Зарубежный опыт преподавания истории в школе

Обновлено: 04.07.2024

От художественного французского воспитания до культурного испанского: о чём рассказывают, а о чём предпочитают молчать на уроках истории в разных странах.

Социологи и футурологи предсказывают абсолютную глобализацию и единое информационное пространство, но пока реальность далека от утопий. Мировоззрение, менталитет, политическая идеология отдельных наций влияют на восприятие не только настоящего, но и прошлого. Мы собрали ключевые отличия в преподавании истории в разных странах.

Школьная программа по истории в нашей стране выглядит следующим образом: пятый класс — история древнего мира, шестой класс — история Средних веков, седьмой и восьмой класс — Новое время, девятый класс — Новейшее время (от Первой мировой по настоящие дни). В старших классах обычно повторяют пройденное. При этом непосредственно отечественную историю преподают с шестого по девятый классы, и на нее уходит 70% времени от всей программы.

Ключевая черта исторического образования в России — упор на патриотизм. В основном за счёт долгих описаний героических подвигов русских завоевателей и солдат. Не секрет, что история Второй мировой войны подаётся с уклоном в ход Великой Отечественной, длившейся с 1941 по 1945 годы. И здесь у здорового стремления воспитать преданных граждан появляется побочный эффект: многие российские школьники считают, что и мировое противостояние фашистской Германии началось и закончилось в те же сроки.

Кроме того, искажаются и сведения о Второй мировой войне. Недавний опрос среди американских граждан показал, что большинство считает — нацистов победили именно США.

image_image

Французский историк Марк Ферро пишет, что в нацисткой Германии история в школах начиналась с новейшего времени — в основном, изучали биографию и деятельность Гитлера и приближенных к нему политиков. А сразу после разгрома фашизма историю Второй мировой войны совсем исключили из программы, вплоть до 60-х. Сегодня этот эпизод преподается очень подробно. Современные немцы предпочитают делать выводы из ошибок предков.

Ферро говорит о Франции, как о стране, в которой представление об истории формируется писателями: в романах, картинках и комиксах. Интересно, что современные французские учебники практически не содержат дат, но изобилуют репродукциями и иллюстрациями.


В данной статье автор проводит сравнительный анализ развития школьного исторического образования в России, Англии, Франции и Германии в XVIII-XIX века. Особое внимание уделено вопросу влияния государственной политики на содержание и структуру преподавания истории в школах в этих странах.

Ключевые слова: школьное историческое образование, преподавание истории, историческая политика.

Во все времена в любом обществе образование является выражением своей эпохи, и в зависимости от того, какие вызовы и потребности стоят перед обществом в данный момент времени, меняется структура и содержание образования. Так, в средневековой Европе образование носило более религиозный характер, в эпоху Просвещения главенствующей была модель механико-математического естествознания. Однако в любом случае в силу своей базисной роли на протяжении всей истории развития и становления общества образование привлекало внимание светских и религиозных властей и использовалось ими для достижения определенных целей.

Зарождение исторического образования в странах Европы началось раньше, чем в России, в XVI веке, но период его активного развития приходится также на XVIII-XIX века. Во Франции история традиционно преподавалась в школах вместе с географией и имела больше описательных характер событий, связанных с географическими открытиями и географическим положением тех или иных государств. Важную роль в развитии образования Франции сыграл император Наполеон. За годы его правления были изданы законы об учреждении коммунальных начальных школ и о создании лицеев и колледжей с семилетним сроком обучения. При этом обязательными были установлены такие предметы как древние языки, риторика, логика и элементов математических и физических наук и история. Принципы системы школьного образования, заложенные Наполеоном, распространили свое влияние на систему и содержание школьного образования вплоть до середины XIX века.

Народное школьное образование в Германии начало развиваться с конца XVIII века, а с начала XIX наметилась тенденция к унификации существовавших в немецких государствах школьных систем. Повсеместно история как школьная дисциплина стала вводиться только в середине XIX века. В Германии школьной системой руководило Министерство духовенства, образования и здравоохранительных учреждений, во главе министерства стоял член кабинета, назначаемый короной и ответственный перед ней [7, с.47]. Он утверждал учительский и административный корпус, стоял во главе школьной инспекции, предписывал учебные планы, одобрял учебники, темы и тексты экзаменационных работ.

Не смотря на достаточно разный путь становления и развития исторического образования в представленных странах Европы, необходимо отметить, что как в России, так и в Германии, Франции, Англии (хоть и значительно позже) история воспринималась как один из методов политического и идеологического воздействия, гражданского и патриотического воспитания, а содержание исторического материала конструировалось в зависимости от того, какой взгляд на историческое прошлое лоббировался господствующей властью.

Историческое образование в России стало развиваться значительно позже, чем в Западной Европе. Преподавание истории как учебной дисциплины было введено в 1726 г. Петром I в академической гимназии при Петербургском университете. Петр I видел в исторической науке способ получать определённые знания и опыт из прошлого с целью применения этой информации для настоящего, для развития экономики, техники, рыночных отношений и т. п. В первой половине XVIII в российских школах изучалась только всеобщая история, но с 1770-х г. г. российская история приобретает статус самостоятельной учебной дисциплины [8]. Во второй половине XVIII века история еще сильнее укрепляет свои позиции, изучение её вводится не только в старших, но и в младших учебных классах для дворян с целью более глубокого и детального изучения этого предмета на последующих ступенях образования. Историю считают важным предметом, необходимым для государственной и придворной службы.

При Екатерине Великой обучение истории происходило в основном по иностранным учебникам. Однако в плане методики обучения существовали достаточно четкие инструкции по реализации исторического образования в школе. К концу XVIII века в России сформировывается государственная система общедоступных школ, а отечественная история становится обязательным предметом изучения во всех русских гимназиях, в духовных заведениях, коммерческих, художественных и народных училищах.

В начале XIX века, после войны 1812 года и восстания декабристов, изучение курса истории в училищах и гимназиях было сокращено с 4-х лет на 2 года в старших классах, в младших же классах историю и вовсе отменили. В учебниках по истории сократили материал, касающийся светской истории, за счет увеличения информации об истории христианской церкви, наполнили фактологической информацией о жизни монархов, святых, полководцев, чтобы показать незыблемость царской власти, поддерживаемой народом и церковью. Все учебники того времени содержали в себе повествование о различных исторических событиях с обязательным акцентом на идеи национального самосознания и патриотизма, но основывались на охранительно-монархической концепции, писались в стиле нравоучений.

Таким образом, на XVIII-XIX века приходится зарождение истории как школьной дисциплины, появляются первые учебники, начинает формироваться методика преподавания этого предмета в школах. Регуляция процессов становления истории как школьной дисциплины, содержание учебников и инструкции для преподавателей — все это находилось в ведомстве государственной власти и практики исторической политики начали использоваться практически с самого зарождения дисциплины.

2. О. Э. Терехов. Историческая мысль и историческая наука Запада XIX — XX веков. Учебное пособие. Кемерово 2006. — 164 с.

6. Зубкова И. А. Концептуальные основы методики преподавания истории в школах Великобритании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.02 / Зубкова Ирина Александровна; [Урал. гос. педагог. ун-т]. — Екатеринбург: Б.и.Б.и.: 2002. — 290 с.

9. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. Учебник для ВУЗов. — М.: Владос, 2003. — 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): историческое образование, XVIII-XIX, история, Россия, школа, преподавание истории, школьная дисциплина, школьное образование, Англия, школьное историческое образование.

Читайте также: