Вариативный компонент в школе

Обновлено: 05.07.2024

Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе формируется в соответствии с образовательными потребностями учащихся, с учетом запросов родителей.

ВложениеРазмер
tezisy_k_nauchno.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Филонова Л.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения Платоновской средней общеобразовательной школы Рассказовского района

Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Согласно новым стандартам образования ведущей целью обучения сегодня становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Условием для достижения обозначенной цели является формирование универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе формируется в соответствии с образовательными потребностями учащихся, с учетом запросов родителей. Направлена вариативная часть на обеспечение достижений учащимися уровня государственных образовательных стандартов, создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, готовности к социальной адаптации, профессиональной ориентации, дальнейшему образованию.

Вариативная часть учебного плана на старшей ступени образования позволяет наиболее полно реализовать идею профилизации школы. Опираясь на запросы учащихся и их родителей школа предлагает старшеклассникам профильную подготовку по трем направлениям: естественно-научному, социально-гуманитарному, информационно-технологическому. Реализация последнего направления стала возможной благодаря заключению договора о сотрудничестве школы и ФГОУ бизнес-колледжа. Возможность обучения на старшей ступени на профильном уровне способствует подготовке старшеклассников к сознательному выбору профессии и жизненному самоопределению.

Возможности вариативной части учебного плана позволяют реализовать проектную и исследовательскую деятельность. Так, на старшей ступени образования учащиеся имеют возможность выбора из предложенных педагогами школы проектно-исследовательских курсов по экологии, химии, истории, литературе. Изучение выбранных курсов производится во временных группах, сформированных по результатам выбора обучающихся. Итогом изучения каждого модуля является учебный проект, который учащиеся защищают на школьных конференциях.

Таким образом, вариативная часть учебного плана школы позволяет педагогическому коллективу выполнять главную функцию – создавать условия для обеспечения общекультурного, личностного и познавательного развития школьников с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и образовательных потребностей, обеспечивая условия для достижения гарантированного уровня образования в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Иллюстрация Дины Ли специально для informburo.kz

Иллюстрация Дины Ли специально для informburo.kz

В Казахстане уже с пятого класса дети будут определяться с тем, что им больше всего нравится учить. В дальнейшем это должно помочь с выбором профессии.

По сути ранняя профилизация идёт уже в начальных классах, но углублённая подготовка стартует в среднем звене. Предметы родители и их дети смогут выбирать сами. Informburo.kz разобрался, какие это дисциплины и как нововведение поможет школьникам.

№1. Как разделили учебную программу в школах?

Разделение на инвариантный и вариативный компоненты программы действует с начала учебного года 2018/2019. Теперь родители школьников могут выбрать для детей дополнительные предметы для углублённого изучения.

Соответствующий приказ министра образования вышел в сентябре 2018 года.

№2. Что такое инвариантный компонент?

Инвариантный компонент включает в себя пул предметов, обязательных для изучения в зависимости от выбранного направления (естественно-математическое или общественно-гуманитарное).

№3. Что такое вариативный компонент?

Вариативный компонент позволяет выбрать ещё несколько предметов – для углублённого изучения.

В 5-9 классах выбирают три предмета: два из уже определённых пар и один из оставшихся.

В 10-11 классах на выбор также два предмета для углубленного изучения (по два часа в неделю) и один дополнительный на выбор (час в неделю).

№4. Зачем ввели разделение?

В приложении к учебному плану указано, что это необходимо для ранней профилизации школьников. Это должно облегчить детям задачу по выбору предмета для сдачи ЕНТ, а также позволит им сделать максимально верный выбор по будущей профессии.

№5. Что представляет собой новый учебный план?

Пул предметов и варианты на выбор у классов разные. Один учебный план разработан для 1-4 классов, другой – для 5-9 и третий – для 10-11.

В учебном плане написано, что для школьников 1-4 классов родители дополнительно могут выбрать секцию для своего ребёнка. Это могут быть секции как спортивного, так и творческого направления.

Для 5-9 классов в дополнении к предметам инвариантного компонента родители выбирают три предмета из вариативного компонента. Для 10-11 классов предусмотрены обязательные предметы и предметы по выбору.

№6. Какие предметы обязательны для учеников 5-9 классов?

Это предметы инвариантного компонента. 10-12 часов в неделю выделяется языковым предметам:

  • казахский язык, казахская литература, русский язык и литература, а также иностранный язык для школьников с казахским языком обучения;
  • русский язык, русская литература, казахский язык и казахская литература, а также иностранный язык для школьников с русским языком обучения.

4-6 часов в неделю предусмотрено для математики и информатики. В этот сегмент входят математика (для 5-6 классов), алгебра (7-9 классы), геометрия (7-9 классы) и информатика (для 5-9 классов).

1-4 часа для естествознания: естествознание для 5-6 классов, а также физика, химия, биология и география для 7-9 классов.

3-4 часа на изучение предметов из категории "Человек и общество". Это история Казахстана, всемирная история, основы права (для 9 классов) и самопознание.

1-3 часа выделено для категории "Технологии и искусства": музыка и художественный труд – для 5 классов.

Есть категория физической культуры, куда включён одноимённый предмет для всех классов по два часа в неделю.

№7. Какие предметы вы можете выбрать для детей в среднем звене?

В среднем звене с седьмого класса родители выбирают для своих детей три предмета по выбору. Из них два предмета – из уже существующей комбинации плюс ещё один предмет из инвариантного компонента.

Комбинации предметов следующие:

  • алгебра и физика;
  • алгебра и география;
  • биология и химия;
  • биология и география;
  • иностранный язык и история Казахстана;
  • география и иностранный язык;
  • история Казахстана и география;
  • химия и физика;
  • русский язык плюс казахский язык и литература.

№8. Обязательные предметы для учащихся 10-11 классов

К общественно-гуманитарному направлению относятся русский язык, русская литература, казахский язык, казахская литература, иностранные языки. Каждому предмету уделяется от одного до трёх часов в неделю в зависимости от языка обучения.

Также есть 10 непрофильных предметов. Это технология (один час в неделю), алгебра и начало анализа (три часа в неделю), геометрия (час в неделю), информатика (час в неделю), биология (час в неделю), география (час в неделю), физика (час в неделю), химия (час в неделю), физическая культура (три часа в неделю), а также час в неделю начальной военной подготовки (НВП).

Для естественно-математического направления предусмотрены такие профильные предметы, как алгебра и начало анализа (три часа в неделю), геометрия (два часа в неделю), информатика (час в неделю), биология (два часа в неделю), география (два часа в неделю), физика (три часа в неделю), а также химия (два часа в неделю).

Таким непрофильным предметам, как казахский язык, казахская литература, русский язык, русская литература, иностранный язык, уделяется от одного до четырёх часов в неделю в зависимости от языка обучения. Также есть история Казахстана (два часа в неделю), всемирная история (час в неделю), самопознание (час в неделю), технология (час в неделю), физическая культура (три часа в неделю), НВП (час в неделю), а также человек, общество, право (час в неделю).

№9. Предметы по выбору для школьников из 10-11 классов

Нужно выбрать два предмета углублённого изучения – по три часа в неделю. Доступны физика, химия, биология и география.

Также нужно выбрать ещё один предмет из пула стандартного обучения (один час в неделю). Это может быть всемирная история, основы предпринимательства и бизнеса, графика и проектирование или основы права.

№10. Почему эта система рассчитана только на школы с 11 классами?

В Министерстве образования и науки РК сообщили, что сейчас решается, как данная система будет интегрирована в систему с 12-летним школьным образованием.

Пока этот вопрос остаётся открытым.

№11. Можно ли отказаться от необходимости выбирать предметы?

В пресс-службе Министерства образования и науки РК пояснили, что отказаться от такого формата нельзя. Учебная программа подразумевает определённое количество часов нагрузки, которое школьники должны пройти. В противном случае, отметили в МОН РК, полученное среднее образование будет неполным.

№12. Как это работает в других странах?

В частных школах США школьники могут выбрать к основным предметам ещё несколько дополнительных. Также дети с родителями сами выбирают, сколько часов в неделю хотят уделять тому или иному предмету.

В старших классах государственных и частных школ Канады дети самостоятельно выбирают предметы, но только в 10-13 классах. Ещё несколько предметов можно взять на себя по усложнённой программе (The advanced placement program). Хорошие оценки по выбранным дисциплинам будут преимуществом при поступлении в вуз.

В средних классах школ Сингапура, Таиланда и Филиппин предметы разделили на гуманитарное и математическое направления. В каждом свой пул. Дополнительно школьники могут выбрать занятия спортом или компьютерные курсы. На особом месте языковые курсы.

В школах Украины дети тоже могут выбрать несколько предметов для углублённого изучения. Обычно это те из них, которые необходимы для Внешнего независимого оценивания (аналог казахстанского ЕНТ).

Помочь детям узнать, что лучше впитывает воду: глина, земля или песок, развивать наблюдательность и любознательность.

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Закрепить у детей представления о мыле, его полезных свойствах. Учить детей способом обследования мыла, осуществляя сенсорное восприятие материала (цвет, форма, запах). Развивать навыки элементарного экспериментирования по созданию необычного мыла

Дать детям представление о свойствах бумаги и действие воздуха на неё. Развивать наблюдательность, любознательность.

Дать детям представление о том, что вода принимает форму того сосуда, в который её поместили; уметь проводить опыты, соблюдая технику безопасности при работе со стеклом.

Знать характерные свойства воды: вкус, цвет, запах, прозрачность. Уметь проделывать опыты, делать умозаключения, использовать свойства воды на практике.

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; Формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.

Вызвать радость открытий полученных из опытов. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

Формировать представление детей об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Помочь детям понять процесс становления частей суток. Уметь различать и называть части суток, сравнивать, замечать изменения, развивать наблюдательность.

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков. Учить детей наблюдать за происходящим, проводить эксперименты самостоятельно.

Познакомить детей с влиянием движения солнца на сезонные изменения. Уметь наблюдать, делать выводы.

Дать детям представление о том, что звёзды светят постоянно. Уметь наблюдать, делать выводы.

Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека. Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.

Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Знать, почему водоплавающие птицы не намокают и не замерзают. Иметь представление о том, как птицы плавают. Уметь проводить простые опыты, делать выводы.

Знать причины выхода дождевых червей на поверхность земли (дышат всей поверхностью тела). Уметь наблюдать.

Познакомить со способами проращивания семян: замачиванием и сухими. Уметь наблюдать за появлением ростков.

Знать свойства песка и глины. Уметь сравнивать их качества, делать простейшие выводы.

Знать, что почва – верхний слой земли, иметь представление об её составе. Уметь наблюдать, делать выводы.

Знать, как ими полезными свойствами обладает лимон. Уметь проделывать эксперименты, делать умозаключения.

Знать, что в воде есть воздух. Уметь наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

Познакомить детей с некоторыми свойствами и качествами воды. Уметь наблюдать, делать выводы, развивать смекалку.

Знать способы превращения воды в пар и обратно. Уметь делать выводы, понимать, как получается дождь.

Знать природное явление – круговорот воды. Уметь проводить эксперименты, делать выводы самостоятельно.

Знать агрегатные состояния воды: твёрдая, жидкая, газообразная, познакомить с термометром. Учить замечать изменения температуры, связывать изменения с состоянием воды.

Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т. д.) ; развивать память, воображение, мышление, речь.

Знать некоторые свойства снега: почему хрустит на морозе, не пропускает воздух. Уметь делать выводы.

Знать когда и как образуются узоры на окнах. Уметь наблюдать, делать умозаключения самостоятельно.

Знать, что воздух есть вокруг нас, и знать способы его обнаружения. Уметь выполнять опыты и делать самостоятельные выводы.

Знать, что воздух есть не только в комнате, но и всюду. Уметь проводить опыты, делать самостоятельные выводы.

Знать некоторые свойства и его значение в жизни человека. Уметь проводить опыты, выполняя указания воспитателя.

Уточнить у детей представления о магните. Познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать познавательный интерес, любознательность, умение делать выводы.

Знать, что такое электричество, и где его можно обнаружить. Уметь выполнять несложные эксперименты, делать выводы.

Знать, что такое молния, откуда она возникает, иметь представления об её разновидностях: шаровая, линейная. Уметь выполнять несложные советы по правилам безопасности во время молнии.

Пояснительная записка

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Тренировать мыслительные процессы: уметь ставить и решать посильные задачи, строить умозаключение;

Расширять кругозор и сознание детей: знакомить с природными и элементарными физическими явлениями;

Развивать способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Содержание программного материала опытнической деятельности представлено по возрастной группе от 5- 6 лет; в завершении содержания каждого возраста определены ожидаемые результаты в развитии ребёнка данного возрастного периода.

Реализация содержания программы предусматривает работу тематических блоков, которые действуя по возрастному принципу доступности, усложняются последовательно.

В программе четко просматривается системность и преемственность содержания изучаемого материала с предыдущими и последующими возрастными ступенями.

В приложении к программе представлено перспективное планирование занятий для всех возрастных групп детского сада, которое соответствует принципу сезонности (осень, зима, весна).

Содержание программы может быть успешно реализовано с помощью методических рекомендаций и дополнительного дидактического материала к данной программе.

Данная программа проводится 1 раз в неделю .продолжительность занятия 25-30 минут

для детей от 5 до 6 лет

Цель: Формирование навыков опытнической деятельности у детей 5-6 лет и умение использовать полученную информацию для решения проблем.

Дать представление о возникновении таких явлений природы, как: туман, роса, иней, град, снег, лёд, ветер, сосульки, морозные узоры на окнах и т.д.;

Дать понятие о трех состояниях воды: твердое, жидкое, газообразное.

Раздел: Воздух

Дать детям представление о том, что воздух есть всюду, и знать способы его обнаружения. Сформировать у детей представление о значении воздуха в жизни человека.

Раздел: Вода. Её свойства и состояние.

Познакомить детей с составом воды - в воде есть воздух. Сформировать представление о загрязняющих веществах, и как они проникают в почву во время дождя. Уточнять характерные свойства воды: вкус, цвет, запах, прозрачность.

Познакомить с природным явлением – круговорот воды в природе.

Сформировать представление об агрегатном состоянии воды: твёрдая, жидкая, газообразная. Знать способы превращения воды в пар и обратно.

Дать детям представление о таких явлениях, как иней, морозные узоры на окнах, почему снег хрустит на морозе, и не пропускает воздух.

Раздел: Глина, песок, земля.

Познакомить детей с почвой – верхним слоем земли, дать представление о её составе. Уметь сравнивать свойства песка и глины.

Формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию дошкольника.

Познакомить с некоторыми физическими явлениями и принципами их протекания: отражение, преломление света, возникновение электричества, молнии и грома.

Уточнить у детей представления о магните, и некоторых его свойствах.

Помочь понять основные свойства магнита – притяжение металлических предметов.

Сформировать у детей знания об электричестве, и где его можно обнаружить. Дать представление о молнии и громе и причинах их возникновения.

Знать о процессе образования радуги, иметь представление о понятии «спект

Ожидаемые результаты:

-уметь понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем;

-знать и понимать причины возникновения природных явлений: туман, роса, гроза, иней, снег, радуга, сосульки, капель и т.д.;

-уметь ставить цель в экспериментальной деятельности, достигать результата;

-иметь представление о трех состояниях воды: твердое, жидкое, газообразное;

-развивать связную речь, речь–доказательство, речь–рассуждение

самостоятельно делать умозаключения.

Используемая литература:

Ересек топқа арналған ұйымдастырылған оқу қызметінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной

деятельности для старшей группы

Тәрбиеші – Воспитатель: Есмаганбетова Г.А. 30.05.2016

Білім саласы – Образовательная область: Познание

Бөлімі - Раздел: Ознакомление с окружающим

Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: радуга - кемпірқосақ

Қызмет кезендері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің іс-әрікеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрікеті Деятельность детей

Мотивациялық – лептік

Мотивационно – побудительный

Организационный момент:

-Прозвенел звонок, Что возьмем мы на урок?

Ұйымдастық-ізденістік

Организационно-поисковый

-Что за чудо увидел Эдуард Юрьевич ?

Активизирует вопросами:

-Так о чём мы будем говорить на занятии? -Что вы знаете о ней? Что ещё хотели бы узнать о ней?

Кто видел настоящую радугу? -Какое настроение было у вас? –

-Ребята, а вы наблюдали, когда в небе появляется радуга?

Сколько цветов у радуги? -Из каких цветов состоит это чудо?

-Как запомнить цвета по порядку? -Чтобы легче было запомнить последовательность цвета у радуги, люди придумали фразы - подсказки.

- У вас был вопрос, почему радуга разноцветная? -Как вы думаете? . -На что попадают в небе солнечные лучи? -Что происходит с солнечными лучами? - Что при этом образуется?

Билингвальный компонент: радуга - кемпірқосақ

Опыт: прохождение луча света через стеклянную призму. (Если пасмурный день, можно взять фонарик) -Что видим?

Физкульт минутка

Предлагает чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать весёлую радугу самим

Слушают отрывок рассказа

Отвечают на поставленные вопросы, размышляют, высказывают свои мнения и предположения

Проводят опыт – прохождение луча света через призму

Создают веселую радугу

Рефлексивті-корригидтік

Рефлексивно- корригирующий

Подводит итог

-Что нового узнали, почему радуга разноцветная?

- У радуги есть коричневый цвет?

-У радуги 7 цветов?

-Какой цвет первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой?

-Покажи цвет, который следует за жёлтым?

-Какой предшествует синему ?

- Назовите соседей зелёного .?

- Назовите последующий цвет красному?

-Без солнечных лучиков может возникнуть радуга?

Подводят итог, делятся впечатлениями

Күтімді нәтіже – Предполагаемый результат:

Түсінеді - Понимают: процесс образования радуги

Қолданады - Применяют: умение наблюдать, делать выводы.

Ересек топқа арналған ұйымдастырылған оқу қызметінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной

деятельности для старшей группы

Тәрбиеші – Воспитатель: Безболинова М.К. 4.01.2016

Білім саласы – Образовательная область: Познание

Бөлімі - Раздел: Ознакомление с окружающим

Мақсаты - Цель: Знать, что такое молния, откуда она возникает, иметь представления об её разновидностях: шаровая, линейная. Уметь выполнять несложные советы по правилам безопасности во время молнии.

Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: молния - найзағай

Қызмет кезендері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің іс-әрікеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрікеті Деятельность детей

Мотивациялық – лептік

Мотивационно – побудительный

Вопросы по содержанию текста:

О чем эта сказка?

Что произошло в результате столкновения теплого и холодного воздуха?

Внимательно слушают сказку

Отвечают на вопросы воспитателя

Ұйымдастық-ізденістік

Организационно-поисковый

Рассказ воспитателя:

-Обычно гроза начинается внезапно. При ясной и тихой непогоде небосклон быстро заволакивается свинцовыми тучами. Температура воздуха повышается, он становится душным, влажным, начинает дуть сильный, порывистый ветер, бывает сильный ливень, сверкает молния, гремит гром.

Выставляет картину К.Маковского “Дети, бегущие от грозы” и предлагает рассмотреть:

Билингвальный компонент: молния - найзағай

Активизирует вопросами:

-Какое небо? Что можно сказать о тучах, какие они? Как художник передал сильный ветер? Страшно ли детям? Как вы догадались?)

-Что такое молния?

-Что такое гром? Да, это треск от разряда. Самое опасное во время грозы – молния. Она может вызвать пожар, гибель людей и животных.

Предлагает рассмотреть виды молний.

-Кто-нибудь из вас знает, как надо вести себя во время грозы?

Предлагает из серии картинок найти те, на которых изображено правильное поведение во время грозы

Правило N 1 : Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег. При попадании молнии в водоем, ты можешь сильно пострадать.

Правило N 2 : Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящие деревья ми. Не стоит прятаться и под высокими деревьями. В них чаще всего попадает молния.

Правило N 3 : Лучше всего грозу переждать в кустарнике, туда молния не попадет.

Слушают рассказ воспитателя

Отвечают на вопросы воспитателя, размышляют, высказывают свои предположения

Рассматривают картинки с изображением видов молний

Выбирают из серии картинок правильное поведение во время грозы

Закрепляют правила поведения во время грозы

Рефлексивті-корригидтік

Рефлексивно- корригирующий

Предлагает послушать стихотворение:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как будто ласково играя,

Как бахнет издали ведром!

Но знает вся моя деревня,

И знают все мои друзья,

Что под высокие деревья,

От молний прятаться нельзя.

Пусть далеко идти до дома,

Но нам друзья неведом страх.

И я бегу из водоема

И прячусь от грозы в кустах.

Люблю грозу в начале мая,

Пусть гром гремит и дождь идет,

И ярко молния сверкает.

В меня она не попадет!

Подводит итог, основываясь на впечатлениях детей

Отвечают на вопросы воспитателя, делятся впечатлениями

Күтімді нәтіже – Предполагаемый результат:

Ұғынады - Воспроизводят: знания о разновидностях молний;

Түсінеді - Понимают: что такое молния, откуда она возникает;

Қолданады - Применяют: умение выполнять несложные советы по правилам безопасности во время молнии.

Ересек топқа арналған ұйымдастырылған оқу қызметінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной

деятельности для старшей группы

Тәрбиеші – Воспитатель: Есмаганбетова Г.А. 21.12.15

Білім саласы – Образовательная область: Познание

Бөлімі - Раздел: Ознакомление с окружающим

Мақсаты - Цель: Знать, что такое электричество, и где его можно обнаружить. Уметь выполнять несложные эксперименты, делать выводы.

Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: самолет -ұшқыш

Қызмет кезендері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің іс-әрікеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрікеті Деятельность детей

Мотивациялық – лептік

Мотивационно – побудительный

Сюрпризный момент: приход Робота

Обращает внимание детей на то, что Робот не двигается. Уточняет, почему.

Предлагает поставить батарейки

Даёт возможность детям подумать почему игрушка заработала, если никто не отвечает, объясняет.

Поясняет, что когда мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток и привёл игрушку в действие, заставил её двигаться.

Радуются появлению игрушки

Замечают, что Робот не шевелится

Помогают воспитателю поставить батарейки и предполагают почему игрушка заработала

Слушают объяснение воспитателя

Ұйымдастық-ізденістік

Организационно-поисковый

-Ребята, а у нас в группе есть электричество? Правильно: в группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки, с помощью электричества работают электроприборы, которые помогают человеку.

Беседа: Молодцы! Я с вами согласна! Электроприборы- наши лучшие помощники, без них человеку было бы очень трудно. Но электричество, при помощи которого работают электроприборы- опасно для жизни. При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.

Приглашает детей в Страну Волшебных предметов, где мы научимся ловить доброе электричество

Билингвальный компонент: самолет - ұшқыш

Предлагает шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали.

Вывод: в наших волосах живёт электричество. Мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

Предлагает кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку и медленно поднести палочку к бабочке и потихоньку поднять ее.

Предлагает порвать бумагу на мелкие кусочки и поднести к ней расческу. Затем натереть расческу шерстяной тканью и снова поднести к кусочкам бумаги

Натирает стекло, под которым лежат кусочки пенопласта, варежкой и прикладывает к стеклу

Вывод: когда натёрли стекло варежкой, оно стало электрическим, шарики притянулись к стеклу.

Вывод: когда шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой, и они притянутся друг к другу.


СТРИТБОЛ КАК ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. На современном этапе развития общества основной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства. В общеобразовательных учреждениях физическая культура является базовой областью образования. Данный факт подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест [1, 6].

Выделение вариативного компонента образования обусловлено необходимостью создать основу для творческого самоопределения, самообразования, физического самосовершенствования и самореализации учащихся с учетом личностных потребностей в физкультурно-спортивной деятельности [5] .

Структура вариативного компонента программы подчинена решению задач приоритетного развития основных физических качеств и двигательных способностей, приобретения спортивных и прикладных умений и навыков – профессионально значимых для учащихся, что согласно принципу компетентностного подхода, обеспечивает профессиональную направленность физического воспитания.

В наше время уличный баскетбол – это нечто большее, чем просто спортивная игра. Стритбол – это целая молодёжная субкультура, часть хип – хопа [8] . Миллионы подростков, да и не только их, строят свою жизнь вокруг стритбола, посвящая этой игре почти все свободное время. Для них стритбол – это возможность показать себя, отложить на время повседневную рутину будней и окунуться в нескончаемый мир драйва и энергии стритбола. Отныне стритбол не просто игра, стритбол – это жизнь! Сегодня стритбол настолько популярен, что двор любого дома просто немыслим без баскетбольной корзины [2] . В этой связи становится актуальной проблема не только поиска эффективных путей укрепления здоровья и увеличения двигательной активности подрастающего поколения, но и обеспечение материально-технической оснащенности спортивных площадок для того, чтобы все желающие могли заниматься этим интересным видом спорта.

Новизна стритбола. При изучении и освоении данной спортивной игры занимающиеся могут достичь реализации основного принципа физической культуры и спорта – единства обучения и развития. Это единство нужно понимать как взаимосвязь между основными физическими качествами и спортивной техникой баскетболиста [3] . Например, чем выше уровень развития физических качеств, тем больше появляется возможностей для совершенствования техники игры. И наоборот, чем совершеннее техника выполнения приемов, тем лучше реализуются физические качества в данных двигательных действиях.

Современный уровень научных знаний в области физической культуры и спорта не только расширил запас наших представлений о взаимосвязи всех сторон подготовки баскетболистов, но и значительно углубил их. Не возникает сомнения, что техническая вооруженность игроков в последнее время несоизмеримо мощнее и разнообразнее, что с каждым годом совершенствуется и усложняется тактическая стратегия ведения игры. Недаром говорят, что сегодняшний день баскетболиста – это день скорости, техники и рациональной тактики.

Педагогическая целесообразность применения стритбола как учебной дисциплины в образовательном процессе.

Основной целевой установкой применения стритбола в учебно-тренировочном процессе, как и любого вида двигательной деятельности, является содействие всестороннему развитию физических и духовных способностей учащихся, воспитание гармонично развитой личности. Предполагается, что освоение данной спортивной дисциплины поможет естественному развитию организма занимающегося, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных сопутствующих заболеваний.

Значение двигательной активности подрастающего поколения в системе образования переоценить невозможно. Благодаря грамотному, адекватному, физиологически обоснованному построению учебно-тренировочного процесса решаются приоритетные вопросы физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки игроков. Особое место в спортивных играх следует отнести изучению двигательных действий, спортивных умений и навыков, которые помогают совершенствовать не только индивидуальные физические качества и способности занимающихся, но и групповые и командные взаимодействия игроков. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные морфофункциональные особенности учащихся, их адаптационные возможности к повышению приспособительных реакций функциональных систем организма подростков.

Данная дисциплина предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Проведение учебной дисциплины программы предназначено для внеурочной формы дополнительных занятий по физической культуре общеобразовательных учреждений. Применяется в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, вариативная часть баскетбол [4] .

Данная спортивная дисциплина рассчитана для учащихся среднего и старшего школьного возраста 10 – 16 лет.

Программа предусматривает систематическое и последовательное обучение спортивной игре в течение 4-5 лет.

Стритбол, как учебная дисциплина, включает систематические учебно-тренировочные занятия, проводимые в строгой логической последовательности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.

Занятия по стритболу, согласно вариативного раздела программы по физической культуре, рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2 часа или 3 раза в неделю по 1,5 часа в зависимости от контингента занимающихся, их индивидуальных половых, возрастных и морфофункциональных особенностей организма. При этом количество учебных часов в неделю составляет – 4-4,5 часа, а всего за учебный год – 144-162 часа [2, 4] .

Отличительные особенности стритбола.

От баскетбола стритбол отличается тем, что может проводиться не только в спортивном зале, но и под открытым небом, размер площадки при этом вдвое меньше баскетбольной, а также в игре используется одно кольцо.

Стритбол – игра маленького коллектива. Количество игроков – по 3 человек в каждой команде, а также по одному в запасе у каждой команды. Каждый игрок должен виртуозно владеть мячом, обладать точным броском, отлично понимать партнеров своей команды. Чтобы добиться всего этого, занимающиеся, прежде всего, должны в совершенстве овладеть базовыми умениями и навыками баскетбола.

Кроме того, есть еще одна отличительная особенность от баскетбола. В стритболе, благодаря тому, что это уличная игра, допускаются тренировки и игры с сопровождением музыки (рэп, хип-хоп) [8] . В классическом баскетболе учебно-тренировочная деятельность происходит без сопровождения музыки.

Основные правила игры в стритбол.

Для всех игровых ситуаций, о которых не говорится в данных правилах, применяются официальные правила баскетбола [7, 8] .

Игры проходят на половине баскетбольной площадки. Площадка представляет собой соответствующую часть классической баскетбольной площадки с линией штрафного броска, расположенной на расстоянии 5,80 метра, дугой на расстоянии 6,75 метров и местами для подбора.

Состав команды состоит из 4-х игроков, 3 игрока – на площадке, 1 – запасной (наличие запасного игрока не является обязательным).

Игра длится до 21 очка или до истечения 10 минут.

Время атаки ограничено 12 секундами. Отсчет времени начинается при попадании мяча в руки игрока команды.

Если команда забросила мяч, то право на атаку переходит команде-сопернице. Мяч переходит к другой команде в случае фола и после выполненного штрафного броска.

За мяч, заброшенный из трёхочковой зоны (за дугой), начисляется 2 очка.

За штрафной бросок, а также остальные заброшенные мячи не из трёхочковой зоны, начисляется 1 очко.

Фолы, совершенные внутри дуги – 1 штрафной бросок; фол при выполнении дальнего броска – 2 штрафных броска; фол при ином броске – 1 штрафной бросок.

Замены можно производить в любое время игры. Капитан команды обращается с просьбой о замене к судье матча.

Каждая из команд может взять один тайм-аут в тридцать секунд в основное время игры и еще один тайм-аут в дополнительное время.

Нарушения правил [7, 8] .

В случае применения силы обе команды дисквалифицируются и выбывают из соревнований. Умышленные нарушения правил наказываются по решению наблюдателя штрафным броском с передачей после него мяча команде, нарушившей правила игры. За каждый результативный штрафной бросок команда получает 1 очко.

Если игрок дважды совершил умышленное нарушение правил в течении одной игры, он дисквалифицируется до её окончания.

Если игрок обороняющейся команды нарушил правило во время броска и сдвинул корзину, атакующей команде засчитывается 1 очко, а мяч предаётся обороняющейся команде.

Стратегия игры в стритбол.

Новейшие разработки тактических схем в баскетболе и стритболе – достояние тренеров и команд. Секретные тактики сначала демонстрируются как элемент неожиданности, а затем закрепляются, и соперник быстро сможет к ней приспособиться. Однако эффективность того или иного нападения (или защиты) не зависит от того, знает соперник эту тактику или нет, а в том, насколько трудно преодолеть такое нападение (или защиту).

Тактика нападения состоит в том, чтобы вывести игрока своей команды на бросок, обыграв в результате индивидуальных или командных действий игроков обороны соперника, и забросить мяч в корзину. Выбор тактики нападения зависит от системы защиты, применяемой командой соперников.

Главное в индивидуальной тактике ‒ правильно выбрать место на площадке, применить удачный способ для передачи мяча, отвлечь соперника или открыться для получения мяча. Играя под кольцом, необходимо действовать так, чтобы соперник был дезориентирован, чтобы перехватить мяч не было сложной задачей.

Если в весе, росте и в целом по телосложению игрок превосходит своего соперника, то важно атаковать массивно и оттеснять к кольцу. Также в таком случае важно держать расстояние с соперником, чтобы он не совершил быстрый отбор и не прошел к кольцу.

Если игрок не превосходит по телосложению своего соперника, то его главным преимуществом является скорость: быстрые рывки и скоростной проход.

Большое внимание следует уделить физической подготовке. Тренировать выносливость, скорость и т.д.

Каждый занимающийся должен знать:

освободиться от соперника и выйти на отличную позицию для атаки нужно резким изменением скорости или изменением направления движения;

принимать мяч необходимо в движении, делая шаг к мячу;

партнерам, один из которых владеет мячом, не следует располагаться близко, т.к. его будет легко обойти одному из защитников;

В стритболе применяют и баскетбольные стратегии. Например, треугольное нападение – перестроение по треугольнику с передачей мяча [3] . Данная стратегия является одной из самых эффективных в настоящее время, так как игроки постоянно находятся в движении, а также могут использовать различные варианты броска.

Технико-тактическая подготовка: каждый занимающийся должен уметь:

-овладеть всеми известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях;

-сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях перемещения, а также разнообразить действия, сочетая различные приемы;

-овладеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей;

-постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения;

-проявлять творческая инициативу, быстроту сложных реакций, внимательность, ориентировка и сообразительность;

-применять индивидуальные действия и типовые взаимодействия с партнерами, основные системы командных действий в нападении и защите;

-эффективно использовать средства игры и изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности, внешние условия и особенности сопротивления противника.

Преимущества стритбола как учебной дисциплины.

Благодаря соревновательному характеру игры проявляется высокая эмоциональность игроков, что приводит к выплеску эмоций. Интерес к активной игре, создание благоприятных условий, контроль над эмоциями игроки получают за время приобщения к игре.

В процессе занятий стритболом развиваются такие физические качества, как быстрота бега, выносливость, ловкость, координация движений, пространственная ориентировка, способность выполнять точные движения по пространственным, временным и силовым параметрам. Развивается быстрота мышления, находчивость, умение решать трудные задачи за минимальное количество времени.

Физическое и психическое здоровье школьников. В процессе игры происходит активизация энергообмена, что положительно сказывается на деятельности основных фунциональных ситем организма занимающихся.

Коллективная работа в команде. Умение взаимодействовать в команде имеют важно значение в умении совместной работы, а также такие личностные качества, как дружба, выдержка, уважение к соперникам, инициативность.

Спортивная этика игроков. Занимающиеся во время проведения соревнований учатся адекватно себя вести в случае возникновения спорных игровых ситуаций.

Стритбол – одна из самых интересных и увлекательных спортивных игр. В стритбол можно играть как на улицах (открытых площадках), так и в спортивных помещениях.

Школьники любого возраста охотно играют в стритбол, участвуют в соревнованиях и турнирах. Систематические занятий стритболом позволяют подросткам полноценно развиваться как физически, так и психически.

Почему же эта игра так популярна? Уличный (или дворовый) спорт обеспечивает массовость. Если спорт, и стритбол, в частности, будут поддерживать, создавать новые секции, строить больше спортивных площадок (как мы указали выше, площадка для стритбола представляет собой несложную конструкцию), то школьники с радостью будут вести активный и здоровый образ жизни. К сожалению, в нашем регионе количество площадок для баскетбола и стритбола не увеличивается, а иногда и уменьшается. А благодаря строительству таких площадок решилась бы проблема занятости молодежи в области физической культуры и спорта.

Принципиально отличительной особенностью вариативного компонента программы по физической культуре является сочетание традиционных и инновационных подходов реализации учебной программы, а также непрерывное и поэтапное совершенствование физкультурного образовательного процесса учащихся.

Список литературы:

Андрионов М.В. Спортивная специализация как современный подход к совершенствованию физкультурного образования школьников // Теория и практика физической культуры. - 2014 февраль. №2 С. 9.

Ишухин В.Ф. Баскетбол. Стритбол : учеб.-метод. пособие; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. ‒ 116 с.

Лях В.И, Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2012 г.

Тихонов А.М. Основные подходы к преподаванию физической культуры в школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом // Теория и практика физической культуры. - 2014 май. №5. С.13-15.

Скаржинская Е.Н. Спортивная педагогика в информационном обществе // Теория и практика физической культуры. - 2013 июнь. №6. С. 51-54.

Гост

ГОСТ

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Общие требования к программам образования

В соответствии с рекомендациями по формированию образовательных программ, они должны разрабатываться на основании принципа личностно-ориентированного взаимодействия между педагогом и детьми (учащимися, воспитанниками). Каждая образовательная программа должна быть нацелена на развитие у детей познавательной активности, коммуникативности, способностей каждого ребенка, формирование творческого воображения.

Кроме того, программы обязаны обеспечить:

  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей;
  • обеспечить эмоциональное благополучие и развитие каждого ребенка;
  • интеллектуальное и творческое развитие;
  • приобщение к культурным и общечеловеческим ценностям;
  • обеспечение продуктивного взаимодействия с семьей ребенка.

В соответствии с программами образования организация детской деятельности осуществляться в следующих формах:

  • специально организованные учебные занятия;
  • свободное время;
  • нерегламентированные виды деятельности.

При построении программы необходимо учитывать возрастные особенности и потребности детей, индивидуальность психического и физического развития, а также возможности образовательной организации (техническое и методическое оснащение, наличие необходимых педагогических кадров и т.д.).

Классификация современных образовательных программ:

  1. Альтернативные и вариативные.
  2. Базовые, региональные, федеральные и муниципальные.
  3. Основные и дополнительные.
  4. Примерные.
  5. Парциальные и комплексные.

Вариативные образовательные программы различают в зависимости от философско-концептуальной основы, которая включает в себя взгляд автора программы на ребенка, закономерности развития детей на разных возрастных этапах, создание необходимых условий, направленных на полноценное становление и развитие личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды вариативных программ образования

Вариативные образовательные программы могут быть двух видов:

Вид 1. Основная вариативная программа – содержание основано на комплексности требований к программам. Включает в себя следующие направления личности детей:

  • физическое развитие;
  • социально-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • формирование разностороннего развития способностей ребенка (умственное, коммуникативное, регуляторное и т.д.);
  • становление разнообразных специфических видов деятельности (игровая, предметная, театрализованная, музыкальная и т.д.).

Таким образом, основная вариативная образовательная программа включает в себя весь спектр общеразвивающих и при необходимости коррекционных задач воспитания и обучения детей, а также разнообразные содержательные аспекты образовательной деятельности учебного заведения, в рамках реализуемых им основных образовательных услуг.

Особое место среди основных вариативных программ образования, занимают программы, имеющие коррекционную направленность. Коррекционная направленность программы определяется видом отклонения или нарушения, которое необходимо подвергнуть организованному коррекционному воздействию.

Коррекционная вариативная образовательная программа предполагает разработку необходимого комплекса изменений, которые следует внести в организацию жизни детей. Корректировке подвергается режим дня, предметно-развивающая среда и т.д.

Дополнительные образовательные услуги – это услуги, представленные в дополнительных образовательных программах, выходящие за рамки основной программы образовательного учреждения и его Устава.

Дополнительные услуги могут предоставляться как на бесплатной, так и на платной основе. Реализация дополнительной вариативной программы осуществляется исключительно по желанию родителей, либо законных представителей ребенка, на основании заключения с ними договора.

Реализация дополнительных программ образования осуществляется в рамках таких гибких форм образования как кружки, творческие студии, секции и т.д. Данные формы могут быть организованы как непосредственно в самом учебном заведении, так и за его пределами.

В настоящее время разработка и внедрение дополнительных вариативных программ, является востребованным явлением. Например, в ряде регионов РФ (Краснодарский край, Архангельская область, Нижегородская область и т.д.), разработка и внедрение дополнительных вариативных образовательных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с ДОУ до ВУЗа.

Дополнительные вариативные образовательные программы могут быть следующих направлений и циклов:

  • художественно-эстетический;
  • этнокультурный;
  • культурологический;
  • интеллектуально-развивающий;
  • физкультурный;
  • экологический;
  • коммуникативно-речевой;
  • разнообразные коррекционные направления.

В некоторых случаях в качестве дополнительных вариативных образовательных программ могут быть использованы парциальные программы.

Необходимо отметить, что дополнительная вариативная программа образования ни в коем случае не может быть реализована взамен или в рамках основной образовательной программы, в счет времени, отведенного на ее реализацию.

Количество и время длительности занятий, проводимых в рамках дополнительной вариативной программы образования, строго регулируются СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Читайте также: