Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности республики беларусь кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Охарактеризуйте основные принципы и направления внешней политики Республики Беларусь на современном этапе.

Основные принципы внешней политики Республики Беларусь на современном этапе:

- неприменения силы — мирное урегулирование спорных вопросов;
- добрососедства — поиск совпадающих интересов с зарубежными странами, строительство с ними партнерских и союзнических отношений;
- сохранение безъядерного и нейтрального статуса — запрещение применения ядерного оружия на территории республики и сохранение нейтралитета в международных конфликтах;
- равенства и взаимного уважения — уважение прав и свобод человека;
- невмешательства во внутренние дела других государств.

Основные направления внешней политики Республики Беларусь на современном этапе:

- сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья — развитие взаимовыгодного многопланового экономического сотрудничества со странами СНГ, обеспечение взаимной поддержки;
- европейское — укрепление партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды;
- восточное — сотрудничество с Китаем по вопросам международной политики (построение многополярного мира, глобализации, прав человека) и заключение крупных кредитных соглашений в сфере энергетики, строительства, транспортной инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства.

2. Каковы, на ваш взгляд, перспективные направления экономического, научно-технического, культурного сотрудничества стран на постсоветском пространстве?

Перспективные направления экономического, научно-технического, культурного сотрудничества стран на постсоветском пространстве:

- инвестиционное и инновационное сотрудничество с Российской Федерацией;
- развитие торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ;
- проведение регулярных региональных фестивалей искусств, художественных выставок, кино- и театральных фестивалей;
- сотрудничество в области культуры с ЮНЕСКО;
- расширение участия внеправительственных организаций (Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами).

Достижения внешнеполитической деятельности суверенной Республики Беларусь направлены на укрепление и защиту национальной независимости, развитие интеграционных процессов на мировом пространстве, многовекторное взаимодействие для реализации внешнеэкономических интересов страны, продвижение белорусских инициатив на международной арене. Беларусь состоит в ООН, поэтому по ее инициативе было проведено добровольное разоружение стран от ядерного оружия. Углублялось сотрудничество республики с ЕАЭС и СНГ. 22 июля 2012 года был запущен с космодрома Байконур в Казахстане собственный космический аппарат. Это дало возможность создать самостоятельную систему дистанционного зондирования Земли и отказа от услуг других государств по вопросам получения и обработки космической информации. Беларусь имеет рынки сбыта отечественной экспортной продукции: тракторов, грузовых автомобилей, холодильников, лекарственных средств, мебели. Более 90% белорусского экспорта приходится на СНГ. Большое значение имеет политическое и экономическое сотрудничество с Российской Федерацией, с которой регулярно осуществляются двусторонние контакты на высшем уровне. Так как Республика Беларусь является членом Организации Договора о коллективной безопасности, она участвует в борьбе с международным терроризмом. В XXI веке Минск несколько раз становился мировой площадкой, на которой обсуждались и предлагались пути решения региональных и мировых проблем.

4. Оцените место и роль Республики Беларусь в современных геополитических процессах на постсоветском пространстве, в Европе, в мире.

Приоритетами Беларуси во внешней п.явл-ся ее долговременные интересы, реализуемые через взаимодействие с др.субъектами. Поэтому они явл-ся постоянно обновляемым синтезом скоординированных стремлений всего общества, а не только гос-ва. К тому же деят-сть гос-ва на международной арене должна соответствовать духу времени, и приоритеты внешней п. должны быть сформулированы т.образом, чтобы не провоцировать враждебности др.стран и народов.

Приоритеты внешней п.гос-ва имеют объективное и субъективное измерение. Научный анализ позволяет приблизиться к пониманию объективных потребностей страны с учетом ее особенностей. (Например, процесс становления и развития бел.гос-венности, выработка нац.и. неизбежно поставили вопрос о приоритетных направлениях внешней политики. Но выявление этого затянулось на многие годы). Как отмечалось в работах бел.ученых, а также в обращении Президента РБ приоритетами внешней п. РБ прежде всего явл-ся направления в решении европейских и международных проблем.

Беларусь выступает за создание надежной системы европейской и международной безопасности на принципах равенства и одинаковой безопасности, повышение роли ООН и ОБСЕ в продвижении к более безопасному миру, снижение удельного веса военно-силового фактора в мировой п., последовательное укрепление стратегической стабильности путем консолидации сложившегося многостороннего режима контроля над вооружениями и мер доверия в военной области.

В этих целях РБ: вносит вклад в борьбу с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, осуществляет при этом сотрудничество с др.странами; содействует реализации международных договоренностей в интересах предотвращения распространения вооружений, в первую очередь оружия массового уничтожения и ср-в его доставки; рассматривает договор по ПРО как важный элемент стратегической стабильности, в случае его пересмотра выступает за поиск решений, к-рые бы не наносили ущерба международной безопасности; поддерживает укрепление контроля за распространением обычных вооружений; строго соблюдает положения адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе, Венского док-та по мерам укрепления доверия и безопасности; выступает за утверждение в международной практике концепции общей, всеобъемлющей и неделимой безопасности с акцентом на пол.инструменты урегулирования кризисов и конфликтных ситуаций.

Приоритетом внешней п.Беларуси в сфере международных экон.отношений явл-ся содействие развитию нац.экономики, к-рое в современных условиях требует широкой интеграции страны в систему мирохозяйственных связей. РБ стремится: обеспечить благоприятные внешние условия для формирования современной, эффективной нац.экономики и становления внешнеэкон.специализации, гарантирующей максимальный рез-тат от ее участия в международном разделении труда; добиться обеспечения экон.безопасности страны при дальнейшей интеграции в мировую экономику и вступления в ВТО; содействовать расширению бел.экспорта и рационализации импорта в страну, поддерживать интересы бел.субъектов хозяйствования на внешнем рынке и противодействовать дискриминации отечественных производителей и экспортеров; способствовать привлечению иностранных инвестиций, в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы бел.экономики.

РБ выступает за обеспечение прав чел-ка и основных свобод, а также обязательность норм международного права для всех гос-в; она защищает права и интересы своих граждан и соотечественников на основе международного права и действующих двусторонних соглашений; расширяет свое участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав чел-ка; развивает международное сотрудничество в гуманитарной области; стремится к приведению нац.законодательства в соответствие с международными обязательствами РБ.

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов.

Среди них – государства-соседи, прежде всего, Российская Федерация, стратегическое сотрудничество с которой строится на основе Договора о создании Союзного государства Беларуси и России.

Последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную и конструктивную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве – Евразийском экономическом союзе, Содружестве Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности.

Объективно важным для Беларуси партнером является Европейский союз, в основе взаимодействия с которым, а также его странами-членами находится торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество.

Беларусь последовательно выступает за нормализацию диалога и развитие связей с Соединенными Штатами Америки.

Важным направлением внешнеполитической активности Беларуси является многосторонняя дипломатия. Наша страна стремится внести свой вклад в решение глобальных проблем, противодействие современным вызовам и угрозам, традиционно активно участвует в деятельности ООН и иных международных организаций, генерирует подходы и инициативы, предлагающие объединяющую для всех членов международного сообщества повестку дня, содействующие диалогу и преодолению разделительных линий.

В настоящее время Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства. В их числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств и 1 консульство. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.

Иностранные государства представлены в Беларуси 35 посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 17 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 12 представительствами. По совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 87 иностранных диппредставительств.

В настоящее время Республикой Беларусь осуществляется исполнение 2787 международных договоров. Из них 1444 – двусторонние, 1343 – многосторонние договоры.

Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны–соседи.

Основным экономическим и торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация. На долю России приходится более половины общего объема внешней торговли Республики Беларусь. В свою очередь, Республика Беларусь также является одним из основных торговых партнеров Российской Федерации и занимает второе место во внешнеторговом обороте России, уступая лишь Германии.

Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь – партнеры по СНГ.

Беларусь придает большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве, прежде всего, ЕврАзЭС и ОДКБ. Это наиболее динамично развивающиеся организации с большой перспективой.

Европейский вектор является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейским союзом были установлены в августе 1992 года. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Такие взаимные объективные интересы как трансграничное сотрудничество, борьба с преступностью, стратегический транзит, поддержание региональных контактов, экологическое, культурное взаимодействие служат дополнительным мотивом для развития конструктивных отношений между Республикой Беларусь и Европейским союзом в указанных сферах.

В качестве одного из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор – Китай, Индия, Вьетнам, Иран, Республика Корея, Япония, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Египет, Южно-Африканская Республика, страны Персидского залива. Наработанные политические контакты, прогнозируемый экономический рост Китая, Индии и других стран Юго-Восточной Азии, их высокая платежеспособность создают предпосылки для серьезного наращивания торгово-экономического сотрудничества и успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

К середине 2006 года установлены дипломатические отношения с 81 страной региона (из 105). Несмотря на наличие всего 12 посольств в странах Азии и Африки, Беларусь поддерживает достаточно активное сотрудничество и тесно взаимодействует с почти 60 странами региона.

На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Республика сотрудничает с 28 из 33 стран региона. Эффективно развиваются отношения с Кубой, Бразилией и Аргентиной, Венесуэлой, Мексикой, Чили, Эквадором, Панамой, Перу, Коста-Рикой.

Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН.

В период, последовавший за установлением дипломатических отношений, взаимодействие двух сторон поступательно развивалось. Начиная с 1991 г. в Республике Беларусь было реализовано более 200 проектов ТАСИС совокупным бюджетом более 150 млн. евро.

В настоящее время Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства. В их числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств и 1 консульство. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.

Иностранные государства представлены в Беларуси 35 посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 17 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 12 представительствами. По совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 87 иностранных диппредставительств.

В настоящее время Республикой Беларусь осуществляется исполнение 2787 международных договоров. Из них 1444 – двусторонние, 1343 – многосторонние договоры.

Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны–соседи.

Основным экономическим и торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация. На долю России приходится более половины общего объема внешней торговли Республики Беларусь. В свою очередь, Республика Беларусь также является одним из основных торговых партнеров Российской Федерации и занимает второе место во внешнеторговом обороте России, уступая лишь Германии.

Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь – партнеры по СНГ.

Беларусь придает большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве, прежде всего, ЕврАзЭС и ОДКБ. Это наиболее динамично развивающиеся организации с большой перспективой.

Европейский вектор является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейским союзом были установлены в августе 1992 года. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Такие взаимные объективные интересы как трансграничное сотрудничество, борьба с преступностью, стратегический транзит, поддержание региональных контактов, экологическое, культурное взаимодействие служат дополнительным мотивом для развития конструктивных отношений между Республикой Беларусь и Европейским союзом в указанных сферах.

В качестве одного из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор – Китай, Индия, Вьетнам, Иран, Республика Корея, Япония, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Египет, Южно-Африканская Республика, страны Персидского залива. Наработанные политические контакты, прогнозируемый экономический рост Китая, Индии и других стран Юго-Восточной Азии, их высокая платежеспособность создают предпосылки для серьезного наращивания торгово-экономического сотрудничества и успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

К середине 2006 года установлены дипломатические отношения с 81 страной региона (из 105). Несмотря на наличие всего 12 посольств в странах Азии и Африки, Беларусь поддерживает достаточно активное сотрудничество и тесно взаимодействует с почти 60 странами региона.

На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Республика сотрудничает с 28 из 33 стран региона. Эффективно развиваются отношения с Кубой, Бразилией и Аргентиной, Венесуэлой, Мексикой, Чили, Эквадором, Панамой, Перу, Коста-Рикой.

Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН.

В период, последовавший за установлением дипломатических отношений, взаимодействие двух сторон поступательно развивалось. Начиная с 1991 г. в Республике Беларусь было реализовано более 200 проектов ТАСИС совокупным бюджетом более 150 млн. евро.

Читайте также: