Естественнонаучных дисциплин в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Обучение естественнонаучным дисциплинам начинается с 1 класса (природоведение), с 6 класса начинается изучение биологии (зоология и ботаника, микробиология, начала генетики, медицина, человек), и географии (физической и экономической, социальной), с 7 класса изучается физика (механика, динамика, статика, термодинамика, ядерная физика, электричество, вещество); химия — c 8 класса (неорганическая, позже — органическая) в некоторых школах изучают вместе физику, химию, биологию. География — физическая география (Естествознание), экономическая и социальная география (Обществоведение). В некоторых школах с 10 класса может идти экология, как факультатив. В 11 классе начинается астрономия, сначала ученики изучают введение в эту науку, а затем некоторые созвездия.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Естествознание в школе" в других словарях:

Естествознание — Развитие греч. Е. от ионийской натурфилософии до эллинистич. науки включительно происходило быстрыми темпами. Затем наступил период застоя, продолжавшийся до Возрождения. Возникновение науки знаменуется преодолением наивных мифологич.… … Словарь античности

ХИМИЯ в школе — уч. предмет, в содержание к рого входят основы химии науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов X. в практич. деятельности людей. Изучение X. направлено на усвоение учащимися фун дам. науч … Российская педагогическая энциклопедия

Ф. ИЗИКА в школе — уч. предмет в ср. общеобразоват. школе. Место Ф. в шк. образовании определяется ее положением в системе совр. наук, а также ролью этого предмета в воспитании и развитии детей Ф. , особенно такие ее направления, как физика твердого тела, микро и… … Российская педагогическая энциклопедия

ЖУРНАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — периодич. издания, посвящённые проблемам воспитания, обучения и образования. Совр. Ж. п. можно классифицировать: по издателю правительственные, науч. учреждений, общественные, частных лиц; по проблематике общепедагогические, методические, науч.… … Российская педагогическая энциклопедия

Журналы педагогические — В России материалы по педагогическим проблемам с 18 в. печатались в литературных и политических журналах (в т.ч. в изданиях Н.И. Новикова, который ввёл в журнал Прибавления к Московским ведомостям (1783 84) самостоятельный педагогический… … Педагогический терминологический словарь

Вагнер, Владимир Александрович — русский зоолог и психолог; род. в 1849 г., окончил курс на юридическом и физико математическом факультетах Московского университета, затем посетил Ю России для научных исследований, работал на севастопольской биологической станции, а затем и в… … Большая биографическая энциклопедия

Вагнер, Владимир Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вагнер (фамилия). Вагнер Владимир Александрович Российский зоолог и зоопсихолог, доктор зоологии, профессор Дата рождения … Википедия

Верзилин, Николай Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Верзилин. Николай Михайлович Верзилин Дата рождения: 8 (21) января 1903(1903 01 21 … Википедия

ОБОДОВСКИЙ — Александр Григорьевич [23.3(3.4). 1796, Галич, ныне Костромской обл., 17(29).6.1852, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. образования. По окончании в Петербурге гимназии поступил в Медико хирургич. академию, вскоре перевёлся в Гл. пед. ин … Российская педагогическая энциклопедия

ОБОДОВСКИЙ Александр Григорьевич — [23.3(3.4). 1796, Галич, ныне Костромской обл., 17(29).6.1852, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. образования. По окончании в Петербурге гимназии поступил в Медико хирургич. академию, вскоре перевёлся в Гл. пед. ин т. В 1816 вместе с др … Российская педагогическая энциклопедия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методика преподавания естествознания

Тема: Методика естествознания в начальной школе — педагогическая наука

1. Предмет, цели и задачи методики преподавания естествознания

2. Связь методики преподавания естествознания с другими науками

3. Методы исследования методики преподавания естествознания

Вспомните:

1. Как называется раздел педагогики, который изучает теорию обучения? Что является предметом его исследования?

2. Какие методы используются в педагогическом и психологическом исследовании?

3. Какие проблемы стоят перед педагогической наукой на современном этапе развития образования?

1. Предмет и задачи методики преподавания естествознания

Воздействие людей на природу осуществляется в поистине планетарном масштабе, поэтому на современном этапе развития общества особую значимость приобретают естественнонаучные знания.

Сегодняшнему студенту педагогической специальности предстоит обучать поколение людей XXI в. Его ученики будут нести ответственность за судьбу нашей планеты в третьем тысячелетии. Смогут ли они понять, что единственный путь, по которому следует идти человеку в его отношениях с природой, — это познание ее законов с целью их сознательного использования? Уровень развития экологической культуры будущего поколения во многом зависит от естественно-научной и методической подготовки учителя, которую призвана осуществить методика преподавания естествознания.

Теоретической базой данного курса является предшествующее изучение естественно-научных дисциплин, педагогики и психологии. Выработка практических умений и навыков осуществляется в процессе прохождения педагогической практик по педагогике, ботанике, зоологии, землеведению.

Изучение методики естествознания поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обучения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественно-научного цикла в начальной школе.

Методика преподавания естествознания является наукой, так как имеет свой особый объект исследования ; присущую только ей систему научных понятий ; определенные методологические основы; специфические методы исследования и занимает своё особое место среди других наук.

Методика преподавания естествознания относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала.

Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания ( природоведения ) в начальной школе.

Естествознание — это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое.

В планетарном значении природой называют лишь ее часть — биосферу, т.е. земную оболочку, населенную живыми организмами. Наиболее употребительное толкование понятия природы как совокупности естественных условий существования человека характеризует место и роль природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Это отношение определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеческой деятельности.

В более узком смысле природа—это объект науки , а точнее, совокупный объект естествознания. По характеру своего объекта науки о природе (отрасли естествознания) делятся философией на неорганические, изучающие неживую природу, и органические, изучающие живую природу . Неживая природа является объектом изучения таких наук как астрономия, химия, физика, геология и др. Биология изучает живую природу. Вместе с тем такое деление условно, так как существуют науки, в которых присутствует синтез знаний о неживой и живой природе. Это география, экология и некоторые другие естественные науки (биохимия, биогеофизика и т.п.).

Естествознание как учебный предмет тесно связан с науками о природе, но между школьным предметом и естественными науками существуют важные различия по цели, объему, структуре, методам и форме изложения.

Цель естественных наук — исследовательским путем получать новые данные о природе . В отличии от них методика изучает не закономерности развития природы, а закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе.

В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления из курсов всех естественно-научных предметов основной школы. Реализация начального естественнонаучного образования требует высокой квалификации учителя.

Одной из важнейших задач методики преподавания естествознания является выяснение соотношения между науками о природе, учебным предметом и на основе этого осуществление отбора учебного материала.

Методика преподавания естествознания — это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.

Методика призвана решать важные задачи:

- правильно выделить цели начального естественно-научного образования;

- определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;

- разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;

- выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания.

Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естествознания.

2. Связь методики преподавания естествознания с другими науками

Методика преподавания естествознания тесно связана со многими науками и прежде всего с науками о природе, о которых говорилось выше. Естественные науки предоставляют в распоряжение методиста не только научный материал для построения школьного курса естествознания, но и методы изучения природы.

Философия с лужит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. Она разрабатывает систему общих принципов и методов познания. Философские идеи определяют направление научного поиска. Это объясняется самой сущностью философии, которая осмысливает место человека в окружающем его мире .

Процесс обучений подчиняется основным диалектическим законам:

- закону перехода количества в качество;

- закону единства и борьбы противоположностей;

- закону отрицания отрицания.

Философия определяет главную движущую силу процесса развития методической науки, к оторой являются противоречия между потребностями общества и уровнем развития системы образования. Любые методические наработки, полученные экспериментальным путем, прежде чем стать достоянием науки должны получить философское обоснование.

Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения является учет возрастных особенностей усвоения учебного материала . Методика преподавания изменяется в связи с развитием опыта и познавательных способностей учащихся.

Следует отметить, что связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их взаимодействие и взаимообогащение. Методика естествознания может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и практических задач.

На каждом этапе развития общества перед всеми существующими науками встают определенные нерешенные проблемы. На современном этапе развития начальной школы перед методикой преподавания естествознания стоят следующие актуальные проблемы:

- выделение федеральной и национально-региональной составляющей начального естественно-научного образования по годам обучения;

- выбор оптимальных форм, методов и средств преподавания курса естествознания в начальной школе;

- разработка эффективных механизмов интеграции естественно-научных и обществоведческих знаний;

- издание учебно-методических комплектов, обеспечивающих наиболее эффективное ознакомление младших школьников с окружающим миром;

- разработка механизмов проверки знаний и умений по предметам естественно-научного цикла.

Это далеко не полный перечень проблем, стоящих в настоящее время перед методикой естествознания. Они решаются в процессе проведения научных исследований.

3. Методы исследования методики преподавания естествознания

Отечественная методика естествознания имеет более чем 200-летнюю историю развития. За это время в науке определились свои методы научного исследования.

Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач.

Научное обоснование методов исследования дает методология, т.е. совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.

К методологическим принципам относятся:

- системный подход , позволяющий рассматривать отдельные компоненты педагогического процесса (цели и содержание образования, методы, формы и средства обучения, деятельность учителя и учащихся) не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии;

- личностный подход , который требует ориентации учебного процесса на отдельную личность, признание ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы;

- деятельностный подход , ставящий ребенка в позицию субъекта образовательного процесса, что предполагает самостоятельное определение цели; планирование и организацию учебной деятельности; самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

- культурологический подход , связывающий человека как носителя определенной культуры с системой общественных и духовных ценностей.

В педагогике выделяются и другие методологические принципыполисубъектный подход, этнопедагогический подход, антропологический подход, — которые позволяют вычленить актуальные проблемы науки, установить их значимость и определить стратегию и способы их разрешения. Одной из главных задач методики естествознания является познание и совершенствование процесса естественно-научного образования младших школьников. Для ее решения применяются общенаучные методы (диалектика, теория познания, логика), частно-научные методы, используемые в педагогике, и предметно-тематические, которые присущи дидактике и более узкой ее отрасли — методике преподавания естествознания.

Мы рассмотрим только те методы, которые наиболее широко применяются в методических исследованиях.

Главные требования к любому методу—это объективность, т.е. способность давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Второе требование — надежность, т.е. однозначность результатов при проведении повторных исследований и одинаковость результатов у разных исследователей. Третье требование — валидность ( обоснованность ) — способность выбранного метода изучать именно те особенности процесса обучения, которые интересуют исследователя. Последнее требование — точность информации — определяется точной дифференцировкой, индивидуальным подходом.

Все методы педагогического исследования можно разделить на несколько групп.

Теоретические методы основаны на применении мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации. К теоретическим методам относятся сравнительно-исторический анализ литературных источников, школьной документации, изучение массового опыта учителей и т.п. Эти методы помогают определить проблему исследования, поставить цели и задачи, выдвинуть гипотезу.

Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии объектов и служат для накопления фактического материала. Это педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента.

Социологические методы применяются с целью изучения личностных характеристик детей и педагогов, принимающих участие в исследовании. Это анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, опросы, тестирование, анализ уровня сформированное™ знаний и умений учащихся.

Математические методы (методы описательной статистики и теории статистического вывода) основаны на обработке полученных результатов методами математического анализа. К ним относятся:

- регистрация, т.е. запись с целью учета и систематизации количественных данных о наличии или отсутствии исследуемого параметра (например,-числа учеников, выполнивших задание правильно и неправильно);

- ранжирование — расположение полученных данных в порядке убывания или нарастания какого-либо показателя и определение места каждого исследуемого параметра в этом ряду (например, составление перечня трудных понятий);

- шкалирование — введение цифровых показателей в оценку педагогической деятельности путем проведения опроса испытуемых (например, о трудности изучения определенных тем курса);

- определение средних величин — среднего арифметического, медианы (показателя середины ряда), дисперсии (степени рассеивания около среднего показателя), коэффициента вариации и др.;

- сравнение полученных результатов с нормой, при котором выявляются отклонения от заданных показателей.

Эти методы позволяют определить достоверность полученных в процессе исследования данных. Для проведения статистических подсчетов имеются математические формулы. В настоящее время существуют компьютерные программы, позволяющие провести статистическую обработку, после которой собранный материал может стать достоянием науки.

Рассмотрим основные методы педагогических исследований без их группировки.

1 . Сравнительно-исторический анализ литературных источников, архивных материалов, документации, программ и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы позволяет познакомиться с методическим наследием прошлых лет и современным состоянием проблемы исследования, При этом анализируется достигнутое, отбираются ценные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.

2. Изучение массового опыта учителей помогает выявить оправданные практикой новаторские идеи и определить типичные ошибки в преподавании.

3. Педагогическое наблюдение — один из основных методов эмпирического исследования. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемого педагогического процесса. Различаются непосредственное и опосредованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Первые охватывают процессы в целостном виде. Вторые фиксируют результаты выборочно. При включении исследователя в реальную естественную деятельность (например, ведение уроков) говорят о включенном наблюдении . Материалы наблюдений фиксируются в протоколах, дневниках, на видеокассетах и т.п. Метод наблюдения ограничен в своих возможностях тем, что фиксирует только внешние проявления педагогических фактов.

4. Опросные методы — это методы сбора информации, основанные на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя и испытуемых. Источником информации служат словесные или письменные суждения, полученные в ходе анкетирования, тестирования, контрольных срезов и т.п. Результаты опроса проходят статистическую обработку, после чего исследователь может оперировать полученным фактическим материалом.

5. Педагогический эксперимент относят к основным методам педагогического исследования. Он осуществляется с целью опытной проверки гипотезы. В методике естествознания обычно выявляется эффективность применения тех или иных методических инноваций.

Эксперимент по методике естествознания осуществляется в три этапа. Первый — констатирующий этап — помогает выявить типичные недостатки и затруднения в обучении школьников основам естественных наук и определить характер работы по поиску наиболее эффективных путей их исправления. На втором— обучающем (формирующем ) этапе — проводится апробация (проверка) экспериментальных материалов и внедрение предложенных инноваций. Чаще всего обучающий этап эксперимента протекает в естественных условиях образовательного процесса по типу вариативного, для которого характерно целенаправленное варьирование в различных группах (контрольных и экспериментальных) с выравненными начальными параметрами условий, подвергающихся экспериментальной проверке, и сравнению результатов обучения. На третьем — контрольном этапе — исследуется эффективность использования новой методики в учебном процессе. Педагогическая эффективность оценивает степень реализации учебных целей по сравнению с заданными, т.е. обеспечивает соответствие между запроектированными и полученными результатами.

Исследователь должен творчески подойти к выбору методов научного поиска в соответствии с темой, целью, задачами, предметом и объектом педагогического исследования. При этом нужно учитывать условия проведения научной работы.

Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- принцип совокупности методов исследования, который означает, что для решения любой научной проблемы используется несколько методов, согласованных с природой исследуемого явления;

- принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому результату, который должен быть получен.

Важным требованием для внедрения любых инноваций должен быть учет принципа целесообразности и оправданности нововведений . Отечественная педагогическая наука пережила многочисленные реформы, многие из которых оказались впоследствии бесполезными для системы образования. Тем не менее даже отрицательные результаты эксперимента обогащают науку.

Методика естествознания должна давать проверенную практикой научную теорию, позволяющую эффективно обучать детей основам наук о природе, развивать практические умения, присущие естественным наукам.

Ошибочно думать, что педагогическое мастерство — это искусство, зависящее от врожденных способностей человека и владения предметом.

Учитель, несомненно, должен хорошо знать научное содержание предмета, но без владения методикой преподавания он не сможет добиться усвоения этих знаний детьми.

Вопросы для контроля

Что является предметом изучения методики преподавания естествознания?

Почему она входит в систему педагогических наук?

Что является объектом изучения естествознания как науки?

Чем определяется классификация наук о природе?

В чем отличие науки от учебного предмета?

С какими науками связана методика преподавания естествознания?

Каковы методы исследования методики естествознания как науки?

Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы?

Преподавание естественнонаучных дисциплин в соответствии с ФГОС: естествознание, география, биология.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации, заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов.

Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

XXI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.

В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

В современных условиях мы должны сформировать у учащихся:

· мотивацию к работе;

· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

· способность к самооценке.

научить учащихся самостоятельно:

1. принимать и сохранять учебную задачу;

2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

4. строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

1. Понятие о педагогической технологии.

В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, так же, как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология.

2.Что же такое критическое мышление?

«Скажи мне – я забуду,

покажи мне - я запомню,

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Американский исследователь, один из авторов ТРКМ профессор Д. Клустер выделил следующие характеристики критического мышления:

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Несмотря на разнообразные трактовки понятия критическое мышление российскими и зарубежными авторами, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга, общий смысл их сводится к следующему: критически мыслить - значит осознанно оценивать, рассуждать, мыслить.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Основная цель работы учителя начальной школы – познание индивидуальности каждого школьника, раскрытия его творческого потенциала.

На сегодняшний день существует ряд недостатков, затрудняющих работу в данном направлении, а именно

- учащиеся недостаточно глубоко понимают содержание научного текста, так как испытывают трудности в его восприятии;

- учащиеся затрудняются выделять главное, существенное; обобщать полученные знания;

- учащиеся не обладают умением делить текст на части, определять микротемы для составления плана пересказа на необходимом уровне;

- не всегда удается педагогу добиться включенности каждого ученика в активную учебную деятельность на уроке, учитывать индивидуальные особенности;

- деятельность педагога по формированию умения работать с информацией не имеет определенной системы;

- деятельность педагога в этой области затрудняется недостаточным научно – методическим обеспечением.

Таким образом, возникает явное противоречие между современными требованиями к образовательному процессу, готовящему школьников к осмысленной учебной деятельности, построенной на продуктивной работе с информацией, и недостаточным методическим и организационно – педагогическим обеспечением данного процесса.

В этом контексте проблемой исследования будет: выбор и применение в образовательном процессе методов, предлагаемых технологией критического мышления.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности результатов.

Данная технология решает задачи: образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией; социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. От уровня сформированности умения работать с информацией зависит дальнейшее успешное обучение ребенка.

ü Третья стадия – размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу исправляет предшествующие представления, собранные на стадии вызова, получает новую информацию и определяет дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, составление синквейна, сказки, составление концептуальной таблицы.

Критическое мышление" - это технология, которая дает освоение нового способа познания. Технология РКМ представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:

- умение работать с увеличивающимся информационным потоком;

- умение графически оформить текстовый материал;

- умение задавать вопросы и выдвигать гипотезу;

- умение распределить информацию по степени новизны и значимости;

- умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других

- умение анализировать полученную информацию;

- умение обобщить полученные знания;

- умение выделять причина – следственные связи;

- умение сотрудничать и работать в группе.

Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой.

Некоторые приемы технологии РКМ на уроках окружающего мира.

Цель : применение технологии критического мышления на уроках окружающего мира для формирования у младших школьников умения работать с информацией.

- Проанализировать научно-методическую литературу по технологии РКМ.

- Осуществить отбор методических приемов технологии РКМ для уроков по окружающему миру.

На уроках окружающего мира мы работаем с текстами большого объема.

Ожидаемые результаты при работе в данной технологии:

ü повышение качества образования учеников;

ü умение работать с текстами любой сложности и любого объема;

ü терпимо относиться к точке зрения, отличной от собственной;

ü уметь вести диалог и слушать собеседника, извлекать первичную и вторичную информацию, сопоставлять и обрабатывать ее.

Цель: формирование знаний учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире.

· формировать умение определять природную зону по основным признакам;

· развивать любознательность и интерес к изучению природы;

· воспитывать любовь к родному краю.

1. Организационный момент. Вызов.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие за знаниями. А куда, догадайтесь сами:

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Необъятный простор!

Учащиеся: Степь, пустыня, тундра (в этих природных зонах похожий рельеф).

Учащиеся: Тундра, так как в двух других можно проследить больше общих признаков. А еще тундра потому, что те природные зоны мы уже изучили, а тундру еще нет.

Учитель: Я думаю, что вы уже догадались, какой будет тема нашего урока. Сформулируйте её, пожалуйста.

Учащиеся: Природные зоны холодного пояса.

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах и обсудить, на какие вопросы мы должны обращать внимание при изучении природной зоны холодного пояса.

2. Осмысление .

Методические приемы обучения: актуализация знаний, сравнение, аналогия, классификация объектов природы, фиксация результатов наблюдений, использование занимательных приемов в учебном процессе. Выбор оптимального сочетания разных методов и приемов обучения на уроках окружающего мира. Дидактическая игра и их многообразие: словесные, предметные, настольно-печатные, сюжетные, комбинированные. Значение игры в обучении младших школьников. Методика подготовки и проведения дидактических игр с младшими школьниками.

Читайте также: