Неделя специалистов сопровождения в школе

Обновлено: 30.06.2024

Цель программы психологическая и педагогическая помощь учащимся в период взросления и адаптации в социуме. Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и – деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

  • психологическое просвещение учащихся;
  • изучение личностных особенностей старшеклассников;
  • выявление социальных и педагогических проблем у участников программы;
  • проведение профилактических и коррекционных мероприятий.
  • превентивность: овладение необходимыми знаниями, помогающими избежать ошибок в своей жизни (знание социальной психологии, конфликтологии, коммуникативные умения (снятие стрессовых состояний, саморегуляция)). Одним из результатов реализации этого принципа может быть формирование способности руководить своими поступками в соответствии с намеченными целями;
  • креативность характеризуется созданием новых ценностей. Умение по иному посмотреть на привычное, умение возразить самому себе – это атрибуты творческого отношения к жизни.
  • контекстность: в контексте решения разнообразных проблемных ситуаций учащийся “примеряет” по отношению к себе различные стили общения и разрешения анализируемых жизненных затруднений. В этом формате создаются основы для становления гибких форм в конфликтных ситуациях, лучшего понимания себя и собственных проблем;
  • полезность формирование знаний и умений, актуальных для практического понимания учащимися других людей, самого себя, для самовоспитания, самоуправления учебной деятельностью и самоопределения в целом.

Программа “Мы вместе” структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

I этап: Предварительный

Цель этапа: Запрос администрации на работу со школьниками (формулирование ее целей и задач с точки зрения администрации). Встреча с педагогами (получение информации о подростках). Встреча с родителями.

II этап: Диагностический (входящая диагностика)

Цель этапа психолого-педагогическая диагностика личности подростка с целью выявления трудностей в обучении и развитии.

Название методики Цель исследования Источник
Шкала тревожности Кондаша Определение уровня школьной, самооценочной, межличностной тревожности Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога - М., 1999
Определение уровня тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности связанной со школой Микляева А.В.Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.-СПб.:Речь,2006
Тест агрессивности Басса-Дарки, Определение степени физической агрессии и враждебности Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога - М., 1999
Тест акцентуаций Шмишека Выявление акцентуаций характера Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков -М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2006
Определение самооценки Выявление уровня самооценки Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога - М., 1999
Тест на выявление эмпатии Изучение эмпатии у подростка Т.Н.Гущина Я и мои ценности. Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников-АРКТИ,2008
Тест Кеттелла, Диагностика характерологических особенностей подростка Немов Р.С. Практическая психология - М., 1998
Тест Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина Изучение реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Сборник психологических тестов/ сост. Миронова Е.Е. Минск 2005
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Изучение уровня познавательной активности. Тревожности, гнева, как актуальных состояний и как свойств личности “Школьный психолог” №8. 2004

III этап: Коррекционно-развивающий(сам тренинг)

Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самопознание.

  • Активизация процесса самопознания, повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
  • Повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

IV этап: Диагностический.(выходящая диагностика)

Цель этапа: анализ результативности программы с помощью психодиагностических методик. Смысл данного этапа заключается в отслеживании эффективности тренинговой работы, особенно изменений тех аспектов личности подростка, акцент на которые делался в ходе тренинга (осознание себя, рефлексия, самоотношение, личностные особенности и т.д.).

Результаты второго диагностического среза сравниваются с результатами первого и обсуждаются с классными руководителями и родителями учащихся.

V Консультационный этап

Цель этапа: Данный этап предполагает оказание методической и консультативной помощи родителям и педагогам.

Консультативная работа проводится параллельно с диагностическим и тренинговым этапами, а также по их завершении.

Программа предусматривает консультирование трех категорий лиц по их запросу: 1) подростки - участники тренинговых занятий; 2)родители подростков, включенных в коррекционную работу; 3) педагоги, работающие в школе.

Индивидуальная работа с родителями включает их эмоциональную поддержку, помощь в коррекции стиля семейного воспитания, активацию на позитивное вмешательство в жизнь детей, рекомендации по проблемам обучения и вопросам профессионального самоопределения подростков.

Индивидуальное консультирование педагогов направлено на совместный поиск подхода к решению проблем взаимоотношений между учителями и подростками.

  • Составление тематического планирования программы;
  • Анализ результативности программы;
  • Анализ научной и практической литературы для подбора методик;
  • Посещение совещаний, методических объединений;
  • Подготовка бланков, наглядного материала.

Категория участников: учащиеся 7-11 классов

Формы обучения: тестирование, анкетирование, беседы, практические занятия, тренинговые формы, игры, консультирование.

Программа осуществляется на основе тематического планирования.

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

В ходе работы используются игровые методы, методы групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов.

Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю по 45 минут.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из четырех частей: начало, разогрев, основной этап, рефлексивный круг.

На начальном этапе создается атмосфера занятия. Каждый участник имеет возможность поделиться теми чувствами и настроениями, с которыми он пришел на занятие, воспоминаниями и размышлениями, оставшимися от прошлых занятий. Это помогает принять свои чувства и включиться в новую работу. На этом же этапе ведущий может использовать различные ритуалы начала занятия.

Стадия разогрева включает в себя упражнения-энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, способствуют сплочению, объединению подростков, включению их в совместную деятельность. На этой стадии ведущий также предлагает упражнения, мотивирующие проживание, изучение темы занятия.

Основной этап предполагает использование самых разных форм активности, проведение 1 - 2 продолжительных упражнений, раскрывающих тему занятия.

  • Что больше всего запомнилось?
  • Какие чувства вы испытываете в конце занятия?
  • Что из обсуждавшегося стоит запомнить/может пригодиться в жизни?
  • Что было важным/неприятным/обидным/трудным?

Особенности работы с подростками в рамках программы “Мы вместе”

1. Для меня важно иметь ясное представление о подростках, стараться понять их мир. Принимать их такими, какие они есть.

2. Необходимо осознавать свои границы как взрослого. Можно оказать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере взросления детей авторитарная власть и дисциплина должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости с соблюдением определенной дистанции.

3. Учусь доверять молодежи и их способности выживать в современном мире. Нередко они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями. В своем желании защитить молодежь они воздвигают ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы.

4. Объясняю, что именно я жду от подростков. Объяснения должны быть понятны им так же, как и мои побудительные мотивы. Подросткам надо знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила. Важно дать возможность высказаться им самим, узнать, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.

5. Стараюсь быть честной в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Они прекрасно чувствуют, когда взрослые избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые признают.

6. Действуйте разумно относительно различных "экспериментирований" подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму. Откровенно поговорите с молодыми людьми о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегаю высказывать свое осуждение, помогаю осознать, как употребление алкоголя, наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни.

  • Умение войти в мир подростка, не нарушая границ личности (своей и подростка).
  • Умение создать безопасную и поддерживающую атмосферу
  • Помнить и уважать себя в подростковом возрасте, так как это знание помогает установить контакт с подростками и быть рядом с ними.
  • Знать о подростковых стилях взаимодействия.
  • Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.
  • У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством отклоняющегося поведения;
  • Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;
  • Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению;
  • Снизится уровня тревожности, агрессии;
  • Выработаются навыки бесконфликтного общения.

Литература.

1.Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение подростков в школе: Метод, рекомендации по организации групповой работы. - М., 2000.

2.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками СПб.,2007.

3.Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М., 1991.

4.Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1993.

5.Гущина Т.Н. Я и мои ценности. Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников-АРКТИ,2008.

6.Иванов Н.Я., Личко А.Е. Диагностика характера подростков. - М., 1994.

7.Марковская И. Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.

8.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - М., 1997.

9.Микляева А.В.Я – подросток. Программа уроков психологии. - СПб.,2006.

10. Микляева А.В.Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.:Речь,2006.


zuzRMN4saw0
IMG 20191205 123130
IMG 20191203 143819
IMG 20191205 110441
IMG 2680
IMG 20191206 142754
IMG 2643
IMG 20191205 121212
QL sq45ej Y
IMG 20191204 143710
IMG 20191203 143715

EZ3ndnvJiuI


Сетевичок

Телефон доверия

Звонок бесплатный и анонимный


Адрес нашей школы:

162134, Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская , 106

т. (8 - 81733) 3 - 17- 06

Сайт разработан БУ СО ВО "Центром информатизации и оценки качества образования"
на базе CMS Joomla!®. Вологда, 2010 - 2022

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

(ГБОУ Школа в Капотне)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ Школы в Капотне

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ГБОУ Школа в Капотне в условиях выполнения требований ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ГБОУ Школа в Капотне - адаптация обучающихся и воспитанников в условиях выполнения требований ФГОС.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся и воспитанников в переходные периоды);
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
  • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, учителей.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрации школы и родителей обучающихся и воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи - развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения - представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством - он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики - открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.

Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности обучающихся и воспитанников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и администрации;

Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создание условий для становления способности ребенка к саморазвитию;

Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических и социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне класса;
  • на уровне школы.
  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию обучающихся и воспитанников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности обучающихся и воспитанников и формированием у них навыков компетентности.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности обучающегося или воспитанника и уровня его достижений поставленными педагогическими задачами в условиях выполнения требований ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

• отсутствие неуспевающих обучающихся и воспитанников;

• активное участие обучающихся в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;

• отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;

• бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;

• отсутствие конфликтов с педагогами.

• субъективное ощущение у обучающихся и воспитанников комфорта и уверенности в свою школу;

• сформированность Я - концепции личности;

• оптимальное развитие его способностей, и, как следствие, профессиональное

Целью деятельности педагога - психолога является создание условий в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

К основным задачам относятся:

• содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;

• содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• помощь в профориентации старшеклассников;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, подростков;

• психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;

• подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;

• содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;

• научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.

• психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках проектной, исследовательской деятельности, дистанционных технологий обучения.

• в рамках Ресурсной школы психолого-педагогическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей, включенных в Проект.

Несовершеннолетний и родители, находящиеся в состоянии острого и (или) повторяющегося конфликта, острой кризисной ситуации в семье: 1. плохо развиты навыки ведения хозяйства, отсутствие санитарно-гигиенических условий для нормального развития несовершеннолетних детей; 2. отсутствие у Ивановой О.И. работы, плохое материальное положение семьи; 3. ссоры и конфликты в семье

Сроки работы с семьей

Программа мероприятий

Специалист, ответственный за реализацию мероприятия

Срок реализации мероприятия

Результат реализации мероприятия

Проблема: Острая кризисная ситуация в семье

1 изучение психологической атмосферы в семье;

2. оказание психологической помощи ребенку в преодолении последствий ЖО

Ресурсы: семья, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, психолого-педагогическая служба.

Диагностика внутрисемейных коммуникаций

Повышение педагогической компетенции родителей

Успешная сдача ОГЭ

Подготовка к поступлению в колледж

Коррекционно-развивающие занятия с Еленой на темы: "Выработка новых навыков взаимодействия с родителями", "Целевые ориентиры"

Формирование эмоционального благополучия в семье

Оптимизация ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации.

Успешное разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи.

Тьюторское сопровождение в рамках образовательного процесса

Осуществление персонального сопровождения учащегося в современном образовательном пространстве, создание эффективных условий для раскрытия его внутреннего потенциала и последующей успешной адаптации в окружающем социуме.

Оказание психологической помощи

Снятие психоэмоционального напряжения, повышение личной эффективности

Проблема: 1. плохо развиты навыки ведения хозяйства, отсутствие санитарно-гигиенических условий для нормального развития несовершеннолетних детей;

Задачи: 1. обучение социально-бытовым навыкам;

обучение навыкам ведения домашнего хозяйства;

обучение созданию социально-бытовой среды для развития несовершеннолетних детей;

проведение медицинского осмотра;

оказание юридических услуг

Беседа о санитарно-гигиенических нормах. Беседа о необходимости регулярной уборки квартиры

Повышение грамотности матери о сани тарно-гигиенических нормах

Рекомендации по использованию чистящих и моющих средств

Повышение грамотности матери по использованию чистящих и моющих средств

Составление плана действий по уборке квартиры

Квартира убрана, выброшены ненужные вещи, коробки, кровати заправлены

Определение сроков выполнения уборки

Повышение знаний по организации социально-бытовой среды

Выполнение женских обязанностей (уборка, стирка и.т.д.)

Рекомендации по организации рабочего места для несовершеннолетних

Оборудовано рабочее место для занятий

Планирование перестановки мебели в большой комнате с матерью

Освобождены комнаты: захламленность вещами

Беседы с несовершеннолетними о поддержании чистоты и порядка в комнатах

Повышение грамотности членов семьи о сани тарно-гигиенических нормах

Предоставление социальных услуг на дому семье Семушевых психологами СРЦН (социально-психологическое консультирование получателя социальных услуг, оказание помощи в поучении юридических услуг получателю социальных услуг)

Оказание социальных услуг на обслуживание и сопровождение семьи

Главный специалист отдела по Мотовилихинскому району

07.12.2020г. – 06.12.2023 г.

Оказание содействия в проведении медицинского обследования всех членов семьи

Прохождение медицинского осмотра

По мере необходимости

Динамика семейной ситуации

ТУ МСР ПК г. Перми

1 раз в 2 недели

Проблема: 2. отсутствие у Семушевой О.Ю. работы, плохое материальное положение семьи;

Задачи: 1. формирование у мамы мотивации на трудоустройство;

формирование психологической готовности к трудоустройству;

поиск вакансий и трудоустройства

Ресурсы: мама, социальный педагог, педагог-психолог, межведомственное взаимодействие

Информирование мамы о родительских обязанностях по содержанию своих детей; информирование о трудовой деятельности (пенсии, налоги, доплаты);

У мамы сформировано желание работать

Январь-февраль 2021 г.

Работа психолога по формированию мотивации трудоустройства; выяснение предпочтений в работе ( где бы хотела работать); определение сроков трудоустройства

У мамы сформировано желание работать, начала поиск работы

Декабрь 2020 г. – январь 2021 г.

- проигрывание ситуации приемов на работу (что говорить, как себя вести…); обучение навыкам делового общения; индивидуальные консультации психолога

Психологическая готовность мамы приступить к работе

Декабрь 2020 г. – июнь 2020 г.

Составление плана действий в поиске работы

Выбор места работы и трудоустройство мамы

Постановка на учет в Центр занятости; консультация по сбору документов (мед.книжка, трудовая книжка)

Выбор места работы мамы

Размещение важности официального трудоустройства; сопровождение на место работы (при необходимости)

Январь-февраль 2021 г.

Оказание содействия в оформлении мер социальной поддержки семьи (оказание содействия в сборе пакета документов, недостающих документов, справок)

Улучшение материального положения семьи

Оказание юридической помощи

В случае нуждаемости

Динамика семейной ситуации

ТУ МСР ПК г. Перми

1 раз в 2 недели

Проблема: 3. ссоры и конфликты в семье.

Задачи: 1. Формирование уважения членов семьи друг к другу ;

Организации индивидуального и семейного досуга

Ресурсы: мама, папа, социальный педагог, педагог-психолог

Беседа о семейных ролях, распределение домашних обязанностей; семейные консультации; обучение навыкам общения в семье

Уменьшение количества конфликтов

Рекомендации по семейному времяпровождению: выяснение интересов и предпочтений каждого члена семьи; предоставление информации о родительских клубах, городских мероприятиях

Появление интересов и занятий вне рабочее и вне школьное время, совместный отдых, увеличение времени , отведенного на досуг

Анализ проведения семейного досуга

Участие семьи в социальном проекте "С детьми не разводятся"

Уменьшение количества конфликтов

Пермская региональная общественная организация по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства "НАСМНОГО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое объединение специалистов службы сопровождения создано в 2019-2020 учебном году и работало первый год.

Цель: обеспечение успешности обучения и социализации детей с ОВЗ.

- Создание и совершенствование условий для реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Совершенствование методического уровня специалистов в овладении новыми педагогическими технологиями.

- Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.

- Совершенствование системы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.

- Создание условий для раскрытия потенциала развития и самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе.

- Создание условий для взаимодействия школы, семьи и общественных организаций в формировании личности школьников.

- Информационное обеспечение психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, изучение и внедрение в практику передового опыта работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания.

- Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.

- Информационно-методическое обеспечение деятельности службы психолого-педагогического сопровождения.

- Мониторинг эффективности реализации программ сопровождения;

- Психолого-педагогическое просвещение и консультирование.

В состав МО специалистов службы сопровождения входят: два учителя-дефектолога, два педагога-психолога, два учителя-логопеда, социальный педагог, три тьютора. Большинство специалистов имеют высшее образование.

Работники МО реализовали в учебном году планы работы, согласованные с планом работы МО, программы коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности.

В течение года специалистами службы сопровождения проводилось:

-всестороннее обследование каждого ребенка и осуществлялась квалифицированная комплексная диагностика индивидуально-психологических особенностей и ключевых жизненных компетенций учащихся;

-определение динамики индивидуально-психологического развития учащихся: познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, формирования ключевых жизненных компетенций в воспитательно-образовательном процессе.

-содействие в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, участие специалистов сопровождения в выборе и разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся;

-развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

- оказание помощи в преодолении затруднений в учёбе и предупреждение трудностей в обучении и адаптации к изменившимся условиям;

- формирование здорового образа жизни.

Педагогами-психологами Козловой Т.С и Агировой Л.М. осуществлялась работа по обеспечению психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Основными направлениями деятельности были:

- психологическое консультирование по запросам учащихся, родителей, педагогов;

Работа учителя–логопеда Муравьевой Н.В. и Колесниковой В.В. была направлена на коррекцию недостатков речи у учащихся. С логопатами проводились индивидуальные занятия, а с детьми, имеющие неосложненные формы недоразвития речи, фронтальные занятия по подгруппам.

Учителя-дефектологи Ковтун Н.В. и Моисеева В.В. основное внимание уделяли коррекции познавательной сферы, сенсорики и моторики на индивидуальных занятиях с учащимися начальной и старшей школы, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития.

В течение всего года осуществлялось коррекционно- развивающее сопровождение учебно-воспитательного процесса психологической и социальной службами.

Социальный педагог Е.А. Пшеницына осуществляла взаимодействие школы и родителей учащихся, обеспечивала их участие в образовательном и воспитательном процессе, помогала им надлежаще выполнять родительские обязанности, направленные на формирование у детей учебных, трудовых и социальных навыков. Был составлен и утвержден план работы социального педагога и Совета профилактики. Так же приняты и согласованы планы совместной работы с наркологическим постом и ПДН.

Преодоление учебных и личностных проблем в развитии отдельных учащихся осуществлялось тьюторами.

Образовательное учреждение имеет в своей структуре психолого-педагогический консилиум (ППк). ППк занимается определением основных направлений обучения и воспитания учащихся, уделяет большое внимание подбору программ обучения и образовательных маршрутов учащихся, исходя из особенностей развития и психофизических функций, состояния и возможностей познавательной сферы детей, составлению и корректировке индивидуального планирования.

В истекшем году решением ППк 34 учащимся надомного обучения и 16, обучающимся в классах, было рекомендовано обучение по специальным индивидуальным программам развития (СИПР) и ИУП, утверждены образовательные маршруты учащихся с выраженными формами умственной отсталости. Все учителя надомного обучения и учителя-предметники при составлении индивидуальных образовательных маршрутов для детей, которые не могут осваивать учебные навыки, включают в учебные планы занятия коррекционной области и социальной направленности: развитие сенсорики, моторики, предметно-практическую деятельность, двигательное развитие и альтернативную коммуникацию.

В рамках повышения профессионального мастерства специалистов, ими были выбраны темы для самообразования, запланированы открытые уроки.

Читайте также: