Петрарка канцоньере краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Раннее Возрождение – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Не совсем еще отошли от Средних веков. ЭВ началась в Италии, более высокий экономический уровень развития. Прогресс экономики связан с купеческими республиками – Флоренция, Генуя и Венеция. Цеховое управление препятствовало развитию личности – единое мнение. Развитие карликовой монархии с цеховыми рамками не связано, в них впервые начинает формироваться слой интеллигенции. Первым интеллигентом считается Франческо Петрарка.

Родился 20 июля 1304 в тосканском городе Ареццо, куда бежал из Флоренции его отец-юрист. Отец хорошо знаком с Данте. Ареццо – культурный центр Европы. Изучает право, но ненавидит его. В 1326 порывает с юриспруденцией и принимает сан священника. Приближается ко двору Папы Римского, но священником никогда не работает. Сдает свой приход в аренду. Удивительный эгоцентризм.

Путешествие по Европе – Германия, Фландрия, Рим. Посещает старинные монастыри. Разыскивает труды деятелей древности. Известен как ученый-классик. Две речи Цицерона, письма Цицерона. Восхождение на горные вершины с психологической целью, хотел почувствовать, как человек остается наедине с природой. 1337 – посещает Рим, который воспринимается им через произведения античности. Вечность природы. Уезжает из Авиньона в Оклюс. Историзм мышления.

Сонет – твердая форма лирики. 3 часть: тезис, антитезис и синтез. Подлинный герой – не все просто с Лаурой – повод для описания собственных чувств.

14 строк. Состоит из 2 катренов и 2 терцетов. Каждый катрен должен быть с законченной мыслью, могли быть все рифмовки ввг дгд. Петрарка ломает канон. У него может быть любая рифма. Петрарка не чуждается реального времени. Называет себя историком Лауры. Лаура меняется.

Опередил время – прозаизация. Это ритмизованная проза. При жизни Петрарки это считалось стремным. Единицей поэзии Петрарки является не слово, а стих, вернее ритмико-синтаксическая единица, в которой отдельное слово растворяется. Перевести трудно. Качество смысла в строку удалось только Державину. Фигурный текст. Зашифровано имя Лауры. Петраркизм.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

В 1320 году вместе с братом он отправился изучать юриспруденцию в Болонье - городе, славившемся древним университетом, который готовил юристов для всей Европы. Три года, проведенные в Болонье, имели решающее значение для духовного развития Франческо. Его не удовлетворял схоластический мировоззрение Средневековья, и он страстно искал в античной культуре источники, которые питали бы борьбу с невежеством и предрассудками современного ему общества.

В Болонье юноша, который уже называл себя Петраркой, познакомился с поэтами, которые писали на итальянском языке и объединились в кружок. Вероятно, там он и начал писать стихи на двух языках. Его другом стал Джакомо Колонна, который происходил из старинной аристократической римской семьи.

В апреле 1326 году, после смерти отца, оба брата вернулись до Авиньона, а в Страстную Пятницу 1327 года в авиньенской церкви Петрарка встретил и полюбил девушку по имени Лаура, которая вдохновила поэта на лучшие его стихи.

К Петрарки пришла настоящая слава. В Риме ему присудили звание лауреата 2 и пригласили на торжественную церемонию возложения лаврового венка. Торжество состоялось на Капитолии 8 апреля 1341 года. При большом скоплении народа под звуки труб один из римских сенаторов возложил лавровый венок на голову поэта, на плечи которого была накинута пурпурная мантия.

Петрарка произнес речь на латыни о сущности и значении поэзии, после чего ему была вручена грамота, которая предоставляла звание римского гражданина и право читать лекции по истории и литературы в Риме и в любом городе Италии. Позже эту речь Петрарки назвали первым манифестом гуманизма Возрождения.

Петрарка не был сторонним наблюдателем, человеком, заглубленной только в личные размышления. Его социальная активность, страстная гражданственность с особой силой проявились в дни восстание Кола ди Риенци (1347), когда народ сбросил власть феодалов в Риме. Получив известие о первых успехах Кола ди Риенци, Петрарка прислал ему послание, в котором называл его истинным сыном Рима. Сам он уже мечтал стать новым Титом Ливием и Гомером - историком и поэтом нового Рима. Но того же года восстание потерпело поражение. Петрарка спешно выехал из Авиньона.

В 1361 году снова вспыхнула чума, и Петрарка сбежал от нее в Венецию. Его принимали с почетом: во время великого рыцарского турнира на площади святого Марка ему было предоставлено место в мраморному ложе рядом с дожем 3 .

В 1367 году Рим снова стал папским резиденцией. Три года спустя Петрарка решил побывать в Вечном городе в последний раз. Но сил было слишком мало: он не мог ехать верхом; в Феррари заболел, и ему пришлось вернуться в Падую.

Утром 19 июля 1374 года Петрарку нашли в его доме в поселке Арква над фолиантом Вергилия: он умер наедине с любимым поэтом.

Его идеал всегда рядом. Петрарка чувствует присутствие Лауры, даже находясь далеко от нее. Он обожает любимую, наделяет ее неземными чертами. Для Петрарки Лаура является образцом добропорядочности и совершенства. Поэт воспевает очищающее, облагороджувальний влияние ее красоты. Но он не отождествляет красоту своей возлюбленной с самой добродетелью, не превращает ее на безплотний символ. Хотя Лаура безмерно идеализируется, она предстает уже как живая женщина с реальными, земными чертами. Петрарка постоянно находит новые краски, новые образы и способы для описания ее красоты. В каждом ее взгляде, движении он видит что-то неповторимое и своеобраВНОе, что и сохраняет в своих поэтических строках. Он изображает ее осипаною дождем цветов, причем красота природы призвана лишь подчеркнуть, насколько прекрасна сама Лаура. Но автор не просто любуется женщиной. Описание красоты его возлюбленной служит способом выражения чувств и переживаний влюбленного поэта.

Петрарка воспевал свою Лауру в течение двадцати одного года за ее жизнь и еще десять лет после смерти возлюбленной. Новаторство его поэзии заключается в том, что он не только создает волшебный образ любимой, но и раскрывает внутренний мир своего лирического героя, который любит и страдает, переходит от надежды к отчаянию, от счастья до горя, ищет утешения, неустанно анализирует свой сложный душевное состояние.

Петрарка сознательно и продуманно создавал собственный индивидуальный стиль. Непрерывно работал поэт над усовершенствованием своих стихов, переделывал их, менял, стремясь к совершенству. Он добивался красоты формы, отточенность стиха, изысканной обраВНОсти. Петрарка предоставил сонета классической изысканности, и он приобрел значение образца жанровой формы и лирической языка для многих поэтов. Влиянием петрарківського сонета обозначена творчество величайших поэтов Франции, Испании, Англии, а также славянских стран эпохи Возрождения.

1 Авіньйбн - город во Франции, в Провансе, на реке Рона, в 1309-1377 гг. резиденция Пап.

3 Дож - титул главы Венецианской (VIII-XVIII ст.) и Генуэзской (XI V -Х V ІІІ ст.) республик.

Весьма неоднозначной фигурой эпохи Ренессанса, по крайней мере для меня, является Франческо Петрарка. Его имя – одно из тех, которое называют сразу же, не задумываясь ни на миг, когда стоит вопрос о литературе итальянского Возрождения. Из него сделали культ, его поэзия стала образцом, который сформировал всю лирическую традицию Италии. И возникает вопрос, может быть все, кто курил ему фимиам, действительно понимали его и его идеи, принципы, убеждения?

Вопрос риторический, но то, что ответ мы едва ли найдем, еще не повод не раздумывать над

ним. Относительно моих собственных впечатлений относительно творчества этого, несомненно, гениального мыслителя, философа, поэта, гуманиста и иногда кажется, чтобы в полной мере раскрыть одно из этих качеств, нужно иметь их все вместе с тем, как парадоксально это не прозвучало б, то первым ощущением будет растерянность. Растерянность и неловкость по поводу того, что, прежде всего, я не могу выкристаллизовать свое отношение к произведениям Петрарки.

Во-первых, одной из причин этого является то, что известнейшие его произведения, а именно те, что написанные на свободе, внесоциальные, если можно так сказать. Его

лирика рассчитана больше, по моему мнению, не для широкого круга читателей, а лишь для собственных глаз поэта. Его стихи – будто запертый магический круг мыслей и чувств, прорвать которое на первый взляд почти невозможно.

Кстати, может быть, что именно эта черта и послужила причиной такую популярности той же “Канцоньере”: здесь вступает в силу определенный “трехгранный” принцип, суть которого в том, что художник желает вложить что-то одно в свое произведение, вкладывает кое-что другое, а посторонние люди выделяют для себя кое-что третье, совсем отличное от первого и второго. Т. е. каждый видит в его стихах то, что хочет (ограниченный, конечно, тем, что может увидеть).

Анализируя “Книгу песен” (а это и есть моя непосредственная задача), могу сказать, что “архитектура” произведений, четкий расчет, которым так сильно был предан Данте, полно и непревзойденно воплотились и в этом сборнике, который принадлежит перу Петрарки. Символика чисел (366 произведений в сборнике, т. е. дважды повторяется шестерка, а именно 6 апреля в Авиньоне Петрарка встречает любовь всей своей жизни, Лауру, и шестого же апреля, двадцать один год после того, умирает Лаура. Относительно тройки, то именно тридцать лет (или чуть больше) длится часть жизни, разделенная смертью любимой.

Да и, вообще, сложное строение “Канцоньере”, которая, между прочим, испытала много исправлений и редакций, не могут не поразить.

Поскольку так же, как невоспитанный человек не сможет воспитать других, так и тот, кто не имеет порядка в собственной душе, едва ли сможет разработать действенную формулу для решения духовных трудностей человечества.

Самое главное, а именно непосредственно тема любви, то это вызывает наибольшую сложность. Непрозрачность фигуры Лауры лично меня не раздражает, так как характер этой женщины интересует не своим соответствием реальной личности, а тем, как именно воспринимал ее сам поэт. Меня смущает мысль, точнее вопрос: а или любил бы поэт так же сильно эту же женщину, если бы получил возможность быть с ней?

Не навязывая свое впечатление никому, все-таки скажу: я считаю, что нет. Мудрые делали замечание, что над нами имеет то силу, что мы сами своей силой воспеваем. Чувство Петрарки было из тех, что поддерживаются силой их владельца, а не силой того, к кому оно направлено. Т. е. возникает цепь, звеньями которого является образ возлюбленного (подчеркиваю, не самый любимый человек, а образ), чувства и владелец, который их создает и питает.

Можно ли назвать это любовью в полной мере или вообще есть она здесь? Вопрос без ответа.

Смело можно сказать одно: любые ряды предыдущих мыслей, независимо от того, или есть они справедливыми или нет, не преуменьшают изысканности стиля, непревзойденной манеры и той силы и глубины, которыми Франческо Петрарка наделил свою “Канцоньере”, так как на такое готов лишь настоящий творец. Перед ним (перед тем, кто считал себя “пока что одним из многих, хотя и неотступно старался стать одним из немногих”, и не только стал таким, как желал, а и превысил собственные мечты, став единственным в своей ипостаси гением), я и склоняюсь в глубоком поклоне.

Гост

ГОСТ

134 сонет Ф. Петрарки

Сонет – это произведение строгой поэтической формы, представляющее собой четырнадцатистрочное стихотворение, состоящее из двух катренов и двух терцетов.

Сонет как жанр, предположительно, был создан трубадурами Прованса в 13 веке, но настоящую популярность он обрел в Италии. Франческо Петрарка довел жанр сонета до совершенства. Петрарка стал первым поэтом, создавшим образ лирического героя.

Проторенессанс – противоречивая эпоха. В этот период происходит формирование итальянского языка, существенно возрастает престиж светского образования и уровень общей культуры. Но в то же время царит произвол Святой Инквизиции.

С точки зрения синтаксиса 134 сонет Петрарки довольно прост – в произведении преобладают имена существительные и глаголы. Структура этого сонета стандартна:

  • Стабильный объем – 14 строк;
  • Четкое подразделение на строфы: два катрена, два терцета;
  • Рифма – кольцевая;
  • Рифмовка по схеме ABAB ABAB CDE CDE.

Готовые работы на аналогичную тему

Кульминация 134 сонета – первый терцет. Парадоксы олицетворяют неизбежность, которая вынуждает лирического героя всецело покориться судьбе.

  • 317 сонетов;
  • 7 баллад;
  • 9 секстин;
  • 4 мадригала.

Главная тема книги изложена Петраркой в первом сонете. Это рассказ зрелого человека о смятении чувств, пережитом им когда-то, в молодые годы. Темой всей книги является юношеская любовь к Лауре: чистая, высокая, искренняя, порывистая, робкая и неразделенная. Поэт надеется, что его сонеты встретят сострадание и сочувствие. Он стремится пробудить в читателях те же чувства, которые когда-то испытал сам, но теперь стыдится. Эти чувства вызывают в нем боль раскаяния.

Книга сонетов – это своеобразная хронология жизненного романа. Поэт иногда называет себя историком Лауры, сравнивает себя с Эннием, Вергилием, Гомером.

Воспоминания поэта вновь возрождают любовь, стирают границы между идеальным и реальным.

Читайте также: