Вспомогательная структура в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Педагогам предоставляется право варьировать место деятельности в педагогическом процессе, интегрируя (объединяя) содержание различных видов и форм в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимых занятий, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом.

Объём нагрузки в течение недели соответствует санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме в среднем уделяется 1-2 недели.

Организованная образовательная деятельность может осуществляться в первую и вторую половину дня.

При построении образовательного процесса, учебную нагрузку следует устанавливать,

руководствуясь следующими ориентирами:

- максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей, средней и старшей группах не должно превышать двух занятий, а в подготовительной группе - трех;

- их продолжительность в младшей и средней группах - не более 10 - 15 минут, в старшей - не более 25 минут, а в подготовительной - 25 - 30 минут;

- в середине занятий необходимо проводить физкультминутку;

- перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут;

- занятия детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух - трех раз в неделю;

Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают. С целью переключения детей на творческую активность, для снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма в режим всех возрастных групп введено проведение ежедневных игровых пауз между организованной образовательной деятельностью длительностью не более 10 минут. Проведение физкультминуток является обязательным при организации и проведении образовательной деятельности статического характера, содержание их определяется педагогом индивидуально.

Для профилактики утомления организованная образовательная деятельность познавательной направленности чередуются с организованной образовательной деятельностью художественно-эстетического направления.


Структура ДОУ и система его управления.

Распределение административных обязанностей.

Непосредственное управление ДОУ осуществляет заведующий, который действует на основании Устава от имени ДОУ, представляя его во всех организациях и учреждениях:

распоряжается имуществом ДОУ в пределах прав, предоставленных договором между ДОУ и Учредителем;

в соответствии с законодательством о труде принимает на работу и увольняет работников, осуществляет расстановку кадров, поощряет работников учреждения, налагает взыскания;

несет ответственность за деятельность ДОУ перед Учредителем;

издает приказы, распоряжения в рамках своей компетентности, регламентирующие деятельность ДОУ.

Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью ДОУ осуществляет уполномоченный Учредителя - управление образования администрации Советского муниципального района

Старший воспитатель осуществляет руководство воспитательно-образовательной работой ДОУ. Он определяет место каждого педагога в воспитательной работе с воспитанниками, мобилизуют воспитателей на решение задач, поставленных основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ, годовым планом работы, принимает участие в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и привлекает к воспитательно-образовательной работе ДОУ родителей и общественность.

Заместитель заведующего по АХР отвечает за сохранность здания ДОУ и имущества, организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, противопожарную безопасность, охрану труда и организацию труда обслуживающего персонала, контролирует санитарное состояние помещений, соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, проводит санитарно-просветительскую работу.

Воспитатели и специалисты осуществляют воспитательно-образовательный процесс.

Младший обслуживающий персонал обеспечивает бесперебойную работу ДОУ.

Каковы основные формы координации деятельности аппарата управления образовательного учреждения.

Аппарат управления ДОУ координирует свою деятельность с учетом решений, принимаемых на Педагогических советах, общих собраниях трудового коллектива ДОУ, административных совещаниях при заведующем ДОУ.

Системный Контроль: Производственное совещание, общее собрание трудового коллектива ДОУ.

Оперативный контроль: Административные совещания и оперативные совещания с педагогами 1 раз в неделю.

Тематический контроль: Санитарное состояние здания, оборудования, в.т. игровое на территории ДОУ, состояние воспитательно-образовательной работы с детьми, охрана жизни и здоровья сотрудников и детей, др в соответствии с планом работы ДОУ.

Организационная структура системы управления, организация методической работы в педагогическом коллективе.

Организационная структура системы управления состоит из двух структур:

1 структура - коллегиальные органы управления ДОУ, согласно Устава ДОУ

2 структура - административное управление, которое имеет линейную структуру:

- 1 уровень управления - заведующий ДОУ. Объект управления - весь коллектив.

- 2 уровень управления - заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель.

Объект их управления - часть коллектива согласно функциональным обязанностям (педагогический персонал, обслуживающий персонал).

- 3 уровень управления - осуществляется воспитателями, специалистами, обслуживающим персоналом.

Объект управления - воспитанники и родители (законные представители).

Созданная структура управления не является чем-то неподвижным, она меняется в связи с развитием дошкольного образовательного учреждения и может предопределять изменения в этом развитии. Таким образом, в ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующий детским садом занимает место координатора стратегических направлений.

Организационная структура в ДОУ:

    1. Заведующий.
    2. Заместитель заведующего по АХР.
    3. Старший воспитатель.
    4. Педагоги (воспитатели, специалисты).
    5. Младшие воспитатели.
    6. Обслуживающий персонал (повара, машинисты по стирке белья, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания, сторожа, дворник, электромонтер).

    Структура ДОУ соответствует решаемым задачам, механизм управления ДОУ определяет его стабильное функционирование.

    Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления.

    Формами общественного управления ДОУ являются: Общее собрание трудового коллектива, Совет родителей, Педагогический совет ДОУ.

    В организованной структуре административного управления ДОУ можно выделить несколько уровней линейного управления:

    • Первый уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в Типовом положении о дошкольном учреждении. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.
    • На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, завхоз, врач, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовленности, опыта, а также структуры ДОУ.
    • Третий уровень управления осуществляют воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский, обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.

    В управлении ДОУ единоначалие и коллективность выступают как противоположности единого процесса. Наиболее важные вопросы жизни и деятельности ДОУ рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении ДОУ соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в решении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т.д. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.

    ГБДОУ детский сад № 53 компенсирующего вида. Организация занимается обучением и воспитанием детей с нарушением зрения и детей со сложной сочетанной патологией.

    В учреждении действует 9 групп 5 групп для детей со сложным дефектом и 4 группы для детей слепых и слабовидящих, в них обучаются 112 детей.

    Миссия ДОУ - индивидуальный подход к воспитанию и образованию детей.

    Приоритетной деятельностью ГБДОУ с детьми является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в учреждениях начального общего образования (интеграция и инклюзия).

    ГБДОУ обеспечивает воспитание обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, а также присмотр, уход и оздоровление детей.

    Основу организации составляют операторы: Дефектологи, воспитатели, музыкальные руководители, логопеды, инструкторы по физической культуре, медсемтры – ортоптистки, массажисты, психологи. Они образуют операционное ядро. Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе и врач осуществляют прямой контроль над операторами и являются стратегическим апексом и разрабатывают стратегию работы детского сада, осуществляют управление взаимодействием с внешнейц средой, родителями, другими организациями непример с поликлиникой, научно-методическим центром и др. Зам. зав. по УВР контролирует педагогическую деятельность: правильность проведения занятий и режимных моментов, деятельность педагогов по самообразованию и повышению квалификации, проводит педагогические советы и консультации; врач контролирует выполнение режимов дня, санитарно - гигеническое обучение как детей так и сотрудников, прохожение сотрудниками обязательных медицинских осмотров.

    Техноструктура нашей организации состоит из методиста, который разрабатывает программы, занятия с детьми, консультации для родителей и педагогов, обрабатывает новую методическую литературу, ищет новые способы и методы обучения незрячих детей, оказывает помощь воспитателям и специалистам в составлении конспектов открытых занятий, производит обработку данных мониторингов, поступающих от воспитателей и дефектолог.

    Дополнительным обслуживанием нашей организации занимаются : повар, сторожа, дворник, рабочий по обслуживанию зданий, электрик, мойщик посуды, кладовщик, машинист по стирке белья, помощники воспитателя – это вспомогательный персонал. Контроль над деятельностью вспомогательной части организации осуществляет заместитель заведующей по административно-хозяйственной работе. Она же обеспечивает персонал моющими и хозяйственными средствами.

    Данная организация имеет линейно-функциональную структуру.

    Вертикальная – управленческая связь

    Заведующий контролирует выполнение воспитателем его должностных обязанностей, соблюдением трудовой дисциплины, управляет и координирует его деятельность. Воспитатель обращается с просьбами по улучшению условий труда и обучения детей (материально – техническое обеспечение педагогического процесса).

    Вертикальная – управленческая связь

    Старшая медицинская сестра контролирует выполнение помощниками воспитателя обеспечения чистоты уборки помещении, выполнения режима проветривания, кварцевания, поддержания необходимой температуры в помещениях, качество и правильность мытья посуды, выдает, разведенные дезинфицирующие средства.

    В организации много примеров горизонтальной связи:

    В детском саду преобладает горизонтальная специализация в выполнении рабочих задач: дефектологи и воспитатели разделены на дефектологов и воспитателей групп раннего возраста, младшего возраста и подготовительного возраста и работают всегда на одной и той же группе, также логопеды и психологи, исключение составляют только два музыкальных руководителя и инструктор по физо они работают со всеми возрастными группами детей. Уровень горизонтальной специализации высокий. Воспитатели не только проводят занятия по готовым конспектам, но и создают свои, не только применяют способы обучения из журналов или консультаций методиста, но и разрабатывают свои более эффективные для данной группы детей, создают и изготавливают свои пособия, поэтому вертикальная специализация выполняемых рабочих задач расширяется.

    В детском саду использован принцип группирования организационных единиц по рабочим функциям. Воспитатели с воспитателями, помощники с помощниками и т. д.

    Централизация – самое сильное средство координации процесса принятия решений в организации.

    У нас используется вертикальной децентрализацией распределение вниз по цепочке линейных полномочий – заместителям по административно-хозяйственной работе и по учебно-воспитательной работе, старшей медицинской сестре. И горизонтальная децентрализация - право принятия решений – в данном случае в основном неформальное переходит к вспомогательным службам, аналитикам, операторам. Методист собирает педагогов и дает им задания, необходимые для написания программы и сам проверят выполнение. Сторожу - заведующая делегирует свои полномочия в осуществлении пропускного режима: после 20.30 не пропускать в детский сад никого; не пропускать сотрудников и родителей без сменной обуви или бахил дальше раздевалки (раздевалка общая на все группы и находится на первом этаже) – это селективная горизонтальная децентрализация.

    Сложная стабильная внешняя среда приводит к бюрократическим, но децентрализованным структурам, использующим с целью координации стандартизацию знаний и навыков. Поскольку организация выполняет вполне предсказуемую деятельность, она может полагаться на стандартизацию; поскольку речь идет о трудной для понимания работе, организация имеет возможность децентрализации в нашем учреждении.

    3 Определение показателей для оценки эффективности деятельности.

    Потребителями продукта деятельности организации являются родители наших воспитанников, школа - интернат для слепых и слабовидящих им. Гротта, школа - интернат для слабовидящих детей, специализированные школы 7 и 8 вида, общеобразовательные школы, и лицеи, государство.

    Эффективность деятельности детского сада можно оценивать по следующим параметрам:

    Отзывы о первоклассниках учителей школ

    Наличие жалоб со стороны родителей

    Квалифицированность кадров, наличие или отсутствие текучести кадров

    Желание или нежелание родителей водить детей в наше учреждение

    Состояние зрения воспитанников

    Результаты мониторинга знаний и возможностей

    В школу в 2012 году выпущено 16 детей: 4 из них в школу для слепых и слабовидящих детей, 3 – во вспомогательную школу, 4 ребенка зачислены в массовую школу; 5 детей на домашнее обучение.

    По мнению учителей: дети, выпускающиеся в массовую школу, с высоким уровнем развития, хорошо сформированными учебными навыками и достаточным потенциалом познавательной сферы. дети, поступающие в специальную школу, показали хороший уровень усвоения программного материала, сформированность специальных умений, способность использовать остаточное зрение и адекватно вести себя в социуме.

    За последние 5 лет от родителей в адрес детского сада не поступило не одной жалобы.

    Большинство педагогов работают в детском саду по 15-20 лет.

    - Желание или нежелание родителей водить детей в наше учреждение

    По новому типовому положению в группах компенсирующей направленности для слепых и слабовидящих должно быть 12 человек, в наших группах по 18 детей. При приходе родителей мы объясняем, что в группы переполнены и есть другие детские сады для детей амблиопов, но через месяц эти родители приносят мне направление именно в наш детский сад. Объясняя, что хотят качественную ортоптическую помощь, занятия с квалифицированными специалистами, доброе отношение к ребенку:

    По моей субъективно оценке деятельность нашей организации – эффективна.

    Эффективность деятельности организации связана с тем, что каждый занят своим любимым делом, квалифицированные педагоги воспитывают, учат, любят детей, изобретают новые приемы и способы, вкладывают в работу душу, помощники воспитателей поддерживают чистоту. Правильная у нас организационная структура или не правильная очень сложно сказать и что в ней надо поменять тоже. Когда люди в организации работают очень долгое время, чтобы произвести малейшие изменения необходима масса усилий со стороны заведующей. Работники не хотят менять структуру, а хотят хорошую материально-техническую базу, комфортных условий труда. Иногда, кажется, чтобы что–то изменить, проще набрать новых работников, но это желание быстро проходит. И появляется тетрадь для связи с рабочим, а сторож Елена Михайловна после долгих уговоров и разъяснений, что она получает полное право не пускать без сменной обуви, а если ее не будут слушать, то пусть показывает приказ руководителя.

    Читайте также: