Причины лексических ошибок в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Одно из важнейших условий культуры речи - соблюдение норм литературного языка, в том числе, лексических норм.

Во-первых, норму словоупотребления можно определить как использо­вание в речи (устной и письменной) только тех слов и устойчивых словосо­четаний, которые входят в состав литературного языка. Отступление от нормы в этом случае заключается в немотивированном использовании нелитературной лексики - диалектизмов, жаргонизмов, про­сторечия.

Во-вторых, норму словоупотребления можно определить как соответ­ствие употребляемых в речи слов и фразеологизмов эталонным, общеприня­тым единицам, зафиксированным в словарях1.

Многочисленные и разнообразные отступления от нормы, классифи­цируемые как несоответствие слова словарной эталонной единице, зачастую приводят к нарушению таких важнейших требований, предъявляемых к язы­ку говорящего, как его общепонятность, точность.

Точность как признак культуры речи определяется умением четко и яс­но мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка2. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным ис­пользованием многозначных слов, омонимов, паронимов, иностранных слов, терминов.

При отборе лексических средств следует учитывать следующие факторы: значение слова, его многозначность, сочетание с другими словам, эмоционально-экспрессивную окраску, стилистическую характеристику, сферу употребления.

Несоблюдение основных критериев отбора лексических средств приво­дит к ошибкам в словоупотреблении. Выделим наиболее типичные из них3:

употребле­ние слов в несвойственном им значении;

неустраненная контекстом много­значность, порождающая двусмысленность;

плеоназмы и тавтология,

ошибки, связанные с сочетаемостью слов.

Рассмотрим эти ошибки более подробно.

Самым распространенным типом лексической ошибки является упот­ребление слова в несвойственном ему значении. С незнанием точного значения того или иного слова связан такой вид лексической ошибки как смешение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию, но разных по значению4.

Слияние паронимов весьма типичная ошибка для сочинений школьников (нестерпимое – нетерпимое положение, дождливая погода – дождевая туча, хищное истребление – хищническое истребление, эффективные меры – эффектные меры)5. В качестве примеров приведем выдержки из письменных работ школьников:

Попрошу огородить меня от оскорблений! (вместо: оградить) !

Дети, одевайте пальто и выходите во двор! (вместо: надевайте; ошибка заключается в неправильном согласовании: одеть кого-либо, но надеть что-либо) !

Непонятно, на чем обосновано Ваше обвинение! (вместо: основано) !

Для уточнения лексических норм совре­менного литературного языка рекомендуется пользоваться специальной справочной литературой: толковыми словарями, словарями паронимов, ино­странных слов.

Еще одним типом лексической ошибки является плеоназм. Плеоназмом называют создание избыточных со­четаний, где одно из слов оказывается излишним, поскольку присущее ему значение уже выражено другим словом7. Примером плеоназма могут служить такие обороты, как патриот Родины (патриот - это и есть человек, который любит свою Родину), толпа людей (из кого еще может состоять толпа?); ян­варь месяц (январь - само по себе название месяца), возвращаться обратно, главная суть, ценные сокровища.

Как мы видим, роль плеоназма и его разновидности – тавтологии - в русском языке неоднозначна. Избыточность речи, разумеется, в обычной речевой ситуации неуместна и считается грубой речевой ошибкой. Но сознательное использование повторения близких по смыслу и однокоренных слов в качестве стилистического приёма в художественном тексте вполне приемлемо.

Распространенной ошибкой является нарушение норм лексической сочетаемости слов. Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Дело в том, что каждое слово (лексема) обладает ограниченной валентностью, т.е. способностью присоединять другие слова и присоединяться к ним: оно может сочетаться с одним словом, но не вступать в сочетания с другими пусть даже близкими первому по значению8. Нельзя сказать: играет значение, имеет роль. Можно сказать круглый год (сутки), но не говорят круглый час (неделя, месяц). Есть бархатный сезон, но не период, время, месяц. Некоторым словам поистине не везет, их часто употребляют в неправильных сочетаниях. Говорят холодный кипяток, повысить кругозор, усилить внимание.

Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объедине­нием похожих словосочетаний. Например, говорят удовле­творять современным требованиям, смешивая сочетания удовлетворять требования и отвечать потребностям', завершить обязательства (завершить план, выполнить обязательства); уделить значение (придавать значе­ние, уделить внимание)'^ улучшить уровень (улучшить качество, повысить уровень).

Только внимательное отношение к слову, к особенностям лексической сочетаемости в русском языке помогает избежать подобных ошибок.

Таким образом, следование нормам словоупотребления - важнейшая составляющая культуры речи. Пусть не всегда ошибки в употреблении лек­сики и фразеологии ведут к непониманию или неверному пониманию, но они всегда направлены против говорящего, затрудняя контакт с аудиторией и снижая в глазах слушающих его ораторский и личностный образ.

1.2. Основные типы речевых ошибок младших школьников

Речевые ошибки в письменной речи школьников хорошо изучены. Есть работы, посвященные современной классификации ошибок и отражающие коммуникативный подход к ней. Однако типичные речевые нарушения в письменной речи младших школьников изучены гораздо хуже9, поэтому существует острая потребность рассмотреть их. Совершенно очевидно, что от того, насколько методически, психологически и лингвистически правильно будет построена ее коррекция, зависит дальнейшее качество речи школьника, а затем и взрослого человека.

С целью определения типичных ошибок, встречающихся в письменной речи учащихся, нами был проведен анализ творческих работ учащихся за период с 1 сентября по 1 октября. В ходе анализа была поставлена цель выяснить, какой вид ошибок является преобладающим, какова возможная классификация подобного негативного речевого материала. Для выполнения данной цели были сделаны подсчеты (в процентном отношении) такого типа ошибок к общему количеству нарушений в каждом классе. Результаты представлены в таблице 2.1.

Пропуски слов и частей высказывания

Нарушение порядка слов

Нарушение связи между частями высказывания

Неудачное употребление местоимений

Нарушение причинно-следственных отношений

Нарушение последовательности изложения информации

Как видно из таблицы 1.1., среди коммуникативных ошибок преобладают информационно-коммуникативные, в частности, пропуски слов и частей высказывания. Пропускаются как главные, так и второстепенные члены, например: Он сидел на голове тигра, одной лапой за ухо, другой бил его по морде. Или: Но медведица не выпускала его, она упорно полоскала.

Характерным для младших школьников являются такие повторы, когда уже употребленное слово в одном предложении повторяется в начале следующего. Причину можно усмотреть в том, что оперативная память ребенка не справляется с удержанием того, что он написал и еще нужно написать (конструированием). Повтор конечного слова или части предложения в этой ситуации служит отправной точкой для создания нового.

Иную картину видим в случае с конструктивно-коммуникативными ошибками. В четвертом классе их число уменьшается, дети допускают меньше ошибок на такие правила, как порядок слов, связывание частей предложения и текста, но зато встречается больше ошибок при употреблении местоимений в предложении и тексте, количество которых возрастает почти в два раза, что можно объяснить общим смысловым и конструктивным усложнением письменных работ.

Наименьший процент ошибок приходится на логико-коммуникативные, вероятно, потому, что дети в этом возрасте не оперируют широко причинно-следственными отношениями и соответственно не употребляют в своей речи сложноподчиненных предложений, отражающих эти отношения. По данным психологов, эти отношения осваиваются позднее. Поэтому наиболее устойчивым из логико-коммуникативных нарушений в начальной школе оказывается соединение в одном ряду несовместимых понятий в самом банальном выражении, например: Передняя лапка была у него сломана, ушки у зайчика черные (соединение качественного ситуативного состояния и постоянного цветового признака внешности).

При анализе творческих работ учащихся на уровне словосочетания были отмечены случаи нарушения управления - Как красиво украсил художник на окнах своей невидимой кисточкой вместо окна, нарушения согласования - Он увидел лосиху с лосенком и бежавшими за ними волков вместо бежавших. На уровне предложения и текста встретились ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого - Он увидел, что стая волков бегут за лосихой, нарушения соотнесенности подлежащих в лице - Они услышали детский плач и поспешили туда. Там заблудились две девочки, и мы показали им дорогу(уровень текста), нарушения соотнесенности подлежащего или дополнения в роде - Коля и Ваня пошли в лес и увидели черную собаку. Его звали жук. Последние разновидности ошибок - свойство речи именно младших школьников.

Анализ лексических ошибок в речи школьников 3-4 классов показал, что они допускаются стабильно, причем преобладают случаи незнания семантики слов. По сравнению с общим количеством лексических ошибок, лидируют случаи неправильного употребления глаголов (60 %), что не является неожиданностью для письменной речи вообще. При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычно вызывает соотношение некоторых глаголов по виду и образование некоторых форм.

Лексическим ошибкам школьников младшего возраста также свойственны специфические черты. С семантической точки зрения заметно преобладание ошибочного употребления глаголов движения-перемещения: вспорхнуть, идти, приземлиться, ринуться, уползти, пошатнуться, всколыхнуться (Лебедь вспорхнул и начал подниматься выше и выше, он полетел и приземлился на маленькую волну. Лебедь подогнул крылья); глаголов воздействия на объект (разрисовать рожицу на шаре, растолкать кошку вместо оттолкнуть, зацепиться за орла вместо вцепиться, загребать снег вместо разгребать); глаголов появления (зародиться вместо народиться) и т. п.

Употребление в письменных работах учащихся начальной школы имен существительных также демонстрирует определенные тенденции, когда значения простых слов усваиваются не в полном объеме. Это приводит к смешению слов типа болото - море - озеро, вода - река, жилье - хатка бобра, лицо - морда волчицы, ноготь - коготь кота, почта - посылка, рот - клюв журавля, урожай - плоды и т.п. И глагольное, и именное словоупотребление показывает недостаточно развитый словарный запас учащихся.

Еще одна отличительная черта детской речи - наличие в ней ошибок на словообразование, например, неправильное прямое словообразование с преобладанием суффиксального в разных частях речи: глаголах (всплекснулось, пыльнул), существительных (журавка, пустыник, бескормилица), прилагательных (ручейвая, садовское, садовное, дровянистый). Как видим, везде - образование с помощью регулярных словообразовательных средств, присоединяемых к распространенным основам, которые требуют в системе языка иного форманта. Встречается неправильное приставочное словообразование, но таких случаев меньше, например: непрерывистая, вверхом; сложение основ по активным моделям с аффиксоидами - добролюбивый, дровеносный, неправильная постфиксация и устранение постфикса - поплел от поплелся, замахнул от замахнулся, вилялась от вилял, нередки случаи заменительного словообразования, суффиксального и приставочного – сениная (сенная), откинулись (накинулись), заредели (поредели), подподнял (приподнял).

Неправильное словообразование у детей младшего школьного возраста отражает общую тенденцию детской речи, отмеченную С.Н. Цейтлин, - полностью следовать системе языка, заполняя пустые клетки именно там, где норма эту систему ограничивает, создавая запреты. Характер и механизм нарушений школьников младших классов, частотность ошибок определенных типов отражают, с одной стороны, следование этой системе, с другой - недостаточное развитие оперативной речевой памяти при порождении высказывания и текста. Развитие оперативной памяти и развитие речи – процессы, глубоко взаимосвязанные.

1.3.Разработка комплекса упражнений, направленного на предупреждение типичных ошибок в письменной речи младших школьников

Для эффeктивного прeдупрeждения типичных oшибoк в письменной речи младших школьников неoбхoдимo прoвoдить работу по рaзвитию именнo oперативнoй памяти, динaмически рaсширяя лексикон, чтобы усваивалась не только семантика слова, но и правила его употребления в условиях, приближенных к естественной коммуникативной ситуации. Тем более что современная программа для начальной школы провозгласила коммуникативно ориентированный подход к обучению русскому языку во вторых и третьих классах10, при котором предполагается изучать грамматический, орфографический, синтаксический и речевой материал комплексно, делая ребенка активным субъектом учебного процесса, коммуникативной и познавательной ситуации, наблюдающим за поведением речевых единиц любого уровня высказывания и текста.

Школьная практика в этом отношении явно отстает. Очевидно, что в структуру любого урока русского языка могут быть введены упражнения, направленные на формирование различных общеречевых и собственно коммуникативных навыков.

Итак, для предупреждения нарушений границ предложения эффективно следующее:

2.Деление сплошного текста на отдельные предложения;

4. Распространение предложений определенной тематики влево и вправо;

5. Конструирование предложений по заданному началу и концу;

6. Соединение двух простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами;

8. Построение сложного предложения из нескольких частей с внутренним формированием самих этих частей;

9. Восстановление связного текста с пропусками в каждом предложении каких-либо частей.

Упражнения подобного рода учат школьников не просто построению высказывания и текста, они помогают осознавать начало и конец предложения, фиксируя это в памяти. Игровая форма позволяет создать ситуацию непринужденного общения, вовлекая в познавательную деятельность весь класс.

Упражнения, предложенные из традиционных и экспериментальных учебников, и многие другие могут быть преобразованы и применены на уроках. Они помогут предусмотреть использование различных речевых форм и жанров, обучить сознательной речевой деятельности, в которой учащийся будет четко понимать все этапы - мотив, намерение - цель - ориентировку - планирование - реализацию замысла - контроль за выполнением.

Нами было предложено использовать все вышеперечисленные упражнения по предупреждению типичных речевых ошибок в 3-4 классах в течение последующих двух месяцев после проведения первого этапа исследования. Данные упражнения направлены именно на развитие оперативной памяти школьников младших классов, на расширение лексикона, на сокращения числа ошибок в речи школьников.

После этого этапа опять были собраны и проанализированы творческие работы учащихся. Результаты проверки отражены в таблице 2.2.

Особенностью словарной работы в школе является то, что она проводится в процессе всей учебной деятельности. Учащиеся изучают лексику непосредственно на уроках русского языка, литературного чтения, в связи с математикой, изучением природы, музыки, изобразительного искусства, спорта и т.д. Таким образом, словарный запас учащихся быстро растет от урока к уроку, от дня к дню. Важно, чтобы усвоение новых слов не было спонтанным, чтобы учитель направлял этот процесс, тем самым облегчая его для учащихся, чтобы обеспечить точность, полноту усвоения слов. Поэтому большое значение придается работе над словарным запасом учащихся в школе.

Обучение младших школьников анализу текста в процессе изучения лексики русского языка

Теоретические основы лексической работы на уроках Русского Языка в начальных классах

Словарная работа в преподавании русского языка в начальных классах является одним из основных звеньев многогранной работы по развитию речи учащихся. Овладение лексическим составом литературного языка является предпосылкой для овладения родным языком: его орфоэпией, орфографией, грамматикой, правильным употреблением слов, наконец, связной речью в целом.

Урок — это педагогическое произведение, он должен характеризоваться целостностью, внутренней взаимосвязью его частей и единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это позволяет контролировать познавательную активность учащихся.

В рамках данной темы мы дадим определения основных понятий.

Слово — основная единица языка, качество языка и успех общения зависит от богатства и мобильности словарного запаса.

Лексика (от греч. lexicos — словарный запас) — это совокупность всех слов языка, его словарный запас. Лексика может быть активной и пассивной. Активный словарь состоит из часто употребляемых слов, значение которых понятно всем носителям данного языка. Пассивная лексика включает устаревшие или новые термины. Например: боярин, вече, стрелец, цирюльник — цирюльник; понеже — потому что; комон — конь; ланиты — щеки; навивать — подстрекать; и т.д.

Словарная работа в школе — это область методики русского языка; она включает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значения, эмоциональной и экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизация словарного запаса, использование вновь изученных слов в собственной речи, включение их в число слов, постоянно употребляемых учащимися; очистка словаря, т.е. т.е. исключение из активного словарного запаса учащихся слов, употребляемых в их собственных высказываниях. т.е. исключение диалектных, разговорных, вульгарных слов из активного словарного запаса учащихся. В начальных классах словарная работа ведется исключительно практически, с 4-го класса предоставляется теоретическая поддержка в виде кратких сведений по лексикологии, а затем стилистике.

Словарная работа имеет разные цели и содержание:

  1. она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
  2. он может иметь грамматические цели: Освоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей трудности (например, родительный падеж множественного числа существительных: носки, но чулки; волосы, головы, апельсины, килограммы).
  3. лексические упражнения можно использовать для обучения детей орфоэпическому произношению слов, и особенно для соблюдения нормативного ударения (щавель, звонить, красивый, километр и т.д.).
  4. чтобы освоить написание слов с непроверяемыми орфограммами, необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Специальные приемы обучения

Написание слов в алфавитном порядке. К концу первого класса учащиеся изучают алфавит. Знание детьми алфавита можно использовать для работы над словами с непроверяемым написанием. После записи слов с непроверяемым написанием на доске учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположить их в алфавитном порядке и подчеркнуть непроверяемые слова, например.

Выборочный диктант. Учитель читает вслух текст с непроверяемыми орфографическими словами. Учащиеся слушают предложения и записывают слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик этого текста учащиеся записывают слова с орфографическими гласными, а в другой — с не орфографическими.

Группировать и записывать слова в соответствии с орфографическими признаками. Учащиеся записывают слова как в алфавитном порядке, так и группами в соответствии с орфографическими особенностями слов.

Запись родственных слов — других частей речи. Задача создания одних частей речи из других частей речи. Пример: диктуется слово береза, запишите прилагательное к нему (березовый).

Подбор слов с противоположными орфограммами. Это слова типа: Шоссе — коса. Предлагается записать 2-3 такие пары под диктовку или с доски. После группировки их по наличию двух или одного согласного.

Подбор и запись синонимов и антонимов. Одним из эффективных методов работы над лексикой и правописанием является подбор учащимися слов, близких или противоположных по значению. Пример: синонимы к слову отечество — родина, а антонимы к слову мешать — помогать, поддерживать.

формирование предложений с заданными словами. Этот вид работы способствует закреплению орфографических навыков, закреплению и обогащению словарного запаса, усвоению синтаксической структуры языка, закреплению непроверяемых написаний.

Составьте по опорным словам. Предлагается написать эссе на определенную тему, используя опорные слова с непроверенными написаниями.

Выбор и написание слов с иностранными элементами. После того, как дети выучат иностранные элементы слов, можно давать задания на подбор и написание большего количества слов с этими элементами. Пример: дополните слово грамматическим элементом (грамм, килограмм и т.д.).

Замените описательные фразы синонимами. Замените описательный оборот словом-заменителем с непроверяемым написанием. Эта работа может быть устной и в виде карточек, кроссвордов, написанных на доске. Существует множество вариаций.

Письменный пересказ текста с использованием заданных слов. Учащиеся кратко пересказывают содержание текста в письменной форме, используя слова на доске с непроверяемыми написаниями (гласные, двойные согласные).

Причины возникновения лексических ошибок

Во-первых, основной и главной причиной лексических дефицитов является бедность словарного запаса учащихся.

Во-вторых, недостаточное внимание уделяется профилактике. Практика устного рассказа по плану или пересказа текстов с учетом и анализом ошибок в устной речи учащихся практически отсутствует.

Причины сгруппированных дефектов можно объяснить следующим образом:

Группа 1: Большинство ошибок вызвано использованием слов с нетипичным или неподходящим для данного контекста значением.

Причина появления недостатков в этой группе заключается в том, что студентов не учат думать о значении, смысле слова в данном предложении.

Студент услышал слово и использует его, но не знает его значения и поэтому использует слово, которое само по себе правильно, но не подходит к данному контексту.

Многие ошибки в словах связаны с неправильным использованием аффиксов, в основном префиксов в глаголах.

Причины такого рода дефицитов заключаются в том, что учеников не учат понимать значение частей речи в слове. Учитель не обращает должного внимания на ошибки учащихся, вызванные неправильным использованием аффиксов.

Ошибки в использовании слов, не соответствующих контексту стилистической окраски, которые. Использование разговорных слов, слов литературного языка, неправильное употребление эпитетов — все эти недостатки показывают, что учащиеся не умеют пользоваться художественными средствами языка. Мало внимания было уделено анализу языка исследуемых произведений.

Причины недостатков, отнесенных ко второй группе, объясняются бедностью словарного запаса студентов. Недостаточное количество литературных слов приводит к искажению литературных слов, каламбурам и замене диалектных и разговорных слов словами литературного языка.

Причинами недостатков, относящихся к третьей группе, являются, с одной стороны, бедность словарного запаса учащихся, а с другой — неспособность учащихся охватить вниманием целую, законченную мысль, небольшой отрывок. Недостаток внимания и привычка соотносить одно предложение с другим, представлять одну часть текста с другими частями, неумение контролировать свою речь от лексических дефектов также является одной из причин появления дефектов в этой группе.

Согласно этому, типичными причинами лексических дефектов являются недостаточный словарный запас учащихся и неадекватная словарная работа в школе.

Методические рекомендации по проведению словарной работы в начальной школе на уроках русского языка

Основными источниками обогащения и совершенствования словарного запаса являются произведения художественной литературы, тексты учебников, тексты фильмов и телепередач, речь учителя и других работников школьных и внешкольных учреждений.

При подготовке урока учитель отметил для себя, какие слова и словосочетания будут использованы для словарной работы: объясняются 2 — 3 слова, которые могут быть непонятны большинству учащихся, даются 3 — 4 слова или сочетания для работы над уточнением их нюансов, эмоциональной окраски, сочетаемости; все отработанные слова включаются в пересказ или высказывания самих учащихся с вопросами учителя.

Редко случается, что новое слово понимают не все ученики. Проверки показывают, что в классе почти всегда есть хотя бы несколько учеников, которые правильно понимают все слова и фразы, встречающиеся в рассказе, и в то же время есть до 10 человек, которые вообще не понимают этот рассказ или неточно понимают до 10-12 слов. При коллективной или групповой работе над лексикой учитель опирается на тех учеников, чей словарный запас более развит.

С точки зрения методологии, следующие методы уточнения значений слов были опробованы и широко используются (методы ранжированы в соответствии с их развивающим потенциалом):

(b) Анализ словообразования часто сопровождается сравнением слова с другими словами, чтобы подчеркнуть различия, различить значение паронимов, например: Клубника и земляника (оба слова образованы от слова земля); серебро и серебристый (сделанный из серебра и похожий по цвету на серебро) и т.д.

г) Вариация предыдущей методики заключается в том, чтобы дети самостоятельно записали новое слово в другом контексте. Это отличный способ глубоко раскрыть значение слова (в сложных случаях учитель может контекстуализировать его).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Хотя причины лексических ошибок не одинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения — это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова в данном контексте.

К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование форм слов, неправильное словоизменение или словообразование. Укажем четыре относительно частых типа ошибок этой группы:

1. В начальных классах еще встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: На стройке работают бетонщики, штукатурщики (надо: штукатуры), монтажники; приречная полоса (по аналогии с приморская, прибрежная. Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения.

2. Образование диалектных или просторечных форм от слов литературного языка: они хочут, он хотит вместо они хотят, он хочет; иха мама или ихняя мама вместо их мама; выстрельнул или стрельнул вместо выстрелил; пришел без пальта вместо пришел без пальто. Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей.

Во-первых, главная и основная причина появления лексических недочетов -- это бедность словаря учащихся.

Во-вторых, недостаточно проводится работа по предупреждению. Мало практикуется устных рассказов по плану или пересказов текстов с учетом и разбором недочетов в устной речи учащихся.

Причины недочетов, отнесенных по группам, можно объяснить следующим образом:

1-я группа: наибольшее количество недочетов падает на употребление слов в значении им несвойственном или не подходящем к данному контексту.

Причина появления недочетов этой группы состоит в том, что учащиеся не приучены вдумываться в значение, в смысл слова в конкретном предложении.

Ученик слышал слово, пользуется им, а значения его не знает и таким образом употребляет слово верное само по себе, но не подходящее по значению к данному контексту.

Много недочетов в словах от неверного употребления аффиксов, главным образом, приставок в глаголах.

Причины недочетов этого вида состоят в том, что ученики не приучены вникать в значение словообразовательных частей слова. Учитель не обращает должного внимания учеников на недочеты, зависящие от неправильного употребления аффиксов.

Недочеты в употреблении слов, не подходящие к данному контексту по стилистической окрашенности, в. употреблении просторечно-разговорных слов, слов книжного языка, в неправильном применении эпитетов -- все эти недочеты говорят о том, что учащиеся не умеют пользоваться художественными средствами языка. Анализу языка изучаемых произведений мало уделялось внимания.

Причины недочетов, отнесенных ко второй группе, объясняются бедностью словаря учащихся. Недостаточный запас литературных слов приводит к искажению литературных слов, к словотворчеству и замене слов литературного языка диалектными и просторечно-разговорными словами.

Причины недочетов, отнесенных к третьей группе, с одной стороны, объясняются бедностью словаря учащихся, а с другом неумением учащихся охватывать вниманием целую законченную мысль, небольшой отрывок. Отсутствие внимания и привычки соотносить одно предложение с другим, одну часть излагаемого текста с другими частями, неумение контролировать свою речь со стороны лексических недочетов является также одной из причин появления- недочетов этой группы.

Следовательно, типичными причинами лексических ошибок является бедность словаря учащихся и неудовлетворительное ведение словарной работы в школе[4].

Читайте также: