Высшим органом школьного самоуправления является

Обновлено: 02.07.2024

1.1. Ученическое самоуправление — форма участия школьников в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией школы.

1.2. Субъектами самоуправления являются избранные лица (группа лиц), которым коллектив делегирует (передает полномочия) право планировать совместную жизнедеятельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.

- Конвенция о правах ребенка;

- Типовое положение о проведении выборов Президента школы при формировании органов ученического самоуправления в средних общеобразовательных школах на территории Ставропольского края;

1.4. Участие школьника в ученическом самоуправлении гарантируется правом:

- равного доступа к ученическому самоуправлению;

- получать полную информацию о деятельности органов ученического самоуправления, выборных лиц.

2. Цели, задачи и принципы деятельности ученического самоуправления

2.1. Основными целями ученического самоуправления являются:

- демократизация жизни ученического коллектива,

- формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом.

2.2. Задачи ученического самоуправления:

- защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы, привлечение внимания общественности к проблемам детей и подростков;

- стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников, приобретение опыта управленческой деятельности, развитие самостоятельности;

- содействие формированию социальной позиции обучающихся, определения своей возможности в реализации организаторских функций;

- раскрытие организаторских и творческих способностей учащихся;

- перевод коллектива класса из системы управляемой в систему самоуправляемую.

2.3. Ученическое самоуправление строится на принципах:

- самостоятельности ученического самоуправления в пределах своих
полномочий при решении вопросов школьной жизни;

- ответственность органов ученического самоуправления перед школьниками, педагогами, родителями;

- государственной гарантии ученического самоуправления;

- наделения ученического самоуправления собственными полномочиями;

- многообразия форм организации ученического самоуправления;

- обособленности органов ученического самоуправления и взаимодействия с ними в осуществлении общих задач и функции.

3. Деятельность ученического самоуправления

3.1. Ученическое самоуправление решает следующие вопросы:

- организация учебно-исследовательских, культурно-массовых, спортивных и других мероприятий;

- содействие содержанию и сохранению в надлежащем порядке помещений, имущества и территории школы;

- содействие соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе;

- сотрудничество с общественными организациями, школами, клубами и другими учреждениями, чья деятельность может благотворно повлиять на жизнь школьников.

3.2. Ученическое самоуправление вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к исключительному ведению администрации.

3.3. Ученическое самоуправление осуществляется:

- непосредственно школьниками через выборы, общее собрание (Конференция);

- органами ученического самоуправления школы и классов.

3.4. Наличие выборных органов ученического самоуправления является обязательным. Органы ученического самоуправления наделяются в соответствии с настоящим Положением собственными полномочиями в решении вопросов, связанных с организацией школьной жизни.

4. Органы ученического самоуправления, структура и порядок формирования

4.1. Структуру органов ученического самоуправления составляют:

- Совет школы, в состав которого входят Председатель Совета школы (им является Президент ученического самоуправления), вице-президент и лидеры ученического самоуправления 8 – 11х классов.

- Комитеты образования, труда и экологии, здравоохранения, культурно-массовой работы, безопасности, возглавляемые Председателями.

- Классные органы ученического самоуправления.

4.2. Президент ученического самоуправления (далее – Президент) – высшее лицо ученического самоуправления в школе.

- Должность вице-президента достается кандидату, получившему количество голосов, наибольшее после количества голосов, отданных за Президента.

- Если после подведения итогов голосования кандидат отказался от должности Президента либо вице-президента, то соответствующая должность передается следующему кандидату - первому, не получившему должность.

- Принимать участие в выборах Президента школы в качестве избирателей имеют право учащиеся 5-11 классов и педагогический состав МКОУ СОШ№1.

- Кандидатами на должность Президента школы могут быть выдвинуты учащиеся 9-10 классов школы.

- Для организации и проведения выборов администрацией школы формируется школьная избирательная комиссия (далее - ШИК) в количестве 7 человек.

- Членами ШИК назначаются заместитель директора школы по воспитательной работе с учащимися, учащиеся 5-11 классов школы, за исключением учащихся, являющихся кандидатами и их родственниками.

- Членами ШИК из своего состава избирается Председатель и Секретарь ШИК, имеющие право заверять своей подписью документы ШИК об итогах голосования и результатах выборов, иные документы комиссии.

- К полномочиям ШИК относится: прием заявок кандидатов на участие в выборах; регистрация кандидатов; контроль за проведением кандидатами агитации и соблюдением принципа равенства кандидатов; проведение дебатов кандидатов; проведение голосования и подсчет голосов, отданных за каждого из кандидатов; определение результатов выборов.

Полномочия президента школы:

- является представителем всех школьников во взаимоотношениях с
другими органами;

- участвует в заседаниях и ежегодно отчитывается перед общим
собранием (школьной конференцией) о своей деятельности по итогам
учебного года;

- решает другие вопросы в соответствии с Уставом школы.

4.3. Совет школы является выборным органом ученического самоуправления школы и действует на основании настоящего Положения.

- Целью деятельности Совета школы является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.

- Задачами деятельности Совета школы являются: представление интересов учащихся в процессе управления школой; поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни; защита прав учащихся;

Функции Совета школы:

- выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

- содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации;

- содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся;

Совет школы имеет право:

- проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза в четверть;

- размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;

- направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;

- знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;

- получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;

- представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;

- проводить среди учащихся опросы и референдумы;

- направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;

- принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях;

- пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета;

- вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы;

- вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся;

- создавать печатные органы;

- участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении с этой должности;

- устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений;

- направлять представителей ученического совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;

- использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;

- участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;

- вносить предложения в план воспитательной работы школы;

- представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы;

- участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;

- осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и уставом школы.

Порядок формирования и структура Совета школы:

- Совет школы формируется сроком на один год;

- в состав Совета школы входят: Президент ученического самоуправления (Председатель Совета), вице-президент школы, лидеры ученического самоуправления 8 – 11х классов.

4.4. Комитеты школы являются исполнительными органами ученического самоуправления.

- Комитеты школы формируются из членов активов классного самоуправления 5 – 11х классов, ведающих определенным направлением деятельности;

- Председатели выбираются из состава участников Комитетов;

- Направления деятельности Комитетов:

- организует консультативные группы для помощи отстающим учащимся,

- принимает участие в проверке дневников и учебников,

- ведет мониторинг посещаемости,

- участвует в подготовке школьных олимпиад, предметных недель, тематических вечеров, конкурсов по предметам

- участвует в организации встреч с интересными людьми и др.

Комитет труда и экологии

- организует и проводит сборы макулатуры,

- организует и контролирует качество дежурства по школе и в столовой,

- организует уборки территории, субботники и экологические акции.

- участвует в организации работы по профилактике ДДТТ, пожарной, антитеррористической и электро- безопасности,

- принимает участие в работе по обеспечению дисциплины и порядка.

Комитет культурно-массовой работы

- принимает участие в организации спортивно-массовых и культурно-досуговых мероприятиях.

- организует работу по профилактике массовых заболеваний,

- ведет мониторинги здоровья,

- занимается пропагандой ЗОЖ и профилактикой вредных привычек.

4.5. Совет дела – временное, организационно-творческое объединение, создаваемое и действующее на период подготовки и проведения коллективного творческого дела запланированного Советом школы.

- Совет дела – творческое объединение учащихся, создаваемое на добровольной основе с целью максимального использования и совершенствования творческого потенциала каждого учащегося школы, развития организаторские умения и навыки под руководством педагогов.

- Задачами Совета дела являются подготовка и проведение конкретного коллективного творческого дела, а также раскрытие творческого потенциала каждого члена коллектива школы.

- Совет дела состоит из представителей педагогического (2-3 человека) и ученического коллектива (представители от 5-11х классов), объединённых на добровольной основе.

- В Совет дела входят заместитель директора по ВР и педагог-организатор.

- Совет дела собирается по необходимости на период подготовки и проведения КТД.

4.6. Общешкольная конференция – высший орган ученического самоуправления.

- Общешкольная конференция правомочна: заслушивать отчеты и информацию, оценивать результаты деятельности Совета школы, Президента ученического самоуправления, Председателей комитетов; заслушивать информацию директора школы и его заместителей, а также руководителей органов самоуправления педагогов, учащихся, родителей.

- В период между конференциями в роли высшего органа самоуправления выступает Совет школы.

- Решения общешкольной конференции, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для выполнения всеми участниками образовательного процесса.

- Решение общешкольной конференции, принятое в пределах ее компетенции, может быть отменено только самой конференцией, повторно собранной по просьбе учредителя, педагогического совета школы, родительского собрания.

- Решения общешкольной конференции доводятся до сведения всех участников образовательного процесса в трехдневный срок.

4.7. Задачи, структура и полномочия органов классного самоуправления определяются Положением о классном ученическом самоуправлении.

5. Формы прямого волеизъявления учащихся и другие формы осуществления ученического самоуправления

5.1. Ученический референдум

- По вопросам школьного значения может проводиться ученический референдум. В нем вправе участвовать все школьники 5-11 классов. Голосование проходит тайно.

- Ученический референдум назначается Советом по собственной инициативе или по требованию учащихся.

- На референдум могут выноситься вопросы общешкольного значения, за исключением вопросов, касающихся деятельности директора и администрации школы.

- Решения, принятые на ученическом референдуме, обязательны для исполнения всеми учащимися школы.

5.2. Ученическая инициатива

- Учащиеся школы имеют право обращаться в органы ученического самоуправления со своими вопросами и предложениями.

- Органы ученического самоуправления обязаны дать ответ по существу обращения учащегося в течение одной недели.

5.3. Классное собрание

- Ученическое самоуправление в классе осуществляется посредством классного собрания.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

Изменения в настоящее положение вносятся Советом школы по предложению Общешкольной конференции

Высшим органом ученического самоуправления является общее собрание учащихся, проводимое по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Школьное ученическое собрание:

– рассматривает и утверждает перспективный план, основные направления деятельности органов ученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные на реализацию потребностей учащихся;

– решает вопросы, связанные с помощью учащихся в управлении школой;

– обсуждает и принимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы;

– формирует органы самоуправления в школе;

– вырабатывает и формулирует предложения ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

– выражает отношение учащихся к проектам школьных документов, планам и программам их осуществления;

– рассматривает и утверждает положения, правила, памятки и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в своем коллективе, работу ответственных и уполномоченных коллективом лиц;

– заслушивает отчеты, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.

Высшим органом ученического самоуправления школы между школьными ученическими собраниями является школьный ученический совет, который созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть.

Школьный ученический совет:

– координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу;

– организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;

– готовит и проводит собрания или конференции учащихся школы;

– организует выпуск газет, радиопередач;

– на заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий, заслушивает отчеты о работе комиссий, штабов, редакций и других органов самоуправления, принимает необходимые решения, заслушивает информацию и отчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений школьного ученического собрания;

– решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;

– принимает решения об использовании заработанных ученическим коллективом денег и т. д.

Высшим органом самоуправления класса и других первичных ученических коллективов и объединений является общее собрание их членов, проводимое по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями является классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

Участие родителей в школьном самоуправлении

Высшим органом самоуправления родителей в школе являются общие собрания, созываемые по мере необходимости, но не реже 1 раза в учебный год.

В школах, в которых нет условий для работы родительского собрания, его функции выполняет школьная родительская конференция, на которую избираются делегаты в равном количестве от родителей учащихся каждого класса. Между школьными родительскими собраниями действует школьный родительский комитет, в классах – классные родительские собрания.

Социально-педагогические принципы построения модели
школьного самоуправления

Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях, можно выделить основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления:

1. Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при позиционной, организационной, управленческой модели.

2. Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Модульный принцип построения модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемы школьного ученического самоуправления.

3. Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно-правовая, управленческая модели. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности.

4. Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления.

5. Принцип междисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принцип предполагает использование содержания и методов различных научных и учебных дисциплин.

6. Принцип самоуправления в построении модели ученического самоуправления. Реализация данного принципа создает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования жизненной траектории. (А. С. Прутченков.)

Выделенные принципы построения модели ученического самоуправления должны определить общий путь ее создания. Необходимо, чтобы все составляющие элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного, ученического самоуправления, то есть разрабатываемая модель должна отвечать всем требованиям надежности, применяемым ко всем методам научного познания.

Данная модель самоуправления основана на точном исполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, общешкольное собрание учащихся, педагогический совет, собрание родителей школы – все это административные структуры, которые могут выполнять определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе и школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества. Данная классическая модель имеет как сильные, так и слабые стороны. Например, в ней практически не используется такой атрибут педагогики и воспитания, как игровые технологии. Прослеживается формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива

В работе представлен обмен обытом в сплочении и формировании ученического коллектива, а именно пятиклассников, в период адаптации. Названы некоторые формы и методы работы, применяемые мною.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.

В помощь классному руководителю.


Работа классного руководителя по формированию самоуправления в ученическом коллективе.

В чем состоит суть самоуправления ученического коллектива? Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

Данная методика, разработанная профессором М.И. Рожковым, позволяет определить уровень развития самоуправления в ученическом коллективе.


Мониторинг уровня развития самоуправленияв ученическом коллективе за 2016-2017уч год

Мониторинг уровня развития самоуправленияв ученическом коллективе за 2016-2017уч год.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Создание и развитие органов ученического самоуправления

В демократизирующейся школе каждый из коллективов и объединений взрослых и детей должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Этому могут служить их раздельные органы самоуправления:

-педагогического коллектива - педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе), методический совет, методические объединения учителей, воспитателей, классных руководителей, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы, правовая, аттестационная и другие комиссии педагогов;

-самоуправление ученического коллектива - собрание учащихся школы (высший орган их самоуправления в школе); общее собрание учащихся, являющееся высшим органом ученического самоуправления в школе, не имеющего условий для работы школьного ученического собрания; избранный школьным ученическим собранием совет обучающихся, ученический комитет школы, его комиссии, штабы и другие рабочие органы самоуправления; классные собрания учащихся, классные ученические советы и их рабочие органы;

-ассоциации родителей школы - школьное родительское собрание (высший орган самоуправления в школе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшим органом ученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьного родительского собрания; избранный школьным родительским собранием или конференцией родительский комитет школы, его секции, комиссии; классные родительские комитеты и их рабочие органы.

При организации деятельности органов самоуправления педагогов, учащихся и их родителей целесообразно руководствоваться следующими позициями:

1.Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников школьной жизни.

2.Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.

3.Ни один коллектив или объединение в школе не вправе диктов ать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.

4.В каждой школе действует, принятая в соответствии с ее Уставом, согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.

5.Школьные работники, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать в школе изолированно друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.

Общей целью как раздельных, так и совместных органов самоуправления учащихся, их родителей и педагогов в школе является реализация их потребностей и интересов.

Работа любого органа самоуправления в школе начинается с выявления актуальных потребностей и интересов своих избирателей, на основе которых затем определяются содержание и основные направления его деятельности, что в свою очередь, не определяет его организационную структуру. Базовая модель школьного самоуправления включает в себя четыре подсистемы: ученическую, педагогическую, родительскую и систему соуправления педагогов, учащихся и родителей, являющуюся системы самоуправления всей школы. Наряду с органами самоуправления общешкольного уровня могут и должны действовать органы соуправления на базе первичных коллективов и их ассоциаций.

Высшим органом ученического самоуправления является общее собрание обучающихся , проводимое по мере необходимости не реже I раза в год.

Школьное ученическое собрание:

-рассматривает и утверждает перспективный план, основные направления деятельности органов ученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные на реализацию потребностей учащихся;

-решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; обсуждает и принимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы;

-формирует органы самоуправления в школе;

-вырабатывает и формулирует предложения ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; выражает отношение учащихся к проектам школьных документов, планам и программам их осуществления;

-рассматривает и утверждает положения, правила, памятки и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в своем коллективе, работу ответственных и уполномоченных коллективом лиц;

-заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.

Высшим органом ученического самоуправления школы между школьными ученическими собраниями является школьный ученический сове т (в нашем случае Совет обучающихся), который созывается по мере необходимости не реже 1 раза в четверть.

Школьный ученический совет:

-координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу;

-организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;

-готовит и проводит собрания учащихся школы;

-организует выпуск своих газет, радиопередач;

-на своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий, заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов (комиссий, штабов, редакций и др.) органов с управления первичных коллективов и принимает по необходимые решения, заслушивает информацию и отчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении ре шений школьного ученического собрания;

-решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;

Высшим органом самоуправления класса и других первичных ученических коллективов и объединений является общее собрание их членов , проводимое по мере необходимости, не реже 1 раза в ме сяц.

Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями является классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц.

- Насколько широко ученический коллектив должен быть вовлечен в работу органов ученического самоуправления?

Часто ученическое самоуправление рассматривается только как некая совокупность выборных органов, обладающих определенной властью. Отчасти это так, иначе действительно невозможно управлять жизнью большого коллектива.

Рекомендации:

- создайте широкое информационное поле, всеми способами оповещайте детей, в том числе через школьные СМИ, о деятельности органов ученического самоуправления.

№ 273-ФЗ от 29.12.2012(ст.26 п.6), Уставом школы и является локальным актом, регламентирующем деятельность ученического самоуправления.

1.2 Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью

коллектива школы, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе,

самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни,

чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях

2. Основные цели и задачи

2.1. В целях учета мнения при обсуждении вопросов, касающихся обучающихся. Устав школы

2.2. Целью создания ученического самоуправления школы является развитие

у обучающихся навыков гражданской активности и ответственности, социальной компетентности.

2.2. Для достижения цели ученическое самоуправление решает следующие

- развитие индивидуальных качеств учащихся через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;

- обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации учащихся в соответствии с их потребностями;

- оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни,

- формирование качеств личности учащихся с помощью организации их жизни и деятельности;

- обеспечение условий для защиты прав и интересов учащихся;

- воспитание сознательного отношения к учебе;

- воспитание культурного и современного человека;

- развитие инициативы и творчества учащихся в процессе коллективных дел.

2.3 Ученическое самоуправление строится на принципах:

- взаимопомощь и доверие;

- стремление к развитию;

- равноправие всех учащихся;

- коллективность принятия решений;

- приоритетность прав и интересов учащихся;

- гуманность по отношению к каждой отдельной личности

3. Органы самоуправления

3.1 Органы ученического самоуправления разделяются на общешкольные и классные.

3.2. Общешкольная ученическая конференция

3.2.1.Высшим органом ученического самоуправления является конференция,

включающая представителей ученического коллектива, педагогов и

родителей учащихся данного образовательного учреждения. В период

между конференциями высшим исполнительным органом является

Общешкольная ученическая конференция – высший орган ученического самоуправления

– общее собрание учащихся 5-11 классов, проводимое 2 раза в год и по мере

Конференция рассматривает и утверждает:

- основные направления деятельности ученического самоуправления,

- формирует органы самоуправления учащихся,

- вырабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса,

- оценивает результаты деятельности.

Все решения принимаются большинством голосов.

3.2.2. Для управления деятельностью ученического коллектива на общешкольной

ученической конференции избирается представительный орган - Школьный Парламент.

3.2.3 Школьный Парламент является представительным органом. Он формируется из

выборных кандидатур 5-11 классов, которые утверждаются на конференции. Каждый

первичный коллектив имеет равные возможности представительства в Парламент. Все

учащиеся 5-11 классов имеют право избирать и быть избранными в школьный парламент.

Парламент избирается сроком на один учебный год. В состав Парламента входят по два

представителя 5-11 классов, которые избираются на классных собраниях. Коллективы

классов имеют право отозвать своего депутата до истечения срока полномочий, если он не

оправдал их доверия.

3.2.4. Школьный Парламент выбирает на первом заседании Председателя из

представителей своего состава. Председателем может стать любой член Парламента, набравший при голосовании большее количество голосов.

3.2.5. Основная функция Школьного парламента: исполнительская, организаторская и управленческая.

3.2.6.В основе работы Школьного парламента лежит социально-значимая и благотворительная

деятельность, в ней могут участвовать все желающие: педагоги, ученики и их родители,

Основные направления деятельности:

- социально- значимая деятельность;

- помощь пожилым людям и детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию;

- участие в социальном проектировании;

- встречи с представителями властных структур города;

- взаимодействие с общественными организациями, социальными партнерами,

проведение совместных мероприятий, трудовых акций;

- выпуск школьной газеты;

3. Трудовое направление:

- создание трудовых бригад;

- благоустройство пришкольного участка;

4. Права Школьного парламента

4.1.Школьный парламент имеет право:

- Представлять интересы ученического коллектива.

- Участвовать в определении перспектив развития школы, путей повышения

образовательного потенциала школы, улучшения ее жизнедеятельности.

- Участвовать в планировании работы.

- Вносить предложения администрации школы по вопросам поощрения и наказания

5. Организация деятельности Парламента

- Парламент проводит свои заседания не реже одного раза в месяц.

- Заседание проводятся, если на нем присутствует не менее двух третей членов состава.

- Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей

присутствующих членов Парламента.

- Решение Парламента обязательны для выполнения всеми обучающимися.

- Члены Парламента обязаны посещать все заседания. В случае неуважительного пропуска заседаний им выносится замечание, при повторном пропуске – выговор. В случае систематического пропуска заседаний полномочия депутата могут быть прекращены.

В состав Парламента, кроме Председателя и его заместителя, представителей от классного коллектива входят лидеры Советов школы:

Совет Науки и Образования

- Отслеживает посещаемость; успеваемость; внешний вид учащихся.

- Проводит рейды по классам:

-на наличие учебников и учебных пособий;

- на лучшую предметную тетрадь.

- по сохранности книг в библиотеке.

- Организует дела направленные на формирование положительного отношения к учёбе во время

проведения предметных недель и декад.

- Принимает участие в проведении предметных олимпиад.

- Освещает итоги успеваемости классов,

Совет Досуга и Культуры

- Принимает участие в разработке положений о мероприятиях.

- Готовит мероприятия, викторины, КВН и т.д.

- Отслеживает посещение классами музеев,театров и т.д.

- Отслеживает занятость учащихся класса в кружках эстетического цикла.

- Организует творческую деятельность в сфере нравственно-духовного и гражданского

Совет Трудовых дел и Дежурства

- Отвечает за дежурство по школе, за сохранность мебели, школьного имущества.

- Следит за чистотой кабинетов и коридоров школы, порядком в столовой.

- Принимает участие в трудовых делах школы, экологических десантах, в формировании

Совет Информации и Печати

-Осуществляет сбор информации по классам о текущих делах, обрабатывает её для подготовки

- Ведут календарь памятных дат.

- Освещает жизнь школы.

- Создает информационное пространство в школе, так и вне ее через печатный орган школы

- Помогает в художественном оформлении мероприятий вместе со своим советом.

- Подает информацию на сайт школы.

- Осуществляет контроль за состоянием классных уголков.

Совет Спорта и Здоровья

- Организация спортивных соревнований для школьников, Дней Здоровья.

- Несет ответственность за посещаемость уроков физкультуры, спортивно-массовых мероприятий

- Следит за наличием у учащихся спортивной формы.

- Отслеживает занятость учащихся класса в спортивных секциях.

- Принимает участие в разработке положений оспортивно-массовых мероприятий в школе.

Каждый Лидер Совета школы возглавляет работу по своему направлению с представителями классных коллективов. Работу каждого Лидера Совета школы курирует представитель педагогического коллектива школы.

6. Классное собрание

6.1. Классное собрание – высший орган самоуправления класса, проводится

1 раз в месяц и по мере необходимости. Собрание обсуждает любые вопросы

жизнедеятельности своего коллектива, принимает план внеклассных мероприятий,

избирает Совет класса.

6.2Совет класса избирается на один год, заслушивает отчеты оего

работе. Он работает в период между классными собраниями. Он организует

работу по выполнению решений классного собрания, организует помощь неуспевающим в

учебе, готовит и проводит внеклассные мероприятия, обеспечивает участие в

общешкольных делах. Совет класса создает свои органы самоуправления, одноименный с общешкольными.

7 Символика ученического самоуправления

Ученическое самоуправление имеет свою символику, флаг, герб, гимн школы.

8. Обучающиеся обязаны

- соблюдать Устав школы, правила для учащихся школы, Положение об Ученическом самоуправлении;

- выполнять решения органов школы и Ученического самоуправления;

- содействовать росту авторитета Ученического самоуправления, активно участвовать в его работе;

Что такое самоуправление в школе

Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.

Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.

Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.

Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.


Цели и задачи

Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.

Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.

Как устроено

Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.

Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.

Но общие принципы одни и те же:

  • выборность органов самоуправления: в каждой отдельной школе, как и во всей большой России, источник власти — народ;
  • гласность и открытость деятельности;
  • гуманизм, приоритет личности;
  • сменяемость выборных членов самоуправления;
  • педагогическое руководство: степень вовлеченности педагогов в ученическое самоуправление возможна разная (зависит от того, насколько давно и успешно работает эта система), но пускать процесс на самотек нельзя.

Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.

  • самоуправление в классе: классное собрание выбирает актив, совет и т. п.;
  • ученическое самоуправление: совет активов, школьный ученический совет и т. п. Если школа небольшая, то такой орган один, если в ней параллели по 15 классов и 7 зданий, целесообразны промежуточные звенья (совет старшеклассников и т. п.) и общий, единый орган;
  • школьное самоуправление: совет школы, который состоит из представителей родительского комитета, ученического самоуправления и педагогов.
  • организационная: общие вопросы, организация работы самоуправления;
  • досуговая, культурно-массовая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • художественно-эстетическая;
  • гражданско-патриотическая и т. п.

Как организовать ученическое самоуправление

Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?

Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.

Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.

Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.

Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.

Шаг 5. Реализация плана деятельности.

Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.

Читайте также: