Вложить душу нельзя только учить или наставничество в школе

Обновлено: 03.07.2024

Во всех школах страны вводится целевая модель наставничества. Какие-то регионы уже участвуют в работе больше года, какие-то подключаются только сейчас. Но совершенно очевидно, что эта работа будет только нарастать, а формы наставничества развиваться.

Поэтому в этой статье решили уточнить, какие проблемы нужно решить до того, как полноценно внедрять целевую модель наставничества в каждой школе и в каждом учреждении среднего профессионального образования.

Нормативная база

Наставничество – это не то, с чем мы не сталкивались. Наверно, оно возникло в тот момент, когда возникла педагогическая профессия. Но все же наставничество теперь затрагивает не только взрослых. Но и школьников, студентов.

Нормативными документами является:

Кто будет куратором?

Куратор в целевой модели – это ключевая фигура. Следовательно, этот человек должен быть опытным, образованным, инициативным, профессиональным, неравнодушным, обладающим организаторскими способностями и умением увлечь, заинтересовать, замотивировать. Все эти качества ему нужны для того, чтобы стать координатором команды единомышленников.

Но каждый учитель, заместитель директора, который работает в учреждении, уже имеет свои направления работы. А коллеги из пилотных школ, где целевая модель уже реализуется, отмечают, что времени на выстраивание работы у куратора уходит довольно много, называли даже цифру в часах, равную половине ставки. Значит, это довольно большой объем работы. И на одной идейности тут не выехать.

Как поощряем?

Следующий вопрос, который нужно решить – это как будет осуществляться материальное стимулирование и поощрение куратора и наставников?

В методических рекомендациях есть указание на то, что система симулирования должна быть разработана каждым конкретным учреждением. Но фонд оплаты труда, стимулирующих надбавок не становится больше год от года, а значит, это новая головная боль директора школы или колледжа. Но предположим, что и эта проблема решена.

Тогда учреждение начинает набирать базу наставников и наставляемых. И вот тут кроется третья проблема.

Не хочу быть наставником

Вот перед нами опытный учитель, который готов делиться своим опытом, ему есть, что рассказать своим коллегам, чему научить. Но он наотрез отказывается участвовать в этой работе. Какие причины обычно называют потенциальные наставники?

Спасибо, сам справляюсь

Это и общая усталость, загруженность и уроками, и необходимостью проходить онлайн курсы. Также можно выделить некоторую самоуверенность, когда учитель очень уверен в себе и может не замечать недостаточную компетентность в каком-либо вопросе. Или же в учреждении нет того наставника, того человека, которому он мог бы доверять.

Наставничество – это правильная стратегия развития общества. Но все, как всегда, упирается в реализацию на местах. А как у вас происходит построение работы в направлении наставничества?

❗️👉 Не забудьте подписаться и поставить лайк, нам будет приятно 😎

Еще больше информации в telegram-канале Обучение ПРО .

Абсолютно справедливым будет сказать, что на учителя прошлого не были возложены те кипы отчетов и организационной работы, которые толстым слоем покоятся поверх обязанностей современного педагога. Но ведь дети, их проблемы и то огромное влияние учителя на своих учеников – эти величины не переменные, а постоянные. Есть ли у современной школы возможность вернуть себе образ обители наставников и воспитателей?

Почему в фокусе оказались подростковые проблемы?

Можно ответить риторически, можно привести статистические данные

16,6 % - количество подростков с алкогольной зависимостью;

19,7 % - количество подростков с табачной зависимостью;

Только 30% старшеклассников никогда не сталкиваясь с длительной и жестокой травлей в качестве жертв;

Каждый пятый российский подросток – в депрессии;

32 % подростков сидят в Интернете по 8 часов в сутки.

Почему именно школа?

Кто такой наставник? Может ли им быть учитель?

Наставник – это взрослый, который вдохновляет своим примером. Это не учитель, не психолог, не родитель, не коуч и не психотерапевт. Это человек, которому ребенок доверяет, опыту которого верит и хочет следовать.

Что делает наставник?

еженедельно встречается и общается подростком;

выслушивает и поддерживает его;

помогает сформулировать цель и мотивирует на ее достижение;

внимательно следит за развитием отношений;

становится для подростка примером.

На какую помощь можно рассчитывать?

Чтобы стать учителем, необходимо получить образование. Чтобы работать с детьми, необходимо получить образование. Для того, чтобы стать куратором (координатором и организатором) или наставником программы, также необходимо пройти определенный путь. Ресурсный центр, кстати, готов предоставить эту возможность всем желающим.

Наставнику также предоставляется вся необходимая методическая помощь – комплекты рабочих тетрадей, по которым ведется весь годичный цикл встреч с подростком.

Какие проблемы решает наставничество? Есть ли связь со школой?

Саша употребляет наркотики вечерами после занятий. У Оли затяжная депрессия. Игорь часами играет в онлайн-игры. Катя не может найти общий язык с одноклассниками и замыкается в себе все глубже. Чья это проблема? Ребенка, родителей, общества, государства, школы? Подчеркните сами для себя правильный вариант. Лично я не в состоянии сделать выбор, отбрасывая ответственность как мяч.

Во второй, практической, части семинара участники – учителям и представителям администрации областных школ, предложили составить два списка. Первый – проблематика наставнических программ в школах, второй – профиль участников. Вот что получилось:

Кажется, что с подобными подростками сталкивается в своей практике каждый учитель или социальный педагог.

Но для того, чтобы понять, что такое наставничество, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам : мир-SPOD и мир-VUCA .

Следуя тенденциям, российские школы меняют модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Мы уже близко знакомы с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Также очень важно развить у учащихся не только ключевые, общепредметные и предметные компетенции. Очень важно наряду с основными компетенциями развить метакомпетенции. Так как именно метакомпетенции наиболее отвечают запросам современного общества.

Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

За плечами любого успешного человека стоит наставник. Но кто же такой наставник? Хотелось бы спросить у Вас, наставник – кто же он? Какой он?

Современное наставничество отличается, прежде всего, горизонтальностью связей. Если раньше связь была вертикальная, и наставляемый был в подчинении у наставника, то теперь наставничество не просто не может быть директивным!

Современное наставничество может возникнуть только через мотивацию и личное желание наставника и наставляемого. Если раньше наставничество было от слова наставлять и применялось в контексте деятельности дополнительного учителя, то теперь этимологию слова рассматривают как взаимообогащение обоих сторон.

А любой ли человек может стать наставником? Зачем наставнику нужно быть наставником и какие качества должны быть у наставника?

Наставником может быть любой человек, независимо от возраста. Главное, чтобы человек имел какой-либо опыт, желает развиваться, готов делиться и всегда открыт новому.

Наставничество, прежде всего, – это экологичные коммуникации, основанные на доверии, взаимообогащении, открытости, партнерстве, личности. Главные и основные принципы наставничества – доверие и взаимообогащение.

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач практически любого обучающегося:

● подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе;

● одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;

● ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры.

Программа наставничества способствует решению следующих задач:

раскрытие потенциала каждого наставляемого;

преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;

адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;

повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося;

создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями

формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);

формирование предпринимательского потенциала и финансовой грамотности наставляемого (проективное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и акселерационных программах;

создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры;

Планируемые результаты реализации технологии наставничества:

● измеримое улучшение показателей конкретной образовательной организации в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;

● рост числа обучающихся, успешно прошедших профориентационные и иные мероприятия;

● практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению;

● измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;

● привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ региона и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.

Какие же проблемы можно решить, применяя технологию наставничества?

– прежде всего, можно повысить низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость;

– помочь учащемуся в выборе осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;

– создать условия для формирования активной гражданской позиции;

– повысить информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;

– помочь учащимся сформировать личностные ценностные и жизненные позиций и ориентиры;

– разрешить конфликтные ситуации, развить недостаточно развитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение учащихся;

– создать условия для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;

– создать необходимые условия для вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников;

– помочь учащимся в период психологических кризисов, связанных с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;

– помочь с проблемами адаптации в (новом) учебном коллективе.

В своей работе я применяю следующие формы и приемы технологии наставничества.

Очень часто провожу различные тесты, анкетирования, опросники, направленные на выявление личностных, психологических и профессиональных качеств. Тесты на тип темперамента Г. Айзенка, тест на выявление типа мышления Г. Гарднера, тестирование на выявление финансовой грамотности и мышления и т.д.

На уроках применяю прием моделирования ситуаций и решения практических задач, где ученики сами придумывают проблемную ситуацию, а затем мы вместе ее решаем.

Одним из важнейших направлений деятельности как учителя, по моему мнению, является формирование экзистенциального опыта и знаний о себе у учащихся. Зачастую учащиеся не знают, для чего они учатся, какие у них слабые и сильные стороны, что им делать дальше после окончания школы. Я пытаюсь каждому ученику показать его сильные и слабые стороны, акцентирую внимание на том, что у него хорошо получается. Многие учащиеся остаются после уроков, для того чтобы поделиться со мной своими проблемами и переживаниями.

Также особую роль на своих уроках отвожу формированию финансовой грамотности учащихся. Для этого провожу семинары, вебинары по финансовой грамотности. Также с учащимися решаем финансовые задачи, совместно планируем бюджет, следим за рынком ценных бумаг, пытаемся анализировать динамику финансового рынка.

Мне кажется, что для каждого учителя-наставника в работе важно использовать два основных вектора: сотрудничество и сотворчество.

Причем коллаборировать можно не только с учениками. Можно расширить свое поле деятельности. В работе наставник может использовать не только свои знания и умения. Можно привлекать в качестве наставников выпускников, родителей, представителей бизнеса и т.д. Это будет интересно для учеников, познавательно для учителя и очень ответственно и значимо для родителей или выпускников.

Наставничество – ресурс интенсивного развития личности. В наставничестве нет шаблонов, макетов, формул. Каждый учитель сам решает, быть ли просто учителем или быть больше, чем учитель – быть наставником.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, кто каждый учитель сам решает профессиональную дилемму. Я же решила для себя ее для себя так:

В связи с этим небезынтересно посмотреть на наставничество в исторической ретроспективе: какую роль оно играло в жизни людей?

Принято считать, что первым известным наставником был Ментор — воспитатель сына Одиссея. Это имя стало нарицательным и используется сегодня для обозначения формы профессионального наставничества. В то время говорили, что наставник — это скульптор душ, потому что именно наставники, а не родители, заботились об образовании ребенка.


В XII веке в Англии, в университете Оксфорда появились тьюторы. Так называли преподавателей, которые занимались с каждым студентом персонально. Для этого выделялись специальные учебные часы. Тьютор ставил задачи и обсуждал со студентом различные пути их решения.

В России в середине XIX века в гимназиях была введена должность классного наставника, которому предписывалось изучать характеры учащихся и заботиться об их благополучии. Согласно Уставу гимназий и прогимназий 1871 года классный наставник был ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников. Классные наставники из числа преподавателей, работавших с классом, выполняли данные функции за отдельную плату. Директор и инспектор гимназии также были наставниками, но на общественных началах.

В истории есть много примеров выдающегося наставничества.


Отец Александра Македонского Филипп призвал в учителя своему сыну Аристотеля, и любопытным образом расплатился за обучение — восстановил Стагиру, родной город Аристотеля. Аристотель и Александр занимались в роще около городка Миезы, где до сих пор показывают каменные скамьи, на которых сидел Аристотель со своим учеником.

Есть случаи, когда наставники выдающихся политических деятелей, косвенно влияли на важные исторические события. Считается, что решение об отмене крепостного права, принятое царем-реформатором Александром 2, — во многом заслуга Жуковского, который начал заниматься с маленьким Александром, когда тому было всего 9 лет, и поставил цель вырастить его просвещенным и всесторонне образованным.




Без наставников в решении этих задач не обойтись.

Большой потенциал у наставничества также в связи с цифровизацией образовательного процесса, персонализацией обучения и индивидуализацией образовательных траекторий.

Читайте также: