полностью используемые; внедренные, но используемые слабо; невнедренные;

- разработанные технологии, имеющие методики обучения им, и разработанные, но не имеющие таких методик. Каждый вид социально-педагогической технологии имеет свои особенности и способы освоения.

Классификация социально-педагогических технологий (табл.)

Структура социально-педагогических технологий
Структура — взаиморасположение и связь основных частей чего-либо, строение. Социально-педагогическая технология есть целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности. В такой деятельности, как правило, выделяют определенные этапы действий, обеспечивающие достижение поставленной цели.
Структура общей технологии включает 5 этапов:
1. Диагностико-прогностический — этап диагностики объекта, определения его социально-педагогических проблем, построение прогноза вероятного развития. Это начальный этап получения информации.
2. Этап выбора (разработки) оптимальной технологии: определение цели работы с клиентом; выбор одной из имеющихся технологий с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов.
3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии. Необходим для выявления математических, технических, организационных и методических аспектов.
4. Основной этап — реализационный.
5. Экспертно-оценочный — оценка результатов реализации.
Структура частных технологий повторяет структуру общих технологий. Здесь добавляются свои этапы, подэтапы, в связи со спецификой конкретной технологии. Типичные этапы частной технологии:
1. Информационно-аналитический этап — анализ информационных сведений; осмысление исходной информации.
2. Этап выбора способа решения проблемы.
3. Прикладной (практический) этап — практическая деятельность по решению проблемы.
4. Экспертно-оценочный (аналитический) этап.
5. Выводы.
Каждый этап имеет свое содержание и специфику практической реализации. Для обеспечения качества деятельности необходима не только последовательность, но и профессионализм социального педагога.
Рассмотренная классификация социально-педагогических технологий может уточняться и дополняться с учетом новых критериев и потребностей практики.

Читайте также: