Как правильно ставить постановку в художественной школе

Обновлено: 04.07.2024

Рис 1. Расположение рисунка головы на листе бумаги в учебных целях а — перспективная ситуация — объект, зритель, картинная плоскость, лист бумаги; б — е — неудачно; ж — удовлетворительная компоновка рисунка на листе

Исходя из темы и задачи упражнения после выбора точки зрения нужно пометить на листе размещение того, что войдет в композицию: например, предмет без фона и подставки, предмет на подставке с падающими тенями на нее (рис. 2), группа предметов (натюрморт) в соответствующих условиях, иногда из всех находящихся на столе предметов нужно нарисовать только один, например кувшин (рис. 3). На рис. 3,а показана компоновка кувшина без падающей тени, а на рис. 3,6 — с включением в композицию падающей тени. На рис. 100 видно, как может влиять задача, поставленная перед рисующим, на композиционное размещение. При линейном рисунке масштаб изображения должен быть взят, возможно, более крупным — лист будет достаточно заполнен самими изображаемыми предметами. При рисунке того же натюрморта со светотеневой проработкой и решением пространства изображение следует взять меньшим, чтобы свободное поле листа передавало ощущение пространства.

Рис 2. Компоновка на листе бумаги изображения предметов с падающей тенью и без нее а — группа предметов, из которых один (цилиндр) выбирается для изображения; б — без падающей тени; в — с падающей тенью

Чтобы правильно вести компоновку изображения на листе, нужно научиться пользоваться: 1) крайними точками и 2) так называемым центральным лучом. В зависимости от формы предмета и от формата листа следует зрительно оценить, какой размер является определяющим в данном случае: ширина или высота. На листе помечаются крайние точки будущего изображения сначала в одном направлении листа, например в вертикальном, а затем в перпендикулярном ему. Намечается как бы основание зрительной пирамиды, образованной лучами зрения, в которое вписывается композиция (см. рис. 3). Эти крайние точки нужны для того, чтобы сразу разместить на формате листа изображение. Тем самым определяется его место на листе, размер и, следовательно, масштаб.
В начальных учебных упражнениях по рисунку с натуры главным является штудирование формы предмета, поэтому формат листа должен быть использован как можно полнее и размер изображения должен приближаться по возможности к размеру натуры, так как в маленьком по размеру рисунке предмета большие ошибки не заметны, а на большом изображении видна и малая ошибка. Вторым важным моментом в последовательности размещения (ведения рисунка) является пометка на листе следа так называемого центрального луча. Так как проекция центрального луча на листе бумаги есть не что иное, как центр основания зрительной пирамиды (см. рис. 1), совмещенной своими сторонами с границами композиции, то он совместится с центром того места на листе, где должно быть размещено изображение. След центрального луча нужен для того, чтобы обозначить его проекцию в центре изображения, намеченного на листе первоначально крайними точками, от этой проекции легче отыскивать и точно намечать характерные узлы, определяющие конструкцию, движение и пропорции форм предметов.
Пометив центр композиции на листе, нужно определить, куда же падает центральный луч в реальном пространстве, в натуре. Для этого сначала при помощи горизонтали вся задуманная композиция на натуре зрительно делится пополам между крайними вертикальными точками, а затем при помощи вертикальной линии пополам между крайними боковыми точками. Пересечение этих линий и дает геометрический центр композиции, заключенной в границах зрительной пирамиды, с данной точки зрения.

Рис 3. Композиционное размещение рисунка на листе бумаги а — предметы для рисования (модели); б — компоновка выбранного предмета без падающей тени; в — с падающей тенью

Известно, что наше зрение лучше оценивает кратные отношения: например, сначала легче найти половину (середину) размера, а затем расхождение, если оно есть, от половины. Центральный луч как бы делит проекцию изображения пополам по вертикали и горизонтали, от него потом откладываются характерные пункты, точки композиции. Этот прием (см. рис. 4), основанный на законах зрительного восприятия, позволяет делать меньше ошибок в компоновке (в размещении), размерах и пропорциях, что чрезвычайно важно в самом начале процесса рисования. Ниже на примерах рисования различных форм, в том числе и фигуры человека, дается наглядное представление о том, как намечается композиция изображения, а также показывается наиболее целесообразное (вырази- тельное) размещение того или иного предмета на определенном формате листа бумаги при решении конкретных задач.
Прежде чем приступить к исполнению рисунка на листе данного формата, полезно сделать несколько эскизов композиции малого размера (на полях крупноформатного листа или в блокноте). Это особенно важно при рисовании архитектурных объектов, сложных натюрмортов, движений человеческой фигуры или группы фигур, при рисовании по представлению.

Рис 4. Компоновка на листе бумаги изображения натюрморта из геометрических тел а — заданный натюрморт; б — компоновка с большим пространством; в — с меньшим пространством

Как поставить учебный натюрморт? Простая ли это задача?

Казалось бы, это как раз самое несложное. Выставил преподаватель вазочку, крынку, яблоко и пару тряпочек-драпировок, и готово. Старайтесь, ученики, показывайте своё умение.

И если вам скажут, что на это у педагога уходят часы, в это как-то не верится.

Я решила описать процесс составления учебного натюрморта. Зафиксировать его, с фотографиями.

Это будет совсем простая учебная постановка. Из двух-трёх предметов, на два занятия, и формат листа не больше А3. Дисциплина - живопись, тема - передача точных оттенков цвета в натюрморте и особенно цветовых рефлексов в тёмном предмете.

Вот как происходит работа над составлением натурной постановки. Процесс описан с сокращениями, конечно.

Для начала выбираю главный предмет. Чёрный, хорошо отражающий цвета. Глазурованный керамический кофейник.

Автор: Саламатова Людмила Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДХШ №1 имени Л.А.Горды
Населённый пункт: Сургут ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Методическая последовательность овладения приемами уверенного изображения натуры и выполнения натурных постановок при профессиональном освоении живописного мастерства в практической деятельности учащихся. Внедрение данной методической последовательности как инновационной в основную программу "живопись" детской художественной школы".
Раздел: дополнительное образование

Цели и задачи проекта.
П р о е к т ставит следующие учебно-воспитательные задачи: дать профессиональные знания и навыки, развить творческие способности в области живописи, подготовить к самостоятельной творческой и учебной работе; развить эстетического восприятия предметов и явлений окружающей действительности, формировать понимание её красоты и гармонии цветового богатства; развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей и фантазии. Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата . Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать, принимать и уметь самостоятельно воспринимать и оценивать духовные и культурные ценности; на воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; на формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; на выработку личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе; уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. Проект направлен на целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художе ственно- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Обеспечивает творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства в области реалистической живописи, приобретение учащимися профессиональной грамоты. Цели направлены на выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте; на создание условий для художественного образования, приобретение детьми знаний, умений и навыков; на целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков; приобретение опыта творческой деятельности; подготовку одаренных детей к участию в конкурсной деятельности и поступлению в образовательные учреждения, реализующий профе ссиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Обеспечивает творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства в области реалистической живописи, приобретение учащимися профессиональной грамоты.
4.Основное

достижения поставленных целей. Описание.

поставленных

реализации
заключается в процессе выполнения длительного задания и включает следующ и е
этапы
: а) разработка фор- эскизов постановки в карандаше и цвете; б) выполнение этюда в цвете; в) работа над подготовительным рисунком и живописью основного задания. Нельзя допускать, чтобы учащийся выполнял задание в сокращенные сроки, удовлетворялся чисто внешней стороной дела. Основным видом изучения живописи является работа над длительной многочасовой натурной постановкой. В ней решается весь комплекс задач, связанных с изучением натуры и методов ее изображения. Вместе с тем система практических
упражнений включает задания, выполняемые в более короткие сроки — за один - два сеанса. Их назначение — решение какой-либо частной живо- писной задачи, связанной с выполнением длительного задания (например, наблюдение за явлениями цветового и тонового контраста, за изменением цвета предмета в зависимости от изменения освещения и т. д.). Как правило, кратковременные задания носят тренировочно-ознакомительный характер и выполняются перед длительным заданием. В отдельных случаях они полезны и в процессе выполнения основного задания.Наряду с приобретением профессиональной грамоты будущему художнику необходимо овладеть приемами быстрого и уверенного изображения натуры.Такими видами живописного изображения натуры являются быстрые, лаконичные этюды (цветные наброски), в самых общих чертах характеризующие цвет и форму предметов. Задача быстрых этюдов, набросков — лаконично и выразительно передавать характерные особенности изображаемого предмета, красочные сочетания его главных частей, создавать общий живописный образ предмета. Рекомендуется также выполнение набросков в цвете с изображением глубокого пространства. Часто живописный набросок выполняют непосредственно кистью без предварительного рисунка карандашом.
Основной

материал
для такой работы — акварель. Она обладает большими изобразительными возможностями, удобна и оперативна, позволяет использовать разнообразные технические приемы и методы выполнения наброска. В ряде случаев целесообразно применять и другие живописные материалы: гуашь, пастель и т. д. Над живописными набросками-этюдами работают на академических занятиях по живописи (быстрые этюды выполняются также и в процессе самостоятельного твор- чества).
Основным

принципом
обучения предмету является нераздельность процесса работы над цветом и формой, так как решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. Построение живописного изображения ведется на основе хорошего рисунка и с учетом требований композиции. Вся система занятий живописью в тесной связи с занятиями рисунком и композицией ведет к развитию таких творческих способностей учащихся, как художественная наблюдательность, зрительная память, образное мышление, творческое воображение, чувство цвета и цветовых отношений. Она призвана заложить прочные основы изобразительной грамоты, необходимые для самостоятельной работы. Накопление практических навыков и развитие понимания задач реалистического искусства, правдиво, в ярких худ оже с т в е н н ы х произведениях отражающего окружающую действительность, составляют единый учебно-воспитательный процесс, где учебные задачи не могут быть отделены от формирования творческой личности начинающего художника.
В

конечном итоге ученик

должен обрести знания и профессиональные

самостоятельного

стоящих перед искусством и художественной школой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

материально-технических

Автор: Нерлова Эльвира Равилевна

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

С первого класса обучающиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.

Предложенный материал дает педагогам возможность творчески подходить к выполнению этюдов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии.

Цель: формирование знаний и умений о выполнении декоративного натюрморта с натуры и по воображению в работе с учениками детской художественной школы.

Задачи:

  • Учебная: научить декоративному решению натюрморта, закрепить уже имеющиеся знания.
  • Развивающая: развить абстрактное мышление, воображение, фантазию, самостоятельную творческую деятельность
  • Воспитательная: Воспитать стремление к творческой самостоятельности, сформировать художественно-эстетическое восприятие у учащихся.
  • Материалы: гуашь, кисти, бумага
  • Зрительный ряд: репродукции натюрмортов с ярко выраженным настроением ( К. Петров - Водкин, П.Кончаловский, М. Сарьян, А. Матисс).

Ожидаемый результат

Учащийся должен знать:

  • Основы истории и особенности натюрморта, в том числе декоративного;
  • Уметь владеть Техникой выполнения декоративного натюрморта.

Глава 1. НАТЮРМОРТ. ИСТОРИЯ ЖАНРА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Натюрморт - в творчестве детей не всегда является любимым жанром. Детям еще не достает внимания к жизни вещей, желания через неодушевленные предметы рассказать о их обладателях, о характере изображаемых предметов. Самостоятельно задумать натюрморт, скомпоновать и поставить его без помощи руководителя учащиеся ещё не могут. Но натюрморт, поставленный педагогом, если он будет красив и заденет чувства ребят, позволяет им создать интересные работы. В особенности удаются постановки декоративного характера за счёт изменения формы, яркие по цвету, обогащенные узором. Неумение точно воспроизводить натуру компенсируется у детей эмоциями и чувством, дети легко переделывают отдельные части натюрморта. Удачны бывают сочиненные постановки, особенно если перед глазами стоят знакомые предметы, которые дети свободно компонуют в своих рисунках.

Натюрморт (фр. Nature morte-мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, объединённые единой темой.

Изображение предметов известно ещё в искусстве античности и средних веков . В 17 веке жанр натюрморта переживает расцвет: фламандские мастера - с монументальным размахом и мощью, с глубиной и тонкостью колорита - запечатлевали пышное изобилие даров природы; испанские мастера предпочитали простоту и величие композиций из немногих предметов; особенно богат голландский натюрморт, то скромный по выбору вещей и по колориту, то изысканный тонкий, по цвету и свету, но всегда окутанный воздухом. Во Франции 18 века лаконичность, построенных натюрмортов утверждалась ценность и достоинство, обыденной жизни. В 19 веке натюрморт приобрел новый смысл, натюрморт перестаёт быть просто украшением интерьеров. Франция внесла новый смысл в жанр натюрморта, Эдуард Мане придал натюрморту прозрачность, воздушность, ощущение изменчивой красоты мира; натюрморты Поля Сезанна, замечательны монументальностью, конструктивностью, точной лепкой формы цветом; в натюрмортах Винсента Ван Гога экспрессия мазка, символичность ярких цветовых пятен делают предельно красноречивыми говорящие, кричащие вещи. В 20 веке открылись новые возможности натюрморта - Пабло Пикассо, Анри Матисс во Франции, В.Е.Татлин П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Куприн, Р.Р.Фальк, М.С.Сарьян, К. Петров - Водкин в России сделали натюрморты очень праздничными по колориту, простыми по форме и краскам. Натюрморт стал привлекать к себе большое внимание, как художников, так и зрителей. В советском искусстве 1930-1950-х гг. натюрморт был отодвинут в тень, но с 1960-х гг. вновь привлек к себе внимание.

Развитие образного мышления, цветовая культура, смелость композиционных решений - все эти качества необходимы будущему художнику. В процессе обучения ребёнок должен овладевать цветовой грамотой, изучать свойства цветов и способы их взаимодействия между собой умело использовать цветовые оттенки, добиваясь решения различных задач. Занятия декоративной живописью помогут учащимся глубже понять и тоньше почувствовать всю глубину и красоту изобразительного искусства.

Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись - это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма, объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на фоне, а предметы в их взаимосвязи. При выполнении декоративного натюрморта не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения. Большую роль при выполнении задания играет постановка. Необходимо, чтобы натюрморт был понятен, имел свой характер, композиционную зацепку; мало - выразительная постановка не даст желаемых результатов. Натюрморт может быть декоративным за счёт изменения формы предметов, использования активных цветовых контрастов и декоративного контура. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое.

Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:

1. Любой предмет натюрморта можно утрировать, доведя его до максимальной остроты, например, предельно округлить пузатый кувшин, сильно вытянуть удлинённую грушу, подчеркнуть пластику предметов декоративным рисунком.

2. Возможно изменение пропорций, как внутри одного предмета, так и между несколькими.

3. Допускаются условности: предмет можно подвесить в воздухе, наклонить предмет в сторону или сломать его. Один и тот объект может восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина, изображается фронтально, а горлышко – развернуто, как будто на него смотрят сверху, или блюдо с фруктами одновременно показано и сбоку и сверху, что даёт возможность увидеть лежащие на блюде фрукты.

4. Надо помнить, что декоративное изображение на плоскости не имеет третьего измерения. Изображение рисуется без перспективы, плоскостно. Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то делать это надо достаточно условно и осмысленно.

5. Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать, вводить дополнительные объекты, драпировки или фрукты для заполнения пространства.

6. К цвету в декоративном натюрморте следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит постановки полностью; можно дополнить его новыми сочетаниями.

4.ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

Технология художественных материалов изучает , свойства и качества бумаги, красок, кистей. К технологии можно отнести также покрытие живописного произведения лаком или другими составами и.д.

Техника - это специальные навыки, способы и приемы, посредством которых выполняется художественное произведение. Знание техники и материалов живописи, их особенностей помогает учащимся максимально реализовывать свой творческий замысел, создавать работы на высоком художественно уровне.

Декоративный натюрморт может выполняться, простым карандашом, ручкой, фломастером и.т.д. , или красками: акварелью, гуашью, акрилом . Детям ближе – гуашь. Гуашь – краска непрозрачная, плотная; высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь обладает пастозными (кроющими) свойствами, поэтому при работе гуашью работа ведётся от тёмного к светлому.

5.МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА

Этапы выполнения натюрморта:

Рассмотрим декоративное решение натюрморта. Ставим натюрморт, драпировки и предметы. Определяем тональные и цветовые отношения в работе. Основным является характер, силуэт предметов, их ритм, пропорции цветовые пятна, колорит.

Выполняется работа гуашью.

1 этап. Выбор наиболее интересного положения. Для этого необходимо сделать несколько набросков для поиска композиции натюрморта или порисовать отдельно предметы поискать их форму. Наброски можно делать любым материалом.

2 этап. Когда найдено наиболее выразительное положение, переходим к построению и композиции в листе. На этом этапе происходят поиски декоративного решения, композиции, ритма, силуэта. Пространство - условно. При построении натюрморта карандашом можно не использовать законов перспективного изображения. Важно добиться равновесия в листе, при необходимости можно двигать предметы в поисках наиболее удачной композиции. Главное - ритмически организовать плоскость листа, следить за тем, чтобы правая и левая части были уравновешены.

3 этап. Определение акцента, один или два насыщенных цвета. Для этого нужно решить, какой один или два контрастных цвета преобладают в постановке, являются наиболее выразительными и привлекают к себе наибольшее внимание. На этом этапе важно знать, что в соседстве с темным цветом максимально усиливается интенсивность ярких и светлых цветов, находящихся рядом.

4 этап. Детальная проработка предметов натюрморта и их силуэта. Здесь происходит основное решение в тоне и цвете. Главное - сохранить впечатление цельности, свежести и не увлечься излишней детализацией.

В результате работы над заданием поставленные цели и задачи были достигнуты. Изучены история и особенности натюрморта; описана технология и техника декоративной живописи. Выполнение творческой работы в технике декоративного натюрморта, которая как нельзя лучше помогла выразить замысел и передать настроение. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, обязательно, пригодятся в дальнейшем. Учащиеся должны понимать, что существует много других не менее интересных видов и способов решения декоративного натюрморта, что их изучение позволит сделать дальнейшую работу еще более содержательной и интересной.

Читайте также: