Ведь читать краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Как известно, поэт не закончил поэму. Закончена была только первая из 4 частей.

Основные моменты, на которые следует обратить внимание мы не стали сокращать. Остальное дается в кратком пересказе.

Кликните по нужной главе или части произведения, чтобы перейти к ее краткому содержанию

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Крестьянка

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Пир — на весь мир

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПРОЛОГ — краткое содержание

В каком году —- рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова —

Неурожайка тож,

Сошлися — и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

“Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! —

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю…

Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь —

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упираются,

Всяк на своем стоит!

Глава 1. Поп – краткое содержание

Глава 2. Сельская ярмонка – краткое содержание

Глава 3. Пьяная ночь – краткое содержание

Народ возвращается пьяный после ярмарки.

Народ идет и падает,

Как будто из-за валиков

Картечью неприятели

Палят по мужикам.

Далее следует рассказ о Якиме Нагом, который ранее жил в Питере, потом угодил в тюрьму из-за тяжбы с купцом. Затем приехал жить в родную деревню. Он накупил картинок, которыми обклеил избу и которые очень любил. Случился пожар. Яким бросился спасать не накопленные деньги, а картинки, которые повесил потом в новой избе. Народ, возвращаясь, поет песни. Странники грустят о собственном доме, о женах.

Глава 4. Счастливые – краткое содержание

Странники ходят среди праздничной толпы с ведром водки. Обещают ее тому, кто убедит, что он действительно счастливый. Первым приход дьячок, говорит, что счастлив тем, что верит в царствие небесное. Ему водки не дают. Подходит старуха, говорит, что у нее в огороде уродилась репа очень крупная. Над ней посмеялись и тоже ничего не дали. Приходит солдат с медалями, говорит, что счастлив тем, что остался жив. Ему поднесли.

Подошедший каменотес рассказывает о своем счастье — об огромной силе. Его оппонентом выступает худой мужичок. Он говорит, что в свое время бог наказал его за то, что хвастал так же. Подрядчик нахваливал его на стройке, а тот и рад— взял ношу в четырнадцать пудов и занес ее на второй этаж. С тех пор и зачах. Едет помирать на родину, в вагоне начинается эпидемия, на станциях выгружают мертвых, но он все-таки остался жив.

С того времени Ермил затосковал — не ест, не пьет, говорит, что преступник. Сказал, что пусть его судят по совести. Сына Ненилы Власьвны вернули, а Митрия забрали, на Ермилу наложили штраф. Еще год после этого он ходил сам не свой, затем уволился с должности, как его ни упрашивали остаться.

Рассказчик советует сходить к Гирину, но другой крестьян говорит, что Ермил в остроге. Поднялся бунт, потребовались правительственные войска. Чтобы избежать кровопролития, попросили Гирина обратиться к народу.

Рассказ прерывается криками пьяного лакея, страдающего подагрой, — теперь он страдает от побоев за воровство. Странники уходят.

Глава 5. Помещик – краткое содержание

Помещик Оболт-Оболдуев был

… «румяненький,

Осанистый, присадистый,

Шестидесяти лет;

Усы седые, длинные,

Ухватки молодецкие.

Он принял мужиков за грабителей, даже выхватил пистолет. Но те рассказали ему, в чем дело. Оболт- Оболдуев смеется, слезает с коляски и рассказывает про житье помещиков.

Вначале он говорит о древности своего рода, затем вспоминает старые времена, когда

Не только люди русские,

Сама природа русская

Покорствовала нам.

Порвалась цепь великая,

Порвалась — расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Последыш – краткое содержание

Странники идут, видят сенокос. Берут косы у баб, начинают косить. С реки слышится музыка — это помещик катается в лодке. Седой мужик Влас подгоняет баб — не следует огорчать помещика. К берегу причаливают три лодки, в них помещик с семейством и челядью.

Старый помещик обходит сено, придирается, что сено сырое, требует подсушить. Уходит со своей свитой завтракать. Странники расспрашивают Власа (он оказался бургомистром), почему распоряжается помещик, если крепостное право отменено. Влас отвечает, что у них особенный помещик: когда он узнал об отмене крепостного права, его хватил удар — отнялась левая половина тела, он лежал без движения.

Приехали наследники, но старик выздоровел. Сыновья говорили ему об отмене крепостного права, но он назвал их предателями, трусами и т. д. Из страха, что их лишат наследства, сыновья решают ему потакать во всем.

Князь посадил Ипата на козлы играть на скрипке. Лошадь споткнулась, Ипат упал, и сани переехали его, князь же уехал. Но через некоторое время он вернулся. Ипат благодарен князю, что тот не оставил его замерзать. Все соглашаются делать вид, будто крепостного права не отменяли.

Влас не соглашается быть бургомистром. Соглашается им быть Клим Лавин.

У Клима совесть глиняна,

А бородища Минина,

Посмотришь, так подумаешь,

Что не найти крестьянина

Степенней и трезвей.

Старый князь ходит и распоряжается, крестьяне смеются над ним потихоньку. Мужик Агап Петров не захотел подчиняться приказам старого помещика, и, когда тот застал его за вырубкой леса, сказал обо всем прямо Утятину, назвал его шутом гороховым. Утятина хватил второй удар. Но вопреки ожиданиям наследников старый князь поправился снова и стал требовать публичной порки Агапа.

КРЕСТЬЯНКА (ИЗ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ)

Пролог – краткое содержание

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Странники рассказывают о своей цели. Крестьянка отвечает, что о жизни ей сейчас рассказывать некогда — надо идти жать рожь. Мужики предлагают помощь. Матрена Тимофеевна рассказывает о своей жизни.

Глава 1 – До замужества. Краткое содержание

На горе — чужанин!

Филипп Корчагин — питерщик,

По мастерству печник.

Глава 2 – Песни. Краткое содержание

Матрена Тимофеевна попадает в чужой дом.

Семья была большущая,

Сварливая… попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал…

Как велено, так сделано:

Ходила с гневом на сердце.

А лишнего не молвила

Словечка никому.

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было.

Говорит, что муж ее бил только раз, когда приехала сестра мужа и он попросил дать ей башмаки, а Матрена замешкалась. Филипп ушел опять на заработки, а на Казанскую у Матрены родился сын Демушка. Жизнь в доме свекрови стала еще труднее, но она терпит:

Что ни велят — работаю,

Как ни бранят — молчу.

Из всей семьи мужа Матрену Тимофеевну жалел только дед Савелий.

Глава 3. Савелий, богатырь святорусский. Краткое содержание.

Матрена Тимофеевна рассказывает о Савелии.

Отменно драл Шалашников,

А не ахти великие

Доходы получал.

Вскоре Шалашникова (он был военным) убивают под Варной. Его наследник присылает наместника-немца.

Тот заставляет крестьян работать. Те сами не замечают, как прорубают просеку, т. е. добраться до них теперь стало легко.

И тут настала каторга

Корежскому крестьянину—

До нитки разорил!

У немца — хватка мертвая:

Пока не пустит по миру,

Не отойдя, сосет!

Так продолжалось восемнадцать лет. Немец построил фабрику, распорядился рыть колодец. Немец начал ругать тех, кто рыл колодец, за безделье (среди них и Савелий). Крестьяне столкнули немца в яму и яму закопали. Дальше — каторга, Савелиг! пытался с нее бежать, но его поймали. Двадцать лет он пробыл на каторге, еще двадцать — на поселении.

Глава 4. Демушка. Краткое содержание

Матрена Тимофеевна родила сына, но свекровь не дает ей быть с ребенком, так как работать стала сноха меньше.

Господь прогневался,

Наслал гостей непрошеных,

Неправедных судей!

Глава 5. Волчица – Краткое содержание

Шесть дней лежал безвыходно,

Потом ушел в леса.

Так пел, так плакал дедушка,

Что лес стонал! А осенью

Ушел на покаяние

В Песочный монастырь.

Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог да каторга,

А бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая — шелку красного,

А третья — шелку черного,

Любую выбирай!..

Глава 6. Трудный год. Краткое содержание.

Матрена Тимофеевна говорит, что волчица являлась не напрасно — наступила бесхлебица. Свекровь сказала соседкам, что голод накликала Матрена, надевшая в Рождество чистую рубаху.

За мужем, за заступником,

Я дешево отделалась;

А женщину одну

Никак за то же самое

Убили насмерть кольями.

С голодным не шути.

После бесхлебицы пришла рекрутчина. Старшего мужа брата забрали в солдаты, так что семья беды не ждала. Но мужа Матрены Тимофеевны берут в солдаты вне очереди. Жизнь становится еще тяжелее. Детей пришлось послать по миру. Свекровь стала еще сварливее.

Хорошо не одевайся,

Добела не умывайся,

У соседок очи зорки,

Востры языки!

Ходи улицей потише,

Носи голову пониже,

Коли весело — не смейся,

Не поплачь с тоски.

Глава 7. Губернаторша. Краткое содержание

Матрена Тимофеевна собирается к губернатору. Она с трудом добирается до города, так как беременна. Дает рубль швейцару, чтобы тот пустил. Он говорит, чтобы приходила через два часа. Матрена Тимофеевна приходит, швейцар берет с нее еще рубль. Подъезжает губернаторша, Матрена Тимофеевна бросается к ней с просьбой о заступничестве. Крестьянке становится плохо. Когда она приходит в себя, ей говорят, что она родила ребенка. Губернаторша, Елена Александровна, очень прониклась к Матрене Тимофеевне, ходила за ее сыном как за своим (у самой нее детей не было). В село посылают нарочного, чтобы во всем разобрался. Мужа вернули.

Глава 8. Бабья притча. Краткое содержание

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны У Бога самого!

Да вряд они и сыщутся…

Какою рыбой сглонуты

Ключи те заповедные,

В каких морях та рыбина

Гуляет — бог забыл!

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

Пир — на весь мир

Вступление – краткое содержание

В деревне пир. Организовал пир Клим. Послали за приходским дьячком Трифоном. Он пришел вместе с сыновьями-семинаристами Саввушкой и Гришей.

… Было старшему

Уж девятнадцать лет;

Теперь уж протодьяконом

Смотрел, а у Григория

Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красноты.

Простые парни, добрые,

Косили, жали, сеяли

И пили водку в праздники

С крестьянством наравне.

Дьяк и семинаристы запели.

I. Горькое время — горькие песни – краткое содержание

ВЕСЕЛАЯ

Потом запели вахлаки:

БАРЩИННАЯ

Беден, нечесан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый,

Еле Калина бредет.

В ноги кабатчику стукнется,

Горе потопит в вине,

Только в субботу аукнется

С барской конюшни жене…

Яков таким объявился из младости,

Только и было у Якова радости:

Барина холить, беречь, ублажать

Да племяша-малолетка качать.

Племянник Якова Гриша вырос и попросил у барина позволения жениться на девушке Арине.

О ДВУХ ВЕЛИКИХ ГРЕШНИКАХ

Отшельник приходит в ярость, набрасывается на пана и вонзает ему в сердце нож. В этот самый миг дерево рухнуло, а со старца упал груз грехов.

III. И старое и новое – краткое содержание

КРЕСТЬЯНСКИЙ ГРЕХ

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Приближается воз с сеном. На возу сидит солдат Овсянников вместе с племянницей Устиньюшкой. Солдат зарабатывал на жизнь с помощью райка — переносной панорамы, показывающей предметы через увеличительное стекло. Но инструмент сломался. Солдат тогда придумал новые песни и стал играть на ложках. Поет песню.

Солдатская Тошен свет,

Правды нет,

Жизнь тошна,

Боль сильна.

Пули немецкие,

Пули турецкие,

Пули французские,

Палочки русские!

IV. Доброе время — добрые песни – краткое содержание.

Гриша и Савва ведут отца домой и поют:

Доля народа,

Счастье его.

Свет и свобода

Прежде всего!

Мы же немного

Просим у бога:

Честное дело

Делать умело

Силы нам дай!

Жизнь трудовая —

Другу прямая

К сердцу дорога,

Прочь от порога,

Трус и лентяй!

То ли не рай!

Доля народа,

Счастье его.

Свет и свобода

Прежде всего!

Отец уснул, Саввушка взялся за книгу, а Гриша ушел в поле. У Гриши худое лицо — в семинарии их недокармливал эконом. Гриша вспоминает свою мать Домну, у которой он был любимым сыном. Поет песню:

Средь мира дольнего

Для сердца вольного

Есть два пути.

Взвесь силу гордую,

Взвесь волю твердую, —

Каким идти?

Одна просторная

Дорога — торная,

Страстей раба,

По ней громадная,

К соблазну жадная

Идет толпа.

О жизни искренней,

О цели выспренней

Там мысль смешна.

Кипит там вечная,

Бесчеловечная

Вражда-война.

За блага бренные…

Там души пленные

Полны греха.

Другая — тесная

Дорога, честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд.

За обойденного,

За угнетенного —

По их стопам

Иди к униженным,

Иди к обиженным —

Будь первый там.

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством — и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

РУСЬ

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

В рабстве спасенное

Сердце свободное —

Золото, золото

Сердце народное!

Сила народная,

Сила могучая —

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Сила с неправдою

Не уживаются,

Жертва неправдою

Не вызывается, —

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая, —

Встали — небужены,

Вышли — непрошены,

Жита по зернышку

Горы наношены!

Рать подымается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь.

Гриша доволен своей песней:

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного.

В далеком будущем Джордж и Лидия Хедли, благополучная семейная пара, которая растит близнецов Венди и Питера, приобретает удивительный дом. В этом доме все подчинено желанию человека.

По сути, жильцам делать вообще ничего не приходится: по щелчку пальцев или даже по мысленному приказу включаются электроприборы, готовится обед, накрывается стол, моется посуда.

Даже чистить зубы самостоятельно не нужно: механизмы, спрятанные в ванной комнате, делают все. Единственное усилие, которое следует предпринять утром, – дойти до ванной. Дальше дом сделает все сам.

Супруги не так давно подарили детям великолепный и очень дорогой подарок – игровую комнату. По замыслу детских психологов и педагогов, эта новинка должна помочь подрастающему поколению развивать воображение и пробуждать творческое начало.

Но супруги Хедли подозревают неладное: дети, которые получили возможность придумывать и воплощать в игровой комнате любой мир, воссоздают там страшную картину африканской пустыни – вельда. Теперь в детской обитают львы, пожирающие все живое.

Джордж Хедли решает поговорить с психологом, чтобы разобраться в вопросе, как влияет такая вседозволенность, бесконтрольный полет фантазии, на детскую психику.

Обеспокоенный друг семьи, доктор Дэвид Макклин, предложил принять радикальные меры: запереть детскую комнату и заставить детей учиться взаимодействовать с родителями. Он сказал, что дети, исследуя и пробуя мир, могут быть жестоки, а такая вседозволенность поощряет жестокость и агрессию.

Джордж Хедли отключил комнату, запер ее, а также выключил большинство приборов. Нужно было вновь учиться жить самостоятельно и обслуживать себя. Детям не понравилась такая перспектива.

И они решили проблему по-своему: заманив родителей в игровую комнату, включили африканский вельд. Появившиеся львы, напав на супругов, разорвали их на части.

Дети остались одни в мире, но не почувствовали никаких угрызений совести или сожалений.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Дэвид Маккклин – психиатр, близкий знакомый супругов Хедли. Хороший специалист: увидел, что с детьми творится неладное, разъяснил их отцу причину и дал несколько дельных советов. Но он опоздал.

Рэй Брэдбери

Автор: Рэй Дуглас Брэдбери

Дело происходит в далеком будущем. Однажды Джордж Хедли, глава семьи из 4 человек (его самого, супруги Лидии и двоих десятилетних близнецов Венди и Питера), обнаруживает свою жену очень встревоженной.

Причину для тревоги Джордж поначалу счел несерьезной. Не так давно супруги приобрели весьма необычный дом – последнюю новинку техники. В этом доме хозяевам ничего не нужно делать: все, чего они хотят, устраивается само по себе, достаточно приказа или пожелания.

Последнее приобретение Джорджа, которым он хотел порадовать детей, – игровая комната. Эта комната воплощала любые детские фантазии. Прочтут ребята сказку о доброй фее Риме – увидят волшебницу тихо поющей песни на зеленой лужайке, прочитают про лампу Аладдина – к ним в детскую явится Аладдин.

Поначалу все было прекрасно, но в последнее время Лидия заподозрила неладное: в детской близнецы воссоздали картину африканского вельда – жаркой пустыни, где буквально все, даже небо и раскаленное солнце, было пропитано агрессией.

Детская комната Вельд

Не выдержав, она в отсутствие детей позвала мужа в игровую комнату – решила поделиться с ним своими соображениями. Супруги очутились в желтой пустыне под жгучим солнцем, от которого не было укрытия. Но самое страшное – они увидели львов, которые выглядели абсолютно настоящими. Животные что-то пожирали, в воздухе витал запах хищников и крови.

Джордж стал понимать, почему жена беспокоится. Ему тоже стало не по себе. Лидия сказала, что и он в последние недели изменился: стал больше курить и даже прикладываться к рюмке. По всей вероятности, в душе Джорджа тоже бродили нехорошие предчувствия, в которых он боялся признаться самому себе.

Джордж отправил комнате мысленный приказ уничтожить Африку и реализовать Аладдина. Но…комната не послушалась. Такое случилось впервые. Муж и жена всерьез насторожились. Пришла пора выяснить у детей, что происходит.

Вечером близнецы явились домой с вертолетной прогулки. Отказавшись от ужина (они перекусили сосисками и мороженым), дети согласились немного посидеть рядом с родителями.

Джордж попытался разобраться с тем, что творится с детской комнатой. На все его вопросы об Африке близнецы картинно удивлялись, а потом, когда отец захотел пройти в игровую, чтобы доказать свою правоту и уличить детей во лжи, Венди по требованию брата помчалась в детскую и переключила ее.

Родители, явившиеся в детскую отругать близнецов за злобный африканский вельд, обнаружили там вместо него мирную картину: цветущую лужайку в зеленом лесу и сказочную Риму, поющую песни медовым голосом.

Джордж отправил близнецов спать. На полу детской после исчезновения львов остался какой-то предмет, никак не согласовывавшийся с красавицей Римой и добрым сказочным лесом. Джордж поднял предмет: это оказался его старый бумажник, почему-то обрызганный слюной и окровавленный.

Супругам стало еще страшнее. Джордж запер комнату и сообщил Лидии о своем твердом намерении не открывать ее до тех пор, пока он не пообщается со знакомым психиатром. Лидия поддержала мужа: дети очень изменились, считала она, отбились от рук и перестали уважать родителей.

Утром Питер явился к отцу. Холодно глядя на Джорджа, мальчик пытался выяснить, почему детская заперта и сколько времени это будет продолжаться.

Джордж остался непреклонен: он сказал сыну, что решил выключить не только комнату, но и весь дом. Вскоре семье предстоит перебраться в другое место и попробовать начать жить без помощи механизмов и электроники.

Десятилетний мальчик пригрозил отцу: что-то случится, если тот осуществит свое намерение лишить детей развлечения.

Позже по приглашению Джорджа в дом явился Дэвид Макклин. Хедли продемонстрировал ему Африку. Вместе они послушали доносившиеся оттуда страшные крики, казавшиеся обоим странно знакомыми. Затем Дэвид поднял с пола шарф Лидии, непонятно почему запачканный кровью и неизвестно как попавший в детскую.

Психиатру стало ясно: дела обстоят далеко не лучшим образом. Макклин пояснил Джорджу: слишком долго дети росли в атмосфере вседозволенности, при этом им не хватало внимания и тепла родителей.

Приняв такое решение, друзья расстались.

Вечером дети закатили истерику: игровая комната выключена, им не попасть в любимую Африку. Отчаяние и слезы были такими сильными, что Лидия уговорила мужа включить комнату на минуту, в последний раз перед отъездом. Скрепя сердце тот согласился.

Просиявшие дети бросились в игровую. Вскоре до родителей донеслись их крики. Встревоженные супруги поспешили в детскую. Но ни Питера, ни Венди там не оказалось. Вместо них возле Джорджа и Лидии стояли голодные львы.

Супруги отшатнулись к выходу, но дверь детской захлопнулась. Близнецы заманили родителей в ловушку…. Джорджа и Лидию осенило: они поняли, почему часто звучавшие из детской наполненные предсмертным ужасом голоса казались им такими знакомыми. Вскоре все было кончено.

Кратко об истории создания произведения

В доме есть все, кроме самого счастья: дети, растущие на всем готовом, лишены элементарного внимания матери и отца. Уже тогда, в середине прошлого века, писатель предостерегал человечество: излишнее желание переложить все хлопоты на машины и механизмы, избавив себя от труда и забот о себе и близких, может привести к катастрофическим последствиям.


Пересказ тезисно

Его повествование началось с легенды о золотой розе. Согласно поверьям, того, кто обладает такой розой, принято считать большим счастливчиком. Но для действия цветка его необходимо подарить любимой девушке. При попытке продать золотую розу человека ждут несчастья. Жан поведал, что лишь единожды видел этот цветок — в доме у одной бедной рыбачки. Женщина со временем стала счастливой, а ее жизнь кардинально изменилась.

На родине уставший от одиночества Жан решает сделать такую же розу. На эту мысль его натолкнула встреча с Сюзанной — девушкой, в которую он был уже давно влюблен. Та не ответила ему взаимностью и уехала прочь. Мужчина умирает, но все же счастье живет в его душе. Далее автор повествует о своих размышлениях, о писательском труде, встречах с разными людьми и личных наблюдениях.

Краткое содержание по главам

Драгоценная пыль
Жан Шамет служит во французском взводе. Внезапно он серьезно заболевает, и его отправляют в родные края. Командир поручает солдату проводить его восьмилетнюю дочь. Жан соглашается. В дороге попутчики едут молча, тишина нарушается лишь рассказом солдата о золотой розе, которая является символом счастья и благополучия.

На родине Жан встречает свою бывшую любовь — девушку по имени Сюзанна. Она рассказывает о своей ссоре с молодым человеком и селится в доме у Жана. Через неделю она снова сходится со своим возлюбленным и покидает солдата. Он не хочет так просто расставаться с Сюзанной и решает сделать для нее золотую розу. Однако девушка вскоре уезжает в Америку. Жан окончательно теряет здоровье и лежит в постели, в гости к нему приходит только ювелир, который делал ту самую розу. Спустя некоторое время солдат умирает. После его смерти мастер продает розу, рассказывая покупателю о трогательной истории Жана Шамета.

Надпись на валуне
В этой части мы знакомимся с образом самого автора. Он проживает в небольшом доме на берегу моря. Недалеко от этого места находится каменный валун с философской надписью. Писатель видит это послание эпиграфом к своему произведению об авторских возможностях. Писательство — это дар. Авторы пытаются передать в строках все свои мысли и переживания. Они могут стать настоящим героями, вынеся все народные испытания. В качестве примера автор приводит жизнь и творческий путь Эдуарда Деккера и Ван-Гога.

Цветы из стружек
Настоящий дар для человека — возможность воспринимать жизнь поэтически. Люди, способные сохранить эту особенность, со временем становятся величайшими писателями. В свои ранние годы сам Паустовский увлекается поэзией, однако со временем понимая — это лишь цветы из раскрашенных стружек. Так он погружается в написание своей первой повести.

Паустовский пишет свою повесть, находясь в Киеве. Перечитав ее, он понимает, что не смог до конца передать преданность бедной девушки. Писатель осознает, что его собственный опыт и познания о жизни ничтожно малы. Он оставляет рассказ и путешествует по стране на протяжении долгих лет, чтобы общаться и узнавать разных людей.

Молния
Замысел истории — это настоящая молния. Она приходит после осмысления некоторых события, переоценки ценностей. Чтобы замысел появился, необходим настоящий толчок в сознании. Постепенное появление идеи — это ливень.

Вдохновение — это душевный подъем, осознание собственных творческих возможностей.

Бунт героев
План повествования имеют практически все творческие личности. Без него могут творить лишь те, кто обладает особенным даром. Однако чаще всего все герои протестуют против установленного плана. Еще Толстой говорил, что его персонажи ведут себя так, как им заблагорассудится, живя собственной жизнью.

История одной повести. Девонский известняк
Автор снимает жилье у какой-то семьи, временно пребывая в пределах центральной России. У отца семейства две дочери. Одну из них, Анфису, автор как-то раз видит близ озера с парнем. Оказывается, девушка влюблена в мальчика, который болен туберкулезом. Не выдержав жизненных испытаний, она накладывает на себя руки.

Со временем Паустовский переезжает жить к врачу М. Шацкой, где начинает тесно общаться с ее братом, который сошел с ума, находясь в плену. Писатель находит его интересным собеседником. Именно в доме Шацких у него появляются идеи для произведения.

Изучение географических карт
Пребывая в Москве, автор постоянно изучает карту Каспийского моря, представляя, как проплывает вдоль берегов. Однако отец Паустовского надсмехается над его мечтаниями — они кажутся ему провальными. Писатель все же остается непреклонным, ведь именно представления о разных местах помогают ему глубже погрузиться в действительность.

Алмазный язык. Родник в мелколесье
Особые просторы своего языка могут увидеть только те, кто с теплотой и уважением относится к своему народу. Автор размышляет, как много в русском языке бесценных слов и определений, которые помогают описать все вещи и события, происходящие в мире.

Автор считает, что вдохновителем языка является сам русский народ. Он рассуждает о лексике, повествует о родстве некоторых слов.

Груды цветов и травы
В один из дней писатель ловит рыбу. Он садится на самый берег водоема, близ густых зарослей. Недалеко от него бегают дети, они срывают различные растения. Одна из пробегавших девочек поражает писателя знанием нескольких десятков названий трав. Немного позже автор узнает, что ее бабушка является лучше в районе травницей.

Словари
В этой главе Паустовский делится своей мечтой. Он хочет, чтобы в новых толковых словарях были обозначения различных природных явлений, местных и профессиональных диалектов, канцеляризмов и мусорных слов, которые употреблять в своей речи не стоит. Однако для создания таких словарей потребуется усердная работа многих людей. Ведь Россия богата местечковыми наречиями, профессиональной терминологией, разговорными и просторечными выражениями.

Как будто пустяки
Паустовский вдохновляется творчеством Стендаля. Автор уверяет читателя, что чаще всего именно незначительные факторы влияют на работу писателей. Например, Пушкину легче и интереснее всего было писать в осеннее время. Гайдар сочинял некоторые фразы, фиксируя их в записной книжке, а после доделывая. Ведется рассуждение о трудах великих писателей.

Старик в станционном буфете
Автор повествует о нищем старике, у которого не было возможности накормить своего любимого пса. Однажды он посетил местный буфет, где работяги распивали пиво. Собака, увидев колбасу, начала лаять, как бы выпрашивая угощение. Посетители кинули мясо псу, попутно оскорбив его хозяина. На это пожилой мужчина запрещает питомцу подбирать подачку и на последнюю мелочь приобретает для него бутерброд. Продавец не скупится и дает старику два бутерброда.

Паустовский дискутирует на тему отсутствия подробностей в современном творчестве писателей. Он считает, что нельзя опускать главные моменты, необходимо описывать жизнь героев максимально подробно. Это поможет читателям получить правильное представление о персонажах.

Животворящее начало
Автор высказывает мысль о том, что именно воображение помогает создавать людям образы, заполняя внутреннюю пустоту. Оно основывается на памяти человека. А память, в свою очередь, на реальной действительности. Способность постоянно представлять картинки и создавать образы говорит о богатом внутреннем мире человека.

Ночной дилижанс
Паустовский желает создать рассказ о силе человеческого воображения. Однако вскоре он повествует об одной любопытной поездке в ночном дилижансе. Писатель Андерсен едет в Верону ночным рейсом. Там он знакомится со своей попутчицей — женщиной в темном одеянии. Во время поездки Андерсен предлагает выключить свет. Он любит темноту, ведь именно она позволяет ему придумывать образы и картинки в своей голове.

Через какое-то время молодой человек окунается в действительность. Он видит, что дилижанс стоит на месте, а рядом с ним торгуются женщины, у которых не хватает денег для проезда. Андерсен доплачивает за них. Девушки интересуются, как же зовут их спасителя. Они подходят к нему и начинают общаться. Молодой человек предсказывает дамам светлое будущее. В знак благодарности те целуют его. По приезде в Верону одна из женщин приглашает Андерсена к себе домой, обещая обрести любовь и счастье.

Давно задуманная книга

Автор решает издавать короткие биографии известных и давно забытых людей. В своем творении он хочет упомянуть директора краеведческого музея, которого считал преданным своему делу человеком. Далее автор рассказывает о некоторых известных писателях.

Чехов
Автор называет произведения Чехова поучительными. Он ставит Антона Павловича в пример, ведь в течение всей своей жизни он пытался вытеснить из себя раба. Чувствуется, как Паустовский любит дом Чехова на Аутке, храня его частичку в своем сердце.

Ги де Мопассан
Судьба французского писателя Мопассана стремительна и насыщенна. Всю свою жизнь он олицетворял зло. А к ее концу прославлял любовные и радостные чувства. В последний день своего жизненного пути Мопассану казалось, что его мозг был отравлен ядом. Он искренне сожалел о том, что отвергал светлые чувства в своей бушующей юности.

Максим Горький
Для автора Горький был олицетворением всей России. Невозможно вообразить российскую реальность без его таланта. Он досконально знал менталитет русских людей, каждый уголок страны. По мнению автора, он определил развитие целой эпохи. От таких людей можно начинать летоисчисление.

Виктор Гюго
Автор называет Гюго неистовой и бурной личностью. Он любил свободу и являлся ее рыцарем. Виктор Гюго привил многим литературным деятелям любовь к Парижу. За это ему стоит быть благодарным.

Михаил Пришвин
Михаил Пришвин был рожден в старом русском городке Ельце, который был окружен живописной и загадочной природой. Ее красоты и лежат в основе многих произведений этого автора. Он завораживает читателя и покоряет его своим непомерным обаянием.

Александр Грин
Паустовский поражается биографией Грина. Полжизни он бродяжничал, но при этом сумел сохранить дар чистого воображения и любви к жизни. Автор называет Грина замечательным человеком.

Эдуард Багрицкий
Писатель утверждает, что Багрицкий всю жизнь любил сочинять о себе различные факты. При чтении его биографии сложно догадаться, где правда, а где ложь. Однако это не отменяет того факта, что Эдуард Багрицкий был отменным поэтом, который ушел из жизни непростительно рано.

Искусство видеть мир
Знание многих областей искусства делает писателей внутренне обогащенными. Живопись дает возможность увидеть краски мира. Архитектура не дает автору составить тяжелую композицию. Русский язык обогащает именно поэзия.

В кузове грузовой машины
В 1941 году писатель скрывается от немецких захватчиков. Он едет в грузовике. Попутчик спрашивает его о мыслях. Автор отвечает, что в самые трудные моменты думает о русской природе. Он считает, что именно она помогает человеку найти себя и обрети любовь.

Напутствие самому себе
Писатель заканчивает книгу о своем сложном творческом пути. Однако понимает, что этот рассказ еще не закончен. Паустовский считает, что существует немало тем, которые нужно обсудить со своими читателями.

В чем авторская идея

Автор хотел показать тяжесть писательского труда. Личные наблюдения, неожиданные встречи, частые переезды — все это составляет основу творческой деятельности писателей. Золотая роза из пыли — это всего лишь метафора. Она означает, что успех, любовь и жизненное счастье приходят в жизнь каждого человека постепенно.

Повесть заставляет задуматься о человеческом счастье, о жизни простых людей.

Рассказ о суевериях, которые просто возмущают главного героя. С присущей героям Зощенко экспрессивностью и простотой герой рассказывает о колдуне, которого недавно у них в деревне убили… Но, как говорит герой, убили и забыть надо. Но не тут-то было! Убийцы помнят, но не из раскаяния, а из суеверного страха.

Ещё героя возмущает, что в эпоху научного коммунизма и электрификации всей страны, колдуна того боялись все. И вот он пришел в избу героя, сел за стол, как у себя дома. И сидит с угрюмым видом. Женщины боятся, спрашивают у него, что может произойти, что он предвидит. А он играет свою роль оракула, но по факту вымогает деньги. Но ушел он ни с чем.

И вот стал у героя теленок орать, умчаться. Ничего не помогает. Тут позвали того колдуна… И он даже излечил телка за плату. Но герой подглядел, что колдун вытащил из хвоста животного булавку, которую сам мошенник, понятно, туда загнал.

Вот тогда и стали мошенника бить. А он и не раскаивается. Говорит, мол, эту булавку сам Создатель в хвост моими руками загнал. Так и забили обманщика. Поделом, вроде.

Но через время упал один из мужиков в канаву, ногу повредил. После ещё беда мелкая произошла с другим. И стали мужики подмечать все негативное, испугались. Решили, что это страшная месть колдуна.

А на самом деле это их страшная глупость вот этому и учит рассказ.

Краткое содержание Зощенко Колдун для читательского дневника

В истории Зощенко ‘Колдун’ рассказывается о быте крестьянских семей в деревнях. Проводится сравнение: на фоне существования электричества, пара, швейных машин продолжают существовать колдуны и кудесники. История показана на быте одной семьи, по примеру которой, можно предположить, существуют другие семьи.

Однажды в дом к простому, не бедному и не богатому, крестьянину приходит колдун. Садится за стол и ждет. Хозяйка дома, верящая в колдунов, всячески старается угодить гостю, выставляя на стол разные вкусности. Ведь все верят в примету, что если в дом приходит колдун — надо ждать беды. Другая женщина, наверное мать хозяина или хозяйки, тоже всячески кланяясь колдуну, пытается выспросить зачем он пришел. Тем временем сам колдун почесывает левую руку, что говорит о прибыли в виде денег.

Наблюдая за всем этим, хозяин, по имени Тимошка, который к тому же был инвалидом, приструнивает своих баб. Мол нечего угождать колдунам, пусть встает и идет на все четыре стороны. Здесь можно было бы заметить, что люди пытаются уходить от устоявшихся правил. Колдун конечно встает и уходит, от чего все в испуге от такого отношение ждут беды.

И вдруг ночью начинает орать теленок. И утро, и день орет. Женщины, понимая что это проклятие колдуна, отправляют хозяина просить прощения. Он идет. Возвращаются они в дом вместе. Колдун наказывает мужику не смотреть что он будет делать, но тот ослушивается и подсматривает как колдун у теленка вытаскивает из хвоста булавку. Тут мужик запер колдуна в сарае, позвал на помощь других и они его побили. Колдун умер. Все бы ничего, да через некоторое время в других местах случаются незначительные истории. Там курицу задавили, там мужик ногу подвернул. И все ждут следующих инцидентов. И все верят в проклятие колдунов. А история то говорит о том, что все дело в нашей вере!

Ещё Краткое содержание рассказа

Однажды домой к обычному крестьянину приходит колдун. По приметам приход колдуна сулит беду. Жена и мать крестьянина пытаются всячески угодить колдуну, чтобы тот был добрым. Сидя за столом колун почесывал левую руку, что говорит о скорой прибыли.

Наблюдая за этим хозяин Тимоша гонит колдуна на все четыре стороны. Мать и жена в ужасе ждут беды.

Тут у них заболевает теленок и мать с женой думают, что это проклятие. Просят они излечить теленка, но колдун указывает мужчине не смотреть. Тот ослушивается и после излечения теленка запирает колдуна в сарае. Потом этого колдуна вместе с другими тот мужик и побил.

После чего в деревне начали происходить неприятные вещи, типа травм у людей или смерти скотины.

Краткое содержание рассказа

Рассказ представляет собой сатирическую зарисовку: писатель рассказывает о том, как люди сами придумывают себе колдунов, сами их боятся, а колдуны этим и пользуются.

В деревне произошел такой случай: пришел колдун к Тимошке, да только выгнал Тимошка колдуна из избы, а тот в отместку воткнул булавку в теленочка. Все ночь мучился теленочек. Тогда велела жена Тимошке позвать колдуна обратно.

Колдун пришел и вытащил булавку. А Тимошка уведил это и рассказал другим мужикам. И стали они все вместе бить колдуна, отчего колдун и помер.

С тех пор стали мужики все последующие несчастья, что с ними приключались, списывать на колдуна.

Зощенко ‘Колдун’ Краткое содержание рассказа для читательского дневника , следуя по сюжету произведения.

Автор удивляется, как можно в век всякой паровой и электрической техники верить колдунам.

Тем не менее в одной деревне пришел колдун к мужичку-инвалиду Тимошке и сел за стол. Старуха-мать начинает собирать на стол. А Тимошка взял да и прогнал из хаты колдуна.

Бабы плачут, что случится несчастье. Так и вышло. Стал кричать теленок, не ест и не пьет. Ничего ему не помогает. Пришлось Тимошке пойти и поклониться колдуну и пообещать оплату, если он вылечит теленка. Колдун сказал мужику читать молитвы, а сам пошел в сарай к теленку. Тимошка подсмотрел, как колдун вытащил булавку из-под хвоста теленка. Возмущенный Тимошка запер ‘колдуна’ в сарае и позвал мужиков. Мужики забили колдуна до смерти и теперь ждут каждый день несчастий. Что бы ни случилось в деревне, они считают, что это месть колдуна.

Писатель М. Зощенко в рассказе ‘Колдун’ критикует наивную веру мужиков в колдунов и кудесников.

К инвалиду Тимошке в избу пришел местный колдун и расположился в ожидании. Хозяин мага выгнал и жалел, что не дал тому промеж глаз. Домашние с ужасом стали ждать большой беды.

Дождались, заболел теленок, орет и орет. Уговорили Тимошку идти к кудеснику повиниться и помощи у него просить.

Колдун смилостивился, но сказал, что к теленку зайдет один. Тимошка за ним в щель подглядывал и увидел, как пройдоха у теленка из-под хвоста иголку вытащил, которую сам же, очевидно, и засунул.

Поднял Тимоха деревенских мужиков, забили они колдуна до смерти, а тот все твердил, что не он это.

Умер колдун, посыпались на местных неприятности, кто ногу подвернет у кого корова курицу задавит. Ждут теперь мужики следующей напасти, и последующую беду тоже будут ждать…

Вот так вот. Нашелся плут, людям головы морочил, мзду с них брал. Вроде во всем разобрались, а осадочек-то остался, а вдруг и правда кудесник был?…

Рассказ М.Зощенко ‘Колдун’ о суевериях, которые осуждаются автором.

В этом произведении он высмеивает предрассудки людей. По сюжету к главному герою Тимошке домой приходит колдун, который начал выманивать деньги. Жена всячески пытается угодить ему, потому, что колдун в доме — плохая примета, но хозяин прогоняет его. Через некоторое время случается несчастье.

Краткое содержание рассказа М.Зощенко ‘Колдун’ для читательского дневника в 5-6 предложений:

  1. В дом главного героя приходит колдун и начинает выманивать деньги, жена хозяина пытается всячески ему угодить;
  2. Хозяин — Тимошка прогоняет колдуна и он уходит ни с чем;
  3. Через некоторое время теленок стал сильно кричать, мучится и ему невозможно было помочь;
  4. Тут позвали того колдуна, который ‘вылечил’ теленка;
  5. Герой увидел как он вытащил из хвоста животного булавку, которую вероятнее всего сам туда загнал;
  6. Колдуна до смерти побили и люди стали приписывать несчастья к страшной мести колдуна.

Главные герои рассказа Колдун: Михаила Зощенко

  1. Первый герой это глава семьи Тимоша, который напрочь ненавидел колдуна.
  2. Вторая героиня это жена Тимоши, которая всячески угождала колдуну.
  3. Третий герой это колдун, который по сути колдуном и не являлся.

Главная мысль заключается в том, что люди сами накручивают проблемы в своей голове. Всему есть объяснение, а тот самый колдун по сути был обычным бродягой, который пользовался страхом людей перед колдунами. В данном произведении автор хотел показать на сколько велика веры людей и человечества в целом.

Главная мысль — колдуны и всякого рода несчастья, которые они обещают, чаще всего — дело рук человека. Не стоит наделять их теми качествами, которых на самом деле у них нет.

Иначе можно дойти до того, что все неприятности, которые происходят в жизни, станешь списывать на темные силы, хотя в большинстве из них виноват сам человек.

Главные герои — инвалид Тимошка и колдун, которого Тимошка однажды выгнал из дома, несмотря на то, это считалось плохой приметой.

Помимо этих двух персонажей, в рассказе участвуют: жена Тимошки, заставившая его привести колдуна обратно и мужики, которые били колдуна, пока он не умер.

Читайте также: