Стимулирующие занятия 1 класс введение в школьную жизнь
Обновлено: 05.07.2024
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты , новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период , т.к. школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физиологических возможностей.
Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса ("Я уже ученик"), готовность к выполнению учебных задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношения со сверстниками. Ребенку необходимо подчиняться новому режиму дня, неизбежности установления временных рамок. В подобной ситуации многие дети испытывают постоянный стресс и тревогу, обусловленные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации. Это может значительно осложнить процесс адаптации ребенка.
Для того, чтобы помочь ребенку при встрече с новой для них жизненной ситуацией, целесообразно использовать пропедевтический цикл занятий в первые дни обучения в первом классе. Разработанный курс:"Введение в школьную жизнь" - поможет ребенку построить содержательный образ "настоящего школьника". Этот своеобразное посвящение в новый возраст, новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.
По форме, по манере общения курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Предполагается, что усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать, оценивать друг друга и себя в соответствии с требованиями школьной жизни.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для успешной адаптации учащихся первых классов в школьной среде.
- Развитие коммуникативной готовности к общению в новой социальной ситуации;
- Осознание ребенком специфики позиции школьника;
- Формирование адекватного представления о школьном обучении;
- Выработка ситуативно - адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
- Повышение школьной мотивации.
ФОРМА РАБОТЫ: групповая.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: учащиеся первых классов (6,5 - 8 лет)
Деятельностный (моделирование ситуаций);
Аналитический ( анализ и разбор проблемных ситуаций, личностных позиций);
Коррекционно-развивающее занятие разработано для учащихся 1-х классов. Проводится в период адаптации детей к школе. Главной целью является способоствовать благоприятному становлению периода адаптации первоклассников к новым условиям.
Прогнозируемый результат: плавный и последовательный процесс прохождения адаптационного периода учащихся первых классов, снижения высокого уровня напряженности, тревоги у детей и создание эмоционального комфорта.
Развивающее занятие с элементами тренинга
Время проведения: 35 мин.
Целевая аудитория: учащиеся 1 класс, 6-10 человек.
Ход занятия:
Дети сидят в кругу. У психолога в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников, называя того по имени:
– Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!
Саша держит нитку, а клубок бросает дальше, называя следующего игрока:
Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше, обращаясь к игроку:
Посмотрите, дети, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Можно сказать, что сейчас мы одно целое? А вспомните, когда мы передавали друг другу клубочек, какие мы говорили слова друг дружке?
Давайте сейчас проверим, запомнили ли вы волшебные вежливые слова? Возьмите карточку и перечеркните красным карандашом те слова,которые, по-вашему, мнение, не вежливые.
Но прежде чем мы с вами продолжим наше занятие дальше, нам нужно немного отдохнуть.
Я попрошу выйти к доске (называется ребенок по имени). Слушай внимательно. Я сейчас прохлопаю ритм, а ты постарайся его точно повторить. Ты будешь моим эхом.
А теперь попробуйте вдвоем, вместе повторить ритм, который я прохлопаю. Готовы? Слушайте внимательно.
(и так несколько человек)
Психолог: Ребята, а вы знаете что такое правило? (правило – это значит делать правильно)
А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить). Если не обращать на них внимания – быть беде.
Как вы думаете, а в школе есть правила? Чего нельзя делать на уроке? А как надо вести себя на перемене?
Психолог делит детей по парам.
Сейчас нам нужно будет в парах выбрать в карточках правильные (то есть по правилам) поступки первоклассников. Ребята работают в парах, а потом передают свою карточку другой паре, чтобы она посмотрела правильность выполнения задания.
Психолог: давайте сейчас посмотрим еще раз на неправильные поступки мальчиков и девочек и скажем чего не стоит делать в школе.
Ребята, представьте….
Ясным сентябрьским утром зверята пришли в лесную школу. На улице светило яркое солнышко, ветерок играл золотыми осенними листьями. Звонок еще не прозвенел, и зверята сидели за своими партами и разговаривали. Им очень нравилось ходить в школу, и каждый из них хотел стать самым лучшим первоклассником.
- Давайте с вами попробуем помочь зверятам и каждый из вас получая рисунок зверенка, будет говорить, почему его подопечный самый лучший первоклассник.
Психолог просит детей поделиться своими впечатлениями от сегодняшнего занятия и выбрать лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету их настроения.
Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.
Зеленый цвет – спокойное, уравновешенное настроение.
Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.
Затем все лепестки собираются в один общий цветок.
На этом наше занятие подошло к концу, спасибо вам, ребята, за работу! Давайте дружно поаплодируем себе и каждому из нас.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА
1.2 Количество учебных часов.
Цель: психологическая адаптация обучающихся к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе образовательного процесса.
Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
Формирование навыков учебного сотрудничества.
Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
Формы работы:
Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.
Профилактические и просветительские беседы с обучающимися.
Занятия с элементами песочной терапии, сказкотерапия и арт-терапии (рисование, лепка), элементов дыхательной гимнастики, музыкотерапии.
Неделя службы ППМС сопровождения.
1.5 Личностные, метапредметные результаты
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Сформированность внутренней позиции школьника.
Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Сформированность учебных мотивов стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений.
Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени.
Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.
Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки.
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
Способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Освоение способов решения проблем творческого характера.
Познавательные УУД:
Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью.
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью взрослого.
Моделировать ситуацию с помощью взрослого.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем.
Сформированность умения задавать вопросы; умения знакомиться, благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умение осознавать свои чувства и выражать их.
Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Уметь работать в паре и в группе.
Раздел I Формирование и развитие личностных УУД (10 часов)
1 этап. Формирование внутренней позиции школьника (4 часа)
Формирование положительного отношения к школе, чувства необходимости учения, стремления к занятиям специфически школьного содержания . Проявление особого интереса к новому собственно школьному содержанию занятий .
2 этап. Развитие мотивов учения (4 часа)
Развитие познавательной потребности ребенка, а именно интереса к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. Упражнения, направленные на развитие способности ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям.
3 этап. Формирование самооценки (2 часа)
Обучение обучающегося дифференцированной самооценке, позволяющей сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами.
Раздел II Формирование регулятивных учебных действий (5 часа)
Развитие способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
Упражнения, направленные на развитие умений: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Раздел III Формирование и развитие коммуникативных учебных действий (4 часа)
1 этап. Развитие коммуникативных умений (4 часа)
Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Анализировать свои и чужие высказывания, воспринимать и воспроизводить основные мысли собеседника.
Раздел VI . Итоговая диагностика обучающихся (1 час)
Диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка в результате коррекционных воздействий.
ИТОГО: 20 часов
Раздел первый содержит упражнения с элементами сказкотерапии, арт-терапии, песочной-терапии, направленные на формирование положительного отношения к школе, развитие познавательной потребности ребенка и формирование положительной самооценки ребенка. В этом же разделе используются элементы сказкотерапии (анализ сказок) для активизации процессов самопознания, повышения собственной ценности и преодоления эмоционально-личностного эгоцентризма.
Раздел второй содержит развивающие упражнения и малые игры, направленные на развитие способности к организации своей деятельности
Раздел третий начинается с психогимнастики и арт-терапии, так как эти упражнения облегчают процесс коммуникации, создают психологические условия для осознания ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний. Данный раздел содержит упражнения и занятия с элементами групповой работы, направленные на ф ормирование коммуникативных действий и операций. Систематически используется игровые методы, позволяющие моделировать социальные отношения в наглядно-действенной форме, что способствует возрастанию социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
Содержание последнего раздела составляют психодиагностические методики направленные на определение уровня сформированности познавательных процессов, личностных и регулятивных универсальных учебных действий и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.
КУРС ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Основа комплекса представляет уроки Цукерман Г.А. "Введение в школьную жизнь". Курс состоит из 19 занятий.
Задачи:
- знакомство со школьными правилами
- развитие внимания, памяти
- развитие мелкой моторики рук
- развитие речи, обучение грамоте, знакомство с буквами
- развитие мышления, а также математических способностей.
В презентации представлены физминутки.
В разработках представлены конспекты, презентации к некоторым занятиям и раздаточные материалы.
Автор - Ирина Королева
Читайте также: