Краеведческое направление в школе

Обновлено: 04.07.2024

Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Историческое краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучаем боевые и трудовые традиции своих земляков, пишут летописи своей школы, села, изучаем историю сельскохозяйственного кооператива.

Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.

Глава 1 Краеведение на уроках истории.

Используя краеведческий материал на уроках истории, учителю необходимо помнить, что с одной стороны, является средством конкретизации общеисторического, а с другой – он входит в систему знаний по истории края. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории, края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока.

Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе и в конце.

В качестве примера рассмотрим планы уроков на темы: “Башкортостан в годы Великой Отечественной войны”.

Урок “Башкортостан в годы Великой Отечественной войны” был проведен в краеведческом музее по следующему плану:

1. Мобилизация сил на борьбу с врагом

2. Сельское хозяйство и промышленность в годы войны

3. Воины Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны.

На краеведческом уроке основное внимание сосредоточивается на трудовом подвиге рабочих, колхозников и интеллигенции края в годы войны, на их вкладе в общую победу Родины над врагом.

Остановимся на некоторых методических приемах установления связи содержания местного материала с материалом основного курса истории страны:

С этой же целью учащиеся составляют тематические таблицы, в которые наряду с общеисторическим материалом включается и местный материал.

2. Выявление общего и особенного в изучаемых событиях и явлениях общеисторического и местного значения. Например, изучая тему “Россия между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 г. – февраль 1917 г.), учащиеся выясняют особенности аграрной реформы Столыпина в крае.

3. Установление синхронности событий по истории Росси и истории края. Для этой цели можно использовать составление учениками синхронистических таблиц.

Данные приемы нельзя считать универсальными, выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, образовательными и воспитательными целями урока, умениями и навыками учащихся. Причем связь между историей края и историей страны в целом осуществляется тогда, когда она логична и педагогически целесообразна.

Глава 2. Факультативные занятия по краеведению

Краеведческие факультативы объединяют тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к проведению краеведческих исследований в экспедициях. Краеведческие уроки являются отправным моментом в организации и проведении факультативов.

Выбор факультатива по истории края обусловливается подготовленностью учителя к ведению такого факультатива, интересом учащихся к своему краю, наличием соответствующей учебной базы.

Главными особенностями факультативных занятий являются: углубленное теоретическое изучение материала, разнообразие форм и методов работы. В их основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность.

По своему содержанию факультативные курсы по краеведению делятся на факультативные курсы, которые полностью строятся на краеведческом материале, и общеисторические факультативные курсы с привлечением местного материала. В первом случае факультативный курс дает возможность учащимся получить систематические знания по истории края. Во втором случае в общеисторический факультатив краеведческий материал только включается на основе логических связей.

Исследовательская направленность в работе факультатива по истории края является необходимым условием его успешной деятельности. Поэтому в работе факультатива особое внимание уделяется организации самостоятельной работы его слушателей. Проведение факультативных занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. В итоге такие занятия обеспечивают выработку у учащихся умений самостоятельно добывать знания.

Одной из эффективных форм учебной работы на факультативных курсах являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.

Факультативные курсы удачно сочетают в себе разные формы и методы урочной и внеурочной работы по краеведению. Они предусматривают организацию практикумов в местном архиве, музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций и т. п. Практикум в архиве ставит своей целью научить учащихся работать с документальным материалом. В краеведческом музее слушатели факультатива приобретают умения и навыки обрабатывать, паспортизировать, оформлять и экспонировать исторические материалы. В библиотеке краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края.

Глава 3. Внеклассная работа по краеведению

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя.

Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.

Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; г) проблем, не входящих в учебную программу. Так, на занятии краеведческого кружка в нашей школе основное внимание было уделено изучению истории села Базлык.

Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края.

Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией ,прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма, диапозитива и т. д.

Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.

Историко-краеведческие конференции обычно проводятся по итогам определенного периода исследовательской работы кружка, общества.

В качестве примера остановимся на методике организации и проведении краеведческой конференции на тему “ История школы села Базлык”, которое было приурочено 185-летия основания школы в селе.

  • Церковно-приходская школа села Базлык
  • Начальная школа.
  • Педагогический коллектив школы в годы войны
  • Семилетняя школа, и т.д.

При подготовке к конференции было обращено внимание на использование источников: краеведческой литературы документальных, газетных и других материалов. С этой целью группы учащихся работали в архиве, музее.

Одна группа учащихся получила задание проконсультироваться в сельской библиотеке. Другая группа учащихся работала в районном историко-краеведческом музее. Третья группа – в архиве районного отдела образования.

Один из классов получил задание сделать фотомонтаж, подготовить и продумать использование технических средств, оформление помещения и порядок проведения самой конференции.

Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Методологической основой школьного исторического краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное.

Это положение должно быть взято за основу в работе учителя-краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины. При изучении истории края следует исходить из взаимосвязи общего и местного еще и потому, чтобы не воспитать “порайонно мыслящих”, не ослеплять учащихся любовью к местному, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.

В наше сложное время мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Тверского края, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе являются глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы, района, региона. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Цель моей работы – показать систему краеведческой работы в школе, взаимосвязь ее разных направлений.

При этом решались следующие задачи:

• показать важность краеведческой работы в школе;

• охарактеризовать ее направления;

•показать варианты использования краеведческого материала во внеурочной деятельности;

• проанализировать исследовательскую работу по изучению истории родного края;

• выделить основные пути организации краеведческой работы;

• оценить результативность работы.

II. Цели и задачи краеведческой работы в школе :

-воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и город, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви и уважения к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.

Актуальность данной системы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Основные принципы, положенные в основу системы :

• принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

• принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

• научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

• систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении системы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

III. Система краеведческой работы в школе

1. Содержание краеведческой работы

Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Направления краеведческой работы :

Краеведческие направления

№ Направление Вопросы теоретического изучения Практическая деятельность

История родного края История Тверской области.

Сбор и оформление материалов.

История Краснохолмского района.

Подвиги героев Советского Союза Краснохолмского района Совместная деятельность с краеведческим музеем г. Красный Холм.

Выполнение поисковых заданий.

2. История православных памятников г. Красный Холм История краснохолмских памятников культурно-исторического прошлого. Встреча с краеведами

Тема родины в произведениях краснохолмских писателей. Творчество писателей Краснохолмского района.

Краеведческие чтения.

4. Духовно-нравственное Составление родословного древа.

Народные обычаи, обряды.

Творчество знаменитых уроженцев района Запись воспоминаний старожилов.

Сбор и оформление материалов.

5. География родного края.

Флора и фауна родного края География Краснохолмского района. Редкие растения и животные края.

Участие в экологических субботниках.

6. Основы туризма Что должен знать и уметь юный турист.

Туристские маршруты Краснохолмского края. Походы по родному краю.

Участие в турслётах.

Только ведя работу по разным направлениям, можно добиться хороших результатов. Необходимо помнить, что предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определё нной территории:

- духовная жизнь (взгляды, помыслы, идеалы);

- особенности культуры, быта, истории коренных жителей края;

- деятельность многих поколений жителей села, района, края, социально-экономические и политические отношения;

- судьбы конкретных людей, история семей.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трё х временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая историю села, важно познакомить учащихся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления.

Формы и методы краеведческой работы.

Составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. К ним относятся:

-изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана.

-кружковая работа, которая проводится за счет часов школьного компонента. На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Основной задачей кружка по краеведению является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. Кружки по краеведению сочетают в себе многие формы, приемы и методы как внеклассной, так и урочной работы с детьми : здесь и семинары, и практикумы в музеях и архивах, конференции, экскурсии. В процессе кружковой работы ребята могут научиться правильно писать рефераты, проводить различные исследования, анкеты, опросы, работать с научной, научно-популярной литературой и источниками, а также получают опыт публичных выступлений.

Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время, можно разделить на три группы:

1) мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации и другими интересными людьми);

2) мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);

3) мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (работа краеведческого кружка, защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.

Экскурсии, являются продолжением изучения материала. Полученные сведения конкретизируют учебный материал, делают предметным.

Экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников.

Историко-производственные экскурсии, помогают правильной профориентации учащихся

Методы самостоятельной работы :

- опросы, анкетирование (не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов);

- интервьюирование (занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого);

- коллективно творческие дела (главной целью является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. В этом направлении нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к ктд, классы производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные учащиеся пишут доклады, рефераты, а остальные — разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов); - практические (лабораторные) занятия (учащиеся учатся приемам работы с местной литературой, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов); - составление летописи по истории школы, предприятия, села, города Игра - это тоже один из видов изучения краеведения. В увлекательной форме ребята осмысленнее узнают что-то новое, закрепляют ранее изученный материал и навыки работы с документами.

Многообразие форм и методов— все это делает краеведческую работу более живой и интересной, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся.

Включение краеведческого компонента в программы учебных предметов

-изучение материалов краеведения на уроках основного курса Отечественной истории.

Систематически проводятся мероприятия краеведческого направления

Привлечение ярких эпизодов из истории родного края позволяет сделать многие события истории более близкими и понятными для учащихся. По ряду вопросов можно дать задание самостоятельно проработать материал в краеведческой литературе, выполнить творческое задание.

Внеклассная работа.

-работа с архивными документами, с периодической печатью;

-сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, района, села;

-работа школьного музея;

-работа лекторской группы;

-летопись школьной жизни;

-встречи с участниками и очевидцами исторических событий;

-фотографирование участников событий, других знатных людей, а также зданий и иных исторических объектов;

-консультации научных сотрудников архивов, музеев, работников библиотек и внешкольных учреждений;

-беседы с местным населением;

-поиск предметов материальной и духовной культуры;

-использование материалов для написания рефератов, исследовательских работ.

Совет музея школы

Оформление новых стендов.

Проведение экскурсий по различным экспозициям.

Познавательная краеведческая работа имеет три уровня.

1 уровень. Получение готовых знаний

- со слов учителя, из учебных пособий и СМИ; - встречи с ветеранами; - экскурсии.

2 уровень. Самостоятельное приобретение знаний

3 уровень. Участие в научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся принимают участие в подготовке и проведении многих мероприятий разных уровней.

Участие учащихся и учителей ОУ в мероприятиях краеведческого направления районного и краевого уровней.

№ Мероприятие Участники Результат

Проведены масштабные долгосрочные проекты

-воспитание уважения к памяти защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны;

- расширить знания по историческому краеведению о Героях Советского Союза Краснохолмского района;

-развивать умения поисковой деятельности, обработки и представления материалов, полученных в результате проведения акции; формировать умения работать в коллективе, в творческой группе;

-развивать чувство патриотизма, чувство долга перед памятью героев – защитников нашей Родины у подрастающего поколения.

19 февраля 2018 года все обучающиеся школы принимали участие в торжественной линейке, посвященной 20-летию присвоения школе имя воина-интернационалиста Сергея Забавина.

Целью проекта по духовно-нравственному воспитанию- сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Основные принципы исследовательского проекта:

1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).

Участие в конкурсах

- на лучшее исполнение песни о городе Красный Холм;

- лучшее стихотворение собственного сочинения о родном крае;

- лучшее исполнение стихов краснохолмских поэтов;

2. Конкурс МБОУДО «Краснохолмский районный Дом детского

ставшем впоследствии г. Красный Холм 2017 г. -1 место

ГБОУ ДПО ТИУУ Видеоконференция экскурсоводами в онлайн режиме о Сергее Забавине, чье имя присвоено нашей школе.

3. Центр русского языка и русской культуры ТвГУ

МАОУ СОШ № 5 им. Л. Н. Гумилева г. Бежецка Тверской области

5. Областная краеведческая викторина, посвященная 75-летию освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков 20.11.2016. Пр. № 49 от 04.11.2016.

3. Районные конференции исследовательских работ обучающихся

- работа по теме "Родники- святые источники Краснохолмского района"-участие;

Наша школа презентовала выступление об известном географе, исследователе Антарктиды Русине.

14 мая 2018 г. обучающиеся нашей школы посетили новую интересную выставку периодических изданий, посвященных изучению Тверского края.

Взаимодействие с районным музеем

25 января 2018 г. в краеведческом музее для учащихся 7-а класса сош №2 им. Сергея Забавина прошел урок мужества "Незатихающая боль блокады". Его совместно подготовили и провели работники музея, дома детского творчества и центральной библиотеки, рассказав ребятам о мужестве жителей города - героя.

2 октября, Всемирный день архитектуры, отмечается ежегодно в первый понедельник октября. Поздравляем архитекторов и ценителей архитектурных шедевров. По городу организованы экскурсии на которых обучающиеся знакомились с архитектурными зданиями и памятниками города.

Г. Тверь. Путевой императорский дворец

д. Утехово Экскурсия на могилу летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

д. Пруды на родину знаменитого художника П. П. Чистякова. Приведение в порядок памятника, знакомство и беседа с жителями деревни.

Традиционными стали участия на межрегиональной Антониевской ярмарке. Весной и осенью дети с удовольствием выставляют поделки декоративно-прикладного искусства и в концертных программах.

Наличие программно-методических материалов:

Васильева В. В., учитель географии, МБОУ сош № 2 им. С. Забавина

-экскурсия на пищекомбинат;

-уборка территории сквера и парка Победы;

-посадка сосен на территории больницы;

1. В. Н. Суслов. Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Легион, 2011

2. Судьбы без Родины не вижу…История района. Б. Петропавловский 2015

3. Т. К. Щеглова. Устная история и краеведческая работа. Преподавание истории в школе, №5, 1998г. : Школа- Пресс, 1998

4. Краеведение в школьном историческом образовании. Преподавание истории и обществознания в школе, №10, 2004: школьная пресса, 2004

5. Материалы школьного музея

Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как.

Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по программе Нищевой Н. В Выступление на методическом объединении в МБДОУ детский сад № 19 «Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности.

План образовательно-воспитательной работы на октябрь Октябрь Утренняя гимнастика 1. Ходьба и бег вокруг кубиков. Построение вокруг кубиков, затем по сигналу воспитателя ходьба и бег вокруг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краеведческая деятельность
как компонент воспитательной работы
РАЗДОЛЬИНСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬТНОЙ школы

В последнее десятилетие в России возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой — насущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина.
В российских школах в последние годы происходят позитивные изменения, направленные на расширение краеведческого компонента образования. Появились новые пропедевтические курсы истории, основным содержанием которых являются вспомогательные исторические дисциплины, упражнения и практические задания, обращенные непосредственно к ученику, его жизненному опыту, домашнему архиву. В итоге формируются культурологический, патриотический и личностно значимый мотивы изучения истории.
Разрабатываются региональные программы, предусматривающие изучение истории родного края в единстве с историей страны.
Анкетирование, опросы и беседы с обучающимися показали, что большинство из них плохо знают прошлое своей семьи, школы, населенного пункта, где проживают, наши дети не знают своих корней, истории поселка, района, области. А ведь теряя связь с национальным прошлым, предками, мы утрачиваем и чувство Родины. Восстановлению и развитию этих связей и чувств способствует краеведческая работа в школе.
Что же такое краеведение? Каждый из нас понимает это слово по-своему, но никто не будет отрицать, что это – краелюбие, краезнание. А знать свой край, значит, и любить его. Круг интересов краеведа – прошлое и настоящее какого-либо края, определенной местности: от деревни, малого города, даже своих дома и улицы, усадьбы, школы или другого учебного заведения, истории семьи и т. д., до крупного региона во всем многообразии тем исследования.
В наши дни под краеведением чаще всего понимают и сферу научной и просветительской деятельности, и общественную работу, причем такую, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг людей и особенно местных жителей и обучающихся школ.
Интерес к тому, что ближе всего, — основа интереса ко всему остальному, это помогает понять общие представления о мире и обществе, о взаимосвязях явлений и времен. Следовательно, краеведение – это и школа познания, и школа воспитания культурой, и школа становления и закрепления представлений о взаимосвязи природы и общества, о взаимосвязях наук.
С закреплением многообразных форм краеведческой деятельности определились особые направления краеведения (историческое, географическое, литературное, экологическое и другие), в том числе и школьное краеведение. Но при этом основными задачами краеведа остаются: просветительская, научная, памятникоохранительная и природоохранная.

Потенциал школьного краеведения

Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его , участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это среди остальных направлений образовательной деятельности:

• приоритет воспитательных задач;
• возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
• интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
• самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
• реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
• внешняя привлекательность деятельности для обучающихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий их познавательную мотивацию;
• практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Главная цель школьного краеведениявоспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- познакомить обучающихся с историей и современностью края;
- сформировать у обучающихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край;
- способствовать формированию личностного отношения обучающихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств обучающихся, патриотического отношения к малой родине;
- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ);
- способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);
- способствовать становлению, развитию и упрочению учебновоспитательных коллективов, семьи;
- способствовать развитию личностных качеств обучающихся средствами краеведения.

Уровни краеведческой работы

Современное состояние краеведческой деятельности в Раздольинской школе находится на этапе возрождения. К сожалению, накопленный в течение предыдущих лет (70-80-ые г.г.) краеведческий материал по ряду объективных и субъективных причин был частично утрачен, роздан по другим школам и музеям. Возросший интерес к проблемам изучения родного края не обошел и нашу школу. Начиная с 2005 года, краеведение стало одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения.
Основные направления краеведческой работы Раздольинской школы:

• Историческое краеведение
• Естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое)
• Этнокультурное и социологодемографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
• Музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея)
• Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных или участия в плановых экскурсиях)
• Семейное краеведение.

По охвату территории у нас представлены все виды краеведения:
- Субрегиональное (краеведческое изучение территории своего села, сельского поселения, муниципального района).
- Региональное (краеведческое изучение территории Кузбасса).
- Межрегиональное (краеведческое изучение территории России, стран СНГ).

Формы краеведческой деятельности РООШ:
- Учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, на уроке или во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса.
- Непрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. В непрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по своему краю, школьные экспедиции, учебно-исследовательские, творческие и проектные работ.

- Внеклассные мероприятия краеведческой направленности .

Внеклассная краеведческая работа более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы широкого круга обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга обучающихся во внеурочное время, решению воспитательных задач школы.
Внеклассная работа по краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

Внеклассная краеведческая работа отличается разнообразием форм. В нашей школе используются следующие формы внеклассной краеведческой работы:

Краеведческие олимпиады
Проводятся во всех параллелях. Цели краеведческой олимпиады – выявить одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать развитию интереса к предмету. В олимпиаде принимают участие все желающие школьники. Вопросы олимпиады разрабатываются учителем и касаются как основных программных вопросов курса, так и выходят за его рамки: география и экология региона, история и культура родного края и т.п.
Формы проведения олимпиады могут быть разнообразны и различны для каждой возрастной группы участников: викторина, тестовые задания, мини-сочинения, ответы на задания вопросника и др.

Выставки
Цель проведения выставок – развитие интереса обучающихся к родному краю, развитие творческих способностей учащихся. Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, поделки, компьютерные произведения, учебные пособия и другие изделия, созданные участниками: школьниками или членами их семей. Темы выставок:
- Мой любимый уголок края
- Моя малая родина – (п. Раздолье, д. Хорошеборка, д. Опарино …)
- Контрасты нашего края
- Люди нашего края
- Наш край в будущем и др.
Выставки фотографий наших школьников представлены в одной из школьных рекреаций. Так же мы активно участвуем в выставках-конкурсах творческих работ разных уровней.

Школьный краеведческий музей

Идея возрождения краеведческого музея в Раздольинской общеобразовательной школе возникла в 2006 году. Это целенаправленная, творческая поисково-исследовательская работа по теме, связанной с историей села и школы, а также с историей и культурой района.

Основной целью музея является расширение образовательного пространства для школьников; приобщение к культуре своего народа; развитие интереса к истории Топкинского района, Хорошеборской территории через краеведческую деятельность.

- пополняет фонд путём исследований учащихся;

- проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

- изучает собранный материал, оформляет его.

Работе школьного краеведческого музея ведется по нескольким направлениям:

3. История Раздольинской школы.

Музей создаётся усилиями всего педагогического коллектива, обучающихся школы, жителей села.

Также представлен материал о Рябцевой Зинаиде Фёдоровне, эвакуированной в годы войны из блокадного Ленинграда, о Медведевой Зое Фёдоровне, узнице фашистского концлагеря, которая в годы войны ребёнком была угнана в Германию (ей тогда было всего 13 лет).

По военной теме собрано пока около 60 экспонатов. В дальнейшем планируется оформить стенд, посвящённый участникам войны в Афганистане и Чечне. Есть материал об участниках первой Чеченской войны: Головкове Евгении Александровиче и Данько Владимире Николаевиче.

Историей села и заселения совхоза давно в нашей школе занимается учитель информатики Неподкосова Инна Викторовна. Она со своими учениками собрала богатый материал по данной теме.

В прошлом году наш музей значительно обогатился различными предметами домашнего обихода. В этом неоценимую помощь нам оказали жители села Хорошеборка.

Третье направление – это история школы.

Музейные материалы, экспонаты используются в общешкольных мероприятиях.

Муниципальная научно-практическая конференция:
2006 г. – Грачева Юлия, обучающаяся 8 класса, 1 место (творческая работа по биологии);
2006 г. – Беккер Ирина, обучающаяся 8 класса, 3 место (прикладная работа по биологии);
2008 г. – Максикова Екатерина, обучающаяся 8 класса, 1 место (творческая работа по биологии);

Областной конкурс методических материалов эколого-биологической направленности:
2008 г. – Скиденко Н. А., заместитель директора по воспитательной работе, 1 место.

На наш взгляд, в воспитательной работе с учащимися современной школы, помимо пассивного обращения к героическому прошлому, культуре, истории нашего государства целесообразнее всего было бы использовать их стремление к активной деятельности. Патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности. В освещении каждой проблемы надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края. Необходимо рассматривать школьное краеведение как систему. Системный подход, наряду с педагогической эффективностью школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения. Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.

Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

Занятие краеведением является еще и важнейшей частью патриотического воспитанияв школе

Основная задача патриотического воспитания- это формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своего Отечества, способный выполнять гражданский долг как в мирное так и в военное время.

Любить могучую и благополучную страну легко. Гораздо труднее найти что-то интересное, значимое, вызывающее гордость в своей маленькой деревне, селе или ауле. Но ведь именно с любви к своей малой Родине, к этой маленькой частице большой страны и начинается любовь к огромной стране, к своему Отечеству.

Для занятий краеведением не нужно больших затрат, длительных поездок, дорогостоящего оборудования. Достаточно сходить на экскурсию по окрестностям своего аула, присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет. И тогда малая Родина тебе откроет массу своих тайн. И тогда станет ясно, что без истории твоей малой Родины история России была бы неполной, что вся великая держава состоит из множества маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей малой Родине, возникнет необходимость бережного отношения к ней.

Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания.

Краеведение как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом.

У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания они либо устно или в различных письменных документах передавали последующим поколениям.

Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

• приоритет воспитательных задач;
• возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
• интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
• самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
• реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
• внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
• практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Все это требует особого подхода к организации учебнопознавательной деятельности учащихся, методике организации учебновоспитательного процесса в учреждениях образования каждого региона.

Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- познакомить учащихся с историей и современностью края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край;

- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ);
- способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);

- способствовать становлению, развитию и упрочению учебновоспитательных коллективов, семьи;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.

Учреждения образования могут реализовать одно, или несколько направлений краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных учащихся и их объединений.

Краеведческая работа учреждений образования может развиваться по ряду направлений:

• Историческое краеведение (военноисторическое, историкокультурное, историкоархивное, археологическое и др.)
• Естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.)
• Этнокультурное и социологодемографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
• Туристскокраеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов)
• Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)
• Оздоровительный туризм (совершение некатегорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода)
• Музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея)
• Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях)
• Семейное краеведение.

Таким образом, поставленные задачи и многообразие направлений деятельности нацеливают педагогов на организацию системной разноплановой деятельности учащихся, формирующей у них отношение к своей малой родине, опирающееся на систему разнообразных краеведческих знаний; организацию разнообразной развивающей коллективной и индивидуальной творческой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время.

Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих курсов, внеурочной работы по предмету, туристскокраеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при использовании образовательных ресурсов краеведения реализуемых в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.

Организационные формы краеведческой деятельности:

- уроки основного курса "Краеведение";
- интегрированные краеведческие курсы;
- уроки всех учебных дисциплин, опирающихся на краеведческий принцип преподавания;
- краеведческие объединения, клубы, кружки, работающие на базе образовательных учреждений;
- экскурсионные объединения;
- музейные коллективы, работающие на базе музеев образовательных учреждений округа;
- научные ученические общества;
- территориальные объединения;
- общественные объединения;
- семейные формы.

Сложность поставленных задач и специфика школьного краеведения требуют от руководства образовательного учреждения вдумчивого подхода к перспективному планированию системы школьного краеведения, основанного на анализе информации о:

- законодательной и нормативноправовой базе; школьного краеведения
- кадровом составе: квалификации, компетентности, готовности использовать оптимальные педагогические технологии, методы, приемы, формы обучения и воспитания;
- программном, научнометодическом, дидактическом и материальнотехническом обеспечении деятельности;
- состоянии деятельности и уровне потребности в ней учащихся и родителей;
- состоянии системы дополнительного образования;
- вовлеченности семей в краеведческую деятельность;
- ресурсах природного и социокультурного пространства, внешней образовательнойсреды;
- специфике и традициях образовательного учреждения,и учете специфики школьного краеведения.

Рассмотрим основные элементы системы краеведческой деятельности образовательного учреждения.

Познавательная (по основной задаче) краеведческая деятельность реализуется в структуре учебного процесса на основе выбранной образовательным учреждением учебной программы. В настоящее время преподавание учебных краеведческих курсов осуществляется по ряду образовательных программ, которые, как правило, не отражают всего многообразия содержательной стороны краеведческой подготовки школьников, являются профильными (исторические, этнокультурные, геологические и т.п.). Другими недостатками программ являются: отсутствие требований к знаниям и умениям учащихся, перечня практических работ, экскурсий; достаточно узкая содержательная направленность.

Воспитательно-развивающие и оздоровительные аспекты школьного краеведения реализуются в подсистемах внеурочной, внеклассной деятельности и дополнительного образования, призванных содействовать решению приоритетных – воспитательных задач школьного краеведения. Внеурочная краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга учащихся во внеурочное время, решению задач школы полного дня.

Цели работы данных подсистем:

- способствовать развитию личностных качеств каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности
- углубить и расширить знания учащихся о своей малой родине (за счет включения в деятельность внепрограммного и расширения программного материала)
- способствовать формированию общеучебных умений и навыков (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков)
- способствовать социальной адаптации и профессиональной ориентации школьников
- способствовать семейному воспитанию.

Внеклассная краеведческая работа отличается разнообразием форм. Выбор содержания и форм работы, как правило, определяются педагогом исходя из его опыта, круга увлечений. При этом педагог обязан учитывать интересы и возрастные особенности учащихся, возможности использования социокультурного пространства региона, особенности и традиции конкретного образовательного учреждения

Читайте также: