Стимулирующие занятия 1 класс введение в школьную жизнь

Обновлено: 05.07.2024

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты , новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период , т.к. школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физиологических возможностей.

Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса ("Я уже ученик"), готовность к выполнению учебных задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношения со сверстниками. Ребенку необходимо подчиняться новому режиму дня, неизбежности установления временных рамок. В подобной ситуации многие дети испытывают постоянный стресс и тревогу, обусловленные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации. Это может значительно осложнить процесс адаптации ребенка.

Для того, чтобы помочь ребенку при встрече с новой для них жизненной ситуацией, целесообразно использовать пропедевтический цикл занятий в первые дни обучения в первом классе. Разработанный курс:"Введение в школьную жизнь" - поможет ребенку построить содержательный образ "настоящего школьника". Этот своеобразное посвящение в новый возраст, новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

По форме, по манере общения курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Предполагается, что усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать, оценивать друг друга и себя в соответствии с требованиями школьной жизни.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для успешной адаптации учащихся первых классов в школьной среде.

- Развитие коммуникативной готовности к общению в новой социальной ситуации;

- Осознание ребенком специфики позиции школьника;

- Формирование адекватного представления о школьном обучении;

- Выработка ситуативно - адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;

- Повышение школьной мотивации.

ФОРМА РАБОТЫ: групповая.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: учащиеся первых классов (6,5 - 8 лет)

Деятельностный (моделирование ситуаций);

Аналитический ( анализ и разбор проблемных ситуаций, личностных позиций);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающее занятие разработано для учащихся 1-х классов. Проводится в период адаптации детей к школе. Главной целью является способоствовать благоприятному становлению периода адаптации первоклассников к новым условиям.

Прогнозируемый результат: плавный и последовательный процесс прохождения адаптационного периода учащихся первых классов, снижения высокого уровня напряженности, тревоги у детей и создание эмоционального комфорта.

Развивающее занятие с элементами тренинга

Время проведения: 35 мин.

Целевая аудитория: учащиеся 1 класс, 6-10 человек.

Ход занятия:

Дети сидят в кругу. У психолога в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников, называя того по имени:

– Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!

Саша держит нитку, а клубок бросает дальше, называя следующего игрока:

Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше, обращаясь к игроку:

Посмотрите, дети, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Можно сказать, что сейчас мы одно целое? А вспомните, когда мы передавали друг другу клубочек, какие мы говорили слова друг дружке?

Давайте сейчас проверим, запомнили ли вы волшебные вежливые слова? Возьмите карточку и перечеркните красным карандашом те слова,которые, по-вашему, мнение, не вежливые.


Но прежде чем мы с вами продолжим наше занятие дальше, нам нужно немного отдохнуть.

Я попрошу выйти к доске (называется ребенок по имени). Слушай внимательно. Я сейчас прохлопаю ритм, а ты постарайся его точно повторить. Ты будешь моим эхом.

А теперь попробуйте вдвоем, вместе повторить ритм, который я прохлопаю. Готовы? Слушайте внимательно.

(и так несколько человек)

Психолог: Ребята, а вы знаете что такое правило? (правило – это значит делать правильно)

А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить). Если не обращать на них внимания – быть беде.

Как вы думаете, а в школе есть правила? Чего нельзя делать на уроке? А как надо вести себя на перемене?

Психолог делит детей по парам.

Сейчас нам нужно будет в парах выбрать в карточках правильные (то есть по правилам) поступки первоклассников. Ребята работают в парах, а потом передают свою карточку другой паре, чтобы она посмотрела правильность выполнения задания.





Психолог: давайте сейчас посмотрим еще раз на неправильные поступки мальчиков и девочек и скажем чего не стоит делать в школе.

Ребята, представьте….

Ясным сентябрьским утром зверята пришли в лесную школу. На улице светило яркое солнышко, ветерок играл золотыми осенними листьями. Звонок еще не прозвенел, и зверята сидели за своими партами и разговаривали. Им очень нравилось ходить в школу, и каждый из них хотел стать самым лучшим первоклассником.

- Давайте с вами попробуем помочь зверятам и каждый из вас получая рисунок зверенка, будет говорить, почему его подопечный самый лучший первоклассник.

Психолог просит детей поделиться своими впечатлениями от сегодняшнего занятия и выбрать лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету их настроения.

Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.

Зеленый цвет – спокойное, уравновешенное настроение.

Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Затем все лепестки собираются в один общий цветок.

На этом наше занятие подошло к концу, спасибо вам, ребята, за работу! Давайте дружно поаплодируем себе и каждому из нас.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА

Онлайн-книги

1.2 Количество учебных часов.

Цель: психологическая адаптация обучающихся к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе образовательного процесса.

Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

Формирование навыков учебного сотрудничества.

Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

Формы работы:

Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.

Профилактические и просветительские беседы с обучающимися.

Занятия с элементами песочной терапии, сказкотерапия и арт-терапии (рисование, лепка), элементов дыхательной гимнастики, музыкотерапии.

Неделя службы ППМС сопровождения.

1.5 Личностные, метапредметные результаты

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

Положительное отношение к школе.

Принятие социальной роли ученика.

Сформированность внутренней позиции школьника.

Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Сформированность учебных мотивов стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени.

Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.

Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки.

Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

Тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Освоение способов решения проблем творческого характера.

Познавательные УУД:

Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.

Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью.

Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью взрослого.

Моделировать ситуацию с помощью взрослого.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем.

Сформированность умения задавать вопросы; умения знакомиться, благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умение осознавать свои чувства и выражать их.

Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Уметь работать в паре и в группе.

Раздел I Формирование и развитие личностных УУД (10 часов)

1 этап. Формирование внутренней позиции школьника (4 часа)

Формирование положительного отношения к школе, чувства необходимости учения, стремления к занятиям специфически школьного содержания . Проявление особого интереса к новому собственно школьному содержанию занятий .

2 этап. Развитие мотивов учения (4 часа)

Развитие познавательной потребности ребенка, а именно интереса к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. Упражнения, направленные на развитие способности ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям.

3 этап. Формирование самооценки (2 часа)

Обучение обучающегося дифференцированной самооценке, позволяющей сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами.

Раздел II Формирование регулятивных учебных действий (5 часа)

Развитие способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Упражнения, направленные на развитие умений: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

Раздел III Формирование и развитие коммуникативных учебных действий (4 часа)

1 этап. Развитие коммуникативных умений (4 часа)

Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Анализировать свои и чужие высказывания, воспринимать и воспроизводить основные мысли собеседника.

Раздел VI . Итоговая диагностика обучающихся (1 час)

Диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка в результате коррекционных воздействий.

ИТОГО: 20 часов

Раздел первый содержит упражнения с элементами сказкотерапии, арт-терапии, песочной-терапии, направленные на формирование положительного отношения к школе, развитие познавательной потребности ребенка и формирование положительной самооценки ребенка. В этом же разделе используются элементы сказкотерапии (анализ сказок) для активизации процессов самопознания, повышения собственной ценности и преодоления эмоционально-личностного эгоцентризма.

Раздел второй содержит развивающие упражнения и малые игры, направленные на развитие способности к организации своей деятельности

Раздел третий начинается с психогимнастики и арт-терапии, так как эти упражнения облегчают процесс коммуникации, создают психологические условия для осознания ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний. Данный раздел содержит упражнения и занятия с элементами групповой работы, направленные на ф ормирование коммуникативных действий и операций. Систематически используется игровые методы, позволяющие моделировать социальные отношения в наглядно-действенной форме, что способствует возрастанию социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

Содержание последнего раздела составляют психодиагностические методики направленные на определение уровня сформированности познавательных процессов, личностных и регулятивных универсальных учебных действий и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

КУРС ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Основа комплекса представляет уроки Цукерман Г.А. "Введение в школьную жизнь". Курс состоит из 19 занятий.
Задачи:
- знакомство со школьными правилами
- развитие внимания, памяти
- развитие мелкой моторики рук
- развитие речи, обучение грамоте, знакомство с буквами
- развитие мышления, а также математических способностей.

В презентации представлены физминутки.
В разработках представлены конспекты, презентации к некоторым занятиям и раздаточные материалы.
Автор - Ирина Королева

Читайте также: