Уклад школьной жизни педсовет

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Бобылева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чижовская средняя школа"
Населённый пункт: деревня Чижовка, Рославльский район, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование уклада школьной жизни как главного фактора воспитания и социализации детей их личностного развития в условиях реализации ФГОС"

Текстовая часть публикации

МБОУ Чижовская средняя школа
«Формирование уклада школьной жизни

как главного фактора воспитания

и социализации детей их

личностного развития в

(из опыта работы школы)

Заместитель

Заместитель

воспитательной

воспитательной

конференция

Школьный Совет

А.Н. Тубельский "Уклад школьной жизни – это особый дух, особая атмосфера, которые в не меньшей степени определяют воспитательные и образовательные эффекты".

ВложениеРазмер
ped.sovet_10.01.17g.docx 21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Выступление на педсовете

воспитатель группы продленного дня

Воспитательная система класса как уклад школьной жизни.

В ФГОС определено, что среда, пространство, уклад школьной жизни являются главными факторами воспитания и социализации детей, их личностного развития.

Уклад школьной жизни (УШЖ) – это современная форма организации образовательной деятельности, обеспечивающая соответствие результатов, содержания, технологий и условий образовательного процесса потребностям всех его субъектов в самореализации, в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, духовно-нравственном развитии путем интеграции образовательных сред (предметно-пространственной, коммуникативной, социальной, информационной, территориально-культурной, школьно-семейной и др.) на основе коллегиально формируемых и сознательно принимаемых всеми участниками образовательного процесса (обучающимися, педагогами, родителями) духовно-нравственных, гражданских ценностей и традиций, социально-культурных целей и приоритетов.

Типы школьных укладов (А.А. Остапенко):

- Коллективистский школьный уклад

3. Центр сознания и совести помещён вне личности, а в массовых, коллективных социальных группировках.

4. Наличие внешнего регулятора отношений в виде регламента или устава..

5. Механическое общество.

2. В се равны в правах, в свободе и в ответственности независимо от возраста и социального статуса.

3. Полностью отвергает иерархичность.О послушании и подчинении речь не идёт в принципе.

4. Наличие внешнего регулятора отношений в виде договора.

5. Механическое общество .

- Соборный школьный уклад

4. Наличие внутренней регуляции, базирующейся на доверии и уважении.

5. Органическое общество.

Состав и структура уклада школьной жизни представляет собой каркас, который выстраивает, обеспечивает взаимосвязи всех сфер деятельности школы, играет интегративную функцию и связывает воедино когнитивные, целостные, регулятивные смыслы жизнедеятельности школьного организма.

Т.е не только учебная, внеучебная деятельность, деятельность детских объединений , но и

взаимоотношения с учителями предметниками, педагогами дополнительного образования. родителями ,сверстниками должны быть целенаправленно организованы.

При моделировании уклада школьной жизни следует учесть еще следующие аспекты:

Формирование такой системы может стать основой организации воспитательного процесса в образовательном учреждении

Таким образом, школьное сообщество – это организация, которая определяет форму взаимоотношений в образовательном процессе, социуме, представляет собой модель различных объединений, групп по интересам, постоянных и временных комиссий. Это сообщество, которое совместно участвует в процессе жизнедеятельности школы, села. А уклад школьной жизни является важнейшим фактором в воспитании, социализации и личностного роста учащихся.

Педагогический совет Изменение уклада школьной жизни с пользой для здоровья участников образовательного процесса.

Похожие презентации

Презентация на тему: " Педагогический совет Изменение уклада школьной жизни с пользой для здоровья участников образовательного процесса." — Транскрипт:

1 Педагогический совет Изменение уклада школьной жизни с пользой для здоровья участников образовательного процесса.

2 Стр Презентация Повестка Содержание выступленияФИО выступающегоРегламент 1Уклад школьной жизни: структура и особенности. Зам. директора по УВР Коробейникова Е.А 40 мин. 2.Презентация результатов мониторинга состояния здоровья учащихся. 3.Анализ проведения урока с позиции технологий здоровьесбережения. 4.Калейдоскоп творческих наработок учителей по здоровьесбережению Учителя начальных классов: Шашило М.В., Таурова М.Н., учитель физической культуры Агапонов А.В. 10 мин. 5.Работа в группахКузовенкова С.Н., Леменкова Л.А., Пузырева В.В., Назарова Л.А мин. 6.Презентация работы групп, формирование тезисов для разработки памятки. Представители групп5 мин./4 7.Подведение итогов педсовета, принятие решений Зам. директора по УВР Коробейникова Е.А, члены педсовета 5 мин

3 Стр Презентация Уклад школьной жизни: структура и особенности. Гигиеническое состояние кабинетов Техническое оснащение кабинетов Использование разнообразных видов деятельности во время урока Использование знаний особенностей физиологии и психологии в учебном процессе Использование знаний о здоровьесбережении в содержании проводимых уроков Использование различных механизмов мотивации учащихся к участию в учебной деятельности Психологический климат на уроке Подведение итогов урока учителями

4 Стр Презентация Динамика состояния здоровья учащихся школы за 4 года Год обучения/ Количество учащихся 1 Группа здоровья 2 Группа здоровья 3 Группа здоровья 4 Группа здоровья 5 Группа здоровья

5 Стр Презентация Динамика состояния здоровья учащихся

6 Стр Презентация Результаты мониторинга состояния здоровья учащихся. Вид заболевания Нервная система Органы дыхания Органы пищеварения Опорно-двигательная система Зрение Заболевания кожи Эндокринная система Мочеполовая система Врожденные пороки Количество детей

8 Стр Презентация При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

9 Стр Презентация Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

10 Стр Презентация Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д.

11 Стр Презентация Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Ориентировочная норма: 7-10 минут.

12 Стр Презентация Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

13 Стр Презентация Чередование видов преподавания не позже чем через минут.

14 Стр Презентация Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

15 Стр Презентация Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

16 Стр Презентация Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

17 Стр Презентация Физкультминутки и физкультпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

18 Стр Презентация Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

19 Стр Презентация Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

20 Стр Презентация Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

21 Стр Презентация Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

22 Стр Презентация Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

23 Стр Презентация Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

24 Стр Презентация Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя!

26 Стр Презентация Тематика работы групп 1.Школьный урок и здоровье учащихся (ответственный Кузовенкова С.Н.) 2.Перемена и здоровье учащихся (ответственный Леменкова Л.А.) 3.Питание и здоровье учащихся (ответственный Пузырева В.В.) 4.Домашнее задание и здоровье учащихся (ответственный Назарова Л.А.) 5.Здоровый образ жизни учащихся 6.Здоровье учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа и семья – это два социальных института, от взаимодействия которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Данная презентация содержит материал об эфективности взаимодействия семьи и школы.

Выступление на педагогическом совете

«Роль родителей

(Лев Абрамович Кассиль)

“ Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”…

(Антон Семенович Макаренко)

(Антон Семенович Макаренко)

Инновационный подход в сотрудничестве семьи и школы предусматривает: развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума; постепенная индивидуализация воспитательного процесса за счет психологической службы, расширенной сети кружков, тесной связи с учреждениями культуры, искусства и спорта; формирование у наших воспитанников коммуникативных навыков, умения понимать себя и других.

Инновационный подход в сотрудничестве семьи и школы предусматривает:

Одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность школьника. Проблема образования в современных условиях – это не просто подготовка образованного и даже высокообразованного специалиста, а формирование человека цивилизованного, культурного, гуманного, нравственного.

Школа и семья – это два социальных института, от взаимодействия которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наша учительская задача - помочь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.

Школа и семья – это два социальных института, от взаимодействия которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения.

Наша учительская задача - помочь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.

А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности , но и в том, что ребёнок , принимая требования учителя, становится их проводником в семье. Такое партнерство способствует сплочению связей между семьей и школой, учащимися и родителями. Школа, ученики и родители становятся единой командой. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьей и школой.

А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности , но и в том, что ребёнок , принимая требования учителя, становится их проводником в семье. Такое партнерство способствует сплочению связей между семьей и школой, учащимися и родителями. Школа, ученики и родители становятся единой командой. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьей и школой.

Самое главное место в этой системе занимает семья. Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, в этом не приходится сомневаться. Являясь ведущим фактором развития личности ребёнка, семья воспитывает гражданина, будущего семьянина, законопослушного члена общества, оказывает существенное влияние на выбор профессии.

Самое главное место в этой системе занимает семья. Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, в этом не приходится сомневаться. Являясь ведущим фактором развития личности ребёнка, семья воспитывает гражданина, будущего семьянина, законопослушного члена общества, оказывает существенное влияние на выбор профессии.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Одной из основных задач всех педагогов является организация такой воспитательной работы, при которой и педагог и родители идут в одном направлении, в достижении одной цели – становление духовно-нравственной личности ребенка.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Одной из основных задач всех педагогов является организация такой воспитательной работы, при которой и педагог и родители идут в одном направлении, в достижении одной цели – становление духовно-нравственной личности ребенка.

Чаще и больше всего информации о школьной жизни своего ребенка родители могут узнать, посетив школьное родительское собрание.

Родительские собрания являются очень важной частью процесса воспитания школьников. Они нужны и в первую очередь - самим родителям. Прежде всего, такие мероприятия должны быть диалогом родителей с учителями, а не просто монологом учителя с монотонным рассказом о том, как учится каждый из учеников. И сами родители могут многое рассказать учителю о своих детях, помочь ему лучше узнать их, а значит, лучше понять и воспитывать во время их нахождения в школе.

На родительские собрания педагог может приглашать и других учителей, работающего в школе. Эти специалисты, так же как и классный руководитель, видят детей в школе каждый день, знают особенности их возраста, имеют представление и о том, какие затруднения возникают у ребят в изучении предметов или в общении со сверстниками, взрослыми. Родители могут задать вопросы учителям-предметникам и поделиться с ними своими переживаниями или опасениями. Родительские собрания призваны сплотить коллектив родителей, сделать их ближе друг другу, а также к учителям и школе. Родители, активно участвующие в подобных собраниях и жизни школы, способны лучше понимать потребности своих детей, лучше разбираются в их интересах и проблемах.

Но к моему сожалению никто не пришел. Трудности у родителей и их детей имеются, а времени они для их решения не находится.

Отсюда возникла потребность создания социального проекта, способствующего сохранению и укреплению семейных ценностей.

В ходе реализации проекта мы максимально пытались задействовать родителей учащихся:

Так как в настоящее время происходит переоценка традиционных ценностей. И это внушает тревогу за состояние нравственности нашей молодежи, в том числе и детей младшего школьного возраста. То впервые за последние 30 лет перед школьным образованием поставлена задача формирования новой системы ценностей. Сюда же включают и семейные ценности.

Но участие приняли лишь некоторые родители. Приходилось постоянно напоминать, просить.

Лишь единицы семей справились со всеми заданиями.

 ВЫВОД: у большинства родителей нет желания сотрудничать со школой и принимать участие в формирование уклада школьной жизни. Причины: не заинтересованы, не видят смысла, надеются на школу, нет времени.

у большинства родителей нет желания сотрудничать со школой и принимать участие в формирование уклада школьной жизни.

Но все же, имеется небольшой процент ответственных родителей, за духовно-нравственное воспитание детей которых можно быть спокойными.

А с остальными еще нужно вести большую работу.


2. Джексон Ф. Жизнь в классе / Пер. с англ. А. Сидоркина, Т. Соколова. М.: Высшая школа экономики, 2016 248 с

Уклад школьной жизни – трудноуловимая её характеристика, тем не менее оказывающая существенное (некоторые исследователи даже говорят - решающее) влияние на то, какой образовательный результат будет получен: чему и как ребенок научится за время обучения в школе, какие ценности станут для него определяющими. Различные аспекты проявления уклада школьной жизни и его влияния на развитие ребенка проанализированы в работах С.Т. Шацкого, И.Д. Фрумина, А.Н. Тубельского [1], Ф. Джексона [2] и других исследователей

В статье Т.В. Плаховой [3] рассмотрены основные элементы уклада школьной жизни - это и нравственная культура школы, и культура взаимоотношений участников образовательного процесса, и история школы, и показано, что в настоящее время педагоги и руководство школ уделяют недостаточно внимания проектированию уклада, без чего невозможно выстроить эффективную воспитательную систему.

Л.П. Кезена, в прошлом руководитель департамента образования города Москвы, отмечает в своем интервью важность создания творческой, свободной атмосферы в школе [4].

При этом важно, что для личностного развития необходим определенный уровень напряженности среды, определенный дискомфорт, преодоление которого и создает условия /возможность развития. Еще в 20-е годы К.Н. Вентцель писал, что в целях нравственного развития для ребенка надо создать такую среду, которая постоянно пробуждала бы в нем активные чувства, вызывала бы его самодеятельность, заставляла бы его сознательно и обдуманно действовать [7].

Материал и методы исследования

Для анализа существующего уклада школьной жизни было приведено исследование, включающее в себя: анализ сайтов 15 общеобразовательных учреждений г. Красноярска, выбранных случайным образом, и анкетный опрос представителей уполномоченного по правам ребенка в территориях Красноярского края. Всего в опросе приняло участие 40 человек: 20 – из сельских районов, и 20 из малых городов края и г. Красноярска. Подавляющее большинство опрошенных – женщины (среди участников был только один мужчина). Среди участников большую часть составляли работники образования (учителя, социальные педагоги) и представители учреждений социальной защиты населения.

Единицами анализа школьных сайтов были следующие параметры:

  • наличие в образовательных программах школ и других материалах, представленных на сайтах, информации об укладе школьной жизни;
  • описание истории, традиций школы, основателей, лучших выпускников и т.д.;
  • описание роли ученического самоуправления, родительской общественности, социальных партнеров в системе управления учреждением.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ сайтов показал следующее:

Мы не утверждаем, что этих органов в школах нет; важно, что им не придается значения в реальном участии в делах школы; руководство школ, которое, безусловно, проектировало содержание сайтов, разрабатывало образовательные программы, не видит в этих органах реальной силы, не рассматривает их как реальных партнеров в развитии школ.

Важность отдельных параметров школьной среды для психологического благополучия и развития ребенка

Читайте также: