Памятки по русскому языку для начальной школы

Обновлено: 03.07.2024

t1570535838aa.jpg

1 Слова с одним слогом не переносятся. Верно: мозг, стол, бренд . Неверно: мо-зг, ст-ол, бр-енд .

2 Нельзя переносить часть слова, не являющуюся слогом. Верно: ма-гистр, степь . Неверно: маги-стр, сте-пь .

3 Нельзя отрывать от слова одну гласную букву . Верно: зем-ля, ар-буз, чу-жую . Неверно: земл-я, а-рбуз, чужу-ю .

4 Нельзя отрывать согласную от следующей за ней гласной в слоге (нельзя разрывать слог) . Верно: га-зе-та, ри-со-вать . Неверно: газ-ета, рис-овать, рисов-ать .

5 Нельзя отрывать буквы ь, ъ — от предшествующей согласной, букву й — от предшествующей гласной . Верно: конь-ки, ко-ньки, подъ-ём, кой-ка . Неверно: кон-ьки, под-ъём, ко-йка .

НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ:

Чтобы проверить непроизносимые согласные: в, д, л, т, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эти согласные отчётливо произносились.

РАДОС Т НЫЙ – РАДОС Т Ь,

ЗВЁЗ Д НЫЙ – ЗВЕЗ Д А,

СО Л НЦЕ – СО Л НЕЧНЫЙ.

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Б В Г Д Ж З

I I I I I I

П Ф К Т Ш С

Ты сомнительный согласный

Проверяй скорее гласной.

ПЛОД – ПЛОДЫ, СКАЗКА – СКАЗАТЬ.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение .

Г О РА – Г О РЫ, ТР А ВА – ТР А ВЫ, Р Я ДЫ – Р Я Д

Вспомогательное

у, с, без, до, от, из, из-под, возле, подле, для, около

в, на, за, под, перед, про, сквозь, через

кем? чем? где? куда?

с, за, над, под, перед, между

о ком? о чём? где?

Главные члены предложения.

предложения

Что обозначает

Примеры предложений

Льёт дождь. Он скоро пройдёт.

что делает? что делал?

что будет делать?

Ученики читают и пишут.

Разбор предложения

Какое предложение по цели высказывания?

Какое предложение по интонации?

Распространенное оно или не распространенное?

О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

Пример : После дождей в лесу пошли грибы . (Повествоват., невосклиц., распростр, простое.)

Что? Грибы – это подлежащее. Грибы (Что сделали?) пошли. – Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя .

Задаём вопрос от сказуемого . Пошли (где?) в лесу – это вт.член.- обстоятельство. Пошли (когда?) после дождей - это вт.член.- дополнение. После дождей (каких?) теплых - это вт.член.- определение.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

КАКОЙ? КАКАЯ?

КАКОЕ? КАКИЕ?

н. ф. ЧТО ДЕЛАТЬ?

н. ф. ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАЕТ?

дополнение, обстоят.

определение

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1 .Перенос слова ( П.С. ) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова.

Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль - то.

2 .Мягкий знак ( С.М.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова.

Делай так: ходить, водить, наливать.

3 . Жи – ши, ча – ща, чу - щу – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова.

Делай так: малыши, машина, шило.

4 . Безударная гласная ( Б.Г. ) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.

Делай так: волна – волны, выходил – ходит.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

5.Словарное слово ( СЛ.С. ) – напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка.

Делай так: ребята, ребята, ребята.

6.Парные звонкие и глухие согласные ( ПАР.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.

7. Разделительный мягкий знак ( Р.М.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: листья, деревья, вьюга.

8. Разделительный твёрдый знак ( Т.З. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак.

Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: въехал, съезд, объявление.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

9 . Непроизносимые согласные ( Н.С. ) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.

Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.

12. Правописание предлогов ( П.ПР. ) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог.

Напиши ещё два слова с таким же предлогом.

Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту.

Фонетический разбор слова

1.Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?

2.Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?

3.Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

а бэ вэ гэ дэ е ё

Ж З И Й К Л М жэ зэ и и ка эль эм краткое

эн о пэ эр эс тэ у

эф ха цэ че ша ща твёрдый

ы мягкий э ю я

Гласные звуки

их 6: 2) только из голоса, 3) ударный или 4) образуют слоги

[а], [о], [э], шума нет безударный

сколько гласных звуков, столько и слогов:

у – гол (2 гласных – 2 слога)

В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям:

безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко - [малако];

безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак - [п΄итак];

после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина - [шыр΄ина]

а – а е – й΄  я – й ΄

э – э ё – й ΄ ю – й΄ 

о – о 1. в начале слова – якорь

ё – о 2. в середине слова после

у – у разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью

ю – у 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая,

и – и поём

10 – 6

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[΄] – обозначение мягкости согласного : пел - [п΄эл];

[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].

Способы обозначения звука [щ΄]:

щавель - [щ΄ив΄эл΄]; щ

счёты - [щ΄оты]; сч [щ΄]

возчик - [вощ΄ик΄]; зч

мужчина - [мущ΄ина]. жч

Способы обозначения звука [ц]:

купаться - [купаца]; тьс [ц]

дерётся - [д΄ир΄оца]. тс

Возьмите на заметку!

1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб - [гр΄ип], сказка - [скаска].

2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].

3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].

Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:

Стёпка, хочешь щец? – Факт, хочу!

Звукобуквенный анализ слова

Возьми красный карандаш, подчеркни все гласные буквы в слове.

Вертикальной чертой подели слово на слоги.

Позови слово, выделяя голосом ударный слог. Поставь ударение. Помни, ударение ставится над гласной буквой слога.

Нарисуй схему слова.

Дай характеристику каждого звука и раскрась схему.

Не забудь в схеме колокольчиком указать звонкие звуки!

Например, Я Б Л О Н Ь К А Ж И Р А Ф

УДАРНЫЙ — БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ — ГЛУХОЙ

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

число, количество и порядок предметов при счёте

не называет, а указывает

признак действия, состояния

какой? какая? какое? какие?

как ? когда? где? откуда? почему?

тетрадь, клён. метель, туман, кролик, Трезор

умный, умная, умное, умные

читал, читаю, прочту

пять, трое, седьмой

Служебные

о об до по под от перед с около за над из на без к в

и, да (и), или, а, но,

вот, даже, только, бы, ли,

Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.

Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и называет

конкретные предметы (парта, ветка)

явления природы (иней, дождь)

живые существа (воробей, малыши)

события (митинг, праздник)

процесс, действие (выращивание, падение)

абстрактные понятия (любовь, радость)

одушевлённые сущ. неодушевлённые сущ.

нарицательные собственные

(обобщённое название однородные (индивидуальное название живых существ и предметов

предметов, явлений) для отличия их от других)

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

какой? любознательный – мужской род (м.р.)

какая? здоровая – женский род (ж.р.) единственное число (ед.ч.)

какое? прозрачное – средний род (ср. р.)

какие? чистые -- множественное число (мн.ч.)

чей? Светин, папин

Глагол — это часть речи, которая обозна­чает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? мечтать

что сделать? смастерить

1. Начальная форма глагола – неопределённая форма

что делать? писать, нести

что сделать? написать, принести

2. Бывают совершенного и несовершенного вида.

Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает? – поработает, нарисует.

Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает? – работает, рисует.

3. Глаголы изменяются по временам:

Настоящее время – действие происходит в момент речи.

что делаю? – читаю, вижу;

Будущее время – действие будет происходить после момента речи.

что сделаю? – почитаю, увижу, буду говорить;

Прошедшее время – действие происходило до момента речи.

что делал? – читал, что сделал? – увидел.

4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу, мн. ч. – держат.

5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:


Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.

Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и называет

одушевлённые сущ. неодушевлённые сущ.

кто? что?

нарицательные собственные

(обобщённое название однородные (индивидуальное название живых существ и предметов

предметов, явлений) для отличия их от других)

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

какой? любознательный – мужской род (м.р.)

какая? здоровая – женский род (ж.р.) единственное число (ед.ч.)

какое? прозрачное – средний род (ср. р.)

какие? чистые -- множественное число (мн.ч.)

чей? Светин, папин

Глагол — это часть речи, которая обозна­чает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? мечтать

что сделать? смастерить

1. Начальная форма глагола – неопределённая форма

что делать? писать, нести

что сделать? написать, принести

2. Бывают совершенного и несовершенного вида.

Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает? – поработает, нарисует.

Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает? – работает, рисует.

3. Глаголы изменяются по временам:

Настоящее время – действие происходит в момент речи.

что делаю? – читаю, вижу;

Будущее время – действие будет происходить после момента речи.

что сделаю? – почитаю, увижу, буду говорить;

Прошедшее время – действие происходило до момента речи.

что делал? – читал, что сделал? – увидел.

4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу, мн. ч. – держат.

5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:

Мужской род (м.р) – он блестел

Женский род (ж.р) – она блестела

Средний род (ср.р) – оно блестело

Памятки по русскому языку для учащихся начальной школы

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги.

Графика – письменные знаки, с помощью которых устная речь передаётся на письме: буквы, дефис, пробел, чёрточка и знаки препинания.

Словообразование – состав слов.

Морфология – раздел языка о частях речи.

Орфография – правописание, то есть система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложение.

Пунктуация – все правила о постановке знаков препинания в тексте.


В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и

Всегда мягкие - Й, Ч, Щ

Всегда твердые – Ж, Ш, Ц

Согласный звук бывает парными или непарным, звонким или глухим, твёрдым или мягким

Гласных звуков – 6 (а, о, у, ы, э, и)

Гласные первого ряда указывают на твердость согласного звука

Гласные второго ряда указывают на мягкость согласного звука

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука когда находятся

· после Ь или Ъ знаков

Порядок фонетического разбора слова .

3.Гласные буквы и характеристика их звуков:

ударный и безударные (может быть 2 звука)

4.Согласные буквы и характеристика их звуков:

парный или непарный,

звонкий и глухой,

твердый и мягкий

5.Количество звуков и букв.

РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

вопросы косвенных падежей

где? куда? откуда?

когда? как долго?

как? каким образом?

существительным, словосочетанием, различными частями речи

Предложения могут быть простые и сложные. В простых предложениях одна основа, в сложных – две и более основ

Восклицательное или невосклицательное;

· По цели высказывания

Повествовательное (о чем-либо говорит);

Вопросительное (о чем-либо спрашивает);

Побудительное (побуждают что-либо делать)

· По наличию второстепенных членов

Нераспространённое (когда в предложении только главные

Распространённое (в предложении есть и главные и

второстепенные члены предложения)

Знаки препинания в предложениях.

· В предложениях перед союзами а, но всегда ставится запятая. Пример : Зимой холодно , а летом жарко.

Мороз невелик , но стоять не велит.

· В простых предложениях при перечислении ставятся запятые.

Пример: Мама принесла из магазина сметану , молоко , хлеб.

· Если при перечислении один раз употребляется союз и ,

то запятая не ставиться.

Пример: На грядке росла морковь , свёкла и капуста.

· Если союз и повторяется несколько раз, то перед второй и последующими союзами ставится.

Пример: В лесу росли и берёзки , и дубки , и осинки , и кустики .

· В сложных предложениях запятыми отделяются основы.

Пример : Весной прилетают птицы , распускаются цветочки ,

Состав слова

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Чтобы определить окончание, надо изменить форму слова.

Основа – часть слова без окончания.

Корень – значимая общая часть родственных слов.

Чтобы определить корень, надо подобрать родственные слова.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем. С помощью приставки образуются новые слова. Чтобы определить приставку, надо подобрать родственные слова с разными приставками и без них.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-у, -ю, -ом, -ем, -ой, -ей

В существительных на _ЦИЯ: -я, -и, -ю

-ая, -яя, -ую, -юю, -ой, -ей

-ого, -его, -ому, -ему, -им,-ым, -ом, -ем

-ешь, -ишь, -ете, -ите

Окончаний у наречий НЕТ.

Существительных

Приставки

пере- пред- предо-

по- под- подо- про-

НЕ- - в наречиях под ударением

и в остальных частях речи

НИ- – в наречиях без ударения

ПРЕ - в значении очень (превкусный)

в значении пере- (преградить)

З в приставках – перед звонкой согласной, перед гласной;

С в приставках – перед глухой согласной

О в приставках под ударением

А в приставках без ударения

а- анти- архи- интер- контр- ультра- де- дез- дис- ре- экс- им-

Имя существительное – значимая часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Начальная форма имени сущ. – ед.ч., кто? что? (И.падеж)

Имена существительные бывают

· собственные или нарицательные

· одушевленные или неодушевленные

Имена существительные могут быть единственного или

Род имени существительного

Мужской род – он, мой

Женский род – она, моя

Средний род – оно, моё

Морфологический разбор им. сущ.

2. начальная форма (И.падеж, ед. число)

3. Собственное или нарицательное

4. Одушевленное или неодушевленное

Непостоянные признаки: 7. Падеж 8. Число

Имя прилагательное – значимая часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Род имени прилагательного зависит от рода, числа

Число и падежа имени существительного

Прилагательное во мн. числе по родам не изменяются.

Окончания прилагательных легко определить по роду и запомнить с помощью вопросов:

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

– ой, - ий, - ый

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

единственное число

Глагол – это значимая часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? В предложении глагол является сказуемым.

· Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют глаголы, которые не употребляются без НЕ: ненавидеть, негодовать, невзлюбить.

· Перед глаголами НИКОГДА не бывает предлогов

· В глаголах после шипящих всегда пишется Ь знак

напишешь, порисуешь, полюбуешься, улыбаешься, беречь, печь

Глагол имеет начальную форму – неопределенную форму что делать?)

что сделать?.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Совершенный вид – (что сделает? действие уже сделано, закончено) напишет

Несовершенный вид – (что делает? действие не закончено).пишет

Глаголы изменяются по:

Настоящее время – что делаю? говорю, смотрю.

Будущее время – что сделаю? что буду делать? посмотрю, буду говорить.

Прошедшее время – что делал? говорил, сказал.

У глаголов прош.вр. есть суффикс -л.

1 лицо – я, мы (говорю, говорим)

2 лицо – ты, вы (говоришь, говорите)

3 лицо – он, она, оно, они (говорит, говорят)

Глаголы настоящего и будущего времени во 2 л., ед.ч., имеют окончание -ешь, -ишь (играешь, думаешь)

На конце глаголов во 2 л., ед.ч., пишется мягкий знак

Числам : Ед. число – смотрит. Мн.число – смотрят

М.род – он смотрел Ж.род – она смотрела Ср.род – оно смотрела.

Окончания глаголов в настоящем и будущем времени – это личные окончания.

Спряжение глаголов –

изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся .

1 спряжение – -у(ю), -ем, (ёт) -ешь, ете,- ет, ут (ют).

2 спряжение – - у (ю), им,- ишь, ите,- ит, ат(ят).

Если на окончание глагола падает ударение , определить спряжение очень легко:

1 спр. – в окончаниях гласная -Е(Ё), а в 3 л., мн.ч. –ут (-ют)

2 спр. – в окончаниях гласная -И, а в 3 л., мн.ч. -ат (-ят)

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в н.ф. перед -ть.

Суффикс -и указывает на 2 спряжение.

Суффиксы -а-,-у-,-я-,-е-,-о – на 1 спряжение.

К 1 спряжению относятся все глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть , и глаголы брить, стелить

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) и глаголы: гнать, держать, смотреть и видеть

дышать, слышать, ненавидеть

и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть.

Морфологический разбор глагола

2. Начальная форма

3. Вид (совершенный что сделать? несовершенный что делать?).

5. Число, время, лицо, род (в прош. времени)

6. Роль в предложении

Наречие – часть речи, которая обозначает признак действия предмета и другого признака. Наречия отвечают на вопросы где? куда? когда? как? откуда? почему? зачем?

В предложении наречия чаще всего бывает обстоятельствами.

слев а налев о влев о вперед и

справ а направ о вправ о сверх у

изредк а быстр о над о потом у

вокруг поблизости вперед издали

назад издалека сзади вдалеке

спереди вместе

наскоро, отлично, напряженно, тихо, хорошо ,плохо, медленно, громко, замечательно, часто, быстро, блестяще.

когда, прежде, ежечасно, годами, сегодня, задолго, сперва, завтра, вскоре, сначала, теперь.

где, здесь, там, нигде, кое – где, влево, вниз, внизу, вдалеке, туда, сюда, домой, везде, издалека, изнутри, куда, откуда.

Читайте также: