Школьная служба медиации уварова

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Директор ________ Е.Н.Урманшина

Приказ от _______ 2020 г. №___

на 2020 – 2021 учебный год

Марьяненко Ольга Викторовна

2. Общая характеристика курса………………………………………………..3

3. Место курса в учебном плане……………………………………………….4

4. Личностные и предметные результаты освоения курса……………………4

6. Тематическое планирование курса…………………………………………8

7. Материально-техническое обеспечение деятельности…………………….10

1. Пояснительная записка

Как психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ медиативные технологии могут быть использованы для повышения социальной адаптации и развития коммуникативной компетентности обучающихся, психологической поддержке деятельности детских объединений, ученического самоуправления.

2. Общая характеристика коррекционного курса

Цель программы : обучение волонтёров-медиаторов-ровесников, которые будут принимать участие в урегулировании конфликтов в образовательной организации с помощью восстановительных технологий.

1. Создать условия для изучения подростками основ восстановительных технологий.

2. Сформировать навыки проведения программ примирения: медиации и Кругов сообщества по разрешению школьных конфликтов.

3. Организовать условия для работы в ШСП в образовательной организации волонтёров-медиаторов-ровесников

В ходе подготовки по программе участники смогут:

- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- самореализоваться в социально-значимой деятельности;

- освоить навыки работы в команде;

- принять ценности восстановительного подхода;

- повысить коммуникативную культуру.

Включение обученных детей в работу по созданию школьных служб примирения позволит снизить уровень конфликтности в школе, что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду.

3. Место коррекционного курса в учебном плане

Условия набора подростков в группу: принимаются все желающие.

После предложения учащимся вступить в волонтерскую службу школьной медиации, собственно, начинается обучение в тренинговом формате, с целью наилучшего усвоения полученных навыков, создания групповой динамики в микрогруппах. Программа рассчитана на 1 еженедельное занятие в течение 34 учебной неделе. Программа внедряется в формате внеурочной деятельности. Продолжительность каждого занятия - 40 минут.

Программа включает: интерактивные занятия, которые проходят в виде мини-лекций, трениговых упражнений, психологических игр, демонстрации фильмов с последующей дискуссией.

4. Личностные и предметные результаты освоения курса

метапредметные

- ориентация в системе моральных норм;

- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия;

- позитивная моральная самооценка;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность знать:

- основные понятия и принципы восстановительного подхода в медиации;

- алгоритм проведения восстановительной медиации;

- виды и специфику конфликтов;

- способы эффективного общения;

- основные понятия в конфликтологии;

- способы конструктивного решения конфликтов;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- приемы активного слушания.

Регулятивные УУД:

- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- учиться прогнозировать последствия своих поступков;

- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

-планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

- соотносить результат с целью и оценивать его.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- умения конструктивно разрешать конфликты.

- адекватной позитивной самооценки и Я - концепции;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность уметь:

- работать в группе, в коллективе.

- дифференцировать случаи, подходящие для медиации;

- анализировать конфликтные ситуации;

- устанавливать стили разрешения конфликтов;

- проводить программы примирения;

- моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;

- оформлять документы по состоявшему сеансу медиации.

Познавательные УУД:

- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога;

- учиться исследовать свои качества и свои особенности;

- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога;

- учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога;

- делать выводы в результате совместной работы в группе;

- моделировать различные жизненные и учебные ситуации;

- усваивать разные способы запоминания информации;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

- адекватно воспринимать оценку педагога.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность применять:

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.

Коммуникативные УУД:

- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

- учиться работать в паре и в группе;

- выполнять различные роли;

- слушать и понимать речь других ребят;

- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

- учиться позитивно, проявлять себя в общении;

- учиться договариваться и приходить к общему решению;

- учиться понимать эмоции и поступки других людей;

- овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учиться контролировать свою речь и поступки;

- учиться толерантному отношению к другому мнению;

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;

- формулировать своё собственное мнение и позицию;

- учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

5. Содержание курса.

Ос новы во с с т ано в и т е льно г о по д хо д а к ре ш ен ию ко н фликтов в о б р азователь н ой о рганизации

Цель: по зн аком и т ь о б у ч ающ и х ся с норм а ми меж д у народн о го п ра в а и зако н одательством Росси й ской Федер а ц и и по основам поср е д ни ч е с к ой деятел ьн ости и во сс та н овител ьн ой м е д и ации, ф и лосо ф ией и те орией п о во п рос а м восстановлен и я справ е дл и во с ти в рам к ах вос с танов и тел ьн ы х (рест и т у ц и о нн ы х ) практи к , создать у с ловия для п ониман и я особенно с тей п ротека ни я ко н ф л ик та и и з у ч е н и я п у тей вы х ода и з него.

П р авовая основа вос с т анови т ельной медиации и Ш СП

Познакомить обучающихся с нормами международного права и законодательством Российской Федерации по основам посреднической деятельности и восстановительной медиации, философией и теорией по вопросам восстановления справедливости в рамках восстановительных (реституционных) практик, создать условия для понимания особенностей протекания конфликта и изучения путей выхода из него.

Философия восстановительных практик, принципы восстановительного подхода

Познакомить обучающихся с нормами международного права и законодательством Российской Федерации по основам посреднической деятельности и восстановительной медиации, философией и теорией по вопросам восстановления справедливости в рамках восстановительных (реституционных) практик, создать условия для понимания особенностей протекания конфликта и изучения путей выхода из него.

Конфликты в образовательной организации

Конфликты между участниками образовательного процесса и их последствия для обучающихся, родителей и педагогов. Виды конфликтов. Агрессия. Эмоции и чувства в конфликте.

Примерные критерии принятия ситуаций в работу ШСП.

Процедура медиации

Цель: формирование у слушателей коммуникативных компетенций и умений в организации процедуры медиации.

Коммуникативные навыки медиатора

Вербальное и невербальное общение. Техники активного слушания; перефразирование, резюмирование, паузы. Открытые, закрытые вопросы. Ролевая игра на отработку коммуникативных навыков.

Этапы медиации

Получение информации о конфликте, разговор с обидчиком и потерпевшим, мотивирование сторон на участие в программе примирения, определение места и времени встречи, приглашение сторон на встречу, организация предварительных встреч, примирительной встречи, оформление документации и результатов достигнутых договорённостей, анкетирование, анализ медиатором проделанной работы. Презентация.

Предварительные встречи со сторонами конфликта

Цели и задачи предварительной встречи. Организация предварительной встречи: план предварительной встречи. Основные правила на встрече. Вопросы, которые задаёт посредник на предварительной встрече. Ролевая игра (конфликт с участием несовершеннолетних, организация предварительных встреч с каждой из сторон).

Организация восстановительной медиации

Круги сообщества

Цель: формирование навыков хранителя Круга и волонтёра, необходимых для успешного проведения круга сообщества.

Роль хранителя и волонтёров

Основные правила встречи в Круге. Роль хранителя, волонтёров, церемонии. Использование символа слова.

Организация круга сообщества

Этапы работы по подготовке и проведению Круга сообщества. Встреча всех участников в Круге. Основные темы для кругов. Презентация. Ролевая игра (групповой конфликт с участием несовершеннолетних.)

Ожидаемые результаты реализации Программы.

Основным результатом освоения Программы является проведение обучающимися восстановительных программ в образовательной организации.

У подростков в результате обучения появятся представления и практические умения взаимодействия с участниками образовательного процесса; преодоления конфликта; коммуникативных возможностей волонтёра- медиатора; проведение восстановительных программ.

У подростков также появится возможность отработать полученные навыки в учебных условиях: в ролевых играх, упражнениях и на материале реальных ситуаций.

О. А. Уварова Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы. Практические занятия, тренинговые задания

Создание службы школьной медиации предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. В пособии представлена система внеурочной деятельности по подготовке медиаторов в 5-9 классах: предлагаются практические и тренинговые задания, вопросы и задачи на закрепление, конспекты и сценарии занятий с группой добровольцев-медиаторов, практический ресурсный материал, полезный в работе с учениками по формированию УУД и личностных компетенций. Адресовано классным руководителям, педагогам, психологам, социальным педагогам, руководителям ОУ всех типов, педагогам, заинтересованным в применении инновационных образовательных технологий во внеурочной деятельности в условиях введениях ФГОС.

Алена Палицина

Дарья Соловьева

Дарья Соловьева

Дарья Соловьева

Дарья Соловьева

Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и службы примирения в образовательных организациях

Дарья Соловьева

Коллеги, делюсь интересным изданием, которое в магазине не купишь)
Ценности и технологии сотрудничества в системе школьного образования. Рабочая тетрадь школьного медиатора.

Дарья Соловьева

Светлана Смирнова

Я классный руководитель 5 класса. Класс очень трудный, 12 детей: 3 стоят на ВШУ, 2 семьи стоят на КДН, 4 человекаОВЗ(7.1). С 1 сентября по некоторым предметом регулярно не делают домашнее задание. После прохождения курсов медиации решила провести "Круг общения", выявить причину не выполнения и пользу домашнего задания. Практически занятие было сорвано двумя ученикоми, которые постоянно перебивали своих одноклассников, баловались (правила были оговорены). Класс на уроках воспринимает только силу голоса, в противном случае педагога не слышит. Как быть?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн)


Обзор документа

Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн)

1. Актуальность создания служб школьной медиации в образовательных организациях

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.

Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.

В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.

По данным социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек).

В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до вызывающих опасения.

Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80-90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. С 2008 года действует Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза о медиации, оказывающая существенное влияние на интеграцию медиации в правовую и социальную практику стран членов европейского сообщества и за его пределами.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:

сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

2. Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Конвенция о правах ребенка;

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27 июля 2010 г."

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка

4. Цели и задачи служб школьной медиации

Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:

создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;

внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;

повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;

повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;

обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;

развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в образовательных организациях.

Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

В основе деятельности служб школьной медиаций лежит:

разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;

предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;

использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:

снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;

сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;

повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.

5. Основные этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации

Для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:

информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);

организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;

установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

Для решения указанных выше задач необходимо реализовать следующие ключевые мероприятия:

1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.

1.1 Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации;

1.2 Организация ознакомительного семинара по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей;

1.3. Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации.

В результате реализации первого этапа создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.

2. Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов.

3. Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательной организации.

3.1 Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими);

3.2 Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.

3.3. Решение общих организационных вопросов деятельности службы школьной медиации.

4. Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

5. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.

6. Заключение

Настоящие рекомендации являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также стратегий и планов, направленных на:

защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

создание безопасной среды, способствующей непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка в образовательной организации и семье;

содействие позитивной социализации, а также ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений.

Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
В.Ш. Каганов

Обзор документа

В современном обществе наблюдается социальное расслоение. Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. Ослабевает роль семьи.

В результате растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления. Речь идет о детской наркомании, об алкоголизме, безнадзорности и беспризорности, о подростковой преступности и т. д.

Указанное служит причиной для организации в образовательных учреждениях служб школьной медиации.

Метод "Школьная медиация" является инновационным. Он применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве альтернативного способа. Служба школьной медиации должна состоять из работников организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимые подготовку и обучение.

Функционирование служб позволит сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; усовершенствовать профилактическую и коррекционную работу; сократить количество правонарушений; повысить квалификацию преподавательского состава и др.

Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи. Это позволит родителям не только хотеть, но и компетентно помогать детям.

В основе деятельности служб лежит, в частности, формирование "групп равных". Дети объединяются для обучения процедуре медиации и медиативному подходу для последующего применения этих знаний при разрешении споров, для распространения полученного опыта среди сверстников, младших и старших школьников.

Перечислены этапы организации службы школьной медиации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: