Стейнбек жемчужина краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

В доме бедного ловца жемчуга Кино случается беда. Его маленького сына Койотито жалит скорпион. Жена пытается высосать яд, но родители боятся, что этой меры будет недостаточно для спасения жизни ребенка. Взволнованный Кино бежит к местному белому доктору. Врач, услышав от слуги о приходе индейца и его беде, отказывается выйти к гостю. Кино удручен и пристыжен тем, что ему отказали в помощи лишь из-за цвета кожи и безденежья.

Наутро Кино отправляется на очередной промысел. Индеец напевает песни и ловко ныряет на глубину в поисках красивой жемчужины. Кино любуется красотой подводного мира и его несметными сокровищами. Неожиданно ловцу попадается одинокая раковина, которая манит своими размерами и загадочностью. Внутри Кино ожидает огромная сияющая жемчужина, затмевающая своей красотой серебристую луну.

Дома индейца ждет еще одна радостная новость – организм сына потихоньку оправляется от действия скорпионьего яда. Но вокруг Кино сгущаются тучи, ведь известие о его сокровище разнеслось по всей округе.

Кино мечтает на вырученные деньги устроить жизнь своего малыша, дать ему образование и нормальный кров над головой. Спешит в гости к индейцам и доктор, который недавно так грубо обошелся с Кино. Он также желает получить свою долю от находки индейца.

В Ла-Пасе индеец пытается продать жемчужину. Но жадные сговорившиеся скупщики находят в ней много изъянов и предлагают совсем мизерную цену.

Ночью Хуана просыпается от шума и видит, на лице мужа зияет рана. Женщина напугана и просит Кино выбросить проклятую жемчужину. Но решительный индеец уверен, что ему удастся вскоре выгодно продать свою находку.

Хуана пытается сама выбросить жемчужину. Кино настигает ее, но одновременно с этим на них нападают дерзкие грабители. Один из них погибает в схватке с Кино. Хуана бежит в дом за ребенком и едва успевает вытащить его из объятого пламенем дома. Семейство находит убежище в доме Хуана Томаса.

Кино приходится бежать с семьей в пустыню, но за ними неустанно следуют ищейки. Индеец замышляет нападение на преследователей. Один из ищеек принимает плач Койотито за завывание койота и стреляет в его направлении. Когда Кино поражает ударом ножа одного из бандитов, Хуана вскрикивает от ужаса. Выстрелом убит их сын.

Деревня наблюдает за неспешной поступью измученной пары. Кино и Хуана безмолвно проходят мимо испепеленной хижины и направляются прямо к морю. Кино выбрасывает роковую жемчужину в море, пока Хуана держит в руках бездыханное тело ребенка. На этом и смолкает трагичная песня жемчужины, скрывшейся в зеленых волнах.

У Хуаны от радости перехватывает дыхание. Переведя взгляд на Койотито, она замечает, что отёк у сына спадает, что его тельце побороло яд. Исполненный счастья, Кино испускает радостный клич.

Они снова ложатся спать. Тогда Хуана решает одна идти к берегу и выбросить жемчужину в море. Заметив это, Кино устремляется вслед за ней, охваченный злобой. В это время какие-то люди, спрятавшиеся в тростнике, бросаются на него, начинают его обыскивать. В схватке с нападавшими Кино убивает ножом одного из них. Другие убегают. Но жемчужину им не удалось отнять. Подбежавшая Хуана нашла ее, выпавшую из рук Кино, на тропинке. Кино велит ей скорее бежать в хижину, захватить Койотито и немножко кукурузы, чтобы на лодке спастись от врагов. Но выясняется, что в лодке, хорошо просмолённой, его главном богатстве, пробито дно-Враги и здесь постарались принести ему непоправимый ущерб. Он спешит домой и видит, что его хижина охвачена пламенем. С женой и ребёнком Кино прячется в хижине Хуана Томаса. Весь посёлок бурлит, обсуждая пожар и исчезновение семьи Кино.

. Все в Ла-Пасе помнят их возвращение. Они идут охваченные горем, судорожным шагом, словно искусно сделанные деревянные куклы, идут в свой посёлок, к чёрному квадрату, который когда-то был их жилищем. Затем направляются к Заливу. Они ни на кого не смотрят, даже на свою пробитую лодку. Кино держит в руке жемчужину. Она своеобразное зеркало происходящего. Многое в ней отражается. И сама она меняется. Ее поверхность — серая, бугристая. Она — страшная, как злокачественная опухоль. За спиной Кино стоит Хуана, держа в руке свой страшный узелок с тельцем мёртвого сына. И Кино швыряет жемчужину в море. Долго стоят рядом Кино и Хуана, не сводят глаз с того места, где исчезла жемчужина.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.


Каждая медийная история о том, как бедняки становятся обладателями сказочного богатства, в одинаковой степени богаты радостными пожеланиями одних и негодующе завистливыми репликами других. И как показывает практика, истории мгновенного обогащения заканчиваются порой весьма печально. Бедняк настолько уязвлен, что даже став богачом, он все равно оказывается под давлением общества и в конце концов попадает под пресс этого самого общества. Большие деньги и богатства не в силах защитить нищих.

Вот лишь несколько примеров якобы радостных новостей, закончившихся печально:

  • В 2002 году бизнесмен из США Эндрю Уиттакер выиграл 315 миллионов долларов. За 4 года он полностью промотал свое богатство. В 2002 году от передозировки наркотиков скончалась его первая дочь. В 2009 году не стало второй.
  • В начале 2020 года житель Таиланда Джиравут Понгпхан выиграл в лотерею 42 миллиона батов (76 миллионов рублей). Он собрал у себя всех своих родственников для того, чтобы отметить событие, но на следующий день обнаружил, что выигрышный билет после визита родни пропал. Еще через некоторое время Джиравут покончил жизнь самоубийством.
  • В 2012 гoду американец Уpудж Xaн выигрывает миллион долларов, а через несколько дней его находят мертвым. Причиной смерти стало отравление цианидом.

Ко всему прочему автор довольно жестко противопоставил здоровье единственного ребенка в семье главного героя и потенциальную возможность для Кино разбогатеть. И в этом противопоставлении Стейнбек описывает всю внутреннюю борьбу молодого индейца, изменение его приоритетов и маниакальное желание бороться за свою драгоценность. И чтобы вразумить безумца, чтобы дать понять его истинное богатство, судьба преподносит индейцу жесточайший урок.

Жемчужина

Эта повесть — хит. Ее экранизируют, ей посвящают песни, ее упоминают в других произведениях литературы и кино.

На примере ранчо показан срез общества, где все на своих местах. Степенный хозяин. Его сын-самодур (как образ полиции?). Отверженный негр, которго вообще-то терпят, но в одно помещение с белыми вход ему запрещен. Рослый — олицетворение правосудия? Ленни — народ, не осознающий своей силы (мы-то ее демонстрацию еще в 1917 г. посмотрели, нас-то не удивить). Жена Кудряша — все женское население Америки, тоскующее и гнетущееся правилами приличия.

И вот эти два фактора — рутинная неторопливость и четкая упорядоченность — очень хорошо сходятся однажды, когда избавляются от старой слепой собаки, чтобы повториться в финале и огорошить нас своей правильностью.

Но замолчит ли она? Джордж говорит, что создал эту сказку для Ленни, и сам в нее поверил. Мне же хочется верить, что во имя памяти Ленни песня эта не прервется, ферма будет куплена, и заживут там и куры, и кролики, и мыши… В конце концов, между мышью и человеком не так много различий — каждому из них хочется иметь свой дом.

Индеец Кино

Кино – пример храбрости и мужества местного населения, ввергнутого в необходимость бороться за собственное существование. Невероятно трудно осознавать свое положение, когда ты понимаешь, что находишься в настолько жестокой и несправедливой реальности нового быта, что ни один рычаг воздействия на своих угнетателей просто не действует. Враги не знают жалости к твоим умирающим детям, они не подпускают тебя к серьезной работе, твоя участь – поставлять им блестящие игрушки, которые забавляют только их. И единственный шанс, казалось бы, воздействовать на них – стать таким же богатым. Но потенциальное богатство не гарантирует тебе влияние и социальный статус. Резко разбогатев, ты не можешь быстро найти способы реализовать свой достаток, тебе нужно научиться быть богачом. А главное – нет ни одного человека, для кого это было бы важно, кто по достоинству оценил бы и принял тебя в новом облике. Наоборот – остальные богачи все равно будут считать тебя чужаком, а бедняки станут относиться еще враждебнее из зависти. И это тот самый момент, когда ты становишься чужим даже для собственного окружения, даже для своих близких родственников.

Отрываясь от земли и паря в мечтах о будущих планах реализации своего богатства, чаще всего происходит жесточайший удар палкой по голове. Именно он спускает фантазера с небес на землю, поясняя, что новое приобретение – это не подарок судьбы, тебе нужно его еще реализовать. Стоит задуматься, не станет ли упавшее на голову богатство твоим проклятьем, якорем, способным утянуть на самое дно.

За какие-то четыре дня на долю молодой семьи выпадает такое количество испытаний, которому большинство людей не приходится подвергаться за целую жизнь. В своем простом желании быть счастливыми они оказались противостоящими всему миру, после того как удача неожиданно улыбнулась им. В своих мечтах они рисовали прекрасное будущее, особенно для маленького Койотито, но им было дано узнать, что человеческий мир переполнен завистью и алчностью, и счастливый случай, сулящий радужные перспективы, обращается в мгновение ока в промысел дьявола, лишающий их последнего и самого главного. К несчастью, на одного честного Кито обычно приходится сотня завистливых соседей, десяток мошенников-скупщиков, несколько лицемерных помощников и толпа убийц, жаждущих разбогатеть во что бы то ни стало.

Повесть Джона Стейнбека – прекрасный литературный образец, достоинствами которого является и его форма, и содержание. Несомненным плюсом произведения является неочевидность авторского посыла, т.е. отсутствие явных выводов из рассказанной истории, которая способна оставить после себя долгие размышления.

Проклятие

Поставленная в заглавии повести жемчужина при всей своей красоте и манящем потенциальном богатстве для ее обладателя – истинное проклятие для того, кто не знает, что с ней делать; для того, кто стоит на настолько низкой социальной ступени, что нет ни одного заинтересованного в его процветании человека.

Общество придет за этой жемчужиной, раздавит и растопчет тебя. А если ты будешь сопротивляться, то отнимет самое важное в твоей жизни. И только тогда ты поймешь, в чем было твое богатство прежде и насколько несправедлив пришедший на твою землю новый мировой порядок.

Сюжет

Историю, о которой рассказывает автор, передавали из уст в уста в течение многих веков.

А Кино предается мечтаниям — на что он употребит своё богатство. Он хочет обвенчаться с Хуаной в церкви, купить Койотито новенький матросский костюмчик, отправит его в школу когда-нибудь. Но в его хижину уже спешит местный священник и просит отчислить деньги на церковь. Появляется и белый доктор. Он готов лечить сына Кино и даёт ребёнку лекарство, от которого ему становится лишь хуже. Во время второго визита доктор вливает в рот ребёнку какого-то снадобья, после чего дело идет на поправку. Таким образом, он демонстрирует свою целительную силу, надеясь получить хорошее вознаграждение. Теперь Кино надо продать жемчужину, чтобы рассчитаться с доктором.

Эпиграф как бы указывает на фольклорные истоки произведения и одновременно вводит читателя в избранную автором стилизованную, сказовую манеру повествования: “В городе рассказывают об одной огромной жемчужине – о том, как ее нашли и как ее снова лишились. Рассказывают о ловце жемчуга Кино и его жене Хуане и о ребенке их Койотито. Историю эту передавали из уст в уста так часто, что она укоренилась в сознании людей.

И как во всех историях, рассказанных и пересказанных множество раз и запавших в человеческое сердце, в ней есть только хорошее

Если это притча, может быть, каждый поймет ее по-своему и каждый увидит в ней свою собственную жизнь. Как бы то ни было, в городе рассказывают, что…”
Действие развертывается в маленьком поселке на берегу Залива в мексиканской части Калифорнии. Главный герой, Кино, бедный ловец жемчуга, просыпается в своей скромной тростниковой хижине; рядом с ним его жена Хуана и малыш Койотито, спящий в ящике, подвешенном к потолку. Покормив ребенка, Хуана снова укладывает его в ящик. В этот момент, к ужасу родителей, скорпион, спустившись по

Кино успевает схватить и раздавить скорпиона, но яд уже проник в тело ребенка. Хуана пытается высосать яд. На крик ребенка сбегаются соседи: укус скорпиона очень опасен, и Кино несет мальчика к красивому дому, где живет белый доктор.

Этот “разжиревший, обленившийся человек” принадлежит к расе, которая “почти четыре века избивала, морила голодом, и грабила, и презирала соплеменников Кино”. Узнав от слуги о приходе Кино, доктор говорит, что не желает лечить “каких-то индейцев” от укусов насекомых. У Кино к тому же нет денег оплатить прием у врача, и слуга сообщает ему, что доктора нет дома.

Испытав чувство стыда, униженный Кино возвращается в свою хижину.
В это утро Кино вместе с Хуаной выходит на берег Залива, чтобы начать ловлю жемчуга. Он садится в лодку, взяв корзину, к которой привязана веревка; другой ее конец привязан к камню. Это и есть его примитивное, но надежное орудие лова. Он направляется к жемчужной балке.

Там на “каменистом дне, усеянном разломанными открытыми раковинами, фестончатые жемчужницы. Это была та самая банка, которая в прошлые века вознесла короля Испании на первое место в Европе, банка, которая давала ему деньги на ведение войн и одела богатыми ризами не одну церковь за упокой его души”. Кино начинает лов: “молодость и гордость” позволяют ему находиться под водой больше двух минут. Он работает не спеша, выбирая самые крупные раковины.

Как и другие представители своего народа, он любит петь песни. Сегодня он поет Песнь подводного мира. Он привык любоваться его причудливой красотой. Поет в честь жемчужины, в честь той самой красивой, что вдруг найдется.

И здесь ему удивительно везет. Он видит большую раковину, которая лежит одна, без сородичей. Интуитивно он чувствует, что она содержит нечто особое. Он отрывает раковину от ложа и поднимается на поверхность.

Долго не решается он открыть эту раковину. Наконец он вскрывает ее ножом. Перед ним огромная жемчужина, не уступающая в совершенстве самой луне. “Она вбирала в себя свет и словно очищала его и отдавала серебристым излучением.

Она была большая – с яйцо морской чайки. Она была самая большая в мире”.
У Хуаны от радости перехватывает дыхание. Переведя взгляд на Койотито, она замечает, что отек у сына спадает, что его тельце побороло яд. Исполненный счастья, Кино испускает радостный клич.
Между тем поселок, уподобленный живому организму, живет своей жизнью. Не успели Кино, Хуана и другие ловцы добрести до тростниковых хижин, как “нервы города напряглись и завибрировали, принимая поразительную весть: “Кино выловил Жемчужину – самую большую в мире”. Известие о том, что Кино сказочно разбогател, немедленно меняет к нему отношение.

Каждый думает о том, какую выгоду он может из этого извлечь.
Кино же предается мечтаниям, на что он употребит свое богатство: он обвенчается с Хуаной в церкви, купит Койотито новенький матросский костюмчик, увидит его сидящим за партой. В конце концов, главное для него, неграмотного, подавленного нуждой и гнетом индейца – дать сыну образование, чтобы он мог “читать и писать”. А к нему в бедную хижину уже спешит местный священник и просит отчислить деньги на церковь.

Белый доктор тоже является: он готов лечить Койотито и дает ему лекарство, от которого малышу становится лишь хуже. Во время второго визита он вливает ему в рот какого-то снадобья, после чего дело идет на поправку. Тем самым он демонстрирует свою целительную силу, надеясь получить хорошее вознаграждение.

Теперь Кино надо продать жемчужину, чтобы рассчитаться с доктором.
С раннего утра он отправляется с этой целью в Ла-Пас, близлежащий город, к которому примыкает поселок ловцов жемчуга. И это событие становится всеобщим достоянием: все с жадностью следят за ним. Теперь Кино предстоит столкнуться со скупщиками, действующими сообща, как “единый однорукий скупщик”, цель которого обмануть, максимально сбить цену, получить как можно больше прибыли.

Одну за другой обходит Кино их конторы, где ему предлагают совсем малую цену за его сокровище и к тому же пытаются доказать, что жемчужина не столь совершенна.
И Кино и Хуана чувствуют, как вокруг них начинает сгущаться атмосфера напряженности; они словно вступили в новую неизведанную полосу существования, совсем для них непривычную. Начинается целенаправленная охота за их жемчужиной. Ночью в хижине Кино ощущает рядом с собой чье-то легкое движение. Кто-то проник в его жилище.

Хуана видит на лице мужа рану. Кто это сделал, неизвестно. Хуана говорит мужу, что ей страшно, что жемчужина – “недобрая”, что ее нужно уничтожить, пока она не уничтожила их самих, предлагает бросить ее в море.

Но Кино решительно возражает. “Я не сдамся, – настаивает он. – Я одолею. Мы не упустим своего счастья”. Завтра с первыми лучами солнца они двинутся в путь.
Они снова ложатся спать. Тогда Хуана решает одна идти к берегу и выбросить жемчужину в море. Заметив это, Кино устремляется вслед за ней, охваченный злобой.

В это время какие-то люди, спрятавшиеся в тростнике, бросаются на него, начинают его обыскивать. В схватке с нападавшими Кино убивает ножом одного из них. Другие убегают. Но жемчужину им не удалось отнять.

Подбежавшая Хуана нашла ее, выпавшую из рук Кино, на тропинке. Кино велит ей скорее бежать в хижину, захватить Койотито и немножко кукурузы, чтобы на лодке спастись от врагов. Но выясняется, что в лодке, хорошо просмоленной, его главном богатстве, пробито дно. Враги и здесь постарались принести ему непоправимый ущерб.

Он спешит домой и видит, что его хижина охвачена пламенем. С женой и ребенком Кино прячется в хижине Хуана Томаса. Весь поселок бурлит, обсуждая пожар и исчезновение семьи Кино.
Ночью с женой и малышом он тайно покидает поселок. Охваченные страхом, заметая следы, сквозь ветер, прикрыв лица, они движутся быстрым шагом. Никто их не видит. У Хуаны за плечами мешочек со скудной пищей, на руках Койотито.

Наконец они вступают в безлюдную, пустынную местность, начинают подниматься в горы. И тут Кино замечает вдали людей: двоих пеших и всадника. Это их преследователи: горцы-ищейки по самым мельчайшим приметам способны обнаружить, как и куда движется человек. Охваченные страхом, беглецы продолжают путь.

Но и преследователи уверенно движутся по следу. Солнце начинает касаться зубцов гранитных гор, и Кино направляется к расселине, где под скалой ручеек образовал небольшой бочажок. Измученные жаждой, Кино и Хуана наконец, утоляют ее, а мать умывает малыша.

В этот момент начинает плакать Койотито. Двое следопытов начинают это обсуждать. Они думают, что это завывание койота, и решают его “успокоить”.

И в тот самый момент, когда один из следопытов стреляет в направлении пещеры, Кино стремительно бросается на него, его нож вонзается врагу в шею. И в этот момент наверху из пещеры раздается душераздирающий крик Хуаны. Убит маленький Койотито.
…Все в Ла-Пасе помнят их возвращение. Они идут охваченные горем, судорожным шагом, словно искусно сделанные деревянные куклы, идут в свой поселок, к черному квадрату, который когда-то был их жилищем. Затем направляются к Заливу. Они ни на кого не смотрят, даже на свою пробитую лодку.

Кино держит в руке жемчужину. Она своеобразное зеркало происходящего. Многое в ней отражается. И сама она меняется.

Ее поверхность – серая, бугристая. Она – страшная, как злокачественная опухоль. За спиной Кино стоит Хуана, держа в руке свой страшный узелок с тельцем мертвого сына.

И Кино швыряет жемчужину в море. Долго стоят рядом Кино и Хуана, не сводят глаз с того места, где исчезла жемчужина.
Заключительные строки повести таковы: “…Жемчужина коснулась прекрасной зеленой воды и пошла ко дну. Покачивающиеся водоросли звали, манили ее к себе. На ней играли прекрасные зеленые блики.

Она коснулась песчаного дна. Вода на поверхности моря была как зеленое зеркало. А жемчужина лежала на дне, среди перистых, похожих на папоротник растений.

Краб, скользнувший мимо нее, поднял за собой легкое облачко песка, и, когда оно рассеялось, жемчужина исчезла.
И Песнь жемчужины сначала перешла в невнятный шепот, а потом умолкла совсем”.

Читайте также: