В чем заключается сходство в общем построении между фугой и сонатной формой кратко

Обновлено: 25.06.2024

На столь же широкой интернациональной основе, как и оперная реформа Глюка, в XVIII веке происходило интенсивное развитие инструментальной музыки. Его осуществляли дружны­ми усилиями композиторы многих европейских стран. Опираясь на песенность и танцевальность, вырабатывая классическую яс­ность и динамичность музыкального языка, они постепенно формировали новые жанры циклических инструментальных произведений — такие, как классическая симфония, классиче­ская соната, классический струнный квартет. В них большое значение приобрела сонатная форма. Поэтому инструменталь­ные циклы называют сонатными или сонатно-симфоническими.

Сонатная форма.Вы уже знаете, что высшая форма поли­фонической музыки — фуга. А сонатная форма — высшая форма гомофонно-гармонической музыки, где лишь иногда могут ис­пользоваться полифонические приемы. По своему построению эти две формы имеют сходство друг с другом. Как и в фуге, в сонатной форме различаются три основных раздела: это экспо­зиция, разработка и реприза. Но между ними имеются и сущест­венные различия.

Разработка — второй раздел сонатной формы. В нем те­мы, знакомые по экспозиции, выступают в новых вариантах, по-разному чередуются, сопоставляются. В таком взаимодействии участвуют чаще не целые темы, а вычлененные из них мотивы, фразы. То есть темы в разработке как бы дробятся на отдельные элементы, обнаруживая заключенную в них энергию. При этом происходит частая смена тональностей (главная тональность здесь затрагивается редко и ненадолго). Появляясь в различных тональностях, темы и их элементы как бы по-новому освещают­ся, показываются с новых точек зрения. После того как развитие в разработке достигает значительной напряженности в кульми­нации, его ход меняет направление. В конце этого раздела под­готавливается возвращение в главную тональность, происходит поворот к репризе.

Итак, когда звучит фуга, наше внимание сосредоточивается на том, чтобы вслушаться, вдуматься и вчувствоваться в одну музыкальную мысль, воплощенную одной темой. Когда же зву­чит произведение в сонатной форме, наш слух следит за сопо­ставлением и взаимодействием двух основных (и дополняющих их) тем — словно за развитием различных музыкальных событий, музыкального действия. Таково главное различие между художе­ственными возможностями этих двух музыкальных форм.

Классический сонатный (сонатно-симфонический) цикл.Примерно в последней трети XVIII века в музыке окончательно сложился классический сонатный цикл. Прежде в инструмен­тальных произведениях господствовали форма сюиты, где чере­довались медленные и быстрые части, и близкая ей форма ста­ринной сонаты. Теперь же, в классическом сонатном цикле, точно определилось количество частей (обычно три или четыре), но сложнее стало их содержание.

Первая часть, как правило, написана в сонатной форме, о которой речь шла в предыдущем параграфе. Она идет в быст­ром или умеренно быстром темпе. Чаще всего это А11е§го. По­этому такую часть принято называть сонатным allegro. Музыка в нем зачастую имеет энергичный, действенный харак­тер, нередко напряженный, драматический.

Вторая часть всегда контрастирует первой по темпу и общему характеру. Часто она — медленная, самая лирическая и певучая. Но она может быть и другой, например похожей на неспешное повествование или танцевально-грациозной

Всё это отличает и многие финалы четырехчастных циклов. Но в них между крайними частями (первой и четвертой) поме­щены две средние части. Одна — медленная — в симфонии обычно бывает второй, а в квартете — третьей. Третьей частью классических симфоний XVIII века является Менуэт, который в квартете занимает второе место.

Вопросы и задания

1.Назовите национальные разновидности комических опер XVIII века.
Чем отличается построение итальянской оперы-буффа от построения француз­ской комической оперы?

2. С какими странами и городами была связана деятельность великого
оперного реформатора Кристофа Виллибальда Глюка? На какой сюжет он напи­сал свою первую оперу?

4. В чем заключается сходство в общем построении между фугой и сонат­ной формой? А в чем состоит главное различие между ними?

5. Назовите основные и дополнительные разделы сонатной формы. Нари­суйте ее схему.

6. Как соотносятся между собой главная и побочная партии сонатной
формы в ее экспозиции и в ее репризе?

7. Что характерно для разработки в сонатной форме?

8. Охарактеризуйте части классического сонатного цикла.

9. Назовите основные виды классических сонатных циклов в зависимости от состава исполнителей.


Йозеф Гайдн

1732-1809

Классический стиль в музыке достиг своей зрелости и высо­кого расцвета в творчестве Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. Жизнь и деятельность каж­дого из них подолгу протекала в столице Австрии Вене. Поэтому Гайдна, Моцарта и Бетховена называют венскими классиками.

Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у которых родной язык — немецкий, жили венгры и различные славянские народы, в том числе чехи, сербы, хорва­ты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно-бытовая музыка зву­чала повсюду — в центре и на окраинах, на перекрестках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах.

Вена являлась и крупным центром профессиональной музы­кальной культуры, сосредоточенной вокруг императорского дво­ра, капелл знати 1 и аристократических салонов, соборов и церк­вей. В австрийской столице издавна культивировалась итальян­ская опера-сериа, здесь, как уже говорилось, начал свою опер­ную реформу Глюк. Музыка обильно сопровождала придворные празднества. Но венцы охотно посещали и веселые балаганные представления с музыкой, из которых родились зингшпили, и очень любили танцевать.

Из трех великих венских музыкальных классиков Гайдн — самый старший. Ему было 24 года, когда родился Моцарт, и 38 лет, когда родился Бетховен. Гайдн прожил долгую жизнь. Он почти на два десятилетия пережил рано скончавшегося Моцарта и был еще жив, когда Бетховен уже создал большую часть своих зрелых произведений.


Среди них особенно значительны более 100 симфоний, бо­лее 80 струнных квартетов и более 60 клавирных сонат. В их зрелых образцах с наибольшей полнотой, яркостью и самобытностьюраскрылось оптимистическое мироощущение великого австрийского композитора. Лишь иногда это светлое мироощу­щение оттеняют сумрачнее настроения. Их всегда преодолевают неиссякаемое гайдновское жизнелюбие, острая наблюдатель­ность, веселый юмор, простое, здоровое и вместе с тем поэтиче­ское восприятие окружающей действительности.

Читайте также: