Логопедическая диагностика детей 2 3 лет в детском саду по фгос в таблице
Обновлено: 08.07.2024
Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей 3-4 лет создана на основе современного подхода к диагностике развития детей младшего дошкольного возраста.
По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет увеличилось количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состояние за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу детского сада. Они составляют 30-40% от общего числа детей дошкольного возраста, которые нуждаются в специальных формах и методах обучения.
В группу риска по всем этим показателям попадают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Одна из таких категорий дети с задержкой психического развития (ЗПР).
К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз. Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.
Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях.
Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к старшему дошкольному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в усвоении школьной программы. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.
Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормам. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.
Данная категория детей (ЗПР) нуждается в дифференцированной диагностике аномалии развития уже в раннем и дошкольном возрасте. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными оказывается коррекция и компенсация нарушений.
В данной работе мы представили диагностическую карту, которая включает в себя основные блоки исследования: медицинский (анкета анамнестических сведений о ребенке), педагогический, психологический и речевой (представленный в виде приложения), разработанную учителем – дефектологом и учителем – логопедом.
Анкета для сбора анамнестических данных
(Ф.И.О. возраст родителей при рождении ребенка)
(Ф.И.О. возраст родителей при рождении ребенка)
Профессия и место работы (до рождения ребенка)_____________________________________
Наследственные заболевания родителей _____________________________________________
Наличие у родителей нервно – психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ___________________________
Которые по счету роды____________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок __________________________________________
Ребенок родился на ______________________________________ неделе беременности (в N =40)
Масса тела при рождении ____________________ Рост при рождении ____________________
Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции (грипп, ОРВИ), психотравмирующие ситуации, угроза выкидыша: 1-я половина, 2-я половина, прием лекарств во время беременности, физические перегрузки, высокое / низкое давление во время беременности.)________________________________________________________________
Протекание родов: роды продолжались __________________ часов:
*стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция)_____________________
* роды стремительные (≈ 3 часа), досрочные, срочные, обезвоженные, кесарево сечение_____
*обвитие пуповиной, ягодичное предлежание_______________________________________
Когда закричал ребенок: (сразу; после шлепка; после реанимационных мероприятий).
Характер первого крика новорожденного: громкий; пронзительный; хриплый; слабый; не кричал
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ____________________________________________
Несовместимость по резус – фактору (отрицательный, положительный, совместимый)
Кормление ребенка грудью: ребенка принесли кормить на ___ ________день:
При кормлении наблюдались: частые срыгивания; поперхивания; захлебывания; вытекание молока через нос; привычные рвоты_______________________________________________
Грудное вскармливание до ________ мес.; смешанное с _______ мес.; искусственное вскармливание с _______ мес.
Раннее развитие
Когда стал держать голову_________________________________________________________
Когда стал сидеть ________________________________________________________________
Когда стал ходить ________________________________ _______________________________
Когда появились первые зубы ______________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление __________________________________________________________(2м., 3м.,4м.,5м.)
Лепет ___________________________________________________________(6м., 7м., 8м.,9м.)
Характер лепета ______________________________________________________________
Первые слова _________________________________________________(1г., 1г.2м., 1г.5м,2г.)
Первые фразы ______________________________________________________(2г., 2г.6м., 3г.)
Перенесенные заболевания
( тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года ______________________________________________________________________
До 3 лет _____________________________________________________________________
после 3 лет ____________________________________________________________________
Данные о нервно – психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время ( в соответствии с данными медицинской карты).
Отношение к ребенку в семье и характер воспитания дома (ограничивают ли родители речевое общение ребенка или, наоборот, стимулировали его)
Занимались ли с логопедом, дефектологом с какого возраста ___________________________
Результаты коррекционной работы ________________________________________________
Вся предоставленная информация будет строго конфиденциальна.
Спасибо за помощь!
Карта
обследования дефектологом ребенка, поступившего
в учреждение компенсирующего вида
(младшая группа с 3-4 лет)
Фамилия, имя, отчество____________________________________________________
Развитие состояния моторных функций
ІІ. Общая моторика
ІІІ. Тонкая моторика.
Особенности речевого развития
ІV. Речевое развитие
Развитие элементарных математических представлений
V. Сенсорное развитие.
VI. Пространственно- временные представления.
Особенности психических процессов
VІІІ. Особенности внимания.
IX. Особенности памяти.
Особенности эмоционально – волевой сферы
X. Особенности поведения ребенка во время обследования.
Заключение учителя-дефектолога по результатам обследования
1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания.
2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, в условиях обучения отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с заданием не справляется.
3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно задания выполняет только после обучения.
4 балла — ребенок понимает и принимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.
Результаты психолого – педагогического обследования детей
Первая группа (9-12 баллов) составляют дети которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, действуют неадекватно. Показатель детей этой группы свидетельствуют о не благополучии в их интеллектуальном развитии.
Вторая группа (13 – 20 баллов) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного результата, для них характерны, оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания. Задания по подражанию и после обучения самостоятельно выполнить не могут. При этом они безразличны к результатам своей деятельности.
Четвертая группа (30-36 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видами деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.
Приложение к карте обследования речевого развития ребенка
с задержкой психического развития
в младшей группе (3-4 лет)
Ф.И. ребенка_______________________________________________
Направление исследования
баллы
Инструкция: «Покажи, где (кукла, стол, стул )
части тела (на себе, на кукле): голова, ноги, руки____________
части машины кабина, колеса, кузов, руль:__________________
части дома крыша, окно, дверь ___________________________
б). Понимание обобщающих слов:
игрушки ( кубики, мишка, пирамидка, кукла, мяч, машинка, )____
в). Понимание действий:
Выполнить поручения по речевой инструкции:
шар — шары мяч — мячи
дом – домик стол — столик
- Назови каждый предмет, нарисованный на картинке (по темам):
Инструкция: Назови, какого цвета:
шар – красный________ машина – красная______
стол – столик нос — ________________
дом — ______________ ложка -_______________
У кошки – котенок__________у лисы — ______________
стол – стул папа – баба
точка – дочка косы – козы
- с помощью взрослого
Исследование звукопроизношения
Звуки
Характер произношения звуков
При составлении схемы обследования мы руководствовались рекомендациями выше указанных авторов. Приемы обследования нами использованы и адаптированы с учетом цели исследования и контингента обследованных детей. Изучая познавательное и речевое развитие детей, учитывали его развитие в онтогенезе в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями [8].
Новизна предлагаемого диагностического инструментария в том, что он рассчитан на комплексный подход к изучению личности ребенка с ЗПР. Диагностическое пособие включает в себя подробные рекомендации, и шкалу количественной оценки разработанная ведущими специалистами коррекционной педагогики Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной. Представленная разработка помогает определить уровень развития детей младшего дошкольного возраста и спланировать первую ступень индивидуального маршрута развития.
Практическая ценность заключается в том, что представленные диагностические материалы соответствуют мотивации обследования и практическому использованию в сфере образования. Диагностическое пособие не требует дополнительной информации, в нем сосредоточен материал, позволяющий изучить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста 3-4 лет и определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятия задания, способ его решения, обучения во время мониторинга, отношения к результату своей деятельности.
Разносторонность мониторинга познавательного развития детей младшего дошкольного возраста позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия в полном объеме на данный период дошкольного возраста.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Архипова Е.Ф. Скрининговая методика обследования психо-моторного развития детей // Логопед. – 2005.
2. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития. // Коррекционная педагогика. – 2004. — №6.
3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. – М. Лабиринт – 1996.
5. Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. –М: Школьная пресса, 2005
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб, методических рекомендаций / Под ред. Балобанова В.П. и др.. – СПб.: Детство Пресс, 2001.
7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.
Салахиева Елена Анатольевна,
учитель-логопед
МДОУ Детский сад №404 комбинированного вида
Ленинского района, города Перми
Шарипова Алия Тимирхановна,
учитель-дефектолог
МДОУ Детский сад №37 компенсирующего вида,
город Березники, Пермский край
Карты логопедического обследования детей от 1г 6 мес до 2х лет, от 2х до 3х лет.
Вложение | Размер |
---|---|
rech_karta_16-2.docx | 17.1 КБ |
rech_karta_2-3goda.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта логопедического обследования детей раннего возраста
1г 6 мес – 2 года
Фамилия, имя ребенка ____________________________ Группа _____________________
Дата рождения _____________________________ Возраст __________________________
Дата заполнения речевой карты н.г.____________/к.г.____________
1. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке. Ответы на вопросы
Покажи, где: _________________________________________________________________
2. Понимание предложно-падежных конструкций (ПОД)
Спрячь кубик под крышку _____________________ под стол _______________________
Под стул _______________________________ под кровать __________________________
3. Понимание предложных конструкций (У, С) (1 год 10 мес)
- Материал: шарик, коробка с крышкой, дощечка – скат.
Покати шарик с горки _______________________ со стола ___________________
Положи шарик у коробки _________________________ у книжки ___________________
4. Понимание единственного и множественного числа существительных
Материал: картинки (стол – столы, мяч – мячи и т.п., с окончаниями Ы, И) не менее 5.
Покажи, где: _________________________________________________________________
5. Понимание слов-действий, выраженных в категории возвратности глагола (1 год 9 мес)
Материал: картинки (мишка моет руки – мишка моется) не менее 3-х пар.
Покажи, где: моет _______________________; моется ____________________________
5. Понимание суффиксальных отношений. Суффикс уменьшительности
Покажи, где машина _________________________ машинка ______________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Различение звуков речи
Угадай, кто тебя позвал? ______________________________________________________
1. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями (в естественной ситуации, в игре, на занятиях) _______________________________________
2. Слоговая структура (1 год 9 мес.)
Двухсложные слова: дети - ________, диван - _______, мебель - _______, банка - _______, ветка - _________, тюльпан - __________, кнопка - ____________.
Односложные слова – дом - _______, мак - ________, стол - _______, шкаф - ________, стол - _______, зонт - __________.
3. Употребление Винительного падежа (с 2-х лет)
Кого ты видишь на картинке? _________________________________________________
4. Употребление предложного падежа
Скажи, на чем сидит мишка? ____________________________________________
Лежит мячик? _________________________________________________________
Лежит книжка? ________________________________________________________
5. Употребление слов с суффиксом уменьшительности
Машина ____________________________ машинка __________________________
6. Практическое употребление существительных именительного падежа во множественном числе (с окончаниями Ы, И)
Материал: картинки (стол – столы, мяч - мячи)
7. Слоговая структура (3-х сложные слова без стечения)
малина - ____________, телефон - _____________, бегемот - ____________.
Предварительный просмотр:
Карта логопедического обследования детей раннего возраста
Фамилия, имя ребенка ____________________________Группа _____________________
Дата рождения _____________________________ Возраст ________________________
Дата заполнения речевой карты н.г.________________/к.г.______________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Различение слов близких по звучанию . Покажи, где:
мышка - мишка _______________________ стол - стул____________________________
баба – папа ___________________________ крыса – крыша ________________________
Слуховое внимание и понимание инструкций.
1. Воспроизведение звукоподражаний
Кукла плачет: а-а-а
Мышка пищит: пи-пи-пи
Заблудились в лесу: ау-ау
Корова мычит: му-у
Собака лает: ав-ав
Поезд гудит: у-у-у
Бабушка охает: о-о-о
Ребенок плачет: уа-уа
Кошка мяукает: мяу-мяу
1. Словарь существительных (активный и пассивный).
Словарь по лексическим темам (60 проб).
Пробы (назови; покажи)
Узнавание предметов по назначению
Пробы (назови; покажи)
Из чего мы пьем?
Что мы надеваем?
Чем открываем дверь?
Чем можно играть?
Чем мы причесываемся?
На чем можно сидеть?
2. Словарь глаголов (активный и пассивный).
Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)
Покажи, где : _________________________________________________________________
3. Словарь прилагательных (активный и пассивный).
горячо _____________________________ холодно ________________________________
темно _______________________ светло ____________
4. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД) Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Понимание единственного и множественного числа прилагательных
- Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)
Покажи, где __________________________________________________________________
Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)
Покажи, где : _________________________________________________________________
В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.
Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.
Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.
Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
- Устной и письменной речи
- Особенностей процессов восприятия
- Внимания
- Памяти
- Мышления
- Пространственного воображения.
- “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
- “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
- произносительная сторона
- фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
- словарь
- грамматический строй речи
- связная речь
- артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
- мелкая моторика рук
Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
- на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
- умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
- состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
- знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
- умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
- понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
- какими речевыми средствами пользуется он в общении;
- подражает ли речи взрослого;
- как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
- использует ли мимику, жесты.
- покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
- покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
- покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
- покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
- покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
- покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
- назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
- узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.
СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.
Читайте также: