Профилактика производственного травматизма в детских садах

Обновлено: 05.07.2024

Современные учреждения образования представляют собой сложную систему, компонентами которой, в первую очередь, являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни обучающихся и охраны труда разных категорий работников.
Учреждение образования — это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных им детей.
От руководителя учреждения образования требуется создание не только здоровых и комфортных условий труда и образовательного процесса, но и обеспечение их безопасности.
Руководитель обязан обеспечить системный подход к управлению охраной труда, предусмотрев осуществление корректирующих мероприятий по снижению производственных опасностей и рисков травмирования работников; не допустить к работе, отстранить от нее в соответствующий день работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также не использующего средства индивидуальной защиты, не прошедшего медицинский осмотр, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Охрана труда в учреждении образования это комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья работников и воспитанников в процессе трудовой деятельности и образовательного процесса, включающий нормативно-правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.
Организация охраны труда в учреждении регламентируется основными нормативными документами
При приеме на работу работники ознакамливаются с должностными обязанностями по охране труда, с ними своевременно проводится вводный инструктаж, который регистрируется в журналах регистрации вводного инструктажа по охране труда.

Все журналы по охране труда прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью учреждения и подписью руководителя.
Ежегодно работники учреждения образования проходят своевременный периодический медицинский осмотр.

Важную роль в налаживании системы работы по охране труда и поддержании ее на должном уровне играет периодический контроль за соблюдением законодательства по охране труда. Осуществляют периодический контроль должностные лица и представители профсоюзных комитетов в соответствии с положением, разработанным в учреждении образования и на основании Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
В течение года в учреждении проводится плановая работа по приведению учреждения в надлежащее противопожарное состояние. В школе установлена автоматическая пожарная сигнализация, ведётся её обслуживание специализированной организацией. Сторожа обучены последовательности действий при срабатывании сигнализации. Сотрудники проинструктированы по правилам поведения при срабатывании сигнализации.
Пожарная безопасность обеспечивается проведением организационно-технических мероприятий, обучением обучающихся и сотрудников грамотному поведению, обеспечивающему собственную безопасность и безопасность окружающих, укреплением материально-технической базы. По вопросам профилактики пожаров проводятся практические тренировочные занятия с обучающимися и персоналом школы по действиям в экстренных ситуациях, беседы по предупреждению пожаров с детьми с использованием наглядных пособий, показов видеофильмов. В учреждении образования оформлен уголок пожарной безопасности, в группах детского сада имеются игры и дидактические материалы по пожарной безопасности. В учреждении образования разработан и утвержден план противопожарных мероприятий на год. Инструкция по пожарной безопасности в учреждении образования разработана на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности исходя из специфики пожарной опасности здания, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. На каждом этаже здания выполнены планы эвакуации в случае возникновения пожара или возникновения ЧС. Они содержат текстовую часть, пути и направления эвакуации, места расположения первичных средств пожаротушения и средств связи. Планы утверждены руководителем, вывешены на видном месте на каждом этаже.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В ДОУ

Основные черты, характеризующие детский травматизм, - распределение по полу и возрасту, видам травматизма - остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

Причины детского травматизма:

1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным специальным составом;

2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из-под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Работа по предупреждению детского травматизма.

Большое внимание в детском саду уделяется ознакомление педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводится тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детских садах предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В детском саду ведется работа с педагогическим составом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов и медицинского работника, ведь в любое время года педагог и медицинский работник должны выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения, должны разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.

В работе по профилактике детского травматизма детский сад придерживается следующей системы:

Профилактические мероприятия в детском саду.

1. В детском саду четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, мед. работник, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.

4. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями Роспотребнадзора.

Мероприятия с персоналом детского сада по профилактике детского травматизма:

1.Проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, охране труда и пожарной безопасности;

2. Проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения выездных мероприятий за пределами детского сада;

3. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

4. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.

5. Медицинский работник проводит инструктаж по профилактике детского травматизма, оказанию первой медицинской помощи.

6. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;

через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;

показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности.

На протяжении многих лет медицинским и педагогическим составом нашего детского сада ведется работа по оздоровлению детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Опыт работы неоднократно обобщался на семинарах медицинских и педагогических работников дошкольных учреждений города Набережные Челны и представлен в виде системы работы ДОУ по предупреждению детского травматизма. (Видеопрезентация)

Основные черты, характеризующие детский травматизм, – распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

Проранжировав причины детского травматизма, мы выявили следующее:

1) На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным песком;

2) На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

4) на четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в нашем детском саду проводятся целенаправленно, исходя из вышеперечисленных причин и обстоятельств возникновения травм. Мы выявили, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, спицы, остро отточенные карандаши, иголки, ножи, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши.

В ясельном возрасте (1–3 года) основные двигательные навыки (ходьбы, лазания) еще находятся в стадии становления, поэтому развитием навыков, а также умением ориентироваться в окружающей обстановке, предвидеть опасность и обусловлены основные воспитательные меры воздействия для профилактики травматизма в этом возрасте.

Изменяется характер повреждений: уменьшается количество ожогов, увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Нередки и электротравмы. Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых. Статус нашего ДОУ предусматривает комплексное лечение детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Учащается количество падений, особенно в зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Большое внимание мы уделяем ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводим тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в нашем детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В ДОУ ведется работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям СанПиНа к организации режима дня и учебных занятий.

В работе по профилактике детского травматизма наш детский сад придерживается следующей системы:

I. Профилактические мероприятия ДОУ

1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

  • оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
  • игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком.

4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек).

5. Медсестрами по массажу проводятся индивидуальные беседы о правилах поведения во время массажа, старшая медицинская сестра принимает участие на занятиях по ознакомлению с окружающим. Инструктор ЛФК и инструктор по ФК организуют физкультурные досуги по ПДД, воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.

II. Мероприятия с персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма:

III. Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

По результатам анализа данного методического комплекта, с учетом опыта работы с дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были разработаны тематические планы.

Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм. Это:

IV. Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

Методические рекомендации по профилактике детского травматизма в дошкольных образовательных учреждениях

26.12.2018

Травма ребенка в детском саду: действия сотрудников ДОУ

Дошкольная организация должна обеспечить не только образовательный процесс, но и безопасность для воспитанников. Закон об образовании возлагает ответственность на сотрудников ДОУ за жизнь и здоровье детей. Видеонаблюдение, безопасные игрушки, конструкции на прилегающей территории и другие меры – все это направлено на исключение травмирования ребенка.

Но что делать сотрудникам дошкольной организации, если ребенок получил травму в детском саду?

Правовые основы действий воспитателя и руководителя при травме ребенка в ДОУ

Утвердить приказом ДОУ порядок и алгоритм действий сотрудников образовательных организаций при травме ребенка для регулирования.

Минобрнауки РФ рекомендует сотрудникам образовательных организаций руководствоваться нормами трудового законодательства – ст.ст. 227-231 ТК РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 26.02.2016 года № 12-ПГ-МОН-3527).

Нормативные акты:

· ст.41 ФЗ об образовании – Охрана здоровья обучающихся;

· ст. 31 ФЗ об основах охраны здоровья граждан – о первой помощи;

· ст.ст.227-231 ТК РФ – расследование и учет несчастных случаев;

Обязанность воспитателя оказать первую помощь ребенку, получившему травму в ДОУ

Одним из главных действий педагога при травме ребенка в ДОУ является оказание первой помощи. В этом случае важно определить, когда нужно оказывать первую помощь, а когда можно и нужно дождаться медиков.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н определил следующие ситуации, когда пострадавшему нужно оказать первую помощь:

· у ребенка отсутствует сознание;

· отсутствует дыхание или кровообращение;

· имеется наружное кровотечение;

· в верхние дыхательные пути попало инородное тело;

· травмированы различные части тела;

· ребенок получил ожог, подвергся тепловому излучению, воздействию высоких температур;

· обморожение или другие последствия воздействия низких температур;

Обратите внимание! Воспитатель имеет право оказывать первую помощь ребенку только, если прошел специальное обучение. Согласно закону об образовании на сотрудников образовательных организаций возлагается обязанность пройти обучение навыкам оказания первой помощи.

Если ребенок пострадал, то воспитатель должен предпринять следующие действия:

· оценить безопасность обстановки;

· вызвать Скорую помощь;

· определить, находится ли ребенок в сознании;

· провести мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и проверить наличие признаков жизни у ребенка;

· провести мероприятия сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;

· осуществить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;

· произвести обзорный осмотр ребенка и временно остановить наружное кровотечение;

· подробный осмотр ребенка с целью выявления травм, отравлений и других угрожающих жизни состояний и оказание первой помощи при обнаружении таких признаков;

· придать оптимальное положение ребенку;

· контроль состояния ребенка и его психологическая поддержка;

· передача пострадавшего сотрудникам бригады Скорой помощи.

Также необходимо сообщить информацию о травме ребенка в ДОУ его родителям или другим законным представителям.

Обратите внимание! При оказании помощи травмированному ребенку могут потребоваться медицинские изделия для оказания первой помощи, поэтому в ДОУ обязательно должна находиться укомплектованная аптечка.

Долженбыть утвержден специальный перечень медицинский изделий для аптечек в образовательных организациях, можно также воспользоваться комплектацией аптечки для работников организации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н.

Дальнейшие действия по расследованию несчастного случая должны производиться в соответствии с нормами ТК РФ, Приказом Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 и внутренними документами ДОУ.

В данной ситуации необходимо совершить следующие действия:

· уведомление Управления образования в письменной форме;

· издание приказа о назначении комиссии по расследованию несчастного случая;

· расследование несчастного случая с заполнением необходимых форм документов и получением от воспитателя объяснительной записки о травме ребенка в детском саду.

Полезная информация:имеется специальный сайт об оказании первой помощи, где вы сможете найти нужную информацию об оказании первой помощи.

Ответственность воспитателя за травму ребенка в детском саду

После травмы ребенка в детском саду наступает ответственность для воспитателя:

· дисциплинарная (возможно замечание, выговор или увольнение), к такому виду ответственности воспитатель привлекается работодателем;

· уголовная (если по неосторожности или умышлено причинен вред ребенку или был смертельный случай).

Пример из судебной практики. Воспитатель дошкольной организации была привлечена к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 109 УК РФ за причинение смерти воспитаннице по неосторожности. Ребенок во время прогулки на территории ДОУ провалился в незакрытый колодец. В обязанности воспитателя, в том числе, входил осмотр места прогулки на предмет безопасности для детей. Данную обязанность она не исполнила и в период прогулки воспитанница упала в колодец и погибла (Кассационное определение Пермского краевого суда от 28 июня 2011 года по делу № №22-4185-2011).

Обратите внимание! Оказание первой помощи в случае несчастного случая с ребенком может стать смягчающим обстоятельством при привлечении к уголовной ответственности виновного лица (ст. 61 УК РФ).

Родители также могут обратиться в суд с иском к образовательной организации с требованием о возмещении материального и морального вреда.

Необходимо четко распределить обязанности между сотрудниками ДОУ по несчастным случаям с детьми и взрослыми. Внести дополнения в должностные инструкции каждого сотрудника ДОУ с ознакомлением и подписью.

Медицинскому работнику вести внутренний журнал, утвержденный приказом ДОУ, прошнурованный и пронумерованный, для фиксирования несчастных случаев с детьми:

Причины детского травматизма:

Виды и типы травм:

- порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках;

- травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;

- травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

- травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Электротравмы.

Основная причина несчастных случаев - недосмотр взрослых

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Работа по предупреждению детского травматизма

Большое внимание в детский садах уделяется ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводится тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детских садах предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В детском саду проводится работа с педагогическим составом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов и медицинского работника: ведь в любое время года педагог и мед. работник должны выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения, должны разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.

В работе по профилактике детского травматизма детский сад придерживается следующей системы:

Профилактические мероприятия в детском саду

1. В детском саду четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

* оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, мед. работник, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

* игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.

4. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями Роспотребнадзора.

Мероприятия с персоналом детского сада по профилактике детского травматизма:

1.Проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, охране труда и пожарной безопасности;

2. Проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения выездных мероприятий за пределами детского сада;

3. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

4. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.

5. Мед. работник проводит инструктаж по профилактике детского травматизма, оказанию первой медицинской помощи.

6. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

* на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;

* через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;

* показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;

Читайте также: