Школьный парламент устав школы

Обновлено: 05.07.2024

1.8 Положения и другие нормативные документы, принимаемые Школьным парламентом, не могут противоречить законодательству РБ и международным документам о правах человека.

  1. Цели и задачи школьного парламента:
    1. 1 Создание условий, обеспечивающих развитие самодеятельности, инициативы и творчества учащихся в организации общественно значимых дел, в решении актуальных для школьной жизнедеятельности проблем.
    2. 2 Способствовать развитию элементов гражданского общества, формирование культуры взаимоотношений, правомерно решать конфликтные ситуации между другими учащимися школьного коллектива.
    3. 3 Создание условий, способствующих гармонизации межличностных отношений.
    4. 4 Активное включение учащихся в коллективные творческие дела, формирование навыков коллективного планирования.
    5. 5 Вести агитационную деятельность среди учащихся образовательного учреждения, способствовать вступлению новых членов в ряды Школьного парламента.
    1. Функции школьного парламента:
      1. 1 Представление и защита прав и законных интересов учащихся, разрешение конфликтных ситуаций в пределах своей компетенции.
      2. 2 Участие в управлении внутришкольными отношениями, в укреплении связей с другими школьными коллективами.
      3. 3 Контроль соблюдения дисциплины и порядка, выполнение правил внутреннего распорядка, дежурством по школе, организацией свободного времени учащихся.
      4. 4 Планирование, подготовка и проведение ключевых творческих мероприятий.
      5. 5 Организация работы с младшими школьниками.
      6. 6 Организация внешкольной деятельности, работа с социумом.
      7. 7 Организация жизнедеятельности общешкольного коллектива на основе взаимодействия классных коллективов.

      4.1 Школьный парламент имеет право представлять интересы ученического коллектива в целом, и отдельных его участников, как внутри образовательного учреждения, так и за ее пределами.

      4.2 Участвовать в планировании работы школы и разработке правил внутреннего распорядка школы.

      4.3 Члены Школьного парламента могут участвовать в планировании, в подготовке и в проведении различных школьных и внешкольных мероприятий, а так же давать оценку проведенным мероприятиям, выпускать итоговые газеты.

      4.4 Каждый член Школьного парламента имеет право высказывать свою точку зрения, вносить предложения и обсуждать школьные проблемы, выступать на заседаниях Школьного парламента по любому вопросу жизнедеятельности школы.

      4.5 Обращаться к директору и его заместителям с вопросами, касающимися различных сторон общественной жизни школы, а так же вносить предложения по вопросам поощрения и наказания учащихся.

      4.6 Члены Школьного парламента имеют право принимать решения по актуальным вопросам посредством равноправного голосования.

      4.7 Члены Школьного парламента могут быть отмечены за добросовестную и активную работу с занесением поощрений в личное дело и характеристику по окончании учебного заведения.

      5. Обязанности школьного парламента:

      5.1 Во всех сферах деятельности Школьный парламент обязан руководствоваться законодательными и нормативными документами, регламентирующими его работу, а так же уставом парламента и уставом школы.

      5.2 Члены Школьного парламента обязаны принимать активное участие в учебно-воспитательной работе школы, проявлять ответственное отношение к порученной деятельности.

      5.3 Оперативно, качественно и объективно решать все вопросы, относящиеся к их компетенции.

      5.4 Развивать систему ученического самоуправления, создавать нормативную базу деятельности органов ученического самоуправления разного уровня.

      5.5 Осуществлять постоянную связь с ученическими коллективами для выяснения актуальных проблем и потребностей. Обсуждать предложения, поступающие от учащихся школы.

      5.6 Последовательно защищать интересы коллектива учащихся и отдельных его членов как внутри школы, так и за её пределами.

      5.7 Члены Школьного парламента обязаны пропагандировать положительный опыт работы, заботиться о повышении авторитета школы.

      5.8 Регулярно информировать коллектив о своей деятельности.

      6. Организация деятельности школьного парламента:

      6.1 Школьный парламент работает по определённому плану, принятому на первом заседании.

      6.2 Заседание школьного парламента проводится один раз в неделю. Заседания комитетов два раза в месяц (совместно или по отдельности по мере необходимости).

      6.3 Решения школьного парламента обязательны для выполнения всеми учащимися школы.

      6.4 Школьный парламент несет ответственность за свою деятельность перед Советом школы, ученическим и педагогическим коллективом.

      7. Организация деятельности комитетов:

      7.1 Школьный парламент включает в себя:

      - Комитет культуры и искусства;

      - Комитет информации и печати;

      - Комитет общественных организаций;

      - Комитет экологии и окружающей среды;

      - Комитет здоровья и спорта.

      Школьный парламент вправе создавать другие комитеты по мере необходимости и наделять их соответствующими полномочиями.

      7.2 Состав комитетов формируется из числа членов ШП, заинтересованных в работе по данному направлению.

      7.3 Каждый комитет составляет план работы и утверждает его на общем собрании школьного парламента.

      7.4 Каждый комитет имеет право представить к поощрению учащихся или классные коллективы, отличившиеся в работе по данному направлению.

      8. Организация выборов Президента в школьный парламент:

      8.1 Целью выборов является избрание Президента путем общего тайного голосования.

      8.2 В выборах Президента принимают участие учащиеся 9-11 классов, кандидатов выдвигают учащиеся 9-11класса, возможно самовыдвижение кандидатур.

      8.3 Руководство выборами осуществляют учащиеся школьного парламента, которые формируют избирательную комиссию.

      8.4 Сроки проведения выборов назначает комиссия, но не позднее 1 ноября каждого учебного года.

      8.5 Выборы проводятся в 2 этапа. Во второй тур выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре.

      8.6 Избирательная комиссия оглашает результаты выборов и назначает дату проведения заседания школьного парламента в новом составе.

      8.7 Члены парламента прежнего состава в праве автоматически войти в новый состав, при условии активной и добросовестной работы.

      8.8 Школьный парламент нового состава путем открытого голосования избирает вице-президента сроком на 1 год и формирует Совет президента из председателей комитетов.

      8.9 Досрочные выборы проводятся, если:

      - ранее избранный президент сам снимает с себя полномочия;

      - ученический коллектив не доволен работой и выполнением возложенных на президента обязанностей.

      - при выбытии из школы члена Школьного парламента.

      9. Требования к кандидатам на пост президента и вице-президента:

      9.1 Кандидат должен иметь средний балл успеваемости не ниже 7;

      9.2 Кандидат не должен состоять на учете в ИДН и ВШУ;

      9.3 Кандидат не должен иметь дисциплинарных взысканий за нарушение Устава школы.

      10. Основные принципы деятельности:

      10.1 Принцип самостоятельности: вопросы, связанные с деятельностью Школьного парламента, решаются только его членами;

      10.2 Принцип формирования ответственности: каждый член Школьного парламента несет ответственность за результаты деятельности перед учащимися и педагогическим коллективом;

      10.3 Принцип гласности: все решения Школьного парламента доводятся до сведения учащихся через службу средств массовой информации;

      10.4 Принцип коллективности: любое решение Школьного парламента принимается коллективно, с учетом взглядов и мнения каждого участника.

      • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
      • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

      об ученическом самоуправлении школы

      1. Общие положения

      № 273-ФЗ от 29.12.2012(ст.26 п.6), Уставом школы и является локальным актом, регламентирующем деятельность ученического самоуправления.

      1.2 Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью

      коллектива школы, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе,

      самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни,

      чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях

      2. Основные цели и задачи

      2.1. В целях учета мнения при обсуждении вопросов, касающихся обучающихся. Устав школы

      2.2. Целью создания ученического самоуправления школы является развитие

      у обучающихся навыков гражданской активности и ответственности, социальной компетентности.

      2.2. Для достижения цели ученическое самоуправление решает следующие

      - развитие индивидуальных качеств учащихся через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;

      - обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации учащихся в соответствии с их потребностями;

      - оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни,

      - формирование качеств личности учащихся с помощью организации их жизни и деятельности;

      - обеспечение условий для защиты прав и интересов учащихся;

      - воспитание сознательного отношения к учебе;

      - воспитание культурного и современного человека;

      - развитие инициативы и творчества учащихся в процессе коллективных дел.

      2.3 Ученическое самоуправление строится на принципах:

      - взаимопомощь и доверие;

      - стремление к развитию;

      - равноправие всех учащихся;

      - коллективность принятия решений;

      - приоритетность прав и интересов учащихся;

      - гуманность по отношению к каждой отдельной личности

      3. Органы самоуправления

      3.1 Органы ученического самоуправления разделяются на общешкольные и классные.

      3.2. Общешкольная ученическая конференция

      3.2.1.Высшим органом ученического самоуправления является конференция,

      включающая представителей ученического коллектива, педагогов и

      родителей учащихся данного образовательного учреждения. В период

      между конференциями высшим исполнительным органом является

      Общешкольная ученическая конференция – высший орган ученического самоуправления

      – общее собрание учащихся 5-11 классов, проводимое 2 раза в год и по мере

      Конференция рассматривает и утверждает:

      - основные направления деятельности ученического самоуправления,

      - формирует органы самоуправления учащихся,

      - вырабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса,

      - оценивает результаты деятельности.

      Все решения принимаются большинством голосов.

      3.2.2. Для управления деятельностью ученического коллектива на общешкольной

      ученической конференции избирается представительный орган - Школьный Парламент.

      3.2.3 Школьный Парламент является представительным органом. Он формируется из

      выборных кандидатур 5-11 классов, которые утверждаются на конференции. Каждый

      первичный коллектив имеет равные возможности представительства в Парламент. Все

      учащиеся 5-11 классов имеют право избирать и быть избранными в школьный парламент.

      Парламент избирается сроком на один учебный год. В состав Парламента входят по два

      представителя 5-11 классов, которые избираются на классных собраниях. Коллективы

      классов имеют право отозвать своего депутата до истечения срока полномочий, если он не

      оправдал их доверия.

      3.2.4. Школьный Парламент выбирает на первом заседании Председателяиз

      представителей своего состава. Председателем может стать любой член Парламента, набравший при голосовании большее количество голосов.

      3.2.5. Основная функция Школьного парламента является–исполнительская, организаторская и управленческая.

      3.2.6.В основе работы Школьного парламента лежит социально-значимая и благотворительная

      деятельность, в ней могут участвовать все желающие: педагоги, ученики и их родители,

      Основные направления деятельности:

      -духовно-нравственное - "Мы школа";

      -гражданско-патриотическое - "Я - гражданин России";

      -трудовое - "И пусть наш город улыбнется"

      - социально- значимая деятельность;

      - помощь пожилым людям и детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию;

      - участие в социальном проектировании;

      - встречи с представителями властных структур города;

      - взаимодействие с общественными организациями, социальными партнерами,

      проведение совместных мероприятий, трудовых акций;

      - выпуск школьной газеты;

      3. Трудовое направление:

      - создание трудовых бригад;

      - благоустройство пришкольного участка;

      4. Права Школьного парламента

      4.1.Школьный парламент имеет право:

      - Представлять интересы ученического коллектива.

      - Участвовать в определении перспектив развития школы, путей повышения

      образовательного потенциала школы, улучшения ее жизнедеятельности.

      - Участвовать в планировании работы.

      - Вносить предложения администрации школы по вопросам поощрения и наказания

      5. Организация деятельности Парламента

      - Парламент проводит свои заседания не реже одного раза в месяц.

      - Заседание проводятся, если на нем присутствует не менее двух третей членов состава.

      - Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей

      присутствующих членов Парламента.

      - Решение Парламента обязательны для выполнения всеми обучающимися.

      - Члены Парламента обязаны посещать все заседания. В случае неуважительного пропуска заседаний им выносится замечание, при повторном пропуске – выговор. В случае систематического пропуска заседаний полномочия депутата могут быть прекращены.

      В состав Парламента, кроме Председателя и его заместителя, представителей от классного коллектива входят лидеры Советов школы:

      - Совет Науки и Образования

      - Отслеживает посещаемость; успеваемость; внешний вид учащихся.

      - Проводит рейды по классам:

      -на наличие учебников и учебных пособий;

      - на лучшую предметную тетрадь.

      - по сохранности книг в библиотеке.

      - Организует дела направленные на формирование положительного отношения к учёбе во время

      проведения предметных недель и декад.

      - Принимает участие в проведении предметных олимпиад.

      - Освещает итоги успеваемости классов,

      - Совет Досуга и Культуры

      - Принимает участие в разработке положений о мероприятиях.

      - Готовит мероприятия, викторины, КВН и т.д.

      - Отслеживает посещение классами музеев,театров и т.д.

      - Отслеживает занятость учащихся класса в кружках эстетического цикла.

      - Организует творческую деятельность в сфере нравственно-духовного и гражданского

      - Совет Трудовых дел и Дежурства

      - Отвечает за дежурство по школе, за сохранность мебели, школьного имущества.

      - Следит за чистотой кабинетов и коридоров школы, порядком в столовой.

      - Принимает участие в трудовых делах школы, экологических десантах, в формировании

      - Совет Информации и Печати

      -Осуществляет сбор информации по классам о текущих делах, обрабатывает её для подготовки

      - Ведут календарь памятных дат.

      - Освещает жизнь школы.

      - Создает информационное пространство в школе, так и вне ее через печатный орган школы

      - Помогает в художественном оформлении мероприятий вместе со своим советом.

      - Подает информацию на сайт школы.

      - Осуществляет контроль за состоянием классных уголков.

      - Совет Спорта и Здоровья

      - Организация спортивных соревнований для школьников, Дней Здоровья.

      - Несет ответственность за посещаемость уроков физкультуры, спортивно-массовых мероприятий

      - Следит за наличием у учащихся спортивной формы.

      - Отслеживает занятость учащихся класса в спортивных секциях.

      - Принимает участие в разработке положений оспортивно-массовых мероприятий в школе.

      Каждый Лидер Совета школы возглавляет работу по своему направлению с представителями

      классных коллективов. Работу каждого Лидера Совета школы курирует представитель

      педагогического коллектива школы.

      6. Классное собрание

      6.1. Классное собрание – высший орган самоуправления класса, проводится

      1 раз в месяц и по мере необходимости. Собрание обсуждает любые вопросы

      жизнедеятельности своего коллектива, принимает план внеклассных мероприятий,

      избирает Совет класса.

      6.2Совет класса избирается на один год, заслушивает отчеты оего

      работе. Он работает в период между классными собраниями. Он организует

      работу по выполнению решений классного собрания, организует помощь неуспевающим в

      учебе, готовит и проводит внеклассные мероприятия, обеспечивает участие в

      общешкольных делах. Совет класса создает свои органы самоуправления, одноименный с общешкольными.

      7 Символика ученического самоуправления

      Ученическое самоуправление имеет свою символику, флаг, герб, гимн школы.

      8. Обучающиеся обязаны

      - соблюдать Устав школы, правила для учащихся школы, Положение об Ученическом самоуправлении;

      - выполнять решения органов школы и Ученического самоуправления;

      - содействовать росту авторитета Ученического самоуправления, активно участвовать в его работе;

      Школьное самоуправление предназначено, прежде всего, для активизации правовой подготовки школьников в современных социально-политических условиях. Игра позволяет решать серьёзные педагогические задачи повышения правовой грамотности учащихся, развивать эмоционально-волевую сферу личности, такие качества как гражданская активность, личная ответственность, инициативность, самостоятельность.

      Политическая сторона игры представлена активной деятельностью органов школьного ученического самоуправления (Парламента школы, школьных министерств, Советов классов), действующих на основе школьных нормативных актов и избираемых с применением современных демократических механизмов прямого и тайного голосования.

      Достоинство игры – её комплексный характер, так как она объединяет несколько направлений деловых игр: и эстетическую, и правовую, и экономическую, и практикум по освоению основных демократических процедур цивилизованного общества. Параллельно с этим идёт активная подготовка и развитие личности ученика.

      2. Участники школьного самоуправления

      В школьном самоуправлении участвуют школьники 5 – 11 классов, их родители, педагоги и другие заинтересованные лица, признающие законы и правила соуправления. В школе создаётся Республика с необходимыми атрибутами (гимн, эмблема, органы управления).

      Все учащиеся школы с 5 по 11 класс становятся гражданами Республики и признаются дееспособными, то есть имеющими права и обязанности. Управление Республикой осуществляется властными органами: Парламентом школы во главе с Председателем и пятью министерствами (культуры, образования и науки, здравоохранения и спорта, по связям с общественностью, труда). Парламент формируется из полномочных представителей (мэров) классов-городов, избираемых прямым тайным голосованием на Советах классов. Министерства формируются из полномочных представителей Парламента школы. Учителя исполняют функции консультантов.

      3. Структура школьной Республики

      Работой Республики руководит Парламент школы во главе с Председателем, который избирается всеми членами Парламента путём прямых тайных выборов. Основная задача Председателя парламента – организовывать работу Парламента и министерств, координировать эту деятельность, решать возникающие вопросы и конфликты в рамках властных полномочий. Сообщать о решениях Парламента школы Совету школы.

      Работой министерств руководят министры, которые избираются членами Парламента из полномочных представителей классов-городов. Таким образом формируется власть.

      4. Министерства школы

      Министерство образования и науки

      Организует внеклассную познавательную деятельность через систему репетиторства и интеллектуально-развивающие игры. Организует и помогает в организации научно-творческих мероприятий в школе, в том числе школьных линеек по итогам четверти. Составляет межклассовые рейтинги. Регулирует с учителями и администрацией школы спорные вопросы, связанные с обучением и аттестацией учащихся.

      Основная задача министерства – организовать и проводить (или активно участвовать в проведении) разнообразные культурные мероприятия, помогающие развивать художественные и эстетические способности детей. Министерство также оказывает влияние на школьников по укреплению дисциплины и осуществляет контроль над внешним видом школьников. Оказывает помощь в эстетическом оформлении школы.

      Министерство здравоохранения и спорта

      Отвечает за физическое состояние здоровья школьников. Организует (активно участвует в организации) и проводит Дни здоровья, внутришкольные спортивные соревнования. Планирует работу на новый год по укреплению здоровья учащихся. Проводит профилактические беседы с учащимися школы. Контролирует санитарно-эпидемиологическую обстановку в школе.

      Министерство по связям с общественностью

      Школьный парламент является одним из представительных органов системы ученического самоуправления, субъектом соуправления жизнью школы.

      Цели и задачи:

      Цель – организация социально обусловленной, общественно и лично значимой деятельности обучающихся, реализация их интересов и потребностей, формирование навыков управления образованием на уровне ученика, класса, школьного коллектива.

      Задачи:

      - исполнение функции законодательного органа, создающего нормативную основу жизнедеятельности сообщества учащихся школы;

      - удовлетворение потребностей учащихся в самостоятельности, общении, самореализации;

      - развитие элементов гражданского общества в укладе школы;

      - повышение правовой культуры учащихся, формирование активной гражданской позиции,

      - развитию общественной активности и выявлению лидеров ученического коллектива.

      Главными правовыми источниками для законотворчества школьного парламента являются:

      - Конституция Российской Федерации;

      - Конвенция о правах ребенка;

      - Всеобщая декларация прав человека;

      - Типовое положение об образовательном учреждении.

      Законы и другие нормативные акты, принимаемые школьным парламентом, не могут противоречить российскому законодательству и международным документам о правах человека.

      I. Формирование школьного парламента

      1.2. Обновление школьного парламента осуществляется как путем довыборов депутатов из 5 - 11 классов, так и перевыборов всего парламента один раз в три года.

      1.3. Коллективы классов имеют право отозвать своего депутата до истечения срока полномочий, если он не оправдал доверия избирателей, и выбрать нового депутата.

      1.4. Члены школьного парламента, окончившие 11 класс, имеют право принимать

      участие в сессиях парламента с правом совещательного голоса.

      II. Состав школьного парламента

      2.1. Депутатами школьного парламента являются успешно прошедшие процедуру отбора представители 5-11 классов.

      2.2. Количество членов школьного парламента зависит от количества 5-11 классов. (не менее 14 человек)

      III. Структура школьного парламента и порядок его работы

      3.1. Главным органом школьного парламента является общее собрание министров. Общее собрание осуществляет свою работу в форме сессий.

      3.2. Сессии собираются не реже одного раза в две недели во внеурочное время.

      3.3. Руководят работой сессий Спикер парламента и Вице-спикер, избираемые на первой сессии.

      3.4. На сессиях обсуждаются важнейшие вопросы жизни ученического коллектива и школы в целом, принимаются нормативные документы, законы школьной жизни, ученические проекты, обращения к другим участникам образовательного процесса в школе (учителям и родителям), а также к представителям государственных и общественных организаций.

      3.5. Продолжительность каждой сессии определяется координационным советом школьного парламента. В состав координационного совета школьного парламента входят Спикер школьного парламента, Вице-спикер, председатели (министры) постоянных комиссий (министерств) и временных комитетов, а в случае наличия депутатских фракций — председатели фракций.

      3.6. Координационный совет школьного парламента представляет школьный парламент в промежутке между сессиями, осуществляет связь с депутатами парламента, руководит работой постоянных комиссий и временных комитетов, готовит повестку дня сессий, объявляет о сроках и месте проведения сессий.

      3.7. На первой сессии школьного парламента создаются следующие постоянные комиссии (министерства):

      - дисциплины и порядка;

      - заботы и поддержки;

      - информации и печати.

      3.8. Все депутаты школьного парламента работают в комиссиях на постоянной основе. Комиссии формируются по принципу добровольности с учетом пожеланий и способностей депутатов. Количество членов постоянной комиссии не менее трех человек. Председатель выбирается на первом заседании комиссии открытым голосованием.

      В работе постоянных комиссий могут принимать участие учащиеся, не являющиеся депутатами школьного парламента.

      3.9. Задачами постоянной комиссии являются:

      - выявление актуальных проблем (по профилю комиссии), отражающих интересы и

      - определение (в соответствии с ее профилем) перспективных направлений деятельности ученического коллектива;

      - подготовка соответствующих законопроектов.

      3.10. Для подготовки некоторых проектов могут быть созданы временные комитеты, включающие в свой состав как депутатов, так и учащихся, не являющихся членами парламента, но заинтересованных в данном проекте.

      3.11. В случае возникновения в составе школьного парламента объединений депутатов по сходству интересов и позиций, в рамках парламента могут быть созданы депутатские фракции, вырабатывающие общие подходы к обсуждаемым на сессии вопросам. Возглавляет фракцию председатель, избираемый членами фракции. Председатели фракций представляют и обосновывают позицию членов фракции на сессиях и в координационном совете.

      3.12. Для консультационной помощи руководителям школьного парламента и для обеспечения связи с педагогическим коллективом директором школы назначается педагог-куратор. У постоянных комиссий школьного парламента и депутатов также могут быть кураторы-консультанты из числа учителей и родителей, имеющих демократические позиции и опыт общественной деятельности.

      IV. Права школьного парламента Школьный парламент имеет право:

      4.1. Представлять интересы ученического коллектива как внутри школы, так и за ее пределами.

      4.2. Участвовать в определении перспектив развития школы, путей повышения образовательного потенциала школы, улучшения ее жизнедеятельности.

      4.3. Участвовать в планировании работы школы на год.

      4.4. Участвовать в определении режима работы школы и разработке правил внутреннего распорядка школы.

      4.5. Вносить предложения по обсуждению на педсовете актуальных для ученического коллектива вопросов.

      4.6. Вносить предложения директору школы по вопросам поощрения и наказания учащихся.

      4.7. Обращаться к руководителям школы (директору и его заместителям) с вопросами и предложениями, касающимися различных сторон жизни школы.

      V. Обязанности школьного парламента Школьный парламент обязан:

      5.1. Во всей своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, Законом РФ

      5.2. Последовательно обеспечивать развитие демократических начал в жизни школы.

      5.3. Развивать систему ученического самоуправления, создавать нормативную базу деятельности органов ученического самоуправления разного уровня.

      5.4. Определять направления деятельности исполнительного органа школьного самоуправления (школьного правительства, совета учащихся и т.п.). Осуществлять контроль за его деятельностью.

      5.5. Осуществлять постоянную связь с ученическими коллективами классов для выяснения актуальных для них проблем и потребностей. Обсуждать предложения, поступающие от учащихся школы.

      5.6. Последовательно защищать интересы коллектива учащихся и отдельных его членов как внутри школы, так и за ее пределами.

      Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

      Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

      Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

      Читайте также: