Метапредметные компетенции в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

-развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

-развитие личности учащихся.

-формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

Предметныерезультаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование мотивации учения;

- осознание возможностей самореализации;

- стремление к совершенствованию;

- формирование коммуникативной компетенции;

- формирование общекультурной и этнической идентичности;

- толерантное отношение к проявлениям иной культуры;

- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

2. Метапредметные результаты – это универсальные способы действий, которые позволят применить приобретённые умения в жизненной ситуации. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

К ним относятся:

· способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

· умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

· умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

· логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

· умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Для формирования метапредметных компетенций у учащихся учитель должен не только продумывать содержательную часть урока, но и технологии, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии.

На своих уроках я часто использую следующие технологии:

-технология системно-деятельностного подхода;

-игровая технология -технология проектов.

Добавляется: - технология проблемного обучения.

-технология исследовательской деятельности.

Хочу привести пример использования технологии системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Хотя, как я говорила, работа по формированию элементов методов научного познания происходят в основном в 4 классе. Технология системно-деятельностного подхода позволила всем учащимся 2 класса выполнить задание повышенной сложности: определить типы углов в прямоугольном треугольнике.

Учащимся был предложен следующий план действия:

1. Возьмите квадрат.

2. Сложите его по диагонали.

3. При помощи модели прямого угла определите, какой угол у линии сгиба?

4. Сложите получившийся треугольник пополам. Что можно сказать о противоположных углах треугольника?

Опираясь на жизненный опыт и полученные знания на уроке учащихся, им было предложено задание определить типы углов, которые мы часто встречаем в нашей жизни.

На уроках окружающего мира я использую задания, основная цель которых — формирование предметных и универсальных (метапредметных) способов действий:

- Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их с у щ е с т в е н н ы х п р и з н а к о в , с о с т а в л я т ь т а б л и ц ы .

- Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план. план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

- Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

- Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое и др.

Одним из средств формирования метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС являются информационно - коммуникативные технологии и применение проектного метода.

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотносить данные, составляющие условие задачи; возможность выделять общий способ действий);

- оценочно-самооценочный (рефлексивный). Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности возникают определенные проблемы Самая большая проблема для учителя

- не превратиться в диктатора, диктующего своё мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

Как же мы решаем эти проблемы?

· Чётко определяю объём и временные рамки проекта, не "давлю" на обучающихся, проекты провожу не часто. Использую групповые формы работы (на мой взгляд, это самая оптимальная форма работы для обучающихся начальных классов).

· Анализирую причины неудач вместе с детьми.

· Оказываю помощь в работе с компьютером, помогаю с оформлением работы.

· Предоставляю группам обучающихся возможность работать самостоятельно, при необходимости выступаю в роли старшего друга, соратника, консультанта.

· Привлекаю для работы над проектом родителей.

Родители должны всячески стимулировать детей к проектной деятельности. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстамиописаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, фоторепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п. Приведу примеры взаимосвязанных учебных заданий, в процессе выполнения которых, ученики работают с информацией, усваивают содержание темы и у них формируются личностные, метапредметные и предметные умения.

4 шаг. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Организация учебной деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

На данном этапе формируются метапредметные умения, то есть школьники учатся:

-выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания;

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- корректировать результаты деятельности — вносить необходимые дополнения, исправления; - оценивать результаты выполненного задания.

1. Задание на самоанализ. Закончи предложение. Для меня важно узнать, что такое омонимы, потому что. Чтобы правильно находить омонимы нужно.

2. Задание на самооценку. Я доволен(недоволен) своей ролью в обсуждении, потому что .

Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием. Можно с уверенностью сказать, что мы, учителя начальных классов, планируем в дальнейшем совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня становится конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

А Л.С. Выготский утверждал, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности самого ученика. Каждый ученик при формировании метапредметных компетенций должен пройти следующий путь:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам − математике, русскому языку и чтению. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель.

1 этап формирования УУД

Для того чтобы организовать прохождение учащимися 1 этапа формирования УУД используем технологию деятельностного метода обучения (ТДМ), которая помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр УУД, требуемых ФГОС.

2 этап формирования УУД

Но тогда встают вопросы:

  • Где взять знания о нормах выполнения УУД?
  • Где в учебном процессе найти место и время для знакомства с ними учащихся?
  • Каким способом это делать?

I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д. (регулятивные УУД)

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д. (коммуникативные УУД).

III. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д. (познавательные УУД).

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д. (личностные УУД).

3 этап формирования УУД

Уроки проходят так же, как и на 1-м этапе, но теперь учащиеся выполняют это УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, при необходимости корректируя его, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.

4 этап формирования УУД


Формирование метапредметных компетенций умладших школьников

Пляскина Светлана Александровна, аспирант

Забайкальский государственный университет (г. Чита)

Модернизация школьного образования на современном этапе, обусловленная переходом общества на инновационный путь развития, предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации. В настоящее время начальная школа ориентируется на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС от 31.12.2015г. № 1576) уделено метапредметным компетенциям, которые включают универсальные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) [7, с. 81].

Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования [8, с. 155].

Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них [10]. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно, использование метапредметных технологий способствует повышению интеллектуализма. Интеллектуализм — направление в философии и психологии, в котором решающее значение в функционировании сознания и в процессе познания действительности отводится теоретической умственной деятельности.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов и включает следующее:

− способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

− способность к сотрудничеству и коммуникации;

− способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

− способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

− способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Формирование метапредметных компетенций ориентировано на повышение общей культуры, культуры работы с информацией, диагностику, коррекцию и развитие познавательных процессов как психологического сопровождения формирования исследовательской деятельности, умения как творческого процесса, на саморазвитие ученика. Результаты метапредметного обучения представляют собой тождественные элементы деятельностного воплощения изучаемых объектов и знаний, взаимодействия ученика с социальным опытом [2].

Таким образом, метапредметная компетентность является ключевой и направляющей в осуществлении надпредметных (универсальных) учебных действий в изменяющихся условиях самостоятельно. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно воспитательного процесса в начальной школе. [1, с.5]. Одна из основных задач учителя заключается в формировании метапредметной компетентности у младших школьников на каждом уроке и внеклассном мероприятии. Младший школьник учится ориентироваться в полученной информации, пополнять, корректировать и продвигаться вперед применяя универсальные учебные действия. Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех уровней образования.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, метапредметный подход, способность, действие, знание, метапредметная компетентность, младший школьник, начальная школа, образовательный процесс, практический опыт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем известно, что современная школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Значит, результатом изучения всех учебных предметов является сформированность универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Метапредметы пытаются говорить о том,

о чём современная школа не умеет –

о смысле жизни, о ценности жизни.

Это ответ на вопрос:

Зачем мне эти знания?

Где мне это пригодится?”.

Всем известно, что современная школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Значит, результатом изучения всех учебных предметов является сформированность универсальных учебных действий как основы умения учиться.

С введением ФГОС учителя кафедры начальных классов ведут большую работу по формированию метопредметных компетенций у учащихся. Возможно, сейчас, кто-то, слушая меня, думает, что дальше я буду рассказывать о каких-то совершенно новых технологиях. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое.

Таким образом, формирование метапредметных компетенций — это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Но, современная школа пошла дальше, используя для формирования метапредметных компетенций не только метод проектов, но и другие современные педагогические технологии. Это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока.

Всю работу по формированию метапредметных компетенций у учащихся мы разделили на несколько направлений:

1. работа по формированию мыслительных операций (поэтапно)

2. работа по формированию элементов методов научного познания

3. работа по формированию метапонятий.

4. использование современных образовательных технологий.

Вы все, наверно, узнали ССО, ведь именно систематически используя ее на разных предметах, можно достигнуть желаемого результата. Начинается работа с формирования элементов мыслительных операций (анализ, синтез, перенос, абстрагирование), от класса к классу увеличивается доля самостоятельности учащихся по формированию метапредметных компетенций, что наглядно видно из данной таблицы.

Я бы хотела более подробно остановиться на работе по формированию метапонятий.

Хотя наши ученики совсем еще малыши, уже с 1 класса на уроках систематически и целенаправленно ведется работа по формированию метапонятий.

С первых уроков обучения грамоте и математики учащиеся знакомятся с такими понятиями как знак и форма. При знакомстве с буквами, цифрами мы определяем, что это знаки для обозначения звуков и чисел. Далее работа ведется со статьей из толкового словаря, где учащимся предлагается определить, какое из определений данного понятия подходит на данном уроке. После уточнения значений данных понятий в работе с толковым словарем, используя личный опыт учащихся, идет расширение области значения данных понятий, превращая его из предметного в метапредметное.

1) а) Признак, примета, по которым узнается, распознается что-л.
б) Клеймо, метка.
2) а) То, что служит указанием на что-л., свидетельством чего-л., внешним обнаружением чего-л.
б) Чувственное выражение, внешнее проявление чего-л.
в) Предзнаменование, предвестие.

3) Предмет, являющийся признаком принадлежности к чему-л., символом чего-л.
4) Жест, выражающий волю, желание, приказание кого-л.
5) Предмет или действие в роли условного обозначения чего-л.; сигнал.
6) Изображение с известным условным значением.

Для формирования метапредметных компетенций у учащихся учитель должен не только продумывать содержательную часть урока, но и технологии, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии.

На своих уроках я часто использую следующие технологии:

-технология системно-деятельностного подхода;

- технология проблемного обучения;

-технология исследовательской деятельности;

После определения темы урока учащимся предлагается самостоятельно, используя информацию учебника, определить цели урока. Далее проводится практическая работа по определению типов углов с помощью модели прямого угла.

Следующая практическая работа способствует формированию элементов методов научного познания - аналогия. Хотя, как я говорила, работа по формированию элементов методов научного познания происходят в основном в 4 классе. Технология системно-деятельностного подхода позволила всем учащимся 2 класса выполнить задание повышенной сложности: определить типы углов в прямоугольном треугольнике.

Учащимся был предложен следующий план действия:

Сложите его по диагонали.

При помощи модели прямого угла определите, какой угол у линии сгиба?

Сложите получившийся треугольник пополам. Что можно сказать о противоположных углах треугольника?

Определите тип данного угла, не используя модель прямого угла.

Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Примерный урок по русскому языку во 2 классе

Цели урока: Повторение и обобщение пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте.

Задачи урока:

Закреплять умения правильно писать:

буквосочетания жи-ши, чк, чн;

слова с безударными гласными в корне;

слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова);

находить однокоренные слова, выделять в них корень;

выполнять звукобуквенный анализ слова.

Закреплять навык письма в одну линейку, совершенствовать навык написания букв и соединений.

Развивать у детей любовь и интерес к русскому языку и литературному чтению.

Форма урока: урок-путешествие (урок-закрепление пройденного материала). Оборудование урока: персональный компьютер, интерактивная доска, карточки. Межпредметные связи: связь русского языка и литературного чтения.

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися:

Предметные: Дети должны показать прочное усвоение знаний в написании буквосочетаний жи-ши, чк-чн, словарных слов, слов с безударными гласными в корне. Показать умения правильно выполнять звукобуквенный анализ слова, находить однокоренные слова и выделять в них корень.

Метапредметные.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания.

I. Орг. момент.

Улыбнитесь друг другу, мне и подумайте, как хорошо что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

2. Актуализация знаний.

1. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Верещунья белобока, а зовут её . (Сорока)

2. Круглое, румяное с дерева достану я,

3. Не барашек и не кот, носит шубу целый год.

Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

4. Взяли в руки мы лозу

И сплели её в одну.

Она туда, куда и мы –

В лес по ягоды, грибы. (Корзина)

5. На грядке девица, словно клубочек.

Она нарядилась в сорок сорочек.

Услышишь много хруста,

Узнал ты, как её зовут? … (Капуста)

6. Отгадай загадку - кто мы:

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь — у нас работа:

Топать, шлепать по болотам. (Сапоги)

Дети в тетрадях записывают словарные слова, обозначают в словах ударение, подчеркивают орфограммы.

3.Мотивация.

Итак, мы с вами отправляемся в гости к сказкам.

А к каким сказкам мы узнаем, собрав пазлы на ваших столах.

4. Организация деятельности по достижении цели.

- Мы с вами обращаемся к 1 сказке. Послушайте описание героя и назовите его.

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Что надо сделать, чтобы помочь Емеле? ( Определить орфограмму).

Запишите исправленные слова с проверочными. Молодцы.

- Следующая сказка, к которой мы обращаемся.

Он в Италии родился,

Он своей семьёй гордился.

Он не просто мальчик-лук,

Он надёжный, верный друг.

Помогите Чиполлино найти лишнее слово. Как называются оставшиеся слова? Выделите корень в этих словах.

Это что за очень странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный

А зовется . (Буратино)

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Звуки, буквы надо знать.

Помогите Буратино найти золотой ключик, который спрятан под листком одной из кувшинок. Для этого надо выполнить звукобуквенный анализ слова КЛЮЧИК.

- Определите следующую героиню

Из цветка тюльпана вышла,

Зимовала в норке мыши,

Ласточка ее спасла

В страну эльфов унесла… (Дюймовочка)

Давайте поможем Дюймовочке найти 5 слов с безударной гласной в корне и подобрать проверочные слова.

Что за сказка отгадайте,

Быстро руки поднимайте.

Баба с дедом в ней живут,

Мыши удалые.

Даже куры здесь несут

Яйца золотые… (Курочка Ряба)

Вставить в тексте пропущенные буквосочетания. Учащиеся списывают текст, подчеркивают вставленные буквосочетания.

5. Итог урока

Наш урок подошёл к концу. Пора покидать волшебную страну сказок, но у нас остался ещё один гость …

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

6.Рефлексия.

У вас на партах лежат бумажные колобки. Вам надо дорисовать рот.

Если вам было всё понятно на уроке, вы многое запомнили и узнали, то нарисуйте улыбающийся рот.

Если вы чувствовали себя неуютно, переживали, нарисуйте обычный рот.

Если у вас ухудшилось настроение, вы ничего не запомнили, изобразите рот с опущенными уголками губ.

Сказка по лесу идёт –

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот.

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

7.Домашнее задание: взять в библиотеке книгу-сказку, прочитать и выписать 5 слов с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

Приведенные небольшие фрагменты уроков наглядно показывают, как тщательно должен учитель работать над составлением конспекта урока, продумывая каждую мелочь. Иногда начинаешь чувствовать себя сценаристом или драматургом, подробно расписывая все роли.

Закончить статью хочу словами Маргариты Леонтьевой, главного редактора издательства "Просвещение"

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет"


1. Безукладников К.Э. Самореализация будущего учителя иностранного языка в логике лингвоинформационного подхода к высшему иноязычному образованию / К.Э. Безукладников, Б.А. Крузе // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 6. - С. 71-75.

2. Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка. Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 1. - С. 84-87.

3. Крузе Б.А. Лингвомультимедийная компетентность учителя иностранного языка в логике новой парадигмы иноязычного образования. Язык и культура. - 2010. - № 3. - С. 119-133.

4. Санникова А.И., Крузе Б.А. Определение понятия лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка. Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 9. - С. 51-55.

5. Санникова А.И., Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности учителя международного бакалавриата: мультимедийно опосредованный контекст / А.И. Санникова, Б.А. Крузе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 9. - С. 75-78.

Введение

Цели современного образования связаны с воспитанием и развитием свободной, гуманной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, способной и готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Стандарт для обеспечения достижения заявленной цели фиксирует три уровня планируемых результатов образования: личностные, метапредметные и предметные. С другой стороны, современные педагогические поиски в сфере достижения нового качества образования привели исследователей к выводу о необходимости преодолевать традиционные знаниевые тенденции рассмотрения целевого компонента, смещая акцент на развитие компетенций и компетентностей человека в различных сферах в течение всей жизни. Обращение к анализу такой парадигмы результатов образования, а также парадигмы требований компетентностного подхода позволит сформулировать определение понятия метапредметных компетенций младших школьников.

Цель исследования

Целью исследования, отражённого в данной статье, является определение понятия метапредметной компетентности младших школьников на основе системного исследования требований к результатам образования в начальной школе и требований компетентностного подхода к образованию.

Материал и методы исследования

Специфика цели определила материал - федеральный государственный образовательный стандарт, психолого-педагогическая литература, посвящённая компетнтностному подходу к образованию; и метод исследования - анализ, обобщение психолого-педагогической литературы, формулирование авторского определения на основе синтетических преобразований информации соответственно предмету исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта позволяет констатировать три уровня планируемых результатов образования:

  • под личностными результатами понимается готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности;
  • под предметными результатами понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
  • под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни [4; 6].

Основное содержание метапредметных результатов образования строится вокруг освоения разнообразных умений, навыков и стратегий учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к саморазвитию, включая организацию этого процесса.

Достижение метапредметных результатов связано с природой универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных. В силу своей природы, являясь, по сути, функционально ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач [5].

Обращение к целям начального школьного образования, которые ставит перед ним современное общество [6], позволило констатировать необходимость преодолевать тенденцию отношения к знаниям, умениям и навыкам как цели начального школьного образования [2]. Ценность объективного знания при таком подходе детерминировала цель формирования личности учащегося, носителя знаний, навыков и умений в репродуктивной и продуктивной деятельности.

Совокупность таких метапредметных компетенций определяет общую метапредметную компетентность младшего школьника.

C другой стороны, анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта к метапредметным результатам образования позволяет сформулировать конкретные метапредметные компетенции, формируемые в рамках учебно-исследовательской деятельности, т.е. готовность и способность к:

1) систематической самостоятельной постановке учебных и исследовательских цели и задач, преобразованию практической задачи в теоретическую, установлению целевых приоритетов;

2) планированию путей достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделению альтернативных способов достижения цели и выбору наиболее эффективного, осуществлению рефлексии по решению учебно-исследовательских задач;

3) осуществлению констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, внесению необходимых корректив в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

4) осознанной адекватной и критичной оценке в учебно-исследовательской деятельности, самостоятельному и аргументированному оцениванию своих действий и действий одноклассников, содержательному обоснованию правильности или ошибочности результата и способа действия, адекватной оценке объективной трудности как меры фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, адекватной оценке своих возможностей достижения цели определенной сложности в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности;

5) волевой саморегуляции в учебно-исследовательской деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, готовности и способности противостоять внешним помехам деятельности;

6) осуществлению логических действий определения и ограничения понятий, установлению причинно-следственных и родовидовых связей и обобщению на различном предметном материале; сравнению, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; построению классификации, логического рассуждения, включая установление причинно-следственных связей, умозаключению (индуктивному, дедуктивному и по аналогии) и выводам на основе аргументации;

7) созданию, применению и преобразованию знаково-символических средств, моделей и схем для решения учебно-исследовательских задач;

8) пониманию текста, включая структурирование текстов, выделению главного и второстепенного, основной идеи текста, выстраиванию последовательности описываемых событий;

9) организации и планированию учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, определению общих целей и распределению функций и ролей участников, способов взаимодействия, планированию общих способов работы;

10) работе в группе, самопрезентации, эффективному сотрудничеству и взаимодействию на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; формулированию и аргументированию своего мнения, корректному отстаиванию своей позиции и координировании ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивному разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиску и оценке альтернативных способов разрешения конфликтов;

11) формированию внутреннего умственного плана действий на основе умения отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи;

12) адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; построению монологического контекстного высказывания, использованию речи для планирования и регуляции своей деятельности; коммуникативной рефлексии;

13) использованию информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; рациональному использованию инструментов и технических средств информационных технологий;

14) созданию и поддержке индивидуальной информационной среды, обеспечению защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств.

Вывод

Рецензенты:

Безукладников К.Э., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики преподавания иностранных языков Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.

Косолапова Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.

Читайте также: