Деревенская проза краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: Класс: 11 Урок №

Тема: Деревенская проза (обзор).

Форма урока: комбинированный

Основные методы: частично-поисковый.

I. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой.

II. Актуализация знаний. Целеполагание.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово.

2. Выступление групп с докладами.

Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни — нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их ломало.

Эту истину исповедуют лучшие герои Белова и Распутина, Шукшина и Астафьева, Можаева и Абрамова.

Повесть В.Г. Распутина написана почти 30 лет назад, но и сегодня она заставляет нас задуматься о смысле жизни, о том, что значит быть Человеком. Героиня повести умерла, но мы-то с вами живы. Как зовут нас – не ее ли детьми: Люсями, Варварами, Таньчорами, Ильями? Да разве в имени дело?

Страшно подходить к родительскому очагу, верной, надежной пристани, когда нас там никто не ждет. Придя сегодня домой, загляните в глаза, верные вам, любящие, попросите прощения у мамы за свои ошибки, нерадивые поступки, за причиненную ей боль, и на сердце станет теплее.

Вторая половина 20-го века стала насыщенным на перемены временем в истории страны. А достижения научно-технической отрасли, способствовавшие переходу на более высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров – строительство мощной электростанции, Братской ГЭС, недалеко от родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы, какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.

Содержание одного из лучших произведений В. Распутина и спустя много лет звучит как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась, необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли-матушки. И обязанность каждого – быть на этой земле не гостями или временными жителями, а хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями.

Деревенская проза - направление в русской литературе
1960-1980-х годов, осмысляющее драматическую судьбу
крестьянства, русской деревни в 20 веке, отмеченное
обостренным вниманием к вопросам нравственности,
к взаимоотношениям человека и природы.
Крупнейшими представителями, патриархами
направления считаются Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. Г. Распутин.
Ярким и самобытным представителем деревенской прозы
младшего поколения стал писатель и кинорежиссёр
В. М. Шукшин.

Его родина - село Сростки Алтайского края, родители -
крестьяне.
Дебют в прозе состоялся в 1961 году, когда его рассказы
опубликовал журнал “Октябрь”, а уже через два года
(одновременно с выходом его первого фильма
“Живёт такой парень”) вышел и первый сборник рассказов
“Сельские жители”.
Впоследствии при жизни автора выходили сборники
“Там, вдали”, “Земляки”, “Характеры”.

Героями рассказов обычно становились деревенские
жители, так или иначе сталкивающиеся с городом,
либо, наоборот, горожане, попавшие в село.
Деревенский человек при этом чаще всего наивен,
простодушен, доброжелателен, однако город встречает
его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его
благие порывы.
Наиболее ярко такая ситуация представлена в рассказе
“Чудик”.
Главным пунктом переживаний Шукшина становится обида
за деревню. Это, впрочем, отнюдь не означает, что Шукшин
деревню идеализирует: у него встречается немало
отталкивающих типов (например, в рассказах “Вечно
недовольный Яковлев”, “Срезал”, “Крепкий мужик” и др.).
Другие авторы деревенской прозы нередко изображают
город как нечто откровенно враждебное деревне,
у Шукшина город - это, скорее, нечто отличное от деревни.
Не враждебное, а просто другое”.
О себе самом Шукшин говорил, что чувствует себя человеком,
“у которого одна нога на берегу, а другая - в лодке”.
И добавлял: “. в этом положении есть свои “плюсы”.
От сравнений, от всяческих “оттуда-сюда” и “отсюда-туда”
невольно приходят мысли не только о “деревне”
и о “городе” - о России”.

ну это понятно) кто там был и что происходило?
Просто я ЕГЭ сдаю, и столько всего уже прочета просто уже не успеваю, да и каша в голове начинается

Женщина весомых достоинств Просветленный (36806) Так у него там куча коротких рассказов с разными сюжетами, вообще не похожими друг на друга - то про отношения соседей, то про всяких деревенских чудаков - в нескольких словах и не расскажешь. Сколько рассказов-то задано или какие конкретно?


Читать очень интересно

Кратко. Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, актуальные в любое время.


Саввинская слобода под Звенигородом. Картина Исаака Левитана. 1884 год © Wikimedia Commons


Васильки. Картина Исаака Левитана.
1894 год © Wikimedia Commons


Снопы и деревня за рекой. Картина Исаака Левитана. Начало 1880-х годов © Wikimedia Commons


Вечер. Золотой Плес. Картина Исаака Левитана. 1889 год © Wikimedia Commons

8. Василий Шукшин. Рассказы

Гост

ГОСТ

Деревенская проза — это направление в русской литературе 50—80-х годов, которое связано с обращением к традиционным ценностям при изображении жизни современной деревни.

Если в литературе 1930-1950-х годов преобладающим был пафос преодоления с помощью города всего косного, отсталого, темного, собственнического, индивидуалистического в деревенском укладе жизни, то в 1960-е годы на переднем плане оказывается пафос сохранения всего ценного в традициях русской деревни:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Национального уклада хозяйственной жизни;
  • Трудовых навыков;
  • Связи с природой;
  • Народной крестьянской морали.

В произведениях 1960-х годов поднимается проблема противостояния тому, что несет город.

  • По социально-философскому содержанию;
  • По своему пафосу;
  • По характеру идеала;
  • По ориентации в современной литературе.

Такие произведения по сравнению с остро конфликтной деревенской прозой 1950-х годов кажутся беспроблемными. В этих произведениях нет жгучих вопросов, попыток социального анализа отношений, острых проблем жизни современной деревни. В эмоциональном настроении произведений прослеживается не только радость и грусть, но и затаенная боль, подспудная тревога.

Читайте также: