Школьная отметка это ответы на анкету

Обновлено: 02.07.2024

Тема оценок — из того числа, вокруг которых постоянный шум. Кто-то выступает за отмену системы оценок, кто-то считает, что ее нужно пересмотреть. И аргументы каждой стороны, безусловно, заслуживают внимания.

Оценка или отметка?

Оценка — это мнение учителя о знаниях ученика. Она отражает процесс: как школьник понимал тему раньше, как понимает ее сейчас и к чему стремится дальше. Главная задача оценки — установить глубину и объем индивидуальных знаний. А функции — обратная связь и поощрение.

Главная цель оценки — определить сильные и слабые стороны каждого ученика, понять, как учить его дальше, то есть выработать стратегию и тактику обучения.

А вот отметка — это выражение оценки в баллах, которое проецируется на шкалу плохо — удовлетворительно — хорошо — отлично.

Зачем в школе ставят отметки?

Это способ управления ребенком

И порой, как ни печально, они зависят от субъективного отношения учителя к ребенку.

Это способ управления родителями

«Оценка — это не показатель знаний. Есть студенческая мудрость: первые два года студент работает на зачетку, а потом зачетка работает на него. Аналогичная ситуация происходит в школе. Есть определенная группа детей, которая может ничего не делать, но автоматически получает высокие оценки, потому что "идет на золотую медаль".

Что дает отметка?

Отметки превратились в цель и смысл обучения и нахождения в школе. Интерес и стремление к знаниям пропадает, погоня за результатами затмевает процесс познания.

Дети видят то, что мы помогаем им увидеть. И в этом смысле школа упрощает картину мира: есть только два варианта ответа — правильный и неправильный. Такая среда неблагоприятна для развития креативности.

У ребенка обрывается на корню стремление к чему-то нестандартному, креативному — к чему-то, что лежит за рамками школы.

Задача учителя — помочь ребенку почувствовать, что любое мнение имеет право на существование. А когда учитель выставляет низкую отметку, у ребенка искажается восприятие, он начинает узко мыслить. Он натыкается на несправедливость: есть только правильно и неправильно, другого не дано. В результате школьнику сложно поверить в себя, он больше не может полноценно доверять собственным ощущениям, чувствам, мыслям, мнению.

Из тех, кто ждет чужого мнения и оценки со стороны, вырастают неуверенные в себе взрослые люди.

Для семьи оценка становится неким индикатором принятия ребенка системой и обществом. И еще, конечно, своеобразным мерилом родительской успешности.

В конечном счете, в погоне за хорошими отметками ребенка родители перестают замечать его личность.

Сегодня те знания, которые ребенок получает в школе, в большинстве своем формальны. Обучение в основном теоретическое, переусложненное, без практической значимости.

Представьте, что ЕГЭ отменят. Что получится? Система образования развалится, потому что ребенку не для чего будет учиться. Ведь сегодня дети ходят в школу не для того, чтобы приобретать знания и применять их в жизни, а для того, чтобы получить достойные баллы на экзаменах.

Тесты, рефераты, доклады практически не соприкасаются с реальной жизнью — той, в которую все мы погружаемся после окончания школы.

Еще одна причина искаженной оценочной системы — погоня школ за рейтингами и престижем. Лучшие школы формируют детей-перфекционистов. Они чаще всего не учат, а лишь дают детям характеристики и находят изъяны, пробелы в теоретических знаниях.

Правильный ответ всего один?

Отметка фиксирует, насколько ответ ребенка соответствует эталону. И в такой схеме наш мир превращается в черно-белый: хорошо/плохо, правильно/неправильно, знает/не знает, да/нет. Но наш мир цветной! Не забывайте напоминать об этом ребенку.

Как мы можем делить ответы учеников на правильные и неправильные, если все человечество до сих пор не разгадало тайну своего появления в этом мире?

Дайте возможность ребенку обосновывать свой ответ. Пусть дети проявляют творческий потенциал.

Нужна ли соревновательность?

Безусловно, дух соревнования важен. Но это не должно становиться единственным инструментом в школьных стенах.

Просто поразмышляйте, что важнее — воспитывать школьников в духе соревновательности, чтобы каждый стремился быть первым во что бы то ни стало, или приучать детей к сотрудничеству, когда все готовы прийти друг другу на помощь и уважают чужое мнение?

Нужно ли подтверждать завершение изучения?

Сдать на отлично не равно знать и применять навыки в жизни.

В процессе обучения важную роль играет все: и черновики, и ошибки, которые делал школьник, — только так он сможет прийти к заметному для себя прогрессу.

Как говорить с ребенком об оценках?

Оценка — это лишь способ узнать, что о ребенке как об ученике думает педагог. Если школьника наказать за плохие отметки, он не станет учиться лучше.

Когда родители слишком бурно реагируют на двойку или тройку, у ребенка формируется страх: получить плохую отметку значит потерять любовь мамы и папы.

Вместо негативной реакции на отметку лучше попробуйте спокойно разобраться вместе с ребенком, почему же так получилось. Окажите поддержку, не отворачивайтесь от школьника, который и без того расстроен.

Задайте ему вопросы:

Как ты к этому относишься?Узнайте отношение самого ученика к такому результату. Дайте ему выговориться, рассказать о своих чувствах.

Как ты мог(-ла) бы помочь себе и получить более хорошую оценку? Это сложный вопрос, но он однозначно поможет школьнику задуматься и проанализировать ситуацию — этот навык пригодится во взрослой жизни.

Можешь ли ты как-то изменить ситуацию сейчас? Помогите ребенку увидеть, что он управляет ситуацией и осознать ответственность за свою жизнь.

Тебе нужна моя помощь? Не делайте за вашего ученика доклады, не решайте задачки по алгебре. Просто будьте всегда рядом, чтобы быть готовым помочь — найти информацию, принести нужную книгу и т.д.

Кем ты хочешь стать? Если ребенок говорит, что ему не нужна математика, потому что он хочет стать фотографом, то договоритесь, что он будет изучать предмет, чтобы по крайней мере освоить минимум.

Дайте ребенку возможность ошибаться. Только через ошибки он обретет необходимый опыт, получит мотивацию найти правильный ответ, достичь результата и узнать что-то новое.

Информация об общих нормах выставления школьной отметки, а также Памятка для родителей "Как относиться к отметкам ребёнка". Анкета для родителей "Школьная отметка - это. " поможет саморефлексии по теме.

ВложениеРазмер
Школьная отметка. Информация для родителей 34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Я знаю, что школьная отметка – это___________________________________ __________________________________________________________________

Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка – это ___________________

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его _______________________

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него____________________

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я желаю ему_______________________

Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я_____________________

Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я______________________

Я знаю, что школьная отметка – это___________________________________ __________________________________________________________________

Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка – это ___________________

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его _______________________

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него____________________

Когда мой ребёнок идёт в школу, то я желаю ему_______________________

Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я_____________________

Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я______________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Первые уроки школьной отметки

Измени своё мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них. Марк Аврелий .

Ребёнок и школьная отметка.

Материал к родительскому собранию. Удобное анкетирование для родителей и их детей.

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Задача родительского собранияпоказать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка; формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.Именно школьная отметка час.


Проблема школьной отметки

Проблема школьной отметки.


Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка, формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.


Родительское собрание. Отметка. Оценка. Как к ней относиться. Первые уроки школьной отметки.

Отметка. Оценка. Как к ней относиться. Первые уроки школьной отметки. Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают,и ты будешь в полной безопасности от них. Цели:Объединить усилия.

"Школьная отметка".Как относиться к отметке своего ребенка?

Памятка для родителей, в которой расскрывается материал о том ,.как относиться к отметке своего ребенка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Допишите предложения:

Я знаю, что школьная отметка – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка:

Что ты получил сегодня?

Я так и знал! И в кого ты такой родился!

Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.

Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?

Кто еще в классе получил двойки?

Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.

1. Ваш ребенок при получении оценки по учебному предмету, как правило:
а) переживает, волнуется, реагирует эмоционально;
б) спокоен в своих реакциях, не переживает;
в) переживает только тогда, когда оценки связаны с любимыми и нелюбимыми предметами;
г) совсем равнодушен.

2. Оказывают ли влияние оценки Вашего ребенка на:
а) Ваше собственное настроение
ДА НЕТ
б) на отношения в семье
ДА НЕТ

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.


Вчера мой ребенок принес из школы анкету. Он сказал, что ее нужно заполнить и сдать завтра. Если честно, вопросы в ней меня немного удивили - отвечать на них я не стала, так как точно знаю, что ни классный руководитель, ни директор школы - никто в образовательном учреждении не имеет права спрашивать подобные вещи у ребенка.


Какие вопросы показались мне самыми странными

Оценив содержание анкеты, я поняла, что на некоторые вопросы точно не будут отвечать. В частности, меня сильно возмутили вопросы о состоянии жилищных условий нашей семьи, например: "Кто является законным владельцем жилья, в котором вы проживаете?", "Сколько людей прописаны в квартире?" и "Каков метраж вашей квартиры?". Я уверена, что эта информация точно не должна интересовать никого в школе.

Другая категория весьма странных вопросов касалась воспитания нашего ребенка. В частности, в анкете интересовались, кто вносит наибольший вклад в воспитание ученика: мама или папа. Но больше всего меня возмутил другой вопрос, который был адресован семьям, в которых ребенка воспитывает неродной отец или мать - просили указать сведения об этом человеке. Зачем?

Вопросы о доходах семьи тоже, мягко говоря, неуместны. Школа - это не налоговая, поэтому не имеет права интересоваться материальны положением как всей нашей семьи в общем, так и отдельных ее членов.


Почему я не стала отвечать на некоторые вопросы

Я посчитала, что подобные вопросы точно никоим образом не связаны с образовательным процессом и я имею полное право не отвечать на них. Более того, я не считаю нужным озвучивать подобную информацию вот так вот, по первому запросу.

Любой родитель имеет полное право отказаться от заполнения подобных анкет - оно закреплено Конституцией, в ст. 24, в которой говорится о том, что без согласия лица запрещается сбор, хранение, распространение и какое-либо использование личной информации о нем и его частой жизни.

Лично я позвонила классному руководителю и сказала, что не буду отвечать на некоторые вопросы такой анкеты, объяснив почему. Никаких возражений с ее стороны я не услышала. Не хотите пререкаться с преподавателем, но и изливаться о жилищных условиях тоже не горите желанием - лучше ответьте на поставленные вопросы общими фразами. Например, у вас хотят узнать, в каких условиях проживает школьник - напишите, что они полностью соответствуют требованиям, хотят знать, сколько вы зарабатываете - пишите "достаточно" (все равно никто не имеет права заставить вас признаться о реальной сумме ежемесячных доходов в конкретных цифрах). И так далее.

Вопросы о родителях: допустимы ли?

В целом, классный руководитель имеет право узнавать некоторую информацию о родителях школьника, но далеко не всю. Все, что ему нужно знать - это сведения о месте проживания ученика, а также основную информацию о его родителях и номера их телефонов. Родители не то чтобы могут - они, скорее, обязаны предоставить эту информацию классному руководителю, чтобы в случае чего он имел возможность связаться с ними.

Однако любые вопросы, связанные с уровнем дохода родителем и суммами их ежемесячных трат - недопустимы. Единственное, что я могу понять - вопрос о месте работы матери и отца, чтобы чуть что была возможность найти их (хотя, думаю, в наше время и это необязательно - у всех есть мобильные телефоны, да и домашнего адреса будет вполне достаточно).


О чем еще может спрашивать классный руководитель

Допустимыми считаются вопросы, касающиеся интересов ребенка. Так, например, классный руководитель вполне может поинтересоваться о том, какие кружки посещает ученик и по каким дням - это необходимо ему для определения круга интересов ребенка и степени его занятости. Однако вопросы, связанные с устройством жилищно-бытовых условий недопустимы - учитель не имеет права интересоваться тем, в какой квартире проживает школьник, какие в ней есть условия и сколько людей в ней проживают, кроме него.

В целом, учителя и, в частности, классный руководитель, имеют право задавать любые вопросы, так или иначе имеющие отношение к образовательной деятельности ребенка. Это обусловлено основной задачей образовательных учреждений - осуществлять образовательную деятельность, причем, качественно.

А что касается школьных анкет странного содержания, то имейте в виду, что любой опросник должен сопровождаться вполне законным основанием, в котором указывается с какой целью и на каких основаниях производится сбор информации. Связано это с тем, что любой родитель, которого уверяют в необходимости предоставления личных данных о нем и его ребенке, имеет право знать, для каких именно целей он предоставляет всю запрашиваемую информацию и каким образом будет осуществляться защита этих сведений. Именно поэтому, если вас уверяют в необходимости предоставления точных данных, составляющих вашу персональную информацию, попросите преподавателя сослаться на любой нормативный документ, в котором об этом говорится. Скорее всего, такого просто не найдется.

Форма проведения: родительский педагогический тренинг.

Подготовительная работа к педагогическому тренингу:

1. Анкетирование родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей № 1.

  • Я знаю, что школьная отметка - это .
  • Я говорю своему ребенку, что школьная отметка - это .
  • Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его .
  • Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него .
  • Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему .
  • Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я .
  • Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я .

Анкета для родителей № 2.

Отметьте те фразы, которые вы чаще всего используете в общении со своим ребенком, анализируя его учение.

2. Анкетирование учащихся по проблеме собрания.

Анкета для учащихся № 1.

План ответа на вопросы по картине.

  • Понравилась тебе картина или нет?
  • Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?
  • Как ему живется в родном доме?
  • Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?
  • Хотелось бы тебе ему помочь?
  • Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображенную на картине?
  • Как, по твоему мнению, закончится эта история?

4. Подготовка памяток для учащихся и родителей по проблеме собрания.

Памятка для родителей №1. Как относится к отметкам ребенка.

  • Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
  • Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  • Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
  • Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой от­метки.
  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
  • Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
  • Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
  • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка для родителей № 2. Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий.

  • Посидите со своим ребенком на первых порах выполнении домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  • У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках спокойно, будьте терпеливы.
  • Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
  • Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  • Объясните ребенку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
  • Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.
  • Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, счита­ют, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
  • Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
  • Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  • Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
  • Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
  • Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
  • Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
  • Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
  • В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье ­ с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

Сегодня мы построим свое собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет вам избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании, связанных с этой проблемой.

2. Педагогический тренинг.

Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.

Классный руководитель знакомит родителей с описанием данной картины учащимися класса (без имен и фамилий). Затем идет обсуждение мнения учащихся по кругу.

Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуа­ции, связанные со школьной отметкой и выработать коллективную стратегию поведения взрослых в предложенной ситуации. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье:

  • ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы;
  • ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой;
  • во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело конца;
  • ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет;
  • ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, получил отличную отметку. Это повторяется достаточно часто;
  • ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.

Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката - положительное мнение учащихся об отношении родителей к их отметкам.

На второй половине - отрицательное мнение. По каждому отрицательному мнению они должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: Я считаю, что ребенок .

3. Итог собрания.

  • Я узнал, что .
  • Новым для меня стало то, что .
  • Я убедился, что .
  • Меня не смогли убедить в том, что .
  • Я категорически против того, чтобы .
  • Я возмущен тем, что .

В конце собрания родители получают памятки, подготовленные классным руководителем по теме собрания. Приложение.

Читайте также: