Взаимодействие классного руководителя с коллективом школы

Обновлено: 08.07.2024

Основные задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, который является основным звеном связи “дети – родители – учителя”.

Проблему взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками нельзя назвать новой, хотя ошибки, допущенные в межличностных отношениях той или иной стороной, осложняли учебно-воспитательный процесс.

Эта проблема актуальна, так как все классные руководители являются и учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли.

Функции классного руководителя:

• Обеспечение жизни и здоровья обучающихся

• Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями

• Содействие освоению школьниками образовательных программ

• Воспитание у обучающихся патриотических чувств

• Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения

• Развитие социальной компетентности учащихся

• Программирование воспитательной работы с классом

Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.

Наиболее актуальными направлениями, составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников входят такие вопросы как:

- экологичность образовательного процесса (сделать процесс образования учащихся класса наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и проч. специфические черты коллектива и личности),

– организованность (обеспечение дисциплины и самодисциплины, самоорганизации класса),

- дифференциация и индивидуализация (учет особенностей при определении ориентиров воспитания и обучения школьников, адресность педагогических вмешательств),

- последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся.

В основе взаимодействия классного руководителя и учителей класса лежат:

  • взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса ;
  • взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
  • заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
  • совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместная работа по реализации намеченных задач;
  • совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
  • совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.

Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

В ряде случаев необходимо организовывать и ндивидуальную консультацию учителя со специалистами , если у него возникают проблемы с ребенком.

Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т. к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.

Оно необходимо для:

· Помощи в работе по развитию познавательных интересов;

· Содействия при контакте с родителями учащихся;

· Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;

Наиболее распространенными формами взаимодействия классных руководителей с учителями предметниками являются:

  1. знакомство с требованиями к учебному и предмету, изучение отношения учащихся к предмету, контроль за успеваемостью по предмету;
  2. изучение стиля, методов и приемов работы своих коллег с учащимися, выявление успехов, проблем, достижений, эффективных способов работы учителей со школьниками и родителями.

В то же время кл.рук-ль заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

  1. посещение классным руководителем уроков, с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
  1. мини - совещание классного руководителя с учителями - предметниками, работающими в классе, Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, должны получать информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях.
  2. приглашение учителей – предметников на родительские собрания, групповые встречи классного руководителями с родителями и учителями - предметниками,
  3. индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками.

Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.

Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе. А учителя вовремя информируют классного руководителя о возникновении проблемной ситуации.

  1. подготовка и проведение предметных недель и внеклассных мероприятий.

Кл. рук-ль привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности,

  1. обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем, проведение дней открытых дверей для родителей.

Многие наши ученики активно и результативно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях различного уровня, поэтому классный руководитель и учителя-предметники совместно осуществляют поиск средств и способов, обеспечивающих успешность в самореализации обучающихся.

Запомните , что классный руководитель – это не работа это образ жизни.

Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе.

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти своё место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками"

В презентации показаны цели и задачи взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников, основные направления их совместной деятельности. Эта проблема актуальна для любой школыЭ.


Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками

Приложение к презентации "Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками " (печатный вариант). Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выпо.


Проблемы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников

Вступление на педсовете по данной теме. Заранее был проведен опрос классных руководителей и учителей-предметников для выявления особенностей их взаимоотношений и взаимных ожиданий.Успешность достижени.


Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основные задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и п.


Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками

Данный материал поможет учителям в подготовке к педсовету.


"Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками"

Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процес­са в классе. Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном резуль.

Важнейшей особенностью вечерних школ при ИУ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т.е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая. Это отвечает и современн.

Классный руководитель реализует свои функции в тес­ном сотрудничестве с другими членами педагогического кол­лектива и в первую очередь с теми педагогами, которые ра­ботают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выпол­няет роль организатора и координатора педагогической ра­боты с учащимися и коллективом.

Классный руководитель организует работу всех учителей ради достижения общих целей, определяет пути, основные педагогические средства, обеспечивающие выполнение на­меченного, привлекает учителей класса к внеучебной вос­питательной работе, координирует их действия в проведе­нии учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.

С одной стороны, классный руководитель использует раз­личную информацию, которую получает о детях от учите­лей, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой — обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им свою информацию, которая может отрегули­ровать действия педагога, его методы работы с учеником.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, повышение эффективности воспитательного процесса, так как учителя могут допол­нить содержание методик, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителя­ми весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебно­го процесса, повышения его эффективности, деятельности учителей и их отношений с детьми, преподавания отдель­ных предметов.

Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению програм­мы педагогической помощи ребенку и его семье. Он органи­зует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В слу­чае затруднений, возникающих у ребенка и его родите­лей, связанных с обучением, он стремится привлечь учи­телей к обсуждению того, как преодолеть эти трудности и помогает педагогам скорректировать их действия. Необ­ходимо познакомить учителей с особенностями психичес­кого развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на та­ких детей.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоя­нии воспитанника, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками.

Классный руководитель изучает стиль, основные мето­ды и приемы работы своих коллег с учащимися, выявля­ет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, органи­зует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отноше­ния с родителями. В то же время он заинтересованно при­нимает предложения учителей, проявление их инициати­вы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учи-. телями.

Особое внимание классному руководителю необходимо уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива, отдельных учени­ков, требованиями, предъявляемыми предыдущим учите­лем и педагогами класса.

К формам совместной работы могут быть отнесены раз­личные конкурсы по предметам. Учитель заинтересован в том, чтобы развивался интерес к предмету, рос его пре­стиж, поэтому проведение мероприятий в интересной и ув­лекательной форме во внеучебное время с участием педаго­га-предметника будет способствовать решению образова­тельных и воспитательных задач. Осуществляя совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко определить свои функции, распределить обязанности, до­говориться о единых требованиях. Учитель помогает ото­брать содержание материала и определяет роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и способ­ностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся к планированию мероприятия, организует под­готовительную работу, совместно с учителем контролирует ее ход. Педагоги помогают каждому найти свое место в кол­лективной работе.

Одна из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство дейст­вий и способствующих выработке единых подходов к воспи­танию, — является педагогический консилиум. Здесь форми­руется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физи­ческом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анали­зируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возни­кающих проблем и распределяют функции в работе с ре­бенком.

Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учи­теля с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы, как совмест­ные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы. В ряде случаев необходимо организовать инди­видуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.

Формы взаимодействия классного руководителя с учи­телями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе профессиональной деятельности обеих взаимодействую­щих сторон.

Классный руководитель является связующим звеном между учащимся, социальным педагогом и школьным пси­хологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего классный руководитель обращается к специалистам тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят же­лаемого результата.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совмест­ное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи детям и пре­дупреждения возможных проблемных ситуаций.

В большинстве школ создаются объединения по интере­сам, где детям предоставляется возможность для общения, самовыражения, самореализации. Классному руководите­лю важно, с одной стороны, знать, в каких объединениях занимаются дети, какие интересы и способности учащихся могут быть учтены при организации воспитательной рабо­ты в классе, а с другой — помочь каждому ребенку найти коллектив, где он может удовлетворить свои потребности в общении и творчестве.

Особое внимание классный руководитель обращает на тех учащихся, которые не смогли стать успешными в учебной работе. Классный руководитель выявляет их интересы и потребности, чтобы помочь найти коллектив, где ребенок может себя реализовать, стать значимым, успешным. В этом случае необходимо договариваться о совместных действи­ях, поддержке с руководителем объединения.

Если в кружке или клубе занимаются несколько чело­век, то может быть организовано классное мероприятие с участием руководителя кружка, где эти учащиеся станут главными организаторами работы.

Таким образом, в зависимости от особенностей клубного объединения, условий его деятельности и участия детей в работе объединения могут быть использованы различные формы взаимодействия классного руководителя и руково­дителя кружка, секции: беседы, целенаправленное наблю­дение за поведением ребенка и анализ результатов наблю­дения, поиск способов саморегуляции детей в учебной и досуговой деятельности, особенно проблемных детей, со­вместные планирование и проведение дел с участием уче­ников.

Методистом, консультантом классного руководителя и ответственным администратором является заместитель ди­ректора по воспитательной работе, который утверждает план воспитательной работы классного руководителя, кон­тролирует его деятельность, организует взаимодействие с коллегами в разных формах (через методические объ­единения, проблемные группы, семинары и т. д.). В зави­симости от опыта и уровня профессионализма определяют­ся содержание и формы взаимодействия классного руково­дителя и заместителя директора по воспитательной работе. Это могут быть консультации, подготовка совместных ме­роприятий, посещение и анализ мероприятий, организа­ция наставничества более опытными классными руководи­телями.

Таким образом, взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом способствует решению ком­плекса воспитательных задач и осуществляется в групповых и индивидуальных формах. Профессиональный диа­лог, сотрудничество и взаимопонимание — вот та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного ру­ководителя с коллегами, педагогами школы.

С одной стороны, названную тему не назовешь новой, или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Однако, в том числе благодаря взаимодействию учителя-предметника и классного руководителя строиться наша деятельность. Тем более, что значительная часть работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя, отсюда любые шероховатости в межличностных взаимоотношениях, ошибки, допущенные в той или иной профессиональной роли значительно осложняют попытки педагога индивидуально поддерживать схему работы с вверенным классом.

Поэтому перед решением нашего сегодняшнего вопроса стоят достаточно сложные задачи:

Каждый день мы взаимодействуем друг с другом и трудно рассказать про наше взаимодействие что то новое, однако, некоторые теоретические основы такого взаимодействия я постараюсь Вам напомнить:

Функции классного руководителя:

  • Обеспечение жизни и здоровья обучающихся;
  • Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями;
  • Содействие освоению школьниками образовательных программ;
  • Воспитание у обучающихся патриотических чувств;
  • Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения;
  • Развитие социальной компетентности учащихся;
  • Программирование воспитательной работы с классом;
  • Профилактическая работа;

В основе взаимодействия классного руководителя и учителей класса лежат:

  • взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
  • взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
  • заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
  • совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместная работа по реализации намеченных задач;
  • совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
  • совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.

Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.

Оно необходимо для:

  • Помощи в работе по развитию познавательных интересов;
  • Содействия при контакте с родителями учащихся;
  • Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;

Наиболее распространенными формами взаимодействия классных руководителей с учителями предметниками являются:

1) знакомство с требованиями к учебному и предмету, изучение отношения учащихся к предмету, контроль за успеваемостью по предмету;

2) изучение стиля, методов и приемов работы своих коллег с учащимися, выявление успехов, проблем, достижений, эффективных способов работы учителей со школьниками и родителями.

В то же время кл. рук-ль заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

3) посещение классным руководителем уроков, с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

4) мини-совещание классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе, Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, должны получать информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях.

5) приглашение учителей-предметников на родительские собрания, групповые встречи классного руководителями с родителями и учителями-предметниками,

6) индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками.

Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.

Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе. А учителя вовремя информируют классного руководителя о возникновении проблемной ситуации.

7) подготовка и проведение предметных недель и внеклассных мероприятий.

Кл. рук-ль привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности,

8) обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем, проведение дней открытых дверей для родителей.

Готовясь к сегодняшнему педсовету мы проведи анкетирование главных участников сегодняшнего педсовета. Главной целью анкетирования было посмотреть как расценивают возможности друг друга учителя и классные руководители, какие проблемы и пути выхода из них они находят.

Во-первых, мы спросили классных руководителей, довольны ли они практикой взаимоотношения с учителями предметниками?
70% опрошенных классных руководителей полностью довольны существующей практикой взаимоотношения с учителями-предметниками, 30% скорее довольны, чем нет. Никто из классных руководителей не отметил, что он недоволен.

Параллельно с этим, мы задали такой же вопрос учителям-предметникам. Практически все учителя-предметники считают свою практику взаимодействия с классным руководителем продуктивной. Однако, некоторые учителя отметили, что такое взаимодействие не всегда продуктивно и не со всеми классными руководителями.

Мы попросили высказаться, за какую работу классные руководители благодарны учителям и получили следующие результаты:

  • За предоставление информации о поведении, успеваемости и талантах; об положительных успехах в учёбе; информацию о домашних заданиях, информацию об опозданиях и работе на уроке, об общей картине успеваемости в классе; о возможных конфликтах в классе;
  • За сотрудничество и поддержку;
  • Благодарны учителям-предметникам за совместную работу над:
  • Успеваемостью обучающихся;
  • Устранением конфликтных ситуаций, улучшением поведения на уроках;
  • Ликвидацией пробелов в знаниях, задолженностей учащихся;
  • В проведении дополнительных занятий;
  • Выполнение индивидуальных проектов;
  • Работу с родителями;

От лица администрации я присоединюсь к словам благодарности.

Мы спросили у классных руководителей, какую помощь учителя-предметники могли бы оказывать классным руководителям и получили следующие ответы:

Что, по мнению классных руководителей, кроме нехватки времени, мешает учителям-предметникам оказывать более ощутимую помощь?

Чем помогает преподавание в данном классе самому классному руководителю?

  • Можно узнать индивидуальные особенности и способности учеников в процессе воспитания, определение человеческих качеств учащихся;
  • Быть в курсе всех событий в этом классе;
  • Возможности уделять больше времени для взаимопонимания;
  • Возможность наблюдать за межличностным общением;
  • Ничем

Какие же формы взаимодействия классных руководителей и предметников могут посоветовать наши классные руководители?

  • Тематические экскурсии, совместные метапредметные внеурочные мероприятия; бинарные уроки; изучение отношения учащихся к учебному предмету; посещение учителями-предметниками родительских собраний, знакомство с требованиями учителя к изучаемому предмету, проведение предметных недель.

Какое же место в работе с учителями-предметниками классные руководители отводят себе?

Что думают учителя-предметники о своей совместной деятельности с классным руководителем?

Мы попросили определить общие проблемы классов, в которых учителя-предметники работают. Среди них были названы:

  • Отсутствие нравственности и собранности;
  • Плохая дисциплина;
  • Отсутствие желания учиться (низкая мотивация);
  • Неумение слушать учителей и одноклассников;
  • Безразличие родителей;

Каковы оптимальные содержание и формы организации и методической поддержки коллег и классного руководителя?

По мнению учителей – это совместная работа, постоянный контакт и взаимопонимание, посещение родительских собраний, участие в тематических мероприятиях. Поддержка со стороны администрации (в том числе и методическая). Своевременное взаимодействие с родителями, социальными работниками.

Нам стало интересно узнать, как сами учащиеся относятся к вопросу взаимодействия своего классного руководителя и учителей-предметников. С этой целью было проведено анкетирование учащихся с 5 по 11 класс. Начальную школу мы не брали по причине того, что там классный руководитель является предметником (за некоторыми исключениями). Отдельно хотелось посмотреть на ответы пятиклассников.

Конечно, ответы пятиклассников строятся на их представлении о взаимодействии их классного руководителя и учителей, поскольку прошло мало времени и они еще не в полной мере разбираются во взаимоотношениях.

Проанализировав полученные результаты, мы получили следующую картину:

Как вы считаете, зачем классный руководитель должен общаться с учителями-предметниками?


Мы спросили «Зависит ли успешность обучения от тесного контакта твоего классного руководителя и учителей-предметников?

Большинство учащихся обеих групп считают, что их обучение будет более успешным, если классный руководитель будет тесно взаимодействовать с учителями, интересоваться достижениями или трудностями (50% и 45%). Однако, есть учащиеся, которые испытывают волнение, когда классный руководитель интересуется их достижениями (трудностями) с учителями-предметниками (в 5 классах таких учащихся меньше – 20% и 42% соответственно. Есть учащиеся, котом взаимодействие классного руководителя и предметников мешает в учёбе (28% среди 5 классов, 9% среди 6-11).


Функции классного руководителя.

Как ваш классный руководитель взаимодействует с учителями предметниками?

По мнению учащихся, самой распространенной формой является контроль за успеваемостью учащихся по предмету (58% и 55%). Для 6-11 классов важной формой является изучение отношения учащихся к ученому предмету. Также четверть отметила, что обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения проблем является важной формой взаимодействия учителей и классного руководителя. 10% выделили индивидуальные беседы. 8% отметили, что классный руководитель посещает уроки предметников. Никто из опрошенных не отметил, что классный руководитель вовлечён в подготовке и проведении предметных недель.

Среди пятиклассников только 18% согласны с тем, что классный руководитель взаимодействует для того, чтобы изучить отношение ребят к конкретному предмету. 45% считают, что классный руководитель знакомиться с требованиями к изучаемому предмету. 27% считают, что классный руководитель взаимодействует с учителями посредством посещения уроков. Немного больше учащихся считают, что взаимодействие строится за счет обеспечения диалога предметника с родителем. По одному человеку предположили, что это организация и проведение предметных недель.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Взаимодействие классного руководителя со всеми службами школы.

Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников с ОВЗ – это взаимодействие классного руководителя с медицинской, психологической, социальной, библиотечной службами, семьями, учителем физической культуры, учителями - предметниками, тренерами спортивных секций, педагогами дополнительного образования, администрацией школы, работниками оздоровительных инфраструктур и других учреждений, основанное на комплексной работе по профилактике ПАВ и правонарушений.

1. Взаимодействие классного руководителя с администрацией школы.

2. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками.

Классный руководитель осуществляет тесную связь с педагогами-предметниками для выявления учащихся, имеющих пропуски уроков, выявляет причины пропусков учебных занятий. Также классный руководитель оказывает профилактическую помощь педагогам в работе с учащимися, имеющими отклонения в поведении через индивидуальные беседы, классные часы, встречи с инспектором ОДН.

3. Взаимодействие классного руководителя с медицинской службой.

Классный руководитель получает консультацию у медицинских работников о здоровье детей своего класса, фиксирует для себя обследования детей психотерапевтом, неврологом, гинекологом, логопедом и другими узкими специалистами. Совместно с медицинскими работниками проводит обследование подростков, склонных к курению, употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ, гигиеническое обучение школьников, медико-педагогический всеобуч по формированию ЗОЖ.

4. Взаимодействие классного руководителя с психологической службой.

Классный руководитель совместно со школьным психологом изучает психофизиологические особенности воспитанников, осуществляет консультативную помощь, содействует созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе, проводит психологическое просвещение и профилактику негативных явлений, осуществляет мероприятия по коррекции поведения, общения, эмоциональных расстройств (если имеются) через занятия, игры, тренинги.

5. Взаимодействие классного руководителя с социальной службой.

Классный руководитель совместно с социальным педагогом изучает социальный паспорт всего класса, жилищно-бытовые условия школьников (проводятся рейды по семьям, находящимся в социально-опасных положениях), организует правовое просвещение обучающихся, проводит индивидуальная работу: с трудными детьми по привлечению в спортивные кружки и секции, оставшимися без попечения родителей; с детьми-инвалидами; воспитанниками из многодетных семей. Способствует развитию коммуникабельности и организаторских способностей, выявляет и помогает разрешать конфликтные ситуации в межличностных отношениях школьников.

6. Взаимодействие классного руководителя с библиотечной службой.

Классный руководитель совместно со школьным библиотекарем занимается информационной подготовкой школьников в вопросах формирования ЗОЖ, используя различные формы массовой пропаганды здорового образа жизни: организацию лекций, семинаров, публикации в школьных газетах и другие. Способствует формированию нравственного здоровья школьников.

7. Взаимодействие классного руководителя с семьями школьников.

Классный руководитель проводит индивидуальную работу с родителями, родственниками детей по профилактике девиантного поведения школьников, пропаганду здорового образа жизни в семьях, способствует формированию у родителей предвидения опасностей окружающей детей жизни, выработке единой линии воспитания культуры здоровья школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег.

Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:

изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;

изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми;

регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;

определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;

педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.

Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию общих целей и задач в работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися, определению путей, основных педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координирует действия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:

взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;

взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;

заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;

совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;

совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;

совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.

Классный руководитель и педагог-психолог, в первую очередь, должны обмениваться информацией, касающейся жизнедеятельности обучающихся. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ребенке. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям, не обидеть их родителей. В каждом классе, как правило, есть хотя бы один ученик с определенными трудностями в развитии, будь то обучение или поведение. Он и трудности, которые у него возникают, объединяют педагога-психолога и классного руководителя.

Классный руководитель обращается за помощью к педагогу-психологу по поводу поведения, развития или обучения такого ученика в моменты, когда возникли проблемы. Сотрудничество начинается с планирования работы в группе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.

Таким образом, совместная систематическая работа педагога-психолога и классного руководителя по всем вышеописанным направлениям способствует благоприятному развитию личности школьника и класса в целом, умению работать в команде; добиться положительной динамики в работе.

Педагог дополнительного образования

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Оказывает помощь классным руководителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей. Педагог дополнительного образования совместно с классным руководителем

используют многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения;

поддерживают допрофессиональную подготовку учащихся.

способствуют включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

Педагог-организатор в образовательном учреждении как связующая нить, посредник между участниками всей программы образовательного учреждения и дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем направлениям деятельности. Педагог-организатор

привлекает классного руководителя к проведению мероприятий внутри класса,

организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время

привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей, прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих проявлений. Классный руководитель является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом.

От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В каждой школе классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса, в котором отражают количество неполных семей, малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, количество детей оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, проживающих не с родителями, инвалидов, детей с девиантным поведением, , детей из семей чернобыльцев и детей из семей родителей-инвалидов. Все эти данные затем составляют социальный паспорт школы и банк данных различных категорий семей и учащихся.

Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у подростка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Социальный педагог работает в тесном сотрудничестве с классным руководителем. Они призваны быть посредниками между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

При непосредственном участии классного руководителя социальный педагог организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Классный руководитель совместно со школьным библиотекарем занимается информационной подготовкой школьников в вопросах культуры здоровья, используя различные формы массовой пропаганды здорового образа жизни: организацию лекций, семинаров, публикации в газетах, журналах и другие. Способствует формированию нравственного здоровья школьников.

Классный руководитель совместно с медицинскими работниками проводит мониторинг показателей соматического здоровья, гигиеническое обучение школьников, медико-педагогический всеобуч всех субъектов воспитания культуры здоровья школьников.

Читайте также: