Волшебные бутылочки для уголка экспериментирования в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Темп современной жизни приводит к усилению раздражительности, повышению агрессивности, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости личности. Все это негативное влияние в первую очередь отражается на детях, поэтому в настоящее время очень много детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия.

Сенсорные бутылки – это пластиковые прозрачные бутылки, заполненные различными жидкостями или сыпучими материалами разных цветов, форм и плотности. Игры с сенсорными бутылками способствуют развитию у дошкольников зрительного, слухового, а также тактильно-двигательного восприятия. Они используются на развивающих детских занятиях и в свободной деятельности. В качестве наполнителя используют самые разные материалы. Это и жидкости, и твёрдые сыпучие наполнители. Самыми доступными и популярными жидкостями являются вода и растительное масло, подкрашенные акриловым или пищевым красителем. Твёрдые сыпучие наполнители – это крупы, песок, мелкие игрушки, пуговицы, бусины, блёстки, гайки, макароны и так далее.

Цель: изготовление и последующее использование пособий для развития и снижения эмоционально-психического напряжения дошкольников.

Оборудование: Бутылки, вода, глицерин, гель для душа, пищевые красители, меленькие ракушки, цветные резиночки, гидрогелиевые шарики, растительное масло, блески, изолента, клей, рис.

Я задумала создать коллекцию сенсорных бутылок с разными крупами и жидкостями.

Вот некоторые образцы:

В процессе демонстрации воспитанникам и обсуждения с родителями и педагогами детского сада появились новые идеи сенсорных бутылок и их использование в образовательной деятельности.

Очень эффектно смотрятся гидрогелиевые шарики. Для начала их нужно залить водой, чтобы они разбухли, далее сложить в бутылку, добавить чуть-чуть воды. Крышку бутылки желательно закрутить изолентой.

И так нам потребуется:

- вода холодная, 1\2 бутылки (можно варьировать по желанию),

- пищевой краситель (совсем чуть-чуть, цвет любой),

- масло растительное, 1\2 бутылки (так же можно варьировать, но доливать маслом до самой крышки),

- сыпучие материалы (паетки, бусинки, натуральные и искусственные ракушки, звездочки и т.д по желанию).

Также можно поэкспериментировать, добавляя к воде в равных пропорциях детское масло, глицерин или кукурузный сироп. В полученную жидкость можете добавить блеск или пищевой краситель, мелкие игрушки.

Широкое использование разнообразных материалов и оборудования для психологической разгрузки детей способствует своевременному социальному развитию, формированию эмоциональной грамотности детей дошкольного возраста.

Как создать уголок экспериментирования в группе раннего возраста? Ведь его наполнение не всегда безопасно для малышей (природный материал песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья, перышки; приборы для проведения опытов: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, и т.д.), кроме того дети могут разбросать или испортить содержимое уголка.

ВложениеРазмер
eksperiment_s_butylkami.docx 610.87 КБ

Предварительный просмотр:

Уголок экспериментирования в группе раннего возраста

воспитатель группы раннего возраста

Ким Алевтина Ивановна

Как создать уголок экспериментирования в группе раннего возраста? Ведь его наполнение не всегда безопасно для малышей (природный материал песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья, перышки; приборы для проведения опытов: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, и т.д.), кроме того дети могут разбросать или испортить содержимое уголка. Необходимо постоянно следить за детьми в этом уголке, забыв про другие интересные совместные дела, или убирать в безопасное место и доставать самой – в этом случае про инициативу и самостоятельность (за что так ратуют ФГОСы) речи идти не может. Проблема?!

  • Развитие наблюдательности
  • Развитие познавательного интереса детей
  • Установление причинно-следственной зависимости
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности
  • Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Я вам расскажу, как создавала уголок экспериментирования (хотя его скорее можно назвать уголком наблюдения) который имеет название лаборатория Кота Учёного.

Изготовила коробку для хранения бутылочек. Взяла простую упаковочную коробку обклеила ее, сделала перегородки. Получилось 12 ячеек. Использовала небольшие прозрачные пластиковые бутылки из под напитков, йогуртов с крышками большого диаметра, для удобства её наполнения. После наполнения крышку приклеила супер-клей.

В качестве звукового наполнителя – горох, фасоль, пшено (звучат по разному). Они мутнеют от муки, которая образуется от трения. Это первые материалы, которые появились в моем уголке. Малыши любили с ними играть трясли их беспорядочно и, казалось не прислушиваются, чтобы различить звуки, но это не так. Когда я прячу бутылки за ширму, трясу и попрошу ребят угадать, что в бутылке они угадывали.

Бутылка с резиновым шариком

Ещё одна простая, но очень интересная бутылочка – с резиновым шариком. Она как шумовая – издает свой уникальный звук, но кроме этого имеет интересный эффект вибрации. Она появилась вместе с шумовыми, и тоже поначалу была популярна у детей.

Бутылка с мыльной водой , в которой можно увидеть пену, предварительно взболтав. Воды налито с таким расчетом, что при встряхивании она исчезает практически вся, превращаясь в пену, но стоит немного подождать и вода появляется снова.

Задача этой бутылки - искать и находить. В наполненную рисом бутылку положила игрушки небольшого размера. Малышу нужно крутить, переворачивать, трясти пытаясь отыскать, что спрятано в бутылке. В эту бутылочку дети долго не играют. Я поняла, чтобы поддерживать к ней интерес нужно менять игрушки (это не очень удобно потому что крышка приклеена.

Наполнена водой, блестками, нарезанный новогодний дождик и квадратики фольги. Держанная по цветовой гамме, но очень красивая, она привлекает детей больше чем медитативная. Особенно с ней любят играть девочки.

Очень простая в исполнении бутылка. В качестве наполнителя подойдет пенопласт. Нужно потереть бутылку об волосы или ковер и пенопластовые шарики примагнитятся к верху и низу бутылочки, если её погладить рукой шарики начинают прыгать и оседать на дно.

Очень красивая, похожая на море бутылка. Половина наполнена водой (я добавила пищевой краситель), вторая половина - обычным растительным маслом (масло тоже окрасится красителем, но все же будет иметь другой оттенок). При качании на поверхности образуются волны, если сильно потрясти вода и масло разбиваются на мелкие пузырьки, образуя эмульсию, но когда бутылка постоит в покое – содержимое опять разделяется на две части.

Бутылки вносятся не все сразу. Каждая как событие, её предшествует рассказ, сказка или развлечение. Наблюдение – очень важная часть экспериментальной деятельности. Лаборатория кота ученого – первый шаг к освоению малышами умения наблюдать за поведением предметов.

Н.Е Веракса, О.Р Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Как сделать Волшебные бутылочки Антистресс, фото № 1

Волшебные бутылки - отличный способ привлечь малышей в сенсорные игры. Эти бутылки также могут быть использованы в качестве медитативного инструмента для ребенка постарше, который чувствует беспокойство, расстроен или подавлен.

Полежать перед сном, переворачивая бутылку и наблюдая за происходящими внутри нее процессами – идеальный вариант, чтобы замедлить дыхание, расслабиться и спокойно заснуть.

Для изготовления волшебной бутылки потребуется совсем немного предметов, большинство из которых найдется дома:

• пластиковые бутылки (вымытые и высушенные)
• детское масло (или растительное, или глицерин)
• вода
• пищевой краситель
• бусины, помпоны, пайетки, блестки
• суперклей (или горячий клей-пистолет)

Чтобы изготовить волшебную бутылку потребуется не больше 10 минут:

Шаг 1. Наполнить бутылку наполовину детским маслом
Шаг 2. Добавить декоративные элементы, как подскажет фантазия
Шаг 3. Долить масла или воды, подкрашенной пищевым красителем. Добавление воды придаст эффект расслоения, и при встряхивании вдоль бутылки побегут красивые пузырьки.
Шаг 4. Промазать резьбу крышки суперклеем и плотно закрыть. Для пущей надежности можно заклеить стык горлышка и крышки скотчем.

Помните, что детское масло токсично при проглатывании, поэтому нужно обеспечить отсутствие возможности у ребенка вскрыть бутылку без присмотра.

Уголок экспериментирования привлекателен для детей всех возрастных групп насыщенной материальной базой и возможностью почувствовать себя первооткрывателем

Объяснение преподавателем какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования. Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умению для успешного обучения в будущем.

Уголок экспериментирования в детском саду: цели создания, роль и значение в обучении дошкольников, задачи функционирования

Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Таким образом, экспериментированием могут заниматься все возрастные группы детского сада: дети от 1,5 до 7 лет.

Исследовательская деятельность

Дети 1,5–3 лет проводят первые исследования в форме предметной деятельности

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Экспериментирование с водой

В опытно-исследовательской деятельности формируются и расширяются представления детей об объектах окружающего мира

В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывающая переутомления.

Знакомство с приборами для опытов

Материальное оснащение, подборка приборов и инструментов должны соответствовать возрастной категории детей

Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности— таблица

  • Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
  • формирование навыка предметной деятельности;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие исследовательских умений при помощи различных форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания;
  • развитие умения сосредотачивать внимание на объекте.
  • Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;
  • совершенствование навыка предметной деятельности;
  • обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях;
  • развитие внимания и памяти;
  • формирование речевых навыков.
  • Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов;
  • обучение планированию исследования совместно с воспитателем;
  • развитие наблюдательности и концентрации внимания;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;
  • обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;
  • развитие речевых способностей;
  • развитие логического типа мышления;
  • обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);
  • формирование навыка коллективной деятельности.
  • Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве);
  • совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;
  • развитие аналитического и логического типов мышления;
  • включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов;
  • совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования:

  • Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
  • создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
  • воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
  • развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.

Подробнее об организации и проведении экспериментов в средней группе можно узнать из нашей статьи — Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада.

Экспериментирование в паре

Проведение опытов в уголке экспериментирования воспитывает умение работать с напарником

Оформление уголка экспериментирования своими руками

Мини-лаборатория

Детей привлекает уголок экспериментирования, оформленный по образцу научной лаборатории

Требования к оформлению уголка

  1. Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.
  2. Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
  3. Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.

Уголок экспериментальной деятельности в старшей группы

Уголок экспериментирования доступен воспитанникам, расположен рядом с источником естественного освещения в тихой зоне (рядом с уголком природы)

Паспорт уголка экспериментирования

Воспитатель подготавливает паспорт уголка опытно-экспериментальной деятельности, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации мини-лаборатории в группе, задачи и формы функционирования, описываются игры-эксперименты, опыты, практические упражнения. Паспорт хранится в уголке группы или в шкафу с документами и методическими материалами воспитателя.

Шаблон для составления паспорта уголка опытных исследований:

  • название уголка;
  • номер группы/название, возрастная категория детей;
  • цели и задачи функционирования уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы, инструменты, приборы, их количество;
  • дидактические материалы (настенные плакаты, атласы, схемы, энциклопедии, журналы наблюдений, бланки фиксирования результатов);
  • картотека опытов и экспериментов (возможных в условиях уголка: самостоятельных и проводимых совместно с педагогом).

Как назвать исследовательский уголок

Классические названия понятны воспитанникам и настраивают на серьёзный лад

Эстетическое оформление уголка соответсвует названию: в данном случае, игрушка Лунтик представляет собой хозяина лаборатории

Привлекает внимание и вызывает положительные эмоции необычное и забавное название уголка

Средства оформления уголка

Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.

Плакаты по технике безопасности — фотогалерея

Обозначение правил при помощи символов понятно дошкольникам и удобно для запоминания Иллюстрированные плакаты привлекают детей В стихотворной форме правила можно заучить вместе с воспитанниками

Схемы и алгоритмы — фотогалерея

На видном месте уголка размещается схема символьных обозначений действий в лаборатории Можно разместить подсказку, какими способами можно проводить исследования в уголке К тематической неделе экспериментирования в уголке размещаются алгоритмы соответствующих опытов На стенде размещаются темы опытов и алгоритм проведения в картинках

Стенгазеты и рисунки, сделанные с участием детей — фотогалерея

Сделать уголок ярким помогают картинки-рисунки В стенгазете содержатся познавательные материалы, рисунки и фотографии воспитанников В стенгазете описывается опыт исследовательской деятельности дошкольников Материалы стенгазеты мотивируют воспитанников к дальнейшим экспериментам

Хозяин уголка — сверстница воспитанников (самодельная кукла в полный рост), которая вместе с ними учится экспериментировать Хозяйка уголка всегда рада маленьким исследователям, у неё в запасе много идей для экспериментов Игрушка-хозяин встречает детей с подготовленными материалами для проведения опытов Весёлые хозяева уголка знают много игр-экспериментов и хотят научить им ребят

Наполняемость уголка экспериментирования

Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.

Варианты наполнения опытно-экспериментального центра — таблица

Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём оборудования:

    Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем. На стенде можно сделать карманы для бланков наблюдений, распечатанных алгоритмов.

Лаборатория в группе

На стенде размещается важная информация: правила, фотографии игр-экспериментов, схемы опытов и др

Рабочая зона уголка экспериментирования

Стол для проведения опытов должен быть удобен детям определённого возраста

Использование проектора в детском саду

Просмотр познавательных материалов на проекторной доске стимулирует познавательный интерес дошкольников

Мини-музей в уголке экспериментирования

Обязательным условием работы уголка экспериментирования является создание временных выставок для детей

Примерные эскизы оформления уголка экспериментирования — фотогалерея

Уголок оборудован стеллажом для материалов и инструментов, рабочей зоной, центром воды и песка В уголке оборудована зона практических исследований, стеллаж, имеется проекторное полотно В уголке есть место для демонстрации макетов, стенд с кармашками для бланков и информационных материалов

Работа в уголке экспериментирования

Уголок экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления.

Виды исследовательской деятельности дошкольников в уголке экспериментирования:

Игра-эксперимент с водой в младшей группе

Воспитатель показывает детям, как можно поиграть с водой, и объясняет, благодаря какому свойству воды возможны производимые детьми действия

Воспитанники наблюдают процесс бурления воды и образования пены

Опыт с воздухом в подготовительной группе

Старшие дошкольники пробуют проводить опыты самостоятельно под наблюдением воспитателя

В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента.

Журнал наблюдений

Дети зарисовывают в альбомы этапы эксперимента и результат

Химическое шоу в детском саду

Для развлекательного мероприятия подбираются опыты зрелищные и безопасные для жизни и здоровья детей

Развитие познавательной активности осуществляется в насыщенной предметной среде и возможности её изучения. Процесс получения информации лежит в основе дошкольного образования. Уголок экспериментирования должен стать местом, где дети испытывают восторг от непосредственного участия в предметной деятельности. Выполнение простых опытов и участие в играх-экспериментах закладывает в них исследовательские качества, которые пригодятся в школьном обучении и решении проблемных задач повседневности.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Читайте также: