Технологическая карта 4 класс школа россии жизнь древних славян

Обновлено: 28.06.2024

Формирование представлений обучающихся о жизни древних славян.

Задачи урока

развивающие

воспитательные

Сформировать у обучающихся представления о восточных славянах, природных условиях их жизни, быте, нравах, обычаях.

Умение работать над учебным групповым заданием; продолжить формирование экспериментальных умений, развивать умения моделировать, работать со схемами.

Вызвать интерес к проблеме здоровья, желание задуматься над тем, что здоровье – самое ценное достояние человека.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Сформированность основных понятий урока:

Сформированность предметных явлений: умение находить части тела, познавательный интерес к изучению своего организма, готовность к самовоспитанию. Осознавать ценность жизни во всех её проявлениях, знать основы здорового образа жизни, готовность следовать ему. Умение ставить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка;

Внимательно и ответственно относиться к своему здоровью, у мение оценивать поведение своё и окружающих с позиции культурного человека. (ЛУУД)

Находить наиболее эффективные способы решения поставленной учебной задачи (РУУД).

Сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника (КУУД)

Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно – знаковой (ПУУД)

Методическое обоснование урока

В основу урока положенатехнология педагогической мастерской (ателье), формирующая универсальные учебные действия. На данном урокеразвитие у обучающихся происходит через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, интегративную организацию познавательного процесса, через реализацию игровых, исследовательских и про­блемных видов деятельности. Свободный творческий поиск и выбор пути познания, сво­бодное взаимодействие, общение и обмен информацией в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Структура урока обусловлена спецификой технологии педагогической мастерской (ателье) (по П. Ланжевену, А. Валлону, Жан Пиаже). Используется так же технологии: INSERT- формирование читательской компетентности и BYOD (Bring Your Own Device — “принеси свое собственное устройство”) помогает формировать учебно-познавательный интерес к способам решения новой учебной задачи.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Рабочая тетрадь – с. задания .

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD - ROM , ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение компьютер, мультимедийный проектор ( программные средства), мультимедийная доска, Wi Fi, высокоскоростной интернет, планшеты, смартфоны с выходом в Интернет.

Организационная структура урока

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Повторяют за учителем

Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений.

Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. У нас сегодня мастерская.

Сегодня мы будем говорить о здоровье человека.

Какие задачи будем решать на уроке?

Участвуют в диалоге.

3. Самоконструкция

На данном этапе происходит индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).

-Нарисуйте, каким вы представляете себе здорового человека.

-Что может повлиять на состояние здоровья?

Рядом нарисуйте предметы, которые помогают ему быть здоровым.

Работают в тетради с печатной основой.

Отвечают на вопрос.

Рисуют в тетради.

Социоконструкция

На данном этапе организуется работа учащихся в парах по построению определённых ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).

А теперь поработаем в паре.

Поменяйтесь рисунками, дорисуйте предметы которых, по вашему мнению, не достаёт.

Помните, что критиковать другого нельзя.

Обмениваются тетрадями и дорисовывают картинки тем , что не достает.

5. Социализация

На этом этапе происходит выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).

Повторяют правила работы в группах и работают в группе.

6. Афиширование

На этом этапе происходит представление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

-А теперь давайте представим ваши работы!

-Начнём презентацию рисунков самых смелых и наблюдательных учеников нашего класса.

-Помните, что во время выступления группы вы можете задавать уточняющие вопросы.

Критиковать выступающего нельзя!

Задаёт уточняющие вопросы выступающим:

- Правильно ли я вас поняла?

- Т.е. вы утверждаете, что….?

-Ваша группа считает, что?

Представляют работу от группы и обсуждают полученные результаты.

7. Разрыв

Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.

- Итак, подведём итоги…..(указывает на возникшие в ходе презентации противоречия и разрыв)

- Чем отличался ваш рисунок в начале работы от конечного результата?

Постановка учебной задачи

- Что вам хотелось бы узнать по теме нашего обсуждения в лаборатории?

Давайте вместе сформулируем то, что нам важно узнать, чтобы снять противоречия?

-Итак, нам нужно получить ответ на основной вопрос:

-Что влияет на здоровье человека?

-А теперь откроем учебник и поработаем по учебнику.

Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Работают по учебнику

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

Формы и методы работы: индивидуальная, групповая, частично-поисковая.

Материально-техническая база: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, словари, .

ВложениеРазмер
urok_v_tehn_karte.docx 35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: узнать о жизни и быте наших предков.

- формировать у учащихся представление о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом;

- формировать умение работать с разными источниками информации;

- учить детей давать определения историческим терминам;

- учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

- развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы;

- развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; т

- развивать внимание, память, логическое мышление.

-воспитывать интерес к истории;

- при работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.

Метапредметные результаты ( УУД) :

регулятивные - формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений;

коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

познавательные – развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, способствовать привитию интереса к урокам окружающего мира.

личностные – проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма проведения : урок-путешествие.

Формы и методы работы: индивидуальная, групповая, частично-поисковая.

Материально-техническая база : ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, словари, .

Сегодня урок окружающего мира проведу я . Зовут меня Сячинова Наталья Валерьевна

- Я дарю вам свою улыбку,

Вы в ответ поделитесь своей.

Сразу станет на сердце теплей и светлей,

Ну, а мы сразу станем добрей.

Наш урок посвятим мы истории,

Будем думать, играть, размышлять.

Путешествовать в мир неизвестного,

Книгу прошлого создавать.

Приветствуют учителя, ждут команды к действию.

с пособность мобилизироваться для выполнения работы.

Актуализация знаний. Выявление уровня знаний.

- Вы любите путешествовать?

-Чтобы узнать тему нашего урока, необходимо определить ключевое слово. С этой целью предлагаю выполнить ряд заданий.

-Разгадайте анаграммы: томпоки, дкипре, вресоменкини.( потомки, предки, современники)

- Сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

( Предки - те, кто жили задолго до настоящего времени.

Потомки – люди будущих поколений.

Современники – люди, которые жили или живут в одно время с нами.)

- Мы с вами выяснили знначение этих понятий, Расположите их правильно на ленте времени.

- Я тоже поработала дома, вот что у меня получилось.

потомки 2017г. предки

Разгадывают анаграммы. Отвечают на вопросы учителя. Делают предположения Выполняют задания учителя.

Располагают на ленте времени термины .

Выполняют самопроверку по эталону. Выявляют неточность. Объясняют .

контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. Анализировать и обобщать.

уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли.

Определение темы урока.

- Посмотрите на предметы. .

- Как вы думаете, кому они могли принадлежать? ( нашим предкам)

- Как вы думаете, какая тема урока?

Объясняют свой выбор.

Самостоятельно выделять и формулировать тему урока.

осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.

Постановка учебной цели

Составление алгоритма работы .

- Давайте определим цель нашего урока. ( Узнать о жизни наших предков)

- Что вы бы хотели узнать о наших предках?

- Составим план работы , используя следующие вопросительные слова: кто? где? какие? чем? какую ? как?

Кто были наши предки?

Какие были наши предки?

Какую одежду носили?

Как жили наши предки?

- А какими известными вам способами и из каких источников можно получить ответы на вопросы, которые вы сейчас задали?

Определяют цель урока.

Составляют план достижения цели и определяют средства

Интернет, книга, учитель, родители и т. д. слайд

ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания.

выделять и формулировать познавательную цель.

планирование, владеть способами решения проблем поискового характера; использовать различные способы поиска информации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хомутовский район Курская область

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Урок окружающего мира

Будникова Галина Алексеевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные:

Познавательных УУД: ученик научится или получит возможность научиться: самостоятельно формулировать познавательную цель, решать проблемы поискового характера, находить необходимую информацию, анализировать ее, выделять главное, структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание, рефлексировать процесс и результат своей деятельности.

Регулятивных УУД: урок позволяет обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание как постановку учебной задачи, определение промежуточных целей с учетом конечного результата, составление последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном и внесение необходимых корректив в случае расхождения с образцом, осознание качества усвоения.

Коммуникативных УУД: каждый ученик получает возможность проявить инициативу, сотрудничая при поиске и сборе информации; в случае возникновения конфликта найти способ его разрешения; владеть монологической и диалогической речью, выражая свои мысли.

Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость
за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению

м етоды и формы
обучения

о бъяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Необходимое оборудование и материалы

Основные
понятия

Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи

о рганизационная структура (сценарий) урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации
взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Мотивация
(самоопределение)

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Проверьте, все ли готово к началу урока?

– Прикоснитесь ладошками друг к другу!

– Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится!

– Поддержите друг друга, перед предстоящей работой!

– Что подарили своему соседу?

(Радость, удачу, уверенность…)

– Улыбнитесь друг другу, чтобы наш класс наполнился радостью, светом, счастьем, улыбками!

- Мы продолжаем свое путешествие по дорогам истории. Наш путь лежит по страницам истории Отечества. Вспомним значение этого слова. Что же такое – Отечество? ( Земля отцов, Родина ).

(Чтение эпиграфа на доске)

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине !

Н. Кончаловская

(Учитель продолжает слова Н. Кончаловской)

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

д емонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

организация рабочего места

II. Актуализа ция опорных

Закрепление изученного материала: фронтальный опрос

- Прежде чем начать нашу с вами работу, вспомним основные временные периоды мировой истории

- На какие большие отрезки времени разделяют учёные историю человечества?

( Слайд 2)

История Древнего мира

История Средних веков

- Давайте «пройдёмся по каждому из этих отрезков эпох, вспомним о жизни людей в разные исторические времена. (Ответы детей)

1. Какая эпоха была самой долгой? Первобытная история

2. Когда появились Древнейшие люди?

Свыше 2 млн. лет назад

3. Как выглядели люди около 40 тысяч лет назад?

По своему облику похожие на современного человека

4. Сколько времени длилась история древнего мира?

Несколько тысяч лет. Закончилась в V веке нашей эры

5. Какие государства возникли во времена Древнего мира?

Древний Египет, древняя Греция, Древний Рим

6. Какую эпоху называют временем рыцарей и замков?

Средние века или средневековье

7. Какие религии возникли в Средние века?

Христианство, ислам, иудаизм, буддизм

8. Что изобрел Иоганн Гуттенберг?

Книгопечатный станок

9. Какую эпоху историки называют Новым временем?

Новое время – это время географических открытий и технических изобретений

10. Какие географические открытия были совершены в это время?

Колумб открыл Америку, Магеллан совершил кругосветное путешествие, Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктиду

11. Что изобретено в Новое время?

Паровоз, пароход, фотография, телеграфная связь, телефонная связь, автомобиль, метрополитен

12. Когда началась история Новейшего времени?

С начала XX века

Отвечают
на вопросы учителя

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;

III. Целеполагание.

Постановка целей и задач урока

- Ребята, а вы бы хотели узнать историю своей страны, начиная с древних времён?

- Откройте учебники. Сегодня мы начинаем новый раздел. Как он называется?

Отправляемся в путешествие в далёкие (5-8вв.) времена, когда жили наши предки.

- Прочитайте, как называется тема нашего урока…? (в учебнике)

- Как назывались наши предки? (славяне)

- Что бы вы хотели узнать о них? (Как и где жили, чем занимались?)

- Значит, сегодня на уроке мы узнаем, когда и где жили наши предки, каковы были их быт и традиции. Во что верили? Заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад.

IV. Изучение нового материала

1. Работа с картой с.35 ( Слайд 3)

2. Работа в рабочих тетрадях стр.13

3. Работа в парах (самостоятельная работа)

- Рассмотрите карту на стр. 35. Что вы можете узнать с её помощью о расселении славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек и морей).

- По берегам каких рек и морей расселились древние славяне? Найдите эти моря и реки на карте. (Дети работают у карты). (Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря).

- Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

- Какое из племён занимало наибольшее пространство? (Племя восточных славян).

Выполним задание 1 на странице 13 рабочей тетради. Вам надо раскрасить различным цветом территории, на которых жили славяне, подписать названия рек и морей, по берегам которых селились славяне.

- А почему жили по берегам рек?

(Слайд 4) Восточными славянами называли племена, от которых произошли наши предки русские, украинцы, белорусы. Как вы думаете, что объединяло эти племена?

Вывод: племена объединяли язык, обычаи, занятия

- Перед вами карточка, с отрывком из "Повести временных лет", в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.

"Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму , и по Суле и прозвались северянами."

- Название каких племён вы встретили в тексте? (Работа с картой в учебнике) Давайте ещё раз уточним и покажем на карте, где они жили.

Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена

ильменские славяне – жители у озера Ильмень

вятичи – основатель рода Вятко

поляне – жители полей

- Где строили свои жилища славяне?

а) Постройки сёл ( Слайд 5-6)

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому славяне селились обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими рвами, оврагами и водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие канавы, ставили частокол. Частокол ставился из крепких брёвен. Для этого срубали деревья, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называется частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

б) Занятия славян

- Чем занимались славяне? (Слайд 7)

Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. (Слайд 8) Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной - боронили. На сев выходили в безветренный день, босиком. Убирали хлеб серпами. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах выращивали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Хлеб был главной пищей славян.

Во время приёма пищи, трапезы, в прошлые времена сидели чинно, о пустяках не говорили. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошёл старший по возрасту или почётный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали не спеша, есть.

(Слайд 9) На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел на самом почётном месте за столом. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. Центральное место на столе занимали солоница и ковши.

Славяне были крепкими, выносливыми. Каждый день их был полон трудовых забот. Все мужчины были охотниками, рыболовами. Они охотились на кабанов, медведей, косуль. Занимались бортничеством - собирали мёд диких пчёл.

Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав.

Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба .

- Почему древние славяне жили племенами? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес).

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторить понятия о родственных и однокоренных словах.

Планируемые результаты:

Познавательные:

наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания;

понимать информацию, иллюстраций, моделей;

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

читать про себя и понимать прочитанное,

участвовать в работе группы.

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.

1.Этап включения в рабочую деятельность. Орг.момент

Настраивает детей на работу(Здравствуйте дети, давайте с вами начнем урок с улыбки, улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь)

Слушают все указания учителя, приветствуют его, производят актуализацию знаний поведения на уроке. Вступают с учителем во фронтальную беседу.

2.Актуализация опорных знаний.

Вывешивает на доске картинки с разными предметами(лукошко, кувшин глиняный, лапти,).Предлагает детям подумать, кому принадлежат эти предметы потомкам, предкам, современникам? Предлагает определить тему урока.спаришвает,что учени знают о славянах и их жизни

Рассматривают картинки, делают свои предположения. Определяют тему урока.Рассказывают о своих знаниях по теме урока.

3.Первичное усвоение нового материала.

На экране показывает жилища древних славян и предлагает описать, что обучающиеся видят на картинке.

(Из чего построен дом? Какие предмета быта присутствуют на слайде? Что такое быт?).

Как вы думаете, чем занимались древние славяне, какую одежду они носили, что являлось их любимой одеждой?

Верования Славян: В древние времена Славяне очень верили в богов и если хотели что то получить,например,хороший урожай,ребенка,дождь или хорошую погоду,они обращались к Божествам и приносили им различные дары.Как животных так и продукты питения. .Они боготворили леса,водные имточники и стихии,старались умиостивить духов,по их верованиям движущих этими стихиями,кланялись и приносили жерты идолам.одним из главных Богов был Перрун-Бог молнии и грома.Перрун- грозное славянское божество.Он считалсяпокровителем воздушных явлений,рука его управляла громом и молнией.Это был грозный Бог.Его считали Богом войны.В честь него ставились деревянные идолы,сделанные из могучего дуба.страшен в гневе Перрун:он посылает на землю бури и ливни,выбивает градом хлеба на полях,поджигает жилища ,убивает скот,людей.Стояли идолы под открытым небом,а рядом с ними был камень,на который приносили жертву этому Богу и место это называли храмом Перруна.Ещё один бог-Ярила.Это божество пробуждения природы,покровитель растительного мира.Ярила отождествлялся с солнцем.К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о тёплом лете,хорошем урожае.Славяне считали,что их родную природу населяли духи и фантастические существа.Одни,по мнению славян,были добрыми духами,а другие –злыми.Домовой-это душа дома,покровитель строений и живущих в нём людей.домовой устраивался жить под печкой.Он представлялся в виде маленького старичка,похожего на главу семьи.По нраву-он вечный хлопотун,ворчливый,но заботливый и добрый.люди старались поддерживать с домовым добрые отношения,заботились о нём ,как о почётном госте,и тогда он содержал дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье.Домовой-самый добрый из малых божеств .а чтобы Боги были добрее к людям.в их честь устраивали праздники:Масленица,Иван-Купала,троица и другие.

А от нечистой силы и злых духов делали различные обереги.Рассказ и показ оберега: куклы -мартинички.

-Почему её так назвали?

- Что символизировала кукла?

(Рассказывая предложенный текст, преподаватель показывает картинки Богов на слайдах)

Производят работу с интерактивной доской. Вступают в диалог с преподавателем. Отвечают на вопросы учителя проводя с ним фронтальную беседу.Слушают рассказ учителя,отвечают на поставленные вопросы и делают предположения.

Словесно – наглядный метод

Предлагает детям встать,задвинуть стулья и повторять на учителе слова и движения:

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покиваем головой,

Верх посмотрим над собой.

Руки вверх мы поднимаем,

А теперь их опускаем.

Кулачки сейчас сожмем

И опять писать начнем.

Встают,выполняют просьбу преподавателя,повторяют слова и движения за учителем.

Словестно- наглядный метод

5.Вторичное усвоение знаний.

Объединяет учащихся в группы и раздает им карточки с вопросами, на которые дети должны ответить совещаясь в группах.(Формирует у учащихся умение слушать своих коллег.Сравнивать полученную информаци.Учится работать в группе.Учит детей формулировать свою точку зрения. Развивает у детей способность четко выражать свои мысли.

Объединяются в группы, получают карточки с заданиями, высказывают свою точку зрения, слушают мнения своих одногруппников, совещаются в группах и дают ответы.

Работа в группе.

Проверка выполнения задания.По окончанию работы,на экране высвечиваются правильные ответы.Преподаватель предлагает проверить правильность выпонения работы других групп.

Дети меняются карточками и по предложенным ответам проверяют другие группы.

Назовите тему урока.Понравился ли вам урок?Оцените свою работу.Оцените качество работы своих одноклассников.

Отвечают на вопросы учителя.Формулируют свои мысли и оценивают качество выполненной работы.

Цель: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.

Планируемые результаты:

  • иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян,
  • продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,
  • обогащать словарный запас,
  • расширять кругозор детей,
  • повторить понятия о родственных и однокоренных словах.
  • определять цель урока,
  • определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,
  • определять правильность выполнения заданий,
  • самостоятельно организовывать рабочее место.

Ученик получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Ученик получит возможность научиться: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • участвовать в диалоге,
  • читать про себя и понимать прочитанное,
  • отстаивать свою точку зрения,
  • понимать точку зрения другого человека,
  • участвовать в работе группы,
  • договариваться друг с другом,
  • оценивать свою работу.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Личностные: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Ученик получит возможность научиться: освоению личностного смысла учения.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

  • для учителя - компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint,
  • для детей - учебник, карточки с заданиями для групповой работы, музыкальные инструменты - бубен, погремушки, деревянные ложки

Технологическая карта урока

Этапы урока Ход урока. Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые УУД
1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Васильевна. Я сегодня проведу урок окружающего мира.

Давайте улыбнемся друг другу и гостям.

Машина времени перенесла нас в другую эпоху.

Где же мы оказались? (в прошлом, в древности)

Можно ли предположить, что это наши предки?

(К) – аргументация своего мнения;

(П) – извлечение необходимой информации после сравнительного анализа.

(П) - извлечение необходимой информации из текста;

Прочитайте выделенные слова. Как они называются?

Назовите корень. Вставьте корень в схему. Прочитайте слово. Слайд 2

Найдите объяснение слова в словаре С. И. Ожегова

Работают с текстом.

О ком вы сегодня должны узнать?

Какую цель поставите перед собой?

Узнать о жизни и быте древних славян.

- Как они выглядели?

- Чем они занимались?

(К)- выражение своих мыслей с достаточной точностью;

Там отрывок из “Повести временных лет”, которую составил монах Киево-Печерской лавры Нестор.

Подчеркните название племен в тексте.

- Подчеркните названия племен в тексте.

"Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами."

Дреговичи – “дрягва” - болото;

Поляне – жители полей;

Древляне – “дерев”- в лесу;

(П) – построение логической цепи рассуждений

(К) – аргументация своего мнения;

К какому объединению относятся племена, которые вы нашли в тексте?

Посмотрите на “Поселение славян”

Какие особенности построения заметили?

Сделайте вывод: где славяне строили свои поселения? Почему?

Времена были суровыми.

Розовый свиток – задания для групп

1 – Прочитайте текст. Составьте рассказ о занятиях древних славян (Приложение 2)

2 – Прочитайте текст. Подготовьте ответ на вопрос: каким было жилище славян? (Приложение 3)

Выступают с подготовленными ответами

(К) – достижение договоренности и согласование общего решения;

Как это место называется?

Для чего оно нужно?

Они считали, что каждым явлением природы повелевает свой бог.

Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра - Стрибогом, бог огня - Сварогом. (Слайд15)

Читайте также: