Не совсем краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Это произведение А. П. Чехова особенно интересно тем, что оно ведется от лица террориста. Главный герой – это революционер, который держит свои мотивы в тайне и находится под прикрытием, однако настоящей его целью является убийство.

Такая тема была очень популярна в 1880-ых годах (когда Чехов и начинал работу над рассказом), ведь в России все сильнее накалялась политическая обстановка и развивались революционные настроения. Они, собственно, и вылились в гражданский переворот и свержение монархии в 1917 году.

Прочитать Рассказ неизвестного человека краткое содержание можно ниже.

Герои рассказа

Центральным персонажем произведения является тот самый Неизвестный человек – Степан. Он работает лакеем в доме столичного чиновника Орлова, однако на самом деле он вовсе не тот, за кого себя выдает.

Сам Орлов – уставший от жизни человек, которому претят все земные радости. Он живет вместе со своим отцом, престарелым крупным сановником. У Орлова есть любовница – Зинаида Федоровна, властная женщина, которая ждет от него ребенка.

Произведение написано от первого лица. Рассказчиком выступает Степан.

Он нанялся прислугой в дом чиновника Орлова. Его новый работодатель был состоятельным и влиятельным человеком, однако работа и специфический образ жизни наложили на него особенный отпечаток – он стал циничным и во всем разочарованным. Однако какие-то радости у него остались, и последствием этих радостей становится переехавшая без позволения в дом Орлова Зинаида Фёдоровна.

Оказывается, Зинаида намеренна порвать с нынешним мужем и строит планы на счастливое будущее со своим любовником. Она начинает перестраивать все в доме на свой лад, наводит новые бытовые порядки и готовится к тому, чтобы рожать Орлову детей. Тот ничего этого не хотел, но все же любовницу принимает. Они начинают вместе жить.

Тем временем раскрываются настоящие мотивы рассказчика. Степан – совсем не простой слуга, он образованный дворянин, который увлекся революционными идеями. Он состоит в тайной группе, которая хочет уничтожить Орлова-старшего. Именно за этим Степан и устроился прислуживать в этот дом – ему нужно убить отца своего работодателя. Однако, когда он знакомится с ним, то видит, что бывший сановник – уставший, дряхлый и слабый человек.

Тем временем Орлову явно приелась жизнь с Зинаидой Федоровной. Он все время врет ей, подолгу не ночует дома и вовсе не обращает внимание на ее беременность. Степан берет на себя смелость написать Орлову гневное письмо с обвинениями в неподобающем отношении к своей женщине. В итоге Степан увозит Зинаиду в Италию.

Все заканчивается тем, что Зинаида рожает ребенка Орлова, а потом умирает. Предположительно – она сама себя отравила, так как устала от общества безответственных и слабых мужчин.

Степан начинает растить дочку Орлова и Зинаиды, но он смертельно заболевает чахоткой. Чувствуя приближающуюся кончину, он отдает девочку отцу – больше ему ничего и не остается.

Катарина Киери - Совсем не Аполлон

Катарина Киери - Совсем не Аполлон краткое содержание

Совсем не Аполлон - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Совсем не Аполлон

Передо мною сидел совсем не Аполлон. Не восьмое чудо света, не венец творения. Смысл возникновения Вселенной в результате Большого взрыва и эволюции от одноклеточных до современного человека был явно не в его появлении на свет. Будь ему шестнадцать или семнадцать, будь я героиней американского школьного сериала, блондинкой с маникюром и глубоким вырезом, — тогда, может быть, да. Но на самом деле все было совсем не так.

Мы сидели за большим столом в самой обыкновенной учительской. Я ткнула Лену локтем в бок, она обернулась и посмотрела на меня:

Я сидела вытаращив глаза и разинув рот. И взгляд у меня, наверное, был совершенно пустой.

Я пыталась ответить, но не могла издать и звука, даже пискнуть не могла.

— У тебя температура?

Собрание только что началось. Наш директор — как ему только не надоест — вечно начинает с одних и тех же скучных приветственных фраз, которые вроде как должны нас вдохновлять:

— Мы стремимся… ради достижения наших целей… объединив усилия… в центре внимания… результат…

Вот о чем я думала, когда он вошел в учительскую.

А Лена — это мне сразу стало ясно — видела вовсе не то, что я. Мы не всегда видим одно и то же, многое мы воспринимаем по-разному. Обычно это не имеет ровным счетом никакого значения, но иногда я над этим задумываюсь. Как, например, сейчас. Хотя мы лучшие подруги, несмотря ни на что.

На собрании должны были говорить о надписях на стенах. Но не только:

Так он представился. Я машинально взяла ручку и записала, как только он произнес свое имя. Я должна была сделать репортаж о собрании для школьной газеты, но, кроме имени Андерса Страндберга, так ничего и не записала. Придется потом попросить Лену помочь. У нее-то не было температуры, если на то пошло.

Это я сказала. Хотела посмотреть на него. Почти получилось.

Андерс Страндберг, новый учитель. Раньше я его не видела. Но выглядел он очень знакомо, хотя и не был похож ни на кого из тех, кого я знаю. Я словно поняла, что он за человек. Будто бы поняла, как он слушает, как он проявляет участие, хоть и не особо много говорит. Я как будто сразу все это увидела, поняла и оценила. Мне хотелось быть рядом с ним. Время от времени я смотрела на Лену: интересно, заметила ли она то, что заметила я? Только бы заметила. Только бы не заметила. За все собрание я не произнесла ни слова.

Мы шли домой по зимнему вечернему городу — Лена и я. Минус два, только что закончился снегопад, мир приглушенный, огромный. Уличные фонари как теплые судовые огни, скрип снега под ботинками. Кошка, свернувшаяся вокруг сердца, будто в любимом кресле, мурлыкала и мурлыкала. Мне хотелось домой, к себе, в свою комнату. Хотелось сидеть там одной и гладить мягкую шерстку.

Но этого я сказать не могла. Не могла — и всё.

— Он учитель математики, да? Тот, новый.

Вот и все, что я смогла сказать, преодолев волнение. Я произнесла эти слова, чтобы продлить новое ощущение, чтобы оно оставалось со мной всю дорогу до самого дома. Чтобы Лена не начала говорить о собрании, о том, что я должна написать в школьной газете. Только не сейчас. Только не об этом.

Вдруг меня осенило. Я резко остановилась, скрип прекратился.

— Он у нас будет? По математике? Он будет вести у нас математику?

Лена посмотрела на меня немного озадаченно и, кажется, слегка раздраженно вздохнула, прежде чем двинуться дальше.

— Лаура, проснись, у нас математику ведет Май-Бритт. И будет вести дальше, до самого выпускного. А если совсем не повезет, и внуки наши будут у нее учиться.

На внуков в данный момент мне было наплевать. Я пыталась понять, хорошо это или плохо, что Андерс Страндберг не будет нашим учителем. Наверное, хорошо. Наверное. Кошка потянулась во сне.

Чтобы Лена не сменила тему, я пыталась заставить гудящий от напряжения мозг выдать что-нибудь еще — но не то, о чем мне больше всего хотелось говорить.

— А кто же тогда уволился?

Скрип Лениных ботинок не прекратился, но замедлился. Краем глаза я поймала ее оценивающий взгляд — довольно жесткий. Я не просто задала дурацкий вопрос, но еще и делала вид, что не понимаю, насколько он дурацкий. Притворялась, что я не Лаура, а кто-то другой. Школа наша небольшая, и мы знаем всех учителей наперечет — даже тех, кто у нас ничего не ведет. Странно задавать такие вопросы, проучившись в этой школе два с половиной года, да еще и являясь членом школьного совета, и вдобавок занимаясь школьной газетой, и вообще.

Данная повесть отличается от всех остальных произведений, ранее написанных Граниным, тем, что в ней отсутствует как конкретный сюжет, так и главный герой.

За минуту

Повесть не имеет определенной сюжетной линии, а также главного героя. Повесть представляет собой общее собрание коротких авторских записей, воспоминаний о различных жизненных ситуациях, мыслей автора по поводу происходящих в России событий.

Например, Гранин в повести задает вопрос “Из чего же состоит Россия?”. И сразу же дает конкретный ответ на него. Для автора повести Россия включает в себя его воспоминания из детства касательно деревенской жизни, учебы в школе, а также поэзию Пушкина, произведения других российских авторов, таких как Пастернак и Есенин. При этом автор не считает себя ярым поклонником отечественной литературы, называя себя скромным интеллигентом из Петербурга.

Автор сетует на то, что на момент написания повести (2009 г.) литература практически покинула школьные образовательные программы. Более того, Гранин критикует и ЕГЭ, поскольку оно крайне упростило возможность получить образование.

Сторона "против" – есть существенные недостатки

  • Многие школьники просто не хотят читать произведения по школьной программе, поэтому они предпочитают сделать вид, что книга прочитана, а на самом деле прочитано лишь краткое изложение.
  • Во всех сокращённых текстах пропадает смысл чтения как такового. Произведения переписываются сухо, в них отсутствует эмоциональная окраска, которой изначально хотел поделиться с читателем автор. Невозможно понять чувства героев, их переживания. Опускается описание их среды обитания: природа вокруг, домашняя обстановка, вся атмосфера книги в целом. Вряд ли после прочтения произведения в сокращённом виде, его захочется когда-то прочитать целиком.
  • Наконец, не всегда сокращенный текст написан грамотным человеком, который точно отразил суть произведения. Используя непроверенные источники, можно получить неправильное представление о книге.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что краткие содержания могут как оказаться прекрасным инструментом и хорошей помощью, так и принести определенный вред. Надеемся, что Вы, дорогой читатель, всегда будете относиться лишь к тем, кто использует сокращённые тексты на благо себе и окружающим.

Вы ознакомились со статьей "Плюсы и минусы кратких содержаний", на нашем сайте большой выбор таких текстов в разделе "Краткие содержания", приглашаем вас познакомиться с ними.

Читайте также: