Ярким представителем классической школы в музыке был франц шуберт

Обновлено: 04.07.2024


Франц Петер Шуберт — австрийский композитор, основоположник романтизма, творения Шуберта вошли в число известнейших музыкальных произведений.

Детство и юношество

Родиной великого композитора стала Австрия. Он родился недалеко от Вены, в её пригороде, зимой 1797 года, в самой обычной, небогатой, но дружной семье. Его родители Франц Теодор и Элизабет родили в браке 14 детей, но выжили только четверо, двое из них Франц и Фердинанд впоследствии посвятили себя музыке.

Элизабет работала поварихой, а Франц Теодор, отец будущего композитора, работал преподавателем приходской школы Лихтенталя, а всё свободное время семья посвящала музыке. Отец был непрофессиональным музыкантом-любителем. Он стал первым учителем музыки юного Франца, давая уроки игры на скрипке. Игнат, старший брат Франца обучил его игре на фортепиано. Вечерами они устраивали музыкальные вечера, собирая своих друзей. Знакомые Шубертов любили бывать у них дома, наслаждаясь исполнением произведений этой музыкальной семьи.

Франц Петер Шуберт

В шесть лет мальчик пошел в школу, в которой преподавал его отец. В семилетнем возрасте родители стали замечать у ребёнка особую тягу к творчеству и музыкальные способности. Отец отдаёт его на обучение к капельмейстеру Лихтентальской церкви, для обучения игры на органе, немного позднее Франц стал заниматься вокалом с регентом церкви Хольцером.

А уже в 1810 году он начинает сочинять свою собственную музыку. За три последующие года он сочинил симфонию и оперу, несколько фортепианных песен и пьес. Точные науки и латынь давались юному гению непросто, к тому же у ребёнка стал ломаться голос. В связи с этим событием ему пришлось покинуть хор, а затем и саму школу. Франц возвращается домой и по наставлению своего родителя, который хотел, чтобы и он стал учителем, поступает в учительскую семинарию. В 1814 году Шуберт успешно её заканчивает и устраивается на работу в школу, в которой и преподаёт его отец.

Музыка

Франц Шуберт предпринимает попытку укрепиться в качестве композитора. Он пытается напечатать свои произведения, но издательства раз за разом отказывали ему в публикации. А в 1816 году он претендовал на должность капельмейстера в Лайбахе, но также получил отказ. Встреча с известным поэтом Францем фон Шобером приносит ему знакомство с исполнителем и обладателем баритона Иоганном Фоглем. Исполнение песен Фогелем на музыку Шуберта стали очень популярны. Музыка Франца Шуберта звучала практически в каждом салоне Вены. Франц аккомпанировал знаменитому певцу, но он не был виртуозным пианистом, и его игра на пианино не привлекала к себе должного внимания.

Франц Петер Шуберт

Франц Петер Шуберт

Но удача всё же улыбнулась ему, в 1828 году 26 марта он даёт свой единственный авторский концерт. Это был триумф. Его произведения имели грандиозный успех, зрители рукоплескали молодому композитору. За своё выступление Шуберт получил 800 гульденов, и приобрёл себе рояль.

Франц Петер Шуберт был представителем течения музыкального романтизма в Австрии. В его произведениях звучала тоска по светлому идеалу, которого так не хватало в реальной жизни. Музыка Шуберта, сердечная и задушевная, многое взяла от традиционного народного искусства. Его произведения отличаются мелодичностью и гармонией, особым эмоциональным настроем.

Франц Петер Шуберт

Франц Петер Шуберт

Франц Петер Шуберт (Franz Peter Schubert) был представителем течения музыкального романтизма в Австрии. В его произведениях звучала тоска по светлому идеалу, которого так не хватало в реальной жизни. Музыка Шуберта, сердечная и задушевная, многое взяла от традиционного народного искусства. Его произведения отличаются мелодичностью и гармонией, особым эмоциональным настроем.

Родился Шуберт 31.01.1797 г., в семье Франца Теодора Шуберта — школьного учителя и самодеятельного виолончелиста. Мальчик с раннего возраста полюбил музыку и легко овладевал музыкальными инструментами. Юный Шуберт прекрасно пел – у него в детстве был отличный голос — поэтому в 1808 году его приняли в Императорскую капеллу. Общее образование он получал в школе-пансионе Конвикт. В школьном оркестре Шуберт был второй скрипкой, а вот латынь и математика давались ему нелегко.

Дом Франца Шуберта в Вене

Дом Франца Шуберта в Вене

Из хоровой капеллы Шуберта отчислили в подростковом возрасте. В 1810 году Шуберт начал писать музыку. В течение 3-х лет он сочинил несколько пьес для фортепиано, симфонию и даже оперу. Юным дарованием заинтересовался сам знаменитый Сальери. (Он занимался с Шубертом композицией в период 1812-17 гг.)

Семья

Композитору выпала удача познакомиться с именитым певцом-баритоном М. Фоглем. Фогль стал исполнять песни Шуберта, и они скоро завоевали популярность во всех венских салонах.

В салоне, Atzenbrugg

В салоне, Atzenbrugg

Шуберт: Фортепианное трио ми-бемоль мажор

Памятник Шуберту в Stadtpark, Вена

Памятник Шуберту в Stadtpark, Вена

Первая могила Шуберта

Первая могила Шуберта

Не все издатели соглашались публиковать сочинения Шуберта, случалось, ему платили неоправданно мало. Он не сдавался и работал до последних дней.

Могила Шуберта на венском Центральном кладбище

Могила Шуберта на венском Центральном кладбище

Композитор прожил всего 31 год, но его вклад в музыкальное наследие XIX века огромен. Он много творил в песенно-романсовом жанре; им было написано около 650 песен. В то время переживала расцвет немецкая поэзия — она и стала источником его вдохновения. Шуберт брал поэтические тексты и с помощью музыки придавал им собственный контекст, новый смысл. Для его песен было характерно непосредственное воздействие на слушателей – они становились не наблюдателями, а участниками сюжета музыкальной композиции.

Шуберт

Не только в песенном, но и оркестровом жанре Шуберт успел сделать многое. Его симфонии вводят слушателей в новый, самобытный музыкальный мир, далекий от классического стиля XIX века. Все его оркестровые произведения отличаются яркостью эмоций, огромной силой воздействия.

Фортепианные сонаты Шуберта по своему эмоциональному накалу и мастерству уступают только бетховенским. В них традиционные песенные и танцевальные формы сочетаются с классическими музыкальными приёмами.

Шубертиада

Все произведения Шуберта пронизаны очарованием его любимого города – старой Вены. При жизни ему не всегда приходилось легко, и Вена не всегда ценила его талант по достоинству. После его смерти осталось множество неизданных рукописей. Музыканты и критики, друзья, родственники композитора приложили немало усилий, чтобы разыскать, воплотить и опубликовать значительное количество его произведений. Популяризация этой замечательной музыки продолжалась в течение столетия. Она привела к мировому признанию музыкального гения — Франца Петера Шуберта.

Франц Шуберт / Franz Schubert

Доверчивый, откровенный, неспособный на предательство, общительный, разговорчивый в радостном настроении — кто знал его другим?
Из воспоминаний друзей

Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию — все это определяло облик творчества Шуберта.

Успех первого (и единственного) авторского концерта, организованного за несколько месяцев до смерти, привлек наконец внимание музыкальной общественности. Его музыка, прежде всего песни, начинает быстро распространяться по всей Европе, находя кратчайший путь к сердцам слушателей. Она оказывает огромное влияние на композиторов-романтиков следующих поколений. Без открытий, сделанных Шубертом, невозможно представить Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Малера. Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека.

Франц Шуберт / Franz Schubert

Творческая жизнь Шуберта исчисляется всего семнадцатью годами. Тем не менее перечислить все написанное им еще труднее, чем перечислить произведения Моцарта, творческий путь которого был более продолжительным. Так же, как Моцарт, Шуберт не обошел ни одной области музыкального искусства. Кое-что из его наследия (преимущественно оперные и духовные произведения) само время отодвинуло в сторону. Зато в песне или симфонии, в фортепианной миниатюре или камерном ансамбле нашли выражение лучшие стороны шубертовского гения, чудесная непосредственность и пылкость романтического воображения, лирическая теплота и искания мыслящего человека XIX века.

В этих сферах музыкального творчества новаторство Шуберта проявилось с наибольшей смелостью и размахом. Он родоначальник лирической инструментальной миниатюры, романтической симфонии — лирико-драматической и эпической. Шуберт вкорне изменяет образное содержание в крупных формах камерной музыки: в фортепианных сонатах, струнных квартетах. Наконец, истинное детище Шуберта — песня, создание которой просто неотделимо от самого его имени.

Музыка Шуберта формировалась на венской почве, оплодотворенной гением Гайдна, Моцарта, Глюка, Бетховена. Но Вена — это не только классика, представленная ее корифеями, но и насыщенная жизнь музыки быта. Музыкальная культура столицы многонациональной империи издавна подвергалась ощутимому воздействию ее разноплеменного и разноязычного населения. Скрещение и взаимопроникновение австрийского, венгерского, немецкого, славянского фольклора с веками неубывающим притоком итальянского мелоса приводили к образованию специфически венского музыкального колорита. Лирическая простота и легкость, доходчивость и изящество, веселый темперамент и динамика оживленной уличной жизни, беззлобный юмор и непринужденность танцевального движения наложили характерный отпечаток на бытовую музыку Вены.

Естественно поэтому, что хотя уже начало композиторского пути Шуберта было отмечено необычайным размахом творческих замыслов, побуждавших к пробам во всех областях музыкального искусства, прежде всего он нашел себя в песне. Именно в ней, опережая все остальное, заблистали чудесной игрой грани его лирического дарования.

Шубертовская лирика претерпела некоторую эволюцию. С годами наивная юношеская доверчивость, идиллическое восприятие жизни и природы отступали перед потребностью зрелого художника отразить подлинные противоречия окружающего мира. Подобная эволюция вела к росту психологических черт в музыке Шуберта, к усилению драматизма и трагической выразительности.

Франц Шуберт / Franz Schubert

Шуберт и Бетховен. Шуберт — первый венский романтик

Но уже одно это сопоставление позволяет заметить, что речь идет о произведениях разных музыкальных стилей. В отличие от Бетховена, Шуберт выдвинулся как художник не в годы револю­ционных восстаний, а в то переломное время, когда на смену пришла эпоха общественно-политической реакции. Грандиозности и мощи бетховенской музыки, ее революционному пафосу и философской глубине Шуберт противопоставил лирические миниатюры, картинки демократического быта — домашние, интимные, во многом напо­минающие записанную импровизацию или страничку поэтического дневника. Совпадающее по времени бетховенское и шубертовское творчество отличаются одно от другого так, как и должны были отличаться передовые идейные направления двух различных эпох — эпохи Французской революции и периода Венского кон­гресса. Бетховен завершил вековое развитие музыкального классицизма. Шуберт был первым венским композитором-романтиком.

Вместе с тем всю пору своей творческой зрелости Шуберт провел в меттерниховской Вене. И это обстоятельство в огромной степени определило характер его искусства.

И тем не менее Шуберт выступает как продолжатель бетховенских демократических традиций в новой исторической обстановке. Раскрыв в музыке богатство сердечных, чувств во всем многообра­зии поэтических оттенков, Шуберт ответил на идейные запросы пе­редовых людей своего поколения. Как лирик он достиг идейной глубины и художественной силы, достойных бетховенского искус­ства. Шубертом начинается лирико-романтическая эпоха в музыке.

Судьба шубертовского наследия

После смерти Шуберта началась интенсивная публикация его песен. Они проникали во все уголки культурного мира. Харак­терно, что и в России песни Шуберта получили широкое распростра­нение в среде русской демократической интеллигенции еще задол­го до того, как приезжие гастролеры, выступая с виртуозными ин­струментальными транскрипциями, сделали их модой дня. Имена первых ценителей Шуберта — самые блестящие в культуре России 30 — 40-х годов. Среди них А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, А. В. Кольцов, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Лермон­тов и другие.

По странной случайности большинство инструментальных про­изведений Шуберта, созданных на заре романтизма, на широкой концертной эстраде зазвучало только со второй половины XIX века.

Франц Шуберт. Гений, неизвестный современникам

Франц Шуберт

Франц Шуберт – великий австрийский композитор, один из основоположников музыкального романтизма, создатель нескольких новых жанров классической музыки. Родился 31 января 1797 года в местечке Лихтенталь, предместье Вены.

Несмотря на то, что родители мальчика были не придворного сословия (отец – школьный учитель, мать – дочь слесаря), в семье очень любили музыку. Отец Франца прекрасно играл на виолончели, братья – на скрипке и фортепиано. В 7-летнем возрасте мальчик учится петь и играть на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви.

В 1808 году Шуберт поступает в Конвикт (Школу придворных певчих) и поет в хоре Венской придворной капеллы. Музыкальным образованием Франца руководили органист М. Ружичка и композитор А. Сальери. Большое влияние на будущее творчество Шуберта оказало изучение произведений Моцарта, Гайдна и Глюка. В 1813 году, в связи с начавшейся подростковой мутацией голоса, мальчик был уволен из хора. По другим данным, Франц сам решил уйти из школы. Ему хотелось, свободы, творчества, а не сидения за скучными учебниками.

Некоторое время Шуберт посещал учительскую семинарию св. Анны, в течении трех лет служил помощником отца, сельского учителя в родном Лихтентале. Несмотря на большую занятость в школе, юноша не оставлял музыкальное творчество. В 1818 году композитор переселяется в Вену, где в очень непростых материальных условиях продолжает сочинение музыки. Лето 1818 и 1824 года Франц провел в Целесе (ныне Желиз в Южной Словакии) в имении княгини Эстергази, подрабатывая домашним учителем музыки.

Творчество и трагедия Франца Шуберта

Материальные и личные проблемы преследовали композитора весь его короткий, но полный гениальных произведений жизненный путь. Еще в юности мизерной зарплаты помощника учителя не хватало ни на что. Шуберт сумел совместить обучение детей начальной грамоте и сочинение музыки. Именно в эти три года композитором было написано более 150 произведений, среди которых 4 оперы, 2 симфонии, мессы, сонаты, квартеты и около 140 песен.

Отсутствие достатка и неустроенность трагически повлияли и на личную жизнь. Молодой композитор встретил девушку по имени Тереза, певшую в церковном хоре. Привыкший к ударам и черствости судьбы, Франц надеялся обрести счастье в любви и браке. Чувства были взаимны, но мать девушки была непреклонна: Шуберт – беден. Тереза вышла замуж за кондитера, а Франц получил еще один трагический удар. И продолжал творить.

Произведения Шуберта становились еще более разнообразны: трио, квартеты, мессы, симфонии, оперы, песни… Но их не исполняли и не печатали. При жизни композитора публично не было исполнено ни одной симфонии, не поставлено ни одной оперы. Практически все сочинения оставались в рукописях.

Композитор не умел просить и унижаться, робел перед влиятельными чиновниками и дворянами. Он отказался пойти в услужение ко двору князя Эстергази, ограничился несколькими уроками музыки для его детей. Временами у Шуберта даже не было фортепиано. Он сочинял музыку и без инструмента.

В 1828 году, с помощью друзей Шуберта, состоялся его первый и единственный концерт, состоящий из собственных сочинений.

Влияние Шуберта на развитие музыкального искусства

Шуберт вошел в историю музыки как создатель целого ряда жанров классической музыки, вышедших далеко за рамки эпохи романтизма. Жанры романтической симфонии, фортепианный миниатюры, лирико-романтической песни (романс), программно-сюжетного вокального цикла получили широчайшее распространение после смерти композитора. Творчество Шуберта оказало большое влияние на всю классическую музыку XIX века.

Созданием новых жанров, а также обновлением содержания традиционных музыкальных форм Франц Шуберт вписал золотые страницы в мировую музыку. Наибольшее значение в его творчестве имели песни, в которых проявлялись многие новаторские тенденции. В песнях Шуберта глубже раскрыт внутренний мир человека, заметнее связь с народно-бытовой музыкой.

В произведениях композитора раскрылась самая существенная особенность его дарования – беспримерное богатство и удивительное разнообразие, красота, обаяние мелодий.

Читайте также: