Структура портфеля достижений учащегося начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

В данной работе представлена авторская разработка по составлению и структурированию портфолио учеников начальных классов в соответствии с ФГОС.

Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.

Портфолио ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.

Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и приминается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.

Портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.

Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.

Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.

Портфолио служит для сбора информации о продвижении знаний, умений и навыков обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Основными задачами составления Портфолио являются :

поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по ступеням обучения;

закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;

активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Функции Портфолио

Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый пе-риод времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;

целеполагания – поддерживает учебные цели;

мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;

содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Порядок формирования Портфолио

Период составления Портфолио - 4 года (1-4 классы начальной школы).

Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями в начале обучения.

Пополнять Портфолио должен прежде всего ученик с помощью взрослых (родителей, учителя).

Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после контрольных работ, а в остальном - обучает ученика порядку пополнения Портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале.

Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь учащемуся в процессе формирования Портфолио, осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.

Родители оказывает помощь классному руководителю в руководстве самостоятельной работой обучающихся по формированию и оцениванию Портфолио.

Портфолио хранится в школе в течение всего срока пребывания в ней ребенка. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение Портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка.

На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей с его содержанием.

Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей с его содержанием возлагается на классного руководителя.

Структура, содержание и оформление Портфолио

В состав Портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности : творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

Портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны быть включены следующие материалы:

Подведение итогов работы

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы о образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на следующую ступень обучения.

Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

Портфолио сопровождается документами:

- состав Портфолио;

- критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.

Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.

В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

зачет/незачет, т. е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;

Критерии оценки достижений учащихся

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о :

- сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

По результатам оценки Портфолио обучающихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делаются выводы:

• Сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

• Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

• Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Материалы Портфолио допускают проведение независимой внешней оценки. Оценка выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других начальных классов; возможно привлечение представителя школьной администрации).

Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ВЕДЕНИЮ ПОРТФОЛИО

1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).

2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!

5. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т. к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи - уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА ПО ВЕДЕНИЮ ПОРТФОЛИО

1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.

2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.

3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.

4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!

5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!

Мероприятие для начальной школы, посвященное 103-летию С. В. Михалкова

Мероприятие для начальной школы, посвященное 103-летию С. В. Михалкова СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ,посвящённого 103х-летию со дня рождения С. В. Михалкова Цели: • обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве.

Мы и наше здоровье. Внеклассное занятие для детей начальной школы. мы и наше здоровье Цель: Способствовать развитию у детей потребности в здоровом образе жизни, воспитывать негативное отношение к вредным.

Принципы технического развития учащихся детской музыкальной школы в процессе работы над гаммами Авторская Методическая работа Васильчук Л. В. (Фортепиано) Принципы технического развития учащихся детской музыкальной школы в процессе работы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Портфель достижений учащихся начальной школы

Портфель достижений ученика – что это такое?

Портфель достижений - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения.

Портфель достижений - это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за всё время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения, как творческого характера, так и учебные результаты. Портфель достижений призван дополнить традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.п.

Одной из основных целей составления портфеля достижений ученика является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребёнком. Ученики младших классов при оформлении портфеля достижений не смогут обойтись без помощи родителей. Их помощь должна заключаться в постоянном побуждении ребёнка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, ученик сможет производить оценку своих достижений и возможностей, формировать личное отношение к полученным результатам.

Портфель достижений помогает ребёнку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и свои цели.

Роль учителя в работе с портфелем достижений.

Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфеля достижений.

Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.

Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.

Действия учителя помогают формированию личности ребёнка. Главное, что портфель достижений не несёт идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Девизом работы с портфелем достижений ученика начальной школы должна стать фраза: "Ежедневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Структура портфеля достижений . Жестких требований по введению не существует. Ведь работа над портфелем достижений - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.

Разделы портфеля достижений.

Моя общественная работа.

Отзывы и пожелания.

Титульный лист содержит основную информацию:

фамилия имя и отчество;

название общеобразовательного учреждения;

Мой знак зодиака.

Мой безопасный путь от дома до школы и обратно.

Подумай, почему важно соблюдать режим дня?

Очень правильно в этом разделе разместить нарисованную вместе с ребёнком схему маршрута от дома до школы и обратно. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

В первом классе, когда ребёнок только начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи родителей ему не обойтись.

По мере взросления ученика эту помощь желательно сводить к минимуму.

Старайтесь с самого начала построить работу ребёнка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфеля достижений.

В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Что такое портфель достижений и зачем он нужен?

Портфель достижений ученика регламентирован Федеральным государственным образовательным стандартом. Он должен сохранить все достижения ребенка за время учебы: интеллектуальные, спортивные, творческие. К ним относятся выполненные проверочные, диагностические, стандартизированные работы, результаты различных мониторингов и анкет, грамоты и сертификаты, полученные на соревнованиях, конкурсах, и так далее. Это и показатель работы педагогов, и хорошая мотивация для ребенка.

” Предполагается, что с портфелем достижений выпускник потом придет в институт или университет. Конечно, там его контрольные работы за первый или второй класс вряд ли кто-то будет изучать. Но в рамках школьного образования портфель достижений важен, особенно в начальной школе.

Как выглядит портфель достижений?

Согласно школьному положению о портфеле достижений, это может быть папка печатных материалов формата А4 (с файлами), включающая документы и материалы, сгруппированные по разделам, которая хранится в классной комнате. Может существовать и электронный вариант.

Портфолио школьника. Как сделать портфолио для школьника, оформление портфолио школьника начальных классов. Портфель достижений.
Какие документы должно содержать портфолио?

” Несколько лет назад, когда идею о портфеле достижений только начали реализовывать, в нашей школе было составлено специальное положение из 12(!) пунктов: в портфеле младших школьников должны были появиться разделы о семье, о родном городе, о безопасной дороге в школу, друзьях, увлечениях и так далее.

Но время идет, все минимизируется и упорядочивается. На сегодняшний день портфель достижений (по нашему школьному положению) состоит из трех разделов.

Диагностические материалы, выполненные в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам.

Обязательны в портфеле достижений материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы демонстрировать нарастающую успешность ученика.

Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за учебным процессом, которые ведут учителя начальных классов, учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие педагоги, непосредственно работающие с учеником.

Умения ученика оцениваются в четырех сферах.

Мои достижения (материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности)

Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях.

” Что именно должны содержать разделы портфеля достижений, на федеральном уровне детально не регламентируется. Каждая школа решает эту задачу по-своему.

Портфолио школьника. Как сделать портфолио для школьника, оформление портфолио школьника начальных классов. Портфель достижений.
Кто и как заполняет портфель достижений?

Идею взяли на вооружение некоторые детские сады, и там заполнением портфеля в основном занимаются родители.

Кто-то отдает нам оригинал, кто-то копию, это не имеет значения. Родителей обычно прошу проследить, чтобы ребенок все имеющиеся грамоты до нас донес.

Как часто нужно пополнять портфель?

Здесь нет никакого регламента. Провели диагностическую работу – тут же вложили результаты. Чтобы не тратить время на уроке, мы занимаемся портфелем во время классного часа. Пришли результаты какой-то работы или олимпиады на школьном, районном, городском уровне и так далее – объявляю имена победителей, всем классом поздравляем ребят, сертификаты вкладываем в портфели. Провели диагностическую работу, сделали работу над ошибками – можно пополнять портфель. Бывает, что накапливаю несколько работ, чтобы не заниматься этим каждый классный час.

Когда родители могут ознакомиться с портфелем достижений ребенка?

В любое время, когда захотят. Учитель обычно поднимает этот вопрос на родительском собрании. При желании можно просто прийти в класс и попросить педагога выдать портфель достижений ребенка, чтобы прочитать и изучить его детально.

А вы участвуете в составлении портфолио своего ребенка? Напишите о вашем опыте и поделитесь ссылкой на публикацию с друзьями в социальных сетях!


о детях от 7 до 10 лет, о подростках

Задача про лапы решена не верно. ОДЗ - куры>=2, кролики >=2. Если бы в условии задачи было бы написано, скажем так, в клетке сидит некоторое количество кур и кроликов, то вариантов было бы пять. А так как в клетке сидят курЫ и кроликИ, то каждого вида живности по любому больше одного. ИМХО

Возможно здесь ошибка: "Это действие продолжают до тех пор, пока числа в паре не уравняются – это и будет наибольший общий множитель."
Должно быть: ". делитель"

Какая хорошая статья. Спасибо.
Сейчас много общаюсь с детьми, стала замечать как все грустно даже с устной речью. Познакомилась с русским мальчиком, который детство провел во Франции. Не в пример лучше образован и совершенно иной уровень владения русским языком. Не в пользу соотечественников, увы. Школа и эмигрантская среда бывших русских аристократов дают прекрасное образование. Снимала шляпу перед ними.
_ _ _
Одна из задач на ближайшее время. Стихи и пересказ. И денег/сил особых не требует, и старания не пройдут даром.

Поскольку учиться пересказывать нужно еще до школы, важно, чтобы родители уделили этому серьезное внимание.


У нас и в подготовишке такие родители были, что охали, как тяжело.
Я лукавить не буду, в самом начале посидела с ребенком несколько раз.
Далее - сама, только проверяла. Ну и читала она нам в слух.

Посмотрим, что будет в школе. А то, может, рано радуюсь

Марина&Аленочка
Спасибо, прям обнадежили. А то только и читаю везде сейчас как детям в школе тяжело и что родители до ночи с детьми сидят за уроками.

NatalySunny
И тогда и сейчас были и есть детки, которые учатся самостоятельно и делают уроки сами.
Есть такие, которым помощь действительно необходима. И это не обязательно от того, что "о как грузят сейчас в школах"
Зависит от многих факторов. И от мотивации на учебу, и вообще от степени обучаемости ребенка, и от физического состояния, и от психологического. Много от чего

Как страшно жить. Когда я сама училась в школе мне ВООБЩЕ не требовались родители для выполнения домашних заданий и в принципе для учебы. Где те прекрасные добрые времена? С ужасом жду, когда мои дети пойдут в школу.

Уже в расписании второклассников появляется два урока иностранного языка, а многие дети попадают в языковые школы и того раньше. Часто они остаются один на один с непонятными словами и буквами, ведь их папы и мамы либо забыли, либо изучали в школе другой язык. Однако и в этом случае у родителей есть возможность помочь ребенку.

Несколько простых практических советов от учительниц иностранных языков, которые подойдут абсолютно всем мамам!

Структура портфеля достижений ученика начальной школы

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Портфель достижений ученика начальной школы - это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе. Нацелено на поддержание высокого уровня мотивации учебной деятельности, поощрение активности и самостоятельности, развитие навыков рефлексивной оценочной и самооценочной деятельности ученика, укрепление взаимодействий с семьёй ученика.Структура портфеля достижений

Структуру портфеля достижений учащегося начальной школы.docx

Читайте также: