Сатиры кантемира краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В первой сатире "На хулящих учение" описаны аргументы противников науки. Критон считает их причинами церковных распрей и расколов. Раньше люди стояли на службе, потому что должно так делать, не понимая ее сути и полагаясь на мудрость священников, а теперь начали самостоятельно изучать Библию. Теперь народ пренебрегает постами, поклонами святыням, и даже начинает полагать, что не пристало отписывать монастырям земли. Скопидом Сильва полагает, что учения также приносят с собой голод, ибо неученые крестьяне собирали больший урожай. Дворянству тоже нет смысла постигать суть мироздания, всяческие управленческие и торговые приемы можно и без наук освоить. К тому же, науки скучны и мешают веселью, что разрушает веселую компанию. Щеголь Медор сетует, что на производство книг уходит много бумаги, что ему уж некуда завернуть свои витые кудри. А Цицерон и Виргилий и гроша не стоят по сравнению с рукастым портным или сапожником.

Без лишних знаний и место теплое найти проще. Вот чтобы епископом стать, достаточно бороду отрастить да клобук на голову натянуть, судьей чтоб быть, можно и вовсе надеть парик с узлами и отсылать каждого, кто без взятки приходит. А законы знать - дело подьячих.
Вторая сатира "На зависть и гордость злонравных дворян" описывает разговор добродетельного Филарета с Евгением, обладающим высоким чином. Филарет находит Евгения в чрезвычайно дурном расположении духа и угадывает причину этого: многие люди рангом пониже достигают успехов, в то время Евгений с высоты своих благородных корней ничего не добился. Это и тревожит Евгения, стыдно с такими предками быть во всем последним.
Филарет отвечает как на духу, что благородство, не подкрепленное собственными достижениями, мало что значит. Грамоты должны подтверждать заслуги человека, а не быть его единственными заслугами, полученными при рождении. Евгений и сам говорит, что предки заработали почет собственными силами и свершениями. У него же ничего подобного за душой нет, ибо когда предки с войском шли на неприятеля, он возлегает на перинах, окруженный многочисленными слугами.
Потом автор описывает день из жизни барина. С постели он встает поздним утром, после чаепития или чашечки кофе прихорашивается, с помощью слуги натягивает тесные башмаки, наряд в деревню ценой, а после предается чревоугодию вместе с мнимыми друзьями, которые покинут его, стоит ему потерять свое состояние. А Евгений и сам приближает этот день, играя в карты каждый божий день, проиграв таким образом уже несколько деревень.

В седьмой сатире "О воспитании" автор рассуждает о значимости общественного мнения. например, существует такое мнение, что знание доступно лишь людям в возрасте, и юноша совета дельного не может дать. А почему? Также считается, что любой человек склонен к обману, но на самом деле все зависит от воспитания: какую черту развивать - та и проявится в характере. Потому Сам Петр ездил по заграничным странам, высматривая лучшее в них и открывая учебные заведения для своих подданных. Правильно воспитай человека - и он многого добьется.
Независимо от талантов и положения нужно быть добродетельным человеком: способности, на которые опирается злой ум, не доведут их владельца до добра. Уж лучше быть человеком невыдающимся, но добрым, чем злобным гением.

Воспитывать детей нужно не догмами, а примером. Чуть проявилась у ребенка дурная черта, нужно показать ему того, кто испытывает от нее вред: богача, чахнущего над своим богатством, больного блудника. Также нужно аккуратно выбирать его окружение, недаром народ говорит "С волками жить - по-волчьи выть". Но самое главное - родители должны сами представлять собой то, чему пытаются научить дитя, потому что, видя от отца зло, сын только злу и научится. Большинство не воспримет серьезно такие советы молодого человека, подытоживает автор, но они тогда могут и вовсе не читать эти стихи.

Сатирик перечисляет доводы тех, кто считает науки ненужными. Ханжа Критон видит в них причину безбожия: “Расколы и ереси науки суть дети; / Больше врет, кому надо больше разумети”. Прежде люди покорно шли к церковной службе и слушали ее, не понимая. Теперь, к соблазну Церкви, стали сами читать Библию, забыли про посты, не пьют квасу, разучились класть поклоны и ставить

Скопидом Сильва говорит, что учение наводит голод: не учась латыни, больше собирали хлеба. Дворянин не должен грамотно говорить и постигать причину мира: он от этого не узнает, сколько крадет приказчик и как прибавить число бочек с винного заводу. “Землю в четверти делить без Евклида смыслим, / Сколько копеек в рубле, без алгебры счислим”. “Румяный, трижды рыгнув, Лука подпевает”: наука мешает людям веселиться и разрушает компанию. Вино – дар божественный; веселый человек, оставя стакан, не возьмется за книгу.

Щеголь Медор тужит, что на книги

много исходит бумаги, а ему уже не на что завернуть завитые кудри; Виргилий и Цицерон двух денег не стоят перед славным портным и сапожником. “Вот часть речей, что на всяк день звенят мне в уши”.

Да и видно, что без науки легче добиться успеха. Чтобы стать епископом, довольно клобуком покрыть главу, брюхо – бородою и, раздувшись в карете, всех лицемерно благословлять. Судье довольно вздеть перук с узлами и бранить приходящих с пустыми руками.

Законов ему знать не надобно: то дело подьячих лезть на бумажные горы.

Всякий невежда мнит себя быть достойным самого высшего чина и почестей. Так уму и не надо этих почестей искать, а надо, сидя в своем углу, в себе самом хранить знание о пользе наук, а не объяснять ее другим.

Сатира вторая (“На зависть и гордость дворян злонравных”), диалог между Филаретом (“Любящим добродетель”) и Евгением (“Благородным”, т. е. знатным). Филарет встречает Евгения в великой грусти и угадывает тому причину: “Трифону лента дана, Туллий деревнями / Награжден – ты с древними презрен именами”. Евгений подтверждает.

Его огорчает, что вчерашние пирожники и сапожники вспрыгнули на высокую степень, а он со своей знатностью ничего не достиг. “Знатны уж предки мои были в царство Ольги” и с тех пор управляли и на войне, и в судах, “А батюшка уж всем верх – так его не стало, / Государства правое плечо с ним отпало”. Обидно, имея таких предков, всюду видеть себя последним.

Филарет отвечает обстоятельно и откровенно. Благородство – вещь важная, но должно оно быть добыто или подтверждено собственными заслугами. А грамота, “плеснью и червями изгрызена”, никакого достоинства человеку не дает: “Мало пользует тебя звать хоть сыном царским, / Если в нравах с гнусным ты не равнствуешь псарским”; в благородных течет та же кровь, что и в холопах. Евгений никаких заслуг перед отечеством не имеет, а сам признал, что предки его не иначе, как по заслугам получали свои чины и награды. “Пел петух, встала заря, лучи осветили / Солнца верхи гор – тогда войско выводили / На поле предки твои, а ты под парчою, / Углублен мягко в пуху телом и душою, / Грозно соплешь, пока дня пробегут две доли…”

Далее описывается день щеголя. С утра он долго нежится, затем пьет чай или кофе, прихотливо причесывается, обувается в тесные башмаки (“Пот с слуги валится, / В две мозоли и тебе краса становится”), надевает наряд ценой в целую деревню и выбранный с искусством, которое сложнее науки римского права. Затем он предается обжорству, окруженный гнусными друзьями, которые, конечно, оставят его, как только он промотается.

Евгений же постоянно приближает час своего разорения, предаваясь мотовству и картежной игре: не одну деревню он уже проиграл.

Даже придворных чинов он заслужить не может. Евгений ленив, а придворные чины добываются хлопотами и терпением. Вон царедворец Клит: он целые дни проводит в чужих передних, осторожно меряет слова, чтобы никого не обидеть, и вместе с тем прямо идет к своей цели.

Таким качествам не грех и поучиться – с тем чтобы употреблять их на добрые дела.

Словом, злонравие Евгения делает его ни на что не годным: “Исправь себя и тогда жди, дружок, награду; / По тех пор забытым быть не считай в досаду”. А что Туллий и Трифон не имеют знатных предков – это ничего не значит. Как предки Евгения начинали знатный род при Ольге, так Трифон и Туллий начали теперь свой.

Адам дворян не родил, и Ной в ковчеге спас всех равных себе земледельцев. “От них мы все сплошь пошли, иной поранее, / Оставя дудку, соху, другой попозднее”.

Сатира седьмая (“О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому”) есть скорее эпистола, чем сатира: развернутое изложение мыслей о предмете рассуждения. Поэт начинает с обличения общего мнения, будто бы разум дается исключительно с возрастом и что поэтому молодой человек не может дать здравого совета. Отчего же такой предрассудок?

Многие говорят, что человек от природы склонен вдаваться в обман, но на самом деле от воспитания зависит больше: любая нива засохнет, если ее не поливать; любая же и даст плод при искусном уходе. Это знал Петр Великий, который сам стремился искать добрые примеры в других странах и открывал училища для подданных. Правильное воспитание – путь к совершенству: “Главное воспитания в том состоит дело, / Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело / В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен / Сын твой был отечеству, меж людьми любезен / И всегда желателен, – к тому все науки / Концу и искусства все должны подать руки”.

Можно быть великим ученым или воином – но злонравного и нелюбезного человека никто добром не помянет. Только добродетель может дать человеку спокойную совесть и бесстрашное ожидание кончины. Лучше простой ум с чистой совестью, чем острый разум со злобой.

Не надо все время твердить детям строгие уставы и ругать их, тем более прилюдно – этим лишь отобьешь любовь к добродетели. Лучше всего действовать примером. Заметив в сыне дурную склонность, надо указать ему на кого-нибудь, кто страдает от нее: скупца, иссохшего над своим золотом, мота в тюрьме, больного любострастника.

Надо осторожно выбирать ребенку слуг и все окружение: оно сильно влияет на воспитание. Часто сын теряет добродетель в объятиях рабыни и учится у слуг лгать. Злее же всех пример – родители. Нет толку читать ребенку наставления, если он беспрестанно видит зло в собственном отце.

Кто и не может избегать зла сам, пусть скроет его от сына: ведь никто не покажет гостю беспорядок в своем доме, а дети ближе, чем гость. Многим такие наставления от молодого человека покажутся за вздор, заключает поэт, так они могут и не читать этих стихов, которые писаны для одной забавы…

Да и видно, что без науки легче добиться успеха. Чтобы стать епископом, довольно клобуком покрыть главу, брюхо — бородою и, раздувшись в карете, всех лицемерно благословлять. Судье довольно вздеть перук с узлами и бранить приходящих с пустыми руками. Законов ему знать не надобно: то дело подьячих лезть на бумажные горы.

Всякий невежда мнит себя быть достойным самого высшего чина и почестей. Так уму и не надо этих почестей искать, а надо, сидя в своём углу, в себе самом хранить знание о пользе наук, а не объяснять её другим.

Можно быть великим учёным или воином — но злонравного и нелюбезного человека никто добром не помянет. Только добродетель может дать человеку спокойную совесть и бесстрашное ожидание кончины. Лучше простой ум с чистой совестью, чем острый разум со злобой.

Не надо всё время твердить детям строгие уставы и ругать их, тем более прилюдно — этим лишь отобьёшь любовь к добродетели. Лучше всего действовать примером. Заметив в сыне дурную склонность, надо указать ему на кого-нибудь, кто страдает от неё: скупца, иссохшего над своим золотом, мота в тюрьме, больного любострастника. Надо осторожно выбирать ребёнку слуг и всё окружение: оно сильно влияет на воспитание. Часто сын теряет добродетель в объятиях рабыни и учится у слуг лгать. Злее же всех пример — родители. Нет толку читать ребёнку наставления, если он беспрестанно видит зло в собственном отце. Кто и не может избегать зла сам, пусть скроет его от сына: ведь никто не покажет гостю беспорядок в своём доме, а дети ближе, чем гость. Многим такие наставления от молодого человека покажутся за вздор, заключает поэт, так они могут и не читать этих стихов, которые писаны для одной забавы.

Пересказал Н. Н. Зубков. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Первая сатира представляет собой аргументы против науки и обучения. Лицемер Критон говорит, что из-за обучения люди стали безбожными, не соблюдают постов, сомневаются в необходимости стольких земель у церкви. Когда ранее просто присутствовали на службе, совершенно ее не понимая, и подчинялись любым словам церковников. Скупердяй Сильва уверен, что учение доведет народ до голода, поскольку неграмотные крестьяне собирали больше урожая. А дворянину науки без надобности, свои обязанности он может выполнять без грамоты и математики.

Чревоугодец Лука соглашается и добавляет, что умный человек мешает веселому застолью. И никому и в голову не придет оставить бокал ради книги. Щеголь Медор расстроен тем, что вся бумага используется для книг, а ему скоро нечем будет крутить кудри. А философы не стоят ничего в сравнении с мастеровитым портным или сапожником.

Добиться высокого поста можно и не усердствуя слишком. Носи клобук и бороду, вот и епископ. Теперь можно лицемерно благословлять всех вокруг. Носи парик с узлами, вот и судья. Только и делай, что разрешай дела за взятки. А законы пусть подьячие запоминают.

Заканчивает эту часть автор мыслью, что каждый невежа мнит себя высоким чином. Истинный ум не требует почестей, а хранит ценные знания в себе.

Сатира вторая изложена в виде диалога двух знакомых – Филарета и Евгения. Филарет понимает, что его собеседник расстроен, ведь люди низшего происхождения добиваются признания, а он, дворянин, всегда и во всем последний. На это Филарет укоряет Евгения, и в благородных и крестьянах течет одна кровь. Положения можно добиться, прилагая усилия. Даже предки Евгения по его словам упорно трудились в военном и морском деле.

Хотя сам он встает поздно, вальяжно завтракает. После этого долго наряжается в сложносочиненные одежды, стоящие целые деревни. Даже туфли ему одевает слуга. А после Евгений приглашает на обед друзей, которые забудут про него, когда он разорится.

Да и кем он может стать. В военном и морском деле он ничего не понимает, даже боится его. Судьей можно стать, если ты справедлив и милосерден. Евгений же наоборот, глумится над нищими, и жестоко наказывает крестьян за любую провинность. Придворным быть он не может, ведь для этого требуется много посещать чужие дома и тщательно следить за словами, чтобы всем нравиться.

В завершении Филарет предлагает собеседнику пересмотреть собственное поведение, а до тех пор не ждать благодетели.

Седьмая сатира, по сути, простое изложение мыслей автора. Он осуждает общественный постулат о том, что молодой человек может быть умным и давать советы. Или другой, о том, что каждый человек склонен ко лжи. По мнению автора, главную роль играет воспитание. Не зря Петр Первый ездил по заморским странам, изыскивая лучшие их стороны, создавая училища для своих подданных. Если правильно воспитать человека, то он многого добьется.

В первую очередь необходимо следить за окружением ребенка, от него он может получить дурные привычки. Если у дитя проявляется дурная черта, то стоит ему указать примером на ее негативные последствия. И сам родитель должен служить примером для подражания, поскольку нет смысла в строгих наставлениях, если ребенок увидит, что родные их не соблюдают.

Только так может вырасти человек добродетельный, умный и спокойный.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Кантемир - Сатиры. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В подвале, больше похожем на пещеру, ютились люди. Девять человек жили здесь, занимаясь каждый своим делом: столяр Клещ, картузник Бубнов, вор Васька Пепел, торговка пельменями Квашня

Воскресное утро в доме дьякона. Он, сильный, крупный мужчина с мощным, красивым голосом, нежно и снисходительно относился к дьяконице

Суровые времена Ивана Грозного всегда волновали не только критиков, историков, но и писателей. Не остался в стороне и Алексей Константинович. Создавая свое произведение, автор брал некоторые выдержки из книг А.В.Терещенко и Н.М.Карамзина.

На лесной опушке прорастала старая ива. Мало ей осталось расти. Страшный вихрь поломал ствол. Внутри оказалось дупло, а в нём поселилась рысь. Она стала готовить место своим будущим детёнышам.

Роман В.П. Астафьева состоит из двух частей. В первой части, которая называется Солдат лечится, главный герой Сергей попадает в госпиталь для лечения полученной боевой травмы.

Первая сатира представляет собой аргументы против науки и обучения. Лицемер Критон говорит, что из-за обучения люди стали безбожными, не соблюдают постов, сомневаются в необходимости стольких земель у церкви. Когда ранее просто присутствовали на службе, совершенно ее не понимая, и подчинялись любым словам церковников. Скупердяй Сильва уверен, что учение доведет народ до голода, поскольку неграмотные крестьяне собирали больше урожая. А дворянину науки без надобности, свои обязанности он может выполнять без грамоты и математики.

Чревоугодец Лука соглашается и добавляет, что умный человек мешает веселому застолью. И никому и в голову не придет оставить бокал ради книги. Щеголь Медор расстроен тем, что вся бумага используется для книг, а ему скоро нечем будет крутить кудри. А философы не стоят ничего в сравнении с мастеровитым портным или сапожником.

Добиться высокого поста можно и не усердствуя слишком. Носи клобук и бороду, вот и епископ. Теперь можно лицемерно благословлять всех вокруг. Носи парик с узлами, вот и судья. Только и делай, что разрешай дела за взятки. А законы пусть подьячие запоминают.

Заканчивает эту часть автор мыслью, что каждый невежа мнит себя высоким чином. Истинный ум не требует почестей, а хранит ценные знания в себе.

Сатира вторая изложена в виде диалога двух знакомых – Филарета и Евгения. Филарет понимает, что его собеседник расстроен, ведь люди низшего происхождения добиваются признания, а он, дворянин, всегда и во всем последний. На это Филарет укоряет Евгения, и в благородных и крестьянах течет одна кровь. Положения можно добиться, прилагая усилия. Даже предки Евгения по его словам упорно трудились в военном и морском деле.

Хотя сам он встает поздно, вальяжно завтракает. После этого долго наряжается в сложносочиненные одежды, стоящие целые деревни. Даже туфли ему одевает слуга. А после Евгений приглашает на обед друзей, которые забудут про него, когда он разорится.

Да и кем он может стать. В военном и морском деле он ничего не понимает, даже боится его. Судьей можно стать, если ты справедлив и милосерден. Евгений же наоборот, глумится над нищими, и жестоко наказывает крестьян за любую провинность. Придворным быть он не может, ведь для этого требуется много посещать чужие дома и тщательно следить за словами, чтобы всем нравиться.

В завершении Филарет предлагает собеседнику пересмотреть собственное поведение, а до тех пор не ждать благодетели.

Седьмая сатира, по сути, простое изложение мыслей автора. Он осуждает общественный постулат о том, что молодой человек может быть умным и давать советы. Или другой, о том, что каждый человек склонен ко лжи. По мнению автора, главную роль играет воспитание. Не зря Петр Первый ездил по заморским странам, изыскивая лучшие их стороны, создавая училища для своих подданных. Если правильно воспитать человека, то он многого добьется.

В первую очередь необходимо следить за окружением ребенка, от него он может получить дурные привычки. Если у дитя проявляется дурная черта, то стоит ему указать примером на ее негативные последствия. И сам родитель должен служить примером для подражания, поскольку нет смысла в строгих наставлениях, если ребенок увидит, что родные их не соблюдают.

Только так может вырасти человек добродетельный, умный и спокойный.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сатиры

Продолжение после рекламы:

Да и видно, что без науки легче добиться успеха. Чтобы стать епископом, довольно клобуком покрыть главу, брюхо — бородою и, раздувшись в карете, всех лицемерно благословлять. Судье довольно вздеть перук с узлами и бранить приходящих с пустыми руками. Законов ему знать не надобно: то дело подьячих лезть на бумажные горы.

Всякий невежда мнит себя быть достойным самого высшего чина и почестей. Так уму и не надо этих почестей искать, а надо, сидя в своём углу, в себе самом хранить знание о пользе наук, а не объяснять её другим.

Брифли существует благодаря рекламе:

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Можно быть великим учёным или воином — но злонравного и нелюбезного человека никто добром не помянет. Только добродетель может дать человеку спокойную совесть и бесстрашное ожидание кончины. Лучше простой ум с чистой совестью, чем острый разум со злобой.

Не надо всё время твердить детям строгие уставы и ругать их, тем более прилюдно — этим лишь отобьёшь любовь к добродетели. Лучше всего действовать примером. Заметив в сыне дурную склонность, надо указать ему на кого-нибудь, кто страдает от неё: скупца, иссохшего над своим золотом, мота в тюрьме, больного любострастника. Надо осторожно выбирать ребёнку слуг и всё окружение: оно сильно влияет на воспитание. Часто сын теряет добродетель в объятиях рабыни и учится у слуг лгать. Злее же всех пример — родители. Нет толку читать ребёнку наставления, если он беспрестанно видит зло в собственном отце. Кто и не может избегать зла сам, пусть скроет его от сына: ведь никто не покажет гостю беспорядок в своём доме, а дети ближе, чем гость. Многим такие наставления от молодого человека покажутся за вздор, заключает поэт, так они могут и не читать этих стихов, которые писаны для одной забавы…

В первой сатире Кантемир создает яркие памфлетные образы противников науки и гонителей просвещения в России того времени. В качестве объектов сатиры выведены четыре типа представителей дворянского сословия. Не случайно сатира начинается и завершается впечатляющими образами священнослужителей. Реакционная верхушка русской церкви, по мнению Кантемира, олицетворяла собой догматизм и схоластику.

Судя по высказыванию Критона,

Расколы и ереси науки суть дети,

Больше врет, кому далось больше разумети;

Приходит в безбожие, кто над книгой тает…

Довод, порядок в словах — подлых то есть дело,

Знатным полно подтверждать иль отрицать смело.

Четвертый тип, порожденный слепым подражанием Западу, безудержному мотовству и щегольству, — Медор. Он с явным пренебрежением отзывается о науке, и модного петербургского портного ставит выше римского государственного деятеля и оратора Цицерона, а известного в то время в Петербурге сапожника Егора ценит выше римского поэта Вергилия. Медор огорчен, что вследствие развития книгопечатания ему может не хватить бумаги для завивки волос:

Медор тужит, что чересчур бумаги исходит

На письмо, на печать книг, а ему приходит,

Что не в чем уж завертеть золотые кудри…

Епископом хочешь быть — уберися в рясу,

Сверх той тело с гордостью риза полосата

Пусть покроет, повесь цепь на шею из злата,

Клобуком покрой главу, брюхо — бородою…

С горечью и обидой сетует Кантемир на бедственное положение науки и просвещения в России:

Наука ободрана, в лоскутах обшита,

Изо всех домов с ругательством сбита;

Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы…

Однако итоговое суждение писателя оптимистично и знаменательно. В заключительной строфе сатиры Кантемир высказывает глубокую мысль о том, что преданность науке делает человека внутренне свободным и потому — непобедимым, бесстрашным:

Бесстрашно того житье, хоть и тяжко мнится,

Кто в тихом своем углу молчалив таится…

От них мы сплошь пошли, один поранее

Оставя дудку, соху, другой попозднее.

Сатира написана в форме диалога между дворянами Евгением и Филаретом. Евгений не может примириться с тем, что с ним не считаются, обходят чинами и милостями, хотя он имеет много знатных предков. Филарет говорит своему приятелю о том, что достойным и благородным делают человека заслуги и добродетели, а не знатное происхождение. Высмеивая лень, мотовство и безделье молодых щеголей-дворян, Кантемир рисует яркие, выразительные картины их жизни и поведения.

Читайте также: