Рекомендации по обеспечению охраны образовательного учреждения 2021 год в доу

Обновлено: 05.07.2024

Установлено, что физическая охрана во всех образовательных организациях Енотаевского района осуществляется силами образовательных организаций, т.е. техническим персоналом, не имеющим специальной подготовки. В штатном расписании образовательных учреждений предусмотрены ставки ночных сторожей. В дневное и вечернее время осуществляется строгий пропускной режим работниками образовательных учреждений. Отдельных организаций, частных предприятий, осуществляющих физическую охрану образовательных организаций, на поднадзорной территории не имеется.

а) категорирование проведено во всех образовательных организациях. Согласно паспорту безопасности, установлена и присвоена вторая категория 14 образовательным учреждениям.

б) паспорта безопасности объекта (территории) имеются во всех образовательных организациях;

в) во всех образовательных организациях установлены и поставлены на обслуживание видеокамеры (в 2018 году на обслуживание видеокамер выделено 122 642,77 рублей), фактов отсутствия непрерывного видеонаблюдения, архивирования и хранения данных не выявлено;

г) общеобразовательные организации оборудованы системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, данные системы находятся в исправном и рабочем состоянии;

д) система освещения имеется;

е) все общеобразовательные организации оснащены бесперебойной и устойчивой связью. Образовательные учреждения, расположенные на территории с. Енотаевка, с. Владимировка, с. Ивановка, с. Федоровка, оборудованы тревожными кнопками. Остальные объекты образования подключить к пульту охраны невозможно, так как расположены вне зоны обслуживания (удаленность от обслуживаемого участка).

ж) во всех образовательных организациях имеются ограждения, обеспечивающие безопасные условия пребывания детей;

з) пропускной режим обеспечивается;

и) планы эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), разработаны;

к) наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов, схема эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности размещены на объектах (территориях);

л) контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности осуществляется;

м) должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), назначены во всех общеобразовательных организациях;

н) взаимодействие с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму организовано. При проведении массовых мероприятий привлекаются сотрудники ОМВД России по Енотаевскому району;

о) с работниками общеобразовательных организаций проводятся инструктажи и практические занятия по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов;

п) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений проводится;

р) учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводятся;

с) фактов бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств не выявлено.

Нарушений норм и правил пожарной безопасности при проверке образовательных организаций не выявлено.

Прокуратурой района в октябре 2018 года проведена проверка исполнения требований действующего законодательства о противодействия терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности в образовательных организациях района, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1235 от 07.10.2017, в отношении объектов (территорий) первой и второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Однако в нарушение указанных требований, охрана в образовательных организациях района, которым присвоена вторая категория не осуществляется частными охранными организациями.

Прокуратурой района проведена проверка законности выдачи разрешений на оружие в возрасте от 18 до 25 лет.

Оснований для организации проверок в порядке ст. 144, 145 УПК РФ не выявлено.

На основании выявленной информации, побуждающей несовершеннолетних осуществлять противоправные действия и оправдывающая их совершение, в Енотаевский районной суд поданы соответствующие административные исковые заявления с требованием признать указанную информацию на интернет-ресурсах запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

ГОСТ Р 58485-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обеспечение безопасности образовательных организаций

ОКАЗАНИЕ ОХРАННЫХ УСЛУГ НА ОБЪЕКТАХ ДОШКОЛЬНЫХ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Security in educational organizations. Provision of security services at preschool, comprehensive and professional facilities of educational organizations. General requirements

Дата введения 2019-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой из представителей Саморегулируемой организации "Ассоциация предприятий безопасности "Школа без опасности" (СРО "Ассоциация "Школа без опасности"), Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности "Федеральный координационный центр руководителей охранных структур" (ФКЦ РОС), Ассоциации ветеранов органов государственной охраны "Девятичи" (Ассоциация "Девятичи"), Общества с ограниченной ответственностью "Эталон" (ООО "Эталон")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 208 "Охранная деятельность"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Также требования настоящего стандарта распространяются на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

1.2 Требования настоящего стандарта не распространяются на оказание видов охранных услуг, связанных:

с защитой жизни и здоровья граждан;

осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультированием и подготовкой рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

обеспечением порядка в местах проведения массовых мероприятий [1].

Требования настоящего стандарта предназначены для применения образовательными организациями, а также частными охранными организациями и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на объектах образования.

Особенности оказания охранных услуг на различных видах объектов определяются федеральным законодательством, регламентирующим осуществление частной охранной деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 52551 Системы охраны и безопасности. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с указанием всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52551, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дежурный администратор: Лицо, назначаемое руководителем образовательной организации из числа работников администрации и (или) педагогических работников (внештатная должность), на которое возлагается обязанность регулирования образовательно-воспитательного процесса, вопросов осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, контроля над соблюдением мер антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и охраны труда.

Примечание - В образовательной организации полномочия дежурного администратора и порядок их осуществления определяются Положением и иными локальными нормативными актами.

3.2 дошкольная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

3.3 начальник охраны (объекта, участка): Специалист среднего звена охранной организации, за которым закрепляется зона профессиональной ответственности в виде одного либо нескольких охраняемых объектов, на которой он организует деятельность по обеспечению охраны, подбор и расстановку работников и решение всех вопросов взаимодействия охранной организации с администрацией образовательной организации и правоохранительными органами.

Примечание - Должность служащего - начальник охраны - закреплена в ОК 016-94. Исполнение обязанностей по данной должности может быть возложено на руководителя, заместителей руководителя либо иных должностных лиц охранной организации.

3.4 образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

3.5 общеобразовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

3.6 объекты образования: Комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, являющиеся правообладателями объектов (территорий).

3.7 охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций): Работник охранной организации, обладающий необходимой подготовкой и правовым статусом для исполнения охранных функций на постах охраны образовательных организаций.

3.8 пост охраны: Территория либо часть территории охраняемого объекта, включая охранную зону и зону оперативного внимания, располагающуюся внутри периметра забора, ограждения двора образовательной организации, а также прилегающая к периметру территория, на которой могут возникнуть угрозы охраняемым интересам получателя охранной услуги.

3.9 профессиональная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения.

3.10 стационарный пост охраны (рабочее место охранника): Основная рабочая зона (локальная часть поста охраны), где охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций) исполняет большую часть своей трудовой функции (технический мониторинг уровня угроз и осуществление пропускного режима), где могут быть расположены индикаторы технических средств охраны и постовая документация.

3.11 техническое задание на оказание охранных услуг: Документ, разработанный заказчиком охранных услуг, в котором изложены основные условия и требования к системе охраны объекта, его параметры и эксплуатационные характеристики.

3.12 уполномоченные исполнительные органы власти в сфере образования: Федеральные органы государственной власти в сфере образования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по решению вопросов местного значения.

4 Общие положения по организации охраны на объектах образования

4.1 На всех объектах образования следует организовывать охранные мероприятия в зависимости от степени угрозы совершения на них террористических актов и возможных последствий их совершения [3].

4.2 Охрана объектов образования может осуществляться охранными организациями, указанными в 1.3 на основании договоров на оказание охранных услуг с образовательными организациями и техническим заданием на оказание охранных услуг [3].

Охрану объектов образования следует осуществлять путем оказания охранных услуг по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах образования и по охране имущества образовательной организации.

В договоре на оказание охранных услуг надлежит указывать основания и условия для ведения режимов усиления охраны, а также должностных лиц, полномочных принимать решение на их введение.

4.3 Работники охранной организации, исполняющие обязанности охранников образовательной организации (работников по обеспечению охраны образовательных организаций) и выполняющие охранные функции на объектах образования, а также начальники охраны таких объектов или участков должны иметь документ, подтверждающий прохождение дополнительной подготовки и (или) свидетельство о квалификации, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций (при их наличии) [4].

4.4 Контроль за организацией охраны объектов образования должен осуществляться уполномоченными исполнительными органами власти в сфере образования и руководством образовательной организации.

Руководству охранных организаций по согласованию с руководством образовательной организации рекомендуется осуществлять дополнительные контрольные мероприятия (проверки) по вопросам обеспечения охраны на объектах охраны и разрабатывать совместные планы их проведения.

К контрольным мероприятиям (проверкам) могут привлекаться общественные организации, объединения работодателей и саморегулируемые организации (при их наличии), работающие в сфере охраны и безопасности.

4.5 Руководство охранной организации либо начальник охраны (объекта, участка) должны обеспечивать периодический обмен информацией (не реже одного раза в неделю) с руководителем образовательной организации либо уполномоченным им должностным лицом, отвечающим за вопросы безопасности и антитеррористической защищенности, по вопросам обеспечения охраны объекта, имеющихся либо потенциальных рисков возникновения угроз, связанных с охраной образовательной организации.

4.6 Ответственность за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования может быть возложена на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство их деятельностью [3].

4.7 Перед началом оказания охранных услуг начальнику охраны (объекта, участка) либо руководителю охранной организации совместно с руководителем образовательной организации либо уполномоченным им должностным лицом, отвечающим за вопросы безопасности и антитеррористической защищенности, в соответствии с техническим заданием на оказание охранных услуг рекомендуется проводить обследование объекта охраны.

5 Проведение обследований объектов образования

5.1 При проведении обследования должны быть установлены:

- возможность обеспечения надежности его охраны с учетом имеющихся рисков и угроз различного характера;

- наличие и состояние инженерно-технических средств защиты (ограда, двери, окна и пр.);

- наличие и состояние технических средств охраны (охранного видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом, системы сигнализации и связи и пр.);

- наличие и состояние помещений для оборудования контрольно-пропускных пунктов и стационарных постов охраны.

5.2 При оценке возможности обеспечения надежности охраны объекта следует учитывать следующие параметры:

- объем задач, возлагаемый на охрану;

- площадь объекта охраны;

- площадь зоны ответственности охраны;

- посещаемость объекта (количество сотрудников, учащихся или воспитанников, посетителей, время их планового входа-выхода и постоянного нахождения на объекте);

- объем материальных ценностей, находящихся на объекте и подлежащих охране, а также места их расположения (хранения) и степень защищенности данных мест от несанкционированных проникновений;

- степень внешних и внутренних угроз, связанных с возможностью хищения и повреждения охраняемого имущества, нарушений пропускного и внутриобъектового режимов, а также возникновения чрезвычайных ситуаций;

- возможность организации взаимодействия с правоохранительными органами и подразделениями охранной организации для усиления охраны.

Охрана детского образовательного учреждения включает организационные, контролирующие и практические мероприятия. Комплексные охранные меры призваны обеспечить:

  • безопасность учебного процесса;
  • защиту жизни и здоровья детей, сотрудников, посетителей;
  • сохранность материальных ценностей;
  • создание эмоционально благополучной атмосферы.

Защита детей в ДОУ – общая задача родителей и педагогов, базовая обязанность администрации. Вызывает тревогу рост числа прецедентов в образовательных учреждениях, сопряженных с высокой степенью опасности для учащихся и сотрудников. В связи с этим, качественная охрана детского сада – вопрос первостепенной важности.

Охрана детского сада: основные положения

Руководитель дошкольной образовательной организации несет персональную ответственность за обеспечение безопасных условий для обучения детей и работы сотрудников. Руководство ДОУ разрабатывает и реализует охранные, организационно-технические, иные мероприятия для сохранения жизни и здоровья воспитанников и персонала. В том числе: предупреждение и предотвращение преступных посягательств; готовность детей и сотрудников к организованным действиям при ЧС.

Компоненты охранных систем для образовательной организации:

  • служба физической охраны;
  • технические средства – сигнализация, освещение, видеонаблюдение;
  • интеллектуальные комплексы контроля и управления доступом.

Пока нет единых законодательных нормативов по обеспечению безопасности в сфере образования и ДОУ в частности. В перспективе – реализация инициативы правительства о создании национального стандарта охраны для учебных учреждений и образование специализированных ЧОП.

С 1 сентября 2019 года действует ГОСТ Р 58485-2019, который регламентирует обеспечение безопасности образовательных организаций. Однако на сегодняшний день этот Госстандарт носит рекомендательный характер.

Реализация комплексных мер по обеспечению эффективной охраны ДОУ будет не полной без локальных распоряжений.

Акты внутреннего пользования:

  • приказ и положение о пропускном и внутриобъектовом режиме – порядок предоставления доступа на территорию, в здание, список ограничительных мер, порядок работы с нарушителями;
  • список должностных лиц с правом доступа на объект;
  • список работников с правом выдачи пропусков – образцы подписей и уровень ответственности;
  • порядок выдачи и хранения пропусков;
  • график работы детского сада;
  • график вывоза бытовых отходов и крупногабаритного мусора;
  • журналы учета посетителей, регистрации автотранспорта;
  • журнал учета материальных ценностей.

Эффективность охраны отражает стратегически важный документ – паспорт безопасности учреждения. Документ разрабатывает уполномоченный сотрудник после присвоения детскому саду категории опасности. Паспорт следует согласовать с представителями госорганов. После утверждения готовый документ запрещено выкладывать в публичный доступ.

Паспорт безопасности ДОУ содержит: полную уставную информацию об учреждении; перечень потенциально опасных объектов; уязвимые для проникновения участки территории и здания; прогноз последствий возможной террористической атаки.

Паспорт безопасности должен быть составлен скрупулезно, без формализма, поскольку это ключевой ориентир при определении оптимальных охранных мер и приоритетов.

Как организовать охрану детского сада

Организовать безупречную охранную систему в дошкольной организации весьма проблематично в отсутствие строгих постановлений и при недостаточном финансировании. В связи с высоким риском террористических угроз, следует приложить максимальные усилия, изыскать организационные и финансовые ресурсы для защиты здоровья и жизни воспитанников и персонала. Это может быть привлечение государственных и спонсорских средств, активная помощь родительской общественности.

В качестве рекомендательных мер по охране детского сада предлагается:

Согласно ст. 28 ФЗ №273, ДОУ должны своими силами организовывать охрану: нанимать сотрудников; выбирать ЧОП или другую специализированную организацию, заключать договор на обслуживание. Важное условие – охранная фирма обязательно должна иметь лицензию.

Профстандарт №12.003 для сотрудников, охраняющих учебные заведения, определяет основные требования к секьюрити. Могут вноситься уточнения, дополнения, согласно должностным инструкциям охранной организации и детского сада. Профстандарт вменяет охраннику знания основ детской психологии.

Инженерно-техническая часть организации охраны ДОУ – совокупность мер по усилению конструктивных элементов сооружений и внедрение технических средств контроля и наблюдения. Нормативные акты рекомендуют, но не обязывают использовать в образовательных учреждениях охранные системы. Тем не менее, спецоборудование в разы повышает уровень безопасности объекта.

При подборе охранных систем учитывают:

  • категорию опасности учреждения;
  • численность участников образовательного процесса;
  • концентрацию людей в отдельно взятом помещении;
  • конструктивные особенности зданий и территории.

Видеонаблюдение и охранное освещение следует установить в детском саду, независимо от категории угрозы. В образовательных организациях первой и второй категории – системы сигнализации, контроля и управления доступом.

Обеспечить пропускной режим помогут средства обнаружения запрещенных предметов – стационарные и ручные металлодетекторы. Для экстренного вызова правоохранителей или мобильной группы охраны монтируют тревожную сигнализацию.

Какая охрана должна быть в детском саду

Помещение охраны должно находиться на первом этаже у главного входа в здание, рядом с контрольно-пропускным пунктом. Следует обеспечить сотруднику нормальные бытовые условия и оборудовать рабочее место так, чтобы был свободный и быстрый доступ к системам видеонаблюдения, тревожной и охранной сигнализации.

Действия охранников эффективнее на территории с качественно оборудованным и обустроенным периметром, при хорошей освещенности и комплектации входных групп защитными механизмами. Сотрудники могут оперативно реагировать и быстро устранять опасности, в любое время суток препятствовать возникновению внештатных ситуаций.

Ограждение территории детсада, по действующим нормативам СанПиН 2.4.2.2821–10, – забор и зеленые насаждения. Администрация ДОУ вправе выбрать конфигурацию и высоту забора в диапазоне от 2 до 3м. Требования к конструкциям ограждения: изготовление промышленным способом; отсутствие острых элементов; наличие запирающихся калиток и раздвижных/открывающихся ворот для спецтранспорта; размещение крепежных систем на внутренней части.

Оптимальный уровень освещения территории в темное время – не ниже10 lx. Охранное освещение монтируют вместе с системой наблюдения. Это обеспечивает комфортные условия для визуального контроля. Разрешено использование прожекторов и светильников любого типа по ГОСТ Р 54350-2015. Используют светодиодные, консольные, венчающие модели. На случай аварийных ситуаций обеспечивают возможность питания от резервного источника.

Охранная сигнализация – система датчиков, приемно-контрольных и исполнительных устройств. Размещают сигнализацию по периметру территории и в здании. Количество охранных рубежей определяют по техническим условиям и нормативным требованиям: два рубежа на территории, три рубежа – в здании.

Стационарную кнопку тревожной сигнализации устанавливают на посту охраны. Систему можно дополнить мобильными кнопками. После монтажа оборудования утверждают инструкцию пользования и назначают ответственного за эксплуатацию.

Ответственность за отсутствие охраны в детском саду

Безопасность ДОУ в компетенции местных властей и администрации образовательного учреждения. Перед открытием детского садика специальная комиссия устанавливает, соответствует ли объект нормативным требованиям.

В каждом образовательном учреждении есть должностное лицо, ответственное за безопасность детей в целом и антитеррористическую защиту в частности.

Если в результате нарушения норм и требований безопасности был причинен вред здоровью ребенка, предусмотрено наказание вплоть до уголовной ответственности (ст. 293 УК РФ). Причинение ущерба в особо крупных размерах наказывается штрафом – от 200тыс до 500тыс рублей.

Если вследствие нарушения правил безопасности произошла смерть ребенка, ответственному за соблюдение данных норм грозит лишение свободы на срок до пяти лет и лишение права занимать определенные должности на срок до трех лет.


Охрана труда в школе - скачать документацию 2021 года может понадобиться многим образовательным учреждениям. Изучим перечень необходимых документов по охране труда в школе в нашей статье.

Какие документы по охране труда должны быть в образовательном учреждении

Охрана труда — подотрасль трудового права, характеризующаяся большой емкостью и регулируемая огромным количеством нормативных актов. Администрации образовательных учреждений, школ и ДОУ должны в обязательном порядке следовать положениям следующих НПА по охране труда:

Перечень НПА, положения которых обязательны для исполнения администрациями школ и ДОУ, может расширяться и дополняться:

  • иными федеральными НПА (в том числе содержащими рекомендации);
  • региональными и муниципальными НПА.

Перечень дополнительных НПА, юрисдикция которых может распространяться на школу или ДОУ, зависит от профиля образовательного учреждения, а также специфики используемой в учебном процессе инфраструктуры.

Так, в большинстве школ и ДОУ есть хотя бы самое элементарное электрооборудование (например, лампы и розетки), поэтому в состав кадровых документов должны входить те, которые предусмотрены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6.

В соответствии с рассмотренным перечнем НПА в образовательном учреждении предполагается составление таких документов, как:

  • инструкции;
  • программы;
  • журналы;
  • положения;
  • планы;
  • договоры и соглашения;
  • приказы.

Можно отметить, что основные программы в сфере охраны труда, которые должны утверждаться в школе, будут такими же, как и в ДОУ. Перечни журналов, положений, планов, договоров и приказов по охране труда в школе и ДОУ в целом тоже будут совпадать.

Принципиально в школах и ДОУ будут различаться только перечни инструкций. Рассмотрим их специфику в образовательных учреждениях обоих типов подробнее.

Документы по охране труда в школе: инструкции

Администрации и кадровой службе школы предстоит разработать инструкции по охране труда:

  • для директора;
  • заместителей директора;
  • главы профкома;
  • завучей;
  • преподавателей;
  • классных руководителей;
  • спортивных инструкторов;
  • мастеров производственного обучения;
  • сотрудников, проводящих с учащимися или самостоятельно опыты в кабинетах физики, химии;
  • сотрудников, занимающихся с учащимися или самостоятельно в кабинете информатики;
  • учителей, проводящих уроки в кабинетах, адаптированных к математическим, гуманитарным предметам, астрономии, биологии;
  • учителей физкультуры, проводящих занятия по отдельным видам спорта (лыжам, гимнастике, игровым дисциплинам, танцам);
  • сотрудников, занимающихся организацией дискотек, конкурсов, спортивных, культурных и иных массовых мероприятий);
  • сотрудников, отвечающих за перевозку учащихся и сотрудников школы автомобильным транспортом;
  • сотрудников, занимающихся приготовлением пищи в школе;
  • сотрудников, использующих в работе электроустановки;
  • сотрудников, использующих в работе ПК и иные виды вычислительной техники;
  • учителей, применяющих на уроках устройства, использование которых требует специальных навыков (например, это могут быть проекторы, сетевые маршрутизаторы, серверы);
  • дворника;
  • уборщика помещений;
  • рабочего по обслуживанию зданий;
  • электрика.

Документы по охране труда в ДОУ: инструкции

Кадровой службе ДОУ необходимо оформить инструкции по охране труда:

  • для заведующего;
  • воспитателей;
  • помощников воспитателей;
  • логопеда;
  • психолога;
  • музыкального руководителя;
  • инструктора по физкультуре;
  • бухгалтера;
  • дворника;
  • уборщика помещений;
  • водителя;
  • завхоза;
  • рабочего по обслуживанию зданий;
  • кастелянши;
  • медсестры;
  • дворника;
  • повара;
  • электрика;
  • сотрудников, выполняющих работу на ПК и иной вычислительной технике;
  • сотрудников, которые проводят массовые и спортивные мероприятия;
  • сотрудников, отвечающих за перевозку детей и сотрудников ДОУ автомобильным транспортом;
  • сотрудников, осуществляющих стирку белья;
  • сотрудников, осуществляющих приготовление пищи;
  • сотрудников, работающих с электроустановками;
  • сотрудников, которые производят погрузочные и разгрузочные работы.

Указанные перечни инструкций могут корректироваться в зависимости от специфики штатного расписания в конкретном образовательном учреждении. В обоих типах учреждений должны быть также утверждены инструкции по пожарной безопасности.

Документы по охране труда в школе: программы

Руководством школы должны быть утверждены программы:

  • проведения вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого, противопожарного инструктажа по охране труда;
  • обучения сотрудников охране труда.

В соответствии с п. 3.3 Порядка обучения по охране труда, утвержденного постановлением Минтруда, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, работодатели обязаны организовывать обучение и проверку знаний в области новых требований по охране труда в случае, если законодатель изменил соответствующие требования. Как известно, с 1 января вступили в силу порядка 40 нормативных актов Минтруда, которыми такие изменения утверждены. Следует отметить, что напрямую ни один из них не затрагивает виды деятельности, основные для образовательных организаций (в том числе средних школ). Вместе с тем в школе могут производиться нижеследующие работы, по которым установлены новые ПОТ:

  • погрузочно-разгрузочные, связанные с размещением грузов (они должны соответствовать требованиям приказа Минтруда от 28.10.2020 № 753н);
  • с инструментом и приспособлениями (приказ от 27.11.2020 № 835н);
  • с полиграфическими работами (приказ от 27.11.2020 № 832н);
  • с охраной объектов или имущества (приказ от 19.11.2020 № 815н);
  • с эксплуатацией объектов теплоснабжения (приказ от 17.12.2020 № 924н);
  • с выполнение окрасочных работ (приказ от 02.12.2020 № 849н);
  • со строительством, реконструкцией и ремонтом (приказ № 11.12.2020 № 883н).

Указанными работами могут заниматься те или иные структурные подразделения школы (столовые, мастерские, осуществляющие хозяйственное обслуживание). Руководство школы должно, таким образом, провести в отношении работников таких подразделений внеплановые инструктажи и проверку. Решение данной задачи потребует:

  • издания новой (обновления действующей) программы инструктажа по охране труда;
  • утверждения новых (обновления действующих) инструкций по охране труда.

Проверка знаний по охране труда может быть осуществлена внутренней комиссией (должна быть утверждена отдельным приказом директора школы), которые сами прошли обучение в специализированных учебных центрах (письмо Минтруда от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167).

Документы в школе: журналы

В состав кадрового документооборота школы должны входить журналы:

  • учета инструкций по охране труда, а также выдачи соответствующих инструкций;
  • регистрации инструктажей по охране труда;
  • регистрации несчастных случаев.

Результаты проверки знаний сотрудников школы в области охраны труда фиксируются в протоколе заседания комиссии по проверке знаний, по правовой природе идентичном журналам регистрации инструктажей. В ГОСТ 12.0.004-2015 приведены рекомендуемые формы фиксации результатов обучения (формы А.1-А.6). Например, протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда рекомендуется заполнять по форме А.1.

Документы в школе: положения

Руководство школы, а также компетентные сотрудники образовательного учреждения должны будут оформить положения:

  • о службе охраны труда;
  • спецоценке условий труда;
  • комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
  • расследовании и учете несчастных случаев;
  • разработке, учете и использовании инструкций по охране труда;
  • проведении инструктажей в области охраны труда.

См. дополнительно:

Документы в школе: планы

Кадровой службе школы потребуется составить ряд планов:

  • мероприятий по охране труда;
  • противопожарных мероприятий.

Документы в школе: договоры и соглашения

  • иметь коллективный договор (соглашение) по охране труда в школе с профсоюзом;
  • быть участником соглашения по охране труда, разработанного при участии органов власти.

Документы в школе: приказы

Довольно объемным может быть список приказов в сфере охраны труда, которые должны быть утверждены руководителем школы. В числе таковых приказы:

  • об организации службы по охране труда или назначении ответственного за охрану труда в школе;
  • создании комиссии по проверке знаний в сфере охраны труда;
  • проведении спецоценки условий труда;
  • проведении обучения по охране труда;
  • назначении ответственных за пожарную безопасность;
  • назначении ответственных за электробезопасность.

Перечень возможных приказов может быть значительно более широким. Это зависит от структуры управления конкретной школой и специфики должностей, предусмотренных штатным расписанием.

Где скачать документацию по охране труда 2021 года для использования в школе

Наши специалисты подготовили для вас перечень документов по охране труда в школе в 2021 году (его можно использовать и в ДОУ), которые необходимо использовать администрациям этих учреждений.


Итоги

Выполнение требований законодательства РФ в области охраны труда для школ и ДОУ предполагает составление ряда важнейших документов. Они могут быть представлены в виде инструкций, программ, журналов, положений, планов, договоров, а также приказов руководства учреждений.

Подробнее об иных задачах, решаемых работодателями в сфере охраны труда, вы узнаете из статей:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: