В ознакомлении с природой используются картины серии в доу

Обновлено: 09.07.2024

25. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и со средой обитания, называется:

26. Опыты с растениями проводят для:

а)создания микроклимата в группе

б)наблюдения за ростом и развитием растений

в)выявления необходимых условий для роста и развития

г) запоминания названия растений

Занятия (НОД)- это:а)форма организации детей

б)вид коллективной деятельности

в)способ деятельности взрослого и ребенка

г) условие для экологического образования детей

Наблюдения с раздаточным материалом организуются:а)со 2 младшей группы

б)со средней группы

в)только в старшей и подготовительной группах

г) нет верного ответа

В строительных играх с природным материалом дети:а)познают свойства и качества материалов

б)обобщают знания о природе

в)учатся правильно вести себя в природе

г) упражняются в трудовых навыках

Итоговая беседа используется для:а)первоначального ознакомления

г) расширения представлений о природе

31. Целевые прогулки проводятся:

а)только в младших группах

б)со средними дошкольниками

в)только со старшими дошкольниками

г) во всех возрастных группах

32. Сельскохозяйственные экскурсии проводятся для:

а)формирования трудовых навыков

б)ознакомления с животными

в)ознакомления с природными явлениями

г) ознакомления с трудом взрослых

33. В подвижных играх дети:

а)подражают повадкам животных

б)узнают свойства предметов

в)упражняются в уходе за животными

г) познают свойства предметов

34.Использование иллюстративного материала помогает:

а)нравственному воспитанию детей

б)в формировании первоначальных представлений о животных

в)уточнять и закреплять представления о природных явлениях

г) все ответы верны

35.Коллективный труд в природе используется:

а)в младшей группе

б)со средней группы

в)со старшими дошкольниками

г) во всех возрастных группах

36. Ведение календарей природы это:

а)условие экологического образования

б)способ фиксации знаний о природе

в)метод ознакомления с природой

г) форма организации детей

а) Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В.

б) Кравченко И.В., Долгова Т.Л.

в) Виноградова М.А., Гельман Е.П.

г) Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

38. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

а) должна обеспечивать общение и совместную деятельность взрослых и детей

б) должна обеспечивать реализацию образовательных программ

в) должна быть насыщенной, вариативной и безопасной

г) все ответы верны

39. Какая образовательная область содержит задачи по экологическому образованию дошкольников:

а) социально-коммуникативное развитие

б) познавательное развитие

в) речевое развитие

г) художественное развитие

а) звезда в Солнечной системе

б) спутник планеты Земля

в) планета Солнечной системы

г) спутник Юпитера

41. Солнечная система это:

а) звезда Солнце и 9 планет, вращающихся вкруг нее

б) планеты и их спутники

в) Солнце, все планеты вместе с планетами-спутниками, а также космические тела и межпланетная пыль

42. В какой возрастной группе при наблюдении за звездным небом следует использовать телескоп или бинокль?

г) подготовительной к школе группе

43. Назовите программу, содержание которой включает последовательное, систематичное ознакомление детей 3-7 лет с Солнечной системой и небесными явлениями:

44. Определите возрастную группу, где решается следующая задача – дать первые общие представления о том, что такое небо, что в небе живет, что приходит с неба на землю и как влияет на жизнь человека и других царств природы:

г) подготовительная к школе группа

45. В каких видах деятельности дети выражают свои знания и впечатления о звездном небе:

г) все ответы верны

46. План воспитательно-образовательной работы составляет

а) заведующий ДОУ

б) старший воспитатель

в) воспитатель группы

г) все ответы верны

48. Дети какого возраста могут знаками (схемами) обозначать явления и объекты природы

а) младшего возраста

б) со средней группы

в) старшего дошкольного возраста

г) любого возраста

49. Труд в природе должен быть:

а) постепенно усложняющимся

б) осознанным, систематическим, постепенно усложняющимся

50. Как часто проводится диагностика экологической воспитанности:

а) 1 раз в начале учебного года

в) каждое полугодие

г) дважды в учебном году – в начале и в конце

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель использования наглядно-иллюстративного материала.

Требования к иллюстративно-наглядному материалу.

Методика рассматривания картин.

Учебный экран как метод ознакомления с природой.

Цель использования наглядно-иллюстративного материала.

В дошкольном возрасте средства наглядности играют значительную роль в совокупности средств обучения и воспитания. В основе лежит наглядно – образный характер мышления и межволевое внимание дошкольников.

Воспитатель вводит такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств детей (15% воспринимают на слух, 25% - зрительно, 65% - при сочетании зрения и слуха). Одновременное воздействие комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает наибольшей силой и эмоциональностью.

Для закрепления и уточнения знаний детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

С помощью иллюстративно-наглядного материала можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.

Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогаще­нии эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, просмотре кинофильмов.

Требования к иллюстративно-наглядному материалу.

При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с деть­ми необходимо учитывать ряд требований:

- реалистичность изображенных объектов, явлений природы;

- ясность замысла художника;

- худо­жественная выразительность материала;

- познавательное содержание изображенного.

Необходимо учитывать также возрастные возможности вос­приятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изобра­жающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине), так как позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознавание сезонов по пейзажным картинам для детей за­труднительно, особенно если предлагаются картины с изображе­нием весны и осени.

Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях. Предпочтительнее, если в основе диафильма или кинофильма лежит несложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.

Методика рассматривания картин.

В экологическом образовании детей используются предметные, сюжетные и художест­венные картины. Картины помогают подробно, внимательно рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных усло­виях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости, динамичности.

Картины используются воспитателем во всех возрастных груп­пах. В младшей группе они помогают уточнять и конкретизи­ровать представления детей, полученные в ходе наблюдений, закреплять их. Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно. Рассматривание картин с воспитанниками можно использо­вать, если требуется обобщить знания об объекте или о явлении природы, привести их в систему. По ходу рассматривания воспитатель задает детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.

В старшем дошкольном возрасте, кроме указанных выше целей, рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года и т. д. В этом случае воспитатель подбирает серию картин, отражающих существенное в том или ином явлении. Предлагает детям рассмотреть каждую картину в отдельности, а затем сравнивать их по выделенным существенным признакам. Сравнивая явления природы по картинам, дети с помощью воспитателя выделяют общие, одинаковые признаки в явлении, делают обобщения. Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом. Художественные картины — пейзажи, натюрморты — необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте.

Для проведения занятий с ТСО (технические средства обучения) нужно:

- подготовиться к проведению занятия.

- подготовить детей к восприятию материала.

- активизировать внимание детей в процессе занятия.

- организовать перенос содержания занятия на игровую деятельность детей, закрепить материал другими средствами.

Учебный экран как метод ознакомления с природой.

Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний.

Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, активную деятельность животного, рост и развитие растений и животных.

На занятиях в учреждении дошкольного образования могут быть использованы различные экранные средства, формирующие знания о природе: кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи, видеофильмы

В зависимости от содержания фильма и степени подготовленности детей к его восприятию проводятся беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания. Затем он проводит экскурсии, организует чтение книг и беседы по содержанию фильма. Непосредственно перед показом фильма педагог проводит установочную беседу, во время которой обращает внимание детей на те моменты киноленты, которые нужно запомнить. Воспитателю следует также предупредить детей о последующей работе после просмотра фильма. После первого просмотра фильма большое значение имеет проверка правильности его восприятия. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на наиболее существенные моменты содержания. При повторном просмотре они стараются быть более внимательными. Контроль проводится и после вторичного восприятия фильма. С этой целью могут быть организованы: беседа, рисование на соответствующую тему. В заключение всей работы проводится итоговая беседа, в которой систематизируются и обобщаются знания детей.

Сюжетные и диа-, кино- и телефильмы используются во всех возрастных группах, однако в младшем дошкольном возрасте рекомендуется показывать неозвученные фильмы. Рассказ воспитателя, сопровождающий изображение, составляется с учетом особенности восприятия детей его группы. Кроме того, педагог в этом случае имеет возможность вернуться к любому кадру и еще раз прокомментировать его. Лишь постепенно, приучив малышей к просмотрам неозвученных фильмов, можно перейти к демонстрации звуковых.

Демонстрация моделей.

Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель — заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д.

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

а) способ деятельности ребенка

б) способ деятельности взрослого

в) способ совместной деятельности взрослого и ребенка

г) форма организации детей

Экологическое воспитание это:

а) осознанное отношение к природе, которое строится на ознакомлении с природой

б) ознакомление с природой

в) воспитание бережного отношения к природе

г) воспитание трудолюбия

В ознакомлении с признаками живых организмов у растений наиболее действенен:

а) словесный метод

б) наглядный метод

в) обобщающий метод

г) практический метод

Дежурство в уголке природы проводится:

а) во всех возрастных группах

б) со старшей группы

в) только в подготовительной к школе группе

г) со средней группы

Для систематизации знаний о природе используется беседа:

Основой формирования реалистических представлений о природе является:

а) труд в природе

б) чтение художественной литературы

Словесные игры природоведческого характера преимущественно используются:

а) в средней группе

б) в младшей группе

в) в старшем дошкольном возрасте

г) все ответы верны

Труд в природе используется:

а) в младших группах

б) в старших группах

в) во всех возрастных группах

г) нет верного ответа

В ознакомлении с природой используются картины серии:

а) "Домашние животные"

б) "Домашние птицы"

в) "Дикие животные"

Длительное наблюдение используется с:

а) с младшей группы

б) со средней группы

в) со старшей группы

г) только с подготовительной к школе группы

Совместный и общий труд в природе организуется в ходе:

б) индивидуальных поручений

в) коллективного труда

г) в ДОУ не используется

Рассказ воспитателя используется для:

а) углубления и расширения знаний

б) систематизации и конкретизации знаний

в) формирования первоначальных представлений

г) при подготовке к праздникам

а) все живые организмы

г) взаимоотношения живых организмов между собой и со средой обитания

Для выявления свойств и признаков неживой природы используют

а) рассматривание картин

б) чтение художественной литературы

в) несложные опыты

г) труд в природе

Установочная беседа помогает:

а) углубить знания детей

б) обобщить знания детей

в) выявить имеющиеся у детей знания

г) систематизировать знания детей

Дежурства в уголке природы проводятся:

б) 1 раз в неделю

в) 2 раза в неделю

г) 4 раза в неделю

Экскурсии в природу проводятся:

а) во всех возрастных группах

б) начиная со средней

в) в старшей группе

г) подготовительной к школе группе

Настольно-печатные игры относятся к:

а) дидактическим играм

б) подвижным играм

в) творческим играм

Наблюдения сравнительного характера применяются:

а) в младших группах

б) во всех возрастных группах

в) в старшей и подготовительной к школе группах

г) со средней группы

Несложные опыты проводятся:

а) с объектами живой и неживой природы

б) только с объектами живой природы

в) только с объектами неживой природы

г) с рукотворными предметами

В экологическом воспитании пейзажная картина используется для:

а) для приобщения к миру прекрасного

б) для воспитания эстетических чувств

в) для ознакомления с животными

г) ознакомления с теми явлениями природы, которые невозможно наблюдать в данной местности и в данное время

Уголок природы призван решать следующую задачу:

а) знакомить с миром животных

б) знакомить с миром растений

в) воспитания заботливого отношения к природе

г) все ответы верны

Длительность труда в природе для детей подготовительной группы составляет:

В младших группах для ознакомления с природой лучше использовать:

б) рассказ воспитателя

г) чтение художественной литературы

25. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и со средой обитания, называется:

26. Опыты с растениями проводят для:

а) создания микроклимата в группе

б) наблюдения за ростом и развитием растений

в) выявления необходимых условий для роста и развития

г) запоминания названия растений

Занятия (НОД)- это:

а) форма организации детей

б) вид коллективной деятельности

в) способ деятельности взрослого и ребенка

г) условие для экологического образования детей

Наблюдения с раздаточным материалом организуются:

а) со 2 младшей группы

б) со средней группы

в) только в старшей и подготовительной группах

г) нет верного ответа

В строительных играх с природным материалом дети:

а) познают свойства и качества материалов

б) обобщают знания о природе

в) учатся правильно вести себя в природе

г) упражняются в трудовых навыках

Итоговая беседа используется для:

а) первоначального ознакомления

б) углубления знаний

в) систематизации знаний

г) расширения представлений о природе

31. Целевые прогулки проводятся:

а) только в младших группах

б) со средними дошкольниками

в) только со старшими дошкольниками

г) во всех возрастных группах

32. Сельскохозяйственные экскурсии проводятся для:

а) формирования трудовых навыков

б) ознакомления с животными

в) ознакомления с природными явлениями

г) ознакомления с трудом взрослых

33. В подвижных играх дети:

а) подражают повадкам животных

б) узнают свойства предметов

в) упражняются в уходе за животными

г) познают свойства предметов

34.Использование иллюстративного материала помогает:

а) нравственному воспитанию детей

б) в формировании первоначальных представлений о животных

в) уточнять и закреплять представления о природных явлениях

г) все ответы верны

35.Коллективный труд в природе используется:

а) в младшей группе

б) со средней группы

в) со старшими дошкольниками

г) во всех возрастных группах

36. Ведение календарей природы это:

а) условие экологического образования

б) способ фиксации знаний о природе

в) метод ознакомления с природой

г) форма организации детей

а) Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В.

б) Кравченко И.В., Долгова Т.Л.

в) Виноградова М.А., Гельман Е.П.

г) Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

38. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

а) должна обеспечивать общение и совместную деятельность взрослых и детей

б) должна обеспечивать реализацию образовательных программ

в) должна быть насыщенной, вариативной и безопасной

г) все ответы верны

39. Какая образовательная область содержит задачи по экологическому образованию дошкольников:

а) социально-коммуникативное развитие

б) познавательное развитие

в) речевое развитие

г) художественное развитие

а) звезда в Солнечной системе

б) спутник планеты Земля

в) планета Солнечной системы

г) спутник Юпитера

41. Солнечная система это:

а) звезда Солнце и 9 планет, вращающихся вкруг нее

б) планеты и их спутники

в) Солнце, все планеты вместе с планетами-спутниками, а также космические тела и межпланетная пыль

42. В какой возрастной группе при наблюдении за звездным небом следует использовать телескоп или бинокль?

г) подготовительной к школе группе

43. Назовите программу, содержание которой включает последовательное, систематичное ознакомление детей 3-7 лет с Солнечной системой и небесными явлениями:

44. Определите возрастную группу, где решается следующая задача – дать первые общие представления о том, что такое небо, что в небе живет, что приходит с неба на землю и как влияет на жизнь человека и других царств природы:

г) подготовительная к школе группа

45. В каких видах деятельности дети выражают свои знания и впечатления о звездном небе:

г) все ответы верны

46. План воспитательно-образовательной работы составляет

а) заведующий ДОУ

б) старший воспитатель

в) воспитатель группы

г) все ответы верны

48. Дети какого возраста могут знаками (схемами) обозначать явления и объекты природы

а) младшего возраста

б) со средней группы

в) старшего дошкольного возраста

г) любого возраста

49. Труд в природе должен быть:

а) постепенно усложняющимся

б) осознанным, систематическим, постепенно усложняющимся

50. Как часто проводится диагностика экологической воспитанности:

а) 1 раз в начале учебного года

в) каждое полугодие

г) дважды в учебном году – в начале и в конце

52. Дети какого возраста выращивают овощную рассаду для высадки на грядку:

а) младшего возраста

б) со средней группы

в) старшего дошкольного возраста

г) все ответы верны

54. Для уголка природы какой возрастной группы подбираются растения с ярко выраженными частями

(стебель, лист, цветок):

а) младшей группы

б) средней группы

в) старшей группы

г) подготовительной к школе группы

55. На лугу растут растения:

56. При подборе и размещении комнатных растений в уголке природы следует учесть:

а) их потребность в свете

б) их потребность во влаге

в) их биологические особенности

57. В ходе длительного наблюдения фиксировать знания можно следующими способами:

в) вести календарь

г) все ответы верны

58. Структура прогулки включает в себя:

59. Сколько флажков необходимо взять на экскурсию

г) каждому ребенку

60. Инсектарий – это устройство для содержания6
а) насекомых

61. Из перечисленных живородящей является следующая рыба:

62. Какое из названных хвойных деревьев осень сбрасывает хвою:

63. Неприхотливой для содержания в уголке природы ДОУ является:

а) степная черепаха

б) морская черепаха

в) красноухая черепаха

г) любая черепаха

64. Стремление к обобщению – основная тенденция детей какой возрастной группы:

в) старшего дошкольного возраста

г) дошкольникам это не по силам

65. Диафильмы – это

а) подборка отдельных кадров

б) лента из нескольких (десятков) кадров

в) материальные заменители реальных предметов

г) учебный фильм по телевизору

4. Знакомство с термометром происходит

а) в подготовительной группе

б) в старшей группе

в) в средней группе

5. В средней группе появляется новый вид наблюдения

а) сравнительного характера

6.Этическая беседа используется для:

а) формирования первичных представлений о природе

б) формирования представлений о нормах поведения в природе

в) систематизации знаний о природе

7.В зимнем саду могут обитать:

а) только растения

б) только животные

в) и животные, и растения

8.К условиям экологического образования следует отнести:

а) экологическую тропу

б) спортивную площадку

в) хозяйственный двор

9.С трудом взрослых в природе эффективнее знакомить:

б) на экскурсиях

в) читая художественную литературу

10.Чтобы формировать первоначальные представления о животных лучше всего:

а) рассказывать о животных

б) наблюдать за животными

в) рассматривать иллюстрации

а) условие экологического образования

б) основная форма обучения детей

в) метод экологического образования

12.Экскурсии в природу не проводятся:

а) в младших группах

б) в средней группе

в) в подготовительной группе

13.В подвижных играх дети:

а) подражают повадкам животных

б) узнают свойства предметов

в) упражняются в уходе за животными

а) способ деятельности ребенка

б) способ деятельности взрослого

в) способ совместной деятельности взрослого и ребенка

15.Целевые прогулки проводятся:

а) только в младших группах

б) только со старшими дошкольниками

в) во всех возрастных группах

Анализ детского рисунка

(старшая и подготовительная к школе группа карандашом или красками)

Для анализа возьмите работу по замыслу (или сюжетное)

Рассмотрите работу и ответьте на следующие вопросы:

- как проведены прямые линии (отрывно, по несколько раз, не отрываясь, не останавливаясь, ровно, уверенно),

- какие линии (вертикальные или горизонтальные) ребенку удаются лучше.

- как ребенок умеет рисовать круглые, квадратные и прямоугольные формы.

- обратите внимание на то, как закрашены изображенные предметы (все ли части в одном направлении, выходит ли штриховка за контур предмета, уверенна ли рука ребенка)

- как (по размеру) изображены предметы, стремился ли ребенок занять рисунком весь лист бумаги

- переданы ли в работе пропорции предметов.

- как ребенок пользуется цветом (предметы изображены в естественном цвете или нет)

- овладел ли ребенок силой нажима на карандаш для получения более интенсивного цвета)

- при рисовании красками умеет ли смешивать их для получения нового цвета

- правильно ли передана композиция рисунка (линия горизонта, на передней линии)

- как ребенок передал главное и второстепенное в работе.

Что можете сказать о работе в целом и сформированных графических навыках детей ?

Задачи развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой.

Этапы работы по развитию изобразительного творчества при ознакомлении с природой старших дошкольников.

ВложениеРазмер
Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста. 48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.

Это высказывание актуально во все времена и особо важным является на этапе дошкольного воспитания. Природа – вечно живой и обновляющийся источник изобразительного, литературного, музыкального творчества. Одно из главных мест занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы является естественной и гармоничной

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи . Стремление ребёнка передать образы природы в рисунке (лепке, аппликации) приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о ней, её объектах и явлениях. Вместе с этим расширяется содержание детского творчества образами природы, появляются новые темы. В процессах познания природы и её изображения у дошкольников развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к окружающему и к изобразительной деятельности.

Гармоничные отношения человека с природой включают в себя и эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в изобразительной деятельности служат решению этой задачи. Важным условием развития изобразительного творчества старшего дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и имеет широкие возможности для развития творческих способностей. Экологическое воспитание детей направлено и на формирование у них творческого интереса к природе. В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.

Задачи развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой:

  • обогащать представления воспитанников об окружающем мире;
  • развивать замысла и технических умений у детей;
  • знакомить старших дошкольников с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними.

Педагоги, изучающие детское творчество (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой) отмечают, что красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение его изобразить встречается ими с радостью. Вот пришла золотая осень. В воздухе кружатся и легко опускаются на землю разноцветные листья. Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать их с натуры. Листья дети могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них вызывает изображение живых существ: бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей. Со многими из них дети знакомятся, слушая сказки, рассказы, иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки.

Работу по развитию изобразительного творчества при ознакомлении с природой старших дошкольников рационально проводить в три этапа:

  • I этап: накопление непосредственных впечатлений о природе;
  • II этап: овладение техникой, развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности;
  • III этап: творческий.

Перед началом первого этапа необходимо организовать соответствующую развивающую предметно - пространственную образовательную среду.

Создать в группе уголок художественно-эстетического развития, в нём разместить различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, бумага разной фактуры и качества, формы и формата, кисточки разных номеров (белка, щетина), трафареты животных, предметов, овощей и фруктов. Всё это должно быть доступно для детей, и они могут в любое время по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспитателям и родственникам. Можно добавить следующие материалы: уголь, манку, рис, макароны. Дети заинтересовываются новым материалом и активно его используют (рисуют на манке). Предложить дидактические игры по ознакомлению с объектами природы, пейзажем, схемы поэтапного рисования объектов природы.

Задачи первого этапа работы.

  • Расширять представление старших дошкольников о природе.
  • Знакомить с характерными отличительными чертами растений, животных.
  • Воспитывать интерес и положительное эмоциональное отношение к природе.
  • Создавать условия для возникновения потребностей воспитанников к самостоятельной художественной деятельности, замечать красоту, необычность природы.

На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль играет основное средство - метод наблюдения. Развитие воображения, творчества, эстетического отношения к окружающему невозможно без накопления знаний, без обогащения жизненного опыта, без наблюдений. С этой целью можно организовывать различные тематические прогулки, экскурсии (в сквер, за территорию детского сада, на огород). Наблюдение за сезонными изменениями в природе обогащают речь и впечатления детей.

Педагог обращает внимание детей на красоту живой и неживой природы. Какие краски неба, земли? Какие сказочные, необыкновенные деревья? Умение видеть красоту, вглядываться в природу, наслаждаться, любоваться ею – это важно для развития детского творчества.

Итог наблюдений и экскурсий - изображение природных явлений на бумаге, развитие речи детей, их образности, эмоциональности. Старшие дошкольники составляют рассказы о природе, пробуют сочинить стихи, загадки о природе. Из детских творений можно составить книгу детских рисунков и высказываний о природе.

Второй этап включает в себя серию занятий, объединённых единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляют знания, полученные на этапе ознакомления с предметами природы; учатся новым способам работы с изобразительными материалами, с которыми познакомились в развивающей предметно – пространственной образовательной среде группы. Полученные умения побуждают дошкольников самостоятельно применять полученные навыки. Знакомство на занятиях по изобразительной деятельности с нетрадиционной техникой: рисование свечой, кляксография, по сырому фону, монотипия, уголь, пастель, восковые мелки, использование риса, манку и других круп в пластилиновых картинах.

Третий этап – развитие творческих способностей у детей при организации творческих занятий.

  • содействовать развитию творческих замыслов;
  • развивать умение воспитанников замечать выразительность и своеобразие работ, зависимость выразительного образа от способов изображения.

Старшие дошкольники способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в творчестве. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Особенно эффективны для развития инициативы занятия, на которых дети сами придумывают содержание своих работ. Можно предложить им вспомнить экскурсии, походы, путешествия с родителями, любимые сказки, песенки, стихи и выбрать по ним тему. Однако легко найти тему, гораздо труднее представить себе конкретное содержание рисунка. Решение этой задачи более ценно для развития творчества ребенка. Активность детей достигается и путем их привлечения к анализу выполненных работ. Дети сами выбирают лучшие работы для того, чтобы поместить их на постоянной выставке для родителей. Развитие творчества детей имеет особую значимость для дошкольников, так как оно благоприятно для развития образного мышления и воображения. Наибольший потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности.

Результатом накопления впечатлений о природе и знакомство с нестандартными материалами, повышается уровень технических навыков, появляются оригинальные, непохожие на другие работы. Зарождается интерес к работам своих сверстников. Создание данных условий способствует не только развитию творческих способностей, но и формируют их самосознание, то есть осознание ребенком себя, как субъекта деятельности.

Читайте также: