Диагностика осанки в доу
Обновлено: 05.07.2024
Нарушение осанки и сколиоз — самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей. Число детей с нарушением осанки в наши дни составляет 30% и выше, а сколиоз поражает в среднем 10 – 15% детей. Среди детей, начинающих посещать детский сад, нарушения осанки имеют 5 – 6%, а по окончании детского сада их уже 20%. Дальше процент детей с неправильной осанкой, к сожалению, только увеличивается.
Причинами нарушения правильного положения тела могут быть как генетическая предрасположенность, на которую мы повлиять не можем, так и регулярно неправильно принимаемая ребёнком поза при стоянии, сидении, ходьбе. Часто нарушения в опорно-двигательном аппарате возникают у физически слабых и не занимающихся физическими упражнениями детей.
Ранняя профилактика нарушений осанки – самая эффективная. Она позволяет создать оптимальные условия для нормальной деятельности двигательного аппарата и организма в целом. В качестве профилактики могут служить подвижные игры на свежем воздухе, специальные упражнения, утренняя гимнастика, воспитание навыков правильной осанки во время сидения, стояния, ходьбе. Кроме того, питание ребёнка должно быть полноценным и разнообразным.
Цель работы: изучение и систематизация информации по данному вопросу, внедрение разнообразных методов и приёмов в свою работу.
Задачи:
-изучить методическую литературу, другие источники для повышения уровня знаний по данной теме;
-создание картотеки игр и упражнений по формированию правильной осанки у дошкольников;
-создание благоприятных условий для формирования правильной осанки у детей;
-приобщить родителей к совместной работе по профилактике нарушений осанки у детей.
План работы на год
Изучение методической литературы
1.Асачева Л., Горбунова О. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста – Детство-Пресс, 2013.
3.Воротилкина, И. П. Организация двигательной активности дошкольников. / И. П. Воротилкина // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6.
4.Коновалова Н.Г. Профилактика нарушения осанки у детей: занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской творческой деятельности – Учитель, 2020.
5.Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей./ М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми
Наблюдение за осанкой детей.
Коррекция нарушений осанки в повседневной жизни.
Утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки, физкультурные занятия с включением упражнений для укрепления мышц спины и профилактики нарушений осанки.
Ежедневная физическая нагрузка на протяжении дня.
Внедрение закаливающих процедур и мероприятий в режимные моменты.
Закаливающие мероприятия под наблюдением медицинского работника.
Неделя здоровья в ДОУ.
Игры и упражнения с мячом.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Игры и упражнения с мешочками с песком.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Подготовка к открытому мероприятию.
Гимнастика пробуждения с элементами йоги.
Ежедневная гимнастика с включением упражнений из йоги.
Работа с семьёй
Подготовка информации для родителей, оформление папки-передвижки.
Изготовление пособий для занятий физическими упражнениями, пополнение оборудованием из подручных средств физкультурного центра.
Оборудованный физкультурно-оздоровительный центр в группе.
Подготовка к семинару-практикуму.
Подготовка к открытому показу утренней оздоровительной гимнастики.
Открытый показ утренней оздоровительной гимнастики.
Консультация на родительском собрании.
Подготовка информации к презентации (сбор информации, фотографий).
Презентация на итоговом родительском собрании.
Сбор информации для составления картотеки игр, упражнений, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения для профилактики правильной осанки.
Выступление на педсовете.
Выступление на районном МО.
Отчёт о результатах работы по теме самообразования.
Выступление на итоговом педсовете.
Комментариев нет:
Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".
Данная авторская разработка по диагностике и мониторингу Физкультурно-оздоровительной работы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки будет интересна и полезна инструкторам по физкультуре, заведующим, медицинским работникам и методистам ДОУ. Особенно интересна данная разработка в ДОУ, где проводится активная работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
Оценка эффективности реализации программы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
Ожидаемые результаты.
Требования к уровню подготовки занимающихся к концу года:
Навыки и умения:
Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие, настойчивость, двигательная память, воображение.
Если ребенок занимается больше года, то соответственно совершенствует все эти качества, навыки и умения.
Методы исследования.
Для определения динамики эффективности проводимых занятий и уровня физического развития занимающихся необходимо использовать мониторинговые исследования:
- метод педагогического наблюдения;
Метод педагогического наблюдения.
Наблюдая в ходе занятий за детьми, инструктор обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку. В результате применения данного метода выявляется, насколько детям интересны упражнения и игры, а также эффективность тех или иных упражнений и игр. Отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные детьми в период обучения по данной программе.
Тестирование.
Динамику развития физических качеств дошкольников позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 2 раза в год - в сентябре, перед началом цикла занятий и в мае – после прохождения программы.
Оценивается уровень развития физических качеств – ребенку предлагается пройти проверочные тесты, определяющие:
• силы мышечных групп спины;
• силы мышечных групп живота;
• силы мышечных групп плечевого пояса;
Мышцы, задействованные в проверочных тестах, являются основой мышечного корсета, который удерживает осанку в правильном положении.
Все данные тестирования заносятся в таблицу (см. Приложение 1).
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья занимающихся, в том числе правильность формирования осанки и свода стопы помогает определить медицинский контроль.
Визуальная оценка осанки – ребенок осматривается совместно с медсестрой. Оценивается прямота позвоночника: при осмотре со стороны спины позвоночник должен выглядеть прямым, а остистые отростки образовывать ровную линию. Даже незначительные искривления свидетельствуют об отклонениях от нормы.
• одинаковый ли уровень высоты плеч, углов лопаток, сосков;
• одинаковая ли глубина треугольников талии – углов, которые образованы свободно опущенной рукой и выемкой талии;
• симметрия рельефов поясничной области и грудной клетки при наклоне вперед;
• физиологические изгибы позвоночника - при взгляде сбоку должны быть выражены равномерно, и соответствовать примерно толщине ладони ребенка.
Диагностика свода стопы.
2. Оценка отпечатка стоп – проводится совместно с медсестрой с помощью плантографа. Оценивается наличие отклонения от отпечатка нормальной стопы в сторону уплощения или вальгусной стопы в соответствии с возрастом ребенка.
Данные медицинского контроля заносятся в специальную карту (см. Приложение 2).
Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия ель проекта: Профилактика и предупреждение нарушения осанки и плоскостопия у детей. Актуальность: Высокий показатель нарушения.
Под осанкой понимается привычное непринужденное положение тела стоящего человека.
Если осанка правильная или физиологическая, то плечевой пояс, лопатки, крылья и другие костные ориентиры тела расположены симметрично.
Ось позвоночника и линия отвеса совпадают. При осмотре сбоку отмечаются физиологические изгибы, формируемые с двигательным развитием ребенка.
Нарушения осанки у детей могут отмечаться как во фронтальной плоскости (при осмотре сзади и спереди), так и в саггитальной (при осмотре сбоку).
При этом у детей они лучше поддаются корректировке, поскольку позвоночный столб у них еще не до конца сформирован.
Причины искривления осанки у детей
Обратите внимание на причины искривления спины у детей
К нарушению осанки приводят различные неблагоприятные факторы, провоцирующие снижение мышечного тонуса:
- Плохо развитые мышцы спины и живота;
- Определенные особенности строения скелета;
- Соматические заболевания;
- Нарушения зрения или слуха;
- Неправильное питание или сон.
Играет роль также несоответствие рабочего стола либо парты росту и возрасту ребенка, слишком мягкая кровать, неправильная поза при сидении, неправильная осанка у окружающих. При нарушениях осанки структуральные изменения в скелете и костных тканях позвонков не наблюдаются.
Симптомы нарушенной осанки
Нарушения осанки у детей не являются болезнью сами по себе, однако, они могут создавать предпосылки для заболеваний как опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов.
Основной симптом нарушенной осанки - внешний вид ребенка, когда он стоит. При сутулости голова наклоняется вперед, поддаются вперед плечи, лопатки выступают, ягодицы уплощены.
Для диагностики искривления спины у ребенка достаточно его поставить вертикально
Кифолордическое нарушение осанки (кругло-вогнутая спина) предполагает наклон головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячивание и свисание живота, большой угол наклона таза, максимальное разгибание или переразгибание ног в коленях.
Если осанка асимметричная, отмечается дугообразная деформация позвоночника с обращенной влево или вправо вершиной, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки, соски находятся на разных уровнях.
Нарушения осанки у ребенка могут способствовать изменению работы сердца, легких, пищеварительной системы. К примеру, при плоской груди и сутулой спине ограничивается полная экскурсия грудной клетки, дыхание становится поверхностным, что приводит к снижению обмена веществ и кислородной недостаточности.
Дети, осанка которых нарушена, становятся вялыми и апатичными, у них может ухудшиться память, повышается подверженность ОРЗ, пневмонией, бронхитом, предрасположенность к туберкулезу.
Ввиду чрезмерного прогиба поясничного отдела мышцы брюшного пресса становятся слабыми, опускается желудок и кишечник, появляются запоры. При нарушениях осанки также возможны боли в спине, головные боли, повышена усталость, нарушения зрения. Со временем они могут приводить к развитию остеохондроза, деформаций грудной клетки, сколиоза, межпозвоночной грыжи, деформирующего остеоартроза.
Методы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Питание
В дошкольном возрасте все органы и системы активно развиваются, в том числе и опорно-двигательный аппарат. Чтобы осанка ребенка формировалась правильно, нужно позаботиться о питании и о двигательной активности.
Питание, насыщенное всеми необходимыми компонентами - очень важный момент. В рационе должно быть достаточно кальция, источники которого - молоко и молочная продукции, мясо, крупы, а также овощей и фруктов, богатых витаминами и минералами.
Питание занимает особое место в формировании осанки у ребенка. Обратите внимание, какие продукты содержат большое количество кальция
Также важен продуманный режим. Полезно ребенку гулять на свежем воздухе, особенно в солнечную погоду. Солнце является лучшим источником витамина D, благотворно влияющего на опорно-двигательный аппарат. Полезны подвижные игры, бег, ходьба.
Физические упражнения
Отличный способ как улучшить настроение дошкольника, так и укрепить мышцы спины - это плавание и купание. Кроме того, важно не допускать длительного положения дошкольника водной и той же позе на компьютером или телевизором. Во время игр за столом также важно контролировать положение спины и конечностей.
Другой важный момент - полноценный отдых. Правильный сон помогает мышцам расслабиться, способствует отдыху всего организма и накоплению сил для активного времяпровождения при бодрствовании
У детей в возрасте до 7 лет высока двигательная активность. Важно позволять им двигаться как можно больше. В детском саду двигательную активность малышей поддерживают различными способами. Утром организм будит десятиминутная гимнастика, затем - занятия физкультурой, прогулки, различные подвижные игры. Примерно такой же двигательный объем родители должны поддерживать в выходные, праздники, во время отпуска.
Для правильного формирования осанки у детей дошкольного возраста используются различные упражнения:
- Отличным профилактическим средством является ходьба: обычная, на пятках, на носках, на внутренней и внешней стороне стопы, с перешагиванием через препятствия. Можно ее разнообразить, используя ортопедические массажные коврики, канат, ребристую доску.
- Ползание также помогает предупредить нарушения осанки. Ребенка стоит научить ползать не только на четвереньках и с продвижением вперед, но также и задним ходом, зигзагом, лежа на спине или животе и отталкиваясь ногами либо руками
- Полезно использовать шведскую стенку - лазание помогает укрепить мышечный корсет и одновременно способствует развитию четкой координации движений.
- Полезен бег, который малыши очень любят. Можно бегать на носках, с препятствиями, змейкой, сочетать разные варианты.
- Для закрепления навыка сохранения правильной осанки можно делать такое статическое упражнение: нужно стать спиной к стене, одновременно коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Зафиксировать корпус, затем отойти, сохранив осанку, и вернуться, чтобы себя проверить.
- Также полезны упражнения, при которых исходное положение - стоя с правильной осанкой у стены, затем нужно поднять на носочки и опуститься, поочередно сгибая в колене правую и левую ногу. Зафиксируйте положение ребенка у стены, поместив на голову мешок с песком, он должен пройти с ним по комнате, вернуться и проверить, сохранилась ли осанка.
- Детям обычно нравятся упражнения с ортопедическим мячом. Они способствуют проработке разных мышечных групп. Опора, постоянно пытающаяся ускользнуть от малыша, научит его координировать усилия и сохранять равновесие.
- Также использовать можно простой резиновый жгут. Ребенку нужно взять его в руки и поочередно натягивать в стороны, а потом брать в каждую из рук отдельно. Это способствует укреплению и улучшению выносливости мышц спины и рук.
Несколько эффективных упражнений для укрепления спины у детей дошкольного возраста
Коррекция и профилактика нарушений функции стоп у детей дошкольного возраста являются наиболее актуальными в системе дошкольного физического воспитания. Количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности с плоскостопием, ежегодно увеличивается. Ранняя диагностика и своевременное выявление нарушений особенно необходимы на ранних этапах формирования сводов стопы. В статье представлены результаты плантографического обследования, характеризующие возрастные и половые особенности развития сводов стопы у детей дошкольного возраста. В результате исследования выявлены четыре вида нарушений сводов стопы, а именно: различные степени плоскостопия в медиальной, латеральной и в средней части стопы, а также такие виды нарушений, как полая стопа и стопа с пониженным сводом в средней части стопы и вальгизирование пяточной кости при обследовании задней части стопы. Полученные данные подтверждают наличие значительного количества дошкольников с различной степенью отклонениями в формировании свода стопы.
1.Бублик В.Г. Лечение плоскостопия у детей // В.Г. Бублик//Материалы научно-практической конференции детских травматологов-ортопедов России 25-27 мая 2000 г., Старая Руса, “Актуальные вопросы детской травматологии и ортопедии”/ С.-Петербург. – 2000. – С. 370-372.
2. Кузьмичева О.А. Применение метода биологической обратной связи в восстановительном лечении деформаций стоп у детей: дис…к.м.н/ О.А. Кузьмичева. - СПб, 2002. – 160 с.
3. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: практическое пособие / О.Н. Моргунова. - Воронеж: Учитель, 2005. - 109 с.
4. Самусев Р.П. Профилактика и реабилитация нарушений опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры: учебно-методическое пособие / Р.П. Самусев; Л.Б. Дзержинская; Л.В. Царапкин. – Волгоград: ВГАФК, 2008. – 76 с.
5. Лагутин М.П., Самусев Р.П. Структурно-функциональные изменения стопы при циклических центробежных нагрузках у спортсменов-бегунов / М.П. Лагутин, Р.П.Самусев - СПб: Морфология, 2009. – С.79-81.
В настоящее время проблема профилактики и лечения отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья [1]. Особое внимание заслуживает профилактика и коррекция нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, среди которых одно из ведущих мест занимает плоскостопие.
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся фиксированным уплощением ее сводов. Различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но, и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции самого позвоночника, а так же на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта [2, 5].
Формирование стопы происходит до 6-летнего возраста. Соответственно, чем раньше обнаружено плоскостопие, тем легче его вылечить. Именно до 6 лет, когда не закрыты точки окостенения легче предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии плоскостопия [3].
Следует отметить, что при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях деформация свода стопы не прогрессирует и является обратимым процессом [4]. Поэтому ранняя профилактика нарушения плоскостопия у детей заслуживают особого внимания.
Результаты исследования и их обсуждение
Целью настоящего исследования является оценка состояния свода стопы у детей дошкольного возраста.
Обследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 255 г. Волгограда. В исследовании приняли участие 18 девочек и 23 мальчика в возрасте 4-5-ти лет.
С помощью программно-аппаратного комплекса производилась регистрация и анализ 82 плантограмм. В основе компьютерной плантографии лежит прямое сканирование стоп с проведением дальнейшего анализа снимков. Плантограммы снимались в положении стоя, так, чтобы масса тела ребенка была равномерно распределена на обе ноги.
В результате обследования свода стопы у детей среднего и старшего дошкольного возраста выявлены отклонения от нормы в медиальной и латеральной части стопы, а так же в среднем и заднем ее отделах.
Компьютерная обработка данных обследования детей 4-х-5-ти лет показала, что наличие вышеперечисленных отклонений имеет место у всех испытуемых без исключения.
Обследование свода стопы детей 4-х лет выявило следующие отклонения от нормы. Нарушения в медиальной части левой стопы выявлены у 35% детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 10%, плоскостопие II степени – у 10%, плоскостопие III степени – у 15% .
Нарушения в медиальной части правой стопы выявлены у 20 % детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 10%, плоскостопие II степени – 5%, плоскостопие III степени – у 5% испытуемых.
На рисунке 1 наглядно представлены выявленные нарушения в медиальной части правой и левой стопы.
Рис. 1. Нарушения в медиальной части правой и левой стопы
Нарушения в латеральной части левой стопы выявлены у 50% испытуемых, из них плоскостопие I степени наблюдается у 20%, плоскостопие II степени – 20%, плоскостопие III степени – 10%.
Нарушения в латеральной части правой стопы выявлены у 50% обследуемых, из них плоскостопие I степени наблюдается у 30% испытуемых, плоскостопие II степени – у 5%, плоскостопие III степени – 15%.
Выявленные нарушения в латеральной части представлены на рис.2.
Рис. 2. Нарушения в латеральной части правой и левой стопы
Нарушения среднего отдела правой стопы зафиксированы у 80% обследуемых детей, в частности 60% имеют полую стопу, 15% – стопу с пониженным сводом, 5% имеет плоскостопие II степени.
Выявленные нарушения в средней части представлены на рис.3
Рис. 3. Нарушения в средней части правой и левой стопы
Нарушения заднего отдела левой стопы, а именно вальгизирование пяточной кости наблюдается у 55 % обследуемых детей;
Нарушения заднего отдела правой стопы − вальгизирование пяточной кости выявлено у 35 % обследуемых детей.
Следует отметить, что 35% детей имеют незначительное отклонение от нормы и при проведении специальных профилактических мероприятий, направленных на укрепление сводов стопы, приведет в дальнейшем к правильному ее формированию.
Наличие значительных отклонений от нормы (плоскостопия II и III степени по нескольким или одному показателю) выявлено у 65% детей. Целенаправленная и своевременная работа над укреплением сводов стопы позволит предотвратить развитие плоскостопия.
Обследование свода стопы детей 5-и лет выявило следующие отклонения от нормы:
Нарушения в медиальной части левой стопы, а именно плоскостопие I степени выявлено у 14,2% детей.
Нарушения в медиальной части правой стопы не выявлены.
Нарушения в латеральной части левой стопы выявлены у 37,2% детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 23% испытуемых, плоскостопие II степени – у 9,5%, плоскостопие III степени – у 4,7%.
Нарушения в латеральной части правой стопы выявлены 47,5%, из них плоскостопие I степени наблюдается у 42,8%, плоскостопие II степени – у 4,7%.
На рисунке 4 наглядно представлены выявленные нарушения в латеральной части правой и левой стопы.
Рис. 4. Нарушения в латеральной части правой и левой стопы
Нарушения среднего отдела левой стопы зафиксированы у 70,9% обследуемых детей, в частности 52% имеют полую стопу, 9,5% – стопу с пониженным сводом, 4,7% плоскостопие II степени, 4,7% имеет плоскостопие III степени.
Нарушения среднего отдела правой стопы зафиксированы у 90,2 % обследуемых детей, в частности 57% имеют полую стопу, 19% – стопу с пониженным сводом, 4,7% – плоскостопие I степени, 9,5% имеет плоскостопие II степени.
Выявленные нарушения в средней части стопы представлены на рис.5.
Рис. 5 Нарушения в средней части правой и левой стопы
Нарушения заднего отдела левой стопы, а именно вальгизирование пяточной кости наблюдается у 57% обследуемых детей.
Нарушения заднего отдела правой стопы − вальгизирование пяточной кости выявлено у 57% обследуемых детей.
Выводы
Анализ полученных результатов на наличие отклонений свода стопы от нормы показал, что у 62% детей данные отклонения незначительны, и при соблюдении профилактических мер приведут к нормальному формированию сводов стопы.
38% детей имеют значительные отклонения от нормы (плоскостопия II и III степени по нескольким или одному показателю) и требуют своевременного лечения.
Плантографическое обследование, в основе которого лежит сканирование стопы, является одним из перспективных методов диагностики патологии стопы и позволяет выявить различные деформации стопы на ранних стадиях, подобрать оптимальные средства, направленные на коррекцию выявленных нарушений и провести эффективные профилактические мероприятия.
Рецензенты:
Читайте также: