Значимые проблемы для восьмиклассников в школе

Обновлено: 04.07.2024

Такой образ жизни ребенка приводит к позднему взрослению, неумению контролировать свои желания и прихоти, неумению самостоятельно принимать решения и планировать свою деятельность. У детей запаздывает развитие навыков самообслуживания

3. Жизнь в современном мире для детей несет информационную перегруженность

Развитие современных технологий несут дополнительную нагрузку на школьника - телевидение, компьютер, интернет, возможность быстро и в любое время найти нужную информацию

Свободный доступ к любой информации скорее несет отрицательный эффект, потому что школьники не стремятся запоминать получаемую информацию на уроках, зная, что если понадобится это, то смогут найти в интернете

В результате у детей не развивается внимание, память и умение сохранять информацию в полном и сжатом виде

4. Проблемой современных школьников в последнее время стало здоровье детей

Многие школьники имеют слабое физическое здоровье, потому что в их жизни почти полностью отсутствуют физические нагрузки

Посильный труд развивает выносливость и физическую силу, но в семьях очень часто детей освобождают от всего домашнего труда и даже не прививают навыки самообслуживания

Всё больше ухудшается здоровье детей из-за неправильного питания. Очень часто полноценное горячее питание заменяется продуктами быстрого приготовления, сладостями, чипсами, кириешками, газированной водой, сосисками

Многие продукты имеют разные химические добавки для длительного хранения, поэтому вредны для ежедневного употребления

Многие дети страдают избыточным весом, не имеют иммунитета к болезням, имеют аллергические болезни и частые расстройства желудочно-кишечного тракта

5. Дефицит времени - важная проблема для современных школьников

Школьные программы перегружены разными трудными предметами, большое количество уроков и внеурочных занятий, много домашних заданий

Многие дети после школы и в выходные дни посещают спортивные секции, музыкальные и художественные школы, занятия по интересам, занятия с репетиторами

Свободного времени для прогулок на свежем воздухе не остается. Очень часто нарушен режим дня. Особенно детям не хватает времени на полноценный отдых и сон

Это еще не все проблемы наших детей, но о других поговорим в следующий раз


Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым.

Содержимое разработки

Тема родительского собрания:

Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, отношение к учебе. Способы их преодоления.

Гений — это один процент таланта и девяносто девять процентов труда.

Томас Эдисон

Задачи: ознакомить родителей учащихся с результатами учебной четверти; показать родителям достижения и неудачи в учебном труде подростков; проанализировать причины учебных неудач школьников. Форма проведения: семинар-практикум.

Вопросы для обсуждения: анализ учебных результатов школьни­ков; зависимость учебных результатов от внешних и внутренних фак­торов; возможные пути улучшения учебных результатов школьников.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей (см, приложение); полезная информация (см. приложение); подготовка списка литературы для родителей (см. приложение); посещение уро­ков по различным предметам родительским комитетом класса

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение…..

Данный этап сопровождается следующими моментами:

1. Есть свое мнение, не всегда верное

2. Считает именно свое мнение истинно верным

3. Не считается с мнением родителей

4. Поступает так, как хочет

5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)

6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• аргументировать запреты

• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое)
• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим)
• не считать свою позицию на 100% правильной

• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе)

• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился
• в спорах пытаться договориться

В 13-14 лет то, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам. Однако это наблюдается не у всех подростков. Особенности многих восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Т.о. учеба в это время отходит на второй план.

Пути решения проблемы.
Как общаться с восьмиклассниками в этот период?

Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей

Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.

Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)

Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника

Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)

Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.

Анкетирование учащихся

1. По каким учебным предметам в текущей учебной четверти у тебя возникли трудности?

2. С чем связаны причины твоих трудностей?

А. Твое отношение к изучению предмета;

Б. Трудности в понимании содержания тем и параграфов;

В. Взаимоотношения с учителем;

Г. Другие причины.

3. Какая помощь тебе нужна?

А. От учителя-предметника;

Б. От классного руководителя;

В. От родителей или других людей.

Анкетирование родителей

1. Изучение какого предмета является для вашего ребенка самым трудным?

2. С чем связаны учебные трудности ребенка поданному предмету?

3. Какие виды домашних заданий наиболее трудны для выполнения?

4. Обращался ли ваш ребенок за помощью к учителю?

5, Насколько эффективной была помощь учителя?

6. Контролируете ли вы учебную деятельность своего ребенка?

7. Как осуществляете контроль его учебной деятельности?

Анкетирование родителей необходимо для того, чтобы видеть, как глубоко семья вникает в учебную деятельность своего ребенка. Классному руководителю очень важно знать, что понимают родители под контролем учебной деятельности ученика. Проверка домашних заданий, последующее порицание или наказание или поиск выхода из трудной ситуации, помощь ребенку, принятие компромиссного решения.

Анкетирование учителей

1. Назовите учеников, имеющих высокий балл по вашему предмету и высокий уровень мотивации изучения этого предмета.

2. Назовите учеников, имеющих средний балл и высокий уровень мотивации изучения данного предмета.

3. Назовите учеников, имеющих низкий балл и высокий уровень мотивации изучения вашего предмета.

4. Назовите учащихся, имеющих низкий балл и низкий уровень мотивации изучения вашего предмета.

5. Предложите пути решения данной проблемы для учащихся с низким уровнем обучаемости по предмету и высокой мотивацией и для учащихся с низким уровнем обучаемости и низкой учебной

Такая диагностика позволяет учителям задуматься и увидеть учащихся, у которых учебные трудности не всегда связаны с отсутствием стойкой учебной мотивации. В большей степени они связаны с неумением организовать свой учебный труд и наслоением учебных предметных

трудностей, с которыми школьник не в состоянии разобраться сам, посещение уроков по различным предметам родительским комитетом класса

Работа с памятками.

Перед вами памятки. Сейчас вы рассмотрите данные рекомендации, выделите наиболее важные из них, способствующие наиболее эффективному общению в период подросткового возраста. Можете обсудить содержание памятки в парах. Подчеркните те рекомендации, которые вы считаете полезными и готовы применить в воспитании своего ребёнка.

Рекомендации - памятка для родителей

Будьте всегда чуткими к делам своих детей

Анализируйте с детьми причины их удач и неудач

Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко

Старайтесь не ограждать подростка от трудностей

Научите преодолевать трудности

Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед

Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)

Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно

Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка

Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте

Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию

Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)

Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.

Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии

Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной

Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.

Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.

Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.

Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.

Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.

Помните: недоверие оскорбляет.

Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.

Будьте всегда для своего ребенка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)

Работа с памятками.

Перед вами памятки. Сейчас вы рассмотрите данные рекомендации, выделите наиболее важные из них, способствующие наиболее эффективному общению в период подросткового возраста. Можете обсудить содержание памятки в парах. Подчеркните те рекомендации, которые вы считаете полезными и готовы применить в воспитании своего ребёнка.

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.

Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.

Памятка для родителей

Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

Не пропускайте момента, когда наступит первый успех.

Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

Презентация на тему: " Психологические особенности восьмиклассников Основные трудности и рекомендации." — Транскрипт:

1 Психологические особенности восьмиклассников Основные трудности и рекомендации

5 Отчуждение от взрослых сопровождается усилением авторитета сверстников: чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с себе подобными. Влияние типа отношений в семье на развитие подростка: Влияние типа отношений в семье на развитие подростка: 1. Авторитарный стиль способствует тому, что подросток ведет себя жестоко в тех условиях, где, как он думает, он не наказуем, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними неуважительно расхлябан или беспомощно застенчив.

7 Основные трудности: Акцентуации характера – крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера чрезмерно усилены; Акцентуации характера – крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера чрезмерно усилены; Невротическое развитие личности, когда самооценка слишком занижена или завышена, когда избегается новый опыт, который не согласуется с собственными представлениями о себе и своих возможностях. Невротическое развитие личности, когда самооценка слишком занижена или завышена, когда избегается новый опыт, который не согласуется с собственными представлениями о себе и своих возможностях.

8 Употребление психоактивных веществ или запрещенных препаратов. Церебрастенические явления, когда наблюдается повышенная утомляемость, не очень высокая и неустойчивая работоспособность и трудность концентрации произвольного внимания. У таких детей также выступает на первый план низкая самооценка, неуверенность в себе, нередко маскируется разными защитами (от избегания не- успеха, до агрессивного и вызывающего поведения). Церебрастенические явления, когда наблюдается повышенная утомляемость, не очень высокая и неустойчивая работоспособность и трудность концентрации произвольного внимания. У таких детей также выступает на первый план низкая самооценка, неуверенность в себе, нередко маскируется разными защитами (от избегания не- успеха, до агрессивного и вызывающего поведения).

10 Переживание тупика или безысходности При высокой тревожности и в силу недостаточности опыта, когда ситуация рассматривается как невыносимая и невозможная для изменений. При высокой тревожности и в силу недостаточности опыта, когда ситуация рассматривается как невыносимая и невозможная для изменений. Следование групповой норме, когда под- росток попал в секту или крайне увлекся жестокими компьютерными играми. Следование групповой норме, когда под- росток попал в секту или крайне увлекся жестокими компьютерными играми.

11 Факторы риска: Сниженный фон настроения – затяжная депрессия. Сниженный фон настроения – затяжная депрессия. Повышенная склонность к само агрессии и не- развитость способов выражения негодования по отношению к другим. Подавляемая неосознанная агрессия к другим людям может переживаться как ненависть к самому себе. Повышенная склонность к само агрессии и не- развитость способов выражения негодования по отношению к другим. Подавляемая неосознанная агрессия к другим людям может переживаться как ненависть к самому себе. Негативизм восприятия и неустойчивость само- оценки. Негативизм восприятия и неустойчивость само- оценки.

12 Неблагополучная семейная обстановка Алкоголизм Алкоголизм Психические заболевания Психические заболевания Конфликтные взаимоотношения супругов Конфликтные взаимоотношения супругов В результате – низкая самооценка при наличии чувства вины и чувства стыда. Сложность в выражении и понимании собственных чувств и чувств других людей. Неискренность и страх отвержения (держатся за отношения, которые уже изжили себя и даже в ущерб семье). В результате – низкая самооценка при наличии чувства вины и чувства стыда. Сложность в выражении и понимании собственных чувств и чувств других людей. Неискренность и страх отвержения (держатся за отношения, которые уже изжили себя и даже в ущерб семье).

14 3. Выдвигая требования, будьте последовательны, не ставьте перед фактом, а совместно обсуждайте 4. Позвольте принимать самостоятельно решения по поводу выбора одежды, стиля музыки, хобби. Когда они носят то, что им нравится, у них повышается самооценка. 5. Авансируйте успех – лучше лишний раз сказать спасибо, чем забыть похвалить. 6. Используйте чувство юмора при агрессивных вспышках подростка.


Современные школьники имеют практически все, что захотят, однако в большинстве своем гораздо менее счастливы, чем мы в их возрасте. Виной тому — кризис современной семьи. Огромное количество разводов, поиски родителями новых партнеров, замена живого общения с родителями современными игрушками, отсутствие должного внимания к личности ребенка. Как результат — неврозы, чувство одиночества, негативная самооценка.

2. Информационная перегруженность

3. Несамостоятельность, избалованность

4. Погоня за успехом

Современное общество и родители чрезмерно настроены на успех. С первого класса ребенок зациклен на достижении результатов. Современные школьники вынуждены расти в условиях, где их постоянно с кем-то сравнивают. Под влиянием общества, СМИ родители давят на детей, требуя от них высоких результатов, забывая о других общечеловеческих ценностях и о том, что находиться в условиях непрекращающейся гонки постоянно невозможно.

5. Высокая конкуренция

Причем конкуренция эта относится не только, и не столько к учебной стороне школьной жизни, сколько к межличностным отношениям в кругу сверстников. Какое место я занимаю в своей группе? Как я могу повысить свой статус? Как мне завоевать популярность среди одноклассников? На эти вопросы каждый школьник мучительно ищет ответ в зависимости от шкалы ценностей группы, к которой он себя относит.

6. Проблема разрешения конфликтов

Конфликты в школе были всегда. У современных школьников появилась проблема их разрешения, которая связана с развитием виртуального общения. Ведь в Интернет-пространстве ты как бы есть, а как бы и нет. В любой момент ты можешь прекратить общение, просто выйдя из сети. В итоге современный школьник не умеет ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни объясняться.

7. Социальное расслоение

Школа — невероятно достоверная иллюстрация нашего общества. Дети несут в школу не только учебники, но и стереотипы, сформированные в родительской среде. А стереотипы зачастую просты — ты то, что ты можешь себе купить. И, доставая из портфеля дорогой планшет, ребенок достает вместе с ним часть своего статуса в школьной группе. Количество детей, отказывающихся ходить в школу из-за отсутствия дорогих гаджетов, неуклонно растет.

8. Дефицит времени

С первого класса у детей в расписании бывает 5 уроков в день. Старшеклассники не удивятся, увидев 8 занятий. По всем школьным предметам существует домашнее задание. Плюс спортивные секции, музыкальные, художественные школы, — ведь ребенок должен быть всесторонне развит в нашем конкурентном обществе. И не забываем про заманчивый мир социальных сетей, ежедневно съедающий от двух до пяти часов. Стоит ли удивляться, когда школьники порой признаются в том, что просто мечтают выспаться?

9. Рост ответственности за свой выбор

10. Слабое здоровье

Статистика Минздрава указывает на прогрессивное ухудшение состояния здоровья всего населения, и в частности детского. Современный школьник с раннего возраста страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, анемией. Причина столь глобальных изменений – изменение питания и отсутствие достаточных физических нагрузок.

Читайте также: